Бытовые сказки дочь семилетка конспект урока. Урок литературного чтения «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка. Русская народная сказка "Дочь-семилетка"

Тема урока: «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»
Цель урока: вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл.

Задачи урока:

1) Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.

2) Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.

3) Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.

4) Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.

5) Включать творческое воображение у учащихся.

7) Чувствовать гордость за свою народную культуру, бережно относиться к живому родному языку.

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

(Научиться беседовать с книгой,Улучшать технику чтения ,Учиться высказывать своё отношение к прочитанному)

2. Актуализация знаний.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро на веки

Побеждает зло

Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( - О сказке)

Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)

Что вы знаете о волшебных сказках?

…сказках о животных?

…бытовых сказках?

Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)

Какую сказку вы читали дома? Сказка «Про Ленивую и Радивую»

Кто герои этой сказки? Старик, старуха, две дочери Ленивая и Радивая, Зелёный старик

Сейчас мы проверим домашнее задание.

3. Совместное открытие знаний.

Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске) (Отгадывание загадки помогает понять героев.

– Для этого надо вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл - это и будет цель нашего урока.

А примером такого произведения будет сказка «Дочь – семилетка».

2. Работа с текстом до чтения.

Откройте учебник на стр. 38

Что изображено на картинке?

Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

Что делает герой?

Какое у него выражение лица?

– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

· Работа с заголовком.

– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?

Послушайте чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра.

Понравилась ли вам сказка?

1) Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?

2) К какому типу мы отнесем данную сказку и почему? (В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.)

3) Кто герои сказки?

4) Какие необычные поступки совершают герои? Дочь на зайце верхом ехала

5) На чем же основан вымысел в данной сказке? Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются

5. Применение знаний.

Медленное «вдумчивое» повторное самостоятельное чтение

Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой

Догадались почему?

Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Для чего братья обратились к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор

Это можно объяснить, что…? Богатый хитрый и жадный,

Для чего царь загадывал загадки? Проверить насколько умны

Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет

Почему? Она была глупой, злой, хитрой

Как побеждают бедный брат своих противников? Помогла дочь

Есть ли у него волшебные помощники? Нет

Какой была девочка? Умной, доброй, честной

– Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки

Зачитайте загадки…

Для чего? в сказке нужны загадки? (Отгадывание загадки помогает понять героев. Учебник стр.35)

Что из этого следует? Надо надеяться на собственные силы и ум.

Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке? Жадность , глупость

Наблюдения над языком сказки.

Какие особенности сказочной речи вы увидели?

1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество.

2) Найдите просторе чные слова. Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка.

3) Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»

6.Физкультминутка - Перед вами выставка книг – сказок. Некоторые вы читали, а другие можно прочесть. Пусть каждый подойдет и выберет себе понравившуюся сказку, позднее можете обменяться книгами с товарищами.

Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке?

Повторно перечитайте сказку.

Запишем сказку при помощи «заместителей», которые помогут нам составить план к тексту:

О чем говорится в первой части? Как бы вы озаглавили эту часть?

Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части?

Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть.

Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части?

7.Этап рефлексии.

8.Подведение итогов урока.

С какой сказкой познакомились? Мы познакомились с бытовой русской народной сказкой «Дочь-семилетка»

Чем необычна эта сказка? В этой сказке есть загадки

Зачем в сказках нужны загадки? Отгадывание загадки помогает понять героев.

Чему учились на уроке? - Узнали новые слова, учились составлять план,

-Учились общаться друг с другом

Какая задача стояла на нашем уроке? Вникнуть в особенности бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл.

Какова особенность бытовой сказки? В бытовых сказках герои настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы. Сказка, её сюжет, поступки главных героев убеждают нас читателей надеяться на собственные силы и ум.

Какова главная мысль этой сказки? Эта сказка поучительная Правду как не прячь - наружу выйдет. Начало сказки соответствует несправедливому положению дел, а конец разрушает эту несправедливость. Так выражается твердая уверенность народа в торжестве правды.

9.Этап информации о домашнем задании.

Русская народная сказка "Дочь-семилетка"

Жанр: народная бытовая сказка

Главные герои сказки "Дочь-семилетка" и их характеристика

  1. Богатый брат, жадный и глупый
  2. Бедный брат, тоже не шибко умен.
  3. Царь, веселый, мудрый, хитрый
  4. Дочь-семилетка. Разумница и красавица, все знает и все умеет.
План пересказа сказки "Дочь-семилетка"
  1. Жеребенок и телега
  2. Спор братьев
  3. Загадки царя
  4. Ответы кумы
  5. Ответы семилетки
  6. Шелковая нить и прутик
  7. Яйца и пшено
  8. Сеть, заяц и перепелка
  9. Справедливое решение
Кратчайшее содержание сказки "Дочь-семилетка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Родила кобыла бедняка жеребенка под телегой богача
  2. Богач требует отдать ему жеребенка, спор до царя доходит
  3. Царь дает четыре загадки
  4. Богачу неправильно подсказывает кума, бедному ответы дает дочь-семилетка
  5. Царь дает три загадки дочери-семилетки
  6. Царь присуждает жеребенка бедному брату.
Главная мысль сказки "Дочь-семилетка"
Народная сметка и ум дороже любого богатства

Чему учит сказка "Дочь-семилетка"
Учит не доводить дело до абсурда, учит правильно отвечать на глупые вопросы, учит проявлять сметку и находчивость. Учит не быть жадным, учит тому, что бедность не порок. Учит до всего доходить своим умом.

Отзыв на сказку "Дочь-семилетка"
Мне понравилась эта история про умненькую девочку, которая легко отвечала на любые самые сложные и хитрые вопросы. Ребенок видел абсурдность притязаний богатого брата и посмеялся над ними, и над судьями-крючкотворцами, как сумел. Мне очень понравилась ловкая девочка и ее богатая фантазия.

Пословицы к сказке "Дочь-семилетка"
Каков вопрос, таков и ответ.
Жадность последнего ума лишает.
Суд крив, коли судья лжив.
И за прялкой нужна смекалка.
Из песка кнута не сплетешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Дочь-семилетка"
Ехали как-то два брата, богатый и бедный. И вот ночью кобыла бедного брата родила, а жеребенок возьми и спрячься под телегой богатого.
Богатый и говорит, мол моя телега родила, значит мой жеребенок. Бедный спорит, не может родить телега, это мой жеребенок. Спорили братья, спорили, в судах рядили, дошел их спор до самого царя. а царь задал братьям четыре загадки: что на свете всего сильнее и быстрее, мягче, жирнее, и милее.
Богатый к умной куме пошел. Та его научила: Сильнее всего моя кобыла, которая зайца догонит, жирнее - рябой боров, мягче - пуховик, а милее всего - внучек Иванушка.
Бедный в слезах домой приходит, а его дочь-семилетка учит: Сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего - земля, мягче всего - человеческая рука, а милее всего сон.
Вернулись братья к царю, докладывают отгадки. Удивился царь ответам, узнал, что бедному дочь-семилетка помогала, и дал ей задание, из шелковой нити узорчатое полотенце сшить.
А дочь отцу прутик от веника дает и говорит, чтобы попросил царя мастера найти кросна (ткацкий станок) из прутика сделать, чтобы было на чем полотенца шить.
Еще больше удивился царь, дает яйца и требует полтораста цыплят к утру вывести.
Девочка испекла яйца, на обед и ужин припрятала, а отца к царю посылает, просит однодневного пшена для цыплят, которое в один день посеяно, сжато и обмолочено.
Услыхал то царь, последнее задание придумал. Пусть, говорит, твоя дочь завтра ко дворцу явится, ни голой и ни одетой, ни пешком, ни на лошади, ни с гостинцем, ни без подарка.
Совсем запечалился бедный, куда такое ребенку решить! А дочь просит его у охотников зайца, да перепелку взять.
На следующее утро семилетка одевает на себя сетку, садится на зайца, берет перепелку и ко дворцу едет. Протягивает царю перепелку - вот твой подарочек. Царь только брать, а перепелка улетела.
Одобрил царь решение, спрашивает, чем кормятся дочь с отцом. Отвечает умная девочка, что отец на сухом берегу рыбу ловит, ловушек не ставит, а она в подоле рыбу носит и уху варит.
Спрашивает царь, как же может рыба на сухом берегу жить, а дочка ему отвечает, что так же как телега может жеребенка родить.
Засмеялся царь, отдал жеребенка бедному брату, а когда девочка подросла, на ней и женился.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Дочь-семилетка"

«Страницы жизни Лермонтова» - Кроссворд. Юрий Петрович Лермонтов. Мария Михайловна Лермонтова. Фрагмент фильма. Проверочная работа. Сын Михаил. Викторина. Михаил Юрьевич Лермонтов. Лермонтов. Отгадайте кроссворд. Арсеньева Елизавета Алексеевна. Точность и определенность. Урок литературы в 7 классе.

«Жизнь и творчество Шекспира» - Учился в грамматической школе, где усвоил латынь и основы древнегреческого языка. Второй период (1595-1600). М. Вронченко, 1828), либо излишней вольностью ("Гамлет" в переводе Полевого). Поздняя хроника: "Генрих VIII" (1613; возможно, с участием Дж. Носители зла (Тибальд, Шейлок, Мальволио) - в одиночестве.

«Учебники по литературе» - В 2-х частях. Литература XX века. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Учебник-хрестоматия 9 класс. Сахаров В.И., Зинин С.А. Представлена отечественная классика XX века, а также произведения современных авторов. Зинин С.А. методические рекомендации по использованию учебников. Учебник-хрестоматия 6 класс. Опыт работы по новым УМК.

«Роман «Герой нашего времени»» - М.Ю.Лермонтов. Фабула романа. Герой нашего времени. Кто рассказывает историю Печорина. Вопросы, поднимаемые в романе. Роман «Герой нашего времени». Лермонтов нарушает хронологию событий. Значение образа Печорина. Лермонтов создал совершенно новый роман. Лермонтов выстраивает сюжет произведения. Проблемный вопрос.

«Замазка Носова» - Здесь я сижу, - сказал гражданин. Шурик всё беспокоился и спрашивал: - Где замазка? Вот Костя занял два места. Костя обиделся и спрятал замазку в карман. Показывают же такие картины! Шурик посмотрел и говорит: - Ливерная колбаса. На одно сел сам, а на другое положил замазку. В темноте перепутал, понимаешь, замазку и пряник.

«Стихи Цветаевой» - «И главное – я ведь знаю, как меня будут любить… через сто лет», писала Цветаева. «Красною кистью Рябина зажглась. "Если душа родилась крылатой". А как проникновенно и значимо Марина Цветаева пишет о себе: «Кто создан из камня, кто создан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Привычные к степям глаза, привычные к слезам глаза зеленые – соленые – крестьянские глаза.

Всего в теме 1073 презентации