Материал по литературе (8 класс) на тему: Открытый урок.А.Т.Твардовский Василий Теркин. Картины фронтовой жизни в поэме а.твардовского «василий теркин» (реферат)

«Василий Тёркин» – это лучшее из всего,

Написанного о войне на войне.

И чтобы написать так, как написано это,

Никому из нас не дано.

К. Симонов

Великая Отечественная война. Страшная, тяжёлая, губительная для всех. Она несёт за собой только смерть и ничего кроме смерти. Сколько искалеченных, изломанных жизней! Сколько несостоявшихся счастий, сколько не рожденных детей, сколько слез материнских, отцовских, вдовьих, сиротских было пролито! Тысячи, десятки и сотни тысяч жизней обрываются, рушатся мечты, надежды, планы. Остаётся только жестокость, насилие и смерть. Война потребовала миллионы человеческих жертв, принесла муки и страдания каждой семье и каждому человеку. Но любовь к Отечеству в эту тяжкую годину обрела другое лицо, она превратилась в ненависть к врагу, к захватчику и удвоилась, объединив всех, кто только мог встать на защиту страны.

В преддверии 70-летия победы нашего народа в Великой Отечественной войне выбор темы данной работы актуален. Мы не должны забывать все ужасы войны, а самое главное - тот великий подвиг, который совершили наши деды, прадеды ради спасения страны, ради нашего светлого будущего. Среди множества произведений, написанных о войне, особое место занимает поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

Отражение войны писателем в поэме уникально, увлекательно, необычно. Эта поэма не только о Великой Отечественной войне, но и о Родине, о любви к Родине, о солдатах, обо всех тех, кто знал и знает о войне не понаслышке. Поэма « Василий Теркин » полна оптимизма и пронизана верой в победу над фашизмом.

Цель данной работы: рассмотреть картины фронтовой жизни в поэме «Василий Теркин» А. Т. Твардовского.

Для раскрытия темы были поставлены следующие задачи:

1) Изучить и кратко осветить творческий путь А.Т.Твардовского;

2) Рассмотреть идейно-художественное своеобразие поэмы «Василий Теркин»;

3) Определить роль картин фронтовой жизни солдат в повествовании.

КАРТИНЫ ФРОНТОВОЙ ЖИЗНИ В ПОЭМЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

Главное место в литературе периода Великой Отечественной войны занимает образ советского воина. Сотни книг посвящены человеку, выстоявшему в битвах под Москвой и на Волге, победившему на Курской дуге и на Днепре. В героических делах и фронтовых буднях войны проявился мужественный и благородный характер человека – русского солдата.

Александра Трифоновича Твардовского всегда интересовала судьба его страны в переломные моменты истории. И, конечно, в годы Великой Отечественной войны, когда решалась судьба народа, писатель не мог стоять в стороне.

«Глубина всенародно-исторического подвига в Отечественной войне, - отмечал поэт, - с первого дня отличала ее от каких бы то ни было иных войн и… военных кампаний», и поэтому он считал, что его место в строю, на передовой, «где делают самое главное».

А.Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны становится выразителем духа солдат, простого народа. С первых дней Великой Отечественной войны поэт находился в рядах Советской армии. Всю войну он провел на фронте, написав большое количество лирических, эпических, агитационных и сатирических стихов для красноармейских газет.

В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, поэт приступил к работе над поэмой « Василий Теркин». Она стала солдатской поэмой. С того трагического и героического времени уже прошло много лет, но « Василия Теркина » читают все с тем же интересом, потому что в этом произведении нашел отражение великий подвиг нашего народа, победившего германский фашизм. Такая поэма могла родиться в сердце поэта только на войне, участником которой был автор.

Знание фронтовых будней (поэт был военным корреспондентом) вылилось в собирательный образ русского солдата - Василия Теркина, веселого балагура, не унывающего ни при каких обстоятельствах. Автор писал о поэме: «Каково бы ни было ее собственно литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она мне дала ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение очевидной полезности моего труда… «Теркин» был для меня во взаимоотношениях писателя со своим читателем моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением. Анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».

В поэме показаны основные этапы Великой Отечественной войны, описана боевая жизнь советских воинов. В этой книге переданы чувства, дано глубокое философское осмысление главных человеческих понятий – жизни и смерти, войны и мира, родины, чести, справедливости, дружбы и любви.

Поэма «Василий Теркин» помогает людям пережить страшное время, поверить в свои силы, ведь она создавалась на войне глава за главой.

Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав: « На отдыхе», « Перед боем », « Теркин ранен », « Два солдата » и т. д. « Некая летопись - не летопись, хроника - не хроника », - говорил о своей поэме Твардовский. Сам автор обозначил жанровое своеобразие поэмы - «книга про бойца», подчеркивая достоверность изображаемого.

Обширная картина войны возникает в представлении читателя, создаваясь из мелких сцен, эпизодов, деталей. Солдатские будни и солдатский досуг – всему этому есть место в поэме.

Конечно поэма «Василий Теркин» писалась о войне, но главным для Александра Твардовского было показать читателю то, как надо жить в годину тяжелых испытаний. Поэтому главный персонаж его поэмы, Вася Теркин, танцует, играет на музыкальном инструменте, готовит обед, шутит. Герой живет на войне, и для писателя именно это является очень важным, так как, для того чтобы выжить, любому человеку необходимо очень сильно любить жизнь.

Поэт нарисовал впечатляющие картины военных лет. На войне «жить без пищи можно сутки, можно больше», и все эти тяготы нужно выносить терпеливо и достойно. И каждый день нужно быть готовым к смерти.

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Главный герой этой книги - народ-воин.

Еще одна идея - народного единства - важнейшая в поэме:

И доверчиво по знаку,

За товарищем спеша,

С места бросились в атаку

Сорок душ - одна душа...

Важный момент поэмы, на мой взгляд, состоит в том, что поэт отобразил противостояние фашизму всех народов, населяющих Россию, тогда еще входивших в состав Советского Союза. Единство всех наций и народностей помогло одолеть сильного врага. Все понимали, что от победы зависит их дальнейшее существование на земле. Гитлер ведь хотел уничтожить целые народы. Герой Твардовского сказал об этом простыми, всем запомнившимися словами:

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле...

Выражением единства народного духа как раз и явилась поэма Твардовского. Поэт специально выбрал для поэмы самый что ни есть простой народный язык. Он это сделал для того, чтобы его слова и мысли дошли до каждого соотечественника. Когда, например, Василий Теркин говорил своим товарищам-бойцам о том, что

Россию, мать-старуху,

Нам терять нельзя никак.

Наши деды, наши дети,

Наши внуки не велят.

Эти слова мог повторить вместе с ним и уральский сталевар, и крестьянин из Сибири, и белорусский партизан, и ученый из Москвы.

В первых главах возникает картина первых месяцев войны: отступление, плен, ранения и гибель солдат, остающиеся в оккупации деревни. Начало совпадает с самым трудным и трагическим временем – периодом отступления.

О горьких днях отступления Теркин – главный герой – рассказывает в главе «Перед боем»:

Шел наш брат, худой, голодный,

Потерявший связь и часть,

Шел поротно и повзводно,

И компанией свободной,

И один, как перст, подчас.

Шли худые, шли босые

В неизвестные края.

Что там, где она, Россия?

По какой рубеж своя?

В этой большой общенародной печали отступления проявилась твердость русского характера, непреклонная уверенность в том, что:

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали – все вернем.

Еще одна яркая картина создана поэтом в главе «Перед боем». На пути следования бойцов оказывается родная деревня командира, и сжимается его сердце от тоски. Пробираться в родной дом ему приходится «вдоль стены», потому что вокруг война, немцы.

Забежал, поспал урывком,

Догоняй опять войну...

Так Твардовский описывает эту короткую побывку. Некогда насладиться бойцу радостью короткой встречи, а для жены его этот праздник «горький, грустный», потому что жалкие часы, даже минуты отведены ей для свидания с самым близким человеком и, быть может, эта их встреча последняя. Горько уходить командиру из родного дома, потому что «может, нынче в эту хату немцы с ружьями войдут».

В своей поэме автор рисует вовсе не благоприятные обстоятельства. Единственный выход на войне - принять их, не впадая в отчаяние. Несколькими выразительными строчками дается описание этих обстоятельств. Ты ощущаешь тяжесть мокрой шинели, холод, идущий от небесной крыши, царапанье хвои по лицу, жесткие бугры на ночевке. Но в этом умении приспособиться к неимоверно тяжелым условиям проявляется особая физическая и духовная сила русского человека, простого солдата.

А.Т. Твардовский рисует многие трагические эпизоды войны, например, в главе «Переправа», где ему замечательно удается передать растущую тревогу, напряженность событий – неудачной попытки переправы. Трагизм происходящего подчеркивает пейзаж – дважды упоминается черный цвет (цвет траура): чернеет лес, черная вода; используется сравнение: «Берег правый, как стена…», эпитет «след кровавый» и, наконец, повторы усиливают трагизм происходящего: «Люди теплые, живые шли на дно, на дно, на дно…» Это горестный рассказ о том, как «переправа сорвалась». Стоит отметить, что в этой главе четыре раза повторяются слова «Переправа, переправа», причем их сопровождают разные знаки препинания и разные слова. Этот повтор усиливает ощущение трагичности ситуации, делит главу на смысловые фрагменты, приводя к кульминации.

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, –

Ни приметы, ни следа.

Драматичность действия усиливается, когда автор показывает гибель людей:

И увиделось впервые,

Не забудется оно:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

«Под огнем неразбериха», артиллерийский обстрел, рвущиеся снаряды – обстановка, в которой происходят события, передана поэтом так, что предстает перед глазами эта страшная картина войны, нарисованная правдиво и честно.

Опасность подстерегает их в любую минуту, ведь каждый из них может погибнуть.

Мимо их висков вихрастых,

Возле их мальчишьих глаз

Смерть в бою свистела часто

И минет ли в этот раз?

Все эти ребята, не исключая самого Теркина, - простые люди, и показаны они в самых будничных обстоятельствах. Автор специально избегает описывать героические моменты, потому что по своему опыту знает: война - это тяжелая работа. У него “дремлет, скорчившись, пехота, сунув руки в рукава” или “посыпает дождик редкий, кашель злой терзает грудь. Ни клочка родной газетки - козью ножку завернуть”. Разговоры бойцы заводят совсем не на “высокие” темы - например, о преимуществе сапога перед валенком.

Главная мысль главы «Переправа» заключается в том, что путь до победы очень далёк и лежит через кровавую переправу, через жестокие испытания, в которых погибнут многие.

Тем путем идут суровым.

Что и двести лет назад

Проходил с ружьем кремневым

Русский труженик-солдат...

Переправа, переправа...

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы -

Ради жизни на земле…

Приведённые строфы говорят о том, что память и военная слава всегда имеют свою оборотную сторону- забвение, когда без примет и следов канут в чёрную воду тысячи живых людей. Думая о победивших героях, увешанных наградами, нельзя забывать и о тех безвестных солдатах, что канули бесследно в жестоком бою. Бой этот и ведётся не ради славы, не ради восхищения потомков смелостью воинов; цена сражения гораздо выше- это вообще жизнь на земле, самая святая цель, какая только может быть. Да и сами солдаты - это вовсе не былинные богатыри, а простые люди, «труженики», которые испокон века защищали родину, когда в этом была необходимость. Само определение «труженик-солдат» говорит о том, что к войне наши воины относятся как к тяжёлой, но необходимой работе, не стараясь никак поэтизировать и возвысить её. Напротив, война прозаична, полна тяжёлого быта и кровавых моментов, которые тоже уже стали привычными.

Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями.

Переправа - тяжелое испытание силы, выносливости, мужества. Символами этого испытания являются и рев воды, и жухлый лед, и чужая ночь, и неподступный лес, «берег правый, как стена». Все эти образы природного мира оказываются враждебными по отношению к человеку. А.Т. Твардовский в поэме не приукрашивает действительность, не скрывает жертв и неудач, а изображает военные действия и потери во всей ужасающей и трагической правде:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно...

Повтор усиливает глубину переживаемой автором трагедии, показывает масштабы «кровавого следа». Горечь потерь усиливает картина, где изображаются мертвые лица, на которых не тает снег. Далее автор упоминает о том, что погибшим еще выписывается паек, а написанные ими старые письма идут по почте домой. Эти детали также подчеркивают невосполнимость утраты:

Из Рязани, из Казани,

Из Сибири, из Москвы -

Спят бойцы.

Свое сказали.

И уже навек правы.

Война изображена Твардовским в крови, труде и лишениях. Бесконечная ночь, мороз. Но чуток солдатский сон, даже не сон, а тяжелое забвение, причудливо перемешанное с явью. В сознании тех, кто остался на этом, левом берегу, возникают картины гибели товарищей. Строки, выражающие раздумья о солдатах, погибших на переправе, да и не только об этих солдатах, звучат неизбывной грустью.

Тема ответственности за судьбу России развивается и в следующей главе «О войне». А.Т. Твардовский подчеркивает, что жертвы во время войны неизбежны, но приносятся они ради общей победы, поэтому солдат должен забыть на время о себе: главное - решать боевую задачу, выполнить свой долг перед родиной, перед детьми.

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

Они не боятся смерти, потому что долг перед Родиной и народом выше личного:

Раз война – про все забудь

И пенять не вправе.

Собирался в долгий путь,

Дан приказ: «Отставить!»

Им не нужны награды, они сражаются не ради этого.

Мне не надо, братцы, ордена,

Мне слава не нужна,

А нужна, больна мне Родина,

Родная сторона!

В поэме не один раз встречается описание боев, но самое неизгладимое впечатление производят глава «Поединок». Теркин один на один, без оружия, сражается с немцем. Для того чтобы усилить различие между двумя солдатами, русским и немецким, поэт представляет немца довольно отталкивающим существом. По большому счету, здесь сошлись не два отдельных солдата, а две враждующих стороны.

Немец был силён и ловок,

Ладно скроен, крепко сшит,

Он стоял, как на подковах,

Не пугай – не побежит.

Сытый, бритый, бережёный,

Дармовым добром кормлённый,

На войне, в чужой земле

Отоспавшийся в тепле.

Это описание фашистской Германии, полностью готовой к войне, сильной и могучей державы, нещадно эксплуатировавшей захваченные территории. И тут же – Тёркин:

Ты не знал мою натуру,

А натура - первый сорт.

В клочья шкуру-

Тёркин чуру

Не попросит. Вот где чёрт!

Кто одной боится смерти,

Кто плевал на сто смертей.

Пусть ты чёрт. Да наши черти

Всех чертей

В сто раз чертей.

Теркин дерется с немцем ожесточенно и самоотверженно, причем особенно нужно обратить внимание на то, что поединок происходит один на один, их никто не видит. В такой ситуации нет смысла показывать свою удаль, проявлять показной героизм. Теркин дерется, потому что видит в этом свой священный долг:

Не затем на смерть идешь.

Чтобы кто-нибудь увидел.

Хорошо б. А нет - ну что ж...

Свой страх и боль нужно забыть, потому что от каждого из тех, кто на фронте или в тылу, зависит будущее Родины:

На войне себя забудь,

Помни честь, однако,

Рвись до дела - грудь на грудь,

Драка - значит драка.

В этом чаду, в грязи и крови рождалась та дружба, что спасала многим жизнь. Укрывали друг друга незнакомые солдаты, согревали дыханием, не надеясь увидеться когда-нибудь потом:

Свет пройди,- нигде не сыщешь,

Не случалось видеть мне

Дружбы той святей и чище,

Что бывает на войне.

В главе «Генерал» Твардовский показывает единство простого солдата и генерала. Война стала для них общей бедой, одно горе разлучило их с родным домом. Война объединяет и семьи:

Нынче жены все добры,

Беззаветны вдосталь,

Даже те, что до поры

Были ведьмы просто.

Любовь укрепляет в бойцах стремление к победе, ведь «любовь жены... на войне сильней войны и, быть может, смерти».

Трагическую картину рисует поэт в главе «Про солдата-сироту». Герой этого эпизода, проходя мимо родных мест, не узнает родной деревни Красный Мост, не находит родного дома:

Ни окошка нет, ни хаты,

Ни хозяйки, хоть женатый,

Ни сынка, а был, ребята...

Плакал обо всем этом солдат, а о нем самом плакать было уже некому.

В своем произведении Твардовский не дает описания крупных военных сражений. Его внимание сосредоточено на трудовых буднях простых солдат. В главе « Кто стрелял? » главный герой неожиданно для себя из винтовки сбивает немецкий самолет:

Трехлинейная винтовка

На брезентовом ремне

Да патроны с той головкой,

Что страшна стальной броне.

Бой неравный, бой короткий.

Самолет чужой, с крестом,

Покачнулся, точно лодка,

Зачерпнувшая бортом.

Смелость бойца – явление на войне само собой разумеющееся. Но рядом еще и шутка, которая поддерживает, приободряет товарищей, усиливает презрение к немцам. Завидующему ему сержанта Теркин успокаивает:

Не горюй, у немца этот

Не последний самолет.

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Как бы ни была тяжела война, она не могла держать людей в вечном напряжении. Время от времени необходимо было расслабляться, сбрасывать с себя груз забот, просто повеселиться и потанцевать, погреться на морозе.

Обогреться, потолкаться

К гармонисту все идут.

Обступают.- Стойте братцы,

Дайте на руки подуть.

Хоть бы что ребятам этим,

С места - в воду и в огонь,

Все, что может быть на свете,

Хоть бы что - гудит гармонь.

Герои в поэме Твардовского не только воюют. Они смеются, любят, пишут письма, рассказывают друг другу байки, поют, пляшут и, конечно, мечтают о мирной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» - произведение выдающееся. Она стала одним из самых значительных произведений о Великой Отечественной войне. На первый взгляд может показаться, что «Василий Теркин» - просто ряд эпизодов из жизни одного бойца. Но, внимательно прочитав и осмыслив всю поэму, читатель получает достаточно полное представление о ходе войны - от отступления в 1941 году до Великой Победы.

Твардовский показал нам войну со всех ее сторон. Сразу чувствуется, если человек пишет о том, что пережил сам, о том, что увидел и прочувствовал. В таких произведениях слышится правда. К числу подобных книг принадлежит и «Василий Теркин». Эта поэма - не только лишь о войне. Она о родной земле, где местечко Борки на болоте так же ценно, как сама столица. Она о миллионах Теркиных, совершивших подвиги или просто выполнивших свой священный долг. Она о том, как умеет сплачиваться русский народ в годы испытаний. Поэтому и можно с полным правом назвать «Василия Теркина» энциклопедией войны.

Известно, что для произведений искусства время является самым главным критиком, и многие книги не выдерживают этого жестокого испытания. Наше время тоже не последняя веха на пути произведения Твардовского. Возможно, следующие поколения россиян будут читать ее под каким-нибудь иным углом зрения. Но я уверена, что поэма будет все равно читаться, потому что разговор в ней идет о непреходящих ценностях нашей жизни- родине, добре, правде.

Поэма вобрала в себя и горе, и радость народную, в ней есть строки суровые, скорбные, но еще больше исполненных народного юмора, полных огромной любви к жизни. Казалось невероятным, что о самой жестокой и трудной войне в истории народов можно было написать так жизнеутверждающе, с такой светлой жизненной философией, как это сделал Твардовский в «Василии Теркине».

Повесть памятной годины,

Эту книгу про бойца

Я и начал с середины

И закончил без конца.

С мыслью, может, дерзновенной

Посвятить любимый труд

Павших памяти священной,

Всем друзьям поры военной,

Всем сердцам, чей дорог суд.

Я считаю, что Твардовский совершенно прав - настоящая поэзия не имеет ни конца, ни начала. А если она рождена раздумьями о судьбе и ратном подвиге целого народа, то и подавно может рассчитывать на вечность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.В. Македонов. Творческий путь Твардовского. - М. : Худож. лит., 1981. - 367 с.

2. А.Т. Твардовский. Василий Теркин: Книга про бойца/Переизд.- М.:Дет. Лит.,1980.- 207 с.

3. В.А.Зайцев. Александр Трифонович Твардовский.- М.: ДРОФА, 2003.- 400с.

4. Методическое руководство к учебнику хрестоматии «Родная литература» для 7 класса.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение,1986.- 255с.

5. П. С.Выходцев. А.Т. Твардовский. - М. : Учпедгиз, 1960. - 251 с.

6. Русская литература ХХ века. Учебное пособие для студентов. В 2 т. Т. 2 / Под ред. Л. П. Кременцова.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-

464 с.

7. Русская литература. Советская литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся ст. классов/ Л.А. Смирнова, С.А. Джанумов, Л.М. Крупчанов и др.; Сост. Л.А. Смирнова.- М.: Просвещение, 1989.-448с.

8. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Кн. для учащихся 11 кл. сред. шк. В 2 ч. Ч. 2/ В.А. Чалмаев, В.Г. Боборыкин, А.И. Павловский и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. Ф.Ф. Кузнецова.- М.: Просвещение,1991.- 351с.

9. С. И. Хозиева. Русские писатели и поэты.- М.: «Рипол Классик», 2002.-

576 с.

10. Воспоминания о Твардовском. - М.: Советский писатель, 1982. - с. 339-346.

Ответ:Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин»

Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Книга про бойца» - это тридцать частей фронтовой хроники. Состоит она из отдельных глав, каждая из которых является композиционно завершённым произведением и построена по законам гармонии. Поэма, по свидетельству самого автора, написана:

...На войне под кровлей шаткой,

По дорогам, где пришлось,

Без отлучки от колёс…

Каков мотив движения в этом произведении? Поэт реализовал его в эпизодах отступления, а потом наступления, причём, почти по одному и тому же маршруту.

Композиция произведения Твардовского продиктована положенной в её основу архетипической схемой путешествия.

Василий Тёркин начинает войну на Карельском перешейке, это первые сведения о герое Твардовского. Дальше в произведении упоминаются конкретные географические названия: Борки, Днепр, Берлин, позывной Тула.

Но у Твардовского герой не воюет по дороге «на Берлин». Он утверждает мир: русский солдат помочь любитель «прочим флагам не в упрёк» словом, делом, личным примером.

Как солдат жил на войне?

В главах «На привале», «Два солдата» Теркин рассказывает о суровом быте.

На привале сон пропал у всей роты, так как герой – опытный боец – ведёт речь о «сабантуе». Он не подчёркивает своё превосходство, а просто рассуждает.

В разговоре вдруг приходит осознание человеческой жизни, солдат радуется, что сумел избежать смерти, значит, жизнь продолжается:

…Но, однако,

Жив вояка,

К кухне - с места, с места - в бой.

Курит, ест и пьёт со смаком

На позиции любой…

Тёркин осматривает:

…Но куда-то шильцем сунул,

Что-то высмотрел в пыли,

Внутрь куда-то дунул, плюнул,

Что ты думаешь, пошли…

Нет, война не навсегда, время пошло, оно не остановилось. Старик-солдат верит этому невзрачному бойцу. Хотя потом и «снял их немец со стены», но остановить события не смог.

Александр Твардовский, конечно, не ставит Тёркина в ситуации героизма, солдат просто делает на войне всё, что положено.

В главе «Переправа» создаётся напряжённая ситуация ожидания.

(Поэма окольцована переправами – это главы четвёртая и двадцать шестая).

Чёрный цвет здесь повторяется несколько раз, грохот понтон и страшная картина гибели «стриженых ребят».

Что там, на том берегу?

…Люди, тёплые живые,

Шли на дно, на дно, на дно…

Но не всё потеряно, если есть отчаянный боец - «в каждой роте был такой»:

– Разрешите доложить.

Взвод на правом берегу

Жив-здоров назло врагу!

Лейтенант всего лишь просит

Огоньку туда подбросить.

А уж следом за огнём

Встанем, ноги разомнём.

Что там есть, перекалечим,

Переправу обеспечим...

Тёркин появляется именно в тот момент, когда размышления о судьбе взвода достигают кульминации.

Это не уверенность в себе, а образ русского народа, воплотившийся в одном простом бойце. Хотя, некоторые критики утверждали, что герой Твардовского имеет недостаток: не хватает черт советского человека.

В главе «Гармонь» случайная встреча с танкистами показала всю деликатность простого солдата, его природную тонкость чувств и такт.

Все вдруг становятся родными, когда Теркин берёт в руки сироту-гармонь:

…И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

От машин заиндевелых

Шёл народ, как на огонь.

И кому какое дело,

Кто играет, чья гармонь…

Стало теплее и уютнее на дороге зимней, от родных напевов гармони, от посветлевших лиц товарищей.

Вся поэма Твардовского написана двухсложным стихотворным размером -хореем, а глава «Гармонь», наверное, не совсем случайно написана акцентным стихом, распространённым в народной поэзии.

Здесь подчёркивается смысл происходящего - понятие общего родства.

И ведёт Твардовский своего героя через бои и минуты отдыха, отдыха на земле, пострадавшей от бомбёжек и выстрелов...

В такие минуты вдруг заноет у солдата сердце и вспомнится мать, ночное, тепло отчего дома.

В главе «Кто стрелял» описана именно такая ситуация. Притихла земля, не слышны выстрелы, но тонко и назойливо возник ноющий звук. Душа солдата не выдержала, не стал прятаться от пикирующего врага, только о смерти подумал. Подумал и понял, что не хочет умирать летом – слишком хорошо. Осенью очень уж холодно – не хочется в сырую землю. Зимой земля, как камень - нет уж. Весной – душу рвёт, так умирать не хочется.

Философское размышление поднимает из окопа, ставит на одно колено и заставляет из винтовки стрелять в самолёт.

Герой? Не думал он об этом, просто защищался.

Все главы поэмы рассказывают о буднях войны, но именно эти будни и стали дорогой бойца Тёркина.

В главе «В бане» говорится об околице войны: вот ещё немного - и всё. Баня в поэме имеет и отвлечённый смыл завершения войны, когда боец смывает с себя её кровавый прах.

Баня – это ещё и остановка в пути, осмысление пройденного.

Где, на каких дорогах войны происходили события, связанные с главным героем, Александр Твардовский не указывает.

Он не ограничивает события поэмы пространственными и временными рамками. Именно поэтому принято считать, что в образе Василия Тёркина автор изобразил народ-герой.

Тема : А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

Цель учебная : н

Воспитательная цель :

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 8 классе .

Тема : А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

Цель учебная : проанализировать главы, посвящённые картинам фронтовой жизни (быт н а войне, ратный труд бойцов, спасающих Родину от захватчиков, их честное служение Отчизне);

учить выразительному чтению, передавать разговорные интонации, инсценировать прочитанное.

Воспитательная цель : воспитывать чувство патриотизма, гордость за героические и трагические страницы истории своего народа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.(Звучит музыка «Вставай страна огромная»)
  2. Сообщение темы и целей урока .
  3. Работа по теме.

Чтение эпиграфа к уроку:

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

(А.Т.Твардовский).

Слово учителя : - Так определяет поэт А.Т.Твардовский суть Великой Отечественной войны, самой трагической и героической в истории нашей страны.

(Словарная работа : фронтовой быт, рефрен, трагизм, героизм.)

Как вы, ребята, понимаете слова А.Т.Твардовского, взятые эпиграфом к нашему уроку?

Писатель Фёдор Абрамов сказал о поэме «Василий Теркин» так: « Россия в живых народных лицах, интонациях, слове». « Книга про бойца», рожденная в атмосфере военных лет, неотрывная от реального дела защиты народом Родины, от его подвига на войне,- это глубокое исследование русского национального характера, взволнованное повествование о солдате и его солдатском окружении.

Сегодня мы с вами перенесёмся в годы Великой Отечественной войны, погрузимся в ту героическую и трагическую эпоху нашей страны. Глазами Теркина, «обыкновенного парня» , увидим сцены фронтового быта, прикоснемся к ратному подвигу нашего народа, который скромно называл его « честным служением Родине».Главы « Перед боем», «Переправа», «Теркин ранен», «Два солдата», «О герое», «Отдых Теркина», «Смерть и воин», «Теркин пишет», « Про солдата -сироту» выявляют солдатский уровень войны , самый трудный, самый тяжелый, выражающий народный взгляд на её ход. Книга рассказывает о том, чем жил народ на войне (в трудном быте боевом) и как воевал. Как жил человек на войне рассказывают главы «На привале», «Перед боем», «Два солдата », «Гармонь». О том как воевал « этот стриженный народ» идёт речь в главах « Переправа», « Поединок», «Теркин ранен», «О награде». Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Автор размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне («без правды сущей, да была б она погуще »), воспевает землянку, солдатскую шинель, гармонь, полевую кухню. Рисуя будни войны, поэт показывает солдат на привале, в момент краткого сна, горького отступления, в начале боевого дня и в момент боя, в радостный час освобождения родины и поход на Берлин.

Итак, все события в поэме имеют объективно-хронологические рамки: от отступления и обороны войск весной и летом 1942 г. до Победы в мае 1945 г.:

Эти строки и страницы-

Дней и вёрст особый счет,

Как от западной границы

До своей родной столицы

И от той родной столицы

Вспять до западной границы,

А от западной границы

Вплоть до вражеской столицы

Мы свой делали поход.

В поэме представлен весь народ, поднявшийся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Наряду с высокой речью звучит простая речь с шутками и прибаутками, с незамысловатыми разговорами бойцов о мирной жизни. В диалогах героев раскрываются их характеры. Поэтому читатели поэмы называют её « энциклопедией Великой Отечественной войны ».

Дальнейшая наша работа пройдёт в группах. Каждая группа получит задание по работе с поэмой: чтение по ролям или небольшая инсценировка эпизодов сцен поэмы о трагических и героических страницах первых месяцев войны, отступления нашей армии до переломного момента борьбы за освобождение родной земли.

Раздаю карточки с заданиями.

На выполнение заданий вам отводится 3 минуты.

Вам необходимо выбрать командира, который несет ответственность за ответы группы и выбор чтецов.

Группы получают задания (карточки с заданиями). Дается время на подготовку. В группах читаются выделенные эпизоды, выбираются чтецы или же готовится небольшая сценка для инсценировки. Дети отвечают на вопросы задания.

- У вас на партах лежат оценочные листы,по которым вы будете оценивать свою работу и работу своих товарищей по критериям, указанным в таблице. Готовы, ребята?

Итак, слушаем первую группу

1 группа инсценирует (чтение по ролям) « Перед боем». Слово учителя.

Учитель. Сюжет главы: горькая история о том, как в 1941 г выходящий из окружения отряд проходит через ту деревню, где живёт семья командира. Бойцы чувствуют унижение и острое ощущение горя: в тылу остаются родные люди, и неизвестно, что с ними станет, останутся они живы или нет. Командир, хозяин этого дома, отец семейства, не спит всю ночь. До рассвета рубит дрова, старается хоть чем-то помочь семье, остающейся на оккупированной территории.

Герои: Теркин, командир.

Следующий этап –ответы на вопросы из ваших карточек. Желательно, чтобы звучал связный текст.

После чтения по ролям ответы детей. Диалоговая форма обучения.

Задания в карточке №1.

Как изображены солдаты? К какому периоду Великой Отечественной войны относится эта глава? В чем трагизм ситуации? Какие картины военного быта возникли перед вашим взором? Каковы чувства командира, отца семейства, покидающего свой дом, семью на оккупированной территории? Каковы чувства Тёркина? Какую «политбеседу» повторял Теркин бойцам, отступающим перед натиском врага, покидающим родную сторону? («Не унывай!»)

2 группа . « Переправа». Звук мин, орудий.

Чтение по ролям со слов « Долги ночи, жестки зори

В ноябре – к зиме седой».

Слово учителя. Эта глава так же, как и предыдущая,повествует о трагической ситуации 1942.г на конкретном участке фронта. Это горестный рассказ о том, как переправа сорвалась, «как люди тёплые, живые шли на дно, на дно. На дно…».

Ответы на вопросы из карточки№2 . - Ребята, желательно, чтобы звучал связный текст .

Задания в карточке № 2.

Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков? Какие картины фронтового быта рисует Твардовский? (война изображена в крови, труде и лишениях). Каким настроением пронизана эта глава(чувство горечи утраты «наших стриженных ребят»,неизбывная грусть). Какие слова идут рефреном в главе «Переправа»? Каким вы видите в этой главе Тёркина? Какие русские народные пословицы, поговорки созвучны этому эпизоду войны? (сам погибай, а товарища выручай, стреляный воробей, тёртый калач)

3 группа. «Гармонь». Герои: танкист, Тёркин, водитель, стрелок, автор. Слово учителя.

В центре главы один из бытовых военных эпизодов: случайная встреча Теркина, который возвращается из госпиталя, с танкистами на фронтовой дороге.

Чтение по ролям.

Перед чтением музыка «Три танкиста» или грустный мотив народной песни , а потом частушка.

Ответы на вопросы из карточки №3. - Ребята, желательно, чтобы прозвучал связный текст.

Задания в карточке №3.

Каким предстаёт перед вами Теркин в этой главе? Каким вы видите быт бойцов, случайно встретившихся на привале? Чему они радуются? Какую оценку игре Теркина на гармони дают танкисты? Как вы понимаете слово «мастак»? (Мастак- разговорное слово. Это искусный и опытный в каком-нибудь деле человек)

4 группа « Бой в болоте ». Звук мин, орудий. Герои: Теркин, боец, автор . Чтение по ролям. Затем музыка « У незнакомого посёлка, на безымянной высоте».

Слово учителя. «В книге про бойца» нет описаний великих сражений, зато подробно описывается « бой в болоте» за «забытый ныне населенный пункт Борки». Это трагическая картина первых годов войны, 1941-1942. Позже наши поэты будут воспевать бои « у незнакомого посёлка на безымянной высоте». В финале главы звучат высокие слова об исторической памяти. В главах «Переправа», «Бой на болоте» поэт ведет речь о том, какой ценой платил народ за победу. Беспощадная правда об изнурительных боях, о ратном труде нашего солдата.

Ответы на вопросы из карточки №4. – являлся связанным текстом.

Задания в карточке №4.

Каким чувством понизана глава «Бой в болоте»? У какого населённого пункта идёт бой? Каков быт бойцов на болоте? Как выглядят наши бойцы? О чем мечтают? Какие черты характера помогают Теркину и его товарищам, которые « третьи сутки» голодны, лежат промокшие в болотной жиже, не раскиснуть, не упасть духом? Какой этап войны вспоминает Тёркин, отвечая на вопрос товарищей:

Согласись, Василий Тёркин,

Хуже нет уже беды?

Группа № 5. Давайте обратимся к главе «Поединок».

Здесь Теркин один «держит фронт»: бьётся с фашистом, одерживает победу над сильным, здоровым потивником, ведёт его в плен. Сейчас мы посмотрим фрагмент из мультфильма по мотивам поэмы Твардовского. 09:43-11:33.

Ответы на вопросы из карточки №5 . – Ребята, желательно, чтобы ваш ответ являлся связанным текстом.

Вопросы:

  1. Какие ассоциации возникли у вас при просмотре этого отрывка?
  2. Каким героям фольклора или истории нашей Родины уподобляется Василий Тёркин?
  3. Как вы считаете, удалось ли авторам мультфильма воплотить идею Твардовского на экране?
  4. Можно ли назвать Тёркина – народным, фольклорным героем?

Слово учителя -В поэме Твардовского звучит героическая тема. Так, в главе «Поединок» противостояние главного героя поэмы и немца показывается таким образом, что в сознании читателя возникают ассоциации с древними поэмами, фольклорными и литературными, ассоциации, поддержанные самим автором, который вводит в текст произведения следующее сравнение:

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, -

Вместо тысяч бьются двое,

Словно схватка всё решит.

- Спасибо, ребята, за вашу работу, а теперь подведем итог. Прошу командиров подойти с оценочными листами.

- Каждый участник группы получит оценку за урок, соответствующую набранным группой баллов.

Слово учителя. Благодаря воображению, мы с вами можем представить приблизительно ситуацию фронта, понять, как страшно, когда над головой разрываются мины, снаряды бью рядом в землю и от этого никуда не скрыться, не убежать нельзя, потому что Родину защищать надо. Это страшная явь войны не сломила наших бойцов, потому что они сильны духом, потому что в любой тяжелой ситуации они остаются людьми .

Подведение итогов .

« Книга про бойца без начала и конца» адресовалась солдату в такой же « просоленной гимнастёрке, что и у героя. Она писалась и доходила до читателя «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая её после Победы, поэт признавался (живой голос поэта из фонотеки 03:40-05:24)

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей…

И чудо свершилось: книга Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что «Тёркина» читали на досуге» Её герой пришелся по нраву миллионам. Он жил той же жизнью, теми же заботами, что и весь окопный народ.Многие главы поэмы написаны от лица героя, Тёркина.Этот доверительный тон дал почувствовать бойцам, что Тёркин - обыкновенный живой человек, который умеет смягчить драматизм фронтового быта « шуткой самой немудрой».

Чудо этой книги ещё и в том, что в непритязательной вроде бы форме солдатских «баек» («без начала, без конца, без особого сюжета») воплотились самые высокие человеческие чувства: непоказной патриотизм, способность к подвигу, сострадание чужому горю. Словом, всё лучшее, что есть в народном характере. В тяжелые годы войны солдаты, воины, бойцы ощутили себя народом. И это главное.

От Ивана до Фомы,

Мёртвые ль, живые,

Все мы вместе- это мы,

Тот народ, Россия.

Мужество, героизм, самопожертвование ради высокой Победы, могучий, несокрушимый дух народа, его нравственное превосходство над врагом – это и есть та внутренняя сила, которая помогла выстоять и победить. Такова художественная логика всей поэмы в целом.

Рефлексия по произведению.

Твардовский напишет :

И нам уроки мужества даны

В бессмертье тех, что стали горсткой пыли .

Давайте посмотрим, какие уроки вынесли вы из поэмы.

Ответы детей. 1. Какие картины фронтового быта произвели на вас большое впечатление?

  • Какие эпизоды нашли отклик в вашей душе?
  • В чём поэт видит ратный подвиг народа?
  • Почему называет бойцов «русский труженик-солдат», « русский чудо-человек»? Кто из полководцев в истории России называл своих солдат «чудо-богатырями»?
  • Домашнее задание.

Дать развёрнутый ответ на вопросы:

1. Как Твардовский, рисуя будни бойцов на фронте, показывает тяготы войны?

2. Что помогло нашим бойцам выстоять в самый трудный период Великой Отечественной войны, 1941-1942гг?

Рефлексия по моему уроку.

Мне было интересно с вами познакомиться в процессе урока, узнать ваше мнение о поэме «Василий Теркин», почувствовать ваш отклик на произведение.

Вся наша жизнь – палитра красок. Даже на фронте, где гибли наши соотечественники, были свои минуты радости, потому что нельзя находиться постоянно в угнетённом состоянии, надо верить, надо в обыденном видеть прекрасное. . Давайте и мы сегодня создадим палитру красок нашего урока. Перед вами звёздочки красного, зелёного, синего цветов. Вам нужно выбрать одну звёздочку, соответствующую вашим чувствам.

Красная звёздочка – я понял смысл тяжести военного времени, выпавшей на плечи наших солдат, и прочувствовал боль утрат моего народа, святость Победы, доставшейся такой страшной ценой.

Зелёная звёздочка - я понял смысл тяжести военного времени, но не прочувствовал боль утрат моего народа.

Синяя звёздочка – смысл поэмы мною понят, но оставил меня равнодушным.


Символика имени . Настоящий, нефельетонный Теркин, герой "Книги про бойца", появился в первых двух главах книги Твардовского в сентябре 1942 года. Фронтовая "биография" Теркина такова: начинает воевать во время финской кампании, вновь вступает в строй в июне 1941 года, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, потом переходит в наступление и завершает свой путь в глубине Германии.

Василий Теркин - это образ неодноплановый. Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего: они как бы средние. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него - стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Уже при первом упоминании фамилия Теркин явственно очерчивает границы характера: Теркин - значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек". Ср., например, с русской пословицей: "Терпение и труд все перетрут" и т.д. Это ядро имени, ядро образа неоднократно варьируется, обыгрывается в поэме:

С первых дней годины горькой, Мир слыхал сквозь грозный гром, Повторял Василий Теркин: - Перетерпим. Перетрем... Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.

Образ Теркина - это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. Твардовский наделяет своего героя "общерусской" внешностью, избегает портретных примет (это сделало бы его излишне индивидуализированным): "Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой-героем". Теркин - и яркая, неповторимая личность, и в то же время он включает в себя черты многих людей, он как бы многократно повторяется в других 1 . См., например, главу "Теркин - Теркин": оказывается, Теркиных в книге двое. Это герой книги Василий Иванович и его однофамилец Иван. Двойничество подчеркивает обобщающий характер главного героя. Но их двойничество не абсолютно: второй Теркин оказывается рыжим, не курит, и его фронтовая профессия - бронебойщик. Разрешается ситуация "строгим старшиной":

Что вы тут не разберете, Не поймете меж собой? По уставу каждой роте Будет придан Теркин свой.

Твардовский отбирает наиболее общие, типичные эпизоды войны, редко использует конкретные географические названия и точные хронологические обозначения (место и время действия его книги - поле, лес, река, болото, деревенька, дорога, зима, весна, лето, осень). То же самое и в отношении военной профессии Теркина: в разных ситуациях он оказывается то связистом, то стрелком, то разведчиком. Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск - пехоте. Герой - пехотинец. "В нем - пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти", - писал Твардовский в самом начале своего замысла. Теркин - из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны. Герой поэмы Твардовского - это герой конкретной войны с немцами, и в то же время есть в нем то, что сближает его с русским солдатом всех времен. Самому Твардовскому эта мысль о глубоких национальных корнях его героя всегда нравилась и в рукописных вариантах поэмы есть строки:

И в своей шинели мятой, Похудевший, бородатый В самый раз походит он На российского солдата Всех кампаний и времен. 2

Твардовский рисует быт войны в целом, но общая картина войны складывается из отдельных, очень ярких и точных деталей войны. Конкретность, осязаемость рисуемых Твардовским картин чрезвычайно усиливают многочисленные и точные детали фронтовой жизни: на стоянке "в закоптелый бак гремела из ведра вода со льдом"; телефонист "дунул в трубку для порядка"; солдаты пишут письма "на привале, при огне, друг у друга на спине, зубами сняв перчатку, на ветру в любой мороз" и т.п. Картины войны в поэме всегда динамичны, живы, зрительно ощутимы.

Достижению обобщенности образа главного героя способствует и система рифм, используемых по отношению к имени и фамилии героя. Твардовский использует рифмы, которые характеризуют армейский быт и настроение героя ("Теркин" - "горькой", "махорки", "поговорки", "в гимнастерке", "в каптерке" и т.д.). Наиболее ответственной в поэме является рифма "Василий - Россия", несколько раз повторенная в тексте, то есть подчеркивается, что герой является воплощением богатырства русского народа, представляя всю Россию, весь народ.

Поэма «Василий Теркин» состоит из 25 внутренне законченных глав: «На отдыхе», «Перед боем», «Теркин ранен», «Два солдата» и т. д. «Некая летопись - не летопись, - не хроника», - говорил о своей поэме Твардовский. Это цельное поэтическое произведение, связанное внешне и внутренне идейно - художественным единством. В нем все на своих местах: начало, развитие, завершение действия; разные грани широчайшей многоцветной картины - жизни народа на войне. Герои в поэме Твардовского, однако, не только воюют. Они смеются, любят, пишут письма, рассказывают друг другу байки, мечтают о мирной жизни, поют, пляшут.

Твардовский-реалист органически объединяет быт и высокий полет мечты, трагедию и юмор, бои и отдых, гибель и жизнь, безоглядное мужество и ужас перед смертью. Рядом с бойцами, хотя и в глубоком тылу, живут и трудятся для победы старики, женщины, своей любовью и верностью вдохновляя солдат на мужество: Да, друзья, любовь жены, - Кто не знал - проверьте, - На войне сильней войны И, быть может, смерти. Народное бытие в суровые годы энциклопедически освещено в исторически последовательном движении. В развитии сюжета, обусловленном военными событиями, можно выделить три этапа. Начало совпадает с самым трудным и трагическим временем - периодом отступления. Ни на одно мгновение ни герой, ни автор не теряли уверенности что

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали - все вернем

Характер героических событий начинает заметно меняться примерно с глав «Гармонь», «Два солдата» . Здесь вырисовывается граница второй части произведения - появляется новое дыхание «в битве с захватчиками. Хотя враг еще силен и опасен, наступление его остановлено окончательно. Эта мысль наиболее ярко выражена в одной из лучших глав - «Поединок». Схватка Теркина с фашистом многозначна, конкретна и обобщенно-сиволична, поскольку олицетворяет столкновение двух враждебных сил, предваряет окончательный итог сражения: Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, - Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит. Философское осмысление борьбы с фашизмом продолжено примерно до главки «О любви». Далее следует поэтический отклик на самый радостный этап войны - изгнание гитлеровских войск за пределы России и освобождение Европы: «В наступлении», «По дороге на Берлин» В поэме «Василий Теркин», которую А. Т. Твардовский назвал «Книгой про бойца», создан образ русского человека на войне.

Это не только образ героя - фронтовика, это прежде всего образ обыкновенного человека, который воплотил в себе массовый героизм русских людей во время Великой Отечественной войны. Теркин - солдат, но не солдат по призванию, профессиональный военный, он обыкновенный русский человек, поставленный перед необходимостью защищать свою Родину от врага. Для него война - это работа, ратный труд. Он человек самый смертный и самый земной: «В нем - пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к??олоду, к огню и смерти». По роду службы и духу своему Василий Теркин наиболее чуток к законам войны и жизни. Ему все сподручно, везде удобно - особенно в кругу боевых товарищей. Он всегда нужен, всеми любим. В каждом деле он мастак, умелец, он может развести пилу, сыграть на гармони, починить часы, готов построить дом, сложить печь; но сейчас герой воюет и воюет так же дельно, спокойно и уверенно. Искренней шуткой, толковым советом, собственным поведением под огнем показывает герой, как надо беречь жизнь.

Его оптимизм и нравственное здоровье - от сознания правоты, чувства реальности, долга перед людьми, перед родной землей, всеми поколениями соотечественников. Это «русский чудо - человек» - национальный тип, ведущий свою родословную от бытовой солдатской сказки.

На войне Василий Теркин заодно с жизнью, и именно потому он так смел, неуязвим, свободен и обаятелен.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Фронт и тыл в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» . И в закладках появилось готовое сочинение.