Где живет татьяна толстая. Татьяна толстая. Татьяна Толстая - фото

В самом знаменитом романе Татьяны Толстой «Кысь» можно найти слова о том, что человек есть перекрёсток двух бездн, которые равно бездонные и равно непостижимые - это мир внешний и мир внутренний.

Биография Татьяны Толстой достойна отдельного повествования. В ней просматривается то, как две бездны внутреннего и внешнего мира встретились и переплелись в её судьбе.

Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, городе на Неве. Её фамилия говорит сама за себя - она один из многочисленных представителей клана Толстых, прямой потомок известного писателя Алексея Толстого (внучка). Окончила Ленинградский университет, отделение классической филологии. В год окончания вуза (1974) Татьяна вступила в брак с Андреем Лебедевым и переехала с ним в Москву. В столице устроилась работать корректором в издательство «Наука», в Главную редакцию восточной литературы.

Биография Татьяны Толстой шла по накатанной дороге девушки из интеллигентной семьи с литературными корнями. Возможно, так и правила бы она чужие тексты до глубокой старости, если бы не событие, послужившее толчком к занятию творчеством. В начале восьмидесятых годов ей пришлось перенести офтальмологическую операцию, после которой нужно было месяц носить Наступило время вынужденного бездействия, когда не то что работать, даже просто прочесть книгу оказалось невозможным. И тогда внучка автора «Петра Первого» и «Гиперболоида инженера Гарина» начала придумывать сюжеты собственных рассказов и повестей. Именно в этот период погруженности во мрак и появилась писательница Татьяна Толстая.

Биография её в этом новом качестве началась с опубликования в 1983 году статьи, написанной в критики под названием «Клеем и ножницами». Тогда же (1983) вышел первый литературный рассказ «На золотом крыльце сидели...». С этого момента Татьяна Никитична начинает активно печататься в литературных журналах. В 1987-м был опубликован сборник рассказов «На золотом крыльце сидели…», после чего «начинающий» писатель был принят коллегами в Союз писателей.

Девяностые годы, как отмечает биография Татьяны Толстой, прошли с С 1990 по 1999 годы она подолгу жила в Америке, где преподавала, читала лекции и сотрудничала с местными журналами. Также в это время Татьяна пробует себя в журналистике: ведет колонку в «Московских новостях», работает в журнале «Столица». Параллельно с этим публикуются её рассказы, некоторые из них переводятся на иностранные языки. В 1999 году писательница окончательно возвращается на родину.

Дальнейшая биография Татьяны Толстой развивается под двумя знаками: «Кысь» и «Школа злословия». Роман «Кысь», который вышел в 2000 году, сразу стал чрезвычайно популярен. Он получил премию «Триумф» и приз Международной книжной ярмарки в Москве. В 2002 году наша героиня стала главой редколлегии журнала «Консерватор».

В том же 2002-м Татьяна Никитична начинает вести на телевидении уникальное интеллектуальное ток-шоу «Школа злословия» вместе со сценаристом Передача до сих пор идет на центральном телевидении и пользуется стабильным успехом у своего зрителя.

Широкой аудитории также хорошо известен старший сын Татьяны Толстой - Артемий Лебедев, глава «Студии Артемия Лебедева» - самый знаменитый интернет-дизайнер, блогер, бизнесмен и изобретатель.

Детство и юность Татьяны Толстой / Tatyana Tolstaya

Татьяна Толстая выросла в литературной семье. Два ее деда - Алексей Толстой и Михаил Лозинский , бабушка - Наталья Крандиевская-Толстая . Отец Никита Алексеевич Толстой был профессором физики. У маленькой Татьяны было семь братьев и сестер. Татьяна Толстая окончила отделение классической филологии Ленинградского университета в 1974 году. Вместе с мужем переехала в Москву, работала корректором в «Главной редакции восточной литературы » при издательстве «Наука », где проработала до 1983 года.

Творческий путь Татьяны Толстой / Tatyana Tolstaya

В 1983 году Татьяна Толстая впервые публикует свои художественные произведения, а также выступает в качестве литературного критика со статьей «Клеем и ножницами… » («Вопросы Литературы », 1983, № 9). Вдохновением начинающей писательницы стала, как ни странно, операция на глазах.

«Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов».

Первый рассказ Татьяны Толстой под названием «На золотом крыльце сидели… » был признан критиками одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов, которые описывали рассказ, как «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами». В дальнейшем Татьяна Толстая напишет еще около двадцати рассказов, которые будут изданы в журналах «Новый мир», «Знамя» и других крупных литературных изданиях СССР: «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988).

Первый сборник рассказов «На золотом крыльце сидели… » появляется в 1987 году, после его выхода Татьяну Толстую пригласили вступить в ряды членов Союза писателей СССР. Литературоведы стали менее благосклонны в адрес творчества Татьяны Толстой , писательницу упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь», что все рассказы написаны по выстроенному шаблону.

Однако в кругах интеллигенции Татьяна Толстая пользовалась репутацией независимой и оригинальной писательницы. Героями ее произведений становились яркие, актуальные герои со злободневными проблемами - «городские сумасшедшие» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде». С 1989 года Татьяна Толстая является членом Российского ПЕН-центра.

В 1990 году Татьяна Толстая мигрирует в США и устраивается преподавателем русской литературы и художественного письма в колледже Скидмор, также работала с «New York review of books», «The New Yorker», «TLS» и другими журналами, вела лекционные занятия в университетах. Продолжительное время Татьяна Толстая по несколько месяцев в году работала в Америке.

Окружающая среда влияла на языковой тезаурус писательницы, о чем она упоминает в эссе того времени «Надежда и опора ». В нем Татьяна Толстая указывала на различия между современным русским и русским языком эмигрантов: «там в разговор постоянно вклиниваются такие слова, как „свисслоуфетный творог“, „послайсить“, „полпаунда чизу“ и „малосольный салмон“». Четыре месяца нахождения в США пагубно влияли на моральное и умственное состояние писательницы, она уточняла, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках».

В 1991 году Татьяна Толстая пробует себя в сфере журналистики, она пишет собственную колонку «Своя колокольня » в еженедельной газете «Московские новости », а также работает с журналом «Столица », где входит в состав редколлегии. Эссе, очерки и статьи Татьяны Толстой публикуются в журнале «Русский телеграф ». Татьяна Толстая издает книги«Любишь - не любишь» (1997),«Сёстры» (1998),«Река Оккервиль» (1999). Европейские страны выкупают права на перевод ее книг и рассказов, литература Толстой переведена на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира. В 1998 году Татьяна Толстая входит в состав редколлегии американского журнала «Контрапункт ». В 1999 году Татьяна Толстая принимает решение вернуться на родину.

В 2000 году был издан первый роман Татьяны Толстой «Кысь ». Книга быстро стала значимой для своего времени, отражающей реалии современной действительности. В театрах ставили спектакли по книге, а на радиостанции «Радио России» транслировался проект литературного сериала. В 2001 году на прилавках книжных магазинов появляются три романа Татьяны Толстой - «День», «Ночь» и «Двое» . Писательница завоевала любовь читателей по всей России, ее книги пользовались также коммерческим успехом: общий тираж книг составил около 200 тысяч экземпляров. В 2002 году Татьяна Толстая назначена на должность председателя совета газеты «Консерватор ».

В 2001 году становится лауреатом премии «Триумф». Приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза».

В 2002 году Татьяна Толстая пробует себя в качестве телеведущей. Писательница вместе с Авдотьей Смирновой ведет программу «Школа злословия » в эфире телеканала Культура, позже в эфире телеканала НТВ.

В 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова взяли премию «ТЭФИ» в категории «Лучшее ток-шоу».

В 2010 году Татьяна Толстая , продолжая дело деда, выпускает свою первую детскую книжку «Та самая Азбука Буратино ».

«Замысел книги родился 30 лет назад. Не без помощи моей старшей сестры… Ей всегда было жалко, что Буратино так быстро продал свою Азбуку, и что об ее содержании ничего не было известно. Что за яркие картинки там были? О чем она вообще? Шли годы, я перешла на рассказы, за это время подросла племянница, родила двоих детей. И вот, наконец, на книгу нашлось время. Полузабытый проект был подхвачен моей племянницей, Ольгой Прохоровой».

Татьяна Толстая вместе с Александром Масляковым являлась постоянным членом жюри программы «Минута славы » на Первом канале с 2007 года (1-3 сезоны).

Личная жизнь Татьяны Толстой / Tatyana Tolstaya

В 1974 году Татьяна Толстая вышла замуж за филолога-классика А.В. Лебедева . Родила сына Артемия Лебедева , ставшего скандальным блоггером и владельцем крупной студии по созданию графического дизайна.

Библиография Татьяны Толстой / Tatyana Tolstaya

  • На золотом крыльце сидели / Рассказы. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 198 с.
  • Любишь - не любишь / Рассказы. – М.: Оникс; ОЛМА-пресс, 1997. – 381 с.
  • Сёстры / С. Н. Толстой. – Эссе, очерки, статьи, рассказы. – М.: Изд. дом «Подкова», 1998. – 392 с.
  • Река Оккервиль / Рассказы. – М.: Подкова; Эксмо, 2005. – 462 с.
  • Двое / С Н. Толстой. – М.: Подкова, 2001. – 476 с.
  • Кысь / Роман. – М.: Подкова, 2001. – 318 с.
  • Изюм / М.: Подкова; Эксмо, 2002. – 381 с.
  • Круг / Рассказы. – М.: Подкова; Эксмо, 2003. – 345 с.
  • Белые стены / Рассказы. – М.: Эксмо, 2004. – 586 с.
  • Женский день / М.: Эксмо; Олимп, 2006. – 380 с.
  • День. Личное / М.: Эксмо, 2007. – 461 с.
  • Ночь / Рассказы. – М.: Эксмо, 2007. – 413 с.
  • Не кысь (2007)
  • Река (2007)
  • Кысь. Зверотур. Рассказы (2009)

Краткая справка по литературной деятельности Т. Толстой, где перечислены ее основные сборники и книги, включая дебютные произведения в критике и прозе. (Из книги «Новая Россия: мир литературы»)

Писатель-прозаик
Несколько слов о «писателе-прозаике» Татьяне Толстой по принципу «родилась, училась, написала, о себе, сейчас».

Энциклопедия «Кругосвет»
Биографическая заметка Анны Бражкиной из энциклопедии «Кругосвет».

Проект Хронос
Статья из биографического словаря «Русские писатели и поэты».

Критика работ

Татьяна Толстая вне ксерокса (о сборнике эссе «День»)
Программа-монолог из цикла «Русские вопросы» на «Радио Свобода». Автору и ведущему программы Борису Парамонову после обсужденной им «Кыси» «хочется все-таки поговорить» о самой Татьяне Толстой. И повод есть – ее книга «День». Но собственно разговора об авторе не вышло, а получилось небольшое исследование «Дня» и Татьяны Толстой как автора данной книги.

Коллекция рецензий на «Кысь»
Более десятка хороших рецензий (в числе их авторов Лев Данилкин, Вячеслав Курицын, Псой Короленко, Борис Парамонов и др.) на «Кысь» Т. Толстой.

«Тонкая» книга Татьяны Толстой, или «кысь», «брысь», «рысь», «Русь»...
Василий Пригодич разбирает роман «Кысь» без чрезмерных эмоций, что заметно отличает его от многих других рецензентов. «Тонкая» книга Татьяны Толстой или «кысь», «брысь», «рысь», «Русь» – правильная, понятная и последовательная рецензия.

Чеслав. Читая «Кысь» Татьяны Толстой
Художественные рассуждения на тему романа. Находятся они на одном из самых спокойных (как море в штиль) сайтов, когда-либо встречавшихся мне, что нельзя не оценить.

Валери Шангидаева. Энциклопедия русской жизни
Кысь, перекусывающая «главную жилочку» и превращающая человека в «сомнамбулу в тумане», – метафора русской завороженности словом, книгой, идеей, причем не рациональной, а поэтической и обязательно не от мира сего. Ведь о чем же еще вся русская литература, как не о Руси, не о ее загадке?

Интервью

НаСтоящая литература – Женский род
«Автография» – рассказ-интервью Татьяны Толстой: о детстве, о том, как стала писать, о взглядах на современную литературу, о женщинах-писательницах, о творческом процессе

«Я у многих вызываю злобу» (интервью на ПОЛИТ.РУ)
«Юлия Идлис встретилась с Татьяной Толстой, которая рассказала о себе, о нас и о «них», а также о том, чем гламур лучше гражданской войны и как сегодня составить новостную ленту завтрашнего дня».

LitCafe: с Татьяной Толстой беседует Артемий Лебедев
«Не задуривайте мне голову. Я женщина слабая, беззащитная. А вы такие слова…» За столом с вареной картошкой и жареными лисичками в тесном семейном кругу сидели два человека – Татьяна Толстая и Артемий Лебедев. Беседовали они о писателях и писательстве, о лисе и дрозде (любимая сказка Толстой), об Интернете и модеме и о стонах как о модном явлении ect. Результаты беседы лежат на одном из столиков Литературного кафе (работает круглосуточно).

Псевдология
Интервью с Толстой ведет Даниэль Лурье. О семье Толстой. О ее взаимоотношениях с Интернетом.

Татьяна Толстая: «Великое советское кино исчезло начисто»
Отрывки из интервью с Т. Толстой, гостьей фестиваля «Окно в Европу», на тему нынешнего и старого кино.

Произведения

Библиотека Мошкова

Электронная библиотека FictionBook

Библиотека Александра Белоусенко
Сборники «Не Кысь», «День» (в формате WinRar)

Электронная библиотека Bookz.Ru
Повести и рассказы (в формате txt)

Изба-читальня
Рассказы «Милая Шура», «Ночь», «Река Оккервиль», «Сюжет»

Четыре Статьи
Заметки о политической корректности и ее влиянии на язык. «Недоказуемые утверждения, что белая раса выше черной или желтой, что женщины хуже мужчин, звучали слишком часто в истории человечества, а, как всем известно, от слов люди всегда переходили к делу и угнетали тех, кого считали хуже и ниже. Прозрев и раскаявшись в варварском поведении, цивилизованная часть человечества восприняла идеи равенства и братства и как может воплощает их в жизнь. И старается исправить не только дела, но и слова, ибо слово это и есть дело. И слово проще исправить. Выражаться и мыслить надо политически корректно».

Татьяна Никитична Толстая – писатель, телеведущая интеллектуальной передачи «Школа злословия», автор романа «Кысь».

Татьяна родилась в Санкт-Петербурге (Ленинграде) в мае 1951 года. Семья писательницы такая же колоритная и необычная, как и Татьяна. Дедушка по маминой линии – известный литературный переводчик Михаил Лозинский, поэт. Дедушка по отцу – знаменитый писатель , создавший незабвенный «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и «Гиперболоид инженера Гарина». Жена Толстого, бабушка Татьяны Никитичны, поэтесса Наталия Крандиевская.

Добился успехов и отец Татьяны Толстой, который пошел не по литературной, а по научной линии и стал профессором физики.

В доме, в котором родилась будущая писательница, всегда было шумно и весело. Ведь у Толстых росло 7 сыновей и дочерей. Позднее сестра Татьяны Наталья также стала писателем и преподавателем шведского языка. Филологией и историей периода холодной войны увлекся и брат Иван, высказывания которого можно услышать на радио «Свобода». Естественным наукам посвятил себя брат Михаил, который, помимо физики, позднее обратил внимание на политологию.


В детстве Татьяна увлеклась чтением. Окончив школу, девушка отправилась поступать в Ленинградский университет, выбрав классическую филологию. Здесь Толстая изучала литературу и два языка – латынь и греческий.

По окончании университета в 1974 году будущая писательница и телеведущая переехала в столицу вместе с мужем, филологом-классиком .

Книги и телевидение

В столице литератор из Питера устраивается корректором в редакции издательства «Наука». Здесь началась литературная биография Татьяны Толстой. Дебют писательницы – это критическая статья «Клеем и ножницами…», опубликованная в журнале «Вопросы литературы» в 1983 году.


Как позже поделилась Татьяна Никитична, взяться за перо самой, а не только читать и рецензировать чужие произведения, девушку заставило банальное обстоятельство. После произведенной на глаза операции Татьяне пришлось месяц пролежать с повязкой. От безделья, чтобы скоротать время, Татьяна Никитична начала сочинять тексты. Так родились первые сюжеты будущих произведений писательницы Толстой.

Сняв повязку, Татьяна Толстая сразу же взялась переносить фантазии на бумагу. Так родился дебютный рассказ, вышедший в популярном журнале «Аврора» под названием «На золотом крыльце сидели…». Рассказ тут же был признан лучшим литературным дебютом 1980-ых. Вдохновленная успехом, Толстая пишет еще два десятка рассказов, которые были напечатаны с 1984-го по 1988-ой годы – «Свидание с птицей», «Соня», «Чистый лист», «Любишь - не любишь», «Река Оккервиль», «Охота на мамонта» и другие. Эти произведения охотно приняли модные «толстые» журналы – «Новый мир», «Знамя» и «Октябрь».


Первый сборник рассказов питерской писательницы получил такое же название, как и первый рассказ. Почитатели таланта Татьяны Никитичны смогли приобрести книгу в 1987 году.

Вскоре после издания сборника Татьяну Толстую приняли в Союз писателей СССР. Но вот советская критика отреагировала на произведения нового члена Союза писателей довольно холодно. Молодого литератора упрекали в «густом» письме, умничанье и шаблонности произведений.

Тем не менее, число поклонников творчества Татьяны Толстой росло стремительно. Молодой автор с острым умом и оригинальной точкой зрения, не боящийся резкости и броских красок, Толстая стремительно ворвалась в современную литературную тусовку. Писательница слывет интеллектуалкой и даже бунтаркой. Героями произведений становятся неожиданные персонажи – старорежимные старушки, инвалиды детства, городские сумасшедшие и бомжи. Особо резко высмеивается мещанство и потребительская психология современного общества.


В 1989 году Татьяну Толстую приняли в Российский ПЕН-центр. А в следующем году писательница отправилась в США, где предложили преподавать русскую литературу и письмо в одном из колледжей, расположенном в Принстоне. В этот период Толстая сотрудничает с известными журналами, среди которых «The New Yorker» и «TLS».

Все 1990-ые Татьяна Никитична регулярно наведывалась в Америку, где читала лекции в разных университетах. Толстая по нескольку месяцев жила в США и вскоре заметила, что под влиянием окружающей среды язык эмигрантов наполняется «недословами», некими уродливыми гибридами нескольких языков. Детально это явление остроумная писательница сумела отобразить в эссе «Надежда и опора».

В 90-е не забывала Татьяна и родину, где в еженедельнике «Московские новости» писательнице предоставили собственную рубрику под названием «Своя колокольня». В журнале «Столица» Толстая занимала пост редактора. Статьи литератора появлялись также в издании «Русский телеграф». За рубежом Татьяна Толстая принялась за создание переводов собственных произведений, благодаря чему приобрела мировую литературную славу. В 1998 году вместе с сестрой Натальей Толстой выпустила книгу «Сестры».


В России, куда писательница окончательно вернулась в 1999 году, Татьяна Толстая вернулась к журналистской и преподавательской деятельности.

В 2000 году появился первый роман Татьяны Толстой, названный «Кысь». Произведение было встречено неоднозначно, но приобрело множество поклонников. В книге речь пошла о России, пережившей ядерный взрыв, после которого интеллектуальные способности населения резко снизились. Первобытные инстинкты заменили человеку нормы морали и нравственности. В романе, созданном без единого положительно персонажа, каждая строчка сквозит сарказмом. Создательнице роман принес премию «Триумф» и вскоре превратился в бестселлер. Сюжет неоднократно становился основой для сценических постановок, в том числе и для радиоспектакля.

А в следующем году вышло еще три книги Толстой: сборники рассказов «День», «Ночь» и «Двое», тираж которых составил 200 тысяч экземпляров. В этом же году писательница была удостоена премии XIV Московской Международной книжной ярмарки в категории «Проза».


С 2002-го Татьяна Никитична Толстая появилась на экране. Сначала в передаче «Основной инстинкт», а потом и в «Школе злословия». Последнее ток-шоу она вела вместе с . Передача стала любимой для многих интеллектуалов и принесла ведущим премию «ТЭФИ». Позже Толстая появилась в еще одном шоу под названием «Минута славы».

В начале 2000-х библиография Татьяны Толстой пополняется работами «Изюм», «Круг», «Белые стены», «Женский день», «Не Кысь», «Река». В 2010 году Толстая вместе с племянницей Ольгой Прохоровой публикует первую книгу для детей, которая получила название «Та самая Азбука ». Здесь прослеживается связь с известнейшим произведением деда Татьяны Никитичны «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

В 2010 году литератору вручается ряд международных премий. Через два года радиостанция «Эхо Москвы» и журнал «Огонек» помещает имя писательницы в список «Ста самых влиятельных женщин России». В 2014 году после выпуска повестей «На малом огне», «Невидимая дева», «Легкие миры» Татьяна Толстая становится лауреатом литературной премии Белкина. Через год писательница порадовала поклонников сборниками «Войлочный век» и «Девушка в цвету».


Еще один талант Татьяны Толстой – кулинария. За плечами писательницы большой багаж рецептов приготовления блюд европейской и русской кухни. Описание приготовления пирогов, салатов, тортов писательница размещает на собственной страничке в «

Татьяна Никитична Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде. Все ее родственники были, так или иначе, связаны с языками, литературой. Отец - академик - филолог Никита Толстой, дед Алексей Толстой был писателем, дед Михаил Лозинский - переводчиком. Девушка поступила и успешно завершила обучение на филологическом факультете ЛГУ, в 1974 году переехала в столицу. С этих пор ее основным местом работы стала находившаяся при издательстве «Наука» Главная редакция Восточной литературы.

Первые произведения появлялись в период советского правления. В 1983 в журнале «Аврора» опубликовали «На золотом крыльце сидели», позднее это название стало во главу книги, выпущенной в 1988 году и включавшей в себя 13 рассказов. Первым произведением в качестве критика стал «Клеем и ножницами». Период середины 80х был также плодотворен для Татьяны Никитичны в литературном плане, в это время вышло примерно 20 ее рассказов (среди них «Круг», «Милая Шура», «Факир», «Круг» и другие), а также опубликовали повесть «Сюжет».

Что касается восприятия произведений Татьяны Толстой критиками и читателями, единых мнений тут не было. Кто-то ее ругал за слишком большие объемы и сложность прочтения произведений в течение небольшого времени, кому-то это наоборот нравилось, и говорилось, что ее книги читаются на одном дыхании, но схема построения сюжета повторяется из произведения в произведение, и это придает чувство некой искусственности.

Литературные интеллектуальные круги восприняли Татьяну Никитичну весьма благосклонно, она завоевала авторитет оригинального и в то же время не идущего по чьим-то стопам писателя. Персонажами ее прозы в основном являлись «городские чудики», которые погибали в жестокой мещанской среде. Манера же преподнесения читателю героев и описываемых событий также была своеобразной. Чаще всего происходящее виделось, как кадры кино, в речи изобиловали слова, принадлежащие разным семантическим слоям языка, герои преподносились с «отстраненного» ракурса.

В то время полагали, что на творчество писательницы большое влияние оказали Шкловский, Тынянов и Ремизов. Если говорить о последнем, то обилие «лишних» слов в его творчестве было использовано в основном для приближения к изначальным смыслам слов, обращению к архаическим пластам языка. Шкловский и Тынянов такими, казалось бы, избыточными описаниями стремились как можно точнее описать предмет. Что касается Татьяны Никитичны, такой прием был переработан ею в своеобразный метод парадоксальных сочетаний. Андрей Немзер полагал, что ранний рассказ «Эстетизм» был для Татьяны важнее морализма.

С этого момента биография Толстой заполняется многочисленными событиям, которые происходили в ее жизни. С начала 90-х годов писательница уехала в Америку и пробыла там до начала следующего тысячелетия. Основной целью ее поездки стала возможность преподавания русской литературы. Толстая стала членом редколлегии «Столица» в 1991 году, тогда же она явилась автором «Своей колонки», публикуемой в «Московских ведомостях». В то время вышло несколько переведенных работ на европейские и некоторые другие языки. В Москве в 1997 году переиздали ее рассказы, объединив их одну книгу «Любишь - не любишь», годом позднее появилось написанное вместе с Натальей Толстой произведение «Сестры».

Начало столетия ознаменовалось выпуском нового романа с названием «Кысь». В нем рассказывалось о России после ядерного взрыва. Изображаемая картина была крайне пессимистичной: абсолютная деградация, почти потерянный русский язык, люди, существующие только по правилам игра «кошки - мышки», после огромных городов остались лишь небольшие убогие деревеньки. Сексуальность персонажей нарисована крайне грубой и первобытной, среди героев - сплошные негативные личности. Одним словом, в романе было много сарказма. Русские читатели, живущие в других странах, отнеслись к книге неоднозначно. Писатель Борис Парамонов, также живший в то время в Штатах, сравнивал жизнь Толстой с Набоковым, писал, что если у первого в произведениях были большие и сильные ангелы, то теперешний роман можно считать «ударом крыла ангела». Россия же восприняла роман не совсем восторженно, но определенное признание мастерства слова Татьяны Никитичны все же было. Считал ее повествование настолько «вкусным, что пальчики оближешь» писатель Борис Акунин.

В 2000 и более поздних годах переиздали многочисленные рассказы и романы Толстой. В 2000 году «Река Оккервиль». В 2001 году «Ночь», публицистический сборник «День», «Личное», тогда же труды Натальи и Татьяны объединили в одну книгу «День. Разное». В 2002 году вышла книга «Изюм».

О публицистических работах писательницы встречались различные мнения. Писатель Борис Парамонов негодовал из-за того, что Толстая презирала традиционные американские ценности, многие же русские критики считали ее мнение правильным, говорил, что эссе Татьяны были лучше прозы. Приз в номинации «Проза» достался Татьяне Никитичне в 2001 году на 14 Московской международной книжной ярмарке. Чуть позднее, в этом же году писательницей была получена престижная премия «Триумф».

В 2002 году мы увидели Толстую и на телеэкранах: она появилась в передаче «Школа злословия» со сценаристкой и ведущей Дуней Смирновой.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Толстой Татьяны Никитичны представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.