Орловский Александр Осипович - Каталог картин. Биография. Цены. Значение орловский александр осипович в краткой биографической энциклопедии Художник орловский александр осипович картины

Но что-то добрый витязь наш?
Вы помните ль нежданну встречу?
Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу!

А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила»

В продолжении темы о русских художниках польского происхождения:

Орловский, Александр Осипович (Alexandre Orlowsky); - русский художник польского происхождения, академик батальной живописи, известный рисовальщик; род. в 1777 г. в Варшаве, ум. в Петербурге 2 марта 1832 г.

Александр Орловский. Автопортрет

Александр орловский родился в Варшаве, в довольно обеспеченной семье, у отца был небольшой бизнес – содержал корчму в Седльцах. Художественные способоности – страсть к рисованию, у него появилась ещё в детстве..
Именно там, в небольшом польском городке, талантливого юношу заметила чета князей Чарторижских, богатых людей и известных меценатов.


Изабелла Чарторижская, потрет К. Войняковского, 1796 г.

На портрете изображена польская принцесса Изабелла Чарторижская, урожденная фон Флеминг, – супруга князя Адама Казимира Чарторижского. В 1801 году
в Пулавах, родовой усадьбе дворянского рода Чарторижских, Изабелла основала первый в Польше музей.
Случай познакомил с его рисунками княгиню Чарторижскую. . Княгиня Чарторыжская, заметила в будущем художнике склонность к рисованию.
И при её содействии Орловский был отправлен в Варшаву и отдан в ученье к живописцу Норблену (Norblin de la Gourdaine), наиболее известному своими рисунками из польской жизни, в которых он метко схватывал особенности польского типа.


Жан-Пьер Норблен де ла Гурден - автопортрет

Жан-Пьер Норбле́н де ла Гурде́н- польский художник французского происхождения; живописец, график и гравёр, один из создателей польской жанровой живописи;
Ученик Франческо Казановы в Дрездене. Познакомился с князем Адамом Казимиром Чарторыйским и был приглашён обучать рисованию его детей и затем у приехал в Польшу.

В Польше сделался королевским придворным живописцем и основал в Варшаве художественную школу, существовавшую с 1774 по 1804 год.

Автор многочисленных жанровых сцен, портретов польских аристократов, полотен с историческими сюжетами, сцен в духе Ватто. Создал серию иллюстраций к поэме Игнацы Красицкого «Мышеида». Был свидетелем событий в Варшаве во время восстания Костюшко и запечатлел их в рисунках и полотнах. В особенности он известен своими аквафортными гравюрами, в числе 94-х листов, явившимися в свет уже после его смерти.

Норблен не дал Орловскому систематического художественного образования, предоставив ему вполне свободный выбор сюжетов для его рисунков и карикатур, склонность к которым живой и наблюдательный Орловский обнаружил очень рано.


Битва рыцарей с татарами. 1798

Движимый патриотизмом и любовью к приключениям, Орловский, в 1794 году, поступил на службу в польское войско, участвовал в нескольких битвах восстания Костюшко и, будучи ранен в одной из них, вернулся в Варшаву. Здесь он стал вести беспорядочную жизнь и даже пристал к труппе фокусника. Он оказался в ужасном положении, пока Норблен не разыскал его и вновь не принял его к себе.


Штурм Праги. 1797

Норблен, ценя его артистическое дарование, старался отклонить его от этих похождений и снова принял в свой дом. С той поры Орловский посвятил себя всецело искусству, которое вскоре доставило ему некоторую известность среди варшавян.


Битва русских и поляков на мосту. 1801

Но и это пребывание у Норблена не было долговременным. Дурной образ жизни Орловского привел к размолвкам между ним и его учителем, кончившимся тем, что Орловский ушел от Норблена, и в течение года вел бродячую жизнь. Просьба горячо его любившего и ценившего его талант Норблена и насмешки товарищей вернули наконец Орловского к занятиям живописью; скоро он достиг и некоторой известности.


А.О.Орловский. Голова пьяницы

Для дальнейшего своего образования Орловский решил отправиться в Италию и для того, чтобы добыть себе средства, пустился странствовать по Литве, изучая в то же время нравы дворянства и черты народного характера; но в материальном отношении это путешествие ему не принесло никакой пользы.
По возвращении в Варшаву, он нашёл покровителя в лице князя Юзефа Понятовского, который принял в нем участие и назначил ему жалованье, обеспечившее Орловскому безбедное существование.
Так Орловский вошёл в моду у польской аристократии.


Портрет польского шляхтича, 1820

Ранний, варшавский период творчества художника отмечен интересом к освободительной войне польского народа, вылившейся в восстание под предводительством Т. Костюшко.

Существуют зарисовки Орловского, запечатлевшие эпизоды этого события ("На бивуаке", "Группа солдат Костюшко в лагере", "Битва под Рацлавицами", все 1798, и др.).


Битва под Рацлавицами. Александр Орловский.

Не довольствуясь приобретенной им известностью и не оставляя своих надежд на поездку в Италию, Орловский в 1802 г. приехал в Петербург, где и прожил до конца жизни


Орловский Александр Осипович. Бега на Неве. 1814г.

Здесь сначала он не имел успеха; но случай свел его с меценатом графом Далицким, через которого он попал в лучшие петербургские дома и приобрел расположение многих влиятельных лиц, как, например, Нарышкина и графа Станислава Потоцкого.
Последний представил его великому князю Константину Павловичу, который поместил Орловского в своем Мраморном дворце и доставил ему должность придворного живописца.


Орловский Александр Осипович. Портрет великого князя Константина Павловича. 1802г.

Должность эта состояла "в исполнении требований великого князя, заказывавшего ему разные рисунки по предметам, относившимся до образования и преобразования русской армии и до современных событий, в которых она со славой участвовала". Его рисунки и карикатуры, а также и некоторые крупные картины доставили ему большую известность в Петербургском обществе.


А. де Коленкур. Посол Наполеона в России.

Арма́н Огюсте́н Луи́ де Коленку́р (фр. Armand Augustin Louis de Caulaincourt, 1773-1827, Париж) - герцог Виченцы, французский дипломат, оставивший мемуары о походе Наполеона в Россию.


Башкир на рыжей лошади

Знакомство с послом Наполеона Коленкуром,по просьбе которого Орловский исполнил серию рисунков, изображающих быт северных народов, доставило ему известность и за границей.


Верховой казак, конвоирующий крестьянина.1820-е.Акварель

Любя искусство и стремясь к более точному реальному изображению жизни, Орловский счел необходимым ближе ознакомиться с новым своим отечеством, и в этих целях предпринял ряд поездок по России. После долгих странствований и стараний самолюбивого и энергичного Орловского, в 1809 г. Академия Художеств за картину "Бивуак казаков" признала его академиком батальной живописи.


Орловский А.О. Казаки на бивуаке.

Дабы ближе познакомиться с Россией, ездил в Москву, Новгород и другие местности империи; путешествовал, кроме того, по Франции, Италии и Германии.


Ночной бивуак казаков, 1809

В 1819 г. Орловский был причислен к Генеральному Штабу для сочинения рисунков военных костюмов.

В 1809 г. Орловский был избран в академики; в 1824 г. "через министра народного просвещения" ему выдана привилегия на печатание его литографических рисунков с запрещением их копировки.

Уже с 1803 г. он значился в списке "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям". В Мраморном дворце, принадлежавшем великому князю, ему была предоставлена квартира из трех комнат с окнами на Неву.


Курдский кавалерист. 1819

Значение Орловского в истории русского искусства заключается в том, что он в своих картинах и еще более рисунках является одним из первых представителей в нашем искусстве реального направления и отчасти - жанровой живописи. Предметом его живописи чаще всего служили сцены из военной жизни, казаки, башкиры, бой со зверями и особенно удававшиеся ему лошади. Его картины, несмотря на некоторые технические недостатки, отличаются жизненностью и живостью колорита.
Известен Орловский также как литограф и гравер.


Схватка казака с тигром. 1811

В 1819 г. он был причислен к генеральному штабу, для сочинения рисунков военных костюмов. Орловский - талантливый, бойкий, но нестрогий рисовальщик, умевший схватывать характерные черты изображаемых лиц и фигур и придавать им движение, но впадавший при этом зачастую в утрировку.


Орловский произвел несчетное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков, рассеянных в альбомах особ Царской Фамилии и любителей искусства. Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкиров и др. всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы.


Кораблекрушение. 1809. Масло

Всадники на вздыбленных конях, кораблекрушения и бури на море - таковы сюжеты его композиций того времени.
Яркая индивидуальность и выразительность свойственны "Автопортрету в красном плаще" (1809) и "Автопортрету в черкеске" (ок. 1820).


Орловский Александр Осипович. Автопортрет в черкеске.

Сильный характер и романтический пафос сближали его с поколением русских людей периода наполеоновских войн.
Достоверностью и в то же время героической приподнятостью отличаются его образы героев Отечественной войны 1812

Историк русского искусства барон Николай Николаевич Врангель в одной из своих работ дал такую характеристику художнику Александру Осиповичу Орловскому: "Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. Первый художник быта, насмешник-карикатурист, портретист, живописец животных, пейзажист, может быть скульптор. Поляк, ученик француза, проведший полжизни в России. Художник, солдат, странствующий актер, любимец Великого князя Константина. Атлет, обманутый муж, "ленивый, преленивый" автор тысяч рисунков. Странная смесь способностей и недостатков, характерная фигура тревожной и мирной жизни Александровского времени. Его рисунки - целый дневник эпохи романтической и увлекательной ". Действительно так и есть, хотя часто авторство Орловского даже и не обозначается при печатании его рисунков и литографий. А встречаются они в исторической литературе довольно часто, но только имя художника в настоящее время почти совсем забыто.



Орловский А.О. Портрет польского шляхтича 1820


О жизни художника известно очень мало, его относили к чудакам и оригиналам. Говорят, что именно поэтому его очень полюбил Великий князь Константин Павлович, брат императора Александра I. Благодаря его покровительству художник не бедствовал и был защищен от тех, кто становился персонажами его карикатур.





Орловский А.О. Рыцарь





Орловский А.О. Портрет польского дворянина




Орловский А.О. Резня в Праге 1810






Орловский А.О. Битва за Костюшко 1801





Орловский А.О. Портрет Тадеуша Костюшко



Весной 1794 года началось польское восстание под предводительством Тадеуша Костюшко и как истинный поляк, переживающий за свою Родину, Орловский не остался в стороне от этого события. Он много рисует батальных сцен, делает зарисовки военных, солдат. Восстание было подавлено, Польша не смогла получить независимость. А художник в 1802 году уезжает с Родины и до конца жизни обосновывается в Петербурге.




Орловский А.О. Портрет императора Александра I на фоне Петропавловской крепости



(колоризация черно-белого рисунка)





Орловский А.О. Портрет великого князя Константина Павловича 1802



С 1803 года Орловский значится в особом списке у Великого князя Константина Павловича с указанием на то, что он находится среди "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям ". Благодаря этому покровительству Александр Осипович может свободно работать: он делает карандашные рисунки, пишет маслом картины военной тематики, пейзажи, портреты, виды Петербурга и его окрестностей, выполняет иллюстрации по заказу писателей и поэтов... За картину "Бивуак казаков" (1809) его удостоивают звания академика "как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии".






Орловский А.О. Петербург Сенная площадь 1820





Орловский А.О. Черкесы






Орловский А.О. Казаки на бивуаке





Орловский А.О. Верховой казак, конвоирующий крестьянина






Орловский А.О. Казачий патруль





Орловский А.О. Рядовой лейб-гвардии Казачьего полка



У А.Н.Бенуа в книге "Русская живопись в XIX веке. Первые портретисты" читаем про А.О.Орловского: "...его... заметил великий князь Константин Павлович, большой охотник до всяких чудаков, и...взял его к себе во дворец, после чего он, разумеется, стал пользоваться таким успехом, что не поспевал справляться с заказами. Особенно способствовали этому его карикатуры. Было принято возить его на балы, на ужины, на обеды, в интимные кружки и на парадные фестивали, и всюду он должен был показывать свои штуки, до бесконечности разнообразные. В час времени создавал он громадные композиции, разливал по столам чернильные кляксы в виде всяких кикимор и животных, с престидижитаторскои ловкостью рисовал карандашом, мазал пальцами, спичками, носом всякую всячину; то принимался делать шаржи на присутствующих, аллегории на злобы дня, то рисовал костюмы для маскарадов или народные сценки в юмористическом духе. Тут же принимал он участие в крупной карточной игре, как ни в чем не бывало проигрывал пол своего состояния или вдруг выигрывал невероятные суммы, которые на следующий же день растрачивал до последней копейки на покупку всякого исторического старья (как характерно для времени!) на толкучке: лат, пик, шлемов, панцирей, старинных костюмов. Дом его мало-помалу от всего этого принял вид какого-то средневекового мрачного арсенала, куда, впрочем, с охотой приходили похохотать и поспорить русские бары и польские паны."





Орловский А.О. Всадник 1819





Орловский А.О. Портрет молодой дамы






Орловский А.О. Морской вид




Орловский А.О. Крестьянин на телеге 1812






Орловский А.О. Быстрая тройка





Орловский А.О. Автопортрет в строю казацком



Оригинальность Орловского была притчей во языцах. Так М.Пыляев в своей книге "Замечательные чудаки и оригиналы" рассказывает о нем: "...известный художник Орловский очень часто выходил из дому в наряде лезгинца, с кинжалом и в папахе. Орловский был мужчина высокого роста, смуглый, черноглазый и силы большой, наряд черкеса очень шел к нему, нередко ему сопутствовали два его камердинера, из которых один желтолицый, узкоглазый калмык в своем родном одеянии, и другой – черный как смоль араб в широких шальварах, куртке и чалме ." Кроме того Орловского не обошло стороной и модное в то время увлечение масонами. Он был членом масонской ложи "Соединенные друзья" и ложи "Палестина", запрещенных императором Александром I и потому строго законспирированных. На почве этого он часто общался с представителями театральной и литературной среды Петербурга с И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, Д. В. Давыдовым, которые любили его и даже отводили ему место в своих произведениях.





Орловский А.О. Мужской портрет





Орловский А.О. Портреты-карикатуры на архитектора Джакомо Кваренги 1811





Орловский А.О. Портрет Левушки Пушкина 1822




Орловский А.О. Портрет Дениса Давыдова 1814



После себя Александр Осипович Орловский оставил огромное количество рисунков, но как водится все как-то "распылилось" и разошлось по рукам. И опять А.Н.Бенуа об А.О. Орловском: "Не было же у него школы потому, что на него глядели как на чудака, фокусника, налепили ему не особенно важную в то время кличку русского Ваувермана и сейчас же после смерти забыли даже те, у кого были богатейшие собрания его рисунков и набросков, сваленных в одну кучу, в одни альбомы со всякими силуэтами, любительскими карикатурами и помарками заезжих шарлатанов ."



Рисунки Алексанра Осиповича Орловского






Орловский А.О. После боя





Орловский А.О. Польский дворянин





Орловский А.О. Пьяницы





Орловский А.О. Портрет мужчины с бородой 1822





Орловский А.О. Портрет танцовщика Луи Антуан Дюпора 1809





Орловский А.О. Портреты Ланской А.М и Ланского А.П. 1816-1817





Орловский А.О. Портрет девочки






Орловский А.О. Любовная пара 1822






Орловский А.О. Кошка






Орловский А.О. Собака





Орловский А.О. Голова лошади






Орловский А.О. Подорожная




ПАМЯТИ ЖИВОПИСЦА ОРЛОВСКОГО



Грустно видеть, Русь святая,

Как в степенные года

Наших предков удалая

Изнемечилась езда.



То ли дело встарь: телега,

Тройка, ухарский ямщик;

Ночью дуешь без ночлега,

Днем же — высунув язык.



Но зато как всё кипело

Беззаботным удальством!

Жизнь — копейка! бей же смело,

Да и ту поставь ребром!



Но как весело, бывало,

Колокольчик рассыпной;



А когда на водку гривны

Ямщику не пожалеть,

То-то песни заунывны

Он начнет, сердечный, петь!



Север бледный, север плоский,

Степь, родные облака —

Где слышна была тоска;



Но тоска — струя живая

Из родного тайника,

Полюбовная, святая,

Молодецкая тоска.



Сердце сердцу весть давало,

И из тайной глубины

Всё былое выкликало,

И все слезы старины.



Не увидишь, как проскачешь,

И не чувствуешь скачков,

Ни как сердцем сладко плачешь,

Ни как горько для боков.



А проехать ли случится

По селенью в красный день?

Наш ямщик приободрится,

Шляпу вздернет набекрень.



Как он гаркнет, как присвиснет

Горячо по всем по трем, —

Вороных он словно вспрыснет

Вдохновительным кнутом.



Тут знакомая светлица

С расписным своим окном;

Тут его душа девица

С подаренным перстеньком.



Поравнявшись, он немножко

Вожжи в руки приберет,

И растворится окошко, —

Словно солнышко взойдет.



И покажется касатка,

Белоликая краса.

Что за очи! за повадка!

Что за русая коса!



И поклонами учтиво

Разменялися они,

И сердца в них молчаливо

Отозвалися сродни.



А теперь, где эти тройки?

Где их ухарский побег?

Где ты, колокольчик бойкий,

Ты, поэзия телег?



Где ямщик наш, на попойку

Вставший с темного утра,



И загнать готовый тройку

Из полтины серебра?



Русский ям молчит и чахнет,

От былого он отвык;

Русским духом уж не пахнет,

И ямщик уж не ямщик.



Дух заморский и в деревне!

И ямщик, забыв кабак,

Распивает чай в харчевне

Или курит в ней табак.



Песню спеть он не сумеет,

Нет зазнобы ретивой,

И на шляпе не алеет

Лента девицы милоМЃй.



По дороге, в чистом поле

Колокольчик наш заглох,

И, невиданный дотоле,

Молча тащится, трёх-трёх,



Словно чопорный германец

При ботфортах и косе,

Неуклюжий дилижанец

По немецкому шоссе.



Грустно видеть, воля ваша,

Как, у прозы под замком,

Поэтическая чаша

Высыхает с каждым днем;



Как всё то, что веселило

Иль ласкало нашу грусть,

Что сыздетства затвердило

Наше сердце наизусть,



Все поверья, всё раздолье

Молодецкой старины —

Подъедает своеволье

Душегубки-новизны.



Нарядились мы в личины,

Сглазил нас недобрый глаз,

И Орловского картины —

Буква мертвая для нас.



Но спасибо, наш кудесник,

Живописец и поэт,

Малодушным внукам вестник.

Богатырских оных лет!



Русь былую, удалую

Ты потомству передашь:

Ты схватил ее живую

Под народный карандаш.



Захлебнувшись прозой пресной,

Охмелеть ли захочу,

И с мечтой из давки тесной

На простор ли полечу, —



Я вопьюсь в твои картинки

Жаждой чувств и жаждой глаз,

И творю в душе поминки.

По тебе, да и по нас!



П.А. Вяземский 1833


Живописец, график.

Родился в обеспеченной польской семье. Художественное образование получил в Варшаве, где около десяти лет занимался у живописца-баталиста и рисовальщика Ж. П. Норблена де ла Гурдена, в придворных мастерских М. Баччапрелли, а также у миниатюриста В. Лесера и гравера Б. Фолино. Неоднократно прерывал свое обучение: во время восстания Т. Костюшко в 1793–1795 служил добровольцем в повстанческой армии. По возвращению в Варшаву заручился покровительством князя Юзефа Понятовского и быстро «вошел в моду» у польской аристократии.

В 1801 жил в Литве. В том же году издал в Лондоне серию рисунков под названием Paul I, l`Impereur de toutes les Russies, honore Kosciuszko d`une visite dans sa prison. Год спустя приехал в Санкт-Петербург, где вскоре также стал «модным» художником, снискав расположение и покровительство великого князя Константина Павловича. В 1807 разрабатывал эскизы мундиров императорского батальона милиции и гвардейских полков. В 1809 за картину «Бивуак казаков» удостоен звания академика ИАХ.

С 1819 состоял на службе в военно-топографическом депо Главного штаба рисовальщиком и живописцем 10-го класса, создавал эскизы новых военных мундиров. Работал в области книжной графики, создал в технике литографии иллюстрации к книгам «Путешествие в Персию в 1812 и 1813 годах» Г. Друвиля (1819), «Басни» И. А. Крылова (1824). Занимался офортом и литографией. В 1824 получил через министра Народного Просвещения привилегию на тиражирование своих литографий с запрещением их копирования другими мастерами.

Много путешествовал по России и Европе. Интересовался культурой Востока, собрал обширную коллекцию оружия и предметов восточного искусства. В определенные периоды своей творческой биографии стилизовал подпись под арабскую скоропись, что привносило в его произведения элемент экзотики.

Ретроспективные выставки произведений Орловского были показаны в 1938 и 2002 в Государственном Русском музее в Ленинграде (Санкт-Петербурге), в 1958 - в Государственной Третьяковской галерее в Москве и Национальном музее в Варшаве.

Орловский - выдающийся художник первой трети XIX века, один из основоположников романтизма в России. Его художественное наследие чрезвычайно велико и разнообразно. Он работал как портретист, пейзажист, баталист, анималист, создавал произведения на бытовые и эротические сюжеты, карикатуры. Был виртуозным рисовальщиком, прекрасно владевшим многими графическими техниками. Излюбленными материалами мастера были пастель, соус, мел, сангина, сепия, которые позволяли добиваться сочной тональности и выразительной фактуры. Лучшие рисунки Орловского отличаются свободой, внешней легкостью исполнения, энергичностью штриха, артистизмом и импровизационностью манеры, лаконичностью приемов. Многократно варьировал наиболее удачные сюжеты своих произведений. Среди наиболее распространенных мотивов живописи и графики Орловского - восточные всадники, бури, кораблекрушения, сцены битвы. Особое внимание уделял эффектам освещения.

Был одним из первых в России, кто обратился к технике литографии. Особенно ценятся литографированные листы Орловского с изображением торговцев, разносчиков, с тройками и различными сценами русской жизни. Имея привилегию на распространение собственных литографий, тщательно следил за тиражами, чтобы не снижать цену на них. Все прижизненные отпечатки выполнены на толстой качественной бумаге и содержат на полях печать мастера. В поздних оттисках, изготовленных уже после его смерти, как правило, использовалась тонкая бумага.

Популярность Орловского в первой трети XIX столетия была чрезвычайно высока, что делает особенно актуальным вопрос разделения подлинных произведений мастера и работ его многочисленных учеников и подражателей.

Произведения Орловского находятся во многих музейных собраниях России и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Национальном музее в Варшаве и других.

Художник-чудак А.О. Орловский

Историк русского искусства барон Николай Николаевич Врангель в одной из своих работ дал такую характеристику художнику Александру Осиповичу Орловскому: "Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. Первый художник быта, насмешник-карикатурист, портретист, живописец животных, пейзажист, может быть скульптор. Поляк, ученик француза, проведший полжизни в России. Художник, солдат, странствующий актер, любимец Великого князя Константина. Атлет, обманутый муж, "ленивый, преленивый" автор тысяч рисунков. Странная смесь способностей и недостатков, характерная фигура тревожной и мирной жизни Александровского времени. Его рисунки - целый дневник эпохи романтической и увлекательной ". Действительно так и есть, хотя часто авторство Орловского даже и не обозначается при печатании его рисунков и литографий. А встречаются они в исторической литературе довольно часто, но только имя художника в настоящее время почти совсем забыто.

Орловский А.О. Портрет польского шляхтича 1820

О жизни художника известно очень мало, его относили к чудакам и оригиналам. Говорят, что именно поэтому его очень полюбил Великий князь Константин Павлович, брат императора Александра I. Благодаря его покровительству художник не бедствовал и был защищен от тех, кто становился персонажами его карикатур.

Орловский А.О. Автопортрет

Орловский Александр Осипович родом был из Польши, где в городке Седлеце его отец содержал корчму. Рисовать начал рано и каким-то образом смог показать свои рисунке княгине Изабелле Чарторыжской, которая в 1793 году отправила мальчика на обучение к художнику Я.П Ноблину в Варшаву.

Орловский А.О. Рыцарь

Орловский А.О. Портрет польского дворянина

Орловский А.О. Резня в Праге 1810

Орловский А.О. Битва за Костюшко 1801

Орловский А.О. Портрет Тадеуша Костюшко

Весной 1794 года началось польское восстание под предводительством Тадеуша Костюшко и как истинный поляк, переживающий за свою Родину, Орловский не остался в стороне от этого события. Он много рисует батальных сцен, делает зарисовки военных, солдат. Восстание было подавлено, Польша не смогла получить независимость. А художник в 1802 году уезжает с Родины и до конца жизни обосновывается в Петербурге.

Орловский А.О. Портрет императора Александра I на фоне Петропавловской крепости

(колоризация черно-белого рисунка)

Орловский А.О. Портрет великого князя Константина Павловича 1802

С 1803 года Орловский значится в особом списке у Великого князя Константина Павловича с указанием на то, что он находится среди "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям ". Благодаря этому покровительству Александр Осипович может свободно работать: он делает карандашные рисунки, пишет маслом картины военной тематики, пейзажи, портреты, виды Петербурга и его окрестностей, выполняет иллюстрации по заказу писателей и поэтов... За картину "Бивуак казаков" (1809) его удостоивают звания академика "как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии".

Орловский А.О. Петербург Сенная площадь 1820

Орловский А.О. Черкесы

Орловский А.О. Казаки на бивуаке

Орловский А.О. Верховой казак, конвоирующий крестьянина

Орловский А.О. Казачий патруль

Орловский А.О. Рядовой лейб-гвардии Казачьего полка

У А.Н.Бенуа в книге "Русская живопись в XIX веке. Первые портретисты" читаем про А.О.Орловского: "...его... заметил великий князь Константин Павлович, большой охотник до всяких чудаков, и...взял его к себе во дворец, после чего он, разумеется, стал пользоваться таким успехом, что не поспевал справляться с заказами. Особенно способствовали этому его карикатуры. Было принято возить его на балы, на ужины, на обеды, в интимные кружки и на парадные фестивали, и всюду он должен был показывать свои штуки, до бесконечности разнообразные. В час времени создавал он громадные композиции, разливал по столам чернильные кляксы в виде всяких кикимор и животных, с престидижитаторскои ловкостью рисовал карандашом, мазал пальцами, спичками, носом всякую всячину; то принимался делать шаржи на присутствующих, аллегории на злобы дня, то рисовал костюмы для маскарадов или народные сценки в юмористическом духе. Тут же принимал он участие в крупной карточной игре, как ни в чем не бывало проигрывал пол своего состояния или вдруг выигрывал невероятные суммы, которые на следующий же день растрачивал до последней копейки на покупку всякого исторического старья (как характерно для времени!) на толкучке: лат, пик, шлемов, панцирей, старинных костюмов. Дом его мало-помалу от всего этого принял вид какого-то средневекового мрачного арсенала, куда, впрочем, с охотой приходили похохотать и поспорить русские бары и польские паны."

Орловский А.О. Всадник 1819

Орловский А.О. Портрет молодой дамы


Орловский А.О. Морской вид

Орловский А.О. Крестьянин на телеге 1812


Орловский А.О. Быстрая тройка

Орловский А.О. Автопортрет в строю казацком

Оригинальность Орловского была притчей во языцах. Так М.Пыляев в своей книге "Замечательные чудаки и оригиналы" рассказывает о нем: "...известный художник Орловский очень часто выходил из дому в наряде лезгинца, с кинжалом и в папахе. Орловский был мужчина высокого роста, смуглый, черноглазый и силы большой, наряд черкеса очень шел к нему, нередко ему сопутствовали два его камердинера, из которых один желтолицый, узкоглазый калмык в своем родном одеянии, и другой - черный как смоль араб в широких шальварах, куртке и чалме ." Кроме того Орловского не обошло стороной и модное в то время увлечение масонами. Он был членом масонской ложи "Соединенные друзья" и ложи "Палестина", запрещенных императором Александром I и потому строго законспирированных. На почве этого он часто общался с представителями театральной и литературной среды Петербурга с И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, Д. В. Давыдовым, которые любили его и даже отводили ему место в своих произведениях.

Орловский А.О. Мужской портрет

Орловский А.О. Портреты-карикатуры на архитектора Джакомо Кваренги 1811

Орловский А.О. Портрет Левушки Пушкина 1822

Орловский А.О. Портрет Дениса Давыдова 1814

После себя Александр Осипович Орловский оставил огромное количество рисунков, но как водится все как-то "распылилось" и разошлось по рукам. И опять А.Н.Бенуа об А.О. Орловском: "Не было же у него школы потому, что на него глядели как на чудака, фокусника, налепили ему не особенно важную в то время кличку русского Ваувермана и сейчас же после смерти забыли даже те, у кого были богатейшие собрания его рисунков и набросков, сваленных в одну кучу, в одни альбомы со всякими силуэтами, любительскими карикатурами и помарками заезжих шарлатанов ."

Рисунки Алексанра Осиповича Орловского


Орловский А.О. После боя

Орловский А.О. Польский дворянин

Орловский А.О. Пьяницы

Орловский А.О. Портрет мужчины с бородой 1822

Орловский А.О. Портрет танцовщика Луи Антуан Дюпора 1809

Орловский А.О. Портреты Ланской А.М и Ланского А.П. 1816-1817

Ланской А.О. Портрет девочки

Орловский А.О. Любовная пара 1822

Орловский А.О. Кошка

Орловский А.О. Собака

Орловский А.О. Голова лошади

Орловский А.О. Подорожная

ПАМЯТИ ЖИВОПИСЦА ОРЛОВСКОГО

Грустно видеть, Русь святая,
Как в степенные года
Наших предков удалая
Изнемечилась езда.

То ли дело встарь: телега,
Тройка, ухарский ямщик;
Ночью дуешь без ночлега,
Днем же — высунув язык.

Но зато как всё кипело
Беззаботным удальством!
Жизнь — копейка! бей же смело,
Да и ту поставь ребром!

Но как весело, бывало,
Раздавался под дугой
Голосистый запевало,
Колокольчик рассыпной;

А когда на водку гривны
Ямщику не пожалеть,
То-то песни заунывны
Он начнет, сердечный, петь!

Север бледный, север плоский,
Степь, родные облака —
Всё сливалось в отголоски,
Где слышна была тоска;

Но тоска — струя живая
Из родного тайника,
Полюбовная, святая,
Молодецкая тоска.

Сердце сердцу весть давало,
И из тайной глубины
Всё былое выкликало,
И все слезы старины.

Не увидишь, как проскачешь,
И не чувствуешь скачков,
Ни как сердцем сладко плачешь,
Ни как горько для боков.

А проехать ли случится
По селенью в красный день?
Наш ямщик приободрится,
Шляпу вздернет набекрень.

Как он гаркнет, как присвиснет
Горячо по всем по трем, —
Вороных он словно вспрыснет
Вдохновительным кнутом.

Тут знакомая светлица
С расписным своим окном;
Тут его душа девица
С подаренным перстеньком.

Поравнявшись, он немножко
Вожжи в руки приберет,
И растворится окошко, —
Словно солнышко взойдет.

И покажется касатка,
Белоликая краса.
Что за очи! за повадка!
Что за русая коса!

И поклонами учтиво
Разменялися они,
И сердца в них молчаливо
Отозвалися сродни.

А теперь, где эти тройки?
Где их ухарский побег?
Где ты, колокольчик бойкий,
Ты, поэзия телег?

Где ямщик наш, на попойку
Вставший с темного утра,

И загнать готовый тройку
Из полтины серебра?

Русский ям молчит и чахнет,
От былого он отвык;
Русским духом уж не пахнет,
И ямщик уж не ямщик.

Дух заморский и в деревне!
И ямщик, забыв кабак,
Распивает чай в харчевне
Или курит в ней табак.

Песню спеть он не сумеет,
Нет зазнобы ретивой,
И на шляпе не алеет
Лента девицы мило́й.

По дороге, в чистом поле
Колокольчик наш заглох,
И, невиданный дотоле,
Молча тащится, трёх-трёх,

Словно чопорный германец
При ботфортах и косе,
Неуклюжий дилижанец
По немецкому шоссе.

Грустно видеть, воля ваша,
Как, у прозы под замком,
Поэтическая чаша
Высыхает с каждым днем;

Как всё то, что веселило
Иль ласкало нашу грусть,
Что сыздетства затвердило
Наше сердце наизусть,

Все поверья, всё раздолье
Молодецкой старины —
Подъедает своеволье
Душегубки-новизны.

Нарядились мы в личины,
Сглазил нас недобрый глаз,
И Орловского картины —
Буква мертвая для нас.

Но спасибо, наш кудесник,
Живописец и поэт,
Малодушным внукам вестник.
Богатырских оных лет!

Русь былую, удалую
Ты потомству передашь:
Ты схватил ее живую
Под народный карандаш.

Захлебнувшись прозой пресной,
Охмелеть ли захочу,
И с мечтой из давки тесной
На простор ли полечу, —

Я вопьюсь в твои картинки
Жаждой чувств и жаждой глаз,
И творю в душе поминки.
По тебе, да и по нас!

1777, Варшава – 1832, Санкт-Петербург

Художественное образование получил в Варшаве у Ж.П. Норблена, в придворных мастерских М. Баччарелли, а также у миниатюриста В. Лессера и гравера Б. Фолино. Участвовал в восстании Т. Костюшко (1793 - 1795). В 1799 - 1800 был на службе у графа Юзефа Понятовского, с 1801 жил в Литве. В 1802 приехал в Санкт-Петербург. Пользовался покровительством великого князя Константина Павловича; в 1807 по его заказу разрабатывал эскизы мундиров императорского батальона милиции и гвардейских полков. Это обстоятельство определило его положение в Петербурге: последовало много официальных заказов; он стал модным художником. В 1809 был удостоен звания академика ИАХ. С 1819 состоял на службе в военно-топографическом депо Главного штаба рисовальщиком и живописпцем. Одним из первых в России обратился к технике литографии.

Живописец, акварелист, рисовальщик, литограф. Портретист, исполнял пейзажи, произведения на исторические, бытовые, батальные сюжеты. Иллюстратор, карикатурист