Биография игоря моисеева

Игорь Моисеев - кто по национальности?

О нём так пишут: «Моисеев Игорь Александрович — величайший хореограф 20 века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры».

Справка . Хореограф - это специалист, занимающийся постановкой или обучением танцам. Хореограф может заниматься постановкой и обучением всем существующим видам танцев, в том числе: 1) бальные танцы; 2) балет; 3) народные и национальные танцы; 4) современные танцы; 5) фигурное катание и танцы на льду; 6) театральные постановки; 7) художественная гимнастика.

Игорь Моисеев ставил грандиозные физкультурные парады на Красной площади еще при Сталине. Он ставил балетные постановки. Он создал при Сталине в 1937 Ансамбль народных танцев - Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева - и руководил этим ансамблем более 70 лет. Хотя никогда не состоял в компартии, хотя 18 раз вызывали его партийные чиновники и требовали вступить в партию. Он отказывался, ссылаясь, что верит в Бога. Главная его задача - творческая обработка бытующих в то время в СССР и на Земном шаре образцов фольклора. Начал Игорь Моисеев с русских народных танцев, потом в его программе было уже около 60 танцев народов СССР и других народов Земного нара. Он создал и школу для подготовки артистов в этот Ансамбль. Для этого Ансамбля не было Железного Занавеса. Моисеев со своими артистами большую часть времени в году выступал на Земном шаре в других странах.

Многие жиды: Игорь Моисеев - еврей!

Многие жиды причисляли и причисляют Игоря Моисеева к жидам. Прежде всего потому, что он знаменитый, и хочется этого знаменитого хореографа причислить к жидам, чтобы возвысить жидовское племя над русскими и другими гоями. Говорят, что и фамилия Моисеев - жидовская, она от Моисея, который вывел жидов из Египта, встречался на горе Синай с Богом и получил от Бога каменные скрижали - Концепцию и Программу действий для жидовского народа. Добавляют, что Моисеев играл на сцене Прекрасного Иосифа - библейского героя-жида, который подмял с жидами под себя Египетский народ. Добавляют, что Моисеев в Сталинское время организовывал на сцене пляски жидовские, например Еврейский танец на сверхпопулярную у жидов народную мелодию — Хава Нагила! Добавляют, что Игорь Моисеев всю свою долгую жизнь, а он прожил 101 год, дружил и сотрудничал с жидами…

В ЕЖЕВИКЕ (Академическая Вика-энциклопедия по еврейским и израильским темам) заявлено: его отец — Моисеев Александр Михайлович, адвокат, а его мать — Грэн Анна Александровна, модистка, из семьи румынских евреев.

На сайте «Еврейский мемориал» в краткой биографии указано также, что его мать - из семьи румынских евреев. И дана фотография его могильного памятника. А на этом сайте дают фотографии только жидовских могильных памятников. Создатели сайта уверены, что Игорь Моисеев - жид.
О том, что Моисеев жид (из семьи румынских жидов) - во многих биографических справках в Интернете…
И потому Игоря Моисеева весьма восхваляли и восхваляют жиды во всех странах Земного шара…

*****
Но конкретных доказательств, что мать его - жидовинка, полужидовинка или четверть-жидовинка - жиды не предоставили ни одного. Моисеев - фамилия часто у жидов (например, педераст-певун Боря Моисеев), но она бывает также у русских. К сожалению, дружили, дружат, сотрудничали и сотрудничают с жидами и многие русские. Многие русские самки даже совокупляются с жидами, а многие выходят даже замуж за жидов и рожают детенышей от жидов… Христианский Закон Ярослава Мудрого о запрете совокуплений христаин с жидами давно нарушается в России…

Игорь Моисеев: Я не еврей!

О национальности своих родителей он рассказ в своей книге "Я вспоминаю... Гастроль длиною в жизнь", которая вышла из печати в 1994 году.

Игорь Моисеев: «Мой отец был юристом. Он принадлежал к обедневшему дворянскому роду, а юридическое поприще, можно сказать, досталось ему по наследству от дедушки, который был мировым судьей. Великолепно владея французским языком, отец часто бывал в Париже, где чувствовал себя в своей стихии. Там он встретил и свою будущую жену, мою мать. Она, полуфранцуженка-полурумынка, по профессии была модисткой . Вскоре после знакомства мои родители уехали в Россию: у отца была адвокатская практика в Киеве. В политическом отношении отцу были близки идеи анархизма. Он придерживался принципа, что всякая власть есть насилие. Поэтому и в правоведении у него часто возникали конфликтные ситуации. В царское время из-за своих крамольных высказываний он просидел под следствием довольно долгое время. В тюрьму он попал вскоре после моего рождения. Когда это случилось, мать увезла меня в Париж и оставила в пансионе. А сама вернулась в Россию хлопотать за отца. Жизнь в пансионе оказалась очень трудной. Воспитывались там дети шести-семи лет, я был младше их на два года. Поэтому дети меня всегда обижали. А наши наставники предъявляли ко мне те же требования, что и к остальным. Я даже сидел один в темном карцере. Отцу удалось оправдаться: как юрист он смог грамотно себя защитить, и его отпустили. С его освобождением закончились и мои мучения в пансионе — мать тут же забрала меня, и мы уехали в Россию».

Добавим фрагмент из статьи Игоря Шевелёва «Игорь Моисеев: штрихи к портрету», опубликованный в «Российской газете» 20 января 2006 года.

Игорь Моисеев::
"Мою фамилию часто принимают за еврейскую, на самом же деле такие фамилии, как Моисеев, Абрамов, чисто русские, - говорит Моисеев. - Когда мы приехали в Биробиджан, на перроне нас встречала толпа людей с огромным плакатом: "Да здравствует наш Моисеев!" Биробиджанцы решили, что приехал знаменитый ансамбль во главе с евреем Моисеевым. Ко мне прибежал мой зам по хозяйству Михаил Евсеевич Волынский и с восторгом сообщил: "Игорь Александрович! Они хотят сделать для нас большой банкет!" "Ну, банкет так банкет. Я очень рад". С этим Волынский исчез и, как я потом узнал, разговорился с людьми, накрывавшими столы. "Наверное, вы думаете, что Моисеев еврей? Он совершенно не еврей. Он русский". Те вдруг всполошились: "Как русский?! А мы думали, что еврей..." "Нет, он русский, но он ничего... очень рад", - попытался успокоить их Михаил Евсеевич, видимо, сообразив, что зря затеял этот разговор. Но устроители не только не успокоились его заверениями, но, напротив, стали собирать со столов продукты и складывать их в корзины. Волынский вернулся как в воду опущенный. "Вы знаете, они не хотят давать банкет". "А почему?" "Они узнали, что вы не еврей". "Да? А кто же им сказал?" "Я сказал". "Зачем же вы говорили... Ну, побыл бы немножко евреем. Хорошо бы покушали". Так банкет не состоялся, потому что Моисеев не еврей".
http://www.luchmir.com/Iskusstvo/1Moiseev100.htm

Таким образом, на половину - русский, на четверь - француз и на четверть - румын. По-простому говоря, - «дворняга». Тоже интересная тема. В реальности в России «дворняги» часто в симбиозе с жидами. Русская беда, дискриминация русских большинство «дворняг», кроме обрусевших, - совсем не трогает.

*****
Жидам, которые не верят Игорю Моисееву и полагают, что он скрыл жидовское происхождении матери, посоветуем съездить в Румынию, покопаться в архивах, поискать документы о его матери.

Семья.
Моисеев жил в гражданском браке с примой Большого театра Ниной Подгорецкой. Потом женился на солистке ансамбля Тамаре Зейферт. Потом на солистке своего ансамбля Ирине Моисеевой (в девичестве - Чагадаева). Он познакомился с ней, когда ей было всего 16, а женился на ней за год до её 40-летия. До этого она была замужем за сыном маршала Конева и имела от него дочь. Прожили вместе Игорь Моисеев и Ирина 33 года.
Она тоже - потомственная дворянка. Ирина Моисеева: «Впервые род Чагадаевых упомянут в грамоте 1524 года великого князя московского Василия III. В «имперский период» семья жила в Петербурге, в Москву после революции переехал мой отец — князь Алексей Дмитриевич Чагадаев-Саканский, учредитель и вице-президент Царскосельского автомобильно-спортивного общества. Папа участвовал в Первой мировой, за храбрость получил Георгия IV степени. В Москве служил инженером на автозаводе имени Сталина. Был необыкновенно красив, только маленького роста. Мама из культурной мещанской семьи, владела пятью иностранными языками и работала в переводческом отделе Библиотеки имени Ленина
(Газета «Культура», 06. 02. 2015).

Моисеев Игорь Александрович – величайший балетмейстер и хореограф ХХ века. Ему удалось совершить революцию в танце. Он сделал народный танец достоянием мировой культуры.

Детство и юность

Родился Игорь Моисеев 21 января 1906 года в Киеве в семье обедневшего дворянина. Его отец Александр Михайлович был юристом, вел юридическую практику. В совершенстве владел французским языком и часто посещал Париж, где и познакомился с будущей женой и матерью Игоря – Грэн Анной Александровной. По профессии она была модисткой.

Так как Александр Михайлович работал в Киеве, супруги решили перебраться жить туда. Но вскоре после рождения сына Игоря его отца посадили в тюрьму за крамольные высказывания в сторону властей. В это время мать увезла мальчика в Париж и устроила его в пансион. А сама вернулась в Россию, чтобы вызволить мужа из заключения.

Жить в пансионе мальчику было непросто. Он был на 2 года младше остальных детей, поэтому они постоянно его обижали. Да и воспитатели не учитывали его возраст, предъявляя к нему те же требования, что и к старшим ребятам. Например, наказывали, сажая в темный карцер. Как только в Киеве отца оправдали и он вышел из тюрьмы, мать забрала Игоря и вернулась с ним в Россию, в Москву.


Александр Михайлович боялся, что на сына пагубно повлияет улица, поэтому старался его заинтересовать историей, восточной культурой. Мать учила Игоря музыке и рисованию. Когда мальчику исполнилось 14 лет, отец решил отдать его в балетную студию. Так он стал брать уроки балета у Веры Ильиничны Масоловой - бывшей балерины Большого театра.

Уже через 3 месяца преподавательница отвела Игоря в хореографический техникум Большого театра. Женщина была уверена, что мальчик должен учиться именно там, и никакие вступительные экзамены ему не страшны. Так и вышло, его зачислили в класс главного балетмейстера Большого театра – Александра Горского.


В это время семья Моисеевых жила крайне бедно. Отец зарабатывал на жизнь тем, что преподавал французский язык, а мать бралась за любую предложенную ей работу – чаще перешивала старые вещи. Денег катастрофически не хватало. Игорь отощал и на фоне этого стал болеть. По этой причине был вынужден пропустить учебный год, хотя пророчили ему окончание техникума на год раньше положенного.

В итоге, ему было 18, когда его взяли в труппу Большого Театра. Первые роли были малозаметными, танцевал в массовке, и зарплата была соответствующая. Получив первые заработанные деньги, молодой человек сразу же отправился в магазин и купил новый чайник. Их старый уже давно исхудал и постоянно тек, им приходилось каждый раз его замазывать оконной затиркой. Эта покупка в семье вызвала гордость и ликование.

Балет

Вскоре в театр пришел новый балетмейстер Касьян Голейзовский. Его постановки в коллективе вызвали бурные дискуссии, возмущались и по поводу оформления спектаклей, и из-за новизны пластики, да и выбранная тема – конфликт между личностью и властью – не устраивала. Многие ведущие артисты просто отказывались от работы с ним. Поэтому в основном в его постановках танцевали молодые артисты.


Сначала главная партия в спектакле «Легенда об Иосифе Прекрасном» была отдана Василию Ефремову. Игорю Моисееву была отведена главная роль во втором составе. Но по причине болезни Ефремова основную партию стал танцевать Игорь Александрович. Позже ему досталась партия солиста и в балете «Теодолинда».

Но тут произошло непредвиденное. Ему пришлось пойти против воли руководства театра и заступиться за Голейзовского. По этой причине его сначала уволили, вскоре восстановили, но партий не давали. Целый год он был без работы. «Опала» завершилась случайно. Партнер примы-балерины Екатерины Гельцер надорвал спину, ему срочно искали замену. Выбрали Игоря Моисеева.


Однако этот творческий простой заставил артиста задуматься. Если раньше он считал, что весь мир крутится вокруг танцев, то теперь он захотел сам лично поставить спектакли. В 1926 году Игорь Александрович вместе с режиссером Симоновым поставили балет «Красавица с острова Лю-Лю». И это стало ярким событием среди московской публики.

А спустя год ему поступило предложение стать постановщиком балета «Футболист» на сцене Большого Театра. На тот момент ему было 24 года.


В 1937 году организовал первый в стране ансамбль народного танца. В 1943 году при ансамбле открыл школу-студию. Позже по его примеру ансамбли народного танца были созданы как в бывших республиках нашей страны, так и за границей.

Еще при жизни Моисееву удалось стать легендой. Он объединил страны и континенты. С каждых гастролей он «привозил» новый танец – югославская дзюрдевка, аргентинское гаучо, венесуэльская хоропа, мексиканская сюита.


Он не побоялся напомнить о забытых корнях не только России, но другим странам. В Голландии ему рукоплескали стоя, а местная газета после концерта написала, что русские танцую как дьяволы. Ансамбль Моисеева ждали во Франции, Китае, Италии – любое их выступление проходило при аншлаге.

У Игоря Александровича целый музей премий и наград. Но это и не удивительно, ведь Моисеева смело можно назвать изобретателем – именно он создал и развил собственный танцевальный жанр – сценический народный танец.

Личная жизнь

Игорь Александрович Моисеев был трижды женат. Первой его супругой стала прима Большого театра Нина Борисовна Подгорецкая. Их отношения продлились недолго и в итоге окончились разводом.


Второй женой балетмейстера стала Тамара Алексеевна Зейферт – танцовщица, заслуженная артистка РСФСР. Она была младше Игоря Александровича на 10 лет. В браке у них родилась дочь Ольга.

Девочка решила пойти по стопам родителей и тоже подалась в балет, где добилась больших успехов. Ее сын Владимир – внук Игоря Моисеева – тоже связал свою жизнь с танцем. Он солист Большого театра и создатель Русского национального балетного театра.


В 1974 году балетмейстер женился в третий раз. Его избранницей стала Ирина Алексеевна Чагадаева. Разница в возрасте супругов составляла 19 лет. В ансамбле она танцевала с 1943 года.

Смерть

Великий хореограф прожил долгую и значительную жизнь. Умер он 2 ноября 2007 года в Москве. Ему был 101 год. Скончался Игорь Александрович в больнице от сердечной недостаточности. В последние годы мужчина страдал ишемической и гипертонической болезнями.

Панихида и прощание с Игорем Моисеевым состоялись в Концертном зале имени – на сцене, где он поставил более 300 постановок. Эта цифра вошла в Книгу рекордов Гиннесса. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.

Партии

  • Иосиф – «Легенда об Иосифе Прекрасном», постановка К. Голейзовского
  • Рауль – «Теолинда», постановка К. Голейзовского
  • Раб – «Корсар», постановка А. Горского
  • Мато – «Саламбо», постановка А. Горского
  • Футболист – «Футболист», постановка Л. Лащилина и И.Моисеева
  • Узбек – «Светлый ручей», постановка Ф. Лопухова

ВСЕ ФОТО

Умер легендарный хореограф, руководитель Государственного академического ансамбля народного танца, народный артист СССР Игорь Моисеев, передает "Интерфакс" со ссылкой на Федеральное агентство по культуре и кинематографии . Игорю Моисееву был 101 год.

"Федеральное агентство по культуре и кинематографии с прискорбием и болью извещает, что в ночь с 1 на 2 ноября умер Игорь Александрович Моисеев", - говорится в сообщении пресс-службы.

Легендарный балетмейстер умер в 8:15 по московскому времени в больнице от сердечной недостаточности. По словам директора Государственного академического ансамбля народного танца, который создал и возглавлял Моисеев, Елены Щербаковой в последние годы Моисеев страдал ишемической и гипертонической болезнями. Моисеев два месяца не дожил до своего 102-летия, передает РИА "Новости" .

"Прощание с Игорем Александровичем Моисеевым состоится 7 ноября в концертном зале имени Чайковского на его родной сцене, где он поставил почти все свои великие произведения, а их более 300", - сообщила Щербакова.

В этот же день состоятся и похороны на Новодевичьем кладбище. "В ансамбле Моисеева объявлен траур, и запланированные на 6-7 ноября спектакли переносятся на другое время", - добавила она.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким легендарного хореографа и назвал его смерть невосполнимой потерей для отечественной и мировой культуры, сообщает пресс-служба президента РФ. "Игорь Александрович был не просто великим артистом и балетмейстером, человеком удивительной судьбы и огромной созидательной энергии. Он был настоящим гражданином и патриотом своей страны. Своим искрометным искусством он утверждал идеалы гуманизма, добра и красоты", - говорится в телеграмме российского президента, направленной вдове и дочери Моисеева.

Биография Игоря Моисеева

Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве в семье потомственного юриста из обедневшей дворянской семьи, затем вместе с семьей переехал в Полтаву, а оттуда в Москву. Образование мастер получил в балетной школе московского Большого театра. "Мой отец был далек от искусства, - написал в книге "Я вспоминаю" Игорь Александрович, - но именно он посоветовал мне поступить в студию бывшей балерины Большого театра Веры Мосоловой. Урок стоил 10 рублей и 2 полена. Через 3 месяца Мосолова отвела меня в школы Большого театра".

Там же началась его карьера - танцовщика, хореографа, режиссера-постановщика балетов и опер. Он успешно выступал как хореограф, ставил спектакли "Саламбо", "Три толстяка", "Спартак". Однако мастера все больше привлекал фольклор. Он написал письмо Молотову с предложением организовать ансамбль народного танца. И получил ответ: "Предложение хорошее. Поручить автору его реализовать".

Первые репетиции в созданном им ансамбле народного танца состоялись в феврале 1937 года. Начав с постановок русских народных танцев, Моисеев впоследствии занимался постановкой украинских и белорусских, молдавских, киргизских, венгерских, французских, чешских, аргентинских танцев, танцевальных сюит и сцен, а также спектаклей на исторические и современные темы.

Мастером поставлено несколько сот оригинальных танцевальных миниатюр, которые с блеском исполняли меняющиеся поколения его танцовщиков, выпускников созданной им при ансамбле школы. Он, оставаясь единственным не только руководителем ансамбля, но и главным его балетмейстером, продолжал творить до последних дней.

Под влиянием и при непосредственном участии Моисеева выросло целое созвездие профессиональных национальных ансамблей народного танца и в СССР, и в других странах.

Сам балетмейстер определял жанр народного танца так: "Мы не коллекционируем народные танцы, не нанизываем их, как бабочек, на булавку. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности фольклорного танца, обогащая его режиссерской выдумкой, профессиональной техникой, благодаря которой он еще ярче выражает себя. То есть мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства. Но наше творчество продолжается в природе самого народного танца, рожденного из окружающей среды".

Моисеев - обладатель уникального количества наград, почетных званий и титулов - советских, российских и зарубежных. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и пяти государственных премий, трижды кавалер высшего в СССР ордена Ленина и высшего российского ордена "За заслуги перед Отечеством" II и III степени (1996, 2001), а также - кавалер почетных орденов почти всех европейских стран, лауреат американской премии "Оскар" в области танца, почетный член Народного собрания Франции. 10 февраля 2007 года Ансамблю народного танца СССР исполнилось 70 лет.

Деятели культуры скорбят в связи со смертью Игоря Моисеева

С уходом из жизни известного балетмейстера Игоря Моисеева культура потеряла величайшего профессионала, основателя уникального ансамбля народного танца, заявил выдающийся режиссер, создатель театра на Таганке Юрий Любимов .

"Игорь Александрович Моисеев блистательно представлял в мире российское государство в течение многих десятилетий. Его уникальный ансамбль народного танца был и есть выразитель души народа бескрайней российской земли. Он создал уникальный коллектив, который до конца своих дней держал на высочайшем уровне в превосходнейшей форме", - отметил Любимов.

По его словам, год назад Игорь Александрович еще репетировал сам и на торжественной церемонии по случаю своего 100-летия был бодр и шутил. "Моисеев - это крупнейшая личность. Я имел счастье много беседовать с ним и поражался, насколько этот человек и этот художник волен душой. Я уважал его за его внутреннюю независимость. Моисеев всегда говорил от имени культуры и искусства", - считает Любимов.

После ухода из жизни легендарного хореографа Игоря Моисеева главным является сохранение заложенных им традиций, считает министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов . "Это был великий человек, титан, человек-эпоха, и главное его достижение - создание жанра, в котором он синтезировал классическую хореографию Большого театра, в котором он проработал много лет, и стихию народного танца", - отметил Соколов.

"Этот синтез - явление культуры, которое стало многими повторяться и развиваться, и в этом множестве параллельных поисков Моисеев остается непревзойденным лидером, главным образом потому, что подвел под эту традицию уникальную школу мастерства", - сказал министр.

Соколов назвал Государственный академический ансамбль народного танца, который Моисеев создал и возглавлял, "пирамидой, основанием которой была уникальная образовательная структура". В этой школе Моисеева работали его воспитанники, передавая из поколения в поколение главное, что было положено мастером в основу этой традиции - высочайший профессионализм и подлинную эмоцию, подлинную стихию народной культуры, отметил министр.

В России нет тех, кому можно было бы доверить наследие Моисеева, уверен солист Большого театра Николай Цискаридзе . "Великие балетмейстеры рождаются так же редко, как великие художники. А Игорь Моисеев, действительно был "нашим всем", дай бог хоть кому-то из ныне живущих балетмейстеров сделать хоть десятую часть того, что сделал он", - заявил Цискаридзе.

Солист Большого театра отметил, что у Моисеева был редкий дар: "он столько лет отдал прославлению русской культуры, столько сделал, чтобы изменить за границей отношение к нашей стране. Причем не только своими замечательными постановками и талантом балетмейстера, но и всей своей жизнью. Он был человек огромной культуры и прекрасного воспитания, говорил на многих языках, и умел найти общий язык с людьми со всего мира".

Отец - Моисеев Александр Михайлович, адвокат, дворянин. Мать - Грэн Анна Александровна, модистка, из французско-румынской семьи. Единственный сын в семье. В детстве несколько лет жил во Франции. Свободно говорил по-французски.

Учился в Москве в частной балетной студии (1920), в Хореографическом техникуме, который окончил в 1924 году (педагоги Иван Смольцов и Александр Горский). После окончания техникума был принят в труппу Большого театра, где работал до 1939 года. В 1931 стал солистом. Уже в 1930 году начал работать балетмейстером. Был постановщиком ряда физкультурных парадов на Красной площади. В 1933 закончил Университет искусств.

В 1937 году, заручившись поддержкой председателя СНК СССР Молотова, создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца (Государственный ансамбль народного танца СССР). Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года.

Моисеев вспоминал, что его 18 раз вызывали в КПСС и требовали вступить в партию. Но он неизменно отказывался по принципиальным соображениям.

Действительный член Международного Леонардо-клуба.

Умер 2 ноября 2007 года в Москве от гипертонической болезни и ишемической болезни сердца. Похоронен 7 ноября 2007 на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семья

Был женат трижды:

Первая гражданская жена Нина Борисовна Подгорецкая - прима-балерина Большого театра, участвовала в создании ансамбля.

Вторая жена Тамара Алексеевна Зейферт (1918-2005) - народная артистка РСФСР, лауреат Гос.премии. педагог-репетитор

  • Дочь Ольга Игоревна Моисеева 1943 - Заслуженная артистка РСФСР, солистка ансамбля, педагог-репетитор.
  • Внук Владимир Борисович Моисеев 1963 - Заслуженный артист Росcии, солист Большого театра, создатель Русского национального балетного театра, художественный руководитель [КГААТ Сибири им. Годенко].
  • Правнук Игорь Владимирович Моисеев II 1987
  • Правнучка Ева Владимировна Моисеева 2007

Третья жена Ирина Алексеевна Моисеева (Чагадаева,Конева) - в ансамбле с 1941. Заслуженная артистка РСФСР, солистка ансамбля, лауреат Гос. премии, педагог-репетитор. Вдова Моисеева, после его смерти - председатель творческой коллегии, руководящей ансамблем.

Репертуар в Большом театре

  • «Корсар», хореография Мариуса Петипа, редакция Александра Горского - Раб
  • «Конёк-Горбунок», хореография Мариуса Петипа, редакция Александра Горского - Раб, мазурка
  • «Теолинда», балетмейстер Касьян Голейзовский - Рауль
  • «Иосиф Прекрасный», балетмейстер Касьян Голейзовский - Иосиф
  • «Футболист», собственная постановка - Футболист

Первый исполнитель партий

  • 1932 - «Саламбо», собственная постановка - Мато
  • 1933 - «Дионис», «Шопен», «Чарда», балетмейстер Касьян Голейзовский - Солист
  • 1935 - «Светлый ручей», балетмейстер Фёдор Лопухов - Узбек

Постановки в Большом театре

  • 1930 - «Футболист» Виктора Оранского (совместно с Львом Лащилиным)
  • 1932 - «Саламбо» Андрея Арендса (с добавлением музыки Александра Глазунова, Василия Небольсина и Александра Цфасмана)
  • 1935 - «Три толстяка» Виктора Оранского
  • 1958 - «Спартак» Арама Хачатуряна
  • 1930 - «Загмук» Александра Крейна
  • 1930 - «Турандот» Джакомо Пуччини
  • 1932 - «Демон» Антона Рубинштейна
  • 1933 - «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева
  • 1936 - «Кармен» Жоржа Бизе

Ансамбль народного танца

  • С 1937 года - руководитель созданного им «Ансамбль народного танца СССР»
  • С 1991 - «Государственный Академический Народного Танца под руководством Игоря Моисеева»
  • С 2007 - «Государственный Академический Ордена Дружбы Народов Ансамбль Народного Танца имени Игоря Моисеева».

Поставленные танцы

  • Танцы народов мира:
    • Русские танцы:
      «Полянка», «Времена года. Сюита из двух танцев», «Вензеля», «Шестера. Уральский танец», «Задиристые частушки», «Русский перепляс», «Метелица (Снегурка)»
    • Белорусские танцы:
      «Лявониха», «Крыжачок», «Полька „Янка“», «Бульба», «Полька „Мама“», «Юрочка (Деревенский Дон Жуан)»
    • Украинские танцы:
      «Веснянки. Сюита» («Выход девушек (Девичья печаль)», «Прощание», «Гадание (Сцена с венками)», «Большой танец», «Каблучок», «Выход парубков», «Возвращение», «Встреча и величание», «Гопак»
    • Молдавские танцы:
      «Жокул маре (большой жок). Сюита» («Хора (Танец девушек)», «Чокырлия (Жаворонок)», «Жок», «Молдовеняска», «Коаса (Косари)», «Ла спэлат (Прачка)», «Сфределуш (сельскохозяйственный танец)», «Молдаваночка», «Хитрый Мокану. Сюита» («Танец парней», «Танец девушек», «Объяснение в любви», «Общий выход», «Сырба (очень быстрый танец)», «Юла»
    • Киргизские танцы:
      «Юрта», «Кыз кумай (Догони девушку)», «Танец киргизских девушек»
    • Узбекские танцы:
      «Пахта (Хлопок)», «Танец с блюдом», «Уйгурский танец „Сафаили“ (национальный погремушечный инструмент)»
    • Таджикские танцы:
      «Танец девушек», «Мужской воинственный танец с кинжалом», «Танец с дойрой (восточное название бубна)»
    • Казахский танец «Кок-пар»
    • Монгольские танцы:
      «Монгольские наездники», «Монгольская статуэтка», «Танец монгольских борцов»
    • Башкирский танец «Семь красавиц»
    • Бурятские танцы (сюита «Цам» из десяти танцев)
    • Танец казанских татар
    • Танец крымских татар «Черноморочка»
    • Калмыцкие танцы:
      «Чичирдык (Парящий орел)», «Ишкымдык (Два всадника)», Торгутский танец
    • Осетинский танец «Симд»
      (массовый танец)
    • Гуцульские танцы:
      «Аркан» (мужской пастушеский танец), «Танец девушки и двух парней»
    • Грузинские танцы:
      «Картули (Лекури)», «Хоруми» (аджарский танец)
    • Азербайджанские танцы:
      «Чабаны», «Десмолы», «Газахи»
    • Армянская «Майнуки» из четырёх танцев
    • Цыганский танец
    • Латвийские танцы (сюита из трех танцев)
    • Литовские танцы (сюита из пяти танцев)
    • Эстонские танцы:
      «Эстонская полька через ножку», «Хиу-вальс. Эстонская сюита из трех танцев»
    • Польские танцы:
      «Полонез», «Трояк», «Оберек», «Краковяк», «Мазурка», «Полька-лабиринт»
    • Венгерские танцы:
      «Чардаш», «Понтозоо», «Хлопушки» (танец точками с отбивкой по сапогам), «Прощание», «Девичий танец с бутылками на голове», «Танец со шпорами»
    • Болгарские танцы (сюита из пяти танцев)
    • Румынские танцы:
      «Бриул», «Мушамауа» (веселый массовый танец), «Оашский танец»
    • Финский танец «Комическая полька»
    • Немецкий танец «Немецкий вальс»
    • Китайские танцы:
      «Танец с барабанами», «Танец с лентами», «Сан ча коу» (На перекрестке), «Большая пантомима»
    • Корейский танец
    • Якутский танец «Добрый охотник»
    • Нанайские танцы:
      «Нанайская народная игра „Фехтование на палках“», «Борьба двух малышей» (сценка)
    • Чувашский танец
    • Марийский танец
    • Вьетнамский танец «Танец с бамбуком»
    • Чешский танец «Чешская полька»
    • Словацкий танец
    • Греческие танцы:
      «Сиртаки (Мужской танец)» (музыка М.Теодоракиса), «Танец девушек», «Общий хоровод», «Мужской танец четверками», «Общий финальный танец»
    • Итальянский танец «Сицилианская тарантелла La karetta»
    • Испанские танцы:
      «Испанская баллада», «Арагонская хота» (музыка М. И. Глинки)
    • Ирландский танец «Молодость»
    • Югославские танцы:
      «Сербиянка» (сербский танец), «Кукунешти» (сербский мужской танец), «Македонский женский танец», «Дзюрдевка» (черногорский воинственный танец), «Селянчица» (сербский танец)
  • Танцы Латинской Америки:
    • Аргентинские танцы:
      «Маламба», «Гаучо» (Танец аргентинских пастухов), «Таверна» (одноактная картина),"В таверне Радригес Пенья".
    • Мексиканская сюита
    • Венесуэльский танец «Хоропо»
  • Танцы США:
    «Сквер-данс», «Назад к обезьяне» (пародия на рок-н-ролл)
  • Цикл «Картинки прошлого»:
    «Подмосковная лирика», «Городская фабричная кадриль», «Трепак» (музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»), «Сюита из старинных русских танцев», «По дворам», «Ухажёры», «Полька-красотка с фигурами и комплиментами», «Скоморошьи игрища», «Еврейская сюита „Семейные радости“»
  • Цикл «Советские картинки»:
    «Колхозная улица», «Русская красноармейская пляска», «Призывники», «Партизаны», «Праздник труда - пятнадцать танцевальных фрагментов», «Флотская сюита „День на корабле“», «Футбол» (хореографическая сценка)
  • Дорога к танцу (класс-концерт):
    «Станок», «Середина», «Проходки», «Перепляс», «Украинский танец», «Гопак-коло», «Полька»
  • На катке (музыка Жака Оффенбаха, Иоганна Штрауса, Андрея Петрова):
    «Вальс конькобежцев», «Девушка и юноша», «Соревнования вертунов», «Парад», «Галоп и финал»
  • Ночь на лысой горе (в двух картинах):
    «Ярмарка» (музыка народная), «Ночь на Лысой горе» (музыка М. П. Мусоргского)
  • Половецкие пляски (музыка А. П. Бородина):
    «Выход Хана», «Танец пленниц», «Танец мальчиков», «Танец лучников», «Выезд всадников», «Общий танец», «Танец пастухов», «Воинственный танец», «Финал»
  • Балет Спартак. Танцы из балета (музыка А. И. Хачатуряна):
    «Вакханалия», «Выход гладиаторов», «Андобаты (Бой в слепых шлемах)», «Ретиари и мермелон (Рыбак и рыбка)», Адажио, «Битва фракийцев и самнитов»
  • Эстрадный номер «Полька-лабиринт»

И. А. Моисеев и филателия

Филателией Игорь Александрович начал увлекаться в середине 1960-х годов. Основу его коллекции составляли марки Венгрии, подаренные ему вместе с кляссером ещё в середине 1950-х годов во время гастролей по этой стране, марки Испании, а также марки посвящённые танцам и костюмам мира.

Награды и звания

Награды СССР и Российской Федерации:

  • Герой Социалистического Труда (1976)
  • Три ордена Ленина (1958, 1976, 1985)
  • Орден Октябрьской Революции (1981)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1966)
  • Орден «Знак Почёта» (1937)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (21 января 2006) - за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (12 июня 1999) - за выдающийся вклад в развитие культуры и в связи с 75-летием творческой деятельности
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (28 декабря 1995) - за заслуги перед государством, выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
  • Орден Дружбы Народов (11 апреля 1994) - за большой личный вклад в развитие хореографического искусства и мировой культуры

Иностранные награды:

  • Орден «Святой Александр» с короной (Болгария, 1945)
  • Офицер ордена культуры I степени (Венгрия, 1954)
  • Офицер ордена культуры II степени (Венгрия, 1960)
  • Офицер ордена культуры (Венгрия, 1989)
  • Командор ордена Заслуг (Венгрия, 1997)
  • Командор ордена «За гражданские заслуги» (Испания, 1996)
  • Орден «Данакер» (Киргизия, 2007)
  • Национальный орден Кедра (Ливан, 1956)
  • Орден Сухэ-Батора (Монголия, 1976)
  • Орден Полярной Звезды (Монголия, 1947)
  • Орден Возрождения Польши (Польша, 1946)
  • Командор ордена Заслуги (Польша, 1996)
  • Офицер ордена культуры (Румыния, 1945)
  • Орден князя Ярослава Мудрого V степени (Украина, 3 марта 2006) - за выдающийся личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией, многолетнюю подвижническую художественную деятельность
  • орден «За заслуги» III степени (Украина, 1999)
  • Орден Белого льва (Чехословакия, 1980)
  • Орден «Братство и Единство» (Югославия, 1946)
  • Ленинская премия (1967)
  • Сталинская премия (1942 - I степени, 1947 - II степени, 1952 - I степени)
  • Государственная премия СССР (1985)
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (27 мая 1996)
  • Народный артист СССР (1953)
  • Народный артист РСФСР (1944)
  • Народный артист Молдавской ССР (1950)
  • Народный артист Киргизской ССР (1976)
  • Заслуженный артист РСФСР (1942)
  • Народный артист Бурятской АССР (1940)

В Москве скончался выдающийся балетмейстер, народный артист СССР Игорь Моисеев. Об этом РБК сообщил представитель Государственного академического ансамбля народного танца.

Игорю Моисееву был 101 год. Гражданская панихида и прощание с артистом пройдут в Концертном зале имени П.И.Чайковского.

Вклад Игоря Моисеева в мировую культуру высоко отмечен как в нашей стране, так и во всем мире. Балетмейстер удостоен орденов в 13 странах. Также Игорь Моисеев был обладателем многих престижных мировых наград. В частности, он был удостоен американского "Оскара" в области танца и премии за значительный вклад в развитие культурных отношений между США и Россией.


Отец - Моисеев Александр Михайлович. Мать - Грэн Анна Александровна. Супруга - Моисеева (Чагодаева) Ирина Алексеевна. Дочь - Моисеева Ольга Игоревна (1943 г. рожд.).


«Мой отец был юристом. Он принадлежал к обедневшему дворянскому роду, а юридическое поприще, можно сказать, досталось ему по наследству от дедушки, который был мировым судьей. Великолепно владея французским языком, отец часто бывал в Париже, где чувствовал себя в своей стихии. Там он встретил и свою будущую жену, мою мать. Она, полуфранцуженка, полурумынка, по профессии была модисткой. Вскоре после знакомства мои родители уехали в Россию: у отца была адвокатская практика в Киеве.

В политическом отношении отцу были близки идеи анархизма. Он придерживался принципа, что всякая власть есть насилие. Поэтому и в правоведении у него часто возникали конфликтные ситуации. В царское время из-за своих крамольных высказываний он просидел под следствием довольно долгое время. В тюрьму он попал вскоре после моего рождения. Когда это случилось, мать увезла меня в Париж и оставила в пансионе. А сама вернулась в Россию хлопотать за отца.

Жизнь в пансионе оказалась очень трудной. Воспитывались там дети шести-семи лет, я был младше их на два года. Поэтому дети меня всегда обижали. А наши наставники предъявляли ко мне те же требования, что и к остальным. Я даже сидел один в темном карцере. Отцу удалось оправдаться: как юрист он смог грамотно себя защитить, и его отпустили. С его освобождением закончились и мои мучения в пансионе - мать тут же забрала меня, и мы уехали в Россию…»

Александр Михайлович Моисеев очень повлиял на развитие сына. От него Игорь получил в наследство увлечение восточной культурой, историей. Но творческими способностями - к рисованию и музыке - был скорее обязан матери. В детстве у него был неплохой голос. Но в юношеские годы голос сломался и Игорь Александрович остался непевучим.

Отец очень боялся дурного влияния улицы и старался пристроить 14-летнего Игоря к какому-либо делу. Однажды он узнал от кого-то, что недалеко от дома есть балетная студия, куда как раз в это время проводился набор. Он предложил сыну поступить в эту студию, полагая, что, кем бы он ни был в дальнейшем, ему пригодятся осанка, манера держаться, изящество поведения - качества, которые дает танец. Так Игорь Моисеев попал в студию бывшей балерины Большого театра Веры Ильиничны Масоловой.

Обучение в студии было платным: десять рублей и два полена дров в месяц. Через два-три месяца Вера Ильинична взяла меня за руку и привела в Хореографический техникум Большого театра. Нас принял директор техникума, которому она, к моему удивлению, сказала: "Этот мальчик должен учиться у вас". Помню, директор ответил, что мне нужно будет выдержать экзамен. На это моя учительница без тени сомнения заметила: "Он его выдержит".

В итоге экзаменов приняли только троих, в том числе и Игоря Моисеева. Он попал в класс главного балетмейстера Большого театра Александра Александровича Горского. Домашние тогда решили, что это лишь временное занятие, и позже собирались отдать сына в иное, более серьезное учебное заведение. Тогда никто не мог предположить, что с танцем он свяжет всю жизнь...

Семья Моисеевых жила тогда бедно. Отец, завершивший юридическую карьеру, занимался не слишком прибыльным занятием - преподаванием французского языка. Мать постоянно что-то перешивала из старого, бралась за любую работу. На почве истощения Игорь Моисеев стал часто болеть. Почти год он не танцевал. Его хотели выпустить из школы на год раньше срока: артистов, и в особенности солистов балета, в Большом театре не хватало, поскольку после революции многие уехали за границу. Однако из-за болезни Игорь Александрович вышел в артисты в положенный срок. В год выпуска ему исполнилось 18 лет.

«Любой артист, кончавший школу Большого театра, автоматически попадал в кордебалет на саму низшую ставку. Когда меня приняли в театр, она составляла 20 рублей. Но вещи тогда стоили очень дешево. В день первой зарплаты я купил в магазине "Мюр и Мерелиз", напротив Большого театра, чайник. Наш чайник тек, и для того, чтобы вскипятить воду, мы каждый раз замазывали его оконной замазкой. Когда я принес чайник, дома было ликование! Моя мать хвасталась соседям: вот чайник, который куплен на деньги Игоря».

В 1924 году в театр пришел известный балетмейстер Касьян Голейзовский. Он готовил к постановке "Легенду об Иосифе Прекрасном" на музыку С. Василенко и балет "Теолинда" на музыку Шуберта. В театре его встретили неприязненно. Приверженцы классики не хотели мириться с тем, что в стенах храма классического искусства появился ниспровергатель исконных традиций. Многие ведущие артисты, чтобы не портить отношения с дирекцией, отказывались участвовать в его балетах, поэтому в спектаклях была занята только молодежь.

Роль Иосифа репетировал Василий Ефремов, Моисеев же поначалу участвовал в массовке. Но как-то заметил, что Голейзовский присматривается к нему более внимательно, а потом, уже в ходе репетиций, назначил его исполнителем главной роли во втором составе. После первых двух спектаклей из-за болезни Ефимова Игорь Моисеев стал вести этот балет. Исполнял он и главную партию - разбойника Рауля - в балете "Теодолинда".

После смерти А.А. Горского руководителем балета собирались назначить Василия Дмитриевича Тихомирова. Для всех было очевидно, что при нем Голейзовскому в театре не выжить. Молодые солисты балета так увлеклась работой с этим талантливым мастером, что не могли оставаться безучастными к происходящему. Они написали письмо на имя директора театра, в котором просили не назначать Тихомирова, а дать Гозейзовскому возможность работать с ним на равных правах. Результатом письма стал приказ об отчислении из труппы ряда молодых артистов, в том числе и Моисеева.

Мы были уволены, не прослужив в театре и года. Как быть, куда податься? Кто-то посоветовал обратиться к Луначарскому, который был тогда наркомом просвещения. Мы разыскали номер телефона и позвонили. Когда мы представились и сказали, что хотели бы встретиться с Анатолием Васильевичем по срочному делу, секретарь попросил нас подождать, а, вернувшись к телефону, ответил, что Анатолий Васильевич может нас принять через пятнадцать минут. В ту же секунду мы отправились к Луначарскому. Он отнесся к нам очень доброжелательно.

Ну, расскажите, молодые люди, что привело вас ко мне? За что вы боретесь, против чего протестуете?

Все как-то запнулись, и слово перешло ко мне. Я взволнованно рассказал, почему мы полюбили Голейзовского (Луначарскому Голейзовский тоже очень нравился). Во время моей речи он одобрительно и сочувственно кивал головой, а когда я закончил, спросил:

И за это вас выгнали из театра?

Да, за то, что мы написали такое письмо.

С вами неправильно поступили. Завтра приходите в театр, вы будете восстановлены.

Авторитет Луначарского помог, и нас приняли обратно. Но, как и следовало ожидать, к мнению нашему прислушиваться не стали, и, придя в театр, мы узнали, что Тихомиров все-таки назначен руководителем балета. До истории с письмом он ко мне относился замечательно и поэтому страшно обиделся, узнав, что я оказался в группе, боровшейся, как он считал, против него. Его не интересовали детали, и он категорически отказался занимать меня в репертуаре.

«Мой творческий простой длился более года. Даже коробка с гримом, которую выдают артисту в начале сезона, оказалась у меня нераспечатанной. Для молодого артиста, уже ставшего солистом театра, положение было невыносимым. Я ежедневно приходил в театр, выполнял со всеми класс и после этого оказывался свободным. Наверное, у другого опустились бы руки. Но я продолжал заниматься в классе, а в свободное время читал книги по искусству. Потребность в этом возникла у меня после общения с Луначарским».

Опала завершилась во многом неожиданно для Игоря Моисеева. Прима-балерина Большого театра Екатерина Гельцер осталась без партнера: ее партнер Иван Смольцов надорвал себе спину. (Гельцер была уже в возрасте и имела довольно плотное телосложение, поэтому поднимать ее становилось затруднительно.) Нужно было срочно искать замену. Ее выбор пал на Игоря Моисеева, и Тихомирову пришлось "амнистировать" опального артиста.

История с отлучением от сцены изменила сознание Игоря Моисеева. Раньше ему казалось, что весь мир заключен в танце, но теперь ему хотелось проявить себя не только как танцовщика. В 1926 году в качестве балетмейстера в студии известного театрального режиссера Рубена Николаевича Симонова он успешно поставил комедию "Красавица с острова Лю-Лю" С. Заяицкого. Его работы на драматической сцене в сотрудничестве с вахтанговцами стали событиями театральной Москвы, и год спустя ему предложили принять участие в постановке балета "Футболист" В. Оранского на сцене Большого театра.

«В 1927 году в Большом театре поставили балет "Красный мак" на музыку Рейнгольда Глиэра. Шел он с огромным успехом; зрителей поражало, что всего через десять лет после революции на сцене бывшего императорского театра действовали их современники. Успех "Красного мака" подвигнул Большой театр продолжить советскую тему в балете. Был написан сценарий "Футболист", где главными героями выступали Футболист и Метельщица, а противостояли им Нэпман и Нэпманша. Тема современная, но сюжет строился очень нелепо. Ставили балет Леонид Жуков и Лев Лащилин. Но насколько удачно шла работа над "Красным маком", настолько тяжело она складывалась над "Футболистом".

В Большом театре существовал тогда художественный совет из рабочих заводов, фабрик, общественных деятелей. Любой спектакль в театре должен был получить его одобрение. Трижды собирался совет на генеральную репетицию "Футболиста" и не принимал балета.

Однажды, проходя во время репетиции под сценой, я столкнулся с маленьким человечком, который к моему удивлению, спросил меня:

- А что вы здесь делаете?

Я ответил, что работаю в балете.

- Как же, вы ведь режиссер студии Симонова?!

- Нет, я артист балета. Но когда-то помогал Симонову в постановке его спектакля.

Человек понял, что я его не узнал, и представился. Он оказался заведующим литературной частью Большого театра Гусманом. Именно ему принадлежала идея постановки "Футболиста". Он предложил мне переделать сцену футбола в первом акте. Я пробовал отказаться, вспоминая свои прошлые неприятности, но Гусман настоял. Я понял: от того, будет ли в конце концов ободрен этот спектакль, зависит участь и самого Гусмана.

Мне предстояло войти в чужую, почти готовую работу. В процессе репетиций пришлось перекроить весь сценарий. Мое вмешательство задевало и музыку. Композитор Виктор Оранский поначалу воспринял мои предложения в штыки. Но результат моего вторжения в музыкальную ткань превзошел все ожидания.

У нас возник интерес друг к другу. Оранского поразило, что в двадцать четыре года я уже переделываю балеты в Большом театре. Я же вскоре почувствовал, что его влияние не проходит для меня даром. Мы стали встречаться чуть ли не каждый день. Я переделал, насколько это было возможно, второй акт и сцену футбола в первом, а третий акт, полностью дивертисментный, оставил без изменений. В результате балет продержался в афише два с половиной года.

Гусман был в восторге от того, что балет пошел, и меня назначили балетмейстером Большого театра. Это, конечно, уникальный случай в балетмейстерской практике: обычно у нас балетмейстерами становятся танцовщики, завершившие свою исполнительскую карьеру. Я считаю, что такой подход абсолютно ошибочен, ведь у молодости есть то, чего не приобретешь никаким опытом: горение новыми идеями и силы для их воплощения».

Столь удачно начавшаяся карьера балетмейстера тогда не получила продолжения: новый директор театра Елена Константиновна Малиновская была глубоко возмущена тем, что 24-летнего мальчишку сделали балетмейстером, и хотя с должности она его не сняла, ставить ничего не давала. Моисеев работал только как артист.

В Большом Театре Игорь Моисеев мог бы стать одним из ведущих солистов балета, но его все больше привлекала идея сочинять танцы самому. В 1930 году, оставаясь артистом балета, он становится постановщиком танцевальных сюит в опере "Кармен", а вскоре на сцене Большого Театра появляются его яркие, оригинальные балеты "Саламбо" по сюжету Г. Флобера (1932) и "Три толстяка" по сказке Ю. Олеши (1935). Последний имел большой успех и продержался в репертуаре Большого театра несколько сезонов. Позднее он был снят с репертуара, но по распоряжению правительства его вновь вернули на афишу. Правда, к тому времени Игорь Моисеев уже покинул театр, и спектакль шел крайне редко, пока вовсе ни сошел со сцены.

«Правительство давно предъявляло претензии к Большому театру. Сталин очень хотел, чтобы возникла советская опера. Но всякие попытки создать на сцене Большого театра оканчивались неудачей. После очередного провала взбешенный Сталин приказал назначить на должность художественного руководителя вместо Малиновской Самуила Самосуда, успешно работавшего в Ленинградском Малом оперном театре. С ним приехало много балетмейстеров: Федор Лопухов, Петр Гусев, Александр Чекрыгин, Ростислав Захаров, ставший главным балетмейстером. Моисеев оказался единственным балетмейстером-неленинградцем.

Захаров отнесся ко мне крайне неприязненного, видя во мне конкурента, и применял любые методы, чтобы выжить меня из театра. Начал он с ударов по моей жене, балерине Подгорецкой, которая, после приезда Семеновой, стала второй балериной Большого театра. Захаров отстранил ее от всех спектаклей, глумился на репетициях. Я при всех назвал его подлецом, и это дало ему основание преследовать меня открыто. Меня предупредили, чтобы я даже не надеялся что-то поставить. Но только актерское поприще меня больше не устраивало.

У меня были тысячи замыслов, однако на все мои предложения Самосуд отвечал отказом. Если я предлагал ставить классику, он говорил: "Как вам не стыдно, вы - молодой человек, вам надо думать над советской темой, а вы приходите ко мне с Шекспиром ((я хотел ставить "Сон в летнюю ночь"). Кому это сейчас нужно?" Если приходил с советской темой, в ответ слышал: "Вы что, хотите, чтобы я шею свернул на советской теме? На ней же все горят".

Я стал мучительно думать: "Куда деваться, что делать?" В драматических театрах балеты не ставят. Мюзик-холлов никаких не было. Мне помог Его Величество случай…»

Тогда новый глава Комитета по делам искусств Платон Михайлович Керженцев заинтересовался Большим театром и попросил, чтобы кто-нибудь из театральной молодежи сделал доклад о проблемах и перспективах балета. Выбор пал на 30-летнего Игоря Моисеева. Моисеев с увлеченностью говорил Керженцеву о том, что волновало молодых артистов, что корифеи театра слепо придерживаются традиций, вместо того чтобы их развивать, наконец, о том, что хочет ставить спектакли, которые выражали бы проблемы сегодняшнего дня, но не знает - как осуществить свои замыслы. Ведь Большой театр был для него недоступен.

Керженцев взялся помочь, но положение Захарова в театре было настолько прочным, что и он ничего не смог сделать. Однако, узнав о пристрастии Моисеева к народному творчеству, посоветовал написать на имя Молотова письмо с предложением о создании ансамбля народного танца, обещая со своей стороны поддержку.

«Молотов поставил на моем письме резолюцию: "Предложение хорошее. Поручить автору его реализовать". Еще не зная своих организаторских способностей, я побоялся уйти из Большого театра. Первые шаги в создании ансамбля - набор труппы, формирование репертуара, определение творческой линии будущего коллектива - я делал, оставаясь в штате Большого. А уволился из театра я только в тридцать девятом году.

Сегодня, с высоты прожитых лет, о Большом театре я мог бы сказать словами Пьера Корнеля на смерть кардинала Ришелье: "Он слишком много сделал мне хорошего, чтобы я мог сказать о нем плохо, и слишком много сделала мне плохого, чтобы я мог сказать о нем хорошо...»

Интерес Игоря Моисеева к народному творчеству сформировался еще в начале 1930-х годов, когда он пешком и верхом объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора. Его интерес не остался незамеченным - в 1936 году он был назначен заведующим хореографической частью только что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний и подготовил почву для создания первого в стране профессионального ансамбля народного танца. Первая репетиция дебютной программы ансамбля ("Танцы народов СССР") состоялась 10 февраля 1937 года. С тех пор на протяжении 65 лет Игорь Александрович является бессменным художественным руководителем Государственного академического ансамбля народного танца.

Балет "Саламбо", 1932 год

В жизни Игоря Александровича Моисеева есть еще одна яркая и удивительная страница, и не рассказать о ней было бы по крайне мере неправильным. Однако для этого необходимо вернуться в биографическом повествовании на несколько лет назад.

Во время его опалы в Большом театре Моисеев, постоянно ощущая творческий голод, с жадностью хватался за любую работу. Однажды его удивило и озадачило совершенно неожиданное предложение. В 1936 году спортсмены из Малаховского физкультурного техникума имени Антипова попросили поставить им выступление для физкультурного парада на Красной площади.

На выступление "малаховцам" выделили всего пятнадцать минут, в то время как институты физкультуры выступали по часу. Малаховцы очень расстроились, что им дали так мало времени. Моисеев же решил обернуть непродолжительность выступления в свою пользу и конкурировать с институтами прежде всего за счет динамики. Поставленное им выступление длилось всего семь минут.

В темпе стометровки участники парад выбегали на площадь, за считанные секунды выстраивались и в том же темпе делали упражнения. Выступление имело колоссальный успех, и техникум даже наградили. Для Моисеева же этот успех вылился в многолетнюю работу на физкультурно-парадном поприще во время своих летних отпусков.

Продолжение следует...