Трагедия Ларисы Огудаловой. Окружение Ларисы. Место женщины в сложном мире. Трагическая судьба ларисы огудаловой

Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы “Гроза” Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других героев пьесы. Судьба Катерины чем-то похожа на судьбу другой героини Островского. В данном случае речь идет о пьесе “Бесприданница”.
Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня “Грозы”. Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова - обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже “пристроены” благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.
Лариса Огудалова влюбляется в “блестящего барина” Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: “Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь”.
Она сама соглашается с этим: “Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...”.
Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.
Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Драма Островского "Бесприданница" построена на классической естественности и простоте образов героев, но в то же время на сложности их характеров и поступков.Драма не похожа на другие, в ней нет крепко завязавшихся интриг, герои такие же люди, но с отличием в том, что они более простые, их легко понимать.

Гончаров, рассуждая об основе драмы Островского говорил, что драматургу "как будто не хочется прибегать к фабуле - эта искуственность ниже его: он должен жертвовать ей частью правдивости, целостностью характера, драгоценными штрихами нравов, деталямя быта - и он охотнее удлинняет действие, охлаждает зрителя, лишь бы сохранить тщательно то, что он видит и чует живого и верного в природе".

Произведение Островского не укладывается ни в одну из классических жанровых форм, это дало повод Добролюбову говорить о ней, как о "пьесе жизни". В "Бесприданнице" Островский приходит к раскрытию сложных, тонких, психологически многозвучных человеческих характеров. Он показывает нам жизненный конфликт, читатель проживает этот небольшой отрезок жизни, как житель того же города Бряхимова, или, что ещё интересней, как любой герой драмы.

Лариса Огудалова- главная героиня драмы, вокруг неё всё дейсвтие, "бродят" интриги.

Лариса - девушка, ещё более хрупкая, незащищённая, чем кажется на первый взгляд. По моему мнению, её можно сравнить с белой благородной розой.Девушка такая же нежная и красивая, не зря её называют "украшением города". Но с другой стороны о Ларисе говорят, что она "дорогое украшение, требующее хорошего ювелира". Может быть, это было бы приятно, но здесь, в пьесе, эти слова прозвучали нахально и пошло. Ведь здесь Ларису оценивают как вещь, в данном случае, как драгоценный камень.Конечно, драгоценный - это лестно, но ведь камень, что-то холодное, неживое, бесчувственное, совсем не подходящее романтичной натуре Ларисы.

Её душа утончённая, светлая, музыкальная, чуткая и мелодичная. Лариса, как огонёк в этом городе, как героиня одного из русских романсов, которые она так любит петь. Наслушавшись романсов в собственном исполнении, она начинает мечтать о чистой любви, о крепкой семье, любящем супруге.

Но всё выходит не так, как хочет этого девушка. В основе драмы - социальная тема. Лариса бедна, она является девушкой без материального приданого, но в то же время у неё богатый внутренний мир, которого мы не найдём больше ни у одного из героев драмы. Лариса живёт в мире, где всё покупается и продается, даже девичья красота и любовь. Но, заплутав в своих мечтах, в своем радужном мире, она не замечает в людях самых отвратительных сторон, не замечает некрасивого отношения к себе, Лариса везде и в каждом видит только хорошее и верит в то, что люди таковы и есть.

Вот так Лариса ошиблась и в Паратове. Он оставляет влюблённую девушку ради выгоды, губит по собственному желанию. После, Лариса готовится выйти замуж за Карандышева. Девушка воспринимает его как доброго бедного человека, которого не понимают окружающие. Но героиня не понимает и не чувствует завистливой, самолюбивой натуры Карандышева. Ведь в его отношении к Ларисе больше самодовольства за владение таким драгоценным камнем, как Лариса.

В финале драмы к Ларисе приходит осознание. Она с ужасом и горечью понимает, что все вокруг вопринимают её как вещь или, что ещё хуже, хотят сделать содержанкой, как например Кнуров и Вожеватов.

И тогда героиня произносит слова:" Вещь...да вещь. Они правы, я вещь, а не человек." Лариса в отчаяньи пытается броситься в Волгу, но не может, ей страшно расставаться со своей жизнью, какой бы никчёмной и несчастной она ей не казалась.

Расстроенная девушка понимает наконец, что в этом мире всё оценивается "шорохом купюр", и тогда она решает:"Уж если и быть вещью, так одно утешенье - быть дорогой".

Выстрел карандышева - это спасение в глазах Ларисы, она рада тому, что она снова принадлежит только себе, её не смогут продать или купить, она свободна. В нерасчётливом случайном поступке Карандышева Лариса находит тень благородства и живого человеческого чувства, и её душевная драма анконец заканчивается, впервые героиня чувствует себя по- настоящему счастливой и свободной.

Отчего плачет чайка?

Комбинированный урок – размышление с элементами критического мышления по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» 10 классУчитель школы-лицея «Дарын» г. Петропавловска Демченко Инна Николаевна
Тема: Причины трагической судьбы Ларисы в драме А.Н.Островского «Бесприданница»
Цели: Образовательные : определить причины конфликта в пьесе, раскрыть его социальную и психологическую обусловленность, выяснить значение названия произведения;Развивающие: развитие творческого потенциала, поисковых умений, навыка рефлексии, коммуникативных навыков;Воспитательные: пробуждение внимания к внутреннему миру человека, воспитание гуманистического сознания в осмыслении темы поступка и ответственности за него, воспитание нравственной чуткости.
Оборудование: мультимедийное оборудование, эпизодыфильма «Жестокий романс», ассоциативные рисунки, иллюстрация художественного пространства пьесы.

Ход урока

Я считаю «Бесприданницу» одной из лучших драм Островского, главный смысл которой – в столкновении любви и цинизма, проблеме по сути вечной… Э.Рязанов1.Организационный момент. Сегодня мы будем размышлять над произведением А.Н.Островского «Бесприданница». Попытаемся выяснить причины трагической судьбы Ларисы, дать оценку поступкам героев пьесы.2.Слово учителя. «Бесприданница» была написана в 1879 году. Почему же мы, люди, живущие в 21 веке, с неослабевающим интересом обращаемся к этому произведению? Почему эта драма до сих пор ставится на сценах ведущих театров, почему к ней неоднократно обращался советский кинематограф? Ответ на эти вопросы в словах замечательного российского режиссёра, постановщика, актёра, сценариста Эльдара Рязанова. Эти слова стали эпиграфом к сегодняшнему уроку. Островский поднимает вечную проблему столкновения любви с наглостью, бесстыдством, пренебрежением.3.Мозговая атака. О чём заставило вас задуматься произведение? Какие чувства вызвало оно в вас? Итоги первичного осмысления учащиеся формулируют в виде продолжения следующих предложений:Могу сказать, что… Захватывает… Можно предположить, что… Хочется понять… Вы озвучили те вопросы, ответы на которые мы попытаемся найти на сегодняшнем уроке.
4.Постановка проблемы. У каждого человека случаются в жизни разочарования, потери, расставания, трагедии.Что помогает человеку в трудную минуту выстоять и не сломаться, не дойти до крайней точки, до последнего решения?
Составление кластера. Учащиеся называют те явления, которые могут быть смыслом жизни человека. Смысл жизни любовь семья друзья деньги работа цель в жизниЧто же из всех этих составляющих было в судьбе Ларисы Огудаловой?
5. Работа в группах. 1 группа. Семья. Харита Игнатьевна Огудалова. Что можно сказать о женщине, судя по её имени? Чему учит дочь «любящая матушка»? Понимает ли мать Ларису? Каковы отношения Хариты Игнатьевны и Кнурова?
Имя героини говорит о том, что она стремиться к изяществу, красоте, роскоши, но есть в ней цыганская хитрость, изворотливость, умение приспособиться и даже мошенничать. Семья Огудаловых обеднела и занимает теперь двусмысленное положение. Для Хариты Игнатьевны показное благородство и роскошь – необходимость, чтобы удачно выдать замуж дочерей.Кнуров и Вожеватов говорят о ней «бойкая», «проворная», т.к. она из всего стремится извлечь выгоду. С богатыми людьми она льстива и хитра. Этому же она учит дочь. Она уверена, что без хитрости не проживёшь. На слова Ларисы об отвращении к хитрости, притворству и унижению, она отвечает с иронией: «Эко страшное слово…» (зачитывание отрывка).Харита Игнатьевна не понимает Ларису, не одобряет её решения выйти замуж за Карандышева, высмеивает её стремление уехать в деревню, не соглашается на просьбу дочери сыграть скромную свадьбу.На протяжении всего произведения Харита Игнатьевна выпрашивает у Кнурова деньги, а накануне свадьбы даёт своё согласие на предложение богатого купца быть содержателем Ларисы, в том случае, если она уйдёт от Карандышева. В этом сговоре Харита Игнатьевна дошла до крайней степени алчности, до полного пренебрежения понятиями чести.Ассоциации. Объяснение учащимися своих ассоциативных рисунков, на которых изображены предметы и животные, с которыми ассоциируется у них образ Хариты Игнатьевны. (Кукушка, ворона, ларец и т.д.)Вывод: Лариса не может получить поддержку в семье.
Друзья: М.П.Кнуров и В.Д.Вожеватов. Как характеризуют купцов их имена? По дружески ли они относятся к Ларисе? Дайте оценки их поступкам. Имена купцов говорят о низменности их желаний, о безнравственности поведения.Это купцы новой формации, они приобрели внешний лоск, они образованы, способны увидеть и оценить красоту. Но они прагматики. Всё в этом мире они измеряют выгодой. К Ларисе они относятся как к дорогой вещи, которой нужен ювелир. Кнуров годится в отцы Ларисе, но относится к ней не по – отечески. Он не транжира и даёт деньги Харите Игнатьевне не просто так. Кнуров рассчитывает на её помощь в отношениях с Ларисой, которую он хочет видеть своей содержанкой.Вожеватов смеётся над чувствами Ларисы, разыгрывает её в орлянку и отказывает ей даже в сочувствии.Ассоциации. (Ледяное сердце, стервятники и т.д.)Вывод: Друзей рядом с Ларисой нет.
2 группа. Любовь: С.С.Паратов Какова этимология фамилии Сергея Сергеевича? Почему Островский не избегает романа Паратова с Ларисой? Чем Паратов выгодно отличается от остальных купцов? Была ли любовь к Ларисе? Почему же тогда губит её не задумываясь?
«Поратый» - бойкий, сильный, дюжий.Физическую и моральную силу мы видим в С.С.Паратове.В романе с Ларисой наиболее полно раскрывается натура Паратова.Сложность, неоднозначность натуры проявляется в смелости, удали, уважении к людям труда (бурлакам), но, с другой стороны, в издевательстве над Карандышевым, пренебрежительном отношении к Робинзону, жестокости к Ларисе. Для Паратова в жизни нет ничего заветного кроме выгоды.От других купцов он отличается тем, что способен на возвышенные порывы, на влюблённость, на взлёты, но к сожалению это рыцарство на час. Охваченный желанием быть с Ларисой, он увозит её из дома Карандышева, не задумываясь о последствиях. В этот момент в нём проявляется эгоизм и безответственность.Ассоциации (Коршун над голубкой, ураган, блестящая монета) Вывод: Любовь оказывается обманом, предательством.
3 группа: Ю.К.Карандышев. Почему персонаж носит такое странное имя? Почему входе просмотра фильма менялось ваше отношение к Карандышеву: вначале вам было его жаль, а потом вы испытали к нему неприязнь? Любил ли он Ларису? Какова цель обеда, устроенного Юлием Капитоновичем? Какие черты характера Карандышева раскрываются во время обеда? В «высоком» имени – заявка на величие, стремление казаться значимым, а прозаические отчество и фамилия выдают мелкую сущность. Карандышев – персонаж трагикомический. Его унижали, оскорбляли, не замечали, и «маленький человек» заболел тщеславием. Он становится отвратительным, т. к. стремится подражать сильным, даже к Ларисе относится по-купечески, как к вещи. Возможно в нём была влюблённость в Ларису, но сильнее в нём было желание самоутвердиться рядом с ней, повеличаться, войти в общество богатых и сильных. Карандышев упрекает Ларису «табором» и призывает изменить образ жизни, а сам не спешит уехать в деревню, т.к. тянется к публичности. Обед, который устраивает Карандышев, нужен ему чтобы подчеркнуть своё превосходство, мотивируя выбором Ларисы. Тост, произнесённый Юлием Капитонычем в честь Ларисы, оказался тостом в честь себя.Самонадеянность затмевает ему глаза до глупости.Ассоциации (идол, надутый муравей) Вывод: Карандыщев не спаситель. Он тоже преследует свои цели.

В кластере мы зачеркнули все составляющие. В жизни нет ничего, что поддержало бы Ларису в минуту предательства и разочарования.Лариса – бесприданница не только потому, что у неё нет денег, но и потому, что нет ничего, что делало бы её сильнее.4 группа: Лариса Огудалова Просмотр отрывка из фильма.
Почему автор даёт героине именно это имя? Какие черты характера Ларисы раскрывает прослушанный романс? Какой внутренний конфликт присутствует в Ларисе? Почему избранником сердца стал именно Паратов? Может ли она быть счастлива с Карандышевым? Можете ли вы оправдать отъезд Ларисы с купцами на «Ласточку»? Как расцениваете решение Ларисы согласиться на предложение Кнурова? Можно Ларису назвать романтической героиней?
Лариса – чайка, птица с криком похожим на плач, птица, рвущаяся ввысь от земли. Именно такой предстаёт перед нами героиня. Она доверчива, романтична, её свойственно приписывать людям несуществующие достоинства. Купцы отмечают в ней бесхитростность, неумение жить. Лариса ненавидит тот шум и блеск, который стремится создать вокруг неё мать, но сама всей душой потянулась к такому же шумному и блестящему Паратову. Она не видит в нём подлости, а видит широту души, мужественность, силу и ум. С Карандышевым она не может быть счастлива, т.к. согласилась на брак с ним от отчаяния. В ответ на его упрёки «табором» Лариса ранит его самолюбие откровенными словами, о том что выходит за него замуж от безысходности. Поэтому она пошла за Паратовым, лишь только он позвал. Согласившись на предложение Кнурова, Лариса выносит себе приговор похуже смерти: «Я – вещь!» Карандышеву она благодарна за то, что он сделал то, на что у неё не хватило духу.
Почему и пьесе, и в фильме часто возникает образ храма, колокольного звона? Как это связано с финалом пьесы?

Драма Островского «Бесприданница» показывает читателям трагедию Ларисы Огудаловой, ставшей безвольной игрушкой в руках окружающих. Лариса Огудалова, подобно Катерине Кабановой, главной героине другой драмы Островского, также становится жертвой. Однако Лариса обладает изначально другими качествами, чем Катерина, выросшая в патриархальной среде. Драма «Бесприданница» была написана в 1879 году. В это время в России уже установились капиталистические отношения. А значит, патриархальные устои постепенно утрачивают свою актуальность.

Лариса Огудалова получила хорошее образование. Она поевропейски утончена. Лариса мечтает о любви. Девушка обладает горячим сердцем. Она не может допустить, чтобы ее жизнь была связана с нелюбимым человеком. Но желание любви у Ларисы совпадает с мечтой и красивой жизни. Лариса бедна, но для того, чтобы стать счастливой, ей нужно и богатство.

Ларису окружают мелочные, неблагородные люди. Блестящий барин Паратов воспринимает Ларису только как красивую вещь. Этот вальяжный самовлюбленный человек кажется девушке воплощением идеала. Но на самом деле Паратов не обладает ни благородством, ни добротой. Он эгоистичен, мелочен, жесток, расчетлив.

Впрочем, Карандышев, который изначально не воспринимается как достойная пара для Ларисы, мало от него отличается. Лариса молода и неопытна. У нее нет сильного характера, чтобы противостоять сложившимся обстоятельствам. Она словно играет по чужим правилам, становится игрушкой в чужих руках. Даже мать Ларисы воспринимает свою дочь только как товар. Она готова пожертвовать красотой, молодостью Ларисы, поскольку это дает возможность получить материальную выгоду, упрочить социальное положение Огудаловых.

Все, кто окружает Ларису, думают о ней исключительно как о вещи, объекте развлечения. Не случайно ее разыгрывают в орлянку. Все лучшие качества Ларисы, ее душа, чувства никого не интересуют. Люди думают только о ее внешней красоте. Ведь именно делает ее столь привлекательной игрушкой.

Карандышев говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь». Огудалова и сама соглашается с этим: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...». На мой взгляд, главная трагедия девушки заключается именно в том, что Лариса обладает горячим сердцем. Если бы она была хладнокровной, расчетливой, хитрой, Ларисе при ее внешних данных и умении подать себя удалось бы совсем неплохо устроиться в жизни. Однако пылкость, эмоциональность, открытость героини заставляет ее сильнее страдать от той роли, которая ей отведена. Любовь, чувства Ларисы никого не интересуют, она нужна исключительно для развлечения. Девушка в финале драмы оказывается раздавленной, уничтоженной. Это приводит к тому, что отчаявшаяся Лариса даже соглашается принять условия Кнурова.

Трагичный финал «Бесприданницы» является спасением для героини, избавлением от унижения. Теперь она не принадлежит никому. Смерть представляется благом для Ларисы. Ведь униженная, несчастная, она не видит никакого смысла в дальнейшей жизни. Поступок Сергея Сергеевича Паратова заставляет девушку осознать тот страшный факт, что финал ее жизни будет неизбежно трагическим. Да, сейчас она еще нужна комуто помимо Сергея Паратова, но пройдут годы, молодость увянет и Лариса будет попросту выброшена кемнибудь из богатых содержателей, как изношенная и ставшая ненужной вещь.

Драма «Бесприданница» снова заставляет нас задуматься о месте женщины в мире. Если в пьесе «Гроза» Катерина стала жертвой домостроевского уклада жизни, то Лариса - жертва новых, капиталистических отношений. Примечательно, что правила, по которым живет общество, меняется. А женщина все также остается бесправным существом. Катерина Кабанова находит в себе силы для протеста. Ведь ее самоубийство - это явный протест против той действительности4 в которой выпало жить героине. Ларисе не хватает мужества сделать даже попытку протеста. Она до последнего остается игрушкой в руках обстоятельств. Возможно, всему причиной воспитание, которое получила Лариса Огудалова. Если вновь обратиться к образу Катерины из «Грозы», можно вспомнить, что эта девушка росла в атмосфере родительской любви и опеки. Поэтому она очень остро воспринимала свое нынешнее бесправное положение. Что же касается героини драмы «Бесприданница», то здесь, по всей видимости, Лариса изначально готовилась матерью именно к роли товара, игрушки. Отсюда и пассивность девушки, отсутствие желания бороться, отстаивать свои права.

Судьба Ларисы вызывает сожаление. Но вместе с тем невольно задумываешься, почему героиня, обладающая пылким сердцем, страстно желающая любить, не находит иного выхода своим страстям. Ведь она, получившая европеизированное воспитание, могла бы догадаться, что ее возлюбленный видит в ней только развлечение. Впрочем, Лариса была воспитана в такой атмосфере, что возможность выгодно продать себя, свою красоту и талант, казалась вполне приемлемой. Не случайно мать Ларисы изображена очень корыстолюбивой. Печально, что из всего окружения Ларисы нет никого, кто не был бы столь равнодушен и жесток к судьбе молодой девушки.


Обратимся прежде всего к характеру героини. Лариса - мягкая, чистая девушка. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом - певческим и музыкальным. Лариса с трудом может понять, что в обществе, где она по воле матери должна вращаться, все определяют деньги, деньги и еще раз деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова, из помещика в соответствии с духом времени переквалифицировавшегося в предпринимателя-судовладельца, но целиком сохранившего барскую психологию. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Лариса бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить всё, товаром становится ее красота, о чем героиня до поры даже не подозревает. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хЬаткой миллионщиков из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль. Неслучайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Лариса верит, что ее возлюбленный - человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все... Сергей Сергеич... это идеал мужчины». Здесь любовь застила глаза Ларисе. Критически взглянуть на Паратова она уже не в состоянии. Между тем Сергей Сергеич - вовсе не тот идеальный человек, каким представляет его влюбленная девушка. Даже так поразивший Ларису эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в монету, которую она держала в руке, говорит просто о бахвальстве, ради которого Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей и чужой жизнью. И бедным помогает Паратов не по зову души, а из стремления сработать на публику, продемонстрировать той же Ларисе бескорыстие и широту натуры. В финале героиня прозревает, что и приводит ее к трагедии. Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Сергей Сергеич публично унижает ее жениха. Лариса окончательно разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: «У меня один жених: это вы». Однако разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит девушку, но уже давно не волен в своих поступках. Сначала он пытается уверить Ларису, что его страсть к ней была лишь минутным увлечением, но потом признается, что вынужден был жениться на нелюбимой женщине ради богатого наследства: «Паратов. ...Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи? Лариса. Ну, что же! И хорошо, что он забудет. Паратов. Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны. Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты? Паратов. Нет. Л ар и с а. А всякие другие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя. Паратов. Я обручен. Лариса. Ах! Паратов (показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь. Лариса. Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.)

Паратов. Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовало». На самом деле «идеальный мужчина» Сергей Сергеич превосходно все сознавал и точно рассчитывал свои действия. Лариса для него - только красивая вещь, игрушка, которую вдруг отнял какой-то ничтожный Карандышев. Паратов решил показать Юлию Капитонычу, кто в доме хозяин, и отбил у него невесту. В последнем же разговоре с Ларисой Сергей Сергеич выступает в роли не пылкого влюбленного, а вполне рассудительного человека. Он даже не соизволил, дабы не компрометировать себя, проводить потрясенную девушку домой, спокойно передоверив эту миссию пьянице и бездельнику Робинзону. А ведь проводи ее Паратов до дому, Лариса избежала бы гибели от пули Карандышева. Нет, не любит ее тот, за кем Лариса была готова безоглядно идти и в огонь и в воду. Для Паратова она - действительно, только мимолетное увлечение. И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу. К трагической развязке приводит осознание Ларисой того, что все знакомые мужчины рассматривают ее как дорогую красивую вещь, которую можно купить или заполучить за деньги либо каким-то иным образом. Она произносит знаменитое: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек... Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». Когда Лариса предупреждает Паратова: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге - выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет», она еще всерьез не думает о самоубийстве. Слова о Волге и саде призваны скорее напугать возлюбленного, заставить его принять наконец решение, как казалось Ларисе, благоприятное для нее. Но когда Кнуров предлагает ей роль своей содержанки, со значением подчеркивая: «Для меня невозможного мало», мысли о смерти становятся реальными. Лариса размышляет: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя; их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. Ах, что я!.. Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? (Задумывается.) Ах, нет, нет... Не Кнуров... Роскошь, блеск... нет, нет... я далека от суеты... (Вздрогнув.) Разврат... ох, нет... Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная. Кабы теперь меня убил кто-нибудь... Как хорошо умереть... пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть... Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоиться, со всем примириться, всем простить и умереть... Ах, как дурно, как кружится голова». А тут Карандышев рассказывает невесте, как Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь, вынести унижения Лариса уже не в состоянии. Покровительство Юлия Капитоныча для нее оскорбительно. Зато этот человек, для которого жена, вхожая в круг местных миллионеров, должна была стать средством преодоления собственного комплекса неполноценности, помогает Ларисе, сам того не сознавая, осуществить сокровенное желание: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь...» Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет сохранить чистоту, уйти, не запятнав душу и тело развратом, не сделав собственную красоту товаром. Это, а не несчастная любовь к Паратову, заставляет Ларису искать смерти. И в минуту кончины она проявляет подлинное благородство, спасая своего убийцу от суда. Лариса убеждает столпившихся вокруг нее Паратова, Кнурова, Вожеватова - главных действующих лиц драмы и истинных виновников своей гибели: «Это я сама... Никто не виноват, никто... Это я сама». Паратова, наконец, прорывает. Сохранив остатки былого чувства к Ларисе, он исступленно кричит поющим цыганам: «Велите замолчать! Велите замолчать!» Но умирающая Паратову и остальным нисколько уже не верит. У нее еще хватает сил с иронией оспорить паратовское распоряжение: «Нет, нет, зачем!.. Пусть веселятся, кому весело... Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть... Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди...» И заканчивает глубоко искренним признанием: «Я вас всех... всех, люблю», посылает последний поцелуй. А веселье продолжается, и венчает пьесу «громкий хор цыган». Ларисе на этом празднике жизни места так и не нашлось. Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня «Грозы». Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова - обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже «пристроены» благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично. Лариса Огудалова влюбляется в «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь». Она сама соглашается с этим: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...». Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова. Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.