Система образования рф представляет собой совокупность. Структура системы образования в россии

Система образования в России - федеральная, централизованная. Сегодня российская система образования достаточно похожа на немецкую, но все-таки является более упрощенной ее версией. Состоит из таких структурных элементов:

1. Оно позволяет детям получить элементарные знания, однако не приравнивается к школьному образованию. Детки начинают посещать детские сады в основном с полутора лет и находятся там до шести лет.

2. Начальная школа. Отвечает за обучение детей с шести лет до десяти. Отличием от германского аналога является возможность получать также в гимназиях.

3. Неполное среднее образование в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях получают на протяжении пяти лет. По окончании девяти классов в этих учебных заведениях молодежь имеет право получить документ об общем среднем образовании.

4. Полное среднее либо дает право на поступление в колледж, техникум и прочие учреждения профессиональной подготовки. После завершения образования выпускники 10 и 11 классов гимназии, школы или лицея обладают правом на получение подтверждающего полное среднее образование документа с последующей подачей его при поступлении в ВУЗ. Подобное образования в России дает любому человеку, который окончил профессиональное учебное учреждение (в Германии это не позволено).

5. Высшее образование связано с получением степени специалиста или магистра.

В 1992 году после принятия соответствующего Закона РФ началась реформа отечественного высшего образования. С помощью данного законодательного документа и сформирована современная система образования в России.

Другим Законом РФ, отвечающим за получение высшего образования, с 1996 года определены три этапа его получения:

Для получения которого необходимо учиться два года;

Базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения четыре года;

Специалист (срок подготовки пять лет) и магистр (срок обучения - шесть лет).

Итак, остановимся подробнее на каждом уровне высшего образования. Бакалавр является выпускником ВУЗа, который прошел обучение на протяжении четырех лет и получил фундаментальную подготовку по общей специализации. При этом он вправе уже занимать должности, требованием для которых является наличие высшего образования.

Система образования в России предусматривает повышение уровня бакалавра с помощью дополнительного обучения (еще один год) и получения квалификации «специалист». Однако наилучшим вариантом для бакалавра является получение квалификации «магистр» (обучение два года с защитой магистерской диссертации).

Особого внимания сегодня заслуживает система непрерывного образования в России. С одной стороны, эта система служит отражением объективных потребностей общества. С другой стороны, с помощью такой системы обучения осуществляется постоянное обновление знаний базового уровня и получение специальных навыков, которые так необходимы в условиях современной экономики. Также можно сказать, что является своеобразным учением о постоянном совершенствовании человека и пожизненном развитии его способностей.

Система образования в России с позиции концепции непрерывности должна быть «достроена» новыми ступенями, которые были бы рассчитаны на все периоды человеческой жизни. В качестве главной цели управления в данной системе обучения должно быть рассмотрено постоянное развитие творческого мышления и потенциала человека. И в центре данной системы должен находиться сам человек, его желания и, конечно же, развитие его способностей.

К сожалению, в современном мире большинство людей не достигают возможного уровня развития, и от этого очень много теряют сам человек, другие люди, государство, общество.

Право на образование - основное и естественное право человека - имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потребность в информации и образовании стоит на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности.

Легальное определение образования приводится в преамбуле Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" , где под ним понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Из приведенного определения следует, что образование характеризуется наличием двух компонентов (процессов) - воспитания и обучения, а также подтверждением достижения соответствующего образовательного ценза обучающимся.

Можно отметить, что образование должно представлять собой единство процессов обучения, воспитания и результата.

Более расширенное понятие образования содержится в проекте Концепции модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ .

В нем под образованием понимается процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния общества.

Под образованием понимается "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства".

Образование в России - система. В ст. 8 Закона "Об образовании" указано, что образование в Российской Федерации представляет собой систему. Любая система - это форма организации определенного количества элементов, "нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей".

Система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, общей теории систем, различных специальных теорий систем .

Положение Закона о системности российского образования является одним из ключевых. Только во взаимосвязи и согласованности всех звеньев этой системы возможно избавиться от ненужного дублирования, "разрывов" и нестыковок между различными ступенями и образовательными программами образовательной системы России и, в конечном итоге, сделать образовательную услугу качественной, а процесс ее предоставления населению - эффективным.

В этой связи справедливо замечание В.Б. Новичкова о том, что законодатель опрометчиво не включил в "совокупность взаимодействующих элементов" системы образования физических лиц, ведь именно человек, а не общество, не государство, является первопричиной, отправной точкой, центральным звеном всей системы образования, в отсутствие которого не мыслится сама система. Гуманистическая направленность всей правовой системы современной России, очевидно, в ближайшем будущем приведет к включению человека в образовательную систему в качестве самостоятельной подсистемы. Введение этой четвертой подсистемы позволит более точно определить права, обязанности и ответственность всех сторон, участвующих в образовательных правоотношениях.

Так или иначе, в настоящее время российская система образования включает в себя три подсистемы (или три элемента системы):

Содержательная подсистема. В это понятие традиционно включают государственные образовательные стандарты и образовательные программы, поскольку именно данные элементы представляют содержательную сторону образования в той или иной стране. Наличие детально проработанных и четких стандартов во всех сегментах образовательной системы, как правило, говорит о высокой системности образования в целом в данной стране. По этому показателю Россия находится далеко не на первом месте.

Функциональная подсистема. В данную подсистему российского образования входят образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и государственные образовательные стандарты, вне зависимости от формы собственности, типа и вида.

Организационно-управленческая подсистема. Организационно-управленческая подсистема в России является в подавляющем большинстве случаев трехзвенной, поскольку ответственность за управление непрерывным процессом реализации государственных образовательных стандартов, как правило, разделена между тремя основными управляющими субъектами - федеральными органами государственной власти, органами государственного управления регионального уровня и локальными органами управления образовательными учреждениями (администрациями образовательных учреждений). Причем такая трехзвенная подсистема управления справедлива в отношении в том числе и частных образовательных учреждений, действующих в Российской Федерации. Исключение составляют муниципальные образовательные учреждения - в этом случае организационно-управленческая подсистема является четырехзвенной: в дополнение к трем вышеуказанным управляющим субъектам добавляются муниципальные органы управления образованием, которые в пределах своей компетенции вправе давать администрациям муниципальных образовательных учреждений обязательные указания, а также осуществлять другие полномочия (ст. 31 Закона об образовании) .

В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.

Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" , Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

Дошкольные;

Общеобразовательные;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

Учреждения дополнительного образования;

Другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Дошкольное образование не является обязательным и обычно охватывает детей от 3 до 6-7 лет.

Общеобразовательная средняя школа. Обучение с 7 до 18 лет. Существуют разные типы школ, в том числе спецшколы с углубленным изучением отдельных предметов и для обучения детей с недостатками в развитии.

Начальное образование обычно составляет часть среднего образования, за исключением маленьких деревень и отдаленных территорий. Начальная школа или первый уровень общей средней школы охватывает 4 года, большинство детей поступают в школу в возрасте 6 или 7 лет.

Основное общее образование. В 10 лет дети оканчивают начальную школу, переходят в среднюю, где они учатся ещё 5 лет. После окончания 9-го класса им выдается аттестат об общем среднем образовании. С ним они могут подать заявление о принятии их в 10-й класс школы (лицея или гимназии), либо поступить, например, в техникум.

Полное общее образование. Проучившись ещё два года в школе (лицее или гимназии), ребята сдают выпускные экзамены, после чего они получают аттестат о полном среднем образовании.

Высшее образование. Представлено университетами, академиями и высшими институтами. Согласно федеральному закону от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в РФ устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Выпускники этих учебных учреждениях получают либо диплом специалиста (срок обучения - 5 лет), либо степень бакалавра (4 года), либо магистра (6 лет). Высшее образование считается неполным, если срок обучения составил минимум 2 года.

Профессиональное образование. Профессиональное образование, представленное учебными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование. Такое образование можно получить в профессиональных лицеях, техникумах или других учреждениях начального профессионального образования после окончания 9-х или 11-х классов.

Среднее профессиональное образование. К учреждениям среднего профессионального образования относятся различные техникумы, колледжи. Принимают туда после 9-х и 11-х классов.

Высшее профессиональное образование. Система послевысшего образования: аспирантура и докторантура.

Современные реформы в сфере образования, проводимые на фоне глобализации экономики и стремления России войти в единое образовательное пространство, подчинены интересам единой Европы, определяющей зависимость государств в различных областях общественной жизни.

В числе основных документов, направленных на создание единой европейской образовательной системы, представлена Болонская декларация, подписанная в 1999 г. министрами образования 29 стран.

Базой для Болонской декларации послужили университетская хартия Magna Charta Universitatum (Болонья 1988 г.) и Сорбонская декларация - "Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования" (1998 г.), в числе основных приоритетов выдвигающие идеи фундаментальных принципов единого европейского пространства и единой зоны высшего образования для развития европейского континента.

Болонская декларация 1999 г. (подписана Россией в 2003 г.) определяет интеграцию не только в системах образования европейских государств, но и в иных направлениях. При этом образование само выступает мощным фактором сближения национальных государств и формирования транснациональных общественно-государственных систем.

Как видно, планы создания единой образовательной среды в значительной степени определяют цели не только образовательной, но и культурной, научной, экономической интеграции государств Европейского региона, а в будущем - построении наднациональных государств однородного типа хозяйствования.

Вступление России в Болонский процесс является одним из элементов глобального влияния на внутреннюю политику государства и одновременно фактором трансформации системы российского образования.

В процессах глобализации интересы России в Европейском регионе могут быть значительным образом противопоставлены аналогичным интересам европейских государств. Тем более что в имеющихся заявлениях намерения России к концу первого десятилетия XXI в. стать частью общей европейской системы высшего образования оказываются связанными политическим барьерами, при которых равноправное партнерство в этой сфере может быть предоставлено только странам Европейского союза .

На пути к свободному образовательному пространству Россия испытывает массу препятствий не только внешнего, но внутреннего характера. Проблемы заключаются в поиске адекватной определенному историческому моменту модели реформ образования, учитывающих не только мировые процессы, но и интересы устойчивого развития России в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Задача отечественной системы образования в современных условиях заключается в том, чтобы пройти переходный период быстро, грамотно и эффективно, вооружить российских граждан такими фундаментальными и практическими знаниями, которые нужны им не только сегодня, но и потребуются в будущем.

Развитие системы образования России детерминировано мировыми тенденциями глобализации. Социально-экономические изменения в стране, произошедшие в последние 15 лет, привели к внутреннему кризису образовательной системы.

Россия принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства. Начиная с 90-х годов осуществляется широкая модернизация российской системы образования, направленная на ее демократизацию и развитие "как открытой государственно-общественной системы".

Негосударственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр социально-гуманитарного образования»

РЕФЕРАТ

Современная система образования в РФ

Тюнина Елена Владимировна

Программа профессиональной переподготовки

«Образование и педагогика»

Руководитель: Ларионова И.Е.

Преподаватель высшей категории

Работа допущена к защите «__»____2015г.

Оценка: ____________________________

Казань, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В рамках реферата рассматривается современная система образования в РФ, а так же существующие проблемы и методы их решения, затрагивается инновационный подход к обучению. Это делает данную работу интересной и актуальной.

Объект исследования: система образования в Российской Федерации

Цель исследования: основываясь на законодательных актах, провести анализ системы образования РФ.

Задачи исследования:

    Выявить основные особенности системы образования РФ;

    Определить главные проблемы образования в России и возможные пути их преодоления;

    Рассмотреть инновации в системе образования РФ;

    Сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;

В процессе разработки данной работы использовались следующие методы: анализ документов, статистический анализ, системный анализ, сравнение.

1.1 Система образования в Российской Федерации:

Федеральный Закон «Об образовании» предлагает следующее определение: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Согласно Конституции нашей страны каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное образование, вне зависимости от его расовой и религиозной принадлежности.

В соответствии с вышеуказанным ФЗ с истема образования включает в себя следующие элементы:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В Российской Федерации образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование. Также выделяется профессиональное обучение, которое обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

1.2 Принципы государственной политики РФ в области образования

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах :

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования правительство РФ представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Основополагающим моментом становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и так далее. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

В целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреном выделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ: нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.

К сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Ранее целью средней школы было лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в повседневной жизни.

Однако современными учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности. Следовательно, педагогу необходимо привить ребенку желание и умение учиться, организовать такую деятельность на занятиях, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию его творческих способностей.

На сегодняшний день перед государством в сфере образования стоит приоритетная цель: обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

При этом основными задачами государства являются:

Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия .

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами.

Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.

Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. Так, в начале нового тысячелетия был запущен проект государственной итоговой аттестации (общего государственного экзамена) для выпускников 9 классов и единого государственного экзамена для выпускников 11 класса. Несмотря на все споры и разногласия вокруг ЕГЭ, следует отметить, что подобная форма экзамена приближает российскую систему образования к европейской. Кроме того, в случае набора нужного числа баллов ЕГЭ позволяет поступать в любой ВУЗ, в некоторых случаях без дополнительных вступительных экзаменов.

Еще одним ключевым изменением в системе образования РФ является апробация альтернатив государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях – от детских садов до университетов – параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.

Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.

1.3 Актуальные проблемы в сфере образования и пути их преодоления

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство любой страны должно ставить приоритетной целью и задачей развитие грамотности и образования населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Это зачастую приводит к образованию разного рода трудностям. В настоящее время в российской системе образования можно выделить следующие проблемы:

    Кризис старой системы образования.

    Излишняя теоритическая направленность образования.

    Отсутствие должного финансирования;

    Низкий уровень связи между этапами образования;

    Коррупция;

Рассмотрим каждую из названных проблем и возможные или практические способы их решения более подробно.

Так, при изучении проблемы кризиса прежней системы образования, в высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда. Здесь решением становится привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе частных.

Проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, так как уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе разительно отличаются друг от друга.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета. Однако в настоящее время в прокуратуре РФ существует практика «горячей линии», куда родители могут обратиться в случае неправомерных поборов и взяток, а новые принятые законы призваны ужесточить наказание за подобные явления. Кроме того, аудитории в школах, где проводятся государственные экзамены, оснащены системой видеонаблюдения, что также помогает исключить элемент коррупции во время проведения экзамена.

В заключение данного раздела можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере. Чтобы решить эту проблему, Правительство РФ проводит популяризацию «рабочих» профессий, предоставляя определенные льготы, социальные гарантии, а также увеличивая уровень заработной платы на заводах и иных предприятиях среди подобных специалистов.

1.4 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

В свете происходящей модернизации образования в России, актуальна тема о проведении экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации сами по себе не возникают, а являются результатом научного поиска, практического опыта отдельных учителей и целых коллективов. В подобных условиях преподаватель часто сталкивается с проблемой педагогического риска. Риск подразумевает под собой экспериментальное применение каких-либо технологий, широко не распространенных на практике, но, тем не менее, в теории, являющихся перспективными с точки зрения обучения.

В понимании сущности этих двух понятий лежат две основные проблемы современной педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов. Таким образом, инновации и педагогический риск должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее учителю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

Для того, чтобы определить основные цели и задачи внедрения инновационных технологий в сфере образования, следует обратиться к статье 20 ФЗ «Об Образовании» . Данная статья гласит: «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий <...>. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Верховные законы Российской Федерации гарантируют каждому гражданину РФ право на получения образования. Система российского образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.

В современном интернациональном мире, чтобы быть успешным, приходится подстраиваться под международные тенденции, что закономерно приводит разного рода переменам, в том числе и в сфере образования. Подобные перемены зачастую являются причиной возникновения ряда крупных и мелких проблем. Закон «Об образовании» - попытка решить ряд назревших проблем в современной системе образования. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования.

Основная цель образования сегодня – создание условий для развития природных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования. Перед государством стоит задача не только приблизить уровень и систему образования к международным стандартам, но и сделать так, чтобы оно полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.

В заключении исследования

Цель: рассказать об уровнях образования в РФ и показать соответствующую схему.​

​Любая деятельность должна иметь цель. В системе образования России такой целью является единый процесс воспитания и обучения, который реализуется в интересах как отдельно взятого человека, так и общества в целом, а также комплекс приобретаемых компетенций, ценностных ориентиров, предназначенных для повышения интеллектуального, духовно-нравственного, физического и профессионального развития человека.

Для достижения этой цели разрабатываются и вводятся в действие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и профессиональные стандарты. Стандарты – это некий эталон, общепонятный образец, с которым должно что-то сравниваться и к которому нужно стремиться.

Для реализации государственных стандартов разрабатываются и адаптируются различные образовательные программы, которые делятся на уровни (от простого к сложному) и направления (специализация).

Субъектами образовательной системы являются организации, осуществляющие выполнение стандарта, работники (воспитатели, учителя, преподаватели и прочий вспомогательный персонал), родители обучающихся (или их законные представители) и непосредственно сам конечный «продукт» – обучающиеся.

Всем этим «хозяйством» нужно как-то управлять. Поэтому на всех уровнях (от федерального до местного) созданы соответствующие органы управления (федеральные и региональные министерства, отделы и комитеты по образованию), которые в свою очередь создают различные консультативные и совещательные структуры (например, методические службы).

Не обойтись и без организаций, которые обязаны обеспечить бесперебойное функционирование образовательного процесса, а также оценивать его качество, следить за соблюдением законодательства по защите персональных данных (Рособрнадзор, Роскомнадзор, Роспотребнадзор и пр.).

Работодатели и сотрудники могут объединяться в различные профессиональные и общественные структуры, чтобы обмениваться опытом и защищать свои права (например, это могут быть профсоюзы работников образования, традиционные и виртуальные методические объединения).

Уровни образования в России делятся на 3 группы:

  • общее;
  • профессиональное;
  • дополнительное.

В свою очередь общее образование подразделяется на:

  • дошкольное (как правило, от полутора лет до шести с половиной);
  • начальное (1-4 классы);
  • общее (5-9 классы);
  • среднее (10-11 классы).

Профессиональное образование делится на:

  • среднее (например, техникумы, колледжи);
  • высшее бакалавриат (4 года обучения);
  • высшее специалитет и магистратура (от 4 лет и выше);
  • подготовка кадров высшей квалификации (например, аспирантура, доктарантура).

К дополнительному образованию относится:

  • дополнительное образование детей и взрослых (различные школы искусств, спортшколы, секции, кружки, курсы и пр.);
  • дополнительное профессиональное образование (например, учебные центры, школы бизнеса и пр.).

Таким образом, можно говорить о том, что российская система образования в случае выполнения всех стандартов и требований позволяет обучающемуся получить необходимые знания для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

К сожалению, на практике не все так идеально, поэтому мы продолжим цикл статей на образовательную тематику, где поделимся опытом, обсудим наболевшие проблемы и дадим практические рекомендации.

За юридическую основу обсуждаемой темы взята статья 10 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов

  • - дошкольные;
  • - общеобразовательные;
  • - учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • - профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
  • - учреждения дополнительного образования;
  • - другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы:

  • 1) общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств);
  • 2) профессиональные (основные и дополнительные);
  • 3) профессиональной подготовки.

Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ

Формы получения образования - очная и заочная.

Стандарты

В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

  • 1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Совершенствование системы образования у нас есть в тетрадке, но не по дидактике, а по Теории организации пед процесса. недавно записывали)

Типология образовательных учреждений.

1. Детский сад

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепление здоровья детей;

обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка

  • 2. Тип “общеобразовательное учреждение” подразделяется на виды: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя (полная) общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях; кадетская школа.
  • 3. Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Виды образовательных учреждений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей:

детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);

детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Основные задачи учреждения:

создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;

охрана прав и интересов воспитанников.

  • 4. Учреждения дополнительного и специального образования
  • 1) Суворовское военное, нахимовское военно-морское училище, кадетский (морской кадетский) корпус. Виды образовательных учреждений:

Суворовское военное училище;

Нахимовское военно-морское училище;

Кадетский (морской кадетский) корпус.

2) Оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

Санаторно-лесная школа;

Санаторная школа-интернат;

Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3) Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

Специальная общеобразовательная школа;

Специальное профессионально-техническое училище;

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии, совершивших общественно-опасное деяние.

4) Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад (в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей);

Специальная (коррекционная) образовательная школа (в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей);

Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат (в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей).

5) Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Центр диагностики и консультирования;

Центр психолого-медико-социального сопровождения;

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции;

Центр социально-трудовой адаптации и профориентирования;

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

  • 5. Тип “ учреждения дополнительного образования детей" подразделяется на виды: центры, дворцы, дома развития детского творчества детей и юношества
  • 6. Тип “образовательное учреждение начального профессионального образования” подразделяется на следующие основные виды: профессиональное училище; профессиональный лицей.
  • 7. Тип “ образовательное учреждение среднего профессионального образования" подразделяется на виды: техникум (училище); колледж.
  • 8. Тип “ образовательные учреждения высшего профессионального образования ” подразделяется на виды: институт; академия; университет.

Учреждения дополнительного профессионального образования.

9. Тип “образовательные учреждения дополнительного профессионального образования” подразделяется на виды: академия; институт повышения квалификации (институт усовершенствования) - отраслевой, межотраслевой, региональный; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости.

Ушинский в своей дидактике дает для своего времени на высоком научном уровне разработанную систему построения процесса обучения в школе. В этой системе ведущее место занимает его учение о дидактических принципах. Такими принципами К.Д. Ушинский считает:

1) своевременность 2) постепенность 3) ограниченность 4) постоянство 5) твердость усвоения 6) ясность 7) самодеятельность учащегося 8) отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости 9) нравственность 10) полезность

Любая деятельность состоит из трех частей:

ориентировочно-мотивационной

операционально-исполнительной

рефлексивно-оценочной

Специфика заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, т.е. формирования способов самоорганизации деятельности.

3. Яснополянская школа Л.Н. Толстого

Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности. Одним из основных принципов обучения в школе являлась полная свобода учеников, которые не были связаны обязательными часами занятий. Уроки на дом не задавались. Характерной чертой учебного процесса в Яснополянской школе была творческая активность и самостоятельность учащихся на занятиях. Толстой требовал учитывать возможности каждого ученика, его интересы и возрастные возможности.

4. Школа Диалог культур В.С. Библера

Цели Школы ориентированы на формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, а следовательно, на обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, несводимых друг с другом культурных эпох, форм деятельности, смысловых спектров.

Ведущее место в образовании занимают личностно ориентированные, развивающие направления обучения. Результатом здесь становится не сумма знаний, умений и навыков, потребная для овладения определенными специальностями, а способность к самоформированию и саморазвитию.

физические игры (гимнастика, развитие самостоятельных форм ритма, мелкой моторики);

словесные игры (головоломки, основанные на поэтике литературы, законах логики);

создание художественного образа (на полотне, в глине, камне, в графике, в зачатках архитектурного видения)

Педагоги особо отмечают гуманистическую направленность педагогической системы А.С. Макаренко, говорят о том, что она создает базу для полноценного развития личности, готовит детей к реальной жизни со всеми ее трудностями и проблемами

Макаренко ставит в центр воспитания ценностное отношение к труду

Педагогическая система А.С. Макаренко основана на трех взаимосвязанных принципах. Принцип первый: труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят.

Отсюда - принцип второй: самоуправление.

Принцип третий: коллективная ответственность.

Учебная деятельность - совместная деятельность учителя и учащегося, учения и обучения. Проблема взаимоотношений между учителем и учащимся.

Тип отношений - демократический. Учитель выступает как соучастник в деятельности с учащимися, руководит учениками, помогает им.

Каждый учитель должен учиться деятельности общения с учениками.

Тип отношений - совместная деятельность, связанная с решением творческих задач. Коллективная работа не только учитель и ученик, но и взаимодействие учащихся друг с другом. Очень важная работа малыми группами, коллективная работа. Обучение сотрудничеству. Деятельность учителя - обслуживающая деятельность учеников. Учитель должен организовать деятельность учащихся.

Мы из проходили. не буду описывать каждый тип:

сотрудничество

подавление

индифферентность

соглашение

конфронтация

Закономерность обучения - это система общих, существенных, объективных, необходимых и устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, а также компонентами процесса обучения, которые характеризуют их функционирование и развитие. Выделяют внутренние и внешние закономерности.

Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

Правило обучения -- это нормативное предписание относительно того, как оптимальным образом действовать, чтобы осуществить прием деятельности.