Своеобразие литературного процесса первой четверти 20 века. Основные направления русской литературы XX столетия

Литература Серебряного века является достойной продолжательницей века Золотого, его классических направлений и традиций. Она также открывает множество новых литературных течений, художественных приемов, но самое главное – она дала возможность талантливым писателям и поэтам показать свои возможности, проявить свой дар. Смена одной эпохи другой предполагает не только наследование прежних достижений, но и в некоторой степени отрицание старого, его переосмысление. XX порождает абсолютно новые литературные направления, к которым, в частности, относятся: авангардизм, социалистический реализм и модернизм. Прежние художественные системы – как-то реализм и романтизм - все также оставались популярными и востребованными среди читателей.

На развитие литературы XX столетия значительное влияние оказала политическая ситуация в стране, сложившаяся культура, а также различные философские направления – с одной стороны, это были идеи русской религиозной философии, с другой – труды марксистской идеологии в тесной взаимосвязи с большевистской политикой.

Новое политическое устройство и заложенная в нем идея марксизма обусловила жесткую цензуру во всех сферах культурной жизни, в том числе и в литературе. В этой связи она перестает быть единым целым и разделяется на несколько потоков: советская литература, эмигрантская, запрещенная. Читатель того времени не мог и вообразить всех масштабов национальной литературы, направления которой были полностью изолированы друг от друга. К счастью, на сегодняшний день появилась возможность ознакомиться и досконально изучить все богатство и великое разнообразие русской литературы XX столетия.

В процессе становления и развития литературы Серебряного века принято выделять следующие четыре периода:

  1. конец XIX в. – начало XX в.
  2. 20-30-ые годы XX века
  3. 1940-ые гг. – середина 1950-х гг.
  4. середина 50-ых гг. – 1990-ые годы.

Одной из центральных тем литературных произведений того времени является тема Родины, судьбы России, оказавшейся на пересеченье эпох. Особый интерес возникает к проблеме природы человека, вопросу о национальной жизни и национальной характере. Решения данных проблем представляются писателями разных направлений по-разному. Реалисты придерживаются социальных аспектов, а также активно используют конкретно-исторический прием для изучения интересующего их предмета. Данного подхода придерживались такие известные деятели как И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелев и другие.

Писатели-модернисты решали проблему иначе – применяя для этого философские законы, элементы фантастики, тем самым отдаляясь как можно дальше от реалий простой жизни. Символисты в лице Ф. Сологуба и А.Белого также предлагали свои собственные ответы на поставленные в литературе XX века вопросы. Тем же были заняты и представители экспрессионизма в лице Л. Андреева и других известных авторов.

В молодом и бурлящем потоке художественных образов и гениальных идей писательской мысли рождается абсолютно новый герой «непрерывно расту­щий» человек, вынужденный бороться и побеждать в непрекращающейся войне с угнетающей и подавляющей его окружающей средой. Это и есть тот самый классический персонаж Максима Горького – герой социалистического реализма.

XX век ознаменовал собой пик восхождения социальной литературы, в которой чуть ли не каждый аспект социальной жизни имеет глубокий философский смысл и несет глобальный духовный характер.

Основными характерными чертами литературы Серебряного века являются следующие:

Обращение к вечным вопросам: рассуждения о смысле жизни, о месте каждого человека в социуме и всего человечества в целом; сущность национального характера; религия; отношения человека и природы.

Поиск и открытие новых художественных средств и приемов;

Возникновение новых литературных течений, далеких от реализма: модернизм, авангардизм;

Движение к максимальному сближению литературных родов, переосмысление классических видов жанра, придание им нового смысла и содержания.

  • Прыжки - доклад сообщение по физкультуре

    Прыжок можно назвать целым процессом, который протекает в следующем порядке: животное, используя силу своих нижних конечностей, отталкивается от земли, далее передвигается в воздухе на некоторое расстояниеЖизнь и творчество Даниил Гранина

    Даниил Александрович Гранин - известнейший советский писатель и киносценарист. Помимо творческой деятельности Гранин являлся общественный деятель, был награжден как Государственными наградами СССР

Урок 1

Основные литературные направления

Литература XX века

«Ни одна мировая литература не имела столь
безграничного опыта тревог, надежд,
обострённых нравственных исканий, боли за
судьбу родного народа
в час опасности...»
В.А. Чалмаев
Три революции: 1905 года, Февральская, Октябрьская 1917 г.,
Русско-японскую война 1904-1905 гг.

Гражданская война
Сталинские репрессии
Вторая мировая война
Экологические катастрофы

Литература XX века

«Наше время трудновато для пера...»
В.В. Маяковский
«Ни одна мировая литература XX века,
кроме русской, не знала столь обширного
списка безвременно, рано ушедших из
жизни мастеров культуры...»
В.А. Чалмаев
«XX век всех нас переломал...»
М.И. Цветаева

Периодизация литература XX века

Русская литература
Серебряный век (1900 – 1917г.г.)
Первые десятилетия советской литературы (1917
– 1941г.г.)
литература в годы ВО войны (1941 -1945г.г.)
литература середины века (50 – 70-ые годы)
литература 80-90-ых годов
современная литература
Эмигрантская литература (литература русского
зарубежья)

Серебряный век

«Серебряный век – это не столько время и
отдельные творческие личности, сколько
целостное мировоззрение, картина мира,
в которой личность и творчество
едины...»
В.А. Чалмаев
«...писали как жили, жили как писали»
В.А. Чалмаев

Историческая ситуация в России начала XX века

ФИЛЬМ
Задание:
записать основные исторические факты и события

Важнейшие исторические события в России начала 20 века

Три революции: 1905 года,
Февральскую, Октябрьскую 1917 г.,
Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
Первая мировая война 1914-1918гг.,
Гражданская война 1917-1922 гг.
Сталинские репрессии

«Культурный ренессанс»

«Это была эпоха пробуждения в России
самостоятельной философской мысли,
расцвета
поэзии
и
обострения
эстетической
чувствительности,
религиозного беспокойства и искания,
интереса к мистике и оккультизму.
Появились новые души, были открыты
новые источники творческой жизни,
виделись новые зори, соединялись
чувства заката и гибели с чувством
восхода и с надеждой на преображение
жизни»
Н. Бердяев

Основные литературные направления XX века

Критический реализм.
Декаданс.
Модернистские течения:
символизм
акмеизм
футуризм
Социалистический реализм.

Критический реализм (XIX век -начало XX века)

Правдивое, объективное
отображение
действительности в ее
историческом развитии.
Продолжение традиций
русской литературы XIX века,
критическое осмысление
происходящего.
Человеческий характер
раскрывается в органической
связи с социальными
обстоятельствами.
Пристальное внимание к
внутреннему миру человека.

Писатели-реалисты

Максим
Горький
1868-1936
Замятин
Евгений
Иванович
1884-1937
Короленко
Владимир
Галактионович
1853-1921
Андреев
Леонид
Николаевич
1871-1919

Писатели - реалисты

Бунин
Иван
Алексеевич
1870-1953
Куприн
Александр
Иванович
1870-1938
Зайцев Борис
Константинович
1881-1972
Вересаев
Викентий
Викентьевич
1867-1945

Декаданс (кон. 19 - нач. 20 вв.)

От
франц. decadence; от средневекого лат.
decadentia - упадок.
Настроение
пассивности,
безнадежности,
неприятие общественной жизни, стремление
замкнуться в мире своих душевных переживаний.
Оппозиция
к общепринятой «мещанской»
морали.
Культ красоты как самодовлеющей ценности.
Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие
и цинизм, особое «чувство бездны».

Декаданская лирика

Пустынный шар в пустой пустыне,
Как Дьявола раздумие...
Висел всегда, висит поныне...
Безумие! Безумие!
Единый миг застыл – и длится,
Как вечное раскаянье...
Нельзя ни плакать, ни молиться...
Отчаянье! Отчаянье!
Пугает кто-то мукой ада,
Потом сулит спасение...
Ни лжи, ни истины не надо...
Забвение! Забвение!
Сомкни плотней пустые очи
И тлей скорей, мертвец.
Нет утр, нет дней, есть только ночи.
Конец.
З. Гиппиус

Декаданская лирика

Так жизнь ничтожеством страшна,
И даже не борьбой, не мукой,
А только бесконечной скукой
И тихим ужасом полна,
Что кажется - я не живу,
И сердце перестало биться,
И это только наяву
Мне все одно и то же снится.
И если там, где буду я,
Господь меня, как здесь, накажет, -
То будет смерть, как жизнь моя,
И смерть мне нового не скажет.
Д.С. Мережковский

Модернизм (от франц. moderne - современный)

Понятие
«модернизма» применялось ко всем течениям
искусства 20 века, которые не соответствовали канонам
социалистического реализма.
Совокупное
наименование
художественных
тенденций,
утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых
форм творчества, где возобладало уже не столько следование
духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера,
вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя
личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе.
Новые художественные направления обычно заявляли о себе
как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда -
само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на
ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени.

Серебряный век – поэзия начала XX века.

Условное обозначение культурной эпохи в истории
России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и
науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг.
Термин возник по аналогии с «Золотым веком».
Формула «Серебряный век» имела оценочный
характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся
«Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные
черты вторичности, и в то же время утонченности.
Поэты Серебряного века создали новую концепцию
мира и человека в этом мире: не все создаваемое
людьми осознается, есть области, недоступные
аналитическому разуму.

Символизм (1870-1910гг.)

(1870-1910гг.)
Символизм
Выражение идей посредством символов.
«Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ
впечатления.
Внутренний мир личности – показатель общего трагического
мира, обреченного на гибель.
Существование в двух планах: реальном и мистическом.

Старшие символисты

Гиппиус
Зинаида
Николаевна
1869-1945
Кузмин
Михаил
Алексеевич
1875-1936
Бальмонт
Константин
Дмитриевич
1867-1942
Фёдор
Сологуб
1863-1927

Младосимволисты

Андрей
Белый
1880-1934
«Последняя
цель искусства –
пересоздание
жизни.» (А.Блок)
Александр
Александрович
Блок
1880-1921
Иванов
Вячеслав
Иванович
1866-1949

В чем разница?

Старшие не принимали реальность,
проповедовали уход в "вечный" мир по
теории Соловьева; младшие принимали
реальность через преодоление разрыва с
вечностью, путем слияния жизни и
искусства. Для старших символистов поэт мистик, заклинатель; для младших преобразователь жизни. В идеях
младосимволистов больше
просматривалось стремление к вечному,
идеальному.

Валерий Брюсов «Женщине»

Валерий Брюсов
Брюсов
Валерий
«Женщине»
«Женщине»
Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты - женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!

Акмеизм (образов. в 1910 г.)

Акмеизм (образов.
(образов. вв 1910
1910 г.)
г.)
Акмеизм
Производное от греч. «акме» - «острие», «вершина»,
«цветущая сила», «высшая степень».
Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над
всем остальным.
Возврат слову его изначального, не символического
смысла.

Акмеисты

Ахматова
Анна
Андреевна
1889-1966
Мандельштам
Осип
Эмильевич
1891-1938
Гумилёв
Николай
Степанович
1886-1921
Сергей
Городецкий
1884-1967

Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие»

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом
отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Футуризм (начало 1910 г.)

Футуризм
Футуризм
(начало 1910
1910 г.)
г.)
(начало
Перестройка
русской
словесности,
«искусство
будущего» (от латинского fиtиrиm – будущее).
Авангардное течение, отрицающее художественное и
нравственное наследие.
Создание «заумного языка», игра слов и букв.
Любование словом вне зависимости от смысла.
Словотворчество и словоновшество.

Футуристы

Маяковский
Владимир
Владимирович
1893-1930
Бурлюк
Давид
Давидович
1882-1967
Игорь
Северянин
1887-1941
Велимир
Хлебников
1885-1922

Велимир Хлебников «Заклятие смехом»

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что
смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех
усмейных смеячей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных
смеячей!
Смейво, смейво,
Усмей, осмей, смешики, смешики.
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Социалистический реализм (октябрь1917)

Правдивое,
историческиконкретное
изображение
действительности
в
ее
революционном развитии.
Основная
задача:
идейная
переделка
и
воспитание
трудящихся в духе социализма.
Писатель – это «выразитель»,
«представитель», «учитель».
Настоящие герои – борцы за
идею, труженики, честные и
справедливые люди, смелые и
отважные.

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
С.А. Есенин

Вне литературных стилей и направлений

Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет – мелкой,
Миска – плоской.
Через край – и мимо
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
М.И. Цветаева

Вне литературных стилей и направлений

повести
Андрей Платонов
«Епифанские
шлюзы», «Город
Градов» «Река
Потудань»,
«Котлован»,
«Ювенильное море»
«Джан»
романы «Чевенгур»,
«Счастливая
Москва»

Вне литературных стилей и направлений

повести
«Дьяволиада»,
«Роковые яйца»,
«Собачье сердце»
романы «Белая
гвардия», «Мастер и
Маргарита»
пьесы «Кабала
святош», «Дни
Турбиных», «Бег»

Литература начала XX века

«Это время -Серебряный век – выдвинуло
писателей, поразительных по
разнообразию, смелости, остроте
видения жизни и одухотворённости
чувства... Они во многом проделали
работу, которая была необходима России
для её самопознания в наступивший
переломный момент истории»
Л.Б. Воронин

Литература начала XX века

На рубеже веков русская литература переживала расцвет,
сравнимый по яркости и многообразию талантов с
блистательным началом 19 века.
Это период интенсивного развития философской мысли,
изобразительного искусства, сценического мастерства.
В литературе развиваются различные направления.
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе
три литературных течения - символизм, акмеизм и
футуризм, которые составили основу модернизма как
литературного направления.
Литература серебряного века явила блестящее созвездие
ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых
являл собой огромный творческий пласт, обогативший не
только русскую, но и мировую поэзию XX века.

XX столетие - самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры, в том числе и литре. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:

Политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями,

Усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,

Отрицание литературных традиций,

Интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу,

Слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей,

Стремление к жанру эссе.

В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода:

1)1917-1945гг.

2) после 1945г.

Особенности лит-ры 20 века:

1. Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений - реализма и модернизма.

Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).

Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д Джойса и Ф. Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.

Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции (Ж- П. Сартр, А Камю).

Особенностями этого направления являются:

Утверждение «чистого» немотивированного действия,

Утверждение индивидуализма,

Отражение одиночества человека во враждебном ему абсурдном мире.

Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций.

У Джойса самый известный роман – «Улисс». Действие происходит в 1 день, с утра до глубокой ночи. Важный объект – город Дублин. Немолодой семейный человек уходит из дома, проводит день вне дома. Этот день уподобляется странствиям Одиссея. События мифа, переиначенные, образуют подводное течение романа. Так в литературу вошёл неомифологизм.


Неомифологизм имеет разные проявления. С 1 стороны это возвращение в литературу сюжетов, связанных с древними мифами, и иногда прошедших через массу новых усвоений («Антигона» Жана Ануя – сюжет тот же, но косметика, кофе…). С другой стороны мифологический сюжет может стать частью текста не специально. Например, Гарсиа Маркес «100 лет одиночества» – мотив потопа, мотив первородного греха – за сердце Урсулы соревновались 2 молодых человека. Хосе Аркадио убивает соперника. Живут почти в раю, в Мокондо. С другой стороны Урсула и Хосе Аркадио близкие родственники и она боится вступать с ним в любовную связь, т. к.думает, что родится уродливый ребёнок. Смерть приходит вместе с девочкой, которая приносит кости предков в мешочке. У всех безумие, потеря памяти. Эсхатологический мотив – конец мира – цыган, который привозил невиданные мысли, оставляет книгу. Сказано, что её прочтёт последний в роду Буэнди, и в конце буря сметает Мокондо с лица земли, а читал обо всём, что было раньше.

3.Утопическая и антиутопическая тенденции - связаны с реальным историческим опытом в 20 веке. Утопия в своей разновидности технократической утопии (соц проблемы решаются путем ускорения научно-технического прогресса)ь - Олдос Хаксли "Остров", Иван Ефремов "Туманность Андромеды". Антиутопии - Замятин "Мы", Платонов "Чевенгур, Набоков "Приглашение на казнь" Оруэлл "1984" - В романе Оруэлла до невыносимой напряженности доведены черты полицейского тоталитарного государства, каким он видел Советский Союз – но действие романа происходит в Лондоне.

4.Роман в 20 веке - Из жанров остается роман, но меняется его жанровая палитра. Он становится разнообразнее, использует другие жанровые разновидности. Происходит взаомопроникновение жанров. В 20 веке структура романа теряет свою нормативность. Происходит поворот от социума к личности, от пиитического к индивидуальному, доминирует интерес к субъекту. Появляется субъективная эпопея (Пруст) – в центренаходится индивидуальное сознание и оно является объектом исследования.

5.Сказать о том, что весь лит-ый процесс наполнен сложной субъектно-ритмической и пространственно-временной организацией.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века. вводный урок литературы в 11 классе

2 слайд

Описание слайда:

«Ни одна мировая литература не имела столь безграничного опыта тревог, надежд, обострённых нравственных исканий, боли за судьбу родного народа в час опасности...» В.А. Чалмаев Три революции: 1905 года, Февральская, Октябрьская 1917 г., Русско-японскую война 1904-1905 гг. Первая мировая война 1914-1918гг., Гражданская война Сталинские репрессии Вторая мировая война Экологические катастрофы Литература XX века

3 слайд

Описание слайда:

«Наше время трудновато для пера...» В.В. Маяковский «Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...» В.А. Чалмаев «XX век всех нас переломал...» М.И. Цветаева Литература XX века

4 слайд

Описание слайда:

Периодизация литература XX века Русская литература Серебряный век (1900 – 1917г.г.) Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г.г.) литература в годы ВО войны (1941 -1945г.г.) литература середины века (50 – 70-ые годы) литература 80-90-ых годов современная литература Эмигрантская литература (литература русского зарубежья)

5 слайд

Описание слайда:

Серебряный век «Серебряный век – это не столько время и отдельные творческие личности, сколько целостное мировоззрение, картина мира, в которой личность и творчество едины...» В.А. Чалмаев «...писали как жили, жили как писали» В.А. Чалмаев

6 слайд

Описание слайда:

Историческая ситуация в России начала XX века Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

7 слайд

Описание слайда:

Важнейшие исторические события в России начала 20 века? Три революции: 1905 года, Февральскую, Октябрьскую 1917 г., Русско-японскую войну 1904-1905 гг. Первая мировая война 1914-1918гг., Гражданская война Сталинские репрессии

8 слайд

Описание слайда:

«Культурный ренессанс» «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» Н. Бердяев

9 слайд

Описание слайда:

Литературная полифония Что есть искусство? Какова роль искусства в обществе? Каково влияние искусства на человека? Какова связь искусства с жизнью? Каким должно быть искусство будущего? Каким должен быть творец?

10 слайд

Описание слайда:

Основные литературные направления XX века Критический реализм. Декаданс. Модернистские течения: символизм акмеизм футуризм Социалистический реализм.

11 слайд

Описание слайда:

Критический реализм (XIX век -начало XX века) Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

12 слайд

Описание слайда:

Декаданс (кон. 19 - нач. 20 вв.) От франц. decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок. Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний. Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали. Культ красоты как самодовлеющей ценности. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны».

13 слайд

Описание слайда:

Декаданская лирика Пустынный шар в пустой пустыне, Как Дьявола раздумие... Висел всегда, висит поныне... Безумие! Безумие! Единый миг застыл – и длится, Как вечное раскаянье... Нельзя ни плакать, ни молиться... Отчаянье! Отчаянье! Пугает кто-то мукой ада, Потом сулит спасение... Ни лжи, ни истины не надо... Забвение! Забвение! Сомкни плотней пустые очи И тлей скорей, мертвец. Нет утр, нет дней, есть только ночи. Конец. З. Гиппиус

14 слайд

Описание слайда:

Декаданская лирика Так жизнь ничтожеством страшна, И даже не борьбой, не мукой, А только бесконечной скукой И тихим ужасом полна, Что кажется - я не живу, И сердце перестало биться, И это только наяву Мне все одно и то же снится. И если там, где буду я, Господь меня, как здесь, накажет, - То будет смерть, как жизнь моя, И смерть мне нового не скажет. Д.С. Мережковский

15 слайд

Описание слайда:

Модернизм (от франц. moderne - современный) Понятие «модернизма» применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма. Совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе. Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда - само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени.

16 слайд

Описание слайда:

Серебряный век – поэзия начала XX века. Условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг. Термин возник по аналогии с «Золотым веком». Формула «Серебряный век» имела оценочный характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся «Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты вторичности, и в то же время утонченности. Поэты Серебряного века создали новую концепцию мира и человека в этом мире: не все создаваемое людьми осознается, есть области, недоступные аналитическому разуму.

17 слайд

Описание слайда:

Символизм (1870-1910гг.) Выражение идей посредством символов. «Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ впечатления. Внутренний мир личности – показатель общего трагического мира, обреченного на гибель. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

18 слайд

Описание слайда:

Валерий Брюсов «Женщине» Ты – женщина, ты – книга между книг, Ты – свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг. Ты - женщина, ты – ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток. Ты – женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты – в наших безднах образ божества! Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся – от века – на тебя!

19 слайд

Описание слайда:

Акмеизм (образов. в 1910 г.) Производное от греч. «акме» - «острие», «вершина», «цветущая сила», «высшая степень». Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над всем остальным. Возврат слову его изначального, не символического смысла.

20 слайд

Описание слайда:

Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие» Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь.

21 слайд

Описание слайда:

Футуризм (начало 1910 г.) Перестройка русской словесности, «искусство будущего» (от латинского fиtиrиm – будущее). Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие. Создание «заумного языка», игра слов и букв. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

22 слайд

Между столетиями принято считать ее «серебряным веком» (в продолжение пушкинского «золотого века»). Реформы начала 20 столетия, столкновение разных культур и жизненных укладов не могли не отразиться на настроениях творческой интеллигенции. Многих авторов уже не устраивает описание и разбор социальных проблем, большинство писателей начинает задумываться о вечных вопросах жизни и смерти, существовании добра и зла. Значительное влияние на культуру этих времен оказала религия, религиозная тема становится одной из основополагающих тем произведений многих писателей. Русская литература 20 века развивается в новых исторических условиях, что не может не оказать на нее влияния. Творческая интеллигенция этого времени понимает, что грядущие перемены в жизни страны, а значит, и в их жизни неизбежны. Одни ждут их с радостью и надеждой, другие - с трепетом и ужасом, который передается читателю в момент прочтения их произведений.

Революция 1917 года делит всю литературу России тех лет на два лагеря: «пролетарскую» литературу и творчество русских эмигрантов. Ярким представителем последнего является Владимир Набоков, в большинстве произведений которого четко прослеживается тоска по родине.

Русская литература 20 века дала нашей стране и миру в целом большое количество гениев слова. Это касается в первую очередь поэзии. К поэтам «серебряного века» относятся: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Блок и т.д. К первым представителям советской литературы относятся Есенин и Маяковский. Основоположником так называемой антисоветской литературы считается Александр Блок, написавший в те годы поэму «Двенадцать».

Русская литература 20 века представлена тремя основными направлениями: реализм, литературный авангард и модернизм, каждое из которых подразделяется еще на несколько направлений. Так, модернизм положил начало развитию акмеизма и символизма. Яркими представителями последнего были: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Андрей Белый, Александр Блок. Основоположниками русского литературного акмеизма считаются Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев.

Одним из наиболее интересных направлений литературного искусства первых десятилетий 20 века является возрождение подзабытых романтических форм. Творчество поражает воображение бесконечным полетом фантазии и мечтательностью. Работы революционных рабочих поэтов пишутся в ключе особой, новой романтики пролетариата. Поэты Нечаев, Привалов, Тарасов в своих баснях, призывах и маршах поэтизируют героический подвиг, добавляя в них ярких красок описанием зарева, пожаров, заката, багровой зари.

С началом Великой Отечественной Войны множество оказалось на полях сражений. Произведения этого периода времени были написаны искрометным языком, их основной идеей была борьба с фашизмом. Непременно стоит отметить патриотические стихи Ахматовой, Твардовского, Тихонова. В период войны писатели все чаще обращаются к самому оперативному жанру литературы: очеркам, рассказам, репортажам и памфлетам.

Русская литература второй половины 20 века представлена сразу несколькими жанрами, на становление которых огромное влияние оказали: сталинизм, «оттепель», застой, перестройка. Литература России пережила на своем пути огромное количество трудностей, временами испытывая опеку государства, временами находясь практически полностью под его запретом. Сегодня русская литература 20 века признана во всем мире, произведениями советских авторов зачитываются далеко за рубежом, по ним снимают художественные фильмы, ставят пьесы в театрах. Человек, ни разу не читавший в своей жизни Шолохова, Булгакова, поистине потерял очень многое…