Внеклассные мероприятия по литературе в игровой форме. Внеклассное мероприятие по литературе. Композиции и викторины по литературе

Внеклассное мероприятие по литературе.

Устный журнал

« Всё живое – рядом!»

Учитель русского языка и литературы

Зарипова Нафиса Мунировна,

2013

Тема Внеклассное чтение. Устный журнал. Всё живое рядом! (для учащихся 6-8-х классов)

Цели:

Заинтересовать детей проблемами экологии своей улицы, поселка, города;

Учить детей быть чуткими, добрыми, внимательными;

- обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся о природе, экологии.

Форма проведения: устный журнал

Оформление: Книга-раскладушка, сделанная из больших листов ватмана, состоящая из страниц, каждая из которых имеет свое название.

1.Поэтическая

2.Творческая

3.Корреспондентская

4. Литературная

5.Вопросительная

Добрый день, дорогие ребята. Всем известно, какой это удивительный мир – леса, реки, моря, небо, солнце, животные, птицы. Все это – природа. Наша жизнь неотделима от нее. Она щедра и бескорыстна, она дает нам для жизни все и требует от нас уважительного отношения к себе. У поэта Якова Акима есть замечательные стихи о нашей планете:

Есть одна планета – сад,

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету-

Ведь другой, похожей, нету!

1-я страница.

« Поэтическая»

Вся наша жизнь связана с природой. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушает пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек и величественной громадой гор!

(учащиеся слушают запись «Голоса птиц»).

. Чтение учащимися стихов.

1." Запах розы и жасмина"

Запах розы и жасмина,
Трепет листьев, блеск луны...
Из открытых окон льется
Песня южной стороны...
И томят и нежат душу
Эта ночь и песня мне;
Что затихло, что заснуло -
Снова будят в ней оне.
И нежданно встрепенулась
Вереница давних грез;
А казалось, что навеки
Эти грезы рок унес;
И что все, чем в молодые
Дни душа была полна,
Поглотила невозвратно
Жизни мутная волна!
Но опять потухший пламень
Загорается в крови,
И опять раскрылось сердце
Для восторга и любви!
Пахнут розы и жасмины,
Серебримые луной...
И поет, поет о счастье
Чей-то голос молодой!..

"Поле"

Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним;
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
Один я... И сердцу и думам свобода...
Здесь мать моя, друг и наставник - природа.
И кажется жизнь мне светлей впереди,
Когда к своей мощной, широкой груди
Она, как младенца, меня допускает
И часть своей силы мне в душу вливает.

"Лес"

Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.
Как я любил, когда порой,
Краса угрюмая природы,
Ты спорил с сильною грозой
В минуты страшной непогоды,
Когда больших твоих дубов
Вершины темные качались
И сотни разных голосов
В твоей глуши перекликались...
Или когда светило дня
На дальнем западе сияло
И ярким пурпуром огня
Твою одежду освещало.
Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пестрою грядою.
И вот я снова прихожу
К тебе с тоской моей бесплодной,
Опять на сумрак твой гляжу
И голос слушаю свободный.
И может быть, в твоей глуши,
Как узник, волей оживленный,
Забуду скорбь моей души
И горечь жизни обыденной.

- Стихи о природе – воспевают красоту и неповторимость нашей планеты, ее разнообразие и великолепие. Бескрайние леса и степи, заснеженные вершины, завораживающая игра воды и света и неповторимый рассвет.

2-я страница

« Творческая»

- Ведь для насыщенной жизни человека ему необходимо, как воздух, приобщение к прекрасному и, тихие успокаивающие звуки реки и, воздух, наполненный ароматами утра и, умиротворяющие краски зари, вселяющие в сердце мир и покой. Ничто не может сравниться с состоянием человека, который попадает в этот мир благозвучия и нирваны, при этом мечты и мысли становятся глубже и острее.

Сочинения учащихся.

«Человек и природа»

Я живу в поселке городского типа Нижняя Мактама Альметьевского района Республики Татарстан и часто с родителями приезжала в гости к бабушке в деревню Сугушлы Лениногорского района.

Деревня расположена в ложбине гор. Мы часто поднимались на гору, особенно летом. Вид деревни с высоты красив, чист и много зелени. На вершине поляна. На ней росли ромашки, колокольчики и много других цветов. Часто видели и слушали свист сусликов. Собирали землянику. Текла чистая горная родниковая вода. Вся деревня приходила за целебной водой.

На зеленой траве, ближе к домам, паслись маленькие телята, овцы, гуси. Правда их с каждым годом становилось мало. Пахло приятным чистым деревенским запахом.

Сейчас все выглядит совсем не так, как раньше: поляна исчезла, люди сделали карьер, каменоломни. проложили дорогу через поляны. Водители из машин выкидывают на поляны бутылки, мешки, пакеты и много разного мусора. Встречается много масляных пятен, где трава уже не вырастет, воздух стал не чистый, постоянно пахнет то газом, то бензином. Она пожелтела и на нее больно смотреть. Ягоды теперь не растут, цветов нет. Красивая поляна погибла, почему-то люди забыли о той красоте природы.

Я думаю, что человек должен охранять и беречь природу. Может быть так, что при небрежном отношении человека к природе исчезнут сначала все животные, а потом и мы…

Ученица 8б класса Хайруллина Гузель.

Люди или планета?

Люди используют техническое превосходство над другими организмами. Они используют в своих нуждах разнообразные ресурсы планеты, загрязняют атмосферу, разрушают озоновый слой, вырубают леса, убивают животных. Они уничтожают планету! Можно ли перевоспитать людей? Это слишком сложно!

Вывод: полное уничтожение нашего вида приведёт планету в норму.

Ученица 8б класса Ханипова Алина.

Когда-нибудь…

Мы не бережём тот мир, который у нас есть. Мы знаем о существовании «Красной книги», однако, продолжаем убивать животных и губить растения. Когда отдыхаем на природе, забываем тушить костры, от которых в дальнейшем страдают гектары леса и сотни животных.

Люди не оберегают природу, не умеют наслаждаться её красотой, не понимают её значимости. Если бы мы относились бережнее к природе! Возможно, когда-нибудь человек научится это делать. Ключевое слово «когда-нибудь»…

Тухбатов Артур 8 класс

Друзья наши меньшие.

Как можно не любить животных? Разве есть такой человек, который не умилится при виде мохнатого комочка с любопытным мокрым носом? Любое животное для нас останется навсегда ребенком, полностью зависимым, беззащитным. Домашнее животное становится членом семьи, его любят и балуют. Бездомное - обречено.

В нашем поселке много бездомных собак и кошек - жертв человеческой жестокости, ведь многие выгоняют домашних животных на улицу, выбрасывают, словно ненужную вещь. Оказавшись на улице, они становятся опасны.

Мы конечно их прикармливаем, многие голодны. Но приюта для них нет. Как оказать посильную помощь в решении этой проблемы? Нарисовали рисунки и приклеили на доски объявлений «Ты в ответе за тех, кого приручил!»

У меня есть домашний питомец - собачка Умка, жизнь и счастье которой полностью зависит от меня. Она дарит мне беззаветную любовь, преданность и дружбу. Хочется сказать всем людям: «Не предавайте своих друзей!»

Ученик Харрасов Амир, 6а класс.,

Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а вы, ребята, должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать их от объектов неживой природы. Такие знания в процессе общения с природой обеспечивают вам понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений.

3-я страница

«Корреспондентская»

- По мере развития общества экология все больше приобретает социальное значение. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей. От проблемы “организм – среда” экология подошла к проблеме “человек – природа”.

Чтение статей учащихся .

Дорогая редакция газеты « Знамя труда»!

Как вам известно, что наш поселок Нижняя Мактама с 11-ти тысячным населением находится в промышленном районе города Альметьевск. Как не нам, молодым, не беспокоиться о дальнейшей судьбе поселка. Мы её хотим видеть красивой, чистой. Дышать хотим свежим воздухом.

А воздух требует быть лучше. Часто по утрам и вечерам пахнет газом. На улицу выйти невозможно. Недалеко от нас находится газоперерабатывающий завод. Вот и завод делает выбросы газа. Отсюда и болезни.

О бережном отношении к природе

Природа окружает человека с момента рождения до последнего дня жизни. И ныне, при высоком уровне развития цивилизации, жизнь людей по-прежнему подчинена биологическим законам.

Человек находится внутри природы и принадлежит ей. Природа была и остается кормилицей человечества, ее ресурсы служат основным источником его жизненных сил.

Сегодня в некоторых частях планеты катастрофически ухудшаются условия жизни под влиянием загрязнений атмосферы, водоемов и почвы. Постоянно отмечается также увеличение числа различных вредных раздражителей влияющих и на человека, и на окружающий мир.

Прав певец русской природы К. Г. Паустовский, утверждавший, что современному человеку, всем нам нужны корабельные леса, полноводные реки, океаны целебного воздуха, богатые сады и цветущие луга. Нам нужны свежие озера, звонкие родники, птичьи стаи, тянущиеся в туманном небе над золотеющими осенними рощами, пересвист птиц, сияние ночных созвездий в бездымном небе и широкие яркие радуги - предвестники тучных урожаев.

В нашей стране заповедные места известны с XI-XII веков. В современном мире охрана природы - понятие сложное. Это и государственная политика, и общественное движение, и отрасль практики, и новая наука. Помните, что от рождения в человечке заложен огромный потенциал любви к природе...

Так давайте же развивать его в себе, давайте заботиться и любить родительницу всего живого, жить в гармонии и с растениями, и с братьями нашими меньшими!

А как заключение, можно взять замечательное стихотворение А. Усачева:

Беги, жучок,

Сверчи, сверчок,

И бабочка - лети...

Я обижать не буду вас,

Счастливого пути!

4-я страница

«Литературная»

- «Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы сокровища эти надо охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»,- писал М.М.Пришвин.

Чтение учащихся отрывков о природе из художественных произведений.

«Серая шейка»

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

"Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом". Мамин-Сибиряк « Серая шейка»

«Лес осенью»

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

«Добрая девочка»

К.В. Лукашевич

Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны…

«Здравствуй, зима!»

Шолохов Михаил Александрович

Итак, она пришла, долгожданная зима! Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь покрыты белым снегом, и солнце переливается в нем слепящим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»

«Утренние лучи»

Ушинский Константин Дмитриевич

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и - зум-зум-зум! - полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

5-я страница

« Вопросительная»

Экология - тема и важная, и сложная. Здоровье, самочувствие, благополучие человека находятся в тесной взаимосвязи с состоянием окружающей среды. Поэтому информация об экологии воспринимается населением обостренно.

Выступления учащихся

Атмосфера

Быстрое и обширное развитие промышленности в советские времена оставило Республике Татарстан тяжелую экологическую ситуацию на большей части своей территории.

нефтяная промышленность, химические и машиностроительные производства, строительный комплекс, сельское хозяйство, увеличение количества автотранспорта являются причиной повышенного уровня загрязнения атмосферного воздуха в республике, причем за последнее десятилетие последний фактор стал доминирующим.

Проблема наиболее выражена в крупных городах, таких как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма и Заинск. На сегодняшний день уровень загрязнения в атмосфере столицы республики характеризуется как «высокий», а в Набережных Челнах и Нижнекамске - как «очень высокий».

Водные пространства

Проблема чистой воды актуальна во всем мире. Татарстан – одно из самых социально-экономических развитых регионов страны. Также республика является самым многоводным субъектом в бассейне Волги.

Качество поверхностных вод Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ, крупных рек Татарстана характеризуется как «грязные» 4«а» класса.

В Татарстане для питья используется вода из поверхностных и подземных источников. 80 процентов населения Казани пьют воду из Волги. Крупнейшее в Европе Куйбышевское водохранилище на этой реке является главным питьевым резервуаром для столицы.

Из-за предприятий нефтедобычи в Альметьевском, Бавлинском, Октябрьском районах, из-за сахарного завода в Буинске происходит быстрое загрязнение подземных вод на этих территориях.

Не меньшая проблема для республики – загрязнение почвы пестицидами, солями тяжелых металлов, нефтешлаками.

В местах добычи нефти отмечается сильное загрязнение почвы, превышающее фоновое содержание от 10 до 100 раз.

стих. ученицы Хабибуллиной Камиллы на стихи В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

« Что такое хорошо и что такое плохо в экологии?»

Крошка-сын пришел к отцу

И спросила кроха:

«Мусор – это хорошо

Или это плохо?

На колени посадив

Своего сыночка,

Папа здраво рассудил:

« Должен знать и точка!

Если мусор не убрать

Из дворов и скверов,

Негде будет вам играть –

Это будет скверно!

Вот завод большой дымит,

В реку льёт отходы.

Вот вода уже «кипит»-

Это очень плохо.

Если ты в лесу прошёл

Не сломав ветки,

Это очень хорошо

И сове и белке.

Если на трубе порыв,

Нефть течет по полю,

Это, парень, как нарыв,

Хуже всякой боли.

Если сделал ты добро

Людям и животным,

Это, друг мой, хорошо,

Будет мир добротным!

Помни это,каждый сын,

Знай, любой ребенок,

Как природу защитить,

Надо знать с пеленок

Знает каждый гражданин

« Береги природу!».

Это лозунг как один

Мы возьмём в работу.

Экология, сынок,

Важная наука.

Коль усвоил ты урок,

Это очень круто!

Мальчик радостный пошёл

И решила кроха:

« Буду делать хорошо,

И не буду плохо!»

Итог. Вот и кончились странички нашего экологического журнала. Всё, что нас окружает, живое! Я хочу ещё раз напомнить вам: любите природу, берегите её и охраняйте!

Ведущий 1 В истории каждой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые люди выходят на историческую арену, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории. 190 лет отделяют нас от сурового студеного дня, когда лучшие сыны России вышли на Сенатскую площадь, чтобы ценою жизни своей разбудить крепостную Россию. «Сенатская площадь» и «Черниговский полк» стали историко-культурными символами. Достаточно произнести эти словосочетания и испытываешь смешанные чувства: гордость и грусть, первое- за сознательное выступление за свободу, второе- за первое трагическое поражение.

Ведущий 2 : Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге было подавлено. По приговору Верховного уголовного суда пятеро декабристов(П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев- Апостол, М. Бестужев- Рюмин, П. Каховский) в ночь на 13 июля 1826 года были повешены. 25 человек сосланы на вечную каторгу, десятки декабристов на каторжные работы сроком на 20 лет. Цена, которую заплатили первые революционеры за попытку преобразовать Россию, оказалась очень высока. Мрачные и сырые казематы Петропавловской крепости, каторга и многолетняя ссылка.

Ведущий 1: И вскоре одна за другой по тому же бесконечному сибирскому тракту направились жены декабристов

Ведущий 1 :стих

Ведущий 2 :стих

Ведущий 1 Как молоды они были тогда,как обаятельно женственны…

Слайд 4 Песня и видео из к/ф «Адмиралы»- «Любовь и разлука»

Слайд 5 Трубецкая

Ведущий1 : Первой выехала в Сибирь двадцатилетняя дочь графа Лаваля, Екатерина Ивановна Трубецкая.

Сцена разговора с царем (согласна,согласна…)

Сцена1

Николай 1 . Жена, следуя за своим мужем, становится причастной к его судьбе, теряет прежние звания, делается женой ссыльнокаторжного.

Княгиня Трубецкая: согласна

Николай1: дети, которые приживутся в Сибири, поступят в заводские крестьяне.

Княгиня: согласна

Николай 1: ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять невозможно

Княгиня: согласна

Николай1: не искать свиданий с мужем, за исключением двух раз в неделю, не передавать мужу никаких вещей, денег, бумаг, чернил. Никому не писать, не отправлять, не получать писем

Княгиня: согласна

Николай1: свидание с мужем лишь в арестантском платье

Княгиня: согласна

Николай1: ежели преступники уголовные, жуткие люди, погрязшие в пороке, надругаются над вами или же убьют, власти ответственности не несут.

Княгиня: согласна. Я готова пройти семьсот верст, которые отделяют меня от мужа, по этапу плечом к плечу с каторжниками. Прошу - отправьте меня сегодня же!

Трубецкая : Уже известно Вашему превосходительству желание моё разделить участь несчастного мужа моего. Повторяю Вам, что отказываюсь от всех земных благ и с чистой и спокойной совестью, добровольно передаю себя унижениям, бедности и всем ниспосланным трудностям горестного существования.

Ведущий 1:

Покоен, прочен и легок

На диво слаженный возок,

Сам граф - отец не раз, не два

Его попробовал сперва,

Шесть лошадей в него впрягли,

Фонарь внутри его зажгли.

Сам граф подушки поправлял,

Медвежью полость в ноги стлал

Творя молитву, образок

Повесил в правый уголок

И - зарыдал…

Княгиня - дочь

Куда - то едет в эту ночь…

Сцена прощания с отцом

Трубецкая

«Да, рвем мы сердце пополам

друг другу, но, родной,

Скажи, что ж больше делать нам?

Поможешь ли тоской!

Один, кто мог бы нам помочь

Теперь… Прости, прости!

Благослови родную дочь

И с миром отпусти!

Бог весть, увидимся ли вновь,

Увы, надежды нет!

Прости и знай, твою любовь,

Последний твой завет

Я буду помнить глубоко

В далекой стороне…

Не плачу я, но не легко

С тобой расстаться мне!

О, видит бог! Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет…Прости, родной!

Напрасных слов не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь…

Гордись - я дочь твоя

Ведущий 1 : Через две недели было получено разрешение. В Красноярске сломалась карета, заболел провожатый. Княгиня продолжает путь одна, в тарантасе. В Иркутске губернатор долго запугивает ее, требует еще раз письменного отречения от всех прав.

Сцена разговора с губернатором

В Нерчинск! Закладывать скорей!

Пришел я - встретить вас.

Велите ж дать мне лошадей!

Прошу помедлить час. Дорога наша так дурна,

Вам нужно отдохнуть...

Благодарю вас! Я сильна...

Уж недалек мой путь...

Все ж будет верст до восьмисот,

А главная беда: Дорога хуже тут пойдет,

Опасная езда!.. Два слова нужно вам сказать

По службе, - и притом

Имел я счастье графа знать,

Семь лет служил при нем.

Отец ваш редкий человек

По сердцу, по уму,

Запечатлев в душе навек

Признательность к нему,

К услугам дочери его

Готов я... весь я ваш...

Но мне не нужно ничего!

(Отворяя дверь в сени.)

Готов ли экипаж?

Покуда я не прикажу,

Его не подадут...

Так прикажите ж! Я прошу...

Но есть зацепка тут:

С последней почтой прислана

Что же в ней: Уж не вернуться ль я должна?

Да-с, было бы верней.

Нет... не решусь я утверждать...

Но путь еще далек...

Так что же даром и болтать!

Готов ли мой возок?

Нет! Я еще не приказал...

Княгиня! здесь я - царь!

Садитесь! Я уже сказал.

Что знал я графа встарь,

А граф... хоть он вас отпустил,

По доброте своей,

Но ваш отъезд его убил...

Вернитесь поскорей!

Нет! что однажды решено

Исполню до конца!

Мне вам рассказывать смешно,

Как я люблю отца,

Как любит он. Но долг другой,

И выше и святей,

Меня зовет. Мучитель мой!

Давайте лошадей!

Позвольте-с. Я согласен сам,

Что дорог каждый час,

Но хорошо ль известно вам,

Что ожидает вас?

Бесплодна наша сторона,

А та - еще бедней,

Короче нашей там весна,

Зима - еще длинней.

Да-с, восемь месяцев зима

Там - знаете ли вы?

…Поверьте, вас не пощадят,

Не сжалится никто!

Пускай ваш муж - он виноват...

А вам терпеть... за что?

Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

Быть так! Вас не спасешь, увы!..

Но знайте: сделав этот шаг,

Всего лишитесь вы!

"Да что же мне еще терять??

За мужем поскакав,

Вы отреченье подписать

Должны от ваших прав!

Нет! ими я не дорожу,

Возьмите их скорей!

Где отреченье? Подпишу!

И живо - лошадей!..?

Бумагу эту подписать!

Да что вы?.. Боже мой!

Ведь это значит нищей стать

И женщиной простой!

Я отпустить не вправе вам,

Княгиня, лошадей! Вас по этапу поведут

С конвоем...

Зачем бы разом не сказать?..

Уж шла бы я давно...

Велите ж партию сбирать

Иду! мне все равно!..

Простите! да, я мучил вас,

Но мучился и сам,

Но строгий я имел приказ

Преграды ставить вам!

Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас...

Я вас в три дня туда домчу...

(Отворяя дверь, кричит.)

Эй! запрягать сейчас!..

Ведущий 2: Екатерина Ивановна Трубецкая была дочерью графа Ивана Степановича Лаваля,. Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями. Дворец Лавалей на Английской набережной блистал изысканной красотой и роскошью убранства. Современников поражало великолепие баллов, которые давались в этом доме. На них бывала вся петербургская знать, император Александр I

Слайд 6 Кавалергарды

Слайд 7 Сибирь, рудники…

Трубецкая : Приехав в Нерчинск, я сняла маленькую избушку напротив каторжной тюрьмы. Избушка настолько мала, что ляжешь головой к стене - ноги упираются в двери, проснёшься утром - волосы примёрзли к стене. Я ограничила своё питание - суп и каша на обед, завтраки и ужины отменялись вообще.

Ведущий 1 Прошло 13 лет жизни в тюремных казематах. К тому времени семья состояла из трёх дочерей и маленького сына. В 1839 году закончился срок каторги декабристов, осужденных по первому разряду. Но царь не выпускал их. Семья поселилась в небольшом селе Оеке близ Иркутска.Тяжёлые годы ссылки подорвали здоровье княгини.

Вынести лампаду

Ведущий 2 Дом Трубецких со смертью княгини стоял, как мёртвый. В 1856 году Трубецкому разрешили выехать в Россию. Когда он уезжал, его провожал почти весь город. В Знаменском монастыре, где были погребены его жена и дети, князь простился с дорогой могилой и отбыл из Сибири, но всюду ему было неуютно и, прожив всего шесть лет после смерти жены, князь скончался.

Слайд 8 Волконская

Ведущий 1 : Вслед за княгиней Е.И.Трубецкой глубокой тёмной ночью покидала родные края молодая, совсем ещё юная княгиня Мария Николаевна Волконская.

Волконская : «Я узнала о твоем аресте, милый друг. Я не позволяю себе отчаиваться… Какова бы ни была твоя судьба, я ее разделю с тобой, я последую за тобой в Сибирь, на край света, если это понадобится, - не сомневайся в этом ни минуты, мой любимый Серж.

Ведущий2 : Ее муж был осужден на вечную каторгу.

Волконская: Простите, родные! Мне сердце давно Моё предсказало решенье. И верю я твёрдо: от Бога оно! А в вас говорит сожаленье. Да, ежели выбор решить я должна Меж мужем и сыном - не боле, Иду я туда, где я больше нужна, Иду я к тому, кто в неволе! Я сына оставлю в семействе родном, Он скоро меня позабудет. Пусть дедушка будет малютке Отцом, Сестра ему матерью будет. Он так ещё мал! А когда подрастёт И страшную тайну узнает, Я верю: он матери чувство поймёт И в сердце её оправдает!

Я ехала день и ночь. Примчавшись в Нерчинские рудники, не глядя, подписала всё, что от меня требовали, отреклась от всего и просила лишь одного - скорейшего свидания с мужем.

Сцена встречи с мужем (Песня «Жены декабристов») 1-2 куплета

Сцена Волконской с мужем (можно под «Аве Мария») под тихую музыку

Волконская(набрасывая черный платок) : январским днем 1828 года в Петербурге умирает мой маленький сын Николай. Мой отец попросил Пушкина написать эпитафию к надгробию моего сына. Вскоре Пушкин написал:

В сиянье, в радостном покое,

У трона вечного творца,

С улыбкой он глядит в изгнание земное,

Благословляет мать и молит за отца.

Смерть сына была для меня огромной потерей. Ничто не могло меня успокоить. Единственное мое утешение - мой родной, мой бедный Сергей.

Вскоре новое горе постигло меня - умирает мой отец. Перед смертью он все - таки простил меня. Перед смертью рядом с ним был мой портрет. Глядя на него, батюшка сказал:»Это самая удивительная женщина, которую я знал». 1830 год…август… Умирает моя крохотная дочка Софья, не прожив и одного дня. Но я нахожу в себе силы жить. Жить ради любимого человека.

Ведущий 2: 30 лет прожила на каторге и ссылке Мария Николаевна Волконская. Скончалась она в 1963 году, когда ей было 53 года.

Музыка «Аве Мария»

Слайд 9 Муравьева

Ведущий 1 : Фонтанка, 25. Море света, гремит музыка, бал. Среди танцующих Александра Муравьева, жена автора Конституции Северного общества - Никиты Муравьева.

Александра : С первой минуты, как я увидела Никиту, с первого свидания, с первого поцелуя хранила я в сердце радостное ощущение не проходящей влюбленности.

Слайд 10 Песня- видео «Не обещайте деве юной»

«Находящегося в отпуске капитана Гвардейского Генерального штаба Николая Муравьева арестовать!» — прозвучали гневно слова Николая I.

Александра. Мой добрый друг! Мой ангел! Твое письмо было для меня ударом грома. Ты - преступник! Ты - виновен! Это не умещается у меня в голове. Ты просишь у меня прощения, не говори со мной так, ты разрываешь мне сердце. Мне нечего тебе прощать. В течение почти трех лет, что я замужем, я не жила т этом мире, я была в раю. Счастье не может быть вечным. Не предавайся отчаянию, это слабость недостойная тебя. Не бойся за меня, я все вынесу. Я самая счастливая из женщин.

Александра: В феврале 1823 года я вышла замуж за 27-летнего гвардейского капитана Никиту Михайловича Муравьева. Я отправилась в Сибирь в начале январь 1827 года, доехала до Иркутска за 20 суток, купила небольшой деревянный дом недалеко от острога и получила разрешение два раза в неделю видеться с мужем.

Ведущий 2 Александра Григорьевна Муравьева, по отцу графиня Чернышева, была нежной, молодой, красивой женщиной. Многие декабристы в своих воспоминаниях говорят сердечные слова о ее душевной доброте и нежной натуре, о ее самопожертвовании. Именно ей передал А.С.Пушкин свое послание в Сибирь « Во глубине сибирских руд…»

Муравьева: Когда я получила разрешение на первое свидание с мужем, он был сильно болен, у него был жар. Прощаясь, я незаметно от стражи, положила комочек бумаги в его руку. Уже в камере, развернув его, Никита Муравьев увидел до боли знакомый почерк, ошибиться было невозможно, это было послание любящего друга А.С.Пушкина. Поэт даже не подозревал сколько душевной силы прибавилось у декабристов от его стихотворения..

Чтение стихотворения (читают все по очереди) тихо Аве Мария

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Ведущий 1 : В 1829 г. родилась дочь Софья. Но «с родины» приходили горькие вести: скончалась мать, отец впал в меланхолию, оставленные дочки умерли (одна совсем юной, другая, сойдя с ума). И все же на шутливый вопрос декабриста И.Д. Якушкина: «Кого же вы любите больше: Бога или Никитушку?» (мужа), она ответила с улыбкой

Муравьёва: Господь не обидится, что Никитушку люблю более .

Ведущий 1 : А ей было в то время 27 лет - оставалось жить полгода. Даже последние минуты своей жизни Александра держалась. Она продиктовала прощальные письма родным, утешала и ободряла мужа. В эти несколько часов прощания с женой Никита Муравьёв поседел. Она стала первой женой декабристов, нашедшей свою могилу на сибирской земле, позже на этом месте ее муж Никита Муравьев построил каменную часовню, где ночь и день горела лампада. До конца жизни Н. Муравьев не расставался с портретом жены».

Ведущий 2: Она умерла в Сибири в 28 неполных лет.

Слайд 11 Песня - видео «Еще не сшит твой наряд подвенечный».

Ведущий 1 : Так завершился жизненный круг ещё одной четы декабристов, отдавших 30 лет жизни Сибири. А ведь жён декабристов, разделивших судьбу своих мужей, было гораздо больше.

Ведущий 2 : «Слава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности, таких чутких, идеальных жён! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твёрдости. Да будут незабвенны ваши имена!» - писал декабрист А.Беляев.

Ведущий 1 :Запомните имена жён декабристов, которые на своём примере показали героическую стойкость и безграничную преданность русских женщин: Екатерина Ивановна Трубецкая, Мария Николаевна Волконская, Александра Григорьевна Муравьёва, Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гёбль), Наталья Дмитриевна Фонвизина, Александра Ивановна Давыдова, Камилла Петровна Нарышкина, Мария Казимировна Юшневская, Анна Васильевна Розен, Александра Васильевна Ентальцева, Варвара Михайловна Шаховская.

Немая сцена

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. и это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось …

Романс «Посвящение женам декабристов»

Игра составлена по роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» для 5-6 класса. Позволяют выявить степень прочтения произведения, вызвать читательский интерес. Материал можно использовать как на уроке (при анализе романа), так и во внеклассных мероприятиях.

Игра построена по типу телевизионной игры "Своя игра". Играют одновременно 2-3 команды. Команды по очереди выбирают тему и стоимость вопроса, после этого ведущий зачитывает вопрос. Время на обсуждение 15 секунд, затем команда должна дать ответ. В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса.Если ответа нет, ведущий зачитывает правильный вариант. После завершения игры подводятся итоги: выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Игра позволяет в интересной форме проверить знание литературных произведений из школьной программы. Вопросы связаны с именем героя, с адресатом лирики, с музыкой, которая "звучит" в книге. Поиграть можно как на уроке, так и во время классного часа.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данный ресурс - это конспект внеклассного мероприятия и презентация к нему. Лучше это мероприятие проводить после изучения отдельных глав романа Д.Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" на уроках. Мероприятие привлечёт внимание шестиклассников к более внимательному прочтению это замечательного романа.

Правила игры
Перед вами игровое поле, состоящее из 8 репродукций картин художников, воссоздавших образ Ильи Муромца. Вам предлагается отгадать фамилию художника и название картины. Нажав на любую из репродукций, можно перейти на её страницу.
При нажатии на репродукцию открывается картина во весь экран. Повторным щелчком возвращаемся на страницу репродукции. При двойном нажатии на центральную фигуру вы сможете проверить, правильно ли определили фамилию художника.

Целевая аудитория: для 6 класса

Игра «Путешествуем по миру» построена на основе материалов древних мифов, легенд и сказаний разных народов и предназначена для учащихся 5 - 8-х классов. Особенностью данной игры является то, что через знакомство с мифами, сказаниями и легендами дети получают и / или закрепляют знания в области географии и одновременно имеют возможность изменить представление о роли чтения и его значимости, а также увидеть взаимосвязь гуманитарных и естественнонаучных областей знаний, что соответствует новым требованиям ФГОС.

Целевая аудитория: для 5 класса

Ресурс представляет собой конспект и презентацию к нему. Это можно использовать и как внеклассное мероприятие по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского", и как итоговый урок по этому произведению. Ресурс будет полезен учителям русского языка и литературы.

Целевая аудитория: для 6 класса

В данном материале предлагаю конспект мероприятия и презентацию к нему. Ресурс может быть использован как на уроках внеклассного чтения, так и в рамках предметной недели. В ходе мероприятия рассматриваются две сказки братьев Гримм: "Бременские музыканты" и "Храбрый портняжка".

Тема: В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.
Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспитывать чувство патриотизма, эстетического вкуса, интереса к русской литературе, умение ориентироваться в мире литературных произведений и героев, коррекция и развитие устных речевых способностей, познавательной активности.
Оборудование: Карточки со стихами, с описанием и словами героев, с таблицей для составления слов (к-к),конверт+письмо (2 шт.), выставка рисунков и книг.

Ход занятия:

На доске написана загадка:

    Не дерево, а с листочками.
    Не рубашка, а сшита.
    Не человек, а рассказывает. Что это?

Правильно. Это КНИГА.
- Книга помогает узнать много нового и интересного. Книги учат нас добру и мудрости. Книги позволяют найти новых и верных друзей.
Сегодня мы проверим вашу смекалку, эрудированность и грамотность.
1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
- Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
- Охотница до чужих мехов.(моль)
- Канцелярская «острячка». (кнопка)
- Домашний иллюминатор.(окно)
- Часть лица, которую иногда вешают.(нос)
- «Яйцо» в геометрии. (овал)
- Пора, которая в сентябре бывает «бабьей». (лето)
- Зеленая, от которой «мухи дохнут». (тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла. (огород)
2. БЕЗ ФРАЗЕОЛОГИЗМА И РЕЧЬ НЕ МОЛВИТСЯ» Доскажи словечко!
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(«Водой не разольешь»)
- Мы исходили городок
Буквально (вдоль и поперек).
- И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги).
- Фальшивят, путают слова.
Поют (кто в лес, кто по дрова).
Что это означает? (Презентация)
- Водить за нос – обманывать
- Вставлять палки в колеса – мешать
- В ежовых рукавицах – строго
- Задирать нос – гордиться, зазнаваться.
- Далеко-далеко – за тридевять земель
- Бежать очень быстро – сломя голову
- Работать очень хорошо – засучив рукава
- Давно не виделись – сколько лет, сколько зим.Василису Прекрасную.(косметика)

3. «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» (Из него достают предметы, когда зрители отгадают их по описанию) 1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)
4. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Что это за предмет? (иголка)
5. Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
6. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
7. Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (клубок)
8. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
9. Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)
10. Когда его целый сосуд, то находятся, не побоюсь этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда хоть немного чего-нибудь горького и несъедобного. (мед)

4. «УЗНАЙ ГЕРОЯ, АВТОРА, ПРОИЗВЕДЕНИЕ» (Разгадай загадки о литературных героях. По музыке, кадру из кинофильма определи произведение)
Сказки Пушкина, «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Метель», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Уроки французского», «Дети капитана Гранта».
5.
«УГАДАЙ, КТО Я?» (Детям раздаются карточки с описанием, фразами героев литературных произведений. Они зачитывают, остальные должны назвать имя героя)
«Я – Одихмантьев сын, сижу на дубу, засвищу – когда хочу» (Соловей-Разбойник)
«О девяти головах, конь под ним спотыкнулся» (Чудо-Юдо)
«
Нраву кроткого такого, и жених сыскался ей…» (Царевна)
«
Взял двух петухов, вдарил их друг об друга, так что больше они не дрались» (Герасим)
«Вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил» (Дубровский)
«В больших рукавицах, а сам с ноготок» (Влас)
«Нет братьев у меня, ещё нет отроду и году» (Ягненок)
«Волосы выщипаны, пуговок нет, а озямчик старенький» (Левша)
«Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою» (Старуха)
«Он был ранен в бою, и каждый считал долгом покормить его» (Конь)
6.
«ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ…»
-Вспомните, кто был создателем первого славянского алфавита?
а)Борис и Глеб
б)Кирилл и Мефодий
в)Минин и Пожарский
г)Чук и Гек
- А знаете ли вы, что самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Что получил писатель в ответ?
а)Чистый лист бумаги
б)Пустое sms
в)«Ё»
г)«!»
- Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
7.
«УЛЫБНИТЕСЬ»
- Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
- С М.Ю.Лермонтовым я познакомился в детском саду.
- Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.
- Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
- Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
- На поясе Тараса Бульбы держались люлька, пистолет и усы.
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Я надеюсь, что вы таких ошибок в своей речи не допускаете, а стараетесь сделать ее интересной, яркой и выразительной. Читайте книги, они вам в этом помогут!

До новых встреч!

МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа

Викторина

«СИЛЬНОЕ ЗВЕНО»

ПРОВЕЛА: учитель

русского языка и литературы

Дорожкина О.В.

Красный Бор, 2012 г.

Цель:

1.Обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе, выявить их грамотность.

2.Развить навыки логического мышления.

Оборудование: карточки с заданием «Умная ромашка», плакаты с высказываниями великих писателей о русском языке и литературе, чистые листы и ручки, «умы» для награждения участников, мультимедийный проектор, компьютер.

План:

    Тур: «Умная ромашка»

    Тур: «МИЛЛИОН ВОПРОСОВ»

    Тур: Загадки, пословицы и ребусы.

    Тур: « А знаете ли Вы..?»

    Тур Игры со словами.

Ход мероприятия:

Вступительное слово.

Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил:

- «Что хорош квас?».

Хорош, - сказал тот.

А чем хорош?

Вкусный, холодный, с эрфиксом.

С чем? – насторожился Даль.

С эрфиксом, - повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великого языка»?

Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.

Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.

Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.

Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий).

Любите ли вы русский язык, как любил его Даль?

Знаете ли вы русский язык, как знал его Даль? Сегодня мы это выясним.

«Человек более всего отличается от других животных словом или языком; следовательно, наука языка есть истинно человеческая и важнейшая», - говорил Н.М.Карамзин.

«Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком!» -

писал якутский поэт С. Данилов.

Наша сегодняшняя викторина «Слабое звено» посвящена знанию русского языка и литературы. Правильно говорили в древности: «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Грамоте учиться всегда пригодиться».

Здесь сегодня собрались самые смелые и они смогут заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это «умы». Помните, как говорится: «один ум хорошо, а два лучше». В течение игры вы сможете увеличить свое умственное состояние.

Итак, начинаем I тур.

Задание этого тура называется «Умная ромашка». Каждый из участников получает лепесток от ромашки, на обороте которого написаны два слова. Ваша задача – вспомнить правила, характеризующие данные слова, то есть дать им определение.

(Учащиеся отвечают по очереди)

II. Тур: «Миллион вопросов»

Ответить на вопросы. Вопросы я буду задавать каждому участнику в отдельности. Остальные участники не имеют права отвечать не на свой вопрос. Если учащийся не отвечает на вопрос, право ответить получает тот игрок, который первый поднял руку. Отвечать нужно быстро, времени на раздумье не дается.

    Кто написал стихотворение «Бородино»? (Лермонтов)

    Что стоит в слове перед корнем? (приставка).

    Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).

    В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)

    Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)

    Сколько букв в русском алфавите? (33)

    Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)

    Кто был третьим от кого ушел колобок? (заяц)

    Сколько падежей в русском языке? (6)

    На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)

    Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)

    Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).

    Сколько спряжений у глагола? (2)

    Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)

    Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.- IаI, - IяI)

    К какому жанру относится «Медной горы хозяйка»? (сказ)

    Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (келья)

    Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)

    Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

    В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)

    Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

    Кто напечатал 1-ю книгу на Руси? (И. Федоров)

    кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)

    Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)

    Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума»

    Какой прием используют писатели в названии произведения «Отцы и дети», «Война и мир? (Антитеза)

    Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» (да ест)

    Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)

    На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)

    Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)

    Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)

    Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)

    Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)

    С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником.

    Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)

    Каким ключом невозможно открыть замок? (скрипичным)

    Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский)

    Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)

    Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»?(сравнение)

    Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

    Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? (ни одного не поймаешь)

    Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)

    От какого суффикса зависит написание корней – - лаг-, -лож- мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-)

    Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)

    Сколько –н- пишется в слове серебряный? (одно)

    Закончите пословицу: «терпение и труд … ? (все перетрут)

    Кто из героев народных сказок похож на мяч? (колобок)

    К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)

    Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)

    Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, грязнуля определить род? (общий род)

    Поставьте ударение: договор или договор?

    Обладателя этой вещи все с первого взгляда принимают за отличника? (очки)

    Что указала путь не только Ивану – Царевичу, но и Тесею в лабиринте?(клубок)

    Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? С помощью каких наречий (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

III. тур: Загадки, пословицы и ребусы.

«Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Так говорил Ломоносов. С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях У.Н.Т. Сейчас мы проверим как вы знаете пословицы и загадки и ребусы.

1-е задание.

Я буду загадывать загадки, а вы их разгадываете. Отвечает тот, кто первый поднял руку.

Загадки

Как не петляет, где ни бродит –

Все ж к морю синему приходит.

Пускай дорога далека,

Но не заблудится она. (река)

Бредут вразвалку по тропинке

К воде подушки и перинки.

Они пловцы прекрасные,

На лапках – ласты красные. (гуси)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь во 100 раз умней. (книга)

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя как ночь настанет,

Все равно к себе притянет. (подушка)

Пять ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка. (ноты)

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову станет

Ровно на три меньше станет . (девять)

Я сильней десяти коней.

Где в полях пройду весной,

Летом станет хлеб стеной. (трактор)

Тридцать три родных сестрицы –

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся! (буквы)

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи – нет. (двойка)

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та что выше, - каждый час (стрелки часов)

Годовой кусточек

Каждый день роняет листочек,

Год пройдет

Весь лист опадет. (календарь)

Что за птица пролетает?

По семерке в каждой стае

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (дни недели)

Дом не велик, а дверь большая

В нее не входят, а въезжают. (гараж)

Шагаешь – впереди лежит

Оглянешься – домой бежит. (дорога)

Что за зверь: зимой ест, летом спит, тело теплое, а крови нет.

Сесть на нее сядешь, а с места не свезет. (печь)

На дворе горой,

А в избе водой. (снег)

Я травянистое растение

С цветком сиренево цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (ирис)

Всех кормит, а сама не ест. (ложка)

Кто носит шляпу на ноге? (гриб)

Ушком не слышит, носиком не дышит,

Где побывает – хвост потеряет (иголка с ниткой)

2- е задание этого тура - продолжите пословицы и объясните их смысл.

Не спеши языком,… (торопись делом).

Одежда лучше новая, …(а друзья старые).

Когда друг просит, …(не существует завтра).

Руки поборют одного,… (знания – тысячу).

Под лежачий камень… (вода не течет).

3-е задание этого тура – отгадайте ребусы

См. презентацию к мероприятию.

IV тур: «А знаете ли Вы..?»

Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: - Не посмеешь меня сесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил.

Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Леса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы. – Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится? – Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр. Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса».

1-е задание этого тура: А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим. На экране вы увидите фразеологизмы, ваша задача отгадать и объяснить их значение. Называет тот, кто первым поднял руку.

Сесть в калошу.

Вставлять палки в колеса.

Водить за нос.

На воре и шапка горит.

Съесть вместе пуд соли.

Крокодильи слезы.

Знать на зубок.

2-е задание этого тура – угадать крылатые слава из произведений Крылова. Я называю начало, а вы заканчиваете.

А вы, друзья, как не садитесь ….(все в музыканты не годитесь)

Ты все пела? Это дело …. (так поди же попляши)

Наделала синица славы, ….(а моря не зажгла)

Кукушка хвалит петуха … (за то, что хвалит он кукушку)

Ты виноват уж тем, …. (что хочется мне кушать)

Кто виноват, кто прав судить не нам, а только воз …. (и ныне там)

А ларчик ….(просто открывался)

V тур: Игры со словами.

Самую длинную фамилию в мире носит житель Стамбула. В ней 43 буквы а в конце прошлого столетия в американском штате Висконсин умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не смог уместить его имени на надгробном камне. Оно было длиной в 122 буквы. А самая короткая фамилия на земле, если верить ученым, состоит из 1 буквы – это французская фамилия О. Там же во Франции самое короткое географическое название – там есть село, которое называется И. Все это я к чему? Не бойтесь, я не заставлю вас вспоминать эти слова. Мы просто поиграем в игры со словами.

1 игра: на экране написано слово «республика». Вам нужно составить наибольшее количество слов из этих букв. Каждую букву можно использовать только 1 раз.

2-я игра. Ваша задача придумать наибольшее количество слов в рифму: гараж, багаж.

(Багаж, блиндаж, пейзаж, экипаж, мираж, тираж, страж, массаж, шантаж, монтаж, абордаж, такелаж, персонаж, арбитраж, дренаж…).

3-ье задание. Говорят, что нельзя сделать из мухи слона. А вот языковедам это сделать удалось. Посмотрите на плакат (плакат прилагается). Эту игру изобрел Льюис Кэрролл. На листе бумаги пишется слово. Пониже пишется другое слово с таким же количеством букв. Нужно попытаться шаг за шагом превратить верхнее слово в нижнее. При каждой попытке менять можно только одну букву. Ваша задача превратить слово «поэт» в слово «луна». Чтобы это сделать вам нужно угадать три промежуточных слова.

поэт

порт

луза

луна.

Подведение итогов игры .

Персидский ученый визирь Сахиб (X в.) страстно любил книги. Он имел у себя библиотеку, насчитывавшую около 117 тыс. книг. Он всегда брал с собой в походы библиотеку. На перевозке книг было занято 400 верблюдов. Верблюды всегда шли в азбучном порядке, так что караванщики легко находили любую книгу, которая понадобилась визирю Сахибу.

(ПОЗДРАВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ ИГРЫ)

Заключительное слово.

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».

Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.