Инновационные направления развития сферы услуг как фактор экономического роста. Основные направления инновационного развития предприятия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль государства в регулировании инновационной деятельности. Цели и приоритеты инновационной политики. Методы государственного управления инновационной политикой в Беларуси. Приоритетные задачи и направления инновационного развития РБ на 2011-2015 гг.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2011

    Понятие инновационной деятельности. Особенности функционирования четырехуровневой системой управления инновационным процессом. Основные направления государственной поддержки инноваций. Проблемы развития политики Российской Федерации в этой области.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2015

    Сущность и принципы, формирование инновационной политики. Государственная поддержка и текущее состояние инновационной деятельности. Инструменты и федеральные программы в сфере государственной инновационной политики. Создание инновационной системы.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2008

    Сущность инноваций и инновационной деятельности. Анализ регулирования и поддержки инновационной деятельности в России. Полезные примеры зарубежного опыта для российской инновационной деятельности. Перспективы развития инновационной деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Теоретические основы развития инновационной деятельности в регионах РФ. Особенность перехода к инновационному типу развития. Четыре направления реализации стратегий инноваций. Анализ инновационной активности и перспективы развития в Белгородской области.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2009

    Понятие и сущность государственной инновационной политики. Направления государственной поддержки инноваций в Нижегородской области. Проблемы и направления совершенствования методов господдержки в этой сфере, кластеризация региональной экономики.

    дипломная работа , добавлен 11.02.2017

    Понятие и виды инноваций, основные этапы и направления реализации инновационного процесса, его организационные формы. Анализ национальной инновационной системы. Предложения по повышению международной конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2013

    Классификация и основные функции инноваций, их роль в современной экономике. Анализ состояния и тенденций развития инновационной экономики на примере регионов Южного федерального округа, приоритетные направления и контексты ее совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2013

Направления инновационной деятельности

в системе образования .

Любая школа не может развиваться никаким иным путем,

кроме как создавая или осваивая новую практику образования,

т.е. в результате организованного в ней и управляемого

инновационного процесса.

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Основные направления инновационной и экспериментальной работы заданы национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: «На современном этапе развития образования актуальным становится развитие инновационного движения, направленного на реализацию современных государственных и региональных задач: переход на новые образовательные стандарты общего образования, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников».

Таким образом, основными направлениями инновационной деятельности являются разработка, апробация и отработка:

    нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методических комплексов;

    новых механизмов управления образованием, направленных на его модернизацию;

    новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций (в том числе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и др.);

    систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся;

    новых форм государственно – общественного управления образовательным учреждением;

    новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров, специализаций, а также современных образовательных услуг;

    учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

1. Разработка, апробация и отработка нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методических комплексов.

1.1. Переход на новые образовательные стандарты

Основные направления инновационной деятельности в применении ИКТ на этапе внедрения ФГОС второго поколения в начальной школе.

Одна из характеристик Школы Будущего – это школа с ИКТ-насыщенной и образовательной средой, обеспечивающей развитие ИКТ-компетенности всех пользователей образовательного пространства, школа полной информатизации.
В нашей школе созданы кадровые, материально–технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Инновационная деятельность по внедрению ФГОС в образовательном пространстве нашей школы включает несколько этапов:

1 этап - обучения учителей по программе «Информационно- коммуникативные технологии в деятельности учителя- предметника», освоение учителями компьютерной грамотности и использование ИКТ в учебном процессе.

2 этап - оптимальность проведения интегрированных уроков по предметам школьного цикла с использованием электронных учебных пособий и мультимедийных систем.

3 этап более полной интеграции с другими дисциплинами во внеурочной деятельности с использованием метода проектов.

4 этап - введение дистанционного компонента интегрированного обучения, позволяющие не только расширить рамки учебного процесса, но и перейти к пятому этапу - научно- исследовательской деятельности учащихся.

6 этап - участие в сетевых олимпиадах, творческих конкурсах, викторинах становится одной из форм проверки уровня освоения учебного материала.

Коллектив учителей начальных классов МКОУ «СОШ №6» в рамках внедрения ФГОС второго поколения ведет работу по основным направлениям инновационной деятельности в применении ИКТ. В этом направлении проходит работа по созданию ИКТ-насыщенной образовательной среды. В рамках краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010 -2013 годы» первые классы обеспечены всем необходимым ИКТ - оборудованием, получены АРМ, включающие в себя: электронные доски, ноутбуки с предустановленной операционной системой и комплексом всех учебных программ для начальной школы, многофункциональное устройство 3 в 1, мультимедийный проектор, электронные конструкторы – роботы, оборудование для проведения различных экспериментов на уроках окружающего мира и внеурочных занятиях, модульные системы экспериментов на базе цифровых технологий (комплект «Биология»), цифровой микроскоп. Современное оборудование используется учителями для моделирования урока, ведения индивидуальной работы, мониторинга знаний учащихся.
Введен курс «Информатика и ИКТ» для всех учащихся со 2 по 4-й класс, способствующий активному внедрению проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс, деятельности учителей по использованию ИКТ в своей работе.
Учителями начальных классов широко применяются инновационные формы организации учебного процесса – проектной и исследовательской деятельности с применением ИКТ. 88% преподавательского состава начальной школы прошли курсовую подготовку по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе. Большое внимание уделяется организации и поддержке самостоятельного изучения сотрудниками школы возможностей использования ИКТ, участию в обучающих семинарах.

Кроме того, новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Внеучебная деятельность в 1 классе школы представлена следующими направлениями:

1. Спортивно-оздоровительное направление - 2 часа в неделю; (Ступеньки здоровья, Ритмика).

2. Художественно-эстетическое направление – 5 ч в неделю; (Художественная аппликация, Кистевое письмо, Искусство сцены).

3. Научно – познавательное 1ч. (Риторика).

4. Военно – патриотическое 1 ч. (Юный патриот).

5. Общественно – полезное 1 ч. (Мир профессии).

Так же стандартом определены материально-технические условия, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса.

Одним из требований является водоснабжение: приобретены кулеры. Сделано новое освещение. Соблюдается воздушно- тепловой режим. Приобретена новая мебель (шкафы, гардеробные) за счёт родительских средств.

Созданы санитарно-бытовые условия. Созданы условия для учителей (оборудованы учительские, методкабинеты).

Соблюдаются требования охраны труда. Созданы игровые зоны.

Организовано двухразовое питание первоклассников, что согласно СаНПиНу позволяет находиться в школе до трёх часов дня.

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет состав и структуру обязательных предметных областей и 5 – ти направлениям внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

2. Разработка, апробация и отработка новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций.

2.1. Расширение самостоятельности школ

Деятельность школы по этому направлению осуществляются в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы Научные и научно–педагогические кадры инновационной России.

Одним из направлений педагогической инноватики является создание технологичных, открытых образовательных систем, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании. Ученикам с помощью сети Интернет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования.

Учителями начальных классов начато использование электронных дневников в рамках внедрения системы открытого образования ( ). Эта система взаимодействия между школьным и родительским сообществом позволяет вовлекать образовательное учреждение в процесс электронизации хранения и обработки данных. Осуществляется постепенный переход от стандартных бумажных форм обеспечения учебного процесса на электронные. С помощью электронных дневников родители следят за успеваемостью ребенка: за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, прогулами, ведётся обратная связь родителей с классным руководителем Внедрение системы «Электронный журнал» позволило родителям принять непосредственное участие в образовательном процессе ребенка.

Современными реалиями нашей жизни стали такие понятия, как конкуренция образовательных учреждений, их конкурентоспособность, качество образования, социальный заказ.

С 2010 года Минобрнауки России ввелся в эксплуатацию электронный мониторинг реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (далее – мониторинг ННШ, ). Использование мониторинга помогает систематизировать аналитическую деятельность школы, способствует отслеживанию статистических показателей по разным направлениям работы школы.

В зависимости от задач инновационной деятельности (разработка, апробация, реализация, внедрение, отработка) на базе школы с 2011 гора работает районная экспериментальная площадка по теме: «Формирование универсальных учебных действий в условиях внедрения ФГОС». Её создание способствовало формированию банка контрольно – измерительных материалов, обмену опытом через проведение семинаров, методических недель.

Как правило, работа образовательного учреждения в инновационном режиме обуславливает изменения и в системе внешних (социальных) связей. Появляется необходимость в системном взаимодействии с другими школами. Таким образом, школа становится открытой развивающейся системой.

3. Разработка, апробация и отработка систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся.

Одним из направлений инновационной деятельности является:

3.1. Развитие системы поддержки талантливых детей

В настоящее время в России начала выстраиваться разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

В нашей школе систематизирована работа по программе «Одарённые дети», практика дополнительного образования, начата работа по учету индивидуальных достижений обучающихся.

Внедрена система поощрения учителей, благодаря которым школьник добился высоких результатов (стимулирующие выплаты).

Работа с одаренными детьми ведётся в соответствии с планом работы МКОУ «СОШ №6» на каждый учебный год, планами работы методических объединений учителей-предметников.

Администрацией школы, руководителями МО, учителями проводится большая работа по вовлечению учащихся в конкурсы, олимпиады и другие познавательные мероприятия как муниципального, так и краевого и федерального уровней.

4. Разработка, апробация и отработка новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров, специализаций, а также современных образовательных услуг.

4.1. Совершенствование учительского корпуса

В школе внедряется система моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства.

Система моральной поддержки – это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

Система материальной поддержки – это не только увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей. Администрацией школы ведётся работа по стимулированию эффективного и результативного труда педагогических работников. Участники районных конкурсов «Учитель года России» «Сердце отдаю детям» и пр. отмечаются денежной премией. За результативность и эффективность работы по итогам полугодий производятся выплаты стимулирующего характера педагогическим и другим работникам школы за счёт экономии по фонду оплаты труда.

Еще одним стимулом стала аттестация педагогических и управленческих кадров – периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. В нашей школе по новой форме уже аттестовались 6 учителей.

В настоящее время обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности.

Особое внимание уделяется вопросам повышения квалификации и роста профессионального мастерства руководителей и педагогов ОУ.

Стажировки уже работающих педагогов проходят на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы, прежде всего, в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации распространяется опыт лучших учителей.

5. Разработка, апробация и отработка учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования

5.1. Изменение школьной инфраструктуры

В рамках реализации проекта модернизации были выделены средства, которые использовались на:

    приобретение спортивного оборудования

    приобретение компьютерного оборудования

    оборудование медкабинета,

    пополнение фондов библиотек

    повышение квалификации профессиональной переподготовки учителей и руководителей

    обновление программного обеспечения

    приобретение ЭОР

    осуществление мер, направленных на энергосбережение

6. Сохранение и укрепление здоровья школьников

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – все это влияет на улучшение их здоровья. С 2010 году введен новый норматив занятий физкультурой – не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям.

Соблюдаются гигиенические нормы организации учебно-воспитательного процесса:

а) особое внимание уделяется недельному объему учебной нагрузки;

б) продолжительности перемен;

в) продолжительности выполнения домашних заданий;

В школе идет планомерная работа по укреплению здоровья школьников. Для занятий физкультурой приобретен спортивный инвентарь. Организована работа по оптимизации спортивно-оздоровительной работы с учащимися. Ежегодно и в период каникул работает пришкольный оздоровительный лагерь.

Традиционными стали такие мероприятия: месячник оборонно-массовой и спортивной работы, месячник здоровья, конкурс на лучший спортивнй класс, самый здоровый класс, лучшего спортсмена, спортивные праздники, походы, массовые кроссы.

Подводя итоги можно сказать, что объем задач для нашей школы колоссален: изучить, разобраться, какие инновации необходимы, в чем их целесообразность; определить характеристики новых инновационных элементов; ресурсы; сформулировать новую инновационную цель; выяснить, какие следует принять решения, что необходимо сделать под эту инновационную цель; оценить свои возможности; определить механизмы запуска инновации; переосмыслить позиции, роли и др. Только в этой логике возможен переход к новому качеству образования.

Литература и интернет-ресурсы:

    Закон Российской Федерации `Об образовании`

    Андреев А.А., Солдаткин В.И. Философия открытого образования. - М.: РИЦ `АЛЬФА` МГОПУ, 2002.
    Алексеев, С.В. Приоритетный национальный проект "Образование": к вопросу о некоторых проблемах педагогической инноватики и рискологии [Текст] / С. В. Алексеев // Петербургские педагоги в Приоритетном национальном проекте "Образование": опыт, достижения, проблемы / Ком. по образованию Правительства Санкт-Петербурга, С.-петерб. акад. постдиплом. пед. образования. – СПб.: СПб АППО, 2007. – С. 14-23.

    Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу [Текст] / Р.М. Баскаев // Инновации в образовании. – 2007. – № 1. – C. 10-15.

    Белкин, А.С. Инновационные процессы в образовании [Текст] / А.С. Белкин, И.О. Вербицкая // Образование и наука: изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования: журн. теорет. и прикладных исслед. – 2007. – № 1(43). – C. 113-121. Центр развития инноваций Института гуманитарного образования

12. образовательный портал «Инновации в образовании»

Комплексная механизация и автоматизация производства -- широкое внедрение взаимосвязанных и взаимозависимых машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства,операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства, росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции. Таким образом, механизация вытесняет ручной труд и заменяет его машинами в основных и вспомогательных технологических операциях.

В процессе развития механизация прошла несколько этапов: от механизации основных технологических процессов, отличающихся наибольшей трудоемкостью, к механизации как основных, так и вспомогательных технологических процессов (комплексная механизация).

Автоматизация производства означает применение технических средств в целях полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Автоматизация может быть:

§ частичной (охватывает отдельные операции и процессы);

§ комплексной (охватывает весь цикл работ);

§ полной (автоматизированный процесс реализуется без непосредственного участия человека).

2. Химизация производства -- совершенствование производственных процессов в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества. Это снижает издержки производства и повышает эффективность деятельности организации на рынке. Пример -- лаки и покрытия «нового поколения», химические добавки, синтетические волокна, легкие и прочные пластмассы.

3. Электрификация производства -- широкое внедрение электроэнергии как источника питания производственного силового аппарата. На основе электрификации осуществляют комплексную механизацию и автоматизацию производства, внедряют прогрессивную технологию. Электрофизические и электрохимические способы обработки дают возможность получить изделия сложных геометрических форм. Лазеры широко применяют для резки и сварки металлов, термообработки.

4. Электронизация производства -- обеспечение всех подразделений организации высокоэффективными средствами электроники -- от персональных компьютеров до спутниковой системы связи и информации. На базе ЭВМ и микропроцессоров создают технологические комплексы, машины и оборудование, измерительные, регулирующие и информационные системы, ведут проектно-конструкторские работы и научные исследования, осуществляют информационное обслуживание, обучение. Это повышает производительность труда, сокращает время получения информации, увеличивает скорость производственного процесса.

5. Создание и внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами (жаропрочностью, сверхпроводимостью, коррозионной и радиационной стойкостью и т.п.), позволяет повышать конкурентоспособность производимой продукции. Это, в свою очередь, положительно отразится на показателях прибыли организации.

6. Освоение новых технологий решает многие производственные и социально-экономические проблемы. В производственном процессе принципиально новые технологии позволяют увеличить объем выпускаемой продукции, не привлекая дополнительные факторы производства. Развитие новых биотехнологий поможет решить проблемы голода в развивающихся странах, борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур без ущерба экологии, обеспеченности сырьем всех регионов мировой экономики, создания безотходного производства.

Отечественные предприятия в условиях спада производства в период экономических реформ столкнулись с серьезной проблемой в области инновационного развития. Основные сложности были вызваны отказом финансирования НИОКР со стороны государства, что привело к временному замораживанию этого вида деятельности организации. Однако сегодня многие российские предприятия начали адаптироваться к рыночным условиям, и наметился некоторый подъем отечественной промышленности. Переход предприятий на самофинансирование, привлечение отечественных и иностранных инвесторов побудило к инновационной деятельности предприятий. Кроме того, руководители промышленных предприятий осознали, что стратегическое планирование в области инноваций является основополагающим элементом повышения эффективности деятельности фирмы в рыночных условиях хозяйствования. В связи с этим часть внутренних инвестиций стали направлять на инновационное развитие предприятия. Инновации, тем не менее, требуют не только значительных инвестиций, но и эффективного управления в целях получения положительного результата от их применения.

Научно-технический прогресс -- это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. Он является важнейшим средством решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, охрана окружающей среды, а в итоге -- повышение благосостояния нации. НТП имеет большое значение для обеспечения системы национальной безопасности и обороны.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах (табл. 2.).

Таблица 2. Формы научно-технического прогресса

Форма НТП

Срок и сущность

Характеристика

Эволюционная

Может длиться достаточно долго и обеспечивать существенные экономические результаты (особенно на начальных этапах)

Постепенное и непрерывное совершенствование традиционных технических средств и технологий; накопление базы для коренных преобразований

Революционная

Происходят качественные изменения в материально- технической базе производства в относительно короткие сроки. Способствует быстрому развитию производств, определяющих техническое перевооружение национальной экономики

Базируется на достижениях науки и техники. Характеризуется использованием новых источников энергии, широким применением электроники, новых технологических процессов, прогрессивных материалов

Взаимосвязь этих двух форм проявляется в следующем: научно- технический прогресс, являясь основой коренных преобразований в области науки и техники, постоянно совершенствует революционные изобретения, т.е. способствует научно-технической революции. Например, изобретенный двигатель внутреннего сгорания дал мощный толчок развитию автомобилестроения. Последние усовершенствования автомобильной техники все больше приближают производителей к новому рывку, отказу от бензинового и дизельного двигателей. Научно-техническая революция, в свою очередь, ускоряет научно-технический прогресс, выводит его на качественно новый уровень. Яркий пример -- развитие сельского хозяйства после изобретения и внедрения электричества (инкубаторы для домашней птицы, доильные аппараты, автоматическая система кормления животных и птиц и т.п.).

Эффективность инновационного (научно-технического) развития организации определяют исходя из соотношения эффекта и вызвавших его затрат (рис. 2.2). Эффективность -- относительная величина, измеряемая в долях единицы или в процентах и характеризующая результат произведенных затрат. Критерий эффективности -- максимизация эффекта (прибыли) при заданных затратах или минимизация затрат (издержек производства) на достижение заданного эффекта.

Таким образом, инновационное развитие организации тесно связано с ее инвестиционной деятельностью.

Значительные инвестиции требуются как для того, чтобы довести результаты научно- исследовательских работ (лабораторные технологии) до промышленной готовности (промышленные или опытно-промышленные технологии), так и для покупки готовой промышленной технологии (которая гораздо менее капиталлоёмка).

Объем инвестиций зависит от особенностей инновационного процесса, таких, как множество вариантов достижения цели, высокий уровень риска при внедрении инновации, низкий уровень прогнозных оценок результата, потребность в обработке больших объемов информации для построения инновационной стратегии фирмы и др.


Рис. 2.2

В последние годы большое значение имеет системное реформирование российских предприятий. Следует кардинально изменить технологию производства, что связано с инновационной стратегией предприятий, организаций и фирм, что важно в условиях рыночной экономики, характеризующейся быстрым изменением конъюнктуры и активной конкурентной борьбой предприятий. Эффективная разработка и внедрение инноваций позволяют предприятию успешно функционировать в уже освоенных областях и открывают возможности выхода на новые направления. На успех реализации инноваций в организации влияют:

§ научно-технический потенциал;

§ производственно-техническая база;

§ основные виды ресурсов;

§ крупные инвестиции;

§ соответствующая система управления.

Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии.

В основе формирования инновационных стратегий лежат общие социально-экономические цели и инновационные задачи организации. Получение прибыли и ее максимизация -- основополагающая цель организации в рыночных условиях. Для ее достижения организация определяет конкретные цели более низких порядков. Среди общих социально-экономических целей второго уровня можно отметить:

§ рост масштабов производства;

§ рост доли рынка;

§ стабилизацию положения на рынке;

§ освоение новых рынков (табл. 2.2).

Правильно сформированный портфель инновационных стратегий способствует более рациональному распределению ресурсов и, соответственно, влияет на эффективность деятельности организации в целом. Однако разработка и внедрение инновационной стратегии во многом зависят от факторов внешней среды организации. При стратегическом планировании необходимо учитывать и инновационный потенциал конкурентов, и отношение государства к инновационной деятельности организации, и общую научно-техническую, экономическую, политическую и социальную атмосферу в стране.

Таблица 2.2 Формирование инновационной стратегии в организации

Цель организации

Задача организации

Сущность инновационной стратегии организации

Рост масштабов производства:

§ Бурный рост (больше 20% в год)

§ Очень высокий (20%), высокий (10%) рост

§ Средний (5 %), малый (ниже 5%) рост

§ Серьезная реконструкция, расширение или новое строительство

§ Выход на рынок нового продукта и освоения уже созданных и введенных в строй мощностей

§ Производство продукта, находящегося в начале стадии зрелости (т.е. в конце стадии роста)

§ Проектирование и приобретение нового оборудования; разработка новых видов продукции и новых технологических процессов

§ Совершенствование действующих технологических процессов и модификация продукции; научно-техно- логические заготовки для будущих периодов

§ Обеспечение совершенствования действующих технологических процессов в целях снижения себестоимости, улучшения продукта и подготовки к выходу на рынок новых изделий

Рост доли на рынке

Производство взаимосвязанных продуктов; рост объемов производства; вытеснение с рынка конкурентов

Повышение технического уровня производства, научно-техническое обеспечение вывода на рынок продуктов с характеристиками, превосходящими характеристики конкурентов. Разработка инноваций по устойчивому снижению издержек производства продукции до более низкого уровня, чем у конкурентов

Стабилизация положения на рынке

Следование жизненному циклу продукции; своевременный вывод продуктов на рынок; поддержание на низком уровне себестоимости продукции

Достижение высокого технического уровня продукции и технологий; обеспечение соответствия жизненного цикла продукта циклам НИОКР

Освоение новых рынков

Освоение производства новых продуктов, позволяющих удовлетворять требования различных рынков; мобильный научно- технический потенциал, способный переключаться на решение разноплановых задач

Разработка дифференцированных продуктов и процессов; научно-техническое обеспечение процессов вывода товара на рынок

Эффективность инновационного развития организации, виды эффектов.

Инновационное развитие организации в современных условиях - неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом.

Инновация направлена на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентоспособности фирмы, товаров и услуг и увеличение за счет этого прибыли фирмы.

Российская экономика несет в себе наследие планово-административной экономики, в которой важная роль внедрения инноваций отводилась только в перспективных отраслях. Руководители многих предприятий, организаций и фирм до сих пор не осознают первостепенность научно-технического развития своих объектов и не придают большого значения повышению качества продукции и услуг, предпочитая экономию на затратах как способ максимизации прибыли. Это сразу снижает адаптивность организаций к изменениям во внешней среде и делает их неконкурентоспособными в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Опыт промышленно развитых стран показывает, что роль инноваций в экономике велика. Они как проявление НТП помогают изменять и совершенствовать не только товары и услуги, но и систему управления организациями, приводя ее в соответствие с требованиями современной среды. Таким образом, инновации в организации выступают формой проявления научно-технического прогресса на микроуровне.

Инновационная деятельность, несмотря на перспективность, может сыграть и отрицательную роль в том случае, когда работа инновационного отдела в структуре организации существует сама по себе и его усилия направлены на достижение своих собственных целей. В результате значительные инвестиции на инновации работают «впустую», то есть не направлены на достижение главной цели организации.



Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта : экономический, научно-технический, социальный и экологический.

За счет получения экономического эффекта в форме прибыли инновационная организация осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников. Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономический эффект. Т.е., экономический эффект разработки, внедрения у себя или продажи новшеств может быть потенциальным или фактическим, а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).

Основные направления инновационного развития организации в современной экономике.

К основным направлениям инновационного развития организации в современной экономике относятся:

Комплексная механизация и автоматизация (частичная, комплексная, полная);

Химизация;

Электрификация;

Электронизация;

Внедрение новых материалов;

1. Комплексная механизация и автоматизация производства предполагает широкое внедрение взаимосвязанных и взаимозависимых машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства, операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства, росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции. Таким образом, механизация вытесняет ручной труд и заменяет его машинами в основных и вспомогательных технологических операциях.

Автоматизация производства означает применение технических средств с целью полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Различаются следующие виды автоматизации:

частичная (охватывает отдельные операции и процессы);

комплексная (охватывает весь цикл работ);

полная (автоматизированный процесс реализуется без непосредственного участия человека).

2. Химизация производства предусматривает совершенствование производственных процессов в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества. Это снижает издержки производства и повышает эффективность деятельности организации на рынке. Примером могут служить лаки и покрытия нового поколения, химические добавки, синтетические волокна, легкие и прочные пластмассы.

3. Электрификация производства представляет собой процесс широкого внедрения электроэнергии как источника питания производственного силового аппарата. На основе электрификации осуществляются комплексная механизация и автоматизация производства, внедряется прогрессивная технология. Электрофизические и электрохимические способы обработки дают возможность получить изделия сложных геометрических форм. Лазеры широко применяются для резки и сварки металлов, термообработки.

4. Электронизация производства предполагает обеспечение всех подразделений организации высокоэффективными средствами электроники - от персональных компьютеров до спутниковой системы связи и информации. На базе ЭВМ и микропроцессоров создаются технологические комплексы, машины и оборудование, измерительные, регулирующие и информационные системы, ведутся проектно-конструкторские работы и научные исследования, осуществляются информационное обслуживание, обучение. Это обеспечивает высокую производительность труда, сокращает время получения информации, увеличивает скорость производственного процесса.

5. Создание и внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами (жаропрочностью, сверхпроводимостью, коррозионной и радиационной стойкостью и т.п.), позволяет повышать конкурентоспособность производимой продукции. Это, в свою очередь, положительно отражается на показателях прибыли организации.

6. Освоение новых технологий открывает пути решения многих производственных и социально-экономических проблем. В производственном процессе принципиально новые технологии позволяют увеличить объем выпускаемой продукции, не привлекая дополнительные факторы производства. Развитие новых биотехнологий поможет решить проблемы голода в развивающихся странах, борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур без ущерба экологии, обеспеченности сырьем всех регионов мировой экономики, создания безотходного производства.

Принято считать, что понятие “нововведение ” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение ” в буквальном смысле “введение нового ” означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Актуальность выбранной темы состоит в том, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Основная цель моей работы – рассмотреть состояние развития инновационной деятельности в современной России.

Эта цель будет раскрываться через следующие задачи:

· Направления инновационной деятельности в РФ

· Инновационная деятельность предприятий России на современном этапе

· Ключевые проблемы развития инновационной деятельности в России и пути их решения

По структуре работа состоит из введения, основной части, заключения, и списка литературы.

Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы определены цель, задачи, направления, механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы, включающие порядок создания благоприятной экономической, правовой и инвестиционной среды в отношении инновационной деятельности и формирования инфраструктуры отечественной инновационной системы, а также меры государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Комплексные международные исследования показали, что Россия существенно уступает по уровню инновационного развития ведущим зарубежным странам.

По экспертным оценкам, интегральный инновационный индекс России в 2007 г. составил 47,3% по сравнению с США и 51,1% по сравнению со странами ЕС. Сегодня этот показатель улучшен пока не значительно.

Масштабы и темпы создания современной НИС в России пока явно недостаточны, а низкая восприимчивость российских компаний к инновациям приводит к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Вследствие этого нарастает технологическое отставание России от развитых стран.

В настоящее время, инновационная политика государства учитывает следующие обстоятельства:

1.Россия обладает одним из лучших в мире потенциалов в ряде областей фундаментальной науки, однако в стране отсутствуют все необходимые условия для его расширенного воспроизводства.

2.Существует проблема прерывания инновационная цикла на этапе перехода от фундаментальных исследований через НИОКР к коммерческим технологиям. Отмечается низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий.

3.Ресурсы предпринимательского сектора ориентированы в большей степени на закупку импортного оборудования. Капитализация высокого интеллектуального ресурса происходит преимущественно вне пределов России, а значительные средства предпринимательского сектора исключены из процессов воспроизводства отечественного сектора исследований и разработок.

Важнейшую роль в стимулировании инновационного процесса играют не только сами субъекты, но и степень развитости отношений между ними. Вместе с тем, у нас недостаточно развиты соответствующие государственные и общественные институты, стимулирующие связи между научными, учебными организациями и инновационными компаниями, между крупными компаниями и малыми и средними инновационными предприятиями.

В рамках комплексного анализа динамики финансирования инновационной деятельности за период 2006-2007 гг. сопоставлены тенденции и приоритетность вложения средств в инновационные проекты в различных отраслях (табл. 1).

Таблица 1

Инновационная активность предприятий по отраслям

По приведенным данным можно сформулировать следующие выводы: за рассматриваемый период отмечается стабильный рост объемов капитальных вложений в инновации. Уровень средств затраченных на разработку инноваций в 2007 г. почти на 38% превысил подобный показатель за 2006 г. (табл. 2, 3).

Таблица 2

Объем средств, выделяемых из бюджета на государственные инновационные программы


Таблица 3

Динамика изменения объемов инвестиций в инновационные программы (в % к предыдущему году)

На основе проведенного анализа можно заключить, что в России идет непрерывное развитие инновационного процесса. Также представляется целесообразным рассмотреть структуру источников финансирования инноваций (рис. 1).

Рисунок 1. Источники финансирования инноваций

Анализируя имеющиеся за последние пять лет данные, можно заключить, что доли федерального и местного бюджетов в общем финансировании сокращается и использование зарубежного капитала увеличивается.

На основе приведенных данных можно выявить тенденцию роста инноваций в предпринимательском секторе, в котором концентрируется большая часть зарубежных средств. Также в работе отмечено, что на рынке инноваций в России выделяются отдельные организации, находящиеся на финансировании у зарубежных компаний.

Основным участником на рынке инноваций в России сегодня выступают крупные и средние инновационные компании, представленные предприятиями иностранной и совместной форм собственности. Количество малых инновационных предприятий в России в настоящий момент сокращается. Однако, на наш взгляд, рост объема инновационного продукта не означает рост применения инновационных технологий в России. По нашему мнению, достаточно большое количество разработок уходит на апробацию и дальнейшее внедрение за рубеж (табл. 4).

Таблица 4

Внедрение инноваций в России и за рубежом

Таким образом, объемы финансирования инновационной деятельности неуклонно повышаются, это позволяет сформулировать приоритеты финансирования инновационной деятельности, направленные на повышение эффективности производственной деятельности отечественной промышленности в целом:

финансирование исследований в области создания новых технологий в наиболее динамично развивающихся и экспортоориентированных отраслях для формирования базиса подъема экономики России;

финансирование исследований в области создания новых технологий в стратегически важных отраслях для национальной безопасности как элемента обеспечения международной стратегической стабильности;

финансирование исследований в области создания нового и перспективного производственного оборудования, в том числе в виде прототипов и моделей в наиболее стабильных отраслях как ресурс обеспечения их роста.

В 2004 году количество малых предприятий в России составляло 920 тыс., а количество занятых на них – около 8,3 млн. человек, что составляет 17 % всех наемных работников. В период до 2007 года количество малых предприятий оставалось неизменным (около 850 тыс.), а предпринимаемые государством усилия по увеличению количества предприятий и занятых на них работников не оказывали значимого эффекта.

Наметившаяся в 2004 году положительная динамика (рост числа занятых на малых предприятиях составил 3 %, объем производства товаров и услуг увеличился на 33 % по сравнению с 2007 годом) во многом обусловлена осуществленной в 2007-2004 годах государственной политикой по совершенствованию законодательства.

При этом отраслевая структура малого предпринимательства характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли и услуг (32 % от общего объема производства товаров и услуг), объемы производственных предприятий в сфере промышленности и строительства занимают второе-третье места (22,8 и 20,9 % соответственно), доля предприятий, занятых в науке и научном обслуживании, к сожалению, пока мала – 2,5 % - всего около 30 000 малых предприятий.

Несмотря на рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России пока не отражает их потенциала.

В настоящее время в России сформировалась устойчивая группа предприятий, для которых инновационная деятельность носит непрерывный характер. Это означает, что предприятия, осуществляющие инновации, занимаются этим постоянно, улучшая производимую продукцию и выводя новые товары на рынок. Эта группа предприятий расширяется за счет появления новых предприятий, реализующих стратегию инновационного развития.

Характерно, что в большинстве случаев авторами инновационных разработок являются сами предприниматели. Основным стимулом для инновационной деятельности становится нарастание конкуренции и, как следствие, последующая диверсификация предприятий, как по товарным рынкам, так и по выпускаемой продукции. Таким образом, прагматичные рыночные критерии становятся определяющими в стратегии отбора инновационных идей и их реализации. Однако в современном мире из-за возрастания конкуренции все больше требования к потребительским свойствам и качеству продукции и все меньше времени на прохождение пути от научной разработки до готовой продукции.

Задача обеспечения инновационного процесса современными разработками и технологиями в России возложена на систему Государственных научных центров (ГНЦ), являющуюся, по существу, основой государственной инновационной инфраструктуры.

В настоящее время на территории России функционирует 58 ГНЦ: в Москве и Московской области (39), Санкт-Петербурге (12) и ряде крупных промышленных центров Цен­трального и Западно-Сибирского окру­гов (7).

Деятельность ГНЦ сосредоточена на четырех основных направлениях:

фундаментальные научно-иссле­довательские, опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области приоритет­ных направлений развития науки и тех­ники и критических технологий феде­рального уровня;

участие в разработке и реализа­ции федеральных целевых программ (ФЦП);

участие в выполнении обяза­тельств, предусмотренных межгосудар­ственными, межправительственными договорами и другими документами о научно-техническом сотрудничестве;

подготовка и переподготовка вы­сококвалифицированных научных кад­ров в области, относящейся к тематике исследований конкретного ГНЦ.

Структура видов работ, выполняемых ГНЦ, представлена на диаграмме (рис.2).


Рисунок 2. Структура видов работ, выполняемых ГНЦ

Однако, по сложившейся в России практике, зачастую путь от научного продукта до серийного образца получается слишком долгим.

Причин этому много, но одна из главных – недостаток менеджерской культуры, не понимание учеными возможностей и правил использования результатов их интеллектуального труда в бизнесе, не отлаженность механизмов коммерциализации технологий.

В этой связи успешная деятельность всех участ­ников инновационного процесса, как правило, основывается на реализации комплекса услуг, оказываемых субъек­тами инфраструктуры инновационного цикла по таким направлениям, как ин­формационное обеспечение; защита интеллектуальной собственности и па­тентно-лицензионная работа; финансо­во-экономическое обеспечение; серти­фикация наукоемкой продукции и пре­доставление услуг в области метрологии и стандартизации; производственно-технологическая поддержка создания и освоения новой, наукоемкой, конку­рентоспособной продукции; услуги по маркетингу; рекламная и выставочная деятельность; подготовка и переподго­товка кадров в области инновационно­го менеджмента.

В реализации инно­ваций важнейшую роль приобретает взаимодействие ГНЦ с предпринимательской сферой и непосредственно с промышленны­ми предприятиями. Такое взаимодей­ствие осуществляют около 90 % ГНЦ. В дея­тельности по разработке, модернизации и внедрению принципиально новых технологий с предприятиями стран дальнего зарубежья участвует более 55 % ГНЦ.

Среди целей и направлений взаи­модействия ГНЦ с зарубежными фирмами и организациями преобладают на­учно-техническое сотрудничество и вы­полнение заказов на научно-техничес­кую продукцию (91 % ГНЦ), совместное проведение НИОКР (40 %). Необходи­мо отметить, что менее половины ГНЦ имеют стратегического партнера в России и 36% - в странах дальнего зарубежья.

По степени перспективности реги­онов для экспорта результатов научно-технической и инновационной деятельности ГНЦ на первом месте - регионы России, на втором и третьем - Юго-Во­сточная Азия, Западная Европа и США, на четвертом - страны СНГ, на пятом - развивающиеся страны, на шестом - Восточная Европа.

Одним из важнейших условии перехода экономики на инновацион­ный путь развития является наличие в научно-технической, промышленной и предпринимательской сферах доста­точного количества квалифицированных специалистов, способных, с одной стороны, обес­печить продвижение результатов научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции, а с другой, использовать эти результаты в производственных и предпринимательских инновациях.

По оценкам экспертов, оптимальное количество специалистов в об­ласти менеджмента инноваций составляет до 25 % от общего количества работников научно-технических отраслей экономики. Текущая мини­мальная потребность в подготовке кадров и обучении такого рода спе­циалистов в России составляет порядка 24 тыс. человек в год. Однако объем и особенно качество подготовки специалистов для инновационной деятельности и эффективной коммерциализации технологий в настоящее время не соответствуют современным потребностям. Поэто­му особенно остро стоит проблема в кратчайшие сроки насытить рынок труда специалистами, способными организовать процессы коммерциали­зации интеллектуальной собственности и реализовать результаты научно-технических разработок на рынке наукоемкой продукции, эффективно использовать эти результаты в инновационном процессе.

Главное место здесь занимает подготовка спе­циалистов для малых технологических фирм и инновационных структур (технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, центров продви­жения технологий). Кроме материально-финансовых и информационных ресурсов, им нужен эффективный менеджмент и, соответственно, подго­товленные кадры по всей цепочке инновационного процесса. Речь идет о подготовке руководителей малых фирм, менеджеров инновационных проектов, специалистов по правовой охране и коммерческому использо­ванию результатов исследований и разработок, выведению на рынок высокотехнологичного продукта, стратегии развития наукоемких компа­ний, технологическому аудиту в инновационных фирмах и научных уч­реждениях, экспертизе инновационной деятельности фирм.

Как показывает анализ зарубежного и отечественного опыта, подго­товка кадров является сферой, финансовые вложения в которую при относительно небольших затратах приносят быстрый и положительный социально-экономический эффект.

В настоящее время идет работа по решению следующих задач в сфере подготовки кадров:

Обучение научных сотрудников, прежде всего авторов разработок, специалистов научных подразделений и руководителей научных организаций и учреждений основным положениям и принципам коммерциализации технологий, использования научных результатов в качестве инновационного ресурса.

Подготовка персонала предпринимательской сферы, прежде всего для малых технологических фирм и инновационных структур (технопарков, инновационно-технологических центров, центров продвижения технологий). Им нужен эффективный менеджмент по всей цепочке инновационного процесса.

Подготовка квалифицированных кадров преподавателей и консультантов для образовательных учреждений, специализирующихся на подготовке персонала и консалтинговом сопровождении предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

Обучение и повышение квалификации работников федеральных и региональных органов исполнительной власти, муниципалитетов, отвечающих за обеспечение условий для инновационной деятельности, коммерциализации технологий, формирование и регулирование соответствующих рынков.

В настоящее время в России действуют около 100 бизнес-инкубаторов, более 50 инновационно-технологических центров, более 50 технопарков.

До недавнего времени основной проблемой бизнес-инкубаторов в России было недостаточность помещений. Сейчас эта проблема получила решение.

Только в 2005 году при государственной поддержке будет создано – построено около 30 новых бизнес-инкубаторов общей площадью более 80 000 кв. метров. За два последующих года их число должно увеличиться до 150.

Роль бизнес-инкубаторов – содействовать созданию и развитию новых малых предприятий, предоставив им необходимые условия. В первую очередь: офисные и производственные помещения, обучение и консалтинг, помощь в маркетинге и поиске инвесторов и деловых партнеров.

Вместе с тем, по-прежнему для развития бизнес-инкубаторов актуальными остаются следующие задачи:

подготовка управляющих команд;

оказание содействия предприятиям – клиентам в развитии производства, в выходе на новые, в том числе зарубежные рынки;

помощь разработчикам в коммерциализации технологий, путем создания новых предприятий.

Одной из проблем для малых инновационных предприятий России является сложность выхода на международные рынки. Это связано не только с конкуренцией, но и барьерами, которые существуют в каждой стране по доступу продукции из вне. Барьеры не только административные, но и культурные. Нужно уметь работать на международных рынках, а для этого нужны специалисты, средства, время. Как правило, всего этого недостаточно у малых предприятий.

В этой связи мы испытываем потребность в сотрудничестве с мировым сообществом бизнес-инкубаторов по следующим направлениям:

Распространение передового опыта в бизнес-инкубировании малых предприятий;

Содействие в поиске партнеров;

Содействие в маркетинговых исследованиях и выходе на международные рынки;

Содействие в создании новых (совместных) малых предприятий.

С другой стороны, богатый и не полностью востребованный научный потенциал нашей страны позволяет для других стран брать на вооружение и реализовывать совместно многие разработки. При этом российские малые предприятия могли бы обеспечить часть разработки нового продукта, возможно, производство (эту фазу так же можно проходить совместно), а наши партнеры за рубежом – сертификацию, продвижение на рынок – обслуживание.

Аналогично можно содействовать реализации продукции малых предприятий зарубежных стран в России – на большой постоянно растущий рынок. Значительная часть потребляемой на рынке продукции не производится в России, поэтому мы заинтересованы в поступлении качественных товаров с новыми потребительскими свойствами.

Национальное содружество бизнес-инкубаторов России готово стать тем мостиком, через который будут осуществляться контакты между бизнес-инкубаторами, между конкретными малыми инновационными предприятиями.

Развитие сети бизнес-инкубаторов России имеет три стадии:

создание (1996 год);

координация и интеграция на уровне страны (1996-2007);

международная кооперация (2007 – по н.в.).

Международная кооперация является важной составляющей как для развития БИ, так и возможности БИ содействовать в развитии клиентов - малых инновационных предприятий

В плане развития международной кооперации предлагается:

организация стажировок руководителей и специалистов бизнес-инкубаторов в ведущих бизнес-инкубаторах мира (возможно на основах делового обмена);

создание сетей профильных бизнес-инкубаторов (например, биотехнологических, информационных и т.д.);

создание единой базы данных малых предприятий – клиентов бизнес-инкубаторов, предлагающих продукцию и услуги на международные рынки, и содействие в продвижении продукции и услуг;

создание постоянно-действующих распределенных выставок лучших продуктов и проектов, предлагаемых бизнес – инкубаторами.

Решение этих задач позволит и бизнес-инкубаторам в каждой стране и ассоциациям бизнес-инкубаторов стать сильнее и эффективнее.

Ключевые проблемы развития НИС отражены в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. Где в качестве основных задач определено:

Разработать и приступить к реализации долгосрочной (до 2010-2015 годов) стратегии развития инноваций;

Обеспечить функционирование системы институтов развития и венчурных фондов, отработать механизмы финансирования инновационной сферы на долгосрочной основе;

Сосредоточить усилия на стратегически важных направлениях фундаментальных и прикладных исследований, что потребует концентрации соответствующих финансовых ресурсов государства, создания условий для увеличения инвестиций на финансирование научных исследований и разработок, а также укрепления связи образования с экономикой путем создания интегрированных научно-образовательных структур;

В этой связи предусмотрена разработка проекта Федерального закона об участии государства в развитии инновационной системы, предложений по определению размера и вида компенсационных платежей за использование прав на получение за счет средств федерального бюджета результатов научно-технической деятельности, порядка учета и использования таких поступлений; выработку мер по развитию центров трансфера технологий; совершенствованию порядка формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения в рамках федеральных целевых программ технологического профиля; разработке мер государственной поддержки развития малого инновационного предпринимательства в научно–технической сфере из средств государственного бюджета; формированию и реализации пилотных проектов по инновационной деятельности субъектами Российской Федерации.

Одним из результатов реализации этой программы стало продолжение практического выполнения 13 важнейших инновационных проектов государственного значения за счет средств федерального бюджета. В настоящее время у нас находится на рассмотрении еще около 40 предложений, претендующих на включение в перечень важнейших инновационных проектов, финансирование которых может быть обеспечено, в том числе за счет внешних инвестиций.

Эти проекты предусматривают усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках за счет решения ключевых задач конкурентоспособности, а именно ресурсосбережения (в первую очередь энергосбережения), применения технологий высокой степени переработки исходного сырья, эффективного использования сырьевой базы, обеспечения гибкости производства.

Они основаны на научных достижениях мирового уровня в передовых областях науки и техники и в первую очередь касаются критических технологий федерального уровня.

Следует отметить, что в рамках вышеуказанных проектов реализуется полный инновационный цикл: прикладные научные исследования – опытно-конструкторские и технологические разработки – освоение производства в период не более 3-4 лет.

Особенностью этих проектов является то обстоятельство, что в результате их выполнения должны быть обеспечены промышленный выпуск и коммерческая реализация конкурентоспособной продукции в объемах, не менее чем в пять раз превышающих бюджетные ассигнования, выделенные исполнителю соответствующего государственного контракта.

Кроме того, в ходе реализации каждого важнейшего инновационного проекта государственного значения наряду со средствами федерального бюджета предусмотрено обязательное привлечение необходимых средств из внебюджетных источников в пропорции 1:2.

Становление отечественной инновационной инфраструктуры сопряжено с развитием институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности. С целью повышения эффективности правового регулирования вопросов, связанных с оборотом интеллектуальной собственности продолжается работа по созданию нормативно-правовой базы в указанной сфере, а также по стимулированию инновационной деятельности.

В частности подготовлен и проходит согласование проект Федерального Закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство научно-технических результатов», который, в частности, предусматривает:

Государственное регулирование инновационной деятельности;

Определение правового статуса участников инновационного процесса;

Регулирование отношений, возникающих при использовании

различных механизмов финансирования инновационной

деятельности;

Регулирование отношений в сфере распределения полномочий в

области осуществления государственной инновационной политики

между органами государственной власти субъектов Российской

Федерации;

Регулирование отношений, связанных с учетом и контролем за

исполнением результатов научно-технической деятельности,

создаваемых за счет или с привлечением средств федерального

Одним из важнейших элементов развития инновационной системы России является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, финансирование которого осуществляется пока только за счет средств федерального бюджета. Фонд реализует ряд программ, таких как «Старт», «Темп», которые направлены на финансовое содействие при создании и развитии малых инновационных предприятий.

Заключение

Инновационная деятельность в России характеризуется значительным научно-техническим потенциалом и низким результирующим показателем инновационной активности. В настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют только около 5% промышленных предприятий (для сравнения в США около 30%).

Драматично складывается ситуация в тех областях, где по разным причинам сложилось значительное отставание российских разработок от мирового уровня. В первую очередь, это относится к информационным и телекоммуникационным технологиям, отдельным направлениям машиностроения и биотехнологии. Открытие российского рынка для зарубежных товаров привело к падению спроса на отечественную наукоемкую продукцию, вытеснению ее с внутреннего рынка.

Однако в России еще сохраняется ряд отраслей экономически, конкурентоспособных на мировом рынке - это топливно-сырьевой комплекс, черная и цветная металлургия, химическая, деревообрабатывающая, авиационная и аэрокосмическая промышленность, приборостроение, судостроение.

Среди проблем коммерциализации российских разработок исследователи отмечают следующие:

1. Сложность коммерческой оценки предлагаемой разработки, технологии Если попросить авторов разработки представить небольшой бизнес-план по ее освоению в производстве, то они, скорее всего представят план финансирования своих исследований. Ученые достаточно поверхностно относятся к вопросам окупаемости своих разработок и необходимости учета интересов инвесторов. Но и для профессионального экономиста составить бизнес-план также непросто. Оценке препятствуют многочисленные неопределенности, связанные со спецификой российской экономики, оценкой текущего состояния проекта, а более того оценкой риска незавершенности проекта в устанавливаемые сроки и т.п.

2. Незавершенность большинства исследований Мало количество разработок, близких к серийному производству. В последние годы, когда финансирование российской науки практически прекратилось, многие перспективные разработки "застряли" на стадии создания экспериментальных образцов. Как правило, эти образцы требуют серьезной доработки, и неясно, удастся ли вообще довести изделие до уровня коммерчески привлекательного и конкурентоспособного продукта.

3. Постепенная потеря мировых приоритетов российских ученых в различных областях науки. Вследствие фактического замораживания финансирования российской науки темпы ее развития в последнее время резко снизились. Многие разработки, приоритетные на мировом уровне еще 3-5 лет назад, уже потеряли или теряют свою новизну.

4. Низкий уровень юридической грамотности. Российские ученые, изобретатели и авторы ноу-хау слабо осведомлены о различных путях, какими может быть осуществлен процесс передачи технологий. Они недостаточно знакомы с возможными видами контрактов, способами защиты своих прав и со своими будущими обязанностями. Все это порождает у них подозрительность и опасения относительно того, что предприниматели пытаются их обмануть, незаконным путем получив у них информацию о разработках. Данное обстоятельство сильно затрудняет переговоры с авторами разработок.

5. Недостаточность инфраструктуры по коммерциализации технологий в России. Внедрение передовых разработок в производство по-прежнему, как и в "застойные" годы, остается слабым местом российской науки. Россия практически только приступила к организации такой распространенной на Западе формы бизнеса, как венчурные фонды и компании. Слабо развита и посредническая сеть. В настоящее время действует, возможно, не более двух-трех десятков российских консалтинговых фирм, специализирующихся в области поиска и коммерциализации высоких технологий, причем действительно активными среди них являются единицы. Большинство этих компаний базируется в Москве. В России действует также определенное число дочерних структур или представительств иностранных компаний, занимающихся поиском и трансфертом технологий, а также уполномоченных частных лиц, выполняющих поручения в этом направлении. Незначительное участие в процессе коммерциализации технологий принимают также патентные поверенные и патентно-правовые фирмы. Несмотря на накопленный положительный опыт по созданию инфраструктуры коммерциализации технологий и рынка интеллектуальной собственности, такая инфраструктура в России развита недостаточно, и широкомасштабная деятельность по коммерциализации технологий не ведется.

Вместе с тем нельзя не отметить и преимущества коммерциализации российских технологий. Их немного, но они достаточно весомые. Перечислим основные из них:

1. Значительный неиспользованный потенциал в этой сфере. Россия традиционно считается страной с высоким уровнем развития науки и образования. Во многих отраслях знаний сохраняется мировой приоритет российских ученых. В России есть очень много талантливых людей - авторов уникальных технологических идей.

2. В последнее десятилетие в России происходит процесс перехода ряда технологических разработок из военной области в гражданскую- конверсия. Результатом конверсии стала доступность использования в массовом производстве множества уникальных изобретений и технологий, ранее применявшихся при производстве военной техники. Это означает появление на рынке интеллектуальной собственности новых интересных технологий. Особенно сильны позиции в областях, связанных с механикой, энергетическими устройствами, материаловедением и т.д.

3. Дешевизна интеллектуальной собственности в России. Вследствие неразвитости рынка интеллектуальной собственности и ограниченности знаний изобретателей и ученых о своих правах и возможностях в этой сфере, стоимость российских технологий все же ниже мирового уровня. Одной из причин такого положения

1) Стратегия социально-экономического развития России - инновационный путь // Российский экономический журнал. 2008. № 4.

2) "Основные направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды" (доклад Правительства Президенту Российской Федерации) // Инновации. 2008. №3.

3) Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу // Поиск. № 16 (674). 19 апреля 2008 г. С.8-10

4) Батчиков С. Импортозамещающий вектор альтернативной стратегии народнохозяйственного развития // Российский экономический журнал. 2008. № 3.

5) Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. 2008. № 7. С.71-85.

6) Глазьев С. Новый программный документ прежнего курса // Российский экономический журнал. 2008. № 8.

7) Петров Ю., Жукова М., Карапетян А. Становление глобально-информационного технологического уклада в России: сценарии технико-экономического развития и задачи реформирования финансовых институтов // Российский экономический журнал. 2008. № 2.

8) Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М. Экзамен. 2005.

9) Мартынюк Е. А.Динамика финансирования инновационной деятельности. http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn07/index.shtml

10) Сафаралиев Г.К., Бердашкевич А.П. Проблемы научно-технической и инновационной деятельности в высших учебных заведениях Российской Федерации // Инновации. 2008. № 6.

11) Хохлов Н. Проблемы и перспективы коммерциализации технологий в России - [email protected].

12) http://www.poisknews.ru/_rubr/grants1.asp?table=rubGrTeku

13) Каганов В. Развитие бизнес-инкубаторов и международная кооперация ректор Академии менеджмента и рынка, председатель Координационного Совета Национального содружества бизнес-инкубаторов см.: http://www.smb-support.org/doc/kaganov.doc


Мартынюк Е. А.Динамика финансирования инновационной деятельности. http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn07/index.shtml

Каганов В. Развитие бизнес-инкубаторов и международная кооперация ректор Академии менеджмента и рынка, председатель Координационного Совета Национального содружества бизнес-инкубаторов см.: http://www.smb-support.org/doc/kaganov.doc

Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. 2008. № 7. С.71-85.

Н.Хохлов. Проблемы и перспективы коммерциализации технологий в России - [email protected].