Доклад "игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста"

Татьяна Козлова
Особенности развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей ребенка. Становление творческой деятельности рассматривается в тесной связи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения , предполагающего новизну, неопределенность познаваемой ситуации и неограниченного разнообразия возможных способов ее разрешения .

Существуют различные мнения и по поводу источников возникновения творчества детей . Одни исследователи считают творчество результатом внутренних самозарождающихся сил ребенка и что взрослому не следует вмешиваться в его творческий процесс . Другие считают источниками творчества окружающую жизнь , искусство. Авторы признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей , но считают нужным разумное влияние педагога.

По определению, творчество - это деятельность , в результате которой человек создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Оно характеризуется двумя основными показателями : оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.

Считается, что полностью детское творчество не соответствует данным показателям. Оно является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности . Художественное творчество ребенка не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ему творить и принимает на себя функции критика и частично созидателя. В развитии творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. И только при правильном педагогическом руководстве и обучении творческая деятельность ребенка может достичь относительно высокого уровня.

Детская творческая деятельность не имеет художественной ценности для окружающих, однако, в общественно-педагогическом отношении она важна для ребенка. Так как в своем творчестве ребенок активно открывает новое для себя и о себе.

Творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождает его эмоциональной и интеллектуальной активностью, и обеспечивает формирование способов единого творческого познания .

Одной из разновидностей творческой деятельности детей является литературное или словесное творчество .

Детское словесное творчество -это сочинения и импровизации. Этот вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребенка-самовыражение.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы » - условное название рассказов , которые дети придумывают сами (завязку, ход события, кульминацию и развязку ) . Ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт.

В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в устных сочинениях.

Особая роль в развитии словесного творчества отводится умению составлять связное высказывание. У ребенка выясняется, имеет ли он опыт составления рассказа (сказки, с желанием ли откликается на предложение придумать сочинение, может ли он логически выстроить сюжет и структурно его оформить, какие лексические средства он будет использовать в своем высказывании. Эти показатели являются критериями развития словесного творчества : умение воспринимать произведения художественной литературы, развитие связной монологической речи, творческое сочинение .

В развитии детского художественного творчества выделяют три этапа . На первом этапе происходит накопление опыта. На втором – собственно процесс детского творчества , непосредственно связанный с возникновением замысла, с поисками художественных средств. На третьем этапе создается новая продукция.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии ребенка. Источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в зависимости от богатства и разнообразия представлений и жизненного опыта ребенка.

Изучение особенностей развития детского словесного творчества позволяет определить педагогические условия , способствующие словесному творчеству .

Личность педагога, обладающего профессиональным мастерством, человеческим обаянием, способностью творить , оказывающего положительное влияние на творчество ребенка .

Развитие воображения - своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений.

Развитие наблюдательности .

Воспитание трудолюбия.

Обучение на занятиях.

Комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению рассказыванию.

Обогащение и активизация словаря за счет слов-определений , помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц; с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов .

Умение детей связно рассказывать , владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Правильное понимание детьми задания «придумать» , т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.

Развитие поэтического слуха – способности к различению жанров , понимание их особенностей , умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием.

Взаимодействие разных видов художественной деятельности (музыки, живописи, литературы, театра) .

Развитие словесного творчества возможно , если на каждом занятии знакомить детей с содержанием и художественной формой произведения, обращать их внимание на образные слова и выражения , характеристику, настроение, диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев.

На это направлены творческие задания : уточнять понимание смысла образных слов и выражений ; включать в рассказ импровизированного диалога новые (разные) интонации; выполнять пластические этюды, изображающие героя; придумывать необычные окончания к хорошо знакомым сказкам; соединять сюжеты произведений разных жанров; подбирать синонимы, антонимы, определения, характеризующие персонажи, их настроение, состояние, действия и поступки; драматизация наиболее интересных отрывков произведений; развитие сценических навыков , исполнение (повторение) реплик героев; рисование обстановки и условий , в которых действовали герои литературного произведения; соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения.

Таким образом, из вышесказанного следует, что творческая речевая деятельность, выражающаяся в создании устных сочинений, успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте и под влияние специального обучения, важным условием которого является выбор средства.

Одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор, в частности, народная сказка.

Для развития связной монологической речи необходимо формирование представлений о композиции рассказа, умение связывать между собой предложения и части высказывания, использовать разнообразные лексические и стилистические средства. Однако понятие «словесное творчество» гораздо шире, чем «творческое рассказывание», так как включает в себя активное сочинение, придумывание сказок, рассказов, стихов, загадок, сценариев не только на занятиях, но и в свободной самостоятельной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Е.Ю.Галочкина - воспитатель

(АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 187 «Солнышко», г.о. Тольятти)

Одним из приоритетных направлений педагогической науки на современном этапе является изучение творческой деятельности ребенка, поиски путей её формирования. Исследования психологов.(Л.С.Выготский, Б.М.Теплов) и педагогов (Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Дыбина О.В., Танина Л.В.) доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается активностью его эмоциональных и интеллектуальных сил.

В исследованиях, посвященных проблеме словесного творчества, одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор, в частности, народная сказка (М.М.Конина, Л.М.Панкратова, О.И.Соловьева, и др.). Авторы отмечают очевидность влияния отдельных элементов сказки на сочинение детей. Вместе с тем в исследованиях отмечается, что соответствие специфики народных средств сказки особенностям восприятия детей еще не обеспечивает положительного воздействия фольклора на развитие детского словесного творчества, Трудности детей связаны как с содержательной (подражательность, невыразительность сочинений, а логичность содержания), так и с формальной стороной высказывания (нарушение структуры повествования, ограниченное использование стилистических средств). Психологические предпосылки, обуславливающие возможности детей в области речевого творчества, с одной стороны, и трудности, возникающие при построении сказочного повествования – с другой, являются проблемой, которая возникает при организации работы с детьми по развитию словесного творчества дошкольников.

В отечественной педагогике словесное творчество рассматривается как двуединый процесс: накопление впечатлений в ходе познания действительности и творческая переработка их в словесной форме (Н.А.Ветлугина, О.С.Ушакова).

В специальном исследовании, посвященном обучении творческому рассказыванию, выполненном Н.А.Орлановой, выделяются следующие условия обучения творческому рассказыванию:

Обогащению опыта детей;

Богатство словаря и умение им пользоваться;

Овладение умением связно рассказывать, знание структуры рассказа: начало, кульминация, конец;

Правильное понимание детьми задания «придумать».

Динамику развития детского творчества под влиянием обучения прослеживает в своем исследовании С.К.Алексеева. Она обосновывает следующую последовательность обучения:

1 этап: Учить детей подчинять свой опыт определенному замыслу, обратить внимание детей на композиционные языковые особенности рассказов (обогащение жизненного и литературного опыта ребенка, ознакомление с языковыми средствами выразительности, анализ композиционного строения произведения);

2 этап: Определить правильное соотношение между стремлением ребенка показать себя в творческой деятельности и возможностью найти подходящие средства для выражения своего замысла. Обратить внимание детей на оценку рассказов (придумывание начала и окончание рассказа, обрисовать обстановку в которой происходит действие, самостоятельное художественное дополнение рассказов);

3 этап: Поставить ребенка перед необходимостью действовать более сознательно, более самостоятельно использовать условные способы словесного творчества (самостоятельный подбор сюжетных, композиционных и языковых средств, более глубокий анализ предложенных произведений, ознакомление с новыми языковыми средствами);

4 этап: Совершенствовать умения детей комбинировать и

преобразовывать полученные представления и восприятия, обрисовывать

действие в последовательности его развития логической связи.

Для развития творческой деятельности детей необходимо создавать специальные педагогические условия:

а) подбор литературных произведений с учетом возможности специфического воплощения их содержания;

б) проведение специальных творческих заданий, развивающих театральные способности детей (соединение движений с выразительностью речи, мимикой и жестами);

в) активное участие детей в составлении сценария и подготовки спектаклей.

В дошкольном возрасте ребенок способен не только воспринимать художественные произведения, выражать свое отношение к персонажам, но и осмысливать их поведение, обобщать, анализировать, экспериментировать, и на этой основе создавать новое для себя и сверстников. Особую роль при этом играет художественное воображение.

К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал важность развития речи и способностей средствами искусства, начиная с дошкольного возраста. Недостаточно, если дети поймут содержание произведения, необходимо почувствовать его выразительные особенности выражения и образные слова. В дальнейшем они будут глубже воспринимать литературные произведения, научатся тонко различать смысловые оттенки слова и переносить их в свое творчество.

Конечно, для развития связной монологической речи необходимо формирование представлений о композиции рассказа, умение связывать между собой предложения и части высказывания, использовать разнообразные лексические и стилистические средства. Однако понятие «словесное творчество» гораздо шире, чем «творческое рассказывание», так как включает в себя активное сочинение, придумывание сказок, рассказов, стихов, загадок, сценариев не только на занятиях, но и в свободной самостоятельной

деятельности.

Образцом художественного текста с позиции структурно-смыслового единства содержания и формы является народная волшебная сказка.

Многочисленные исследователи народной сказки (В.А.Бахтина, Н.М.Ведерникова, Р.М.Волков, Н.В.Новиков, А.И.Никифоров, Э.В.Померанцева и др.) в качестве отличительного признака волшебной сказки называют ее волшебно-фантастическое начало. Единство волшебного и фантастического делает волшебную сказку особенно привлекательной для детской аудитории. Своеобразное сочетание реального и вымышленного составляет содержание волшебной сказки.

Стиль волшебной сказки представляет собой единую систему взаимосвязанных приемов и средств. Традиционные языковые формы являются предметом изучения фольклорной фразеологии. К числу типичных средств поэтики волшебной сказки относят, прежде всего, устойчивые словесные формулы, традиционные формулы, поэтические штампы являющиеся важным элементом построения сказок подобного типа (присказки, зачины, концовки) и выполняющие различные функции в повествовании.

Еще одним стилистическим приемом сказки является использование постоянных эпитетов, служащих украшением произведения. Вероятность употребления того или иного сочетания в былинном или песенном эпосе связано с особенностями отражения внешнего мира в различных жанрах. По мнению О.А. Давыдовой, 38,7% определенных сочетаний волшебной сказки не являются собственно сказочными, то есть зафиксированы и в других фольклорных жанрах «буйная голова», «каленая стрела».

К традиционным поэтическим средствам волшебной сказки также относятся: употребление синонимов «с тем и свадьбу сыграли по-хорошему, по-ладному» и парных объединений слов, выражающих одно понятие «пойдем с хлебом-солью встречать, авось замиримся», употребление антонимов «ни много, ни мало прошло времени» или усиления «волей-неволей пришлось согласиться», употребление общеязыковых пословиц и поговорок «щука востра, да не съешь ерша с хвоста», использование разнообразных сравнений «Сел Иван на волка. Волк побежал стрелою»; лексические и синтаксические повороты, образующие параллельные синтаксические конструкции «На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, а леву дорогу идти – живому не бывать».

М.М.Конина выделяет два вида детских сочинений: творческая переработка известных сказок и собственно творческие сказки и отмечает наличие в них характерных особенностей сказки (типичных сюжетов, чудесных превращений и элементов героики, чудесных предметов, сказочной обрядности).

По ее мнению, «развитие детского словесного творчества идет по линии качественного нарастания под влиянием количественного накопления новых сказочных образов».

Народная сказка традиционно относится к кругу «детского чтения» и является одним из самых любимых детьми жанров. Сказка оказывает огромное влияние на нравственное и эстетическое развитие дошкольника. Красочное, романтическое изображение сказочного мира, идеализация положительных героев, обязательный счастливый конец, увлекательность, сочетающаяся с поучительностью – всё это вызывает у детей яркую эстетическую реакцию, способствует развитию эстетических чувств. Волшебная сказка воплощает в себе высокие идеалы народа, его мудрость. Динамика волшебной сказки требует интеллектуального напряжения, сопоставление фактов и событий при усвоении смысловой линии сюжета, т.е. возбуждает познавательную деятельность.

Для выявления особенностей восприятия сказки детьми старшего дошкольного возраста и для определения уровня словесного творчества к связной речи дошкольников мы использовали методику О.С.Ушаковой, выделив критерии и показатели.

Критерии

1.Особенности восприятия сказки

Называние существенных признаков

Определение содержания сказки

Выделение структурных частей текста

Сохранение языковых средств выразительности

2.Особенности словесного творчества

Умение подчинить сюжетную линию общей теме

Использование приемов раскрытия образов персонажей и особенностей сюжета волшебной сказки

Умение использовать разные типы предложений

Способность оформлять высказывание по законам композиции сказки

Использование выразительности

3.Определение развития связной речи

Умение определять тему высказывания и правильно воспроизводить ее содержание

Умение использовать разные виды связи между предложениями

Использование разных типов предложений.

Первое задание. С целью определения особенностей восприятия сказки в единстве ее содержания и художественной формы, предлагалась сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Второе задание. На выявление уровня словесного творчества предлагалась ситуация «Продолжи сказу».

Третье задание. Определение уровня развития связной речи велось на примере сказки «Гуси-лебеди».

Для усиления мотивации высказывания использовались различные речевые ситуации («Беседа о сказке», «Сказка по телефону», «Сочини сказку»). Выбор сказочного материала определялся требованиями методики развития речи к отбору художественных произведений с принципами педагогики и эстетики.

Неверные ответы детей заключались в неразличении сказки и рассказа.

Результаты диагностики показали, что у детей с седьмого года жизни отсутствует четкое представление о жанровых особенностях сказки, что, на наш взгляд, должно отразиться на сочинениях детей.

Понимание детьми содержания сказки определялось через выявление умения распознавать тему данного высказывания. В процессе обследования не было выявлено ни одного случая высокого уровня понимания содержания, требующего от ребенка наличие элементарных навыков анализа произведения. На основании результатов диагностики были выявлены уровни восприятия детьми народной сказки.

I уровень (высокий). Определяют жанр сказки. Называют его существенные признаки. Обобщенно определяют содержание сказки. Видят границы структурных частей текста. Стремятся сохранить языковые средства выразительности.

II уровень (средний). Правильно определяют жанр сказки, но в порядке аргументации выдвигают как существенные, так и формальные его признаки. Определяют тему повествования. Часто испытывают затруднения при вычленении основных частей композиции. Используют дополнительные языковые средства.

III уровень (низкий). Затрудняются в определении жанровой принадлежности произведения и в выявлении отличительных признаков сказки. Не понимают содержание произведения. Не видят границ между завязкой, развитием действий и развязкой сказки. Не выделяют средства выразительности сказки.

Необходимым условием словесного творчества дошкольников являются сформированность навыков связной речи, поэтому целью задания 2 стало определение уровня развития связной речи при воспроизведении содержания сказки.

Критериями для анализа пересказов детей стали традиционные в методике развития речи показатели:

  1. Понимание темы
  2. Объем и грамматика высказывания
  3. Лексика высказывания
  4. Средства связи
  5. Структурная организация каждой части
  6. Плавность и самостоятельность изложения.

Полученные данные позволили определить следующие уровни связной речи дошкольников.

I (высокий). Обобщенно определяют тему высказывания и правильно воспроизводят его содержание. Используют различные типы предложений, грамматические ошибки отсутствуют. Используют свои точные словозамены, разнообразные способы связи между предложениями. Точно оформляют высказывание. Самостоятельно пересказывают текст без пауз.

II (средний). Определяют тему высказывания. Допускают незначительные отклонения от текста. Ограниченно используют сложные предложения, возможны единичные грамматические ошибки. Обращаются к отдельным средствам языковой выразительности. Способы связи не отличаются многообразием. В случае затруднений используют небольшое количество пауз и нуждаются в дополнительных вопросах.

III (низкий). Не определяют тему высказывания. Схематично передают события, не используя средств выразительности. Допускают грамматические ошибки. При передаче содержания нарушают композиционную целостность. Не умеют самостоятельно пересказать текст (делают паузы, повторы, нуждаются в подсказках).

Детям предлагалось задание: «Представь, что ты сказочник и придумай сказку с чудесами и волшебством». Никаких указаний по выполнению заданий не давалось. Сочинения детей фиксировались и рассматривались по ряду показателей, направленных на оценку как содержания, так и художественной формы сочинения.

Вторую группу показателей составили некоторые общепринятые критерии творчества:

Беглость – способность к порождению большего числа идей, выраженных в словесных формулировках или рисунках.

Гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

Оригинальность – способность к выдвижению идеи.

Аутентичность – соответствие эмоциональной реакции потребностям, ценностям и интересам субъекта.

Результаты, полученные в ходе выполнения задания, могут служить основанием для определения уровней словесного творчества старших дошкольников.

I (высокий). Подчиняют сюжетную линию общей теме. Оригинально используют в сочинении приемы раскрытия образов персонажей и особенности сюжета волшебной сказки. Обращаются к традиционным изобразительно-выразительным средствам сказки.

II (средний). Стараются придерживаться выбранной темы, неточный подбор заголовка. Используют отдельные элементы сказки в сочинениях с самостоятельным сюжетом и несложным содержанием. Затрудняются в структурном оформлении повествования (одна из частей композиции отсутствует).

III (низкий). В основном придерживаются темы, но затрудняются в ее раскрытии, название отсутствует. Схематично передают события повествования или пересказывают без изменения известную сказку.

Анализ полученных результатов показал невысокий уровень развития словесного творчества детей и позволил определить пути дальнейшей работы.

Нами были разработана и апробирована система занятий и игр с включением волшебной сказки, созданы ситуации для игровых импровизаций и вовлечения детей в подготовку атрибутов, спектаклей, выставок детского творчества, что способствовало значительному повышению уровня словесного творчества старших дошкольников.


Развитие воображения и словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 178»

города Чебоксары Чувашской Республики

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, дети овладевают сложными формами связной речи, развит словарь, у них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из ранее репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

В старшем дошкольном возрасте значительно обогащается и усложняется эмоционально-выразительная функция речи. Ребенок усваивает значение слов, выражающих эмоциональное состояние, эмоциональное отношение к объектам и явлениям, усваивает значение слов, ассоциируемых с переживаниями эмоций, понимает значение слов обозначающих социально-значимые характеристики человека. В этом возрасте усвоение слов ребенком происходит с более глубоким и четким различием признаков, предметов и явлений.

Одним из проявлений творческого воображения является детское словесное творчество. Различаются два вида словотворчества.

Во-первых, это так называемые новообразования в словоизменении и словообразовании (детские неологизмы). Во-вторых, это сочинительство – неотъемлемый компонент художественно-речевой деятельности.

Все мы знаем, что дети любят сочинять сказки, рассказы, стихи, фантазировать, наблюдается тяготение к "явным нелепицам", "перевертышам". В "перевертышах", небылицах ребенок посредством воображения "разрывает" связи между предметами и явлениями, их постоянными признаками, "отстраняется" от них, а затем связывает в новые сочетания, «входить» в изображаемые обстоятельства, отбирать речевые средства для построения связного высказывания.. Таким образом "расшатываются" стереотипно сложившиеся ассоциации, активизируется мышление и воображение. Одним словом под словесным творчеством понимается продуктивная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений – сказок, рассказов, стихов, небылиц, рифмовок и т.п.

С помощью словесного творчества ребенок экспериментирует со словами и предложениями, пытается что-то изменить, что-то придумать – словом, творить. Ему интересна эта деятельность, так как позволяет осознать полнее свои возможности и пополнить свой багаж чем-то новым. Словесное творчество обогащает и развивает мысль, делает ее более логичной и образной. Чувство радости и удовлетворения от достигнутого, эмоциональная напряженность делают привлекательным сам творческий процесс. Детское словотворчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка.

По мнению многих ученых, словесное творчество старших дошкольников можно развивать, учитывая следующие факторы:

Одним из факторов, оказывающих влияние на развитие словесного творчества, является обогащение опыта детей впечатлениями из жизни в процессе целенаправленного наблюдения за окружающей действительностью. Наблюдение за трудом взрослых, за явлениями природы, формы могут быть различные: просмотр кинофильмов, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах и т.д. (В процессе наблюдения за природой отмечаем эстетическую строну, выделяем красоту природного мира, отмечаем краски. Хорошо если параллельно мы будете знакомить с тем, как описывают природу авторы в своих произведениях, какие они использую выражения, слова).

Немало важным фактором является обогащение литературного опыта, чтение различных книг, особенно познавательного характера, которые обогащают детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, это углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря за счет слов–определений;

слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.

Например, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый поддеревом; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями.

Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег – белый, пушистый – и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями»).

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть). Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

Развитие поэтического слуха, способности к различению жанров, понимания их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы о осознавать их функциональную связь с содержанием.

Для развития словесного творчества эффективно использовать приемы, которые стимулируют творческую активность, воображение и заинтересованность детей:

· придумывание окончания сказки, начатой воспитателем, ее начала или середины,

· сочинение с использованием предметно-схематической модели, картины (это немного сложнее, потому что ребенок должен действовать определенному алгоритму).

· сочинение по теме с использованием опорных слов-мнемотаблиц.

· творческое рассказывание по литературному образцу – с заменой героев, места действия или с придумыванием нового сюжета с теми же героями и другие.

Использование дидактических игр на развитие фантазии, воображения («Веселые рифмы». Подбери рифму Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т.д. «Оживи предмет». Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

О чем думает ваша обувь?

О чем думает мебель?

· “коллаж из сказок”. Выбираются любые герои сказок (Василиса Прекрасная, Баба Яга, Змей Горыныч и Мальчик-с-пальчик) для самостоятельного сочинения сказки (можно использовать в сказке какое-либо волшебное средство, наводящие вопросы для объединения отрывочных эпизодов в единую композицию.)

· сочинить сказку о необычном существе. (Бабочка, у которой были прозрачные крылышки, но ей хотелось иметь разноцветные крылышки, как у её подружек).

· использование пословиц, поговорок (До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение пословиц и поговорок. Однако исследования показали несостоятельность этого тезиса. Для того чтобы помочь детям уяснить переносный смысл малого фольклора, подбиралась сказка, где нравственное воспитание раскрывалось с помощью соответствующей поговорки. Например, к сказке “Теремок” “Рукавичка” подбиралась поговорка: “В тесноте, да не в обиде”, к сказке “Заюшкина избушка” поговорка “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”).

Таким образом, развитие словесного творчества - сложный и несамостоятельный процесс, который появляется в непосредственной связи с развитием психических процессов, требующий активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участие положительных эмоций.

В народе говорят: "Без воображения нет соображения".

Альберт Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно! Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

Словесное творчество – эффективное средство развития творческой личности.

ПРОГРАММА

Для детей 7-10 лет

Программу составил : канд. пед. наук И.А.Киршин

Калининград 2014

Пояснительная записка

Необходимо организовать педагогическую среду



Основные цели :

Основные задачи:

Первыйконцептуальный компонент

Цель



Третий базовый компонент - педагогические условия

- педагогическая среда -

- творческий диалог -

- клубные формы деятельности

Роль учителя

Роль ребёнка

Характер мотивации ребёнка

– только сердцем

Диагностика результата

Методы диагностики

Учебно-тематический план

Тема Часы
1.
2. Рассказывание по картине
3. Сочинение загадок
4. Сочинение рассказа
5. Творческое рассказывание.
6. Сочинение скороговорок
7. Сочинение двустиший
8. Рассказывание по картине
9. Творческое рассказывание
10.
11.
12. Сочинение основы сценария
13. Сочинение сказки
14.
15.
16.
17.
18. Сочинение стихов
19. Рассказывание по картине
20.
21. ИТОГО

Сочинение загадок.

1) словесные игры: шарады;

2) чтение русских народных загадок;

3) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению загадок;

4) сочинение загадок;

Сочинение рассказа.

1) словесные игры: литературные перевёртыши;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей к рассказыванию по картине;

3) чтение рассказов Е.Кузнецовой «Доброе слово лечит, а худое калечит», «Поссорились»;

4) сочинение рассказов;

5) задание на дом: сочинить рассказ.

Сочинение скороговорок.

1) разминка – сценические этюды: «мы – лесные звери»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению скороговорок;

3) чтение русских народных скороговорок;

4) сочинение скороговорок;

5) обсуждение полученных произведений.

Сочинение двустиший.

1) словесные игры: «угадай букву»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению двустиший;

3) чтение двустиший Б.Заходера;

4) сочинение двустиший в парах;

5) обсуждение полученных произведений.

Рассказывание по картине.

1) словесные игры: стихи-шутки;

3) Составление описательного рассказа по репродукции И.Грабаря «Март»

4) сочинение коллективного рассказа по картине;

5) обсуждение полученных произведений.

Творческое рассказывание.

1) словесные игры: ребусы;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) чтение рассказа Н.Носова «Почемучки»;

4) сочинение индивидуальных историй;

5) обсуждение полученных произведений.

Сочинение рассказа.

1) разминка – сценические этюды;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) сочинение рассказов в парах;

4) чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»;

5) обсуждение полученных произведений, сопоставление с произведением мастера.

Сочинение основы сценария.

1) разминка – сценические этюды: «мы – кошки»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) сочинение сценариев в парах;

4) разыгрывание детских сценариев;

5) обсуждение полученных произведений.

Сочинение сказок.

6) словесные игры: сканворды;

7) эмоциональная и практическая подготовка детей;

8) чтение сказки Н. Калинина «Про снежный колобок».

9) сочинение коллективных сказкок;

10) обсуждение полученных произведений.

Сочинение стихов.

1) разминка – сценические этюды: «мы – птички»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) чтение стихов А.Барто;

4) сочинение стихов в парах;

5) обсуждение полученных произведений.

Рассказывание по картине.

1) словесные игры: «буквы спрятались»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) показ картины и составление описательного рассказа по репродукции А. Саврасова «Грачи прилетели»;

4) обсуждение полученных произведений.

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

Развитие детского словесного творчества

Для детей 7-10 лет

Программу составил : канд. пед. наук И.А.Киршин

Калининград 2014

Пояснительная записка

Основой для программы послужили идеи Школы Жизни Ш.А.Амонашвили, а также следующие положения:

Детское словесное творчество - это письменное или устное выражение ребёнком субъективно значимого для него словесного содержания, обладающего следующими качествами: фантазия, искренность, владение словом, чувство юмора и лиризма, актуальность для автора.

Для развития детского словесного творчества прежде всего необходимо выявить потребности ребёнка, мотивы его деятельности.

Необходимо организовать педагогическую среду , в которой эти потребности ребёнка будут удовлетворены. Педагогическая среда представляет собой коллектив единомышленников, состоящий из педагогов, родителей и детей, находящихся в творческом контакте. Этот коллектив осуществляет единую деятельность, которая должна вызывать у ребёнка сильные положительные эмоции, так как только такие эмоции порождают в воображении яркий образ. В результате такой деятельности ребёнку предлагается реализовать возникший образ (напиши, нарисуй, сыграй, изобрази).

Педагогическая среда должна охватывать все стороны жизни ребёнка, удовлетворять его физиологические, моральные, эстетические и иные потребности. Только создав ребёнку полноценную детскую жизнь, мы вправе ждать от него творческих проявлений.

Истинное творчество возможно только как целостный стиль жизни, как общий принцип системы отношений с ребёнком, а не как отдельный приём на уроке - только в этом случае творчество станет многообразным и полноценным. Поэтому педагогу надо уметь принять детскую жизнь со всем, что в ней есть, уметь участвовать в ней, уметь заслужить любовь и уважение детей. Только погрузившись подобным образом в детскую жизнь, педагог сможет выявить истинные потребности детей и создать условия для их удовлетворения.

Педагогическая среда, с одной стороны, создаёт условия для проявления стихийного творчества детей (горизонтальный уровень), с другой стороны, насыщает детей прекрасными образами, побуждая творческую стихию подниматься вверх - к вершинам Добра, Любви и Красоты (вертикальный уровень). Объединение этих уровней педагогической средой должно дать полноту и равновесие развитию словесного творчества детей.

Основные цели :

Воспитание Благородного Человека

Развитие творческих способностей;

Развитие словесно-творческих способностей;

Развитие коммуникативных способностей.

Основные задачи:

Увлечь детей радостью творчества;

Раскрыть их словесно-творческий потенциал;

Создать творческий детский коллектив;

Привить детям общечеловеческие ценности.

Основные принципы педагогической деятельности:

Тесное сотрудничество педагогов в единой деятельности;

Постоянное самосовершенствование каждого педагога (творческий рост в избранной области искусства, личностное развитие, совершенствование педагогических качеств);

Неформальные отношения с детьми;

Творческий диалог педагогов с детьми.

Первыйконцептуальный компонент модели составляет гуманно-личностный подход, разработанный Ш.А.Амонашвили.

На указанном концептуальном фундаменте выстраивается второй, словесно-творческий компонент , представляющий собой методическое обеспечение модели. При создании программы по словесному творчеству детей мы опирались на разработки В.А.Левина, Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской и А.А.Мелик-Пашаева, Л.Е.Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко, Дж. Родари.

Цель - преобразовать игру искусством в общение искусством. Для этого решаются два ряда педагогических задач . Первый ряд направлен на сохранение у детей свойств, присущих дошкольнику: непосредственность, эмоциональную целостность и индивидуальное своеобразие восприятия; желание играть художественными формами; стремление свободно действовать в воображаемой ситуации; радость от занятий искусством и потребность в таких занятиях.

Второй ряд задач направлен на то, чтобы обеспечить художественное развитие ребёнка. Эти задачи решаются объединением двух направлений деятельности: первое - знакомство с детской классикой, второе - собственное творчество. Этим сочетанием детерминируется успешное развитие детского словесного творчества.

Особенности выполнения творческих заданий:

Выполняются только добровольно;

Выполняются на занятии или дома (по желанию ребёнка);

Произведения ребёнка читаются только с его согласия;

Педагог выполняет задания вместе с детьми;

Творческие работы педагога обсуждаются наравне с работами детей.

Третий базовый компонент - педагогические условия развития детского словесного творчества:

- педагогическая среда - коллектив, состоящий из учителей, родителей и детей, находящихся в постоянном творческом контакте. Этот коллектив осуществляет единую деятельность на основе гуманно-личностного подхода (Ш.А.Амонашвили);

- творческий диалог - специфический вид общения, который является открытием, выражением и передачей другим личностного смысла явлений в эстетической форме. Цель словесного творческого диалога - выявление и развитие собственного речевого стиля ребёнка;

- клубные формы деятельности - живые, гибкие, беспрограммные, соответствующие детской природе виды деятельности (игра, музыка, театр, изобразительное искусство, лепка и др.).

Все компоненты составляют единый целостный педагогический процесс, в котором можно выделить следующие характеристики:

Роль учителя - учитель в позиции помощника-воодушевителя.

Роль ребёнка - ребёнок в позиции свободно творящего субъекта.

Характер мотивации ребёнка - преимущественно внутренняя, индивидуальная мотивация.

Предмет организующих усилий педагога - вдохновение ребёнка (состояние положительно окрашенного эмоционального и интеллектуального напряжения), наполнение его образами добра, любви и красоты.

Характер взаимодействий учителя и ребёнка - эмпатия, личностная включённость учителя и ребёнка.

Специфика педагогического воздействия – только сердцем педагог может прикасаться и направлять развитие творческих способностей ребёнка. Грубое давление на ребёнка или педагога искажает педагогический процесс, поэтому для успешной реализации целей необходима как основное условие бережная и чуткая атмосфера.

Диагностика результата - результаты в виде продуктов детского словесного творчества диагностируются.

Методы диагностики : самооценка, взаимное оценивание, метод экспертных оценок (осуществляется квалифицированными специалистами в области литературного творчества или преподавания литературы как искусства), беседа с родителями и учителями. Следует учитывать, что нельзя ожидать значительных успехов от каждого ребёнка сразу – необходим длительный процесс созревания творческих способностей.

Учебно-тематический план

Тема Часы
1. Творческое рассказывание. «Поговорим по телефону».
2. Рассказывание по картине
3. Сочинение загадок
4. Сочинение рассказа
5. Творческое рассказывание.
6. Сочинение скороговорок
7. Сочинение двустиший
8. Рассказывание по картине
9. Творческое рассказывание
10. Сочинение детективного рассказа
11. Сочинение многосерийной истории
12. Сочинение основы сценария
13. Сочинение сказки
14. Сочинение юмористического рассказа
15. Рассказывание историй об игрушках
16. Сочинение сатирического рассказа
17. Конкурс Мюнхаузенов: «Придумывание небылицы»
18. Сочинение стихов
19. Рассказывание по картине
20. Сочинение сказки по картам Я.Проппа
21. ИТОГО

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.
Без этого он засушенный цветок.

/В.А. Сухомлинский/

Тема данной работы “Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста” была выбрана мною не случайно.

  1. В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речевого развития, поскольку восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития речи.
  2. Анализ литературы по данной проблеме показал, что, несмотря на многообразие методических разработок по развитию словесного творчества дошкольников, все же практического материала недостаточно.
  3. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Они забывают обо всем и погружаются в жизнь героев. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; в сказке предстают блестящие образцы родного языка – всё это является необходимым и благоприятным материалом для сочинения собственных сказок.

В связи с этим вопрос развития словесного творчества детей дошкольного возраста с использованием различных методов сочинения сказки до сих пор не теряет своей актуальности.

Исходя из вышесказанного, были поставлены цель и задачи по развитию словесного творчества старших дошкольников в процессе ознакомления с русскими народными сказками.

Цель работы – содействовать развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста, соответствующему возрастному уровню развития детей, используя различные методы сочинения сказок и алгоритм сочинения сказок.

Образовательные задачи способствуют овладению детьми определенным объемом знаний, умений и навыков для их всестороннего развития:

  1. Развитие интереса к художественной культуре путем ознакомления с отечественным литературным наследием, приобщение детей к русским народным сказкам.
  2. Привлечение внимания детей к устному народному творчеству через загадки, народные игры, пословицы, поговорки и т.д.
  3. Изучение природных явлений, образов животного и растительного мира. Развитие исследовательских навыков.
  4. Ознакомление детей с русским народным декоративно-прикладным искусством посредством формирования у них разнообразных художественных и творческих способностей.
  5. Развитие монологической речи, умения связно высказываться.
  6. Обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к слову, любви к родному языку и гордости за его богатство.
  7. Содействие развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память.
  8. Развитие актёрских способностей посредством взаимопроникновения различных видов искусства – музыки, литературы, театра.

Воспитательные задачи направлены на развитие нравственных и духовных качеств детей:

  1. Повышение уровня креативности (творческой организации) процесса воспитания и обучения, их осознанности и целенаправленности.
  2. Восхищение творчеством русского народа; возможности детям понять, что они – часть этого великого народа.
  3. Развитие эмоционально-положительного отношения к объектам эстетического содержания.
  4. Воспитание доброжелательного отношения, желания общаться друг с другом, умения вести себя в коллективе сверстников.
  5. Воспитание умения уважительно относиться к результатам детского труда.
  6. Формирование у каждого ребёнка эмоционально-положительного отношения к природе.
  7. Развитие у ребёнка чувства уверенности в себе, в своих силах, реализованности своих возможностей, настойчивости в достижении целей.
  8. Развитие творческого потенциала ребёнка, его художественной наблюдательности путём изучения литературного наследия.

На базе дошкольного образовательного учреждения ГДОУ №27 г. Санкт-Петербурга была разработана и апробирована система педагогических мероприятий, включающая в себя создание благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка, формирование базовой культуры личности, эстетического, нравственного и физического воспитания ребёнка.

Характер проведённой работы позволил разработать цикл занятий “Азбука сказки”, мнемотаблицы “Сказки”, дидактические игры, подобрать различные методы сочинения сказок и апробировать данный материал, описав оптимальные пути по развитию словесного творчества дошкольников в данной работе.

В своей работе опирались на следующие принципы :

  • Принцип доступности и целостности, получаемых ребёнком знаний (отбор художественного материала по различным видам народного искусства: музыкального, художественно-речевого, декоративно-прикладного, при условии их тесной взаимосвязи).
  • Принцип интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с окружающим миром, речевое развитие, различные игры и др.).
  • Принцип индивидуального подхода к детям; учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития.
  • Принцип бережного и уважительного отношения к детскому творчеству.
  • Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь изучаемых понятий.
  • Принцип наглядности; преимущественного использования модельного подхода к обучению, т.е. возможности представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения.
  • Принцип прочности полученных знаний.
  • Воспитывающий характер обучения.

Известно, что обучение детей творческому рассказыванию процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Дошкольникам в старшем возрасте доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта, придумывание рассказов, сказок. Поэтому система работы с детьми дошкольного возраста по развитию словесного творчества включала:

  • Знакомство с литературным наследием русского народа, его творчеством, так как здесь сохранились особенные черты характера русского народа: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие… Устное народное творчество – богатейший источник познавательного и нравственного развития детей.
  • Речевые упражнения (речевая зарядка). Сюда входило не только обогащение словарного запаса дошкольников речи и накопление личного опыта каждого ребёнка, но и развитие артикуляционной моторики, а также развитие связной, монологической речи и апробация нестандартных методов сочинения сказок, позволяющих развить словесное творчество дошкольников. Нестандартно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, например, создавать свободные продолжения, переложения сказок, придумывать различные зачины, концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.п. Нетрадиционный подход как раз даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, не жестоко, а человечно.
  • Развитие творческих способностей посредством создания разнохарактерных образов живой и неживой природы через исследовательскую, изобразительную и игровую деятельность. Крайне важно не только научить ребёнка сочинять, но и показать ему новые возможности. Весьма часто детям предлагалось изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно, например, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью телодвижений, жестов или мимики и т.п.
  • Развитие в театрализованной деятельности (совместно с музыкальным руководителем во время проведения открытых мероприятий) путём перевоплощения в героев различных сказок и мультфильмов.

На первом этапе работа по развитию словесного творчества была направлена на активизацию запаса знаний самых известных сказок. Наряду с прослушиванием сказок дети знакомились не только с авторскими сказками и русскими народными сказками, но и с малыми формами устного фольклора (присказками, загадками, закличками, считалками, дразнилками, потешками, пословицами, поговорками).

До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение пословиц и поговорок. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Для того чтобы помочь детям уяснить переносный смысл малого фольклора, подбиралась сказка, где нравственное воспитание раскрывалось с помощью соответствующей поговорки. Например, к сказке “Теремок” “Рукавичка” подбиралась поговорка: “В тесноте, да не в обиде”, к сказке “Заюшкина избушка” поговорка “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, к сказке “Лисичка со скалочкой” – “Что посеешь – то и пожнёшь” и т.п. .

К ряду произведений литературного наследия подбирался не только лексический, но и картинный материал. Для эффективного усвоения последовательности событий с учетом речевых умений детей определялись методические приёмы. Были изготовлены опорные схемы – мнемотаблицы , отражающие ту или иную сказку и содержащие чёрно-белое или цветовое обозначение героев сказки, их поступки, предметы и явления природы. Сюда вошли “Репка”, “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Теремок”, “Рукавичка”, “Машенька и медведь”, “Вершки и корешки”, “Снегурушка и лиса”, “Лисичка со скалочкой”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Зимовье зверей”, “Петушок и бобовое зёрнышко”, “У солнышка в гостях”, “У страха глаза велики”, “Кот, петух и лиса”, “Волк и семеро козлят”, “Лисичка – сестричка и серый волк”, “Петушок и жерновцы”, “По щучьему велению”, “Гуси-лебеди”, “Крошечка-Хаврошечка”.

Это не случайно, ведь результаты последних психолого-педагогических исследований показали, что дошкольнику полезнее предлагать не только иллюстрацию, но также необходимо показывать различные направления: абстрактные, комичные, схематичные, реалистические и т.д. Весь этот материал оказывает значительную помощь в развитии словесного творчества детей, т.к. наглядность и четкость их исполнения позволяет удерживать в памяти большое количество информации и гибче моделировать сюжет.

Система работы также включала в себя подробный анализ сказочных повествований. Дети учились глубже воспринимать традиционные способы построения сказки и организации сюжета в ней. Для этого использовались “Карты-схемы В.Я. Проппа” . Представленные в схемах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет автору сказки в дальнейшем при сочинении собственного повествования абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, тем самым развивая своё творческое, креативное мышление.

В заключение своей работы, хочется отметить, что благодаря использованию сказок – образцов литературного и народного наследия, в процессе занятий у детей прививается любовь к родному языку и гордость за его богатство, совершенствуется монологическая речь, повышается интерес к словесному творчеству, самостоятельность при отборе “образных средств родного языка”, способность выражать свои мысли.

Сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на нравственное воспитание. Дети учатся видеть взаимосвязь различных видов искусства. У них развиваются актёрские и художественные возможности, творческое воображение, логическая память; также развивается детская активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность и другие способности. Таким образом, сказки – прекрасный источник сюжетов, примеров для сочинения собственного повествования.

Литература.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: “Академия”, 1998.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  3. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.
  5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.
  6. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978
  7. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.
  8. Тухта Л.С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.
  9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.
  10. Фесюкова Л.Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.