Кто написал повесть идиот. "Идиот" Достоевского: подробный анализ романа

Персонаж романа «Идиот» (князь Мышкин) - это вечный образ "идеального" человека. Человека, вовлеченного по какой-то жестокой ошибке в безумную светскую жизнь, которая заставила его по-иному посмотреть на окружающий мир.

Князь Мышкин является главным героем одного из лучших произведений Ф.М. Достоевского - «Идиот». В этом романе автор подводит итог своим многочисленным размышлениям, связанным с христианством вообще, личностью самого Иисуса Христа и влиянием его учения на окружающий мир. Как говорил писатель, целью этого произведения было представить читателям положительно прекрасного со всех сторон человека. И такой личностью для Достоевского являлся Христос.

Истина, в которую уверовал князь Мышкин, состояла в том, что сострадание - основа бытия. Все мы страдаем, но редкие из нас наделены искусством сострадания, в которое мало кто из нас верит. В романе «Идиот» миссией Мышкина является наблюдение за жизнью Настасии Филипповны, Епанчиных и Ипполита. Все герои романа немного дети, и каждому из них нужна забота, и в то же время все они чувствуют себя в роли родителей. Герой романа наделен проницательностью, способной раскрывать человеческие души.

Впервые увидев портрет Мышкин был поражен ее неземной красотой в сочетании с гордым страданием. Единственным человеком, которого волновала судьба девушки, был именно Мышкин. Князь влюбился в этот страдальческий образ, лечению которого он посвятил свою жизнь. Мышкин невинен и не знает иной любви, кроме высшей и непорочной. И именно это становится тяжелым испытанием для Настасьи Филипповны - простой любящей женщины.

Весь роман пропитан развращенностью светского общества, где преступления и поступления собственной совестью ради денег являются само собой разумеющимися факторами. Князь Мышкин и Настасья Филипповна - единственные, кто не вписывался во все это. Они наделены высокой духовностью и в то же время гложущим страдающие сердца одиночеством. В конце концов хитросплетения общественной жизни и сложность в отношениях с женщинами подорвали и без того слабое здоровье Мышкина, так что ему вновь пришлось лечиться в швейцарской лечебнице. Конец произведения пропитан глубочайшей трагичностью. Невольно князь Мышкин способствовал этому: пытаясь показать людям новый мир, он лишь больше озлобил их и восстановил против себя.

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» является сегодня одним из самых популярных и востребованных произведений русской литературы. Уже много лет создаются и продолжают создаваться различные интерпретации этого великого творения: экранизации, оперные и балетные прочтения, театральные постановки. Роман популярен во всем мире.

Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.

1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери. Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора. Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.

Жанр, направление

Во второй половине XIX века писатели особенное внимание уделяли жанру романа. Возникали различные поджанры, связанные с направлением, стилем, структурой. «Идиот» Достоевского относится к лучшим примерам философского романа. Этот вид прозы возник ещё в эпоху Просвещения в западноевропейской литературе. Отличает его акцент на размышлениях героев, разработке их идей и концепций.

Немало интересовало Достоевского и исследование внутреннего мира персонажей, что даёт основание относить «Идиот» к такому виду романа как психологический.

Суть

Князь Мышкин приезжает из Швейцарии в Петербург. С маленьким узелком вещей в руках, одетый не по погоде, он отправляется в дом Епанчиных, где знакомится с генеральскими дочерями и секретарём Ганей. У него Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, а позднее узнаёт некоторые детали её жизни.

Молодой князь останавливается у Иволгиных, где вскоре встречает саму Настасью. Покровитель девушки сватает её за Ганю и даёт за неё приданое 70 тысяч, что привлекает потенциального жениха. Но при князе Мышкине происходит сцена торга, где участвует Рогожин, ещё один претендент на руку и сердцу красавицы. Итоговая цена – сто тысяч.

Лев Николаевич Мышкин глубоко тронут красотой Настасьи Филипповны, он приходит к ней тем же вечером. Он встречает там множество гостей: генерала Епанчина, Фердыщенко, Тоцкого, Ганю, — а ближе к ночи является и сам Рогожин с газетным свёртком, в котором обещанные сто тысяч. Героиня бросает деньги в огонь и уезжает с избранником.

Спустя шесть месяцев князь решает навестить Рогожина в его доме на Гороховой улице. Парфён и Лев Николаевич обмениваются крестами – теперь, с благословения матушки Рогожина, они братья.

Через три дня после этой встречи князь едет в Павловск на дачу к Лебедеву. Там после одного из вечеров Мышкин и Аглая Епанчина договариваются о встрече. После свидания князь понимает, что полюбит эту девушку, а через несколько дней Льва Николаевича провозглашают её женихом. Настасья Филипповна пишет письмо Аглае, где убеждает её выйти замуж за Мышкина. Вскоре после этого происходит встреча соперниц, после которой случается расторжение помолвки князя и Аглаи. Теперь общество в предвкушении другой свадьбы: Мышкина и Настасьи Филипповны.

В день торжества невеста сбегает с Рогожиным. На следующий день князь отправляется на поиски Настасьи Филипповны, но никто из знакомых ничего не знает. Наконец Мышкин встречает Рогожина, который приводит его в свой дом. Здесь под белой простынёй лежит труп Настасьи Филипповны.

В итоге от всех полученных потрясений главный герой сходит с ума.

Главные герои и их характеристика

  1. Князь Лев Николаевич Мышкин . В черновиках писатель называет протагониста князь Христос. Он является центральным персонажем и противопоставлен всем другим героям произведения. Мышкин взаимодействует практически со всеми участниками действия. Одна из его главных функций в романе – раскрытие внутреннего мира персонажей. Ему не составляет труда вызвать собеседника на откровенный разговор, узнать его сокровенные мысли. Для многих общение с ним подобно исповеди.
  2. Антиподами Мышкина выступают Ганя Иволгин и Парфён Рогожин . Первый из них слабохарактерный, женственный, прельщенный деньгами молодой человек, который хочет выбиться в люди любой ценой, но все же испытает стыд за это. Он мечтает о статусе и уважении, но вынужден терпеть лишь унижения и неудачи. Богатый купец Рогожин одержим одной лишь страстью – владеть Настасьей Филипповной. Он упрям и готов на всё для достижения цели. Его не устроит никакой другой исход, но жизнь в страхе и сомнении, а любит ли она его, не сбежит ли, не для Рогожина. Потому их отношения заканчиваются трагедией.
  3. Настасья Филипповна . Роковая красавица, чью истинную натуру угадал только князь Мышкин. Её можно считать жертвой, можно демоном, но больше всего в ней привлекает то, что роднит ее с самой Клеопатрой. И это не только покоряющая красота. Известен случай, когда египетская властительница растворила огромную жемчужину. Реминисценцией этого поступка в романе является эпизод, где Настасья Филипповна бросает в камин сто тысяч рублей. Прототипом героини считается Аполлинария Суслова, возлюбленная Достоевского. Она испытывает презрение к деньгам, ведь за них купили ее позор. Бедную девушку соблазнил богатый господин, но он стал тяготиться своим грехом, поэтому пытался сделать из содержанки порядочную женщину, купив ей жениха – Ганина.
  4. Образ Настасьи Барашковой оттеняет Аглая Епанчина, антипод и соперница. Эта девушка отличается от своих сестер и матери. В Мышкине она видит гораздо больше, чем чудаковатого глупца, и не все из родных могут разделить её взгляды. Аглая ждала человека, способного вывести её из закостенелой, загнивающей среды. Сначала таким спасителем она представляла князя, затем некоего поляка-революционера.

Интересных героев в книге больше, но мы не хотим слишком уж затягивать статью, поэтому если вам необходима характеристика персонажа, которой тут нет, напишите об этом в комментариях. И она появится.

Темы и проблемы

  1. Проблематика романа весьма многообразная. Одной из главных проблем, обозначенных в тексте, является корыстолюбие . Жажда престижа, статуса, богатства заставляет людей совершать гнусные поступки, клеветать друг на друга, изменять самим себе. В описываемом Достоевским обществе невозможно добиться успеха, не имея покровителей, знатного имени и денег. В тандеме с корыстью идёт тщеславие, особенно присущее генералу Епанчину, Гане, Тоцкому.
  2. Поскольку «Идиот» относится к философскому роману, в нём разрабатывается огромное богатство тем, важной из которых является религия . К теме христианства автор обращается неоднократно, главным персонажем, причастным к этой теме, выступает князь Мышкин. Его биография включает некоторые библейские аллюзии на жизнь Христа, он наделён функцией «спасителя» в романе. Милосердие, сострадание к ближнему, умение прощать – этому учатся у Мышкина и другие герои: Варя, Аглая, Елизавета Прокофьевна.
  3. Любовь представлена в тексте во всех возможных её проявлениях. Любовь христианская, помощь ближнему, семейная, дружеская, романтическая, страстная. В более поздних дневниковых записях Достоевского обнаруживается главный замысел — показать три разновидности этого чувства: Ганя – тщеславная любовь, Рогожин – страсть, а князь – любовь христианская.

Здесь также, как и с героями, разбирать тематику и проблематику можно долго. Если чего-то конкретного вам все же не достает, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.

Главная мысль

Основная идея Достоевского – показать разложение русского общества в слоях интеллигенции. В этих кругах наблюдается духовный упадок, филистерство, супружеские измены, и двойная жизнь — практически норма. Достоевский стремился создать «прекрасного человека», который мог бы показать, что и в этом мире ещё живы доброта, справедливость и искренняя любовь. Такой миссией наделён князь Мышкин. Трагедия романа заключается в том, человек, стремящийся видеть в современном ему мире только любовь и доброту, погибает в нем, будучи неприспособленным к жизни.

Смысл, заложенный Достоевским, заключается в том, что людям все же необходимы такие праведники, которые помогают им взглянуть в лицо самому себе. В разговоре с Мышкиным герои познают свою душу и учатся открывать ее другим. В мире фальши и лицемерия это очень нужно. Конечно, самим праведникам очень тяжело освоиться в обществе, но их жертва не напрасна. Они понимают и чувствуют, что хоть одна исправленная судьба, хоть одно неравнодушное, проснувшееся от безразличия сердце – это уже большая победа.

Чему учит?

Роман «Идиот» учит верить в людей, ни в коем случае не осуждать их. В тексте поданы примеры, как можно наставлять общество, не ставя себя при этом выше его и не прибегая к прямому морализаторству.

Роман Достоевского учит любить, в первую очередь, во спасение, всегда помогать людям. Автор предупреждает, что о низких и грубых поступках, совершенных сгоряча, после которых придётся жалеть, но раскаяние может наступить слишком поздно, когда исправить уже ничего нельзя.

Критика

Некоторые современники называли роман «Идиот» фантастическим, чем вызывали негодование писателя, поскольку он считал это самым реалистичным сочинением. Среди исследователей на протяжении многих лет, с момента создания книги и посей день, возникали и продолжают возникать различные определения этого произведения. Так, В. И. Иванов и К. Мочульский называют «Идиот» романом-трагедией, Ю. Иваск использует термин евангельский реализм, а Л. Гроссман считает это произведение романом-поэмой. Другой русский мыслитель и критик М. Бахтин исследовал в творчестве Достоевского явление полифонизма, «Идиот» он также считал полифоническим романом, где параллельно развивается несколько идей и звучит несколько голосов героев.

Примечательно, что роман Достоевского вызывает интерес не только у русских исследователей, но и у зарубежных. Особенно популярно творчество писателя в Японии. Например, критик Т. Киносита отмечает большое влияние прозы Достоевского на японскую литературу. Писатель обратил внимание на внутренний мир человека, и японские авторы охотно следовали его примеру. Например, легендарный писатель Кобо Абэ называл Федора Михайловича любимым литератором.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В этой статье описывается произведение, созданием которого с 1867 по 1869 год занимался Достоевский. "Идиот", краткое содержание которого мы составили, - это роман, опубликованный впервые в журнале "Русский вестник". Это сочинение - одно из самых известных в творчестве Федора Михайловича. И сегодня не теряет популярности великое произведение, автором которого является Достоевский - "Идиот". Краткое содержание, отзывы о романе, история создания - все это продолжает интересовать многочисленных читателей.

Начало первой части

Три попутчика знакомятся в вагоне поезда: Рогожин Парфен Семенович, молодой наследник крупного состояния, Мышкин Лев Николаевич, 26-летний князь, его ровесник, и Лебедев, отставной чиновник. Так начинает свое произведение Достоевский. "Идиот" (краткое содержание, глава 1) далее знакомит читателя с этими героями. Князь возвращается в Петербург из Швейцарии, где лечился от нервной болезни. Лев Николаевич рано осиротел и был до недавнего времени на попечении благодетеля Павлищева. Именно на его средства он и поправлял свое здоровье. Однако попечитель недавно умер.

Рогожин едет для того, чтобы вступить в наследство. Он влюблен в Барашкову Настасью Филипповну, содержанку Тоцкого Афанасия Ивановича, богатого аристократа. Парфен ради нее растратил отцовские деньги - купил бриллиантовые серьги для любимой. Семен Рогожин за этот дерзкий поступок чуть не убил своего сына, который был вынужден бежать к тетке от родительского гнева. Однако отец Рогожина неожиданно скончался.

К Епанчину отправляется Мышкин - главный герой, которого создал Достоевский -"идиот"

Краткое содержание, главный герой которого - Мышкин, продолжается. Попутчики расходятся на вокзале. Вместе с Лебедевым уезжает Парфен, а Мышкин отправляется к Ивану Федоровичу Епанчину, генералу. Его жена (Лизавета Прокофьевна) приходится дальней родственницей этому князю. 3 красивых незамужних дочери есть в состоятельном семействе Епанчиных: Аделаида, Александра и Аглая, общая любимица.

Епанчин знакомит со своим семейством Мышкина и предлагает ему жить в пансионе, содержит который Иволгина Нина Александровна. Ганя, сын ее, служит у Епанчина. Проста причина этой любезности - генерал хочет отвлечь свою супругу от деликатного обстоятельства. Весьма кстати пришлось появление нового родственника.

История отношений Настасьи Филипповны и Тоцкого

Дело было в Барашковой Настасье Филипповне - любовнице Тоцкого. Опишем вкратце историю их отношений. Небольшое владение, принадлежавшее Филиппу Барашкову, находилось неподалеку от имения Тоцкого. Однажды оно сгорело полностью вместе с женой Филиппа. Барашков, потрясенный этим ужасным событием, сошел с ума. Он вскоре умер, оставив своих двух дочерей сиротами и без средств.

Из жалости Тоцкий отдал на воспитание девочек в семью своего управляющего. От коклюша вскоре умерла младшая из них. А вот старшая, Настасья, когда выросла, стала настоящей красавицей. Тоцкий понимал толк в красивых женщинах. Он решил отвезти в отдаленное имение свою содержанку и наведывался туда частенько.

Так прошло 4 года. Когда Тоцкий решил жениться на Александре, старшей дочери Епанчина, Настасья ему пригрозила тем, что этого не допустит. Афанасий Иванович испугался ее напора и оставил временно свое намерение. Миллионер, зная характер своей содержанки, понимал, что ей не стоит ничего устроить публичный скандал или же убить прямо у алтаря венчающуюся пару.

Настасья Филипповна через некоторое время поселилась в отдельной квартире в Петербурге. В гостиной ее часто собирались люди по вечерам. Кроме Тоцкого, к этому кругу принадлежал также генерал Епанчин, Ганя Иволгин (его секретарь) и некто Фердыщенко, который был постояльцем содержавшегося Ниной Александровной пансиона. Все они были влюблены в Настасью. Тоцкий все-таки не хотел отказываться от своего намерения жениться, но по-прежнему боялся гнева Настасьи Филипповны.

План Тоцкого

Продолжаем описывать произведение, которое создал Достоевский ("Идиот"). Краткое содержание плана Тоцкого, о котором тот рассказал Епанчину, заключалось в том, что следует выдать Настасью за Ганю. Девушка на удивление спокойно восприняла предложение и обещала вечером дать ответ. До генеральши дошел слух об этом. Для того чтобы отвлечь супругу от назревающего семейного скандала, и понадобился князь Мышкин.

Мышкин устраивается в пансионе

Ганя его отвел к себе домой, устроил в пансионе. Мышкин здесь познакомился с Ниной Александровной, а также с Варей, ее дочерью, сыном Колей, Иволгиным Ардалионом Александровичем, отцом семейства, и с Птицыным, неким господином, приятелем Гани, ухаживавшим за Варварой. Фердыщенко, сосед по пансиону, также приходил знакомиться.

Два претендента

В это время разгорается ссора в доме из-за возможного брака Гани с Настасьей Филипповной. Дело в том, что семья секретаря против родства с "падшей женщиной". Даже 75 тыс. рублей не помогли (такую сумму готов был выделить Тоцкий в качестве приданого).

Настасья Филипповна внезапно приезжает в гости, а затем в доме появляются Лебедев, Рогожин и компания нахлебников Парфена. Рогожин приехал, узнав о возможном браке Настасьи и Гани, чтобы предложить деньги за отказ секретарю. Он уверен, что можно купить Ганю. Такого же мнения о Настасье Филипповне купец: он обещает ей 18 тысяч, после чего увеличивает сумму до 100 000 рублей.

Пощечина от Гани

С новой силой разгорается скандал, который описывает в своем произведении Достоевский ("Идиот"). Краткое содержание его приближается к кульминации. Она достигает высшей точки, когда Мышкин защищает Варвару от нападения Гани. От взбешенного секретаря князь получает пощечину, однако не отвечает на нее, лишь словом упрекнув Ганю. Настасье же Мышкин говорит, что она не такая, какой хочет прослыть в обществе. Женщина благодарна князю за этот упрек, а также за подаренную надежду.

Мышкин приходит вечером без приглашения к Настасье Филипповне. Его появлению хозяйка рада. Она просит князя решить вопрос о ее замужестве и обещает сделать так, как он скажет. Мышкин говорит, что ей не стоит выходить замуж.

История с пачкой денег

Об одной любопытной истории рассказывает далее Достоевский ("Идиот"). Краткое содержание по частям и главам нельзя описать, не упомянув о ней.

С обещанными деньгами появляется Парфен Рогожин. Он швыряет пачку на стол. Видя, что из его рук ускользает добыча, генерал Епанчин призывает вмешаться в ситуацию князя. Лев Николаевич делает Настасье Филипповне предложение и объявляет о наследстве. Как оказалось, он за ним приехал из Швейцарии. Сумма это огромная, больше, чем та, что предложил Рогожин.

Настасья благодарит князя, но заявляет честно, что не может портить репутацию аристократа. Женщина соглашается отправиться с Рогожиным. Но сначала она желает знать: правда ли, что ради денег Ганя готов на все?

Настасья бросает в камин пачку купюр и велит секретарю достать их голыми руками. Тот находит силы не поддаться на эту провокацию, собирается уйти, однако падает у выхода в обморок. Настасья сама вынимает пачку щипцами и поручает отдать ее секретарю, когда тот очнется, после чего отправляется с Парфеном кутить.

Вторая часть

Переходим к описанию второй части произведения, которое создал Достоевский - "Идиот". Краткое содержание этого объемного романа трудно уложить в формат одной статьи. Мы выделили лишь основные события.

После проведенной с Рогожиным ночи Настасья исчезает. Ходят слухи о том, что она отправилась в Москву. Князь и Парфен едут туда. К Мышкину накануне отъезда приходит Ганя и отдает 100 тыс. рублей с тем, чтобы князь вернул их Настасье.

Проходит полгода. Варвара за это время вышла замуж за Птицына. Секретарь Ганя уволился со службы. Он больше не появляется у Епанчиных. Расстроилось сватовство к Александре Тоцкого. Он женился на одной французской маркизе, после чего отправился в Париж. Аделаида, средняя из сестер, вышла замуж неожиданно и удачно. Ходят слухи о том, что не так уж и велико наследство Мышкина. Рогожину удалось все-таки отыскать Настасью Филипповну, с которой он дважды пытался обвенчаться. Но каждый раз невеста сбегала к Мышкину из-под венца, после чего снова возвращалась к Рогожину.

Странные взаимоотношения между Рогожиным и Мышкиным

Князь, вернувшись в Петербург, находит Парфена. Странные отношения складываются у этих друзей-соперников. Они обмениваются даже нательными крестиками. Парфен уверен в том, что Настасья любит князя, однако считает себя недостойной стать его супругой. Он также понимает, что его отношения с этой женщиной до добра не доведут, и поэтому избегает брака. Однако Парфен не в силах вырваться из замкнутого круга.

Ревнивый Рогожин однажды набросился в гостинице на темной лестнице с ножом на Мышкина. Льва спас от смерти лишь приступ эпилепсии. Рогожин, испугавшись, убегает, а князя с головой, разбитой о ступеньку, находит Иволгин Коля и отвозит его в Павловск, на дачу к Лебедеву. Здесь собираются семейства Епанчиных и Иволгиных.

Разоблачение мошенника

О разоблачении мошенника рассказывает нам далее Достоевский. "Идиот": краткое содержание по частям продолжается тем, что на даче неожиданно появляется компания во главе с Ипполитом, племянником Лебедева. Их цель заключалась в том, чтобы получить для Павлищева, сына его благодетеля, деньги с князя. Мышкин об этой истории знает. Он просит разобраться во всем Ганю. Бывший секретарь доказал, что представляющийся сыном Павлищева человек не является им. Это сирота, как и князь. Павлищев занимался его судьбой. Введенный в заблуждения слухами о большом наследстве князя, он явился со своими друзьями для того, чтобы взывать к совести Мышкина. Князь готов ему помочь, однако молвой сильно преувеличено его состояние. Молодой человек смущен. Он отказывается от предложенных денег. Настасья склоняет Аглаю к браку с Мышкиным, пытаясь устроить жизнь своего любимого с достойной женщиной.

Третья часть

На четыре части разбил свое произведение Достоевский ("Идиот"). Очень краткое содержание третьей из них предлагаем вашему вниманию.

Дачники отправляются на прогулку. Все шутят над возможной свадьбой Аглаи с князем. Настасья Филипповна оказывается рядом. Она вновь ведет себя вызывающе, оскорбляет Евгения Радомского, ухажера Аглаи. Друг-офицер вступается за него, однако получает от Настасьи тросточкой по лицу. Князю снова приходится вмешаться в неприятный инцидент. Настасью Филипповну он передает Рогожину. Все ждут, что офицер вызовет на дуэль князя.

День рождения Мышкина

На день рождения неожиданно заявляются гости, хотя он не приглашал никого. Ко всеобщему удовольствию Евгений объявляет о том, что инцидент этот замят, обойдется без дуэли. Рогожин здесь же. Князь его уверяет, что простил его за нападение на лестнице, и они вновь братья.

Ипполит, племянник Лебедева, больной чахоткой, также оказывается среди гостей. Он говорит, что умрет вскоре, однако не хочет ждать, поэтому застрелится прямо сейчас. Больной в течение ночи читает свое произведение, оправдывающее самоубийство. Однако у Ипполита отбирают пистолет, который, как оказалось, не был заряжен.

Аглая показывает Мышкину письма Настасьи Филипповны

Мышкин в парке встречается с Аглаей. Та отдает ему письма Настасьи, в которых женщина умоляет ее выйти за князя. Аглая говорит ему, что Настасья безумно любит его и хочет ему добра. Настасья Филипповна пообещала даже стать супругой Рогожина сразу же после свадьбы Мышкина и Аглаи.

Заключительные события третьей части

Лебедев говорит, что у него пропали деньги - 400 рублей. С дачи ранним утром исчез и Фердыщенко. По подозрениям Лебедева, именно он украл эти деньги.

Князь в расстройстве блуждает по парку и находит здесь Настасью Филипповну. Женщина становится перед ним на колени, обещает уехать, просит прощения. Рогожин, появившийся внезапно, уводит ее, но затем возвращается для того, чтобы задать важный вопрос князю: счастлив ли он? Лев Николаевич признается, что несчастен.

Четвертая часть

Заключительные события описал в четвертой части Федор Достоевский ("Идиот"). Краткое содержание их постараемся передать, не упустив ничего важного.

Ипполит, умирая, изводит семейство Иволгиных, в особенности отца, все больше запутывающегося во лжи. Оказывается, что отставной генерал взял бумажник Лебедева, а затем подбросил его, как будто он выпал из кармана. Фантазии старика с каждым днем становятся нелепее. Иволгин, к примеру, рассказывает Мышкину, что знал лично Наполеона. У экс-генерала вскоре случается удар, после чего он умирает.

Несостоявшаяся свадьба

Идет подготовка к свадьбе Аглаи и Мышкина у Епанчиных. Знатное общество собирается здесь, ему представляют жениха. Неожиданно Мышкин произносит нелепую речь, затем разбивает дорогую вазу, с ним случается припадок.

Невеста навещает князя и просит его вместе отправиться к Настасье Филипповне. Рогожин присутствует при их встрече. Аглая требует у Настасьи, чтобы та перестала сводить ее с Мышкиным и мучить всех. Барашкову она обвиняет в том, что ей нравится выставлять напоказ свою "загубленную" честь и обиду. Женщина давно оставила бы Мышкина в покое и уехала, если бы желала ему счастья.

Гордая красавица в ответ насмехается: стоит ей только поманить князя, как тот сразу же поддастся ее чарам. Свою угрозу Настасья выполняет, и Лев Николаевич растерян. Он не знает, что делать. Между двумя возлюбленными мечется Мышкин. Он бросается вслед за Аглаей. Однако Мышкина догоняет Настасья и падает без памяти ему на руки. Князь, забыв тут же об Аглае, начинает утешать женщину. Наблюдавший эту сцену Рогожин уходит прочь. Все больше погружается князь в душевную смуту.

Настасья и Мышкин готовятся к свадьбе

В десятой главе о предстоящей свадьбе Мышкина и Настасьи рассказывает нам Достоевский ("Идиот"). Краткое содержание по главам этого произведения уже приближается к финалу. Свадьба Мышкина и Настасьи назначена через 2 недели. Все попытки князя встретиться с Аглаей для того, чтобы объясниться с ней, проваливаются. В Петербург из Павловска возвращаются Епанчины. Евгений старается убедить князя в том, что тот дурно поступил, а Настасья - еще хуже. Мышкин признается, что любит и ту и другую женщину, каждую по-своему. Он испытывает к Настасье Филипповне любовь-сострадание. Очень эксцентрично ведет себя невеста. Она то начинает биться в истерике, то утешает князя.

Невеста сбегает

Рогожин появляется на свадебной церемонии. К нему бросается Настасья Филипповна и просит, чтобы ее спас этот купец. Они убегают на станцию. Мышкин, к удивлению собравшихся гостей, не бросается за ними следом. Он проводит этот вечер спокойно и лишь утром принимается разыскивать беглецов. Сначала князь нигде их не находит. Он долго бродит по улицам города, пока не встречает случайно Рогожина. Тот приводит Мышкина к себе домой, показывает Настасью Филипповну, убитую им.

Мышкин сходит с ума

Оба друга проводят всю ночь на полу у тела Настасьи. Мышкин утешает Рогожина, находящегося в нервной горячке. Но состояние самого князя еще хуже. Он становится идиотом, окончательно сходит с ума. Эти события в 11 главе описывает Достоевский ("Идиот"). Краткое содержание по главам интересующего нас романа заканчивается тем, что его отправляют в швейцарскую клинику. Об этом, а также о других финальных событиях мы узнаем в заключительной, 12 главе романа. Содержание ее следующее.

Заключение

Вновь Евгений помещает в швейцарскую клинику Мышкина. Неутешительны прогнозы врачей - князь не узнает никого, и вряд ли улучшится его состояние. Рогожина осуждают на 15 лет каторги. Через 2 недели после смерти Настасьи Филипповны умирает Ипполит. Аглая выходит замуж за одного эмигранта из Польши, принимает католическую веру и активно участвует за освобождение этой страны.

На этом заканчивается краткое содержание романа Достоевского "Идиот". Основные события его были вкратце изложены. Познакомиться с произведением можно также по многочисленным экранизациям. Краткое содержание романа Достоевского "Идиот" было положено в основу одноименных фильмов и телесериалов, как отечественных, так и зарубежных. Самая первая из известных экранизаций принадлежит режиссеру П. Чардынину. Фильм этот был снят в 1910 году.

Великий писатель, мастер психологической драмы - Ф. М. Достоевский. "Идиот", краткое содержание которого мы описали, является признанным шедевром мировой литературы. Безусловно, его стоит прочесть.

Роман в четырех частях

Часть первая

I

В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу. Было так сыро и туманно, что насилу рассвело; в десяти шагах, вправо и влево от дороги, трудно было разглядеть хоть что-нибудь из окон вагона. Из пассажиров были и возвращавшиеся из-за границы; но более были наполнены отделения для третьего класса, и всё людом мелким и деловым, не из очень далека. Все, как водится, устали, у всех отяжелели за ночь глаза, все назяблись, все лица были бледно-желтые, под цвет тумана. В одном из вагонов третьего класса, с рассвета, очутились друг против друга, у самого окна, два пассажира — оба люди молодые, оба почти налегке, оба не щегольски одетые, оба с довольно замечательными физиономиями и оба пожелавшие, наконец, войти друг с другом в разговор. Если б они оба знали один про другого, чем они особенно в эту минуту замечательны, то, конечно, подивились бы, что случай так странно посадил их друг против друга в третьеклассном вагоне петербургско-варшавского поезда. Один из них был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми маленькими, но огненными глазами. Нос его был широк и сплюснут, лицо скулистое; тонкие губы беспрерывно складывались в какую-то наглую, насмешливую и даже злую улыбку; но лоб его был высок и хорошо сформирован и скрашивал неблагородно развитую нижнюю часть лица. Особенно приметна была в этом лице его мертвая бледность, придававшая всей физиономии молодого человека изможденный вид, несмотря на довольно крепкое сложение, и вместе с тем что-то страстное, до страдания, не гармонировавшее с нахальною и грубою улыбкой и с резким, самодовольным его взглядом. Он был тепло одет, в широкий мерлушечий черный крытый тулуп, и за ночь не зяб, тогда как сосед его принужден был вынести на своей издрогшей спине всю сладость сырой ноябрьской русской ночи, к которой, очевидно, был не приготовлен. На нем был довольно широкий и толстый плащ без рукавов и с огромным капюшоном, точь-в-точь как употребляют часто дорожные, по зимам, где-нибудь далеко за границей, в Швейцарии или, например, в Северной Италии, не рассчитывая, конечно, при этом и на такие концы по дороге, как от Эйдткунена до Петербурга. Но что годилось и вполне удовлетворяло в Италии, то оказалось не совсем пригодным в России. Обладатель плаща с капюшоном был молодой человек, тоже лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное, а теперь даже досиня иззябшее. В руках его болтался тощий узелок из старого, полинялого фуляра, заключавший, кажется, всё его дорожное достояние. На ногах его были толстоподошвенные башмаки с штиблетами, — всё не по-русски. Черноволосый сосед в крытом тулупе всё это разглядел, частию от нечего делать, и наконец спросил с тою неделикатною усмешкой, в которой так бесцеремонно и небрежно выражается иногда людское удовольствие при неудачах ближнего: — Зябко? И повел плечами. — Очень, — ответил сосед с чрезвычайною готовностью, — и, заметьте, это еще оттепель. Что ж, если бы мороз? Я даже не думал, что у нас так холодно. Отвык. — Из-за границы, что ль? — Да, из Швейцарии. — Фью! Эк ведь вас!.. Черноволосый присвистнул и захохотал. Завязался разговор. Готовность белокурого молодого человека в швейцарском плаще отвечать на все вопросы своего черномазого соседа была удивительная и без всякого подозрения совершенной небрежности, неуместности и праздности иных вопросов. Отвечая, он объявил, между прочим, что действительно долго не был в России, с лишком четыре года, что отправлен был за границу по болезни, по какой-то странной нервной болезни, вроде падучей или виттовой пляски, каких-то дрожаний и судорог. Слушая его, черномазый несколько раз усмехался; особенно засмеялся он, когда на вопрос: «Что же, вылечили?» — белокурый отвечал, что «нет, не вылечили». — Хе! Денег что, должно быть, даром переплатили, а мы-то им здесь верим, — язвительно заметил черномазый. — Истинная правда! — ввязался в разговор один сидевший рядом и дурно одетый господин, нечто вроде закорузлого в подьячестве чиновника, лет сорока, сильного сложения, с красным носом и угреватым лицом, — истинная правда-с, только все русские силы даром к себе переводят! — О, как вы в моем случае ошибаетесь, — подхватил швейцарский пациент тихим и примиряющим голосом, — конечно, я спорить не могу, потому что всего не знаю, но мой доктор мне из своих последних еще на дорогу сюда дал да два почти года там на свой счет содержал. — Что ж, некому платить, что ли, было? — спросил черномазый. — Да, господин Павлищев, который меня там содержал, два года назад помер; я писал потом сюда генеральше Епанчиной, моей дальней родственнице, но ответа не получил. Так с тем и приехал. — Куда же приехали-то? — То есть где остановлюсь?.. Да не знаю еще, право... так... — Не решились еще? И оба слушателя снова захохотали. — И небось в этом узелке вся ваша суть заключается? — спросил черномазый. — Об заклад готов биться, что так, — подхватил с чрезвычайно довольным видом красноносый чиновник, — и что дальнейшей поклажи в багажных вагонах не имеется, хотя бедность и не порок, чего опять-таки нельзя не заметить. Оказалось, что и это было так: белокурый молодой человек тотчас же и с необыкновенною поспешностью в этом признался. — Узелок ваш все-таки имеет некоторое значение, — продолжал чиновник, когда нахохотались досыта (замечательно, что и сам обладатель узелка начал наконец смеяться, глядя на них, что увеличило их веселость), — и хотя можно побиться, что в нем не заключается золотых заграничных свертков с наполеондорами и фридрихсдорами, ниже с голландскими арапчиками, о чем можно еще заключить хотя бы только по штиблетам, облекающим иностранные башмаки ваши, но... если к вашему узелку прибавить в придачу такую будто бы родственницу, как, примерно, генеральша Епанчина, то и узелок примет некоторое иное значение, разумеется в том только случае, если генеральша Епанчина вам действительно родственница и вы не ошибаетесь, по рассеянности... что очень и очень свойственно человеку, ну хоть... от излишка воображения. — О, вы угадали опять, — подхватил белокурый молодой человек, — ведь действительно почти ошибаюсь, то есть почти что не родственница; до того даже, что я, право, нисколько и не удивился тогда, что мне туда не ответили. Я так и ждал. — Даром деньги на франкировку письма истратили. Гм... по крайней мере простодушны и искренны, а сие похвально! Гм... генерала же Епанчина знаем-с, собственно, потому, что человек общеизвестный; да и покойного господина Павлищева, который вас в Швейцарии содержал, тоже знавали-с, если только это был Николай Андреевич Павлищев, потому что их два двоюродные брата. Другой доселе в Крыму, а Николай Андреевич, покойник, был человек почтенный, и при связях, и четыре тысячи душ в свое время имели-с... — Точно так, его звали Николай Андреевич Павлищев, — и, ответив, молодой человек пристально и пытливо оглядел господина всезнайку. Эти господа всезнайки встречаются иногда, даже довольно часто, в известном общественном слое. Они всё знают, вся беспокойная пытливость их ума и способности устремляются неудержимо в одну сторону, конечно за отсутствием более важных жизненных интересов и взглядов, как сказал бы современный мыслитель. Под словом «всё знают» нужно разуметь, впрочем, область довольно ограниченную: где служит такой-то, с кем он знаком, сколько у него состояния, где был губернатором, на ком женат, сколько взял за женой, кто ему двоюродным братом приходится, кто троюродным и т. д., и т. д., и всё в этом роде. Большею частию эти всезнайки ходят с ободранными локтями и получают по семнадцати рублей в месяц жалованья. Люди, о которых они знают всю подноготную, конечно, не придумали бы, какие интересы руководствуют ими, а между тем многие из них этим знанием, равняющимся целой науке, положительно утешены, достигают самоуважения и даже высшего духовного довольства. Да и наука соблазнительная. Я видал ученых, литераторов, поэтов, политических деятелей, обретавших и обретших в этой же науке свои высшие примирения и цели, даже положительно только этим сделавших карьеру. В продолжение всего этого разговора черномазый молодой человек зевал, смотрел без цели в окно и с нетерпением ждал конца путешествия. Он был как-то рассеян, что-то очень рассеян, чуть ли не встревожен, даже становился как-то странен: иной раз слушал и не слушал, глядел и не глядел, смеялся и подчас сам не знал и не понимал, чему смеялся. — А позвольте, с кем имею честь... — обратился вдруг угреватый господин к белокурому молодому человеку с узелком. — Князь Лев Николаевич Мышкин, — отвечал тот с полною и немедленною готовностью. — Князь Мышкин? Лев Николаевич? Не знаю-с. Так что даже и не слыхивал-с, — отвечал в раздумье чиновник, — то есть я не об имени, имя историческое, в Карамзина «Истории» найти можно и должно, я об лице-с, да и князей Мышкиных уж что-то нигде не встречается, даже и слух затих-с. — О, еще бы! — тотчас же ответил князь, — князей Мышкиных теперь и совсем нет, кроме меня; мне кажется, я последний. А что касается до отцов и дедов, то они у нас и однодворцами бывали. Отец мой был, впрочем, армии подпоручик, из юнкеров. Да вот не знаю, каким образом и генеральша Епанчина очутилась тоже из княжон Мышкиных, тоже последняя в своем роде... — Хе-хе-хе! Последняя в своем роде! Хе-хе! Как это вы оборотили, — захихикал чиновник. Усмехнулся тоже и черномазый. Белокурый несколько удивился, что ему удалось сказать, довольно, впрочем, плохой, каламбур. — А представьте, я совсем не думая сказал, — пояснил он наконец в удивлении. — Да уж понятно-с, понятно-с, — весело поддакнул чиновник. — А что вы, князь, и наукам там обучались, у профессора-то? — спросил вдруг черномазый. — Да... учился... — А я вот ничему никогда не обучался. — Да ведь и я так, кой-чему только, — прибавил князь, чуть не в извинение. — Меня по болезни не находили возможным систематически учить. — Рогожиных знаете? — быстро спросил черномазый. — Нет, не знаю, совсем. Я ведь в России очень мало кого знаю. Это вы-то Рогожин? — Да, я, Рогожин, Парфен. — Парфен? Да уж это не тех ли самых Рогожиных... — начал было с усиленною важностью чиновник. — Да, тех, тех самых, — быстро и с невежливым нетерпением перебил его черномазый, который вовсе, впрочем, и не обращался ни разу к угреватому чиновнику, а с самого начала говорил только одному князю. — Да... как же это? — удивился до столбняка и чуть не выпучил глаза чиновник, у которого всё лицо тотчас же стало складываться во что-то благоговейное, и подобострастное, даже испуганное, — это того самого Семена Парфеновича Рогожина, потомственного почетного гражданина, что с месяц назад тому помре и два с половиной миллиона капиталу оставил? — А ты откуда узнал, что он два с половиной миллиона чистого капиталу оставил? — перебил черномазый, не удостоивая и в этот раз взглянуть на чиновника. — Ишь ведь! (мигнул он на него князю) и что только им от этого толку, что они прихвостнями тотчас же лезут? А это правда, что вот родитель мой помер, а я из Пскова через месяц чуть не без сапог домой еду. Ни брат, подлец, ни мать ни денег, ни уведомления — ничего не прислали! Как собаке! В горячке в Пскове весь месяц пролежал. — А теперь миллиончик с лишком разом получить приходится, и это по крайней мере, о господи! — всплеснул руками чиновник. — Ну чего ему, скажите, пожалуйста! — раздражительно и злобно кивнул на него опять Рогожин, — ведь я тебе ни копейки не дам, хоть ты тут вверх ногами предо мной ходи. — И буду, и буду ходить. — Вишь! Да ведь не дам, не дам, хошь целую неделю пляши! — И не давай! Так мне и надо; не давай! А я буду плясать. Жену, детей малых брошу, а пред тобой буду плясать. Польсти, польсти! — Тьфу тебя! — сплюнул черномазый. — Пять недель назад я вот, как и вы, — обратился он к князю, — с одним узелком от родителя во Псков убег, к тетке; да в горячке там и слег, а он без меня и помре. Кондрашка пришиб. Вечная память покойнику, а чуть меня тогда до смерти не убил! Верите ли, князь, вот ей-богу! Не убеги я тогда, как раз бы убил. — Вы его чем-нибудь рассердили? — отозвался князь с некоторым особенным любопытством рассматривая миллионера в тулупе. Но хотя и могло быть нечто достопримечательное собственно в миллионе и в получении наследства, князя удивило и заинтересовало и еще что-то другое; да и Рогожин сам почему-то особенно охотно взял князя в свои собеседники, хотя в собеседничестве нуждался, казалось, более механически, чем нравственно; как-то более от рассеянности, чем от простосердечия; от тревоги, от волнения, чтобы только глядеть на кого-нибудь и о чем-нибудь языком колотить. Казалось, что он до сих пор в горячке, и уж по крайней мере в лихорадке. Что же касается до чиновника, так тот так и повис над Рогожиным, дыхнуть не смел, ловил и взвешивал каждое слово, точно бриллианта искал. — Рассердился-то он рассердился, да, может, и стоило, — отвечал Рогожин, — но меня пуще всего брат доехал. Про матушку нечего сказать, женщина старая, Четьи-Минеи читает, со старухами сидит, и что Сенька-брат порешит, так тому и быть. А он что же мне знать-то в свое время не дал? Понимаем-с! Оно правда, я тогда без памяти был. Тоже, говорят, телеграмма была пущена. Да телеграмма-то к тетке и приди. А она там тридцатый год вдовствует и всё с юродивыми сидит с утра до ночи. Монашенка не монашенка, а еще пуще того. Телеграммы-то она испужалась да, не распечатывая, в часть и представила, так она там и залегла до сих пор. Только Конев, Василий Васильич, выручил, всё отписал. С покрова парчового на гробе родителя, ночью, брат кисти литые, золотые, обрезал: «Они, дескать, эвона каких денег стоят». Да ведь он за это одно в Сибирь пойти может, если я захочу, потому оно есть святотатство. Эй ты, пугало гороховое! — обратился он к чиновнику. — Как по закону: святотатство? — Святотатство! Святотатство! — тотчас же поддакнул чиновник. — За это в Сибирь? — В Сибирь, в Сибирь! Тотчас в Сибирь! — Они всё думают, что я еще болен, — продолжал Рогожин князю, — а я, ни слова не говоря, потихоньку, еще больной, сел в вагон да и еду: отворяй ворота, братец Семен Семеныч! Он родителю покойному на меня наговаривал, я знаю. А что я действительно чрез Настасью Филипповну тогда родителя раздражил, так это правда. Тут уж я один. Попутал грех. — Чрез Настасью Филипповну? — подобострастно промолвил чиновник, как бы что-то соображая. — Да ведь не знаешь! — крикнул на него в нетерпении Рогожин. — Ан и знаю! — победоносно отвечал чиновник. — Эвона! Да мало ль Настасий Филипповн! И какая ты наглая, я тебе скажу, тварь! Ну, вот так и знал, что какая-нибудь вот этакая тварь так тотчас же и повиснет! — продолжал он князю. — Ан, может, и знаю-с! — тормошился чиновник. — Лебедев знает! Вы, ваша светлость, меня укорять изволите, а что коли я докажу? Ан та самая Настасья Филипповна и есть, чрез которую ваш родитель вам внушить пожелал калиновым посохом, а Настасья Филипповна есть Барашкова, так сказать даже знатная барыня, и тоже в своем роде княжна, а знается с некоим Тоцким, с Афанасием Ивановичем, с одним исключительно, помещиком и раскапиталистом, членом компаний и обществ, и большую дружбу на этот счет с генералом Епанчиным ведущие... — Эге, да ты вот что! — действительно удивился наконец Рогожин. — Тьфу, черт, да ведь он и впрямь знает. — Всё знает! Лебедев всё знает! Я, ваша светлость, и с Лихачевым Алексашкой два месяца ездил, и тоже после смерти родителя, и все, то есть все углы и проулки знаю, и без Лебедева, дошло до того, что ни шагу. Ныне он в долговом отделении присутствует, а тогда и Арманс, и Коралию, и княгиню Пацкую, и Настасью Филипповну имел случай узнать, да и много чего имел случай узнать. — Настасью Филипповну? А разве она с Лихачевым... — злобно посмотрел на него Рогожин, даже губы его побледнели и задрожали. — Н-ничего! Н-н-ничего! Как есть ничего! — спохватился и заторопился поскорее чиновник, — н-никакими то есть деньгами Лихачев доехать не мог! Нет, это не то что Арманс. Тут один Тоцкий. Да вечером в Большом али во Французском театре в своей собственной ложе сидит. Офицеры там мало ли что промеж себя говорят, а и те ничего не могут доказать: «вот, дескать, это есть та самая Настасья Филипповна», да и только; а насчет дальнейшего — ничего! Потому что и нет ничего. — Это вот всё так и есть, — мрачно и насупившись подтвердил Рогожин, — тоже мне и Залёжев тогда говорил. Я тогда, князь, в третьегодняшней отцовской бекеше через Невский перебегал, а она из магазина выходит, в карету садится. Так меня тут и прожгло. Встречаю Залёжева, тот не мне чета, ходит как приказчик от парикмахера, и лорнет в глазу, а мы у родителя в смазных сапогах да на постных щах отличались. Это, говорит, не тебе чета, это, говорит, княгиня, а зовут ее Настасьей Филипповной, фамилией Барашкова, и живет с Тоцким, а Тоцкий от нее как отвязаться теперь не знает, потому совсем то есть лет достиг настоящих, пятидесяти пяти, и жениться на первейшей раскрасавице во всем Петербурге хочет. Тут он мне и внушил, что сегодня же можешь Настасью Филипповну в Большом театре видеть, в балете, в ложе своей, в бенуаре, будет сидеть. У нас, у родителя, попробуй-ка в балет сходить, — одна расправа, убьет! Я, однако же, на час втихомолку сбегал и Настасью Филипповну опять видел; всю ту ночь не спал. Наутро покойник дает мне два пятипроцентные билета, по пяти тысяч каждый, сходи, дескать, да продай, да семь тысяч пятьсот к Андреевым на контору снеси, уплати, а остальную сдачу с десяти тысяч, не заходя никуда, мне представь; буду тебя дожидаться. Билеты-то я продал, деньги взял, а к Андреевым в контору не заходил, а пошел, никуда не глядя, в английский магазин да на все пару подвесок и выбрал, по одному бриллиантику в каждой, этак почти как по ореху будут, четыреста рублей должен остался, имя сказал, поверили. С подвесками я к Залёжеву: так и так, идем, брат, к Настасье Филипповне. Отправились. Что у меня тогда под ногами, что предо мною, что по бокам — ничего я этого не знаю и не помню. Прямо к ней в залу вошли, сама вышла к нам. Я то есть тогда не сказался, что это я самый и есть; а «от Парфена, дескать, Рогожина, — говорит Залёжев, — вам в память встречи вчерашнего дня; соблаговолите принять». Раскрыла, взглянула, усмехнулась: «Благодарите, говорит, вашего друга господина Рогожина за его любезное внимание», — откланялась и ушла. Ну, вот зачем я тут не помер тогда же! Да если и пошел, так потому, что думал: «Всё равно, живой не вернусь!» А обиднее всего мне то показалось, что этот бестия Залёжев всё на себя присвоил. Я и ростом мал, и одет как холуй, и стою, молчу, на нее глаза пялю, потому стыдно, а он по всей моде, в помаде и завитой, румяный, галстух клетчатый, — так и рассыпается, так и расшаркивается, и уж наверно она его тут вместо меня приняла! «Ну, говорю, как мы вышли, ты у меня теперь тут не смей и подумать, понимаешь!» Смеется: «А вот как-то ты теперь Семену Парфенычу отчет отдавать будешь?» Я, правда, хотел было тогда же в воду, домой не заходя, да думаю: «Ведь уж всё равно», — и как окаянный воротился домой. — Эх! Ух! — кривился чиновник, и даже дрожь его пробирала, — а ведь покойник не то что за десять тысяч, а за десять целковых на тот свет сживывал, — кивнул он князю. Князь с любопытством рассматривал Рогожина; казалось, тот был еще бледнее в эту минуту. — «Сживывал»! — переговорил Рогожин. — Ты что знаешь? Тотчас, — продолжал он князю, — про всё узнал, да и Залёжев каждому встречному пошел болтать. Взял меня родитель, и наверху запер, и целый час поучал. «Это я только, говорит, предуготовляю тебя, а вот я с тобой еще на ночь попрощаться зайду». Что ж ты думаешь? Поехал седой к Настасье Филипповне, земно ей кланялся, умолял и плакал; вынесла она ему наконец коробку, шваркнула: «Вот, говорит, тебе, старая борода, твои серьги, а они мне теперь в десять раз дороже ценой, коли из-под такой грозы их Парфен добывал. Кланяйся, говорит, и благодари Парфена Семеныча». Ну, а я этой порой, по матушкину благословению, у Сережки Протушина двадцать рублей достал да во Псков по машине и отправился, да приехал-то в лихорадке; меня там святцами зачитывать старухи принялись, а я пьян сижу, да пошел потом по кабакам на последние, да в бесчувствии всю ночь на улице и провалялся, ан к утру горячка, а тем временем за ночь еще собаки обгрызли. Насилу очнулся. — Ну-с, ну-с, теперь запоет у нас Настасья Филипповна! — потирая руки, хихикал чиновник, — теперь, сударь, что подвески! Теперь мы такие подвески вознаградим... — А то, что если ты хоть раз про Настасью Филипповну какое слово молвишь, то, вот тебе бог, тебя высеку, даром что ты с Лихачевым ездил, — вскрикнул Рогожин, крепко схватив его за руку. — А коли высечешь, значит, и не отвергнешь! Секи! Высек, и тем самым запечатлел... А вот и приехали! Действительно, въезжали в воксал. Хотя Рогожин и говорил, что он уехал тихонько, но его уже поджидали несколько человек. Они кричали и махали ему шапками. — Ишь, и Залёжев тут! — пробормотал Рогожин, смотря на них с торжествующею и даже как бы злобною улыбкой, и вдруг оборотился к князю. — Князь, неизвестно мне, за что я тебя полюбил. Может, оттого, что в этакую минуту встретил, да вот ведь и его встретил (он указал на Лебедева), а ведь не полюбил же его. Приходи ко мне, князь. Мы эти штиблетишки-то с тебя поснимаем, одену тебя в кунью шубу в первейшую, фрак тебе сошью первейший, жилетку белую али какую хошь, денег полны карманы набью, и... поедем к Настасье Филипповне! Придешь али нет? — Внимайте, князь Лев Николаевич! — внушительно и торжественно подхватил Лебедев. — Ой, не упускайте! Ой, не упускайте!.. Князь Мышкин привстал, вежливо протянул Рогожину руку и любезно сказал ему: — С величайшим удовольствием приду и очень вас благодарю за то, что вы меня полюбили. Даже, может быть, сегодня же приду, если успею. Потому, я вам скажу откровенно, вы мне сами очень понравились, и особенно когда про подвески бриллиантовые рассказывали. Даже и прежде подвесок понравились, хотя у вас и сумрачное лицо. Благодарю вас тоже за обещанные мне платья и за шубу, потому мне действительно платье и шуба скоро понадобятся. Денег же у меня в настоящую минуту почти ни копейки нет. — Деньги будут, к вечеру будут, приходи! — Будут, будут, — подхватил чиновник, — к вечеру, до зари еще, будут! — А до женского пола вы, князь, охотник большой? Сказывайте раньше! — Я, н-н-нет! Я ведь... Вы, может быть, не знаете, я ведь по прирожденной болезни моей даже совсем женщин не знаю. — Ну коли так, — воскликнул Рогожин, — совсем ты, князь, выходишь юродивый, и таких, как ты, бог любит! — И таких господь бог любит, — подхватил чиновник. — А ты ступай за мной, строка, — сказал Рогожин Лебедеву, и все вышли из вагона. Лебедев кончил тем, что достиг своего. Скоро шумная ватага удалилась по направлению к Вознесенскому проспекту. Князю надо было повернуть к Литейной. Было сыро и мокро; князь расспросил прохожих, — до конца предстоявшего ему пути выходило версты три, и он решился взять извозчика.

«Идиот» Достоевского Ф.М.

Вслед за « » Ф.М.Достоевский пишет роман « » (1868). Если в первом про-изведении герой показан как отрицательный персонаж, то в «Идиоте» автор поставил перед собой противоположную задачу — «изобразить вполне прекрасного человека». Эта идея была «старинная и любимая» у Достоевского. Свое стремление создать «положительного героя» автор вопло-тил в образе князя Мышкина. Князь Лев Николаевич Мышкин отличается с первого взгляда от всех действую-щих лиц романа тем, что он с радостью воспринимает мир. Он умеет быть счастливым. Он заявляет об этом в первый же день приезда в Петербург. В разговоре с семейством Епанчиных при рассказе о своей жизни в Швейцарии князь признается: «Я, впрочем, почти все время был счастлив». Создавая образ князя, Достоевский в тетрадях с планами и набросками к роману дает следующую характеристику: «Взгляд его на мир: он все прощает, везде видит причины, не видит греха непростительного и все извиняет».

Достоевский лишает Мышкина всех внешних качеств, которые могут привлекать окружающих. Некрасивый, не-ловкий, а иногда и даже смешной в обществе, князь болен тяжелой болезнью. На большую часть людей, с кем он сталкивается, он в первый момент производит впечатление «идиота». Но затем все герои романа прекрасно сознают превосходство князя над собой, его духовную красоту. А все это потому, что князь — счастливый человек. «Лю-бить — вот умение быть счастливым. Человек любви ищет, потому что радости ищет. Счастливое сердце — любящее сердце. Любовь сама по себе есть высшее благо. И в людях Мышкин открывает этот всегда живой и влекущий, но робкий и таимый поток любви, жажду любить и быть любимым». (А.Скафтымов).

Причины, мешающие людям любить, Достоевский раскрывает в образах остальных действующих лиц романа. Настасья Филипповна, Рогожин, Аглая, Лизавета Прокофьевна, Ипполит, Ганя Иволгин и генерал Иволгин — всем им, в большей или меньшей степени, мешает быть счас-тливыми, понимать и прощать чувство гордости, самолю-бие. Все прекрасные начала человеческих чувств они скры-вают, не дают им выйти наружу. Стремление утвердить себя над всеми превращается у них в потерю своего собствен-ного лица. Огромное желание любить, раскрыть себя перед другим человеком подавляется в них в силу великого само-любия и приносит им только боль и страдание.

Человек, который противопоставлен всем им, — это князь Мышкин, человек, который совершенно лишен самолюбия. Князь — единственный человек, который умеет распознавать в людях те их прекрасные душевные качества, которые они так старательно прячут от посторон-них глаз. Недаром князю легко и хорошо бывает только с детьми. Дети еще не научились прятать свои чувства, обманывать, подавлять в себе искренние порывы. Да и сам Мышкин — «большой ребенок». У Достоевского чувство «детскости» в его героях — это всегда признак того, что в их душе еще не совсем пропали «живые источники сердца», они еще живы, их не заглушили окончательно «уверения и соблазны отрицающего рассудка и гордости».

Но князю всегда трудно со своей открытой душой и простодушием в обществе «больших людей», потому что наивно-открытая душа для чужих, нелюбящих глаз, черствых и завистливых сердец смешна и никак не укладывается в рамки общества, где все чувства наглухо закрыты и где соблюдаются свои собственные законы приличия. В таком обществе искренность даже неприлична и способна только унизить человека. У тех, кто больше любит князя, и ценит, и уважает, такое поведение вызывает стыд за него, смущение и негодование на самого князя за то, что он раскрывает душу недостойным людям.

Но князь Мышкин чувствует расстояние между собой и внутренним своим идеалом. И умеет ценить отношение к себе со стороны. Он много страдает от того, что понимает разницу между тем, что он говорит, как говорит, и самим собой «Я знаю, что я... обижен природой... в обществе я лишний... Я не от самолюбия... Я очень хорошо знаю, что про свои чувства говорить всем стыдно». Князь это чувст-вует не потому, что он самолюбив, в отличие от всех других действующих лиц романа, а потому что боится, что выра-жение этих мыслей может быть не понято окружающими, что «главная идея» может исказиться и оттого он будет страдать еще больше. И князь тоже мечтает о человеке, который понял бы его, полюбил такого, как он есть.

Этот «свет» понимания и приятия своей души он почувствовал в Аглае. Поэтому в романе звучит мотив двойной любви князя. С одной стороны, любовь к Настасье Филипповне, любовь сострадательная, любовь-прощение, любовь «для нее». С другой стороны - любовь к Аглае, жажда прощения для себя, любовь «для себя». Князь всегда верил что Аглая его поймет. Князь понимает, что его трудно полюбить, но он стремится к любви. В его сердце одна любовь не вытесняет другую, они обе живут в его душе И если бы по воле автора князь не был бы втянут в конфликтную ситуацию, он остался бы с Аглаей. Но он остался с Настасьей Филипповной, и это произошло не по его воле, потому что он знал, что необходим для нее.

«Идиот» - одно из самых сложных произведении Достоевского. Салтыков-Щедрин назвал идею романа «лу-чезарной» и подчеркнул, что Достоевский вступил в ту область «преддверий и предчувствий», куда устремлены «отдаленнейшие искания». Образ князя Мышкина, заду-манный как тип «положительно прекрасного человека», превратился в образ больного, слабого человека с печатью глубоких внутренних страданий.

Князь не способен разрешить ни одного жизненного противоречия, он сознает трагический, безысходный хаpaктер происходящих явлений, но он пока еще никак не может изменить эту жизнь. Несмотря на то, что князь глубоко понимает жизнь и людей, он не может оказать на них никакого влияния. Он не может помешать терзаниям Настасьи Филипповны, предупредить ее убийство Рогожиным, помочь Аглае найти выход из тупика и сам кончает жизнь безумием. Достоевский сближает Мышкина с Дон-Кихотом и пушкинским «бедным рыцарем». С одной сто-роны, он подчеркивает этим нравственную высоту князя, а с другой стороны — его бессилие, порожденное несоот-ветствием его идеалов и жизни. Таков итог встречи идеаль-ного героя с людьми бездуховного, разлагающегося обще-ства. «Он, — замечал Достоевский, — только прикоснулся к их жизни. Но то, что бы он мог сделать и предпринять, то все умерло вместе с ним... Но где только он ни прикос-нулся — везде он оставил неисследимую черту».