Описать образ рассказчика из произведения после бала. После бала – анализ произведения

Глубокий смысл маленькой истории

Знакомясь с событиями всего одного дня, можно дать подробную характеристику Ивану Васильевичу из рассказа «После бала» Толстого. Талантливый писатель сумел несколькими штрихами нарисовать внутренний мир человека, разобраться в его состоянии. В рамках небольшого произведения решаются не только личные, но и общественные проблемы. Нужны ли нам дела давно минувших дней? Л. Н. толстой убеждает нас в том, что знание истории помогает правильно жить, не совершать ошибки, адекватно оценивать действительность. Прошлое и настоящее тесно связаны между собой.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» возвращает нас в далёкое прошлое, но остаётся востребованным и в нашем современном XI веке. В нём поднимаются вечные проблемы бытия, которые являются актуальными для любого человека. Вопрос нравственного выбора – один из основных в этом небольшом по объёму, но достаточно глубоком по содержанию произведении.

Знакомство с главным героем

Каждому хотя бы раз приходится принимать решения, влияющие на дальнейшую судьбу. Главный персонаж рассказа Л. Н. Толстого «После бала» тоже стоит перед выбором.

Красивый, молодой, богатый

Человек, рассказывающий поучительную историюцентральный персонаж произведения. Мужчина вспоминает историю, круто изменившую его жизнь. Описание Ивана Васильевича из рассказа «После бала» вложено в уста самого героя. Много лет назад он был молодым человеком, учился, развлекался, влюблялся. Обладая привлекательной внешностью, большим состоянием и добрым нравом, Иван Васильевич имел много друзей, пользовался успехом у женщин. Молодой человек мог позволить себе весело проводить время и не задумываться о будущем. Его «удовольствие составляли вечера и балы». Был таким же, как и его сверстники, прожигал жизнь как все. «Были мы просто молоды, и жили как свойственно молодости: учились и веселились», – объясняет рассказчик.

Добрый малый

В рассказе «После бала» характеристики Ивану Васильевичу автор не даёт. Но из текста становится ясно, что это был обычный молодой человек. Добрый по натуре, он искренне видел в людях только хорошее. Губернский предводитель и его жена – милая семейная пара, полковник – любящий и заботливый отец, Варенька – ангел, спустившийся с небес, с «ласковой, всегда весёлой улыбкой у рта». Мы понимаем, что влюблённый юноша наивен и бескорыстен. Он живёт счастливым настоящим и мечтает о будущем.

Жизнь раскололась пополам

Счастье на балу

Жестокая реальность одного утра развеяла грёзы и поставила перед Иваном Васильевичем трудную задачу. Приём антитезы, используемый автором, помогает понять состояние главного героя. Его жизнь будто раскололась надвое. Описание бала насыщено ощущением счастья и любви. На протяжении вечера молодой человек не отходит от своей любимой девушки. Белое платье невесты, звуки вальса, добрые улыбки – эти детали помогают создать неповторимую картину праздника.

Ужас после бала

Страшная картина экзекуции беглого солдата заставила юношу по-другому взглянуть на современную действительность. Неприятные, резкие звуки, чёрные мундиры, красная спина символизируют боль, несчастье и ужас. Реальная действительность разрушила мечты и грёзы. Ивана Васильевича.

Трудный выбор

«Вся жизнь переменилась от одной ночи или утра». Герой должен определиться: как жить дальше. Он мог притвориться, что ничего не произошло и продолжать общаться с семьей полковника, руководившего страшным истязанием несчастного татарина. Сделать предложение любимой девушке, жениться, обзавестись детьми и жить как все вокруг. Ведь жестокие телесные наказания, двуличность полковника, равнодушие прохожих – норма для большинства его современников. Однако молодой человек выбирает другой путь. И этот выбор – протест безнравственности и жестокости законов, царивших в эпоху правления Николая I. Главный герой не в состоянии общаться с Варенькой, так как она напоминает своего отца, а притворяться и врать он не умеет. Ему «становилось как-то неловко и неприятно». Изменяет планы на будущее, отказывается от карьеры. «Не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но и нигде не служил и никуда, как видите, не годился». Многое потеряв, сохраняет главное: честь и достоинство. Это утро изменило дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, заставило иначе посмотреть на окружающих людей. Но ничто не могло заставить его изменить самому себе. В рассказе «После бала» Иван Васильевич изображён человеком, который не боится общественного мнения, поступает по совести.

Уроки произведения

Нелегко выбирать правильный путь в своей жизни. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, ибо спокойствие – душевная подлость», – говорил сам великий писатель Л. Н. Толстой. Важно принимать такие решения, чтобы потом не было стыдно за свои поступки. Главный герой рассказа «После бала» – пример для подражания. Его поступки учат честности и благородству.

Тест по произведению

Толстой - это целый мир.
А. М. Горький
Не перестаешь восхищаться талантом великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Каждый раз, перечитывая его произведения, приходишь к мысли - какой великий дар, какое гигантское чувство слова было заложено в этом человеке. Образы, созданные Толстым, до сих пор живут и волнуют наше воображение. Наверное, ни один писатель не оставил такой яркий след в культуре конца XIX века. Его произведения по праву вошли в сокровищницу русской литературы. Одно из таких произведений - рассказ “После бала”. Он основан на реальных событиях того времени: все это происходило с братом писателя - Сергеем Николаевичем Толстым.
Интересно, что писатель использует в своем произведении повествование как от первого лица, так и от третьего. Каждая из этих форм имеет свои идейно-художественные задачи. Повествование от первого лица создает иллюзию восприятия живого голоса рассказчика, обладает доверительной интонацией. Эта форма позволяет особенно сильно выразить состояние человека, его настроение, переживания. В повествовании от третьего лица рассказчик выступает как человек, который знает больше, чем повествователь от первого лица. Он наблюдает героя произведения как бы со стороны. Но все же в основном рассказ ведется от первого лица - Ивана Васильевича.
Иван Васильевич - один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия жизни людей: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”. И в доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь...
События разворачиваются в 40-е годы XIX века. В то время он был студентом в провинциальном университете, жил, как свойственно молодости, учился и веселился. Был бойким малым, катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Но главное его удовольствие составляли вечера и балы, так как танцевал он хорошо и был не безобразен.
Об одном из таких вечеров и рассказывает герой Л. Н. Толстого. Это был бал у “губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера”. Все было просто чудесно: “Зала прекрасная, с хорами, музыкантами - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского”. В то время Иван Васильевич был пьян от любви к Вареньке Б. Она же была прелестна: “Высокая, стройная, грациозная и величественная”. Держалась она всегда необыкновенно прямо, “как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, ка кой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка”. В этот вечер герой рассказа не замечал других девушек, перед его глазами всегда стояло ее “сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза”. Он был по-настоящему счастлив. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: и кадрили, и пол
ьки, и вальсы; танцевал до упаду.
Герой наслаждался обществом Вареньки и очень боялся, что она его покинет, что отец ее увезет. Но родитель девушки, “очень красивый, статный, высокий и свежий старик”, этого не сделал. Он понравился Ивану Васильевичу. И это чувство еще более усилилось; когда герой увидел, как танцует отец Вареньки со своей дочерью.
Мы видим счастье человека, причем это счастье настоящее. Сам Иван Васильевич так описывает свое душевное состояние в тот момент: “Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро”. Он обнимал в то время весь мир своей любовью и боялся только одного - чтобы что-нибудь не испортило его счастья. Таков главный герой рассказа на балу.
На балу Иван Васильевич даже не задумывался, что может существовать совсем другой мир: злой и жестокий. В прекрасном настроении пришел он домой и долго не мог уснуть - от счастья. Он вышел прогуляться и пошел по направлению к дому Варень-_ки. Все ему было особенно мило: и лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома, казавшиеся в тумане очень высокими.
В душе Ивана Васильевича все пело и изредка слышался мотив мазурки, но он услышал в то утро и какую-то другую, жестокую, нехорошую музыку, став при этом свидетелем ужасного зрелища. Он увидел, как солдаты прогоняли через строй за побег татарина, который был привязан к ружьям двух солдат и на которого с обеих сторон сыпались удары. При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страданий лицо в ту сторону, с которой падал удар, и не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. Но его голос не был услышан. Спина татарина представляла собой “что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное”, что Иван Васильевич не поверил, чтобы это могло быть тело человека.
Увиденное произвело на него сильное впечатление, но особенно он был потрясен тем, что высоким военным, возглавлявшим отряд солдат, оказался отец Вареньки. Ивану Васильевичу стало до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто он был уличен в самом постыдном поступке, он опустил глаза и поторопился уйти домой. “А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять все и вскочил”.
После этого случая желание поступить на военную службу у Ивана Васильевича исчезло, он решил не только не поступать на службу, но и вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью. Герой меняется нравственно. Происходит как бы прозрение, появляется другой взгляд на мир.
“А любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно... И любовь так и сошла на нет”.
На образе главного героя рассказа “После бала” Л. Н. Толстой показал пробуждение в человеке совести, чувства ответственности за ближнего и любви к нему. В этом рассказе особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В нем есть элементы притчи, а идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования. Такой взгляд на жизнь характерен для поздних произведений писателя. На мой взгляд, этот рассказ очень хорошо раскрывает нам человеколюбие Толстого, его настоящее отношение к жизни.

Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.

Темы и проблемы

Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения , которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

Идея

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

Мораль

Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Цель: обогатить знания учащихся о давно прошедшей эпохе, а в теоретико-художественном плане – о композиции художественного произведения (антитеза как способ построения произведения и, следовательно, способ раскрытия жизненных противоречий и позиции писателя);

формировать ряд читательских умений (определение значения элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристика героев в разных ситуациях и др.);

помочь учащимся правильно постигнуть и правильно оценить людей, конфликты, общественные отношения, нарисованные писателем;

добиваться, чтобы учащиеся задумывались над нравственной проблемой ответственности каждого за жизнь всех.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.

1. Л.Н. Толстой – великий русский писатель XIX века.

Выдающиеся современники Льва Николаевича Толстова – Чехов, Горький, Репин, Чайковский, Короленко и многие другие, знавшие писателя, восхищались грандиозностью личности этого человека.

Его секретарь рассказывал, что себя Лев Николаевич расценивал невысоко, но зато всем, кто сталкивался с ним, было ясно, что перед ними не только великий писатель, мыслитель, но и высокий, чистый духом человек.

2. Чтение высказываний о Толстом.

3. Рассказ о портрете Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884г.)

«Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни… Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».

III. Работа над темой урока.

1.

У рассказа своеобразное вступление. Оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Интересно, что повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутой экспозиции. И завершается оно тоже безо всяких выводов.

Вопросы, которые мучают Ивана Васильевича и интересуют его собеседников:

· Какова роль общественных условий в изменении взглядов и поведения человека?

· Всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть?

Эмоциональный фон рассказа.

· Раздумья и внутренняя полемика в первых словах Ивана Васильевича.

· Сентиментально-восторженное чувство рассказчика в описании бала.

· Мотив нарастающей тревоги в картине позднего рассвета.

· Интонация ужаса в сцене наказания солдата.

2. Слово учителя.

Подобно «Капитанской дочке», «Песне про купца Калашникова», «Мцыри», рассказ «После бала» рисует картины давно минувшего. Но, в отличие от Пушкина и Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов.

Несмотря на кажущуюся ясность и прозрачность, рассказ «После бала» далеко не прост для восприятия. Вы уже знакомы с такой композицией (строением) произведения, когда повествование ведется от первого лица. В этом случае судить о позиции автора помогают внесюжетные элементы, например в «Капитанской дочке» - эпиграфы ко всей повести и отдельным главам.

В рассказе «После бала» - два рассказчика: один тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Перед нами, по существу, своеобразный рассказ в рассказе. Нельзя признать самого Толстого ни в одном из рассказчиков. Следовательно, о позиции автора следует судить лишь на основании вдумчивого анализа рассказа.

3. Выделение частей рассказа.

4.

1. Первая часть рассказа:

· зала у предводителя;

· хозяева бала;

· Варенька;

· полковник;

· Иван Васильевич.

2. Вторая часть рассказа:

· описание улицы;

· солдаты;

· наказываемый;

· полковник;

· Иван Васильевич.

5.

6.

7.

8.

· контрастное сопоставление событий;

· описание бала и экзекуции;

· поведение полковника на балу и после бала;

· настроение Ивана Васильевича в тех же сценах.

IV. Беседа по вопросам.

1. Почему рассказ называется: «После бала»? (очевидно, вторая сцена – расправа с солдатом, имеет особое значение).

2. Разговор об иллюстрациях к рассказу.

3. Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

4. Наблюдения над языковыми средствами (по плану к частям рассказа)

I часть:

1) Праздник у предводителя обрисован эпитетами: бал чудесный, зала прекрасная, будет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит почти беспрерывно.

2) Варенька - в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее – «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза».

3) Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

4) Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр; смотрит на танцующих с восторженным умилением, чувством.

II часть:

В этой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив.

1) Улица в весеннем мокром тумане и т.д.

2) Солдаты в черных мундирах.

3) Окровавленная, истерзанная жертва экзекуции.

4) Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Но теперь. Но теперь, в сопоставлении с наказываемым, его красота и военная выправка выглядят почти кощунственно.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Письменное сочинение на одну из тем:

· «Чем отличаются люди одного круга: Иван Васильевич и полковник? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)».

· «Утро, изменившее жизнь».

· «Что я узнал о жизни России первой половины XIX века из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Никитский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования округ Ялта Республики Крым

УРОК

литературы в 8 классе

« Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении ».

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ХАЛФИНА РЕБИЯ АДЖИМЕТОВНА

ЯЛТА, 2014

Тема. Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении.

Цель: обогатить знания учащихся о давно прошедшей эпохе, а в теоретико-художественном плане – о композиции художественного произведения (антитеза как способ построения произведения и, следовательно, способ раскрытия жизненных противоречий и позиции писателя);

формировать ряд читательских умений (определение значения элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристика героев в разных ситуациях и др.);

помочь учащимся правильно постигнуть и правильно оценить людей, конфликты, общественные отношения, нарисованные писателем;

добиваться, чтобы учащиеся задумывались над нравственной проблемой ответственности каждого за жизнь всех.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Краткое слово-вступление учителя.
  1. Л.Н. Толстой – великий русский писатель XIX века.

Выдающиеся современники Льва Николаевича Толстова – Чехов, Горький, Репин, Чайковский, Короленко и многие другие, знавшие писателя, восхищались грандиозностью личности этого человека.

Его секретарь рассказывал, что себя Лев Николаевич расценивал невысоко, но зато всем, кто сталкивался с ним, было ясно, что перед ними не только великий писатель, мыслитель, но и высокий, чистый духом человек.

  1. Чтение высказываний о Толстом.
  2. Рассказ о портрете Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884г.)

«Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни… Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».

  1. Работа над темой урока.
  1. Выборочное чтение и комментирование рассказа.

У рассказа своеобразное вступление. Оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Интересно, что повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутой экспозиции. И завершается оно тоже безо всяких выводов.

Вопросы, которые мучают Ивана Васильевича и интересуют его собеседников:

  • Какова роль общественных условий в изменении взглядов и поведения человека?
  • Всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть?

Эмоциональный фон рассказа.

  • Раздумья и внутренняя полемика в первых словах Ивана Васильевича.
  • Сентиментально-восторженное чувство рассказчика в описании бала.
  • Мотив нарастающей тревоги в картине позднего рассвета.
  • Интонация ужаса в сцене наказания солдата.
  1. Слово учителя.

Подобно «Капитанской дочке», «Песне про купца Калашникова», «Мцыри», рассказ «После бала» рисует картины давно минувшего. Но, в отличие от Пушкина и Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов.

Несмотря на кажущуюся ясность и прозрачность, рассказ «После бала» далеко не прост для восприятия. Вы уже знакомы с такой композицией (строением) произведения, когда повествование ведется от первого лица. В этом случае судить о позиции автора помогают внесюжетные элементы, например в «Капитанской дочке» - эпиграфы ко всей повести и отдельным главам.

В рассказе «После бала» - два рассказчика: один тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Перед нами, по существу, своеобразный рассказ в рассказе. Нельзя признать самого Толстого ни в одном из рассказчиков. Следовательно, о позиции автора следует судить лишь на основании вдумчивого анализа рассказа.

  1. Выделение частей рассказа.
  2. Составление плана каждой части.
  1. Первая часть рассказа:
  • зала у предводителя;
  • хозяева бала;
  • Варенька;
  • полковник;
  • Иван Васильевич.
  1. Вторая часть рассказа:
  • описание улицы;
  • солдаты;
  • наказываемый;
  • полковник;
  • Иван Васильевич.
  1. Пересказ соответствующих друг другу контрастных эпизодов и описаний.
  2. Характеристика героев (полковника и Ивана Васильевича)
  3. Выполнение стилистических упражнений (языковое выражение антитезы)
  4. Наблюдение над композицией рассказа:
  • контрастное сопоставление событий;
  • описание бала и экзекуции;
  • поведение полковника на балу и после бала;
  • настроение Ивана Васильевича в тех же сценах.
  1. Беседа по вопросам.
  1. Почему рассказ называется: «После бала»? (очевидно, вторая сцена – расправа с солдатом, имеет особое значение).
  2. Разговор об иллюстрациях к рассказу.
  3. Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.
  4. Наблюдения над языковыми средствами (по плану к частям рассказа)

I часть:

  1. Праздник у предводителя обрисован эпитетами: бал чудесный, зала прекрасная, будет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит почти беспрерывно.
  2. Варенька - в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее – «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза».
  3. Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.
  4. Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр; смотрит на танцующих с восторженным умилением, чувством.

II часть:

В этой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив.

  1. Улица в весеннем мокром тумане и т.д.
  2. Солдаты в черных мундирах.
  3. Окровавленная, истерзанная жертва экзекуции.
  4. Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Но теперь. Но теперь, в сопоставлении с наказываемым, его красота и военная выправка выглядят почти кощунственно.
  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание.

Письменное сочинение на одну из тем:

  • «Чем отличаются люди одного круга: Иван Васильевич и полковник? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)».
  • «Утро, изменившее жизнь».
  • «Что я узнал о жизни России первой половины XIX века из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?

Сочинение

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» относится к поздним произведениям писателя. Он был написан в 1903 году, но основывается на воспоминаниях юности Толстого. Об истории, описанной в рассказе, писатель узнал, будучи студентом Казанского университета. Вероятно, этот случай так его поразил, что он помнил о нем всю жизнь и, в конце концов, воплотил в своем творчестве.

Композиционно «После бала» представляет собой рассказ-воспоминание, рассказ о случае из молодости, потрясший героя-рассказчика до глубины души. Рассказчик, Иван Васильевич, — пожилой уже человек, всеми уважаемый и любимый. Мы узнаем, что он никогда нигде не служил, но помог многим людям встать на ноги, найти себя.

Судя по всему, жизнь Ивана Васильевича была наполнена яркими событиями, которыми он с удовольствием делится с молодежью. Автор отмечает одну особенную манеру рассказчика: «…у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво».

Итак, рассказчик повествует нам об одном утре, перевернувшим всю его жизнь. Это случилось в 40-ых годах 19 века. Рассказчик учился тогда в провинциальном университете. Он жил, наслаждаясь своей молодостью. Иван Васильевич сравнивает те времена с современной ему эпохой. Как и у всех пожилых людей, в его словах проскальзывает некое неодобрение к «сегодняшней» молодежи, образу их жизни и мысли. Мне кажется, что здесь слышатся слова самого автора. Толстой не доволен тем, что молодежь не наслаждается жизнью, что ей должно быть свойственно, а создает различные политические кружки, увлекается новомодными теориями, часто опасными для разума и даже жизни.

Иван Васильевич же наслаждался своей молодостью, силами, красотой и богатством. Кроме того, он был влюблен. Это чувство сопровождало героя постоянно. Но, в описываемый им момент, рассказчик переживал свое самое сильное чувство. Да и немудрено: объектом его любви была Варенька Б., редкая красавица и умница. В это время, в последний день масленицы, рассказчик попал на бал к губернскому предводителю, где была и Варенька. Иван Васильевич был безмерно счастлив. Весь вечер он наслаждался, не отходя ни на шаг от предмета своей любви. Счастье, восторг, любовь ко всему миру переполняли восторженного юношу.

На этом балу рассказчик впервые увидел отца Вареньки, полковника Б. Он показался Ивану Васильевичу добрым, порядочным человеком, безумно любящим свою дочь, готовым ради Вареньки пожертвовать чем угодно. Танец отца с дочерью привел в восторг не только рассказчика, но и всех гостей на балу. В конце танца полковнику Б. и его Вареньке все аплодировали. Рассказчику было очень приятно, когда Петр Владиславич сам подвел к нему свою дочь для следующего танца.

Иван Васильевич так говорит о своем душевном состоянии на балу: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

После бала герой вернулся домой, но эмоциональное напряжение, возбуждение, радость не давали ему возможности спокойно уснуть. Рассказчик решил побродить по городу, немного успокоиться. Ранним утром первого дня Великого поста Иван Васильевич гуляет по городу. Все, что он видит, кажется ему умилительным и прекрасным. В голове звучит веселая мелодия мазурки. Но… в это время рассказчик наталкивается на ужасающую сцену. Он становится свидетелем того, как наказывают беглого татарина. Зрелище было очень страшным. А еще страшнее было оттого, что руководил всем этим отец Вареньки, тот самый полковник Б. Он безжалостно наблюдал за сценой экзекуции, не проявляя никаких эмоций. И все это происходило в первый день Великого поста!

Первое чувство, захлестнувшее рассказчика, был стыд: «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Все увиденное стояло перед глазами Ивана Васильевича: «…между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Рассказчик пытается понять причину такой жестокости полковника. Может быть, он знает что-то такое, чего не знает герой, и поэтому ведет себя столь безжалостно? Но, сколько ни мучился Иван Васильевич, он не смог разгадать этой тайны.

Результатом такого страшного утра стало то, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, чтобы, не дай бог, не стать участником страшного преступления, подобного тому, какое он видел в то утро на плацу.

Мне кажется, что в этом произведении образ рассказчика очень близок автору, его внутреннему миру, его взглядам на жизнь. Иван Васильевич — тонко чувствующий, эмоциональный и глубоко нравственный человек. На мой взгляд, его психологический портрет в молодости во многом списан с самого Толстого, его чувства и реакции похожи на чувства и реакции писателя. Поэтому рассказчик глубоко симпатичен Л. Н. Толстому, в его уста он вкладывает свои размышления о душе, Боге, человеке.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)