Как юмор, сатира, сарказм взаимодействуют в сказ­ках Салтыкова-Щедрина? Сатирические приемы в сказках салтыкова-щедрина

Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».

Цели урока: показать учащимся социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, помочь осмыслить особенности характера главных героев сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик», продолжить изучение поэтики сатирических сказок; развивать творческие способности учащихся, устную и письменную монологическую речь, совершенствовать умения и навыки сравнительного анализа эпизодов сказок; воспитывать уважение к человеку, к труду, чуткое отношение к художественному слову.

Оборудование: презентация к уроку, тексты сказки у каждого учащегося, рабочие тетради, раздаточный материал - распечатанные таблицы для сравнительно анализа, словарик литературоведческих терминов.

Ход урока.

I. Организационный момент. (Слайд 1)

II. Актуализация знаний. (Викторина.)

Мы продолжаем разговор о произведениях удивительного писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина. Нам известна его замечательная сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Дома вы прочитали его произведение «Дикий помещик». Давайте вспомним их. Для этого проведём викторину «По отрывку и иллюстрации к нему узнайте произведение».

(Слайд 2-13)

Ребята, викторина нам помогла вспомнить два произведения и сравнить их. Возникает проблемный вопрос. Какой? (Что объединяет сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» и в чем разница?)

Как бы вы ответили на этот вопрос? (Произведения похожи героями. В «Повести…» генералы разыскивают мужика, принуждают работать на себя, а в сказке «Дикий помещик» наоборот: русский помещик, князь Урус-Кучум-Кильдебаев, изгоняет крестьян из имения)

Эти общие черты и отличия бросаются в глаза при поверхностном взгляде на произведения. Предлагаю заняться более подробным сравнительным анализом двух сказок.

Как назовём наш урок? (Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик»). (Слайд 14)

Какие цели поставим перед собой (Сравнить сказки, найти общие и отличительные черты, определить, какие средства сатиры использует автор в сравниваемых произведениях) (Слайд 15)

III. Сравнительный анализ сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».

  1. История создания произведений .

Сравнить два произведения нам поможет таблица, которая представит этапы сравнения. По ходу анализа на экране будут появляться заполненные графы. В своих пустых таблицах вы можете делать записи, чтобы потом использовать их для написания сочинения.

Чтобы наша работа пошла быстрее, разделимся на две команды. Первая команда будет защищать сказку «Повесть о том, как один мужик…», вторая - «Дикий помещик».

Сопоставление двух сказок начнём с истории создания.

Пользуясь схемой, расскажите об истории создания произведений. (Слайд 16)

2. Сюжет сказок. (Конкурс «Кто смешнее перескажет?»)

А теперь нам нужно вспомнить сюжет сказок. Объявляется конкурс «Кто смешнее перескажет?» Для участия в нём приглашаются по одному участнику из команд. (Слайд 17)

«Дикий помещик»

Сюжет

«По щучьему велению», по авторскому «хотению», два генерала, служившие раньше «в какой-то регистратуре», а теперь пребывающие на пенсии, попадают на необитаемый остров. Так как они за всю жизнь ничему не научились, добыть еду себе не могут. Найдя «Московские ведомости», начинают читать о блюдах, не выдерживают, от голода набрасываются друг на друга. Образумившись, решают найти мужика, так как «мужик везде есть, стоит только поискать его».

Найдя мужика, генералы заставляют его отыскивать и готовить еду. Располнев от обильного питания и беззаботной жизни, они понимают, что соскучились по своей жизни на Подьяческой, начинают переживать о пенсиях. Мужик строит для генералов лодку и доставляет их в Петербург,

за что получает «рюмку водки да пятак серебра»

Помещик, живя в достатке, мечтал об одном: чтобы мужика во владениях стало поменьше. «Но Бог знал, что помещиктот глупый, и прошению его не внял», однако услышал просьбу народа: «легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» и «не стало мужика навсем пространстве владений глупого помещика»

Без мужицкого ухода помещик постепенно стал превращаться в зверя. Не умывался, питался лишь пряниками. Пригласил Урус-Кучум-Кильдибаев к себе актера Садовского, соседей-генералов, однако гости, не получив должного ухода и обеда, рассердились и уехали, обозвав помещика глупым.

Помещик решает «оставаться твердым до конца» и «не взирать». Во сне видит идеальный сад, мечтает о реформах, а наяву только играет с собой в карты. К нему заезжает капитан-исправник и грозится принять меры, если мужики не вернутся и не станут платить подати.

В доме помещика заводятся мыши, в саду тропки зарастают репейником, в кустах селятся змеи, а под окнами бродит медведь. Сам хозяин одичал, оброс волосами, стал передвигаться на четвереньках, разучился говорить.

Губернское начальство остается обеспокоенным: «кто теперь подати будет вносить? кто будет вино по кабакам пить? кто будет невинными занятиями заниматься?» «Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд». Помещика нашли, вымыли, привелив порядок, и живет он до сих пор.

У кого получилось смешнее и интереснее?

3. Образы главных героев. (Групповая работа. Диспут.)

- Назовите героев произведений.

Чтобы выяснить, как автор относился к своим героям, выполним следующее задание. Используя цитатник, охарактеризуйте отношение автора к своим героям. Первая группа анализирует образы генералов в «Повести…», вторая – образ помещика в сказке «Дикий помещик» (Обсуждение в группах).

Образы генералов (Выступление первой группы. Заполнение правой части таблицы.) (Слайд 18)

Цитатник

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали»

«Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?»

Привыкли получать все в готовом виде

«Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светилсязловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились»

Находясь в критических условиях, они не в состоянии себя прокормить и готовы съесть друг друга

«вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются да накапливаются»

Заботятся только о собственном благосостоянии

«развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: “ Не дать ли и тунеядцу частичку? ” »

Не способны ценить чужой труд

Образ помещика (Выступление второй группы. Заполнение правой части таблицы.) (Слайд 19)

Цитатник

«Но Бог знал, что помещиктот глупый, и прошению его не внял»,

«легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!»

«не стало мужика навсем пространстве владений глупого помещика»

Помещик, живя в достатке, мечтал об одном: чтобы мужика во владениях стало поменьше, однако услышал просьбу народа.

«…российским дворянином, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым».

Нерусская фамилия усиливает гротескность происходящего, намекает на то,что только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придет в голову мысль «сократить» население, уничтожить русского кормильца.

«Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словнодревний Исав, а ногти у него сделались, как железные.

Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел»

После исчезновения крестьян, опоры дворянства и государства, помещик деградирует, превращается в дикого зверя

«изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти. Затем капитан-исправник сделал ему надлежащее внушение, отобрал газету «Весть» и, поручив его надзору Сеньки, уехал. Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит».

Помещик - безвольное и глупое существо, ни на что не способное без крестьянской поддержки.

Диспут. (Слайд 20)

- Кого бы вы назвали главным героем произведений: генералов, помещика или русского мужика? Почему? (Мужик – кормилец и создатель жизненных ценностей. Значит, главным героем является он. Эта мысль отражена в названии произведений. Мужик прокормил генералов. Без него помещик превращается в «дикого» зверя).

- Вновь поработаем в группах: первая группа приводит примеры из текста, доказывающие восхищение и сочувствие автора, вторая – примеры иронии и негодования. (Слайд 21)

Восхищение, сочувствие

Ирония

Мужик - сильный, умный, трудолюбивый, умелый, может сделать все, способен выжить везде. Он, «громаднейший мужичина», до прихода генералов управившись с хозяйством, «самым нахальным образом уклонялся от работы».

Сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам. Нарвав своим поработителям «по десятку самых спелых яблоков», себе сам берет «одно, кислое». Мужик терпит обращение к себе как к рабу, тунеядцу, он не способен на правомерный бунт, наоборот, готов себя своими руками заковать в кандалы: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег».

Мизерную плату за свою работу считает справедливой

Мужик для господ смог нарвать яблок, наловить рыбы, извлечь огонь, нарыть картофеля, напечь множество провизии, научился даже суп варить в пригоршне. Затем мужик сумел смастерить лодку и доставить генералов в Петербург

В изображении мужика чувствуется горькая насмешка: умный, сообразительный и ловкий, мужик покорно сносит капризы генералов и капризы от них.

Рабство уже вошло в привычку: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него». Мужику даже в голову не приходит возмутиться.

В «Диком помещике» мужиков посадили в клетушки, как животных, а они тут же стали подати платить

Какие качества характера мужика особо выделяет М.Е.Салтыков-Щедрин. (С одной стороны – трудолюбие, смекалка, находчивость, мастерство; с другой – рабская покорность, бесправность).

Что высмеивает сатирик в мужике? (Сатирик высмеивает невежество, забитость, стремление к подчинению. Мужик не способен победить в себе раба, даже гордится тем, что умело услуживает генералам)

5. Средства художественной изобразительности в произведениях. (Литературоведческая дуэль).

Смеясь над комической ситуацией, мы отметили, что писатель одновременно показывает, как грустна Россия. Скажите, а как же удавалось Щедрину печатать свои сказки, ведь так строга была цензура? (Он использовал Эзопов язык, или иносказание).

Послушаем самого писателя. (Выступление подготовленного ученика в образе М.Е.Салтыкова-Щедрина) (Слайд 22)

Я - русский литератор и потому имею две рабские привычки: во-первых, писать иносказательно и, во-вторых, трепетать.

Привычке писать иносказательно я обязан... цензурному ведомству. Оно до такой степени терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть ее с лица земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам. Она и сама преисполнилась рабьим духом и заразила тем же духом читателей. С одной стороны, появились аллегории, с другой - искусство понимать эти аллегории, искусство читать между строками. Создалась особенная рабская манера писать, которая может быть названа Езоповскою, - манера, обнаружившая замечательную изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств. Цензурное ведомство скрежетало зубами, но, ввиду всеобщей мистификации, чувствовало себя бессильным и делало беспрерывные по службе упущения. Публика рабски-восторженно хохотала, хохотала даже тогда, когда цензоров сажали на гауптвахту и когда их сменяли. И существовала эта манера долго, существует и доныне, так что объявление в 1866 году воли книгопечатанию почти совсем не повлияло на нее. Аллегорический рабий язык продолжает пользоваться правом гражданственности, хотя справедливость требует сказать, что современные молодые писатели стараются избегать его. Я не берусь определить, хорошо или дурно они поступают, но думаю, что ввиду общей рабьей складки умов аллегория все еще имеет шансы быть более понятной и убедительной и, главное, привлекательной, нежели самая понятная и убедительная речь...

Учитель. Теперь окончательно понятна сила щедринского таланта. Действительно, сказки похожи по форме; реальное переплетается с фантастическим, сказочные элементы – с языком канцелярским и просторечным. В обеих сказках используются сатирические средства художественной выразительности. Давайте убедимся в этом, окунувшись в творческую лабораторию писателя. Ведь мы – то с вами умеем читать и видеть между строк (а именно этого и добивался Салтыков-Щедрин).

Проведём литературоведческую дуэль. Каждая команда по очереди совершает «выпад» - читает отрывок из своей сказки, содержащий троп. Команда противник должна отгадать приём создания комического и получить жетон. В случае затруднения обращаемся к «Словарику литературоведческих терминов»

Средства художественной выразительности в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Слайд 23)

Гипербола

«Стал даже в пригоршне суп варить», «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»

«Сколько они ругали мужичину за тунеядство того не в сказке сказать, ни пером описать»…

«Сколько… денег загребли

Фантастика

«Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове»

Ирония

«И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»

Гротеск

«Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Генералы находят на необитаемом острове номер «Московских ведомостей»

Средства художественной выразительности в сказке «Дикий помещик»

(Слайд 24)

Гипербола

«Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют.

«снится, что его за эту самую непреклонность министром сделали, и ходит он в лентах, и пишет циркуляры...»,

«Погоди, глупый помещик! То ли ещё будет! Я не только карты, но и халат твой съем, как ты его позамаслишь как следует» (Помещика не боится даже мышонок).

«И земля, и вода, и воздух – всё его (помещика) стало!»

«Думает, каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!»

Фантастика

«Вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча чёрная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки»

Летающие, роящиеся мужики

Ирония

«Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой».

Гротеск

Одичавший помещик подружился с медведем и даже вёл с ним беседы. «И сделался он силен ужасно, до того силен, что даже счел себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко.

Хочешь, Михаиле Иваныч, походы вместе на зайцев будем делать? - сказал он медведю.

Хотеть - отчего не хотеть! - отвечал медведь, - только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил!

А почему так?

А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!»

«Помещик имел тело сдобное, белое, рассыпчатое»

«Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках … Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел».

«Выйдет он в свой парк, в котором он когда-то нежил свое тело рыхлое, белое, рассыпчатое, как кошка, в один миг, взлезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. Прибежит, это, заяц, встанет на задние лапки и прислушивается, нет ли откуда опасности, - а он уж тут как тут. Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест».

С какой целью Салтыков-Щедрин использует эти приёмы? (Чтобы противопоставить неприспособленных к жизни дворян и мужика-труженика, чтобы показать, что за счёт мужика, пахнущего мякиной и овчиной, существует и «культурный» помещик).

IV. Итоги урока. Рефлексия. (Работа с кластером). (Слайд 25)

Ребята, наш урок подходит к концу. Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? (Сравнить две сказки)

- Продолжите фразы. (Слайд 26)

(Было интересно…

Было трудно…

Урок дал мне для жизни…)

– Нужен ли нам Щедрин сегодня? Какие черты характера человека осуждает Щедрин? (К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Писатель обличал не только устои общества, основанного на эксплуатации, но и человеческие пороки. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется или терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания. Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества).

V. Домашнее задание. (Слайд 27)

Используя сравнительную таблицу, напишите сочинение «Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».

Приложение

Рабочие материалы для написания сочинения

«Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

«Дикий помещик».

1.История создания произведений.

2.Образы генералов и помещика.

4. Образ народа.

6. Какие художественные приёмы используются для создания образов?

7. Идея произведений.

Список используемой методической литературы.

1. Ф. Е. Соловьёва. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 7 класс» (автор – составитель Г.С. Меркин) под редакцией Г.С. Меркина., Москва, «Русское слово», 2010.

2. Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература.7 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): методическое пособие / под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

3. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература.7класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): методическое пособие / под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

4. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009)


Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни, образы которых нашли свое место в его сказках. Примерами таковых являются “Бедный волк”, “Сказка о щуке зубастой” и др. В них присутствуют две стороны – те, кого угнетают и притесняют, и те, кто угнетает и притесняет.
Мы привыкли к определенным ролям, которые играют персонажи. Например, крестьяне, обычно “хорошие”, а помещики – “плохие”. Сказки Салтыкова Щедрина отличает смешение четких границ. Получается, что и угнетенные, и угнетатели имеют каждый свои недостатки. Да, лисица насмехается над “здравомысленным” зайцем для того, чтобы в конечном итоге его съесть. И она, и заяц это прекрасно понимают, но ничего поделать не могут. Лисица даже не очень голодна, чтобы есть зайца, но поскольку “где же это видано, чтобы лисы сами свой обед отпускали”, то приходится волей неволей повиноваться закону. Все умные теории зайца разбиваются в пух и прах о жестокую прозу жизни. Получается, зайцы созданы для того, чтобы их есть, а не для того, чтобы создавать новые законы.
Как ни странно, “угнетенные”, порой не вызывают никакого сочувствия, в то время как угнетатели демонстрируют нам свои слабые стороны. Особенно трагична в этом плане сказка “Бедный волк”. Оказывается, волк кровожаден и жесток не потому, что ему это нравится, а потому, что такова природа вещей, или, как он сам говорит, “комплекция у него каверзная”. Против самой природы нельзя идти. Подтверждением этой мысли может служить сказка “Карась идеалист”. Карася переполняют идеи либерализма и гуманизма. Он начинает делиться со всеми своими мыслями, и когда очередь доходит до щуки, та его просто проглатывает. Самое интересное, что щука совершенно не хотела гибели карася, она всего лишь по привычке втянула в себя воду и вместе с ней карася. Почему так получается? Да потому, что у щуки, как и у волка, “комплекция такая каверзная”, и ничего с этим поделать нельзя.
Получается, что “хозяева жизни” оказываются совсем не хозяевами сами себе, а погрязшими в пучине условностей, традиций и “законов”, которые нельзя нарушать. В результате такой жизни получается, что и “волки голодные, и зайцев нет”. Другими словами, редко кто остается довольным от существующего положения вещей. Нет, разумеется, нельзя обобщать и вводить это утверждение за всеобщее правило. Конечно, хищникам намного проще выживать, чем беззащитным зайцам, но от этого их жизнь вряд ли станет интереснее, светлее и лучше. Более того, можно сказать, что тайный расчет на милосердие и снисхождение властей, которые хищные по своей природе не только напрасен, но и в известной степени бессмыслен.
Если в животном мире положение вещей “хищник – жертва” являются нормой, то сейчас самое время вспомнить о том, что Салтыков Щедрин писал о людях, прикрывая их образы масками зверей. Пользуясь сложившимися стереотипами, автор делает образы помещиков, крестьян, интеллигентов, чиновников и управляющих более яркими и живыми. Но всегда необходимо помнить о том, что за личинами зверей скрываются люди, а главное отличие человека от животного – наличие разума, понятий высокой морали и этики. Непонятно, что случилось с миром, если людям приходится бороться за выживание, подобно животным. Получается, что люди постепенно утрачивают то немногое, но принципиально важное, что отличает их от неразумных существ. То, что естественно для щуки, ненормально для человека. С другой стороны, следует признать, что эзопов язык в сочетании с гротеском стал очень удачным авторским приемом, который придал насыщенность и богатство содержания.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Сатирическое изображение правящих кругов в сказках Салтыкова Щедрина

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ТЕМА: Сатирическое изображение действительности в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина I. Лексическая работа Краткий толковый словарик Задание. Изучите краткий толковый словарик и дополните его словами: гипербола, гротеск, фантастика, ирония, сарказм, эзопов язык, пародирование. Выпишите значения этих слов. 1. АВТОРИТАРНЫЙ - основанный на беспрекословном подчинении власти, диктатуре. 2. АССОЦИАЦИЯ связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. 3. БЮРОКРАТИЗМ 1. Управление, при котором деятельность органов исполнительной власти излишне усложнена и направлена на обеспечение ведомственных интересов в ущерб интересам общества, во вред ему. 2. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей. 4. ГИПЕРБОЛА - 5. ГРОТЕСК - 6. ДОЛГОТЕРПЕНИЕ (книж.) большое, длительное терпение. 7. ИРОНИЯ - 8. НАИВНЫЙ простодушный, обнаруживающий неопытность, неосведомлѐнность. 9. НЕВЕЖЕСТВО отсутствие знаний, некультурность. 10. НЕВЕЖА грубый, невоспитанный. 11. НЕВЕЖДА малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-либо области. 12. НИВИЛИРОВАТЬ уравнивая, сгладить, уничтожить различия между кемнибудь или чем-нибудь. 1

2 13. ОБЫВАТЕЛЬ 1. В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям. 2. Человек, лишѐнный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами. 14. ПАРОДИРОВАНИЕ САРКАЗМ ЭЗОПОВ ЯЗЫК - II. Задание. Перед выполнением практической части, изучите данные материалы. Художественной своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Сказки Щедрина - политические сказки-сатиры. В них писатель с помощью аллегорий и намѐков бичевал самодержавное государство, господствующие классы царской России, буржуазную либеральную интеллигенцию, действовавшую «применительно к подлости», трусливых обывателей; с гневом и тоской говорил о забитости и покорности народа; с радостью отмечал ростки народного недовольства и протеста против невыносимых условий существования. Сказки Щедрина, как и всѐ его творчество, служили делу освобождения родины и народа. Гипербола и гротеск Правдиво изображая жизнь, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин прибегал к заострению образов. Будучи художником-реалистом, писатель путѐм гиперболизации, с помощью фантастических образов с замечательной наглядностью раскрывал уродливый характер современной ему действительности. Такое изображение жизни, при котором реальное, будничное переплетается с фантастическим и отрицательное, уродливое рисуется в обнажѐнном, преувеличенном виде, называется гротеском. Примером гротеска могут явиться многие образы, созданные могучим талантом великого сатирика, в том числе и образы его сказок. Гротескные образы Щедрина были верны жизненной правде, они с необыкновенной глубиной и силой выражали характерные черты того «известного порядка вещей», который писатель бичевал на протяжении всей своей жизни. Связь сказок Салтыкова-Щедрина с устным народным творчеством В своѐм творчестве писатель, подобно Некрасову, щедро пользовался богатствами устно-поэтического народного творчества. Великий сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин поднял сказку на вершину политической публицистики. 2

3 В сказках Щедрина мы встречаем традиционные сказочные образы зверей, птиц и рыб. В духе народных сказок писатель прибегал к аллегориям: в образах льва и орла он рисовал царей; в образах медведей, волков, коршунов, ястребов, щук представителей высшей царской администрации; в образах зайцев и пескарей трусливых обывателей; в образе Коняги обездоленный народ. Часто писатель пользовался народными сказочными зачинами: «Жили да были два генерала»; «Жил-был пескарь»; «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик»; «В старые годы, при царе Горохе это было: у умных родителей родился сын дурак» и т.п. Не менее часто прибегал сатирик к таким сказочным формулам, как: «по щучьему велению, по моему хотению»; «ни в сказке сказать, ни пером описать»; «он там был, мѐд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»; «бежит, земля дрожит»; «скоро сказка сказывается, а дело промежду зайцев ещѐ того скорее делается»; «и начал мужик на бобах разводить»: «и стал жить да поживать»; «долго ли, коротко ли»; «океан-море переплыть»; «ума палата была» и т. д. В сказках рассыпано множество пословиц и поговорок: «бабушка надвое сказала»; «живѐм богато, со двора покато: чего ни хватись, за всем в люди покатись»; «стыд глаза не выест»; «за семь вѐрст киселя есть»; «на то и щука в море, чтоб карась не дремал», «бисер перед свиньями метал» и т. д. Особенности языка сказок Щедрина В ту эпоху, когда творил Щедрин, нельзя было открыто высказывать революционных взглядов. Для того чтобы довести до читателя свои мысли, великому сатирику приходилось прибегать к «обманным средствам» намѐкам, иносказаниям и недомолвкам, которые стали одной из самых характерных черт неповторимо своеобразного языка Щедрина. Происхождение и особенности своей писательской манеры сам критик объяснял так: «Привычке писать иносказательно я обязан... цензурному ведомству. Оно до такой степени терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть еѐ с лица земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам... Создалась особенная, рабья манера писать, которая может быть названа Езоповскою, манера, обнаруживающая замечательную изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств». Эзоповская манера письма не только помогала Щедрину преодолевать цензурные преграды, но и позволяла ему рисовать такие стороны русской жизни, какие иным путѐм осветить было бы невозможно. Он не мог прямо сказать, что народ в царской России бесправен, что политика самодержавия политика угнетения и произвола, и писал о том, что воеводу-медведя прислали в трущобу для того, чтобы он «лесных мужиков» к «одному знаменателю привѐл». Щедрин не говорил, что человек попадает в ссылку, а говорил, что тот познакомился «с Макаром, телят не гоняющим». Эти примеры показывают, как мастерски пользовался он эзоповской манерой письма. Необыкновенное своеобразие и прелесть сказкам Щедрина придаѐт искусное включение в разговорную бытовую речь книжных и иностранных слов: «Смотри, сынок, говорил старый пескарь, умирая: коли хочешь жизнью жуировать, 3

5 Примерный план анализа сказки 1. Основная тема сказки (о чем?). К какой тематической группе относится прочитанная вами сказка? Дайте аргументированный ответ. 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? 4. Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 5. Сатирические приемы, использованные автором. 6. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 7. Соединение фольклорного, фантастического и реального (гротеск). 8. Художественная особенность сказок Щедрина (вывод по всем пунктам). 9. Что общего и чем отличается прочитанная вами сказка Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок. Подсказка! Сатирическая сказка Щедрина Сатира Сарказм Нет положительного героя Уподобление человека животному Концовка: смешение категорий добра и зла Народная сказка Юмор Гипербола Положительный герой Очеловечивание животных Концовка: победа добра над злом Материалы для справок Сказки Салтыкова-Щедрина имеют подзаголовок: «Сказки для детей изрядного возраста». Всего им написано 32 сказки, в которых отразились существенные стороны пореформенной России. Три из них «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик» были написаны в конце 60-х годов, остальные в 80-е годы. Сказка и сказочная фантастика всегда были присущи творчеству сатирика. Он пользовался ими и в «Истории одного города», и в «Современной идиллии», и в «Сатирах в прозе». Народные сказки привлекали писателя всегдашним осуждением зла, несправедливости, тупости, лени, прославлением добра, благородства, ума, верности, трудолюбия. В фантастических, сказочных образах народ отражал явления реальной действительности, и это делало сказки родственными таланту Щедрина. Все сказки писателя можно разделить на три тематические группы: 1) Сатира, направленная против политики российского самодержавия и правящих классов; 2) Сатира, изображающая жизнь народа в России; 3) Сатира, обличающая психологию обывательски настроенной интеллигенции и еѐ поведение. 5


Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина. ПЛАН УРОКА. 1. История создания. 2. Жанровое

«Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья...» (Н. А. Некрасов. На смерть Гоголя) «Сказки для детей изрядного возраста» И. Н. Крамской Портрет Салтыкова- Щедрина «Как один мужик двух генералов

Предмет: литературное чтение, изобразительное искусство, информатика. подготовили Учащиеся 2 2 класса МБОУ «Гатчинская СОШ 8 «Центр образования» 2013 год Вопрос (проблема) проекта. Цель и задачи проекта.

Сатира и юмор в произведениях Салтыкова-Щедрина и Л. Филатова Выполнили ученицы школы 21 Федорова А. и Зенина М. Руководитель Овечкина О.Н., Акимова М.В. Рязань, 2011 Как мы можем судить то или иное время?

Салтыков-Щедрин (псевдоним - Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826-1889), прозаик. М.Е.Салтыков-Щедрин Художник И.Н.Крамской «Я писатель, в этом моё призвание». О.М.Салтыкова (мать писателя) Е.В.Салтыков

O o http://www.vgf.ru/pedagogu/metod.aspx Линия УМК по русскому языку для 5-9 классов под ред. Шмелёва А.Д. (8 позиций) o Информационно-методический бюллетень (1 позиция) Информационно-методический бюллетень

Библиотечно-информационный центр ГБПОУ колледж связи 54 им. Вострухина. «Я писатель, в этом моё призвание» (189 лет со дня рождения М.Е. Салтыкова Щедрина) Выставка в читальном зале БИЦ ОП 1 Подготовила

Пушкарѐва Лилия Михайловна учитель русского языка и литературы МБУ «Школа 20» г. Тольятти Сценарий урока литературы Предмет: литература Класс: 7

ВСЕ ЛУЧШИЕ МИРОВЫЕ АФОРИЗМЫ И ЦИТАТЫ Издательство АСТ Москва УДК 82-84 ББК 94.8 В84 В84 Все лучшие мировые афоризмы и цитаты. Москва: Издательство АСТ, 2017. 160 с. (Золотая коллекция афоризмов и цитат).

Пояснительная записка В основе рабочей программы по предмету «Русская словесность» в 5 классе лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому

Обобщающий урок по литературе в 8 «А» классе на тему: В мире «Сказок» Салтыкова-Щедрина. Цели урока: 1. Обобщить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках. 2. Развивать навыки работы с текстом художественного

Сказки как средство народной педагогики Федорова Ч.П. ГБПОУ ИО БПК им.д.банзарова План Воспитательное значение сказок Особенности сказок Сказки - художественно-литературные произведения являются областью

Проект для младших школьников «Какие бывают сказки?» Воспитатель: Крылова Светлана Анатольевна Место проведения проекта: ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» Участники проекта: обучающиеся 3 класса. Время

УДК 821.161.2-3 18.09 Шевченко А. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУВО «КФУ имени

Аллегория иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие. Аллитерация повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую

Рабочая программа по литературе 7класс на 206 207 уч. год п. Большой Исток 206 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящий тематический план разн на основе примерной программы основного общего образования по литературе

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПРИТЧИ Цель проекта: выявление нравственных уроков притч Задачи: Знакомство с понятием притчи. Узнать об особенностях притчи. Познакомиться с текстом притчи. Учиться понимать смысл притчи.

Сочинение на тему недоросль семья простаковых Распечатать сочинение Анализ Недоросль Фонвизина Д И ТВОРЧЕСТВО Д.И. ФОНВИЗИНА Семейство Простаковых - Скотининых в комедии комедии, действие как бы выносится

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта» Олимпиада школьников «Будущее с нами» 2014-2015 уч.г. Задания заочного (отборочного)

ЛИТЕРАТУРА Календарно-тематический план 7 класс Наименование разделов и тем Всего часов Дата Примечание ВВЕДЕНИЕ (ч) Роды и жанры художественной литературы ФОЛЬКЛОР (5 ч) 2 Жанры фольклора. 3 Знакомство

Рабочая программа РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ 5 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Говоря русская словесность, мы имеем ввиду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском

Технологическая карта урока литературы в 10 классе Тема: «Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина» Организационная информация Предмет Класс Тема урока Учитель Образовательное учреждение Республика/край,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа 34» г. Белгорода «Согласовано» Руководитель ШМО ГЦ С. В. Колегов. Протокол от 2013 г. «Согласовано» Заместитель

Урок по литературному чтению Тема: «Сказки разных народов» Цель: расширять знания детей о богатстве устного народного творчества, понять необходимость чтения сказок ознакомить с народными сказками разных

5 класс ЛИТЕРАТУРА 70 часов п/п Тема урока Количество часов Дата Примечания 1. Введение. Литература как искусство слова. Художественное воплощение в литературе моральных ценностей и представлений о мире,

Пояснительная записка В основе рабочей программы по предмету «Русская словесность» в 7 классе лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому

Сочинение на тему жизнь маленького человека чехов О значении творчества Антона Павловича Чехова сказал Максим долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой пропасти мещанства,

Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.2.

Уроки литературы с элементами антикоррупционной направленности, запланированные в соответствии с программой по литературе в 5-11-х классах в 2017-2018 уч. г. Параллели Темы Элементы содержания урока Ответственные

Планируемые результаты изучения предмета по литературному чтению 2 класс Название раздела Предметные результаты Метапредметные ученик научится ученик получит возможность результаты научиться читать тексты

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей 580 при мгту имени Н.Э. Баумана» УТВЕРЖДАЮ Директо ГБОУ лицей 580 С.С.Граськин 20 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 122 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ» Г. ПЕРМИ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО Зам.

I.Требования к уровню подготовки обучающихся Рабочая программа ориентирована на освоение учащимся 8 класса следующих умений: - читать и понимать художественные произведения с учетом их специфики; - выразительно

ТЕМЫ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ С ПРАКТИКУМОМ 1. Роль малых форм устного народного творчества в нравственноэтическом воспитании младшего школьника 2. Роль русской народной сказки

Лялина Татьяна Евгеньевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» г. Алапаевска Свердловской области КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности» 5-9 классы - // Программы для общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ 9 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Говоря русская словесность, мы имеем ввиду все устного народного творчества и письменные, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 11» Приказ 130 от 14.06.2016 Программа принята на основании решения методического объединения учителей русского

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. 5 класс. Словесность, в широком смысле слова, это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях,

Тема 25. Подготовка к написанию сочинения по роману А. С. Пушкина «Дубровский» на выбранную тему Маршрут 1 Тема сочинения: «Владимир Дубровский русский Робин Гуд» Маршрут 2 Тема сочинения: «Жестокие и

Технологическая карта урока Учебный предмет: литературное чтение Класс: 1 Учитель: Домнина Елена Ефимовна Автор УМ К: «Школа России» под редакцией А.А Плешакова. Тема урока: Сапгир «Про медведя» Тип урока:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бабкинская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Бабкинская средняя общеобразовательная школа») СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО протокол заседания приказом

ВОСЕМЬ УРОКОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГИМНАЗИИ 1558 ДЕНИСОВОЙ О.Ю.) Подзаголовок «Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы»

Учебная дисциплина: литература Преподаватель: Воробьева Ольга Петровна Технологическая карта занятия Курс обучения I Тема: «Эзопов язык» в сказках М.Е. Салтыкова Щедрина. Тематика и проблематика сказки

Белоус Ольга Богдановна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5 им.в.и. Данильченко» станица Стародеревянковская, Каневской район, Краснодарский край

Уважаемые читатели! Абонемент художественной литературы и искусства предлагает Вашему вниманию виртуальную выставку «Новые книги». С февраля 2011 года "Комсомольская правда" и издательство "Амфора" выпускают

Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Борис Житков «Храбрый утёнок» Цель: знакомство с творчеством Бориса Житкова и с содержанием его рассказа. Задачи. Обучающие. Продолжить работу над умением

Читайте Достоевского, любите Достоевского. К 195 летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского ПИСАТЕЛЬ, ПОТРЯСАЮЩИЙ ДУШУ Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. Билет 1 Прочитайте отрывок из произведения Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и ответьте на вопросы. 1.Назовите род литературы, к которому относится данное произведение, и его жанр.

Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ Алексейковская СОШ Лесного района Тверской области Гаврилова И.В. Задачи: Цель - развитие умений и навыков анализа текста. сформулировать основную проблему

МБОУ «СОШ 1 г. Нарьян-Мара» Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе по теме «Сивка Бурка». Русская народная сказка. Выполнила: Учитель начальных классов Торопова Н.П. Нарьян-Мар 2012 г.

Консультация для родителей: Первые шаги маленького читателя Все начинается с колыбельных песен,потешек,сказок Существует множество колыбельных песен. Ласковые и нежные колыбельные песни-это первые мелодии,с

Пояснительная записка Рабочая программа «Внеклассное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе авторской программы «Основы русской словесности. От слова к словесности. Для 5 9 классов» под редакцией Р. И. Альбетковой. М.: Дрофа, 2011г.

Детская литература 2 класс Тема урока: «Творчество Эдуарда Успенского» Учитель начальных классов: Боброва Л. В. Открытый урок дан для родителей учащихся 2 класса. Тема урока: «Творчество Эдуарда Успенского».

Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда сделай для него это чудо. А.Грин. «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Блистающий мир». До самого конца Грин оставался верен таким идеалам,

Антон Павлович ЧЕХОВ «Хамелеон» II. Проверка домашнего задания. 1. Учащиеся зачитывают свои сочинения на тему: «Над чем мы смеѐмся, читая рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». 2. Что такое комическое

Сочинение кого высмеивает крылов в басне щука можем ли мы узнать, какие еще басни написал Крылов? Кто такой Иван. Андреевич Стрекоза и Муравей, Свинья под дубом, Лебедь, Рак и Щука, Слон и 16) Ушинский

Сочинение на тему художественное своеобразие романа тихий дон Получивший мировое признание роман Тихий Дон - эпопея, и его (более 700) определяют жанровое своеобразие шолоховского романа. Не видя пока

Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования на базовом уровне и Программы по русскому

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса (заочное обучение) на I полугодие 2017-2018 учебного года. Базовый учебник: Учебник по литературе за 6 класс Часть 1: под.ред.в.я.коровиной.-м.:просвещение,

СРАВНЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С КОМПОНЕНТОМ «ЗАЯЦ» В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ Байшань Г. Белорусский государственный университет Основная единица языка слово. Именно в словах отражается и история человечества,

Русская литература XIX века в контексте мировой литературы (лекция) Святова Е.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии 343 г.санкт-петербург Литературные направления конца XVIII-начала XIX

Сочинение по комедии недоросль на тему жизнь стародума Конфликт комедии Недоросль. 2. Комедия Недоросль Д. И. Фонвизина Классицисты стремились к правдивому изображению жизни, говорили об На стороне передового

Планы занятий по литературе 10 класс 2017-2018 учебный год Учебник. Ю.В. Лебедев. Литература 10 класс. 1-2 ч. М., Просвещение, 2012 г. (2 полугодие) 15.01 22.01 12.02 19.02 12.03. 19.03 16.04 Н.А.Некрасов.

Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова‑Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни, образы которых нашли свое место в его сказках. Примерами таковых являются «Бедный волк», «Сказка о щуке зубастой» и др. В них присутствуют две стороны – те, кого угнетают и притесняют, и те, кто угнетает и притесняет.

Мы привыкли к определенным ролям, которые играют персонажи. Например, крестьяне, обычно «хорошие», а помещики – «плохие». Сказки Салтыкова‑Щедрина отличает смешение четких границ. Получается, что и угнетенные, и угнетатели имеют каждый свои недостатки. Да, лисица насмехается над «здравомысленным» зайцем для того, чтобы в конечном итоге его съесть. И она, и заяц это прекрасно понимают, но ничего поделать не могут. Лисица даже не очень голодна, чтобы есть зайца, но поскольку «где же это видано, чтобы лисы сами свой обед отпускали», то приходится волей‑неволей повиноваться закону. Все умные теории зайца разбиваются в пух и прах о жестокую прозу жизни. Получается, зайцы созданы для того, чтобы их есть, а не для того, чтобы создавать новые законы.

Как ни странно, «угнетенные», порой не вызывают никакого сочувствия, в то время как угнетатели демонстрируют нам свои слабые стороны. Особенно трагична в этом плане сказка «Бедный волк». Оказывается, волк кровожаден и жесток не потому, что ему это нравится, а потому, что такова природа вещей, или, как он сам говорит, «комплекция у него каверзная». Против самой природы нельзя идти. Подтверждением этой мысли может служить сказка «Карась‑идеалист». Карася переполняют идеи либерализма и гуманизма. Он начинает делиться со всеми своими мыслями, и когда очередь доходит до щуки, та его просто проглатывает. Самое интересное, что щука совершенно не хотела гибели карася, она всего лишь по привычке втянула в себя воду и вместе с ней карася. Почему так получается? Да потому, что у щуки, как и у волка, «комплекция такая каверзная», и ничего с этим поделать нельзя.

Получается, что «хозяева жизни» оказываются совсем не хозяевами сами себе, а погрязшими в пучине условностей, традиций и «законов», которые нельзя нарушать. В результате такой жизни получается, что и «волки голодные, и зайцев нет». Другими словами, редко кто остается довольным от существующего положения вещей. Нет, разумеется, нельзя обобщать и вводить это утверждение за всеобщее правило. Конечно, хищникам намного проще выживать, чем беззащитным зайцам, но от этого их жизнь вряд ли станет интереснее, светлее и лучше. Более того, можно сказать, что тайный расчет на милосердие и снисхождение властей, которые хищные по своей природе не только напрасен, но и в известной степени бессмыслен.

Если в животном мире положение вещей «хищник – жертва» являются нормой, то сейчас самое время вспомнить о том, что Салтыков‑Щедрин писал о людях, прикрывая их образы масками зверей. Пользуясь сложившимися стереотипами, автор делает образы помещиков, крестьян, интеллигентов, чиновников и управляющих более яркими и живыми. Но всегда необходимо помнить о том, что за личинами зверей скрываются люди, а главное отличие человека от животного – наличие разума, понятий высокой морали и этики. Непонятно, что случилось с миром, если людям приходится бороться за выживание, подобно животным. Получается, что люди постепенно утрачивают то немногое, но принципиально важное, что отличает их от неразумных существ. То, что естественно для щуки, ненормально для человека. С другой стороны, следует признать, что эзопов язык в сочетании с гротеском стал очень удачным авторским приемом, который придал насыщенность и богатство содержания.

    • Для второй половины XIX века творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина имело крайне важное значение. Дело в том, что не было в той эпохе настолько жёстких и суровых поборников истины, осуждавших общественные пороки, как Салтыков. Писатель выбрал такой путь вполне сознательно, так как был глубоко убеждён, что должен быть художник, выполняющий роль указующего перста для общества. Примечательно, что карьеру «разоблачителя» он начал как поэт. Но это не принесло ему ни широкой популярности и известности, ни […]
    • Произведения о крестьянах и помещиках занимают значительное место в творчестве Салтыкова‑Щедрина. Скорее всего это произошло потому, что с этой проблемой писатель столкнулся еще в юном возрасте. Свое детство Салтыков‑Щедрин провел в селе Спас‑Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Его родители были достаточно богатыми людьми, владели землей. Таким образом, будущий писатель своими глазами видел все недостатки и противоречия крепостного права. Осознавая проблему, знакомую с малолетства, Салтыков‑Щедрин подверг […]
    • Где-то я вычитал и запомнил мысль, что когда в искусстве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности, - искусство и литература начинают вырождаться.Не потому ли сегодня с неохотой читаем мы «Что делать?» Чернышевского, произведения Маяковского, и уж совсем никто из молодых не знает «идейные» романы 20-30-х годов, скажем, «Цемент», «Соть» и прочие. Мне кажется, что преувеличение […]
    • Сказки Салтыкова‑Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также неслучайно. Сказка отличается иносказательностью, емкостью высказывания. Объем народной сказки тоже не очень большой, что позволяет сосредоточиться на одной конкретной проблеме и показать ее как бы через лупу. Мне кажется, что для сатиры […]
    • Имя Салтыкова‑Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали «неблагодарным» жанром – государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких деятелей самыми разными способами: запрещали книги к изданию, ссылали писателей. Но все было напрасно. Этих людей знали, читали их произведения и уважали за смелость. Не стал и исключением и Михаил Евграфович […]
    • Талантливый русский сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свою жизнь написанию произведений, в которых обличал самовластие и крепостничество в России. Он как никто другой знал устройство «государственной машины», исследовал психологию начальников всех рангов, русского чиновничества. Для того чтобы показать пороки общественного управления во всей полноте и глубине, писатель использовал прием гротеска, который считал самым эффективным средством отображения действительности. Гротескный образ всегда выходит […]
    • М. Е. Салтыков‑Щедрин – русский сатирик, создавший множество замечательных произведений. Его сатира всегда справедлива и правдива, он бьет точно в цель, вскрывая проблемы современного ему общества. Вершин выразительности автор достиг в своих сказках. В этих небольших по объему произведениях Салтыков‑Щедрин обличает злоупотребления чиновничества, несправедливость порядков. Его огорчало, что в России прежде всего заботятся о дворянах, а не о народе, к которому он сам проникся уважением. Все это он показывает в […]
    • Сатира М. Е. Салтыкова‑Щедрина правдива и справедлива, хотя нередко ядовита и зла. Его сказки – это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание господ и помещиков. Сказки Салтыкова‑Щедрина – это особая форма сатиры. Изображая действительность, автор берет только наиболее яркие черты, эпизоды, по возможности сгущает краски при их изображении, показывая события как бы под увеличительным стеклом. В сказке «Повесть о том, как […]
    • Творчество М. Е. Салтыкова‑Щедрина занимает особое место в русской литературе XIX в. Все его произведения проникнуты любовью к народу, желанием сделать жизнь лучше. Однако сатира его нередко едкая и злая, но всегда правдивая и справедливая. М. Е. Салтыков‑Щедрин в своих сказках изображает множество типов господ. Это и чиновники, и купцы, и дворяне, и генералы. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили […]
    • Творчество Салтыкова‑Щедрина можно с полным правом назвать высшим достижением социальной сатиры 1860–1880‑х гг. Ближайшим предшественником Щедрина не без основания принято считать Н. В. Гоголя, создавшего сатирико‑философскую картину современного мира. Однако Салтыков‑Щедрин ставит перед собой принципиально иную творческую задачу: разоблачить и уничтожить как явление. В. Г. Белинский, рассуждая о творчестве Гоголя, определял его юмор как «спокойный в своем негодовании, добродушный в своем лукавстве», сравнивая с […]
    • «История одного города» М. Е. Салтыкова‑Щедрина написана в форме повествования летописца‑архивариуса о прошлом города Глупова, но писателя интересовала не историческая тема, он писал о настоящей России, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи XVIII в., Салтыков‑Щедрин выступает в разных качествах: сначала он ведет повествование от лица архивариусов, составителей «Глуповского летописца», затем от автора, выполняющего функции […]
    • «История одного города» – это величайшее сатирическое полотно‑роман. Это беспощадное обличение всей системы управления царской России. Законченная в 1870 г. «История одного города» показывает, что народа в пореформенное время осталось таким же бесправным, что чиновники – самодуры 70‑ых гг. отличались от дореформенных только тем, что грабили более современными, капиталистическими способами. Город Глупов – олицетворение самодержавной России, русского народа. Его правители воплощают в себе конкретные черты […]
    • В «Истории одного города» обличаются несовершенство общественной и политической жизни России. К сожалению, России редко везло на хороших правителей. Доказать это можно, открыв любой учебник истории. Салтыков‑Щедрин, искренне переживая за судьбу своей родины, не мог остаться в стороне от этой проблемы. Своеобразным решением и стало произведение «История одного города». Центральным вопросом в этой книге является власть и политическое несовершенство страны, точнее одного города Глупова. Все – и история его […]
    • «История одного города» по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова‑Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя‑сатирика, на долгое время, упрочив ее. Я считаю, что «История одного города» – одно из самых необычных книг, посвященных истории российского государства. Оригинальность «Истории одного города» – в удивительном сочетании реального и фантастического. Книга создавалась как пародия на «Историю государства Российского» Карамзина. Историки часто писали историю «по царям», чем и […]
    • Роман «Преступление и наказание» - произведение, в котором вступают в конфликт мысли и чувства людей, в котором идеологическая теория натыкается на жизненную практику. Достоевскому удалось отразить степень влияния увлечения идеями революционного преобразования общества и теории индивидуализма на современную ему молодёжь. Благодаря своему творческому чутью и глубокому знанию психологии человеческой, писатель смог рассказать в своём произведении о том, как пагубно может отразиться в неокрепших умах идеологическая […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Автор «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по‑прежнему носил звание […]
    • В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
    • Взрослые любят повторять слова русского поэта А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее умение». Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает полностью. Из книг можно узнать много интересного. Есть книги-энциклопедии. В них рассказывают обо всем что есть в мире. Из них самые занимательные о разных […]
    • В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрипя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать… Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно […]
  • Все сочинения по литературе за 10 класс Коллектив авторов

    23. Сатирическое изображение правящих кругов в сказках Салтыкова-Щедрина

    Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова-Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни, образы которых нашли свое место в его сказках. Примерами таковых являются «Бедный волк», «Сказка о щуке зубастой» и др. В них присутствуют две стороны – те, кого угнетают и притесняют, и те, кто угнетает и притесняет.

    Мы привыкли к определенным ролям, которые играют персонажи. Например, крестьяне, обычно «хорошие», а помещики – «плохие». Сказки Салтыкова-Щедрина отличает смешение четких границ. Получается, что и угнетенные, и угнетатели имеют каждый свои недостатки. Да, лисица насмехается над «здравомысленным» зайцем для того, чтобы в конечном итоге его съесть. И она, и заяц это прекрасно понимают, но ничего поделать не могут. Лисица даже не очень голодна, чтобы есть зайца, но поскольку «где же это видано, чтобы лисы сами свой обед отпускали», то приходится волей-неволей повиноваться закону. Все умные теории зайца разбиваются в пух и прах о жестокую прозу жизни. Получается, зайцы созданы для того, чтобы их есть, а не для того, чтобы создавать новые законы.

    Как ни странно, «угнетенные», порой не вызывают никакого сочувствия, в то время как угнетатели демонстрируют нам свои слабые стороны. Особенно трагична в этом плане сказка «Бедный волк». Оказывается, волк кровожаден и жесток не потому, что ему это нравится, а потому, что такова природа вещей, или, как он сам говорит, «комплекция у него каверзная». Против самой природы нельзя идти. Подтверждением этой мысли может служить сказка «Карась-идеалист». Карася переполняют идеи либерализма и гуманизма. Он начинает делиться со всеми своими мыслями, и когда очередь доходит до щуки, та его просто проглатывает. Самое интересное, что щука совершенно не хотела гибели карася, она всего лишь по привычке втянула в себя воду и вместе с ней карася. Почему так получается? Да потому, что у щуки, как и у волка, «комплекция такая каверзная», и ничего с этим поделать нельзя.

    Получается, что «хозяева жизни» оказываются совсем не хозяевами сами себе, а погрязшими в пучине условностей, традиций и «законов», которые нельзя нарушать. В результате такой жизни получается, что и «волки голодные, и зайцев нет». Другими словами, редко кто остается довольным от существующего положения вещей. Нет, разумеется, нельзя обобщать и вводить это утверждение за всеобщее правило. Конечно, хищникам намного проще выживать, чем беззащитным зайцам, но от этого их жизнь вряд ли станет интереснее, светлее и лучше. Более того, можно сказать, что тайный расчет на милосердие и снисхождение властей, которые хищные по своей природе не только напрасен, но и в известной степени бессмыслен.

    Если в животном мире положение вещей «хищник – жертва» являются нормой, то сейчас самое время вспомнить о том, что Салтыков-Щедрин писал о людях, прикрывая их образы масками зверей. Пользуясь сложившимися стереотипами, автор делает образы помещиков, крестьян, интеллигентов, чиновников и управляющих более яркими и живыми. Но всегда необходимо помнить о том, что за личинами зверей скрываются люди, а главное отличие человека от животного – наличие разума, понятий высокой морали и этики. Непонятно, что случилось с миром, если людям приходится бороться за выживание, подобно животным. Получается, что люди постепенно утрачивают то немногое, но принципиально важное, что отличает их от неразумных существ. То, что естественно для щуки, ненормально для человека. С другой стороны, следует признать, что эзопов язык в сочетании с гротеском стал очень удачным авторским приемом, который придал насыщенность и богатство содержания.

    Из книги Семь кругов блужданий автора Карлова Ольга

    Ольга Карлова Семь кругов блужданий Вокруг Николая Васильевича Гоголя Заместитель Губернатора Красноярского края, заместитель Председателя Правительства края, доктор философских наук профессор О. А. Карлова прочла этот доклад на Академическом собрании, посвященном

    Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

    § 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания Художественно воссоздаваемая предметность может подаваться обстоятельно, детализированно, в подробностях или, напротив, обозначаться суммирующе, итогово. Здесь правомерно воспользоваться

    Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

    ИЗОБРАЖЕНИЕ ДУХА СВЯТОГО Не менее сложными для христианской церкви оказались поиски изображения третьего лица святой троицы - духа святого.После длительных и жарких споров богословы пришли к выводу, что святого духа должно изображать в виде голубя. Понятно, что

    Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

    ГЛАВА VIII. РОМАН В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ИСТОЛКОВАНИИ САЛТЫКОВА - ЩЕДРИНА (А. С. Бушмин) 1Предпочтение, отдаваемое писателем тому или иному жанру, в каждом отдельном случае бывает обусловлено целым рядом моментов субъективно - творческого порядка: идейно -

    Из книги Кошмар: литература и жизнь автора Хапаева Дина Рафаиловна

    Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

    Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина Произведения великого русского сатирика во многом остались непонятыми и недостаточно оцененными его современниками. Особенно это касается наиболее сложного и наиболее новаторского произведения Щедрина – «Истории одного города».

    Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

    18. Сатира в творчестве Салтыкова-Щедрина Имя Салтыкова-Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали «неблагодарным» жанром – государственный режим никогда не принимал

    Из книги Влюбленный демиург [Метафизика и эротика русского романтизма] автора Вайскопф Михаил Яковлевич

    19. Сказки Салтыкова-Щедрина: сюжетные линии и образы Сказки Салтыкова-Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено,

    Из книги Перекличка Камен [Филологические этюды] автора Ранчин Андрей Михайлович

    20. Проблема классового неравенства на примере крестьян и помещиков в сказках Салтыкова-Щедрина Произведения о крестьянах и помещиках занимают значительное место в творчестве Салтыкова-Щедрина. Скорее всего это произошло потому, что с этой проблемой писатель

    Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

    14. Женское изображение, несущее угрозу Ясно вместе с тем, что женское изображение, таящее в себе неведомые силы, может быть не только благостным, но и страшным. Еще в 1830 г., т. е. за много лет до знаменитой «Венеры Илльской» Мериме, в ЛГ выходит перевод новеллы Ожера

    Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

    Как один пятница двух робинзонов прокормил: о литературных подтекстах «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина Цикл сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина предназначен, по ироническому замечанию сочинителя, «для детей изрядного возраста».

    Из книги автора

    Изображение в литературе человека и окружающего его мира Вы уже знаете, что в любой книге заключен целый художественный мир, созданный воображением автора. Известно вам и то, что мир этот условный, не только похожий на окружающую человека действительность, но и

    Из книги автора

    Изображение человека в литературе европейского Просвещения Эпохой Просвещения называют XVIII век. Эта эпоха тесно связана с классицизмом XVII века, и многие писатели-просветители были тоже классицистами. Но создаваемые ими характеры имели свои отличия. Просветители

    Из книги автора

    Изображение в литературе противоречивости человеческого характера В конце XVIII века в общественной мысли Европы происходит знаменательное открытие. Люди начинают по-новому воспринимать противоречия, окружающие человека в повседневной жизни и скрывающиеся в глубине

    Из книги автора

    Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина I. «Это был писатель-боец, стоявший на юру» (И. С. Тургенев).II. Мастер социально-политической сатиры.1. «Я вырос на лоне крепостного права. Я видел царство испуга».Голос революционного демократа в

    Из книги автора

    Быкова Н. Г Сказки Салтыкова-Щедрина Сказки Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из тридцати двух сказок двадцать девять были написаны в последнее десятилетие его жизни (большинство с 1882 по 1886 годы), и лишь три сказки