Пейзажи разных художников. Русские художники – пейзажисты

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Европейские художники начали использовать масляную краску в XV веке, и с тех самых пор именно с ее помощью создавались самые знаменитые картины всех времен. Но и в наши высокотехнологичные дни масло по-прежнему сохраняет очарование и загадку, а художники продолжают изобретать новые техники, разрывая шаблоны в клочья и раздвигая границы современнного искусства.

сайт выбрал работы, которые восхитили нас и заставили вспомнить о том, что прекрасное может рождаться в любую эпоху.

Обладательница невероятного навыка польская художница Юстина Копанья (Justyna Kopania) в своих экспрессивных размашистых работах смогла сохранить прозрачность тумана, легкость паруса, плавное покачивание корабля на волнах.
Ее картины поражают своей глубиной, объемом, насыщенностью, а текстура такова, что от них невозможно оторвать взгляд.

Художник-примитивист из Минска Валентин Губарев не гонится за славой и просто делает то, что любит. Его творчество безумно популярно за рубежом, но почти незнакомо его соотечественникам. В середине 90-х годов в его бытовые зарисовки влюбились французы и заключили с художником контракт на 16 лет. Картины, которые, казалось бы, должны быть понятны только нам, носителям «скромного обаяния неразвитого социализма», понравились европейской публике, и начались выставки в Швейцарии, Германии, Великобритании и других странах.

Сергею Маршенникову 41 год. Он живет в Санкт-Петербурге и творит в лучших традициях классической русской школы реалистичной портретной живописи. Героинями его полотен становятся нежные и беззащитные в своей полуобнаженности женщины. На многих самых известных картинах изображена муза и жена художника - Наталья.

В современную эпоху картинок высокого разрешения и расцвета гиперреализма творчество Филипа Барлоу (Philip Barlow) сразу привлекает внимание. Однако от зрителя требуется определенное усилие для того, чтобы заставить себя смотреть на размытые силуэты и яркие пятна на полотнах автора. Наверное, так видят мир без очков и контактных линз люди, страдающие близорукостью.

Живопись Лорана Парселье (Laurent Parcelier) - это удивительный мир, в котором нет ни грусти, ни уныния. У него вы не встретите хмурых и дождливых картин. На его полотнах много света, воздуха и ярких красок, которые художник наносит характерными узнаваемыми мазками. Это создает ощущение, будто картины сотканы из тысячи солнечных зайчиков.

Маслом на деревянных панелях американский художник Джереми Манн (Jeremy Mann) пишет динамичные портреты современного мегаполиса. «Абстрактные формы, линии, контраст светлых и темных пятен - все создает картину, которая вызывает то чувство, которое человек испытывает в толпе и суматохе города, но также может выразить и спокойствие, которое обретается при созерцании тихой красоты», - говорит художник.

На картинах британского художника Нила Саймона (Neil Simone) все не так, как кажется на первый взгляд. «Для меня мир вокруг - это череда хрупких и постоянно меняющихся форм, теней и границ», - говорит Саймон. И на его картинах все действительно иллюзорно и взаимосвязано. Границы смываются, а сюжеты перетекают друг в друга.

Итальянец по происхождению современный американский художник Жозеф Лорассо (

Подробности Категория: Жанры и разновидности живописи Опубликовано 30.11.2015 18:35 Просмотров: 4136

Пейзажная живопись в России развивалась очень интенсивно. Она представлена многими замечательными художниками, картины которых являются мировыми шедеврами пейзажной живописи.

Пейзажный жанр в России окончательно сформировался в XVIII в. Его основоположником считают С.Ф. Щедрина.

Эпоха классицизма

Семён Фёдорович Щедри́н (1745-1804)

Выпускник Петербургской Академии художеств, С. Щедрин стал профессором пейзажной живописи в Академии. Работал в стиле академического классицизма , который продолжал занимать главенствующее положение в русском искусстве пейзажной живописи и в начале XIX в. Много работал на пленэре. Его пейзажи отличаются эмоциональной выразительностью.
Наиболее известные его работы – виды парков и дворцов в Павловске, Гатчине и Петергофе.

С. Щедрин «Вид на Гатчинский дворец с серебряного озера» (1798)
В этом же стиле работали Ф. Матвеев и Ф. Алексеев.

Фёдор Михайлович Матвеев (1758-1826)

Также является выпускником Петербургской Академии художеств. Но его творчество, в отличие от творчества С. Щедрина, посвящено в основном пейзажам Италии, где он прожил 47 лет и где умер.
Его пейзажи отличают лёгкость исполнения, точность, тёплый колорит, особое умение в изображении дальних планов.

Ф. Матвеев «Окрестности близ Тиволи» (1819). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (1753/1755-1824)

Ф. Алексеев – один из основоположников русского городского пейзажа, крупнейший мастер русской ведуты .
Окончил Академию художеств, совершенствовался в Венеции как театральный художник, но в то же время писал и пейзажи. Позже полностью оставил работу над театральными декорациями и занялся любимым делом – пейзажем. Его городские пейзажи отличаются лиричностью и тонкостью исполнения.

Ф. Алексеев «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки». Русский музей (Петербург)

Андре́й Ефи́мович Марты́нов (1768-1826)

Русский живописец-пейзажист. Выпускник академии художеств. Долго жил в Риме, затем вернулся в Россию и стал академиком живописи. Путешествовал с российским посольством в Пекин и написал много видов сибирских и китайских местностей; затем посетил Крым и берега Волги, откуда также заимствовал сюжеты для своих пейзажей. Предпринял вторичную поездку в Италию и умер в Риме.

А. Мартынов «Вид реки Селенги в Сибири»

Эпоха романтизма

В этот период самыми выдающимися художниками-пейзажистами были С. Щедрин (1791-1830), В. Садовников, (1800-1879), М. Лебедев (1811-1837), Г. Сорока (1823-1864) и А. Венецианов (1780-1847).

Сильве́стр Феодо́сиевич Щедри́н (1791-1830)

С. Щедрин «Автопортрет» (1817)
Родился в семье известного скульптора Ф.Ф. Щедрина. Художник Семён Щедрин – его дядя. В число воспитанников академии художеств был принят в возрасте 9 лет.
Первые его картины написаны в стиле классицизма, верны натуре, но в них ещё не выработался индивидуальный почерк художника.
Автор итальянских морских пейзажей.
В пейзажах 1828-30-х гг. уже присутствует романтическая приподнятость, стремление к сложным световым и колористическим эффектам. Картины отличаются тревожным драматизмом.

С. Щедрин «Лунная ночь в Неаполе»

Григо́рий Васи́льевич Соро́ка (настоящая фамилия Васи́льев) (1823-1864)

Г. Сорока «Автопортрет»

Русский крепостной живописец. Учился живописи у А. Г. Венецианова и был одним из любимейших его учеников. Венецианов просил помещика дать вольную Григорию, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого – помещик готовил его в садовники. После крестьянской реформы участвовал в крестьянских волнениях против помещика. Писал жалобы от крестьянской общины на своего помещика, за что был арестован на 3 дня. Считается, что этот арест послужил причиной самоубийства художника.
Как и большинство художников школы Венецианова, Г. Сорока писал городские и сельские пейзажи, интерьеры, натюрморты. Произведения венециановской школы отмечены поэтической непосредственностью изображения окружающей жизни.

Г. Сорока «Вид в Спасском» (вторая половина 1840-х гг.)

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780-1847)

А. Венецианов «Автопортрет» (1811)
Одним из первых показал очарование неяркой природы среднерусской полосы.
Род Венециановых происходил из Греции.
Наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. Но на многих его картинах присутствует пейзаж – художник прекрасно умел передавать светотень.
А. Венецианов является автором теоретических статей и заметок о живописи.

А. Венецианов «Спящий пастушок» (1823-1824)

Пейзажная живопись второй половины XIX века

Во второй половине XIX в. пейзажная живопись в России стала развиваться в разных стилях: по-прежнему писали в романтическом стиле М. Воробьёв, И. Айвазовский , Л. Лагорио, А. Боголюбов.
П. Суходольский (1835-1903) работал в технике сепии. Сепия – техника изображения, распространённая в живописи, графике и фотографии. Буквально слово «сепия» переводится как «каракатица» – изначально краска этого цвета для художников изготавливается из чернильных мешков каракатицы и кальмара. Этот мешок помогает моллюскам скрываться от опасности: он выбрасывает краску, которая мгновенно распространяется и делает тысячи литров воды полностью непрозрачными для хищника. В настоящее время существует и искусственная сепия для художников, но применяется и натуральная, которая привозится из Шри-Ланки. Считается, что именно натуральная сепия имеет более насыщенный цвет, она более стойкая, чем искусственная.

П. Суходольский «В деревне зимой» (1893)
Многие живописцы начали работать в реалистическом стиле (И. Шишкин), сказочно-поэтической форме (В. Васнецов), в эпическом жанре (М. Клодт) и др. О творчестве всех художников этого периода рассказать невозможно, остановимся только на некоторых именах.

Фёдор Алекса́ндрович Васи́льев (1850-1873)

Ф. Васильев «Автопортрет»

Русский живописец-пейзажист, умерший совсем молодым, но оставивший множество замечательных пейзажей.
Его картина «Оттепель» сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.

Ф. Васильев «Оттепель» (1871). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
П.М. Третьяков приобрёл картину ещё до начала выставки. Повторение картины заказал император Александр III, именно эта копия была в Лондоне.

Ф. Васильев «Мокрый луг» (1872). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов (1870-1905)

В. Борисов-Мусатов «Автопортрет»

Этот художник с удивительно чистой душой тяготел к обобщённым образам, красочности и декоративности пейзажа.

В. Борисов-Мусатов «Весна» (1898-1901)
Он умел выражать настроение через состояние природы. Весна, с цветущими деревьями и «пушистыми» одуванчиками, погружает человека в состояние светлой радости и надежды.

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (1878-1927)

Б. Кустодиев «Автопортрет» (1912)
Б. Кустодиев считается мастером портрета. Но многие его работы выходили за эти рамки – он обращался к пейзажу. В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжал на натурные работы в Костромскую губернию и создал много картин бытового и пейзажного жанра. Большое значение он придавал линии, рисунку, цветовому пятну.

Б. Кустодиев «Масленица» (1903). Государственный Русский музей (Петербург)
В этот же период времени в русской пейзажной живописи окончательно утвердился пленэр. В дальнейшем развитии пейзажа важнейшую роль сыграл импрессионизм , оказавший влияние на творчество почти всех серьёзных живописцев России.

Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов (1830-1897)

А. Саврасов (1870-е гг.)
А.К. Саврасов стал основоположником лирического пейзажа, он сумел показать ненарочитую красоту и нежность неброской русской природы.
А. Саврасов окончил Московское училище живописи и ваяния. Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду». По замечанию историка искусства Н. А. Рамазанова, художник «передал... момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы – быть ливню».

А. Саврасов «Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду» (1851)
Самой известной работой А. Саврасова является картина «Грачи прилетели». Но она стала настолько культовой, что затмила все другие его замечательные пейзажи.
Жизнь художника сложилась не очень счастливо и закончилась трагически. Любимый его ученик Исаак Левитан писал: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле <...> и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества». А литературовед И. Гронский считал, что «Саврасовых в русской живописи немного... Саврасов хорош каким-то интимным, только ему свойственным восприятием природы».

Михаи́л Васи́льевич Не́стеров (1862-1942)

М. Нестеров «Автопортрет» (1915)
М. Нестеров, ученик А. Саврасова, также изображал неброскую красоту среднерусской природы. Он создал уникальный тип пейзажа, близкий по духу И. Левитану, – лирический, лишённый броскости и ярких красок, проникнутый любовью к России. Этот пейзаж получил потом название «нестеровского». Неизменные «персонажи» его пейзажа – тонкие белоствольные берёзки, чахлые ёлки, приглушенная зелень весеннего или осеннего леса, алые гроздья рябины, вербы с мохнатыми серёжками, еле заметные цветки, бесконечные просторы, тихие, неподвижные воды с отражающимися в них словно замершими лесами. Ещё одна характерная черта нестеровского пейзажа: одухотворённая природа на его полотнах всегда сливается в гармонии с лирическим настроением героев, сопереживает их судьбе.

М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

Архи́п Ива́нович Куи́нджи (1841 или 1842-1910)

В. Васнецов «Портрет Куинджи» (1869)
Русский художник греческого происхождения. Был очень беден, зарабатывал ретушёром, делал безуспешные попытки поступить в Академию художеств. Только с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. В это время он познакомился с художниками-передвижниками , в числе которых были И. Н. Крамской и И. Е. Репин. Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности.
Но в дальнейшем Товарищество передвижников стало для него во многом сдерживающим, ограничивающим его талант строгими рамками, поэтому наступил разрыв с ним.
Куинджи привлекала живописная игра света и воздуха. А это, как мы уже знаем, признак импрессионизма.

А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (1880). Государственный Русский музей (Петербург)

А. Куинджи «Берёзовая роща» (1879). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Другие замечательный пейзажисты XIX в.: Василий Поленов (1844-1927), Константин Коровин (1861-1939), Илья Репин (1844-1930), Николай Ге (1831-1894), Валентин Серов (1865-1911), Кириа́к Коста́нди (1852-1921), Николай Дубовской (1859-1918) и др. Это художники русского импрессионизма.
Судьба многих из них сложилась нелегко из-за начавшего в 30-е годы отрицательного отношения к «этюдничеству», оценивать их творчество стали с недомолвками, избегая прямой характеристики их стиля.
Давайте просто рассмотрим их замечательные пейзажи.

В. Борисов-Муса́тов «Осенняя песнь» (1905)

И. Репин «Какой простор!» (1903)

К. Коровин «Осенний пейзаж» (1909)

Пейзажная живопись в XX веке

В пейзажная живописи XX в. развивались традиции и направления, заложенные в XIX в.: Пётр Кончаловский (1876-1956), Игорь Граба́рь (1871-1960), Константин Юо́н (1875-1968) и другие художники.

И. Граба́рь «Мартовский снег» (1904)
Затем начался поиск новых выразительных средств для передачи пейзажа. И здесь следует назвать имена авангардистов Казимира Малевича (1879-1935), Василия Кандинского (1866-1944), Натальи Гончаровой (1881-1962).

К. Малевич «Пейзаж. Зима» (1909)
Павел Кузнецов (1878-1968), Николай Крымов (1884-1958), Мартиро́с Сарья́н (1880-1972) и др. создавали свои пейзажи в духе символизма .

П. Кузнецов «В Степи. Мираж» (1911)
В эпоху метода социалистического реализма продолжали развиваться новые формы, индивидуальные стили, приёмы. Среди художников-пейзажистов можно выделить Василия Бакшеева (1862-1958), Николая Крымова (1884-1958), Николая Ромадина (1903-1987) и др., которые развивали лирическую линию пейзажа.

В. Бакшеев «Голубая весна» (1930). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Константин Богаевский (1872-1943), Александр Самохвалов (1894-1971) и др. работали в жанре индустриального пейзажа.
Александр Дейне́ка (1899-1969), Георгий Нисский (1903-1987), Борис Угаров (1922-1991), Олег Лошаков (1936) творили в выработанном ими «суровом стиле».

Г. Нисский ««Зелёная дорога» (1959)
Пейзаж – вечная тема и вечный жанр, он неиссякаем.

Современный художник А. Савченко «В лето»

Рады вас приветствовать на блоге о современном искусстве. Сегодня хочется поговорить о живописи, поэтому данный пост всецело посвящается пейзажам русских художников . В нем вы найдете наиболее полную информацию о творчестве Александра Афонина, Алексея Савченко и Виктора Быкова. Все они не просто талантливы, а одаренные свыше личности. Их творчество многогранно, оригинально и искусно. Они привлекают к себе внимание не только граждан русской земли, но и представителей, коллекционеров дальнего зарубежья. Написать о них коротко достаточно непростая задача, но мы постараемся сингулировать информацию, чтобы представить вашему взору только самое интересное и важное из жизни художников и их творчества. Ну что же, перейдем к пейзажам русских художников?

Пейзажи истинного русского художника Александра Афонина

Александра Афонина называют истинным русским художником, современным Шишкиным, что вполне оправдано. Он является членом Международной федерации художников ЮНЕСКО (1996 г.), удостоен звания заслуженного художника РФ, начиная с 2004 года. Художник родился в 1966 году в Курске. Начал рисовать в 12 лет. Постепенно взрослея молодого человека стали привлекать репродукции мировых шедевров живописи. Отец Павел был опорой для Александра, он ему объяснял основы рисунка, тональность. Постигая искусство «на дому», Афонин поступил в Курскую художественную школу, которую окончил в 1982.

Период с 1982 по 1986 год стал для художника переломным на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, что в этом временном промежутке Афонин получал образование в Железногорском художественном училище, именно тогда он научился профессионализму. Сегодня Александр считает данное училище одним из лучших на территории России.


Александр Павлович Афонин предпочитает писать пейзажи не с фотографии и не в кабинете, а с натуры. Художник утверждает, что копирование фотографических пейзажей - хорошая почва для деградации, в частности, потери чувства свежести и ощущения воздуха. Недаром великие мастера вроде Левитана, Саврасова, Куинджи выхаживали километры в поисках натуры.


Благодаря таланту и трудолюбию в 1989 году Афонин поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, которая в то время только начала историю своего существования. Александр окончил аспирантуру, стал доцентом академической кафедры живописи и рисунка, а также назначен заведующим пейзажной мастерской. Теперь Александр Павлович уже профессор, завкафедрой и заслуженный художник своей Родины. Художник считает, что каждый глухой уголок русской земли может и должен быть запечатленным в области высокого искусства.


Картины автора настолько поэтичны и пронизаны свежестью, что даже не хочется отрывать взгляд от одного полотна, дабы взглянуть на другое. Желаем вам получить море положительных эмоций во время просмотра пейзажей русского художника.

Пейзажи природы разных времен года от Алексея Савченко

Алексей Савченко довольно молодой художник, но уже узнаваемый и очень перспективный. Главная тематика его картин, созданных благодаря этюдной манере письма, - маленькие городишки, наполовину забытые деревушки, уцелевшие церквушки, словом, глубинка необъятной России. Савченко специализируется на пейзажах природы разных времен года. Как правило, его картины передают природу средней полосы РФ.

Пейзажи русского художника Алексея Савченко берут не цветом, а каким-то своенравным северным настроением. , максимум цветового реализма - пожалуй, именно это очень выразительно просматривается на авторских полотнах.


Алексей Александрович уроженец 1975 года. Ему посчастливилось родиться в чудесном историческом городе Сергиевом Посаде, жемчужине «Золотого Кольца», прежде всего, известного как место массового православного паломничества.


В 1997 Алексей получил специальность художника-оформителя, окончив Всероссийский колледж игрушки. В 2001 - факультет изобразительного искусства и народных ремесел в Московском педагогическом университете. Начиная с 2005 года - член Творческого Союза Художников России. Постоянно принимает участия на выставках профессиональных художников. Многие из его работы находятся у коллекционеров живописи России и за её пределами.

«Лес, как живой» российского художника Виктора Быкова

Виктор Александрович Быков является известным российским пейзажистом, автором множества работ, напрямую связанных с красотой и лиричностью русской природы. Художник родился в 1958 году. Заниматься живописью начал достаточно рано. В 1980 окончил художественное училище. В период с 1988 по 1993 года Виктор Быков обучался в именитой «Строгановке», которая ныне называется Московской государственной художественно-промышленной академией им. С.Г. Строганова.


Сегодня авторская манера живописи в кругах современного искусства называется натуралистическим реализмом, в былые времена прошлого века сказали бы «лес, как живой». Сочные тона в руках опытного художника дают желанный эффект живых картин. Едва соединимые линии в сочетании с фактурными густыми слоями краски, нанесенной сплошным массивом на холст, делают авторские пейзажи русского художника одновременно яркими и насыщенными деталями. Посредством этого приема достигается восторженное ощущение фантастичности картин, их сказочной бесконечности.


Пейзажи на картинах русского художника передают невероятную реалистичность, кажется, будто бы они рассказывают о природе жизни солнечных лучей и, вмести с тем, огромными объемами перемещают прозрачный воздух. Картины художника насыщены гармоничными цветами, свежими образами, настроением природы-матушки.


Восхищают его зимние , в которых тонко подобранные оттенки совершенно чудесным образом воссоздают различные природные состояния - от сопротивления мороза по весне, хрустальной свежести снежного утра до таинственного молчания позднего зимнего вечера. Снежный покров на картинах художника дает ощутить структуру снега, зернистость его стройных кристаллов.


Пейзажи русского художника Виктора Быкова популярны как в родном Отечестве, так и за его пределами (частные коллекции во Франции и Германии). Репродукции художника используются в декоративном оформлении, даже при создании схем для вышивки. И кто знает, возможно, с творчеством Виктора мы сталкиваемся гораздо чаще, нецеленаправленно, инкогнито, не придавая этому особого значения либо мысленно придаваясь мечтаниям о красочных пейзажах русской земли и её талантливых мастеров искусства.

В довершении поста посмотрите чудесное видео о классических пейзажах русских художников:

И. Левитан "У омута"

Пейзаж – один из жанров живописи.

Тема пейзажа – местность. С французского языка термин «пейзаж» так и переводится: «местность, страна». Таким образом, пейзаж – это не только привычное для нас изображение природы, но и всякое другое изображение местности, в том числе городской.

Существует несколько разновидностей пейзажа: в природном пейзаже это марина (морской пейзаж), космический пейзаж. Пейзаж может быть и городским (архитектурный, например). В городском пейзаже выделяют документально точное изображение – «ведуту».

С временно́й точки зрения пейзаж может быть современным, историческим, футуристическим (пейзаж-фантазия).

И. Айвазовский «Фрегат под парусом» (1838). Холст, масло, 57 x 82 см. Центральный военно-морской музей (Петербург)

Пейзаж как самостоятельный жанр живописи сравнительно молод: самостоятельное значение он получил в западноевропейском искусстве примерно с XIV в. Да, мы можем увидеть изображение природы и на картинах более раннего периода. Но тогда пейзаж был только фоном для портретов, жанровых сцен, а также для икон. Он не был не только самостоятельным жанром, но часто вообще не был реальным, а лишь обобщённым.

Развитие пейзажа началось в древневосточном искусстве.

Китайский художник Ли Сысюнь (651-716) – основатель пейзажного направления живописи этой страны. Его пейзажи отличают ясная графичность и тщательная проработка деталей.

Копия пейзажа Ли Сысюня, относящаяся к нач. XVІ в. Галерея Фрир (Вашингтон)

ПЕЙЗАЖ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ

Значительно возрос интерес к пейзажу в живописи Раннего Возрождения. И хотя в картинах итальянского художника и архитектора Джотто (около 1267-1337) пейзаж был ещё только вспомогательным средством, но именно в его работах он уже начинает обретать самостоятельную смысловую нагрузку. Пейзаж на его картинах становится живым, довольно реалистичным, ему удавалось передавать светотени и пространственное звучание природы. Пейзаж Джотто уже был эмоциональным.

Джотто "Проповедь птицам"

В создании пейзажного жанра эпохи Высокого Возрождения большую роль сыграли Джорджо́не (1476/7-1510), Тициан (1473-1576), Эль Греко (1541-1614).

Э. Греко «Вид Толедо» (1596-1600). Холст, масло, 47,75 × 42,75 см. Музей Метрополитен (Нью-Йорк)

Это знаменитый пейзаж Эль Греко. Другое название полотна – «Толедо в грозу». Автор использовал фантасмагорический свет, чтобы подчеркнуть угрожающий вид грозового неба. Испанский город Толедо изображён под угрюмым небом на возвышенности, которая покрыта лугами и лесами. «Вид Толедо» стал одним из первых пейзажей в европейском искусстве. Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога и несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера он входит в число самых известных изображений неба в истории европейской живописи.

У. Тёрнер «Закат в парке Петворта» (1830). Холст, масло, 63,5 × 139. Художественный музей в Лондоне Тейт Британия

Прекрасное в природе сумел передать Питер Брейгель (Старший). Он обращает внимание не только на монументальность природы (небо, горы), но и на мелочи: траву из-под камня, сломанное деревце… Природа у него живёт и дышит.

П. Брейгель (Старший) «Сумрачный день. Весна» (1565). Дерево, масло, 118 х 163 см. Музей истории искусств (Вена)

РОЖДЕНИЕ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ

«Пленэр» от французского en plein air – «на открытом воздухе». Художники создавали свои пейзажные картины, работая непосредственно на природе.

И. Левитан «Солнечный день. Весна» (1876-1877). Холст, масло, 53 x 40,7 см. Частное собрание

Особенно в этом преуспели французские импрессионисты . В русской живописи на пленэре работали А. Саврасов, и др. А зарождение пленэрной живописи относят к испанскому художнику Д. Веласкесу, который первым начал уделять большое внимание передаче красок природы, игре света, скользящего между листьями деревьев и т.д.

Д. Веласкес «Вилла Медичи в Риме. Полдень» (1630). Холст, масло, 44,5 × 38,5. Прадо (Мадрид)

П. Рубенс любил динамичные пейзажи.

А французский художник Ф. Буше предпочитал нежные и неяркие краски для изображения картин природы.

Ф. Буше «Переправа по мосту» (1730-е годы). Холст, масло

У каждого художника – свой стиль и свои приоритеты. Например, импрессионистам было важно передать реальный мир в его подвижности и изменчивости.

Художники-постимпрессионисты развили в своей живописи традиции импрессионистов.

Винсент ван Гог «Звёздная ночь» (1889). Холст, масло. 73,7 × 92,1 см. Музей современного искусства (Нью-Йорк)

В XX в. к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений того времени.

Вот пример пейзажа американской художницы Элен (Хелен) Франкенталер (1928-2011), работавшей в стиле абстракционизма.

Элен Франкенталер «Горы и море» (1952)

НЕКОТОРЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПЕЙЗАЖА

Архитектурный пейзаж

Разновидностью архитектурного пейзажа является ведута.

Ведута – жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII в. Ведута – это картина, рисунок или гравюра с детальным изображением повседневного городского пейзажа. Так, нидерландский художник Ян Вермеер изобразил точно родной для него город Дельфт.

Ян Вермеер «Вид Дельфта» (1661). Холст, масло. 96,5 × 115,7 см. Маурицхёйс (Гаага)

Мастера ведуты работали во многих странах Европы, в том числе и в России (М. И. Махаев и Ф. Я. Алексеев). Целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги.

Марина

Марина – жанр живописи, разновидность пейзажа (от лат. marinus – морской), изображающий морской вид или сцену морского сражения, в общем, любые события, происходящие на море. Марина начала свой путь из Голландии, где она выделилась в самостоятельный вид пейзажной живописи в начале XVII в.

Маринист (фр. mariniste ) – художник, пишущий марины. Самые яркие представители этого жанра – англичанин Уильям Тёрнер и российский (армянский) художник Иван Константинович Айвазовский, написавший около 6000 картин на морскую тему.

У. Тёрнер «Рыбаки в море» (1796). Холст, масло, 91,4 x 122,2. Художественный музей в Лондоне Тейт Британия

Исторический пейзаж

Исторический пейзаж создаётся для того, чтобы через картины природы, а также через архитектуру рассказать о прошлом. Такие пейзажи создавали художники Н.К. Рерих, А.М. Васнецов (изображения Москвы XVII в.), Е.Е. Лансере, А.Н. Бенуа (быт и стиль русского барокко XVIII в.) и т.д.

Н. Рерих «Заморские гости» (1901). Холст, масло. 85 x 112,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Футуристический (фантастический) пейзаж

Это могут быть и природные пейзажи, и городские. Люди часто желают заглянуть в будущее. Смелые замыслы архитекторов и дизайнеров и фантазии художников дают нам возможность увидеть очертания будущего города.

Футуристический пейзаж художника Tigaer Hecker

В ЧЁМ СМЫСЛ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ?

Вопрос правильный. Ведь не просто же изображается художником цветочек, не ради же самого этого цветочка?

Конечно. Смысл пейзажной живописи всегда – в отношении человека к окружающей среде. Город это или сельская природа – всё равно. И здесь уже можно говорить о философии взаимоотношения человека и окружающего мира. Эти отношения могут быть гармоничными и дисгармоничными.

Рассмотрим пейзаж И. Левитана «Владимирка».

И. Левитан «Владимирка» (1892). Холст, масло, 79 × 123 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

«Владимиркой» в просторечии называли Владимирский тракт, грунтовую дорогу из Москвы в сторону Владимира, известную тем, что с XVIII в. вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых. К концу XIX в., когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах.

В 1892 г. из-за своего еврейского происхождения Левитан был выслан из Москвы и некоторое время жил в деревне, находящейся недалеко от Владимирского тракта. Здесь у него и зародилась идея написать полотно «Владимирка». Пустынность дороги, нависшие над ней облака, одинокая фигура странницы – всё это создаёт тревожную и тягостную атмосферу, навеянную мыслями о проходивших здесь тысячах заключённых. И только солнечный просвет у горизонта да белеющая вдали церковь олицетворяют собой луч надежды.

Н.С. Крылов (1802-1831). Зимний пейзаж (Русская зима),1827. Русский музей

Нет, всё-таки зима без снега - это не зима. Но в большом городе снег пока не задерживается, сегодня идёт, а завтра его уже нет. Остаётся любоваться снегом на картинах художников. Проследив эту тему в живописи, обнаружила, что лучшие снежные пейзажи, конечно, у русских художников. Что и не удивительно, Россия всегда была самой снежной и морозной страной. Ведь это у нас же - и валенки, и тулупы, и сани, и шапки-ушанки! уже представила. А теперь ещё 10 лучших снежных картин русских художников конца XIX - начала XX века, очень известных и мало известных, но не менее замечательных, но это только очень маленькая частица русского наследия.
Несколько слов о художнике, картина которого начинает этот список. Это одно из первых изображений зимы в русской живописи, написанное в тот период, когда художники-пейзажисты писали в основном виды Италии или Швейцарии с водопадами и горными пиками. А.Г. Венецианов (педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы) встретил Крылова в Теребенском монастыре Тверской губернии, где тот на положении подмастерья расписывал иконостас с артелью калязинских иконописцев. По совету Венецианова Крылов начал рисовать с натуры и писать портреты. В 1825 году он приехал в Петербург, поселился у Венецианова как его ученик и одновременно стал посещать рисовальные классы Академии художеств. Известна история создания картины. В 1827 году у молодого художника возникло намерение написать с натуры зимний вид. По выборе Крыловым места на берегу реки Тосны, близ Петербурга, один из богатых купцов-меценатов построил ему там теплую мастерскую и дал стол и содержание на все время работы. Картина была закончена в течение месяца. Она появилась на выставке в Академии художеств.

1. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) - великий русский художник (живописец, пейзажист, гравёр), академик. Шишкин учился живописи в училище живописи в Москве, а потом продолжил образование в Академии художеств Петербурга. Имея возможность путешествовать, Шишкин побывал в Германии, в Мюнхене, затем в Швейцарии, в Цюрихе. Всюду Шишкин занимался в мастерских известнейших художников. В 1866 году вернулся в Петербург. Путешествуя по России, представлял затем свои полотна на выставках.


И. Шишкин. На севере диком, 1891. Киевский музей русского искусства

2. Иван Павлович Похитонов (1850-1923) - русский художник, мастер пейзажа. Член "Товарищества передвижников". Получил известность своими миниатюрами, преимущественно пейзажными. Писал тонкой кистью, используя лупу, на дощечках красного или лимонного дерева, которые грунтовал по особой технологии."Это какой-то чародей-художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет - никак не поймешь… Чародей!" - говорил о нем И.Е.Репин. Большую часть жизни он прожил во Франции и Бельгии, не теряя при этом связи с Россией. В его творчестве органично сочетались поэтичность, свойственная русскому пейзажу настроения, с французской изысканностью и строгой требовательностью к живописному качеству произведений. К сожалению, творчество этого самобытного русского художника пребывает в настоящее время в тени, а в своё время его картины высоко оценивались как большими художниками, так и любителями живописи.


И.П. Похитонов. Эффект снега



И.П. Похитонов. Зимний пейзаж, 1890. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

3. Алексей Александрович Писемский (1859-1913) - живописец, рисовальщик, пейзажист, занимался иллюстрацией. Представляет русский реалистический пейзаж 1880-90-х годов. Поступил в 1878 году вольноприходящим учеником в Императорскую Академию Художеств, был награжден за свои успехи тремя малыми и двумя большими серебряными медалями. Оставил академию в 1880 году, получив звание неклассного художника 3-й степени. На следующий год, за представленные на академическую выставку картины повышен в художники 2-й степени. Особенно удачно писал акварелью и рисовал пером, являлся постоянным участником в выставках обществ русских акварелистов со времени его возникновения.


А.А. Писемский. Зимний пейзаж



А.А. Писемский. Зимний пейзаж с избушкой

4. Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) - русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова. Аполлинарий Васнецов не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Он не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: братом, И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым. Художника интересовал особый тип исторического пейзажа, в котором А. Васнецов пытался возродить облик и жизнь допетровской Москвы. Одновременно художник продолжал писать и "обычные" пейзажи.


А.М. Васнецов. Зимний сон (Зима), 1908-1914. Частная коллекция

5. Николай Никанорович Дубовской (1859-1918) - академик живописи (1898), действительный член Петербургской Академии Художеств (1900), профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища живописи. Член и впоследствии один из руководителей Товарищества передвижников. Развивая традиции русской пейзажной живописи, Дубовской создаёт свой тип пейзажа - простой и лаконичный. Среди множества ныне незаслуженно забытых художников, составлявших в своё время славу отечественной живописи, имя Н.Н. Дубовского стоит особняком: в кругу русских пейзажистов конца XIX - начала XX столетия его имя было одним из самых популярных.


Н.Н. Дубовской. В обители. Троице-Сергиева лавра, 1917. Ростовский музей изобразительных искусств

6. Игорь Эммануилович Грабарь (1871 - 1960) - русский советский художник-живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). После окончания Санкт-Петербургского университете, поступил в 1895 году в Петербургскую Академию Художеств, где обучался в мастерской Ильи Репина. И.Э. Грабарь - одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века.


И.Э. Грабарь. Снежные сугробы, 1904. Национальная галерея искусств им. Бориса Возницкого, Львов

7. Николай Петрович Крымов (1884-1958) - русский живописец и педагог. Народный художник РСФСР (1956), член-корреспондент АХ СССР (1949). Н.П. Крымов родился в Москве 20 апреля (2 мая) 1884 в семье художника П.А. Крымова, писавшего в манере "передвижников". Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сначала занимался на архитектурном отделении, а в 1907-1911 - в пейзажной мастерской А.М. Васнецова. Участник выставки "Голубая роза" (1907), а также выставок "Союза русских художников". Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе.


Николай Крымов. Зима, 1933. Государственная Третьяковская галерея