Карл Па́влович Брюлло́в. Краткая биография. Фото и биография Карла Брюллова. Интересные факты

Карл Брюллов, произведения которого известны нам с детства, обычно ассоциируется в сознании ценителей искусства с исторической картиной «Последний день Помпеи» и самыми известными его портретами. Главная заслуга художника в том, что он сделал русскую живопись явлением мирового масштаба.

В чем таятся истоки его мастерства?

В этом человеке гармонично смешалось несколько национальных стихий (далекие предки – французские гугеноты, близкие – онемеченные французы, ближайшие – обрусевшие немцы). Ко всему этому нужно добавить некровное духовное родство художника с миром Италии. Он удивлял своих современников искренней радостью и взволнованностью картин, особой интонацией и неповторимым настроением сюжетов.

Были времена, когда брюлловское творчество трактовали как уход от действительности, измену правде. Несомненно, живописца мало интересовала политика и «социальная» правда, так как служил он до самого конца своей жизни одной идее — красоте.

Самая простая модель получения дохода через интернет

Пошаговый чек-лист по созданию своего дела на продающих консультациях. С помощью этого чек-листа Вы закроете все свои вопросы и узнаете, как быстро и без особых усилий выйти на доход от 50000 рублей в месяц. Скачать чек-лист можно по этой ссылке:

/>

Карл Павлович Брюллов родился в Петербурге в 1799 году. Его отец, живописец-миниатюрист, Павел Иванович Брюлло был потомком одного из французских гугенотов, которые бежали из Франции в период преследований протестантов после указа об отмене Нантского эдикта Людовиком XIV.

Судьба К. П. Брюллова была предопределена фактом рождения в семье художника. Он, как и все его четверо братьев, учился в Академии художеств, где преподавал отец. До семи лет Карл часто болел и практически лежал в постели. Отец, убежденный масон, не признающий праздность, занимался воспитанием детей с особым пристрастием. Маленького Карла заставляли ежедневно рисовать определенное число рисунков. За невыполнение задания сына оставляли без еды. Один раз за мелкую провинность удар отцовской руки по голове мальчика стал причиной глухоты на одно ухо.

В 1809 году Карл с братом Александром поступили в Академию художеств. Редкие способности Карла удивили наставников. В 1821 году он успешно оканчивает Академию и становится первым пенсионером Общества поощрения художников. В 1822 году Карл с Александром в качестве пенсионеров ОПХ отправляются в Италию. Перед отъездом с позволения императора Александра I братья добавляют к фамилии букву «в» (таким образом фамилия «Брюлло» была «русифицирована»).

Около года братья путешествуют по всей Европе, посещают Ригу, Кенигсберг, Берлин, Мюнхен, Дрезден, Падую, Венецию, Болонью, Верону, Мантую.

Италия была конечной целью большого путешествия. В Риме Брюллов проводит больше 12 лет. Эти годы становятся этапом становления оригинального художника. В связи с громкими и трагическими событиями в европейской и российской жизни происходит отчаянная борьба классицизма и романтизма в искусстве. Участие Брюллова в этой борьбе было косвенным. Основные «сражения» шли в Париже (атака Давида и его ученика Энгра молодыми живописцами под руководством Делакруа). После революции 1789 года в Париж не пускали русских художников, поэтому им пришлось обосноваться в Риме.

Увлеченный живописью Возрождения, он оставляет в прошлом академические сюжеты. Его новые работы «Итальянское утро», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Всадница», «Итальянский полдень», поставившие автора в ряд с известнейшими европейскими живописцами, вызвали непонимание в Обществе поощрения художников, оплачивающего пребывание Брюллова в Италии. В 1829 году Брюллов отказывается от пенсионерства и официально разрывает отношения с ОПХ.

Причиной разрыва стал не только резкий характер художника, но и его увлечение трагической историей древнеримского города Помпеи. Незадолго до этого в 1827 году он получил заказ от мецената А. Демидова на создание картины «Последний день Помпеи». На эту работу ушло шесть лет. Именно в ней художник нашел ответы на вопросы, волновавшие живописцев того времени. В 1834 году картина, показанная в парижском Салоне вместе с «Алжирскими женщинами» Делакруа и с «Мученичеством св. Симфориона» Энгра, получает Большую золотую медаль. С выставления картины в Петербургской Академии художеств началось настоящее паломничество.

В то славное время художника вызывает в Россию император Николай I. Отношения императора и Брюллова не ладились из-за свободолюбия художника. Брюллов испытывает некоторые опасения, которые не были напрасными. Николай I, недовольный европейскими настроениями, «закручивал гайки», делая бессмысленным понятие «общественная жизнь».

В 1835 году А. С. Пушкин писал своей жене:

«Брюллов едет в Петербург, скрепя сердце, боится климата и неволи».

Факт остается фактом: мастер всегда хитро отказывался от предложений написать портрет царя.

Тем временем в России Брюллова встречают с ликованием. В честь мастера проходят пышные приемы в Москве, Петербурге, Одессе. Приезд в Россию послужил сближению художника с деятелями русской культуры – А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, Е. А. Баратынским, М. С. Щепкиным, В. А. Тропининым, Н. В. Кукольником… Особая теплая дружба художника в те годы завязывается с композитором М. И. Глинкой. Их знакомство состоялось еще в Италии.

Брюллов постоянно стремился к большой форме. В 1837 году после страшного пожара в Зимнем дворце он просил позволения расписать стены дворца сюжетами из истории России, но царь Николай I ответил на просьбу решительным отказом.

Им написаны центральные алтарные образы для Петропавловской церкви (построенной по проекту архитектора А. П. Брюллова, брата художника), Троицкого собора в Стрельне, Казанского собора в Петербурге. Он предложил эскизы к росписи плафона Пулковской обсерватории, проектировал роспись храма Христа Спасителя в Москве, участвовал в росписи фресок для Исаакиевского собора.

«Камерная» живопись казалась Брюллову второстепенной вещью, в ней он чувствовал себя тесно. Однако современники, отдавая должное картине «Последний день Помпеи», прежде всего, ценили художника как великого портретиста.

В своей крупнейшей исторической картине художник примирил классицизм и романтизм, создав из них некое гармоничное целое, в портретной живописи же он последовательно шел от классицизма к романтизму, а в последних работах – к реализму.

С 1840 года художника досаждало больное сердце.

Четыре года жизни с 1843 по 1847 год живописец посвятил росписи Исаакиевского собора. Ему достались самые ответственные участки: купол, фигуры четырех евангелистов в парусах, двенадцать апостолов в барабане, несколько больших композиций на аттике. Эта работа сказалась на здоровье художника.

В 1849 году он отправился на лечение за границу, на остров Мадейра. Через год Брюллов вернулся в Рим, где сблизился с семейством Анджело Титтони, соратника Гарибальди.

В 1852 году в Петербург пришло сообщение из Рима о кончине К. П. Брюллова. Похоронили художника на римском кладбище Монте Тестаччо.

Портретная живопись

Существуют предположения о противостоянии художника классицистам. Он спорил с классицистами во время ученичества в Академии художеств, пенсионерства в ОПХ. В те времена ему было необходимо соответствовать вкусам и запросам заказчиков. В 1830-е годы Брюллов практически не писал на заказ. «Естественного» живописца в зрелую пору мало занимали споры классицистов и романтиков. Он верил собственной душе и все его грандиозные достижения с той поры выразились в области портрета.

Белинский писал:

«Уметь верно списать портрет – есть уже своего рода талант, но этим не оканчивается все… Пусть с него снимет портрет Брюллов, и вам покажется, что зеркало не так верно повторяет образ вашего знакомого, как этот портрет, потому что это будет не только портрет, но и художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но и вся душа оригинала».

Брюллов увлекся портретом после окончания Академии художеств. Этому жанру он остался верен до конца жизни. Им написано около двухсот портретов: среди них около 120 приходится на итальянский период жизни, около восьмидесяти – написаны о время проживания в Петербурге.

Сблизившись с итальянским семейством Титтони, живописец создал портреты всех его членов.

Он любил писать тех, кто ему нравился, стремясь при этом, по признанию художника, «удержать лучшее в лице и передать его на полотне».

«Итальянский полдень» («Итальянка, снимающая виноград) (1827)

Картина была написана для императора по просьбе Общества поощрения художников. Несколько лет назад ОПХ подарило жене Николая I, Александре Федоровне «Итальянское утро» и император пожелал получить парную картину к «Итальянскому утру». Просьба была исполнена.

Моделью картины стала простая итальянка, привлекшая художника жизнерадостностью и чудесным блеском счастливых глаз.

Брюллов писал картину в саду, освещенном солнцем. Спелая виноградная гроздь перекликается с образом прекрасной итальянки, с ее зрелой красотой. Она слегка наклонила виноградную лозу с сочной гроздью к себе и завороженно любуется ее сиянием. Женская естественная красота показана в незамысловатой позе, в полуулыбке, в румянце на щеках, в нежном взгляде…

В этой работе Брюллов показывает себя с новой позиции, он больше не следует академической традиции (женщины не должны были позировать художникам). Его интересовала передача женской фигуры в эффектах освещения раннего утра или яркого полдня. Художник представил сцену, наполненную духом сладостной чувственности.

ОПХ картина не понравилась:

«Ваша модель была бы более приятных, нежели изящных соразмерностей, и, хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поскольку целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса».

Вот как Н. В. Гоголь характеризовал брюлловских итальянок:

«Женщина сверкающая, пылающая всей роскошью страсти. Всем могуществом красоты».

«Всадница» (1832)

Парадный портрет написан по заказу Юлии Павловны Самойловой, к которой художник испытывал самые нежные чувства в годы пребывания в Италии. Своевольная и обворожительная красавица славилась любовными приключениями, эпатируя Николая I, что закончилось ее отъездом из России.

Ю. П. Самойлова была несметно богата (огромное состояние ей досталось от графа Ю. Литта, второго мужа бабушки, графини Скавронской), приобретала дворцы и виллы, украшала их картинами.

На портрете изображены воспитанницы графини, которых она взяла на воспитание, Джованина и Амацилия Пачини.

В этой работе автору удалось совмещение традиционного конного портрета с сюжетным действием. Прекрасная всадница возвращается с прогулки в преддверии приближающейся грозы. Маленькая Амацилия, услышавшая стук копыт лошади, выскочила встречать свою любимую сестру на лоджию. Еще мгновение и быстрый конь оказывается прямо у ее ног. Глаза девочки горят от восторга и радости. Амацилия стоит на самом краю балкона. В ожидании встречи с сестрой, она совсем забыла про страх, вытянув ручку и сделав шаг вперед. Собака, высунув голову на улицу, взволнованно и ревниво смотрит на свою маленькую хозяйку.

Даже после стремительной скачки лицо Джованины остается прекрасным и невозмутимым. В работе используется известный прием романтизма: столкновение природы и человеческого духа.

Под ногами лошади крутится вернувшаяся с прогулки собака. Ее широко расставленные ноги, частое дыхание придают еще больше динамики в композицию.

«Всадница» представляет собой нарядное феерическое зрелище, гимн красоте жизни.

Портрет демонстрировал плоды прилежной учебы автора у великих мастеров Рембрандта, Ван Дейка, Веласкеса, Рубенса. «Всадницу» восторженно встретили в Италии.

В одной из итальянских газет было замечено:

«Отличный живописец в этом году появился с большой картиной, написанной масляными красками, и превзошел все ожидания. Манера, которою исполнен портрет, заставляет припомнить прекрасные произведения Ван Дейка и Рубенса».

Портрет писателя Н. В. Кукольника (1836)

Нестор Кукольник был одним из близких друзей Брюллова в те годы, когда художник жил по предписанию царя в России.

В 1830-годы трагедии драматурга пользовались большим успехом.

Приступая к работе над портретом молодого писателя Брюллов решает сделать обобщенный образ «героя нашего времени». По словам Белинского,

«на лице писателя прочитывается та болезненная мечтательность, что была характерна для тогдашних русских людей» и объяснялась она критиком «преизбытком жизненных сил», не находящих приложения.

Слегка наклоненная вперед поза писателя в какой-то степени временная. Он позирует без всякого желания и удовольствия. Кажется, что герою не терпится поскорее оставить это неприятное занятие. Его пристальный серьезный взгляд полон грусти и ожидания. Сжатые пальцы руки отражают внутренние сомнения героя. Даже выбор фона вносит определенный смысл в понимание его характера. Стена с облупившейся штукатуркой, оголившей кирпич, по мнению многих искусствоведов, символизирует душевную рану портретируемого. Часть фона занимает вечерний пейзаж. Это подсказывает романтическую натуру молодого человека. Однако есть в этом образе ощущение неопределенности, неясности, неуверенности, напряжения, душевной борьбы.

Портрет Н. В. Кукольника считается первым психологическим портретом в русской живописи.

Автопортрет (1848)

До осени 1847 года художник занимался росписью купола Исаакиевского собора. Тяжелые условия работы вызвали у мастера «ревматизм», с которым он слег на долгих 7 месяцев. В апреле 1848 года художнику разрешили вставать, и он попросил дать ему картон. В этот день быстрыми движениями были нанесены линии, намечающие абрис фигуры художника. На следующий день Брюллов за два часа написал в красках свой автопортрет.

Художник изображает себя сидящим в вольтеровском кресле. Воспаленные глаза на исхудавшем лице словно вопрошают зрителя о чем-то. Ослабленная рука с вздувшимися венами безвольно лежит на подлокотнике кресла. В этом жесте звучит усталость неверие в будущее.

В портрете чувствуется внутреннее противопоставление недвижной, застывшей позы мастера и напряженной работы ума.

Автопортрет является «исповедью сына века», осмыслившим свою жизнь. «Усталость и одиночество» — настроение, которое передано автором на исходе его жизни.

Любимый Брюлловым бравурный красный цвет на портрете только подчеркивает трагизм обуревающих мыслей.

Вот что Брюллов писал о своей прожитой жизни:

«Мою жизнь можно уподобить свече, которую жгли с двух концов и посередине держали калеными щипцами».

«Последний день Помпеи» (1830-1833)


Замысел картины возник летом 1827 года, проведенном художником в Неаполе, куда он отправился с очаровавшей его графиней Ю. П. Самойловой. Посещение раскопок древнеримского города Помпеи, погибшего в I веке от извержения вулкана, потрясло Брюллова.

В основе сюжета художник использовал описания историка Плиния Младшего, свидетеля катастрофы. Главной темой картины является «народ, объятый страхом» перед властью всепобеждающего рока.

Народ двигается по диагонали из глубины картины на зрителя. В центре композиции лежит тело прекрасной женщины. Ее пытается разбудить маленький ребенок. Искусствоведы считают, что эта женщина символизирует гибель всего античного мира, его культуры, эстетики и идеологии.

Перед нами отдельные группы людей, сплоченные одним душевным порывом.

Слева, в толпе, художник изобразил себя с этюдником на голове. Рядом в женщине с кувшином узнается графина Самойлова.

Художник сделал Ю. П. Самойлову еще одной героиней картины – матерью, прижимающей к себе детей. Эта группа героев изображена в позах, в которых были найдены скелеты погибших в лаве. Художник подробно и тщательно знакомился с деталями материалов археологических раскопок.

Молодая мать, держа крошечного младенца в одной руке, прячет под собой от огненного дождя второго ребенка, с ужасом оглядываясь на страшное небо. Отец семейства заслоняет близких ему людей своей грудью.

Справа представлены сцены беззаветного благородства, возвышающие человеческую натуру. Два молодых человека пытаются спасти своего престарелого отца.

Взрослый сын прощается со старой матерью, прижимая ее руку к своему сердцу. Они понимают, что видят друг друга в последний раз. Рядом с ними мы видим молодого человека, несущего бездыханное тело своей любимой…

В картине показан и человеческий порок: убегает трусливо от лавы языческий жрец с жертвенником под мышкой. Ему противопоставлен другой образ: мужественный христианский подвижник, идущий навстречу людям, попавшим в беду.

Работа над полотном длилась целых 6 лет. В своей картине художник сделал попытку примирить две эстетики – классицизм с его незыблемыми правилами и романтизм, провозгласивший свободу самовыражения творца.

Картина имела огромный успех в Европе и в России. Брюллова избрали своим членом Миланская, Болонская и Флорентийская Академии.

Вальтер Скотт назвал работу «целой поэмой в красках». На родине художника признали гением. Н. В. Гоголь в одной из своих статей назвал это полотно «полным, всемирным изданием».

Поэт Баратынский писал в своем стихотворении:

«Принес ты мирные трофеи
C cобой в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день!».

Успех картины не давал покоя Брюллову. Позже обращаясь к разным историческим сюжетам, он замышлял написать новые полотна об обороне Пскова от поляков, о нашествии Гензериха на Рим, об Отечественной войне 1812 года…, но эти идеи не были реализованы.

«Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» (1839-1840)

Портрет написан в Петербурге, куда Ю. П. Самойлова приехала по делам наследства. В то время художник тяжело переживал последствия неудачного брака, и графиня окружила его нежной заботой.

Художник представил графиню вместе с ее приемной дочерью Амацилией Пачини, которая своей хрупкостью дополняет роскошную красоту прекрасной графини.

Движение фигуры красавицы уравновешивает мощный разворот тяжелого красного бархата, который как бы подчеркивает ее ослепительно-роскошное платье.

В этом портрете ощущается восторженный огонь автора – следствие особой привязанности к модели.

Этот парадный портрет имеет еще одно название «Маскарад». Однажды Брюллов признался, что в этой работе он показал «маскарад жизни».

Современники художника утверждали, что ни в одном городе мира Брюллов «не чувствовал себя столько дома, как в Риме». В Италии молодой художник неустанно писал итальянские жанровые сцены, наполненные праздничной атмосферой.

Его учителями были великие мастера, отличавшиеся широтой взглядов на искусство. Вот что художник писал брату Федору о самом важном уроке Италии:

«Первое, что я приобрел в вояже – есть то, что я уверился в ненужности манера. Манер есть кокетка или почти то же».

В понятие «манер» входила система жестких художественных канонов (подразумевалась система классицизма).

Брюллову был близок Рафаэль, «Афинскую школу» которого он копировал четыре года подряд (воспроизведение работ мастера являлось одним из условий пенсионерства).

Тогда брюлловскую копию до небес воспел Стендаль в своих «Прогулках по Риму», «Отечественные записки» писали:

«Брюллов не только сохранил все краски подлинника, но отыскал, или, лучше сказать, разгадал и то, что похитило время».

Брюллов был великолепным рисовальщиком. Он не знал себе равных во владении графитным карандашом. О виртуозности и мастерстве в этой области свидетельствуют такие работы, как «Портрет певицы Виардо Гарсиа» (1844), «Летящий ангел, оплакивающий жертвы инквизиции» (1849-1850).

Работая в Академии художеств, он много рисовал и убеждал своих учеников в значимости рисунка:

«Делайте с карандашом то, что делают настоящие артисты со смычком, с голосом – только тогда можно сделаться вполне художником…»

В России большинство произведений Карла Брюллова сосредоточено в петербургском Русском музее и московской Третьяковской галерее. Благодаря «интернациональному» характеру его творчества часть картин хранится в музеях Германии и Италии.

Дети младшего и среднего школьного возраста могут увидеть картины Брюллова в сказочной картинной галерее художника.

Брюллов всегда был на острие художественных задач своего времени, что принесло ему всемирную славу. Трудно произносить его имя беспристрастно. Он стал великим мастером благодаря врожденному таланту и бесконечному усердию. Картины К. П. Брюллова притягивают зрителя разного возраста своей безупречной чистотой и совершенной красотой.

Уважаемый читатель! Какие работы Брюллова вам близки и почему?

Карл Павлович Брюллов родился в Санкт-Петербурге 12 декабря 1799 года. Его отец – Павел Иванович Брюлло был известным живописцем, и поэтому художественная судьба маленького Карла была определена сразу после его рождения. Все его братья занимались в Академии художеств, в которой преподавал их отец.

В детстве Брюллов очень много болел. До 7–ми лет он почти не вставал с кровати. Но его отец был очень строг к нему, и заставлял рисовать его положенное число фигурок, лошадок, наравне с остальными братьями. Если Карл не мог или не успевал это сделать, то самым меньшим наказанием для него было остаться без еды. А однажды за подобную провинность отец так ударил ребенка, что Брюллов остался глухим на одно ухо на всю свою жизнь.

В Академии художеств Карл учился хорошо, и превосходил всех своих товарищей. Учителя удивлялись, как хорошо рисует этот мальчик. Закончив Академию в 1821 с отличием, Брюллов вступил в Общество поощрения художников. Именно благодаря на средства этого общества он отправляется в Италию, настояв чтоб брат Александр, который закончил академию в один год с ним, ехал туда также. Именно к отъезду в Италию Карл Брюлло стал Карлом Брюлловым по настоянию Александра I.

Жизнь Брюллова в Европе

Брюллов посетил множество городов Европы, но Италия ему нравилась больше всего, и он провел тут более 12 лет. Именно здесь Брюллов состоялся как художник, стал известным и популярным мастером.

Жизнь в Италии протекала бурно и весело. К 1829 году Брюллов официально разорвал контракт с обществом поощрения художников, которое снабжала художника средствами на жизнь. Возможно, этому способствовал заказ у Брюллова картины « » русским богачом Демидовым. Картину Брюллов рисовал 6 лет.

Возвращение Брюллова в Россию

В 1834 году Брюллов был вызван в Россию императором Николаем I. Его картина «Последний день Помпеи» была выставлена в Академии художеств. Уезжаю из Италии он оставил там свою любовь – графиню Самойлову, которая также очень сильно любила художника.

В России Карл Павлович Брюллов стал героем. Его встречали с цветами и ликованием. Но личная жизнь в России оставляла желать лучшего. Он влюбился в Эмилию Тимм, которая была виртуозной пианисткой. Все было хорошо, но накануне свадьбы она призналась жениху, что давно живет со своим отцом. Все же они расписались, но после свадьбы ничего не поменялось. Отец Эмилии использовал эту женитьбу как прикрытие, и уже через 2 месяца Брюллову пришлось расторгнуть брак.

После этого случая пошли различные сплетни, и Брюллова отвергали практически повсюду. Художник стал часто болеть, а особенно не давало покоя ему его больное сердце. В 1849 году он уехал на лечение за границу, и, в конце концов, оказался в Риме в 1850 году. Там же он и умер через два года 23 июня.

Карл Па́влович Брюлло́в (Брюло́в) (до 1822 года - Брюлло; 12 декабря 1799, Санкт-Петербург, Россия - 11 июня 1852, Манциана, Папская область) - русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма.

Сын академика орнаментальной скульптуры П. И. Брюлло. В 1809-1822 годах учился в Академии художеств у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи» (1830-1833), удостоенную в Париже Гран-при. Одновременно создал ряд портретов, в том числе картину «Всадница» (1832), принесших ему громкую славу. В 1835 году совершил путешествие по Греции и Турции, во время которого исполнил ряд графических работ. В том же году вернулся в Россию, до 1836 года жил в Москве, где познакомился с А. С. Пушкиным, затем переехал в Санкт-Петербург. В 1836-1849 годах преподавал в Академии художеств. Исполнил ряд портретов деятелей русской культуры, в том числе Н. В. Кукольника (1836), И. П. Витали (1837), И. А. Крылова (1839). Был дружен с М. И. Глинкой и Н. В. Кукольником. В 1843-1847 годах принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге (завершены П. В. Басиным). В связи с болезнью в 1849 году уехал на остров Мадейра. За время жизни там выполнил большое количество акварельных портретов своих друзей и знакомых («Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар», 1849). С 1850 года жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме.

Творчество К. П. Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма, когда чувство гармонической цельности и красоты мира сменилось ощущением трагизма и конфликтности жизни, интересом к сильным страстям, необычайным темам и ситуациям. На первый план вновь выдвигается историческая картина, но теперь её главная тема - не борьба героев, как в классицизме , а судьбы огромных человеческих масс. В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Картина принесла художнику огромную известность как в России, так и в Европе.

Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, Брюллов совершил в своём творчестве показательную для эпохи романтизма эволюцию - от радостного приятия жизни ранних произведений («Всадница», 1832) до усложнённого психологизма поздних («Автопортрет», 1848), предвосхитив достижения мастеров второй половины века, например, таких как И. Е. Репин («Портрет М. П. Мусоргского», 1881). Брюллов оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей.

На памятнике скульптора М. О. Микешина «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в 1862 году, К. П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века.

Брат Александр Брюллов, архитектор, представитель романтизма .

Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье академика, преподавателя в классе орнаментальной скульптуры петербургской Академии художеств, резчика по дереву, мастера миниатюрной живописи и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760-1833) и его супруги Марии Ивановны Шрёдер (Schroeder), имевшей немецкие корни (см. о семье Брюлловы). Кроме него, в семье было ещё три сына и две дочери.

С раннего детства, несмотря на свою болезненность, Карл по воле отца, желавшего обучить мальчика живописи, осваивал навыки, необходимые для будущей профессии: рисовал людей и животных в разных ракурсах, а с 1805 года, когда Павел Иванович ушёл в отставку, часто помогал ему в работе над оформлением Кронштадтской церкви и над другими различными заказами.

В октябре 1809 года мальчик был зачислен на казённое содержание в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где проучился до 1821 года. В числе его учителей был А. И. Иванов. Карл быстро зарекомендовал себя блестящим, разносторонне одарённым учеником, легко справлялся со всеми учебными заданиями, благодаря чему снискал всеобщую любовь. В старших классах юноша часто помогал своим однокурсникам, за небольшую плату правя их экзаменационные работы. В дальнейшем Карл получил золотую медаль по классу исторической живописи.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Выдающийся мастер позднего русского романтизма, отличный портретист и монументалист, который ставил высокие человеческие проблемы на первый план своих творений.

Ранние годы

Карл Брюллов родился в Санкт-Петербурге, в семье, на протяжении многих лет связанной с творчеством. С малых лет мальчика обучали различным видам искусства, в том числе и живописи. Отец Карла старался научить сына всему что он знал и вывести его навыки на уровень автоматизма. Ежедневные зарисовки окружающей среды, которые должны были быть одобрены отцом. В то время как его одногодки гуляли на природе в разные детские игры Карлу приходилось, не отрываясь от мольберта, постигать глубины живописи.

В 1809 году Карла приняли в Императорскую Академию художеств, которая находилась в Петербурге. Юноша преподнес себя как одаренного и настойчивого во всех своих начинаниях молодого человека.

Лучший ученик академии

В 1817 году художник начал работу над произведением «Гений искусства», которую после окончания назвали образцом для подражания и выставили в галерею для копирования. Академический стиль и точная передача характера персонажа показывали мастерство Брюллова еще до окончания академии. Следующим полотном, которое вызвало новую волну восхищения у преподавателей стал «Нарцисс, смотрящий в воду». Это произведение настолько поразило руководителя художника А. И. Иванова, что он приобрел ее для своей личной коллекции. Учеба в академии проходила легко для юноши, ведь все то чему его учили преподаватели, он уже давно знал и только оттачивал свое мастерство до новых вершин.

В 1821 году живописец завершил обучение в академии написав работу «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского». Вопреки тому, что, художник собирался в поездку за рубеж, которая полагалась ему как награда за выдающиеся заслуги во время обучения, директор академии уговорил его остаться на несколько лет, чтобы усовершенствовать свои навыки еще больше.

Свобода творчества в Италии

Преподаватель которого назначили Брюллову был менее одарен чем его ученик и не смог заслужить должного уважения. Видя, что великий талант пропадает ОПХ (общество поощрения художеств ) предложило ему свои услуги. Что бы окончательно убедить членов правления в таланте юного Карла, ему предложили написать несколько не сложных полотен на заданные темы.

В 1822 году рисовальщик и его брат получили возможность отправиться в Италию за счет полного спонсирования ОПХ. Его путешествие началось с Риги и протекало через Верону, Берлин, Дрезден и завершилось в Риме. Не успев толком обустроиться на месте, живописец получил задание от своих спонсоров. Заказом стало создание копии «Афинской школы» Рафаэля. Италия вдохновляла художника на исторические и божественные сюжеты помимо привычной для него академической живописи. Полотно «Итальянское утро» поразило петербургских коллег живописца. Свежие взгляды художника на давно устоявшиеся в искусстве темы, показывали историю с другого ракурса.

Императорский заказ

После того как полотно было презентовано императору Николаю I, Брюллов получил заказ на вторую картину в той же тематике, лично от правителя Русской империи. Заказ был выполнен в 1827 году в виде полотна «Итальянский полдень». Но работа не пришлась по душе Николаю I и ОПХ поддержало его недовольство. Оскорбленный таким положением дел, художник ответил обидчикам уходом из ОПХ. После расторжения всех связей с ОПХ, Брюллов увлекся написанием простых эскизных акварелей. Благодаря таким небольшим работам иногда выполнявшихся на заказ, рисовальщик обеспечивал себя первое время жизни без спонсирования ОПХ.

К началу 1830 года живописец начал отдавать предпочтение пейзажной тематике «Итомская долина перед грозой». В его полотнах ярко можно было ощутить любовь к солнечной и яркой Италии. Все персонажи, исполненные им в этот период, напоминали древнегреческих атлантов в живой и пластичной итальянской манере. Настоящее признание в Риме и Италии в целом пришло к Брюллову благодаря его портретам местной элиты.

В 1830 году художник начал работу над творением, которое до сих пор считают венцом его творчества, «Последний день Помпеи». К написанию этого шедевра он подошел со всей серьезностью. Он проводил различные литературные исследования и посетил раскопки на месте самой Помпеи. Сотни зарисовок пейзажей и идей привели его к великолепной и тонко выполненной работе. Примечательно то что все персонажи, которые изображены на картине это люди, окружавшие художника во время его жизненного пути. Всемирная волна успеха пришла к рисовальщику в 1833 году, когда он закончил создание шедевра. Император приказал Брюллову вернуться на родину после того как увидел созданный им шедевр.

В 1836 году совершив небольшое кругосветное путешествие рисовальщик возвратился в родные края. Его встречали как героя, приглашали на различные торжества, устроенные в его честь.

Открытие нового круга знакомств

На одном из званых обедов Брюллов завел знакомство с Пушкиным, с которым в последствии у него завязалась крепкая дружба. Знакомство с Тропининым который был при дворе портретистом помогло Брюллову освоиться в светском обществе достаточно быстро. Художник оценил умение коллеги и не редко отказывался от заказа портрета какого-либо придворного деятеля, обосновывая это тем что у них есть гений портрета Тропинин.

В 1838 году художник заключает брак с юной Эмилией Тимм. Однако супружеская жизнь художника была омрачена любовными интригами супруги со своими кровными родственниками и брак вскоре был расторгнут. В это время поддержкой и опорой для него стала его муза и героиня многих женских ролей на его произведениях Юлия Самойлова. Девушка покинула Италию что бы поддержать своего давнего приятеля. В то время из-за лживых слухов, которые пустила его бывшая супруга, его обвиняли в жестоком поведении и избиении юной особы. Однако со временем ситуация утихла, и брак был расторгнут окончательно уже в 1841 году.

Последний крупный заказ и его последствия

Следующим большим произведением в исполнении Брюллова должна была стать «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году». Тщательные исследования и множество набросков к сожалению, так и не были применены для великого полотна, проект был заброшен. Огромным спросом начали пользоваться портреты Брюллова. Несмотря на его частые отказы иногда он все же прикладывал свою кисть к созданию портрета того или иного придворного деятеля. Для многих было огромной честью быть написанными великим гением, но такое положение дел очень скоро наскучило рисовальщику.

В 1843 году он принял приглашение на роспись Исаакиевского собора. Ему отвели одну из самых заметных частей собора, большой купол. Спустя пять лет подготовки художник приступил к самой росписи, но сырость и холод в помещении собора привели к его болезни, и он оставил проект практически закончив его.

Последние годы жизни

В 1850 году живописец покинул родные края и отправился в так горячо им любимую Италию. Немного поправив свое здоровье, он начал изучать работы Веласкеса и Гойи. Его творения в этот период отличались особым драматизмом и романтической легкостью. После знакомства с Титтони рисовальщик переезжает в его поместье где создает не мало пейзажных акварелей, которые до сих пор находятся в личном хранилище искусства этого рода. Финалом в его творчестве стал портрет его давнего приятеля, археолога и историка Микеланджело Ланчи, с которым он познакомился во время своего путешествия на место раскопок Помпеи. Во время очередного ухудшения состояния здоровья Брюллов отправился в Манциану где поправлял здоровье минеральными водами, 23 июня 1852 года художник скончался из-за припадка удушья. Этому художнику удалось опередить своих современников в раскрытии проблем не одного человека и его изображения в типичных позах, а небольшой группы или целого народа показывая при этом всю гамму эмоций, которые они переживали.

  • Известно, что художник Брюллов принимал непосредственное участие в ходатайстве об освобождении украинского поэта Тараса Шевченко из крепостничества, написав портрет Жуковского, разыгранный в придворной лотерее. Правда, на тот момент Шевченко еще был обычным, никому не известным крепостным.
  • У семьи Брюллова было иностранное происхождение, о чем говорит его настоящая фамилия без буквы «В» в окончании. Брюлловым художник стал после указа императора, целью которого было показать иностранцам, что художник является подданным Российской империи.
  • Разочарование, вызванное жизнью в Петербурге, вынудило художника вернуться в Италию после получения разрешения на выезд. Согласно легенде, добравшись до границы, Брюллов снял с себя одежду и выбросил ее. Как позже объяснил сам художник, что у него не было желания везти с собой даже пыль с этого недружелюбного государства.
  • Между царем и художником были плохие взаимоотношения. Правитель мечтал о своем портрете, написанном кистью Брюллова. Сам же художник не торопился выполнять указание царя. Когда он все же прибыл во дворец, то правитель сильно запоздал, что дало возможность Брюллову уехать, так и не начав работу.

Книги:

Награды:

  • Золотая медаль выставки Парижского Салона (1834 год)
  • Императорский и Царский Орден Святого Станислава
  • Императорский орден Святой Анны
  • Большая серебряная медаль АХ (1817 год)


Наверняка картины Карла Павловича Брюллова известны каждому со школьной скамьи. «Последний день Помпеи», «Итальянский полдень» и другие полотна пронизаны настоящими эмоциями, чувствами, экспрессией. В отличие от многих других художников Брюллов выбирал для себя натурщиц не среди хрупких изнеженных моделей. Его героинями становились девушки из реальной жизни со всеми их достоинствами и недостатками. Не все современники сразу соглашались с подобным новаторством автора, но со временем Брюллов получил всемирное признание, а его самого стали называть «Карлом Великим».




Карл Брюллов родился в 1799 году. В детстве он был очень болезненным мальчиком и несколько лет не вставал с постели. Но этот факт совершенно не останавливал его отца, Павла Брюлло, решившего обучать сына живописи. Каждый день ребенку давались задания: рисовать животных, людей или природные мотивы. И пока Карл не справлялся с заданием, он не получал завтрак.

В 10-летнем возрасте Карл Брюлло был зачислен в Петербургскую академию художеств, где он проучился 12 лет. Мальчик блестяще справлялся с любой поставленной перед ним задачей и за это в 1822 году он получил пенсионерскую стипендию на четыре года, которая предполагала обучение в Италии. Перед отъездом Карл получил разрешение у императора добавить к своей фамилии букву «в», чтобы всем было понятно, откуда художник родом.



Италия покорила молодого художника. В 1827 году художник написал картину «Итальянский полдень», моделью для которой стала симпатичная плотная итальянка. В России эту картину приняли очень холодно, т. к. она не соответствовала модным веяниям того времени. Критики назвали модель «несоразмерной», а Брюллов со скандалом вышел из Императорского общества поощрения художеств.



В 1827 году в Италии Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой. Художника покорила невероятная средиземноморская красота, ум и грация этой женщины. Графиня часто становилась моделью для полотен Брюллова. На картине «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амалией Пачини» невероятные краски, пышность нарядов только подчеркнули красоту его музы.

В 1830 году Карл Брюллов вместе с графиней Самойловой отправился на развалины Помпеи и Геркуланума. За два года до этого произошло очередное извержение Везувия, поэтому интересоваться архитектурой тогда было модно.



Работу над картиной, сделавшей его всемирно знаменитым, Брюллов начал по заказу мецената Анатолия Демидова. Перед тем, как приступить к написанию полотна, художник изучил немало исторических документов о Помпеях и сделал немало эскизов с места события.



Людей на картине Карл Брюллов рисовал максимально эмоционально. Он запечатлел там себя в качестве художника, бегущего с рисовальными принадлежностями. Юлию Самойлову также можно отыскать на полотне. Она представлена там в трех образах: женщины с кувшином на голове, матери, пытающейся защитить своих дочерей и умирающей на мостовой.



В Риме «Последний день Помпеи» получил самую лестную критику, после чего картину отправили в парижский Лувр. В 1834 картина достигла Петербурга, где создала настоящий ажиотаж. Сам император Николай I пожелал увидеть полотно, после чего удостоил награды Карла Брюллова.



Не менее знаковой картиной живописца стала «Вирсавия». До Брюллова российские художники практически не обращались к обнаженной натуре. Брюллов же, вдохновленный успехом «Последнего дня Помпеи», решил написать картину в новом жанре. За основу он взял библейский сюжет о Вирсавии, которую купавшейся увидел царь Давид.

Несколько лет мастер трудился над картиной. Критики назвали ее «сладострастной и блестящей по краскам». Художник понял, что он не смог донести задуманное зрителям, и даже однажды швырнул в картину сапогом. Брюллов не стал заканчивать картину, остались непрописанными кисти красавицы. Именно в таком виде «Вирсавию» приобрел меценат и отправил ее в Третьяковскую галерею.



Среди искусствоведов вызывает множество вопросов картина . Исследователи до сих пор спорят о том, кто же действительно изображен на ней.