Явление. Театральный словарь

Ситуация следующая: на оживлённом перекрёстке недалеко от центра Москвы стоит молодой человек в спортивной куртке и истошно орёт: «Инопланетяне!» - гротескно растягивая слоги. Он орёт довольно долго, минут семь, безумно переступая на месте или кидаясь из стороны в сторону. Пешеходы обходят его, переходят на другую сторону улицы, оборачиваются, подолгу смотрят. Человек продолжает орать: «Инопланетяне!» - так, что очевидно, что он сам успел поверить в то, что приземление внеземного случилось. Его медленно настигает мужчина с флагом, на котором изображён трубкозуб. Затем подтягивается ещё человек тридцать.

Это спектакль-интервенция «Неявные воздействия» комиссара Всеволода Лисовского - на протяжении всего маршрута он несёт флаг с трубкозубом, а в конце дирижирует хором из своих перформеров, которые поют нецензурную распевку , живо передающую омерзение современного человека от всех времён года и заканчивающуюся рефреном: «Круглый год - ***** [ерунда]». Одной из генеральных идей этого спектакля является соображение, что такой театр включает в себя зрителей помимо их воли, превращая их в участников.

Есть захватывающее видео, которое снял случайный прохожий, который наткнулся на «Неявные воздействия» во дворе своего дома примерно на середине спектакля и так заинтересовался, что без билета с включенной камерой проследовал по маршруту до конца, снимая и бесконечно удивляясь вслух. На видео попала и актриса в мусорном баке, и актёр на крыше пятиэтажки, и даже разговор комиссара спектакля с полицией.

С полицией этот спектакль увязан плотно: собственники парковок, заправок или других частных пространств, на которых спектакль останавливается на некоторое время, часто вызывают или грозятся вызвать полицию, а на одном из показов спектакля в Петербурге актрису вместе с режиссёром даже задержали для выяснения обстоятельств: девушка стояла на балконе гостиного двора и надрывно зачитывала поэтический текст. Человек простой легко мог принять сцену за подготовку к зрелищному суициду. Маршрут у «Неявных воздействий» всегда разный: известна точка начала спектакля, где зрители и перформеры собираются в группу, но путь группы и точка завершения зависят от случайного выбора жетонов, которые раздают зрителям, а потом рандомно изымают у них по одному.

Откуда это взялось?

Строго говоря, никогда в истории театра не было периода, когда спектакли игрались только и исключительно в специальных театральных зданиях. Усаживать зрителей в кресла перед сценой-коробкой или в блэкбоксе и гасить свет - сравнительно недавняя идея. Но поскольку эта идея за последние пару-тройку веков превратилась в мейнстримный способ представления театра, то естественно, что появляются режиссёры и художники, этому формату показов сопротивляющиеся. Если совсем коротко, то начиная с середины семидесятых годов прошлого века у европейского и отчасти американского театра случилась затяжная любовь с искусством перформанса.

Вопрос «зачем это нужно?» хоть и наивный, но абсолютно легитимен. Во-первых, потому что почему бы и нет? Во-вторых, для разнообразия зрительского впечатления. В-третьих, для реализации гражданской и политической цели выхода театра на улицы и вообще - в окружающую действительность.

Если в театры ходит то ли один, то ли два процента населения, тогда театр должен выйти оттуда, где он происходит, и самостоятельно прийти к зрителям.

К тому же, театр до сих пор объект постоянных (и справедливых) упрёков в оторванности от реальности. Наконец, в-четвёртых, театр выходит на улицы и в нетеатральные пространства потому, что эти пространства сами по себе отличный материал для современного театра. Сам по себе спектакль - это, как правило, событие; в случае с театром в неожиданном пространстве, событием становится ещё и среда, в которой спектакль проходит.

Несколько примеров

Спектакль "Разговоры беженцев"

«Разговоры беженцев» Владимира Кузнецова и Константина Учителя, поставленные по тексту Брехта в зале ожидания Финляндского вокзала. Почему здесь? Потому что вокзал - это хаб перемещения, о чём идёт речь в пьесе.

«Тибетская книга мёртвых» Васи Березина в заброшенном депо Курского вокзала. Почему здесь? Атмосфера здания добавляет к тексту о смерти что-то важное, что формирует иное состояние, чем это было бы в здании обычного театра.

Так вышло, что самым растиражированным форматом такого рода театра стали так называемые спектакли-променады, которые, если быть точным, следует выделять в отдельную категорию. Такой формат подразумевает, что группа зрителей проходит ногами или с использованием транспорта некоторое расстояние - в основном в городской среде, но бывает, что и по помещениям театра.

За последние годы появился один спектакль-лидер этого типа - «Remote X» всё тех же «Rimini Protokoll». X в названии заменяется названием города, где спектакль проходит: устроенный почти по франшизному типу, он довольно легко адаптируется к разным городам, и в России существует в Москве, Санкт-Петербурге и Перми.

Группа из 50 человек начинает свой маршрут на кладбище, где компьютерный голос в наушниках предлагает задуматься о смерти, а затем идёт через супермаркет, церковь, едет в трамвае или метро, устраивает импровизированный митинг и заканчивает маршрут на крыше высотки, где финальной нотой из заранее установленных труб по периметру крыши начинает идти дым.

В России за короткий срок появилась целая куча клонов «Remote X». Начиная с довольно неплохих, вроде тобольского «Слушай Тобольск» , петербургского «Другой город» , продолжая странными, вроде красноярского «Ю» или «Гдетства» , заканчивая откровенно чудовищными примерами типа «Голоса города» , идущего сразу в нескольких российских городах.

Не всегда спектакли-променады подразумевают прослушивание аудио-дорожки по пути. Например, спектакль «Волшебная страна» упомянутого уже Всеволода Лисовского в ростовском театре «18+» сделан без всяких наушников, а с шестью живыми актёрами, которые, базируясь на одноимённой книге Максима Белозора, проводят участников по неочевидным локациям Ростова-на-Дону, так или иначе повествующим о культовых фигурах ростовского художественного авангарда 80-х годов прошлого века.


Место действия спектакля "Волшебная страна"

Перемещаться в таких спектаклях можно не только ногами, но и на транспорте. Даже в пешеходном «Remote X» есть «сцена», в рамках которой участники должны сесть на общественный транспорт и проехать одну остановку или станцию.

У тех же «Rimini Protokoll» есть и другой транспортный спектакль «Cargo X» - российская версия существует в Москве. В специально подготовленную грузовую фуру с прозрачной боковой стеной сажают 50 зрителей и везут по маршруту; одновременно водитель и его сменщик - реальные дальнобойщики - рассказывают в микрофоны разные истории из своей работы.

Репортаж телеканала «Культура»:


Спектакль в грузовике «Cargo X» добрался до Москвы

На московском фестивале «Территория» в прошлом году рядом показали два «транспортных» спектакля: «Конец века / Конец круга» Александра Вартанова и «Червь» Всеволода Лисовского. Оба из них происходят в длинном автобусе, следующем по круговому маршруту. В спектакле Вартанова участники едут, смотря на Москву с аудиоподложкой, скомпилированной из огромного количества фрагментов радиопередач, новостей, знаковых выступлений и популярных песен, начиная с 90-х до самой актуальной современности.

В «Черве» Лисовского живые актёры (некоторые из них вылазят из гроба, установленного напротив дверей) перемещаются по автобусу и рассказывают о биологическом устройстве червя, перемежая всё это философскими текстами.

В Екатеринбурге в рамках четвёртой уральской биеннале в прошлом году была поставлена оратория «Огни Урала». Исследуя пространство центра культуры и искусств «Верх-Исетский», расположенного рядом с одним из крупных заводов, креативная команда рассказывает историю становления индустриального Урала - появления первых заводов и промышленных центров. Музыку для оратории написали два композитора: Дмитрий Ремезов из России и Карло Чичери из Швейцарии. Текстовую же основу для спектакля составило либретто писателя и журналиста газеты «Уральский рабочий» Николая Харитонова, написанное им в 1932 году.

Это важный и показательный пример для российского театрального ландшафта: создатели здесь подробно исследуют не только места, на которых спектакль проводится, но и истории людей, которые здесь жили и работали.

В Казани существует творческая лаборатория «Угол», которая занимается экспериментами в области современного театра. Этим летом на петербургский фестиваль «Точка доступа» привезут их спектакль «Время роста деревьев» . Работа режиссёрки Регины Саттаровой и драматурга Михаила Дурненкова начинается как экскурсия по городскому ландшафту, продолжается как лекция об окружающей природе, но обманывает зрительские ожидания, заставляя следить за парой молодых людей.

В мае этого года в рамках этой же лаборатории случился показ спектакля «Дом» режиссёрки Веры Поповой с музыкой композитора Владимира Раннева. Героем спектакля стал Мергасовский дом - первое многоэтажное здание Казани, построенное в 1928 году, в котором до 60-х жили представители высокопоставленной номенклатуры и деятели культуры. В начале 80-х дом был признан аварийным, а затем начались скандалы с расселением: жителей из центра почти насильно отправляли на окраины.


Мергасовский дом

Истории бывших жильцов этого дома, памятника культуры, жертвы безобразного отношения, стали материалом для спектакля. С ветхих балконов многоэтажки актёры рассказывают истории жизни своих персонажей здесь - местами ностальгические, местами трагические. На фасад дома проецируется рисованная видеопроекция и кадры фотохроники. Показы этой казанской лаборатории проходили над автомойкой, в складском ангаре, около строительной бытовки.

А показ спектакля «Дознание» режиссёра Михаила Тычинина из хабаровского ТЮЗа вообще проходил (сначала в Хабаровске, а потом в Петербурге и Москве в рамках «Золотой маски») в тёмном холодном гараже, где текст документальной пьесы Петера Вайса должны были читать сами зрители. На московском показе этого спектакля случился зрительский бунт: одна из участниц отказалась выполнять приказы актёров передавать миску с водой и читать текст; спектакль приостановили, но вскоре продолжили.

Такие спектакли в России проводятся везде, начиная от собственно театральных зданий, продолжая площадями, улицами, крышами домов, супермаркетами, торговыми центрами, парковками, заправками, заканчивая барами, музеями и церквями.

гр. theatron) – 1) род искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями; в ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности – драматический, оперный и балетный; 2) здание, где происходят театральные представления; 3) представление, спектакль.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕАТР

от греч. theatron - место для зрелищ, зрелище),- 1) вид искусства; 2) творческий коллектив, труппа, дающие спектакли; 3) особый тип здания, предназначенный для театральных представлений. Образное отражение действительности происходит в театральном иск-ве в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемых участниками спектакля перед зрителями. Т.- одно из самых общественно активных иск-в, ибо сама специфика Т. требует зрительской заинтересованности, эмоционального контакта между сценой и публикой. К установлению специфического единства между сценой и залом направлены усилия всех создателей спектакля, и прежде всего актеров, творческий процесс к-рых, протекающий на глазах у зрителей, обладает способностью оказывать на них всестороннее эстетическое воздействие, вызывать интеллектуальное и душевное сопереживание. Природа Т. синтетична (Синтетические искусства). На основе своей действенно-игровой специфики он объединяет средства живописи, архитектуры, пластической организации действия (Пластика) с музыкой, ритмом, словом. Т.- иск-во коллективное. Творчество актеров, сценографа, композитора, хореографа, художников по костюму, свету, мастерство гримера и пр. подчинены в совр. Т. единому режиссерскому замыслу, служат воплощению худож. целого. Т.- иск-во событийное, изображающее жизнь в состоянии конфликта, движения, развития. В этом смысле театральное иск-во всегда драматично, проявляется ли этот драматизм на уровне трагедии, драмы (как жанра) или комедии, раскрывается ли он в пьесе или в либретто, музыкальной партитуре (в балете, опере, оперетте), сценарии (в Т. импровизации, пантомиме). Но при этой общей своей сущности, при том, что различные виды Т. находятся между собой в постоянном взаимодействии, обогащающем их, порождающем новые разновидности сценических произв., каждый из этих видов сценического искусства обладает своим худож. языком, системой изобразительно-выразительных средств, эстетических принципов. Отсюда и своеобразие актерского мастерства, режиссуры. Т.- иск-во, прошедшее длительный исторический путь развития. В своих истоках оно восходит к охотничьим, сельскохозяйственным и религиозным обрядам общинно-родового строя, мистериаль-ным и карнавальным действам (Карнавал). содержавшим в себе элементы игры, диалога, ряжения, музыки, пения, танца, использования маски. Мифопоэ-тическое сознание отдаленных эпох определило как трагедийный, так и острокомедийный характер народных игрищ, из к-рых в тесном единстве с фольклорной эпической традицией (Эпос) началось вычленение первичных форм театрального творчества как такового. У разных народов процесс этот протекал по-своему. Богатый и своеобразный Т., неповторимый в своих древн. народных традициях, сложился в странах Востока (Япония, Китай, Индия). Высокого худож. и общественного значения достиг Т. Древн. Греции (V-IV вв. до н. э.), оказавший огромное влияние на позднейшее развитие Т. в европ. странах, хотя разрушение античной цивилизации и оборвало нити прямой культурной преемственности. В эпоху Возрождения развитие Т. началось у европ. народов как бы заново, с иск-ва бродячих актеров (жонглеров, шпильманов, скоморохов и др.), с театрализованных религиозных действ эпохи средневековья (литургическая драма, мистерия, миракль, моралите), с площадных фарсов и комедии импровизации (итал. комедия дельарте). Литературная драма, во мн. создававшаяся на античных образцах, соединившись с народной традицией, определила бурный расцвет Т. в эпоху Возрождения, появление крупнейших драматургов и профессиональных театральных деятелей (У. Шекспир, Лопе де Вега, Ж. Б. Мольер, П. Корнель, Ж. Расин и др.). Расширение содержательных объемов Т., продиктованное содержанием самой действительности, стимулирует самостоятельное развитие худож. начал, присущих Т. как синтетическому иск-ву. В XVI в. возникает оперный Т., а в конце XVII-первой половине XVIII в. как особый вид Т. формируется балет. Драматический Т., сосредоточивая свое внимание на раскрытии внутреннего мира личности, общественных и нравственных конфликтов, порождает множество новых сценических жанров; заметна его тенденция к демократизации, к воспроизведению худож. правды. Взаимодействуя с др. иск-вами, Т. чутко реагирует на общее состояние культуры, играет активную роль в развитии таких худож. направлений, как классицизм, романтизм, реализм, раскрывающих важные этапы становления эстетического сознания. Соответственно изменению от эпохи к эпохе понимания и постижения жизненной правды меняются и способы ее выражения в театральном иск-ве. В совр. Т. глубокое раскрытие худож- мысли, идеи, утверждение общественного и нравственного идеала основываются не на принципе натуралистического жизнеподобия, а на содержательности и силе образного языка спектакля. Условность в совр. Т. служит расширению смысла спектакля. Язык сценической метафоры, заданный Т. еще в его истоках, широко вошел в практику мирового Т. XX в. Отличительная его особенность - многообразие школ и направлений, режиссерских систем,теорий сценического иск-ва, актерской игры.

Явление, сцена это часть акта (действия) в драматическом произведении, которая характеризуется неизменным количеством действующих лиц. Явление иногда определяется как основная единица сюжета рассказов, романов и других жанров художественной литературы.

Понятие явления в литературе исходит от театра, где под ним понимается краткая часть спектакля, которая разворачивается в одном месте действия с одними и теми же действующими лицами. Явлению свойственна структура законченного произведения, с завязкой, развитием действия и концовкой.

Слово «явление» для обозначения отдельной части пьесы распространено в русской драматургии как синоним слова «сцена» в зарубежных пьесах; термин «действие» заменяет слово «акт».

Происхождение

Акт в прозе – глава

Явление представляет собой часть акта, или действия (лат. actus – действие) – раздела драматического произведения. Деление драматического произведения на акты введено в древнегреческом, а затем в римском театре, в котором спектакль состоял из 5-ти действий.

В античном театре пьеса исполнялась несколькими актёрами, которые играли все роли. Деление актов на сцены позволяло актёрам сменить костюмы и подготовиться к следующей роли во время промежуточных сцен. Структура явлений в театральном спектакле также использовалась для изменения места действия путём изменения фона. После окончания явления ненадолго закрывался занавес, во время чего менялись декорации и реквизиты на сцене, чтобы показать другое местоположение. По этой причине сцены в драматическом тексте часто вводятся с указанием места, например, сцена 1, загородный дом; сцена 2, сад.

Явление в структуре драматического произведения

Явление содержит небольшой отдельный фрагмент общего повествования драматического произведения. В явлении участвуют одни и те же действующие лица и действие происходит в одном месте и времени. В акт входит несколько сцен. В одноактных пьесах сцены составляют сюжет из 3-х частей с началом, развитием, концом действия.

Драматурги и театральные режиссёры произвольно распределяют акты на сцены (явления), причем акты одной пьесы могут иметь разное количество сцен. В трагедии в пяти актах «Ромео и Джульетта» (1597) великого английского драматурга У. Шекспира акты включают разное количество сцен: акт I – 5 сцен, акт II – 6 сцен, акт III – 5 сцен, акт IV – 5 сцен, акт V – 3 сцены. В драме знаменитого русского драматурга А. Н. Островского в пяти действиях «Гроза» (1860) в первом действии 9 явлений, во втором – 10, в третьем – 5, в четвертом – 6, в пятом – 7.

Действие и явление

Явление начинается с появления действующих лиц и заканчивается их уходом. Оно представляет собой короткий диалог или событие, происходящее в одном месте. Например, в 6-й сцене второго акта трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» описано тайное венчание Ромео и Джульетты.

Структура драматического произведения устроена таким образом, что поток повествования перемещается от сцены к сцене. Действие и явление (акт и сцена) как структурные элементы драматического произведения имеют следующие различия:

Действие и явление – части пьесы или театрального спектакля. Главное различие между ними заключается в их продолжительности: действие – длительная часть пьесы; явление – краткое событие или диалог. Продолжительность явлений зависит от их количества в действии: чем больше сцен, тем короче каждая из них. Акт в театральном представлении обычно длится от 30 до 90 минут.

Действие считается основным инструментом разделения драматического произведения, формирования его структуры. Оно разделяется на несколько явлений, а явление не разделяется на составные части, но может переходить только к другому явлению, где продолжается действие и общий поток повествования.

Акт и сцена обозначаются в тексте драматического произведения заглавными буквами, но для нумерации актов используются римские цифры (АКТ I), для сцен – арабские (СЦЕНА 1).

Акт установлен античными драматургами как главный элемент пьесы. Разделение драматического произведения на сцены, или явления, не обязательно.

Значение явления в драматическом произведении

В драматургии разделение произведения на акты и сцены играют композиционную роль, поскольку упорядочивание, последовательность повествования улучшает передачу актёрами его смысла и понимание читателями. С XVIII в. в пьесах чётко фиксировались явления, которые обозначались порядковым номером и перечислением действующих лиц.

В театре XVIII-XIX вв. спектакли разбивались на сцены главным образом по техническим соображениям: количество явлений определялось конструкцией сцены. Выдающийся русский писатель Л. Н. Толстой разбил драму в 6-ти действиях и 12-ти картинах «Живой труп» (1911) на большое количество явлений, поскольку создавал пьесу для театра с новейшим устройством сцены. Современная драматургия редко придерживается принципа деления действий на явления.

Слово явление произошло от латинского scaena, scena, что в переводе означает сцена.

Действие в театре, средство выражения в актёрском искусстве (подобно тому, как звук - средство выражения в музыке, цвет - в живописи, слово - в художественной литературе и т.д.). Сценический образ воплощается в Д., совершаемых актёром в спектакле (на репетиции, концерте). Специфичность сценического искусства актёра определяется природой Д. как средства воплощения художественного образа. Переживания актёра, исполняющего роль, передаются через Д. Каждое Д. обусловлено его целью, оно выражает процесс внутренней психической жизни человека, но осуществляется телесно, физически, при помощи тех или иных мускульных движений. Т. о., в Д. выявляется внутренний мир человека (мировоззрение, мысли, воля, чувства и т.д.). В искусстве драматического актёра большое место занимают так называемые словесные Д., с помощью которых он стремится вызвать у партнёра те или иные побуждения, чувства. В драматургии под Д. понимается развитие событий. Д. называется также законченная часть пьесы, спектакля (см. Акт ).

  • - Театра́льное учи́лище и́мени Б.В. Щу́кина при Теа́тре имени Евг. Вахта́нгова, театральный вуз, готовит актёров и режиссёров. Ведёт историю от Студенческой театральной студии, основанной и руководимой с 1913...

    Москва (энциклопедия)

  • - Театра́льное учи́лище и́мени М.С. Ще́пкина при Ма́лом теа́тре, одно из старейших театральных высших учебных заведений, готовит артистов драматического театра и кино. Ведёт историю от Московского...

    Москва (энциклопедия)

  • - физ. величина, имеющая размерность произведения энергии на время и являющаяся одной из существ. хар-к движения системы. Для механич...

    Физическая энциклопедия

  • - функционал, выражаемый определенным интегралом от функции, стационарные значения к-рого определяют действительное движение механич...

    Математическая энциклопедия

  • - физическая величина, имеющая размерность энергии на время...

    Начала современного Естествознания

  • - 1) - система событий в литературном произведении, определяющая движение его сюжета...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - «И НА ТЕАТРЕ, КАК НА СЦЕНЕ СВЕТА», эпиграмма, характеризующая иронич. отношение Л. к светскому обществу. Автограф неизв., в связи с чем принадлежность ее Л. долгое время вызывала сомнение...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - балконом в зрительной зале называются одиночные места, расположенные над большой средней Царской ложей, между ложами 3-го яруса...
  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в музыкальной пьесе повторение главной ее части, а также название знака повторения. Reprise - возобновление на сцене театральной пьесы...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Совмещение поэзии, музыки и пляски в древнейшей, особенно богослужебной лирике греков требовало исполнителей в виде определенного числа знающих каждое из трех названных искусств людей того или другого, а то и...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Конструкция в театре, 1) каркас для объёмных частей декорационных установок. 2) Невидимые зрителю постройки, представляющие собой станки из складных рам и накрывающих их сверху щитов...
  • - Трюм в театре, нижняя часть сцены, расположенная под сценической площадкой...

    Большая Советская энциклопедия

  • - прил., кол-во синонимов: 1 игравший...

    Словарь синонимов

"Действие (в театре)" в книгах

Глава первая ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ (деятельность, действие, дробное действие; движения: локомоторные, рабочие, семантические, иллюстративные и пантомимические)

Из книги Основы сценического движения автора Кох И Э

В театре

Из книги Легенды Львова. Том 2 автора Винничук Юрий Павлович

В театре Как-то пани Колбушевская, идя в театр, прихватила нового лакея. В театре во время спектакля все лакеи собирались в одном месте. Лакей пани Колбушевской попал в театр впервые и все время расспрашивал других лакеев о том, что происходит в театре и в зале.Когда

О театре

Из книги Скажите «чи-и-из!»: Как живут современные американцы автора Баскина Ада

О театре Я полюбила маленькие американские театры. Они обычно антрепризные, то есть собирают труппу на три-четыре недели. Артисты дают один и тот же спектакль каждый вечер. И потом расходятся по своим постоянным рабочим местам – кто в офис, кто в магазин, кто в кафе. А кому

Действие (в театре)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

В театре

Из книги Этикет. Полный свод правил светского и делового общения. Как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях автора Белоусова Татьяна

В театре Если хотите помочь театру, идите не в актрисы, а в зрители. Таллула Банкхед Порой наименьшее удовольствие в театре получаешь от пьесы. Я не раз видел публику, которая была интереснее актеров, и слышал в фойе диалог, превосходивший то, что я слышал со сцены. Оскар

О ТЕАТРЕ

Из книги Джордж Бернард Шоу. Афоризмы автора Шоу Бернард

О ТЕАТРЕ Театр играет не менее важную роль, чем церковь в Средние века, и гораздо более важную, чем церковь в наше время. Театр – это то место, которое объединяет людей. Театральная преемственность, от Эсхила до меня, столь же неуклонна и священна, как и более молодая по

Клангбоген («Звонкая Радуга», Klangbogen), летний музыкальный фестиваль. Продажа билетов в «Театре-на-Вене». Тел. 58830-661. Остеркланг («Пасхальный звон», Osterklang), весенний музыкальный фестиваль. Продажа билетов в «Театре-на-Вене», тел. 58830660, или по адресу Stadiongasse, 9, 1-й округ, тел. 5

Из книги Вена. Путеводитель автора Штриглер Эвелин

Клангбоген («Звонкая Радуга», Klangbogen), летний музыкальный фестиваль. Продажа билетов в «Театре-на-Вене». Тел. 58830-661. Остеркланг («Пасхальный звон», Osterklang), весенний музыкальный фестиваль. Продажа билетов в «Театре-на-Вене», тел. 58830660, или по адресу Stadiongasse, 9, 1-й округ, тел. 58885.

47. Действие высокой температуры. Общее действие

автора Левин Д Г

47. Действие высокой температуры. Общее действие Перегревание и тепловой ударДлительное пребывание человека в условиях высокой температуры окружающей среды ведет к общему перегреванию организма, резким проявлением которого является тепловой удар. Он нередко возникает

48. Действие низкой температуры. Местное действие

Из книги Судебная медицина автора Левин Д Г

48. Действие низкой температуры. Местное действие Местное действие низкой температуры на какой-либо участок тела вызывает повреждение тканей – отморожение. Обычно страдают те участки, которые хуже снабжаются кровью – пальцы, ушные раковины, кончик носа. Отморожению

49. Действие низкой температуры. Общее действие

Из книги Судебная медицина автора Левин Д Г

49. Действие низкой температуры. Общее действие Охлаждение организма возникает вследствие длительного влияния сниженной температуры окружающей среды на всю поверхность тела. Оно может привести к смерти.На действие низкой температуры организм вначале отвечает

39. Токсическое действие химических веществ. Условия, определяющие токсическое действие ядовитых веществ

Из книги Судебная медицина [Шпаргалка] автора Баталина В В

39. Токсическое действие химических веществ. Условия, определяющие токсическое действие ядовитых веществ Токсикологией называется наука о ядах и отравлениях. Различают токсикологию судебную, промышленную, пищевую, военную.Судебная токсикология рассматривает в

В театре

Из книги Город, где стреляли дома автора Афроимов Илья Львович

В театре По улице медленно двигалась черная машина с громкоговорителем.- Завтра отменяется комендантский час, - захлебывался диктор. - В городском театре состоится вечер единства русской и германской молодежи. Выступают лучшие артистические силы.На здании театра

Из книги Быстрые решения не приводят к успеху [Пойми, что хочет твой мозг, и сделай наоборот] автора Салво Дэвид ди

Часть VI. Действие, только действие

О театре

Из книги Повседневная жизнь американской семьи автора Баскина Ада

О театре Я полюбила маленькие американские театры. Они обычно антрепризные, то есть собирают труппу на три-четыре недели. Артисты дают один и тот же спектакль каждый вечер. И потом расходятся по своим постоянным рабочим местам - кто в офис, кто в магазин, кто в кафе. А кому

О театре

Из книги Том 5. Очерки, статьи, речи автора Блок Александр Александрович

Театральные термины и понятия.

АВАНСЦЕНА - передняя часть перед завесой, тоже именно, что и ПРОСЦЕНИУМ.

АГОН - соревнования артистов, которые ежегодно проводились в Древней Греции; в атичной комедии - диалог и конфликт противников, который складывает сущность пьесы.

АКТ - часть драматургического произведения, отдельное ДЕЙСТВИЕ.

АКТЕР - исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных и подобных представлениях.

АМПЛУА - тип роли актера, который отвечает его возрасту, внешности и стилю игры: субретка, травести, герой-любовник, трагик, простак, инженю и т. п.

АНТАГОНИСТ - персонажи, которые находятся в оппозиции или в конфликте друг к другу, являются антагонистами.

АНТИТЕАТР - драматургия и стиль игры, который отрицает все принципы театральной иллюзии.

АНТРАКТ - перерыв между действиями представления.

АПАРТЕ - язык персонажа, который адресован к самому себе (и соответственно публике).

АПЛОДИСМЕНТЫ - хлопание в ладони публики в знак одобрения того, что выполняется на сцене.

АРЛЕКИН - один из самых популярных персонажей итальянской "комедии масок".

АТЕЛАНА - коротенькая пьеса фарсового характера с постоянными персонажами (макк, буккон и др.).

БАЛАГАН - разновидность зрелищного народного искусства юмористического характера; временное сооружение для театральных, цирковых или эстрадных представлений.

БИОМЕХАНИКА - термин употреблен В. Мейерхольдом для описания системы физической тренировки актера, основной целью которой является немедленное выполнение заданий,

которые получены извне (актером от режиссера).

БОГ из МАШИНЫ (DEUS EX MACHINA) - неоправданное появление персонажа драмы, который изменяет ход действия и разрешает конфликт. В переносном смысле - неоправданный и неожиданный поворот сюжета.

БУРЛЕСК - форма комичного преувеличения, разговор о серьезных вещах в шутливой манере.

БУФФОНАДА - шутливая сценка, которая построена на преувеличении.

ВАРЬЕТЕ - разновидность зрелищного искусства, небольшой ресторан или бар, в котором выступают актеры разных жанров, преимущественно юмористического характера, эстрадный театр.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - зрелище, все что выставляется напоказ.

ОТЧУЖДЕНИЕ - прием установления дистанции в отношении к изображаемой реальности, в результате чего она появляется в новой перспективе, открывая в ней невидимые или черты, которые стали привычными.

ВОДЕВИЛЬ - жанровая разновидность комедийной драматургии, представление с куплетами и танцами, легкая комедия.

ГЕРОЙ - в драматургии и театре - главный персонаж; тип персонажа, который имеет исключительную силу и мощь.

ГИПОКРИТ - одно из названий актера в древнегреческом театре, который отвечал на вопрос хора.

ГИСТРИОН - актер в древнем Риме, который выступал без масок, в средневековье - путешествующий актер.

ГРИМ - искусство изменения внешности актера, преимущественно его лица с помощью гримирующих красок (грима), пластичных и волосяных накладок, парика, прически и т. п,

в соответствии с требованиями роли.

ДЕВТЕРАГОНИСТ - актер, который исполняет вторую роль.

ДЕКЛАМАЦИЯ - искусство выразительного чтения вслух, иногда слишком театральная, искусственная манера актерского выполнения.

ДЕКОРАЦИЯ - элемент художественного оформления сценического пространства; создание на сцене живописными, изобразительными, архитектурными средствами зрительного образа представления.

ДИВЕРТИСМЕНТ – представление, которое состоит из отдельных номеров или фрагментов, ряд концертныхномеров, составляющих особую - увеселительную - программу, даваемую в дополнение к какому-либо основномуспектаклю,концерту; балетныйспектакль, состоящий из отдельных номеров, или вставной номер в балете илиопере, непосредственно не связанный с сюжетом; когда-то выполнялась в конце зрелища.

ДИАЛОГ - разговор между двумя или несколькими персонажами.

ДЕЙСТВИЕ - в зрелищном искусстве последовательность сценических событий, сумма поступков персонажей, из которых состоит сюжет, а также часть драматического произведения, тоже, что и АКТ.

ДИФИРАМБ - культовые песни в честь бога Дионисия, которые выполнялись хором и танцорами под руководством КОРИФЕЯ.

ДРАМА - драматургическое произведение вообщем, род литературы, жанр драматургии.

ДРАМАТУРГ - писатель, который пишет драматургические произведения - пьесы, сценарии и тому подобное.

ДРАМАТУРГИЯ - искусство создания произведений драматургического рода литературы, теория построения драматургических произведений.

ЕКІКЛЕМА - подвижная платформа в древнегреческом театре, которая выкатывалась на орхестру из помещения скены в тех случаях, когда требовалось показать события, которые происходили внутри дома, дворца или храма.

ЭКСОД - в древнегреческом театре заключительная часть представления, в конце которой актеры и хор оставляли место игры.

ЭКСПОЗИЦИЯ - эпизод сценарной конструкции, который стоит во главе композиции, перед завязкой, его целью является введение зрителей в действие, ознакомление с драматургическим материалом и персонажами, с условиями сценического существования.

ЭКСПРОМТ - импровизационная пьеса или, по крайней мере такая, которая претендует на импровизацию.

ЕОРЕМА - подъемная машина в древнегреческом театре.

ЭПИЗОД - самостоятельная, законченная сцена драматического произведения, которая связана с его основной темой.

ЭПИЛОГ - заключительная часть произведения, сцена, которая заканчивает пьесу и идет после развязки.

ЭТЮД - в театральной педагогике упражнение, предназначенное для развития и совершенствования актерской техники.

ЕДИНСТВО МЕСТА, ВРЕМЕНИ И ДЕЙСТВИЯ - требования к построению драматургического произведения, что существуют со времени классицизма: действие происходит в одном месте в течение короткого промежутка времени вокруг одной главной истории.

ЖАНР - тип художественного произведения, который характеризуется похожими чертами, подчиненный определенным правилам.

ЖЕСТ - телесное движение, чаще волевое и контролируемое актером, который осуществляется ради значения, более или менее зависимого от текста, который произносится, или же совсем автономного.

ЗОНГ - средство отчуждения, музыкальный вставной номер, текст которого скорее произносится или монотонно читается, чем поется.

ИМПРОВИЗАЦИЯ - техника драматической игры, когда актер играет что-нибудь непредвиденное, не подготовленное заранее и вымышленое во время действия.

ИНТЕРМЕДИЯ - дивертисмент (акробатический, драматический, музыкальный и т.д.), который играется в антрактах пьесы, междействие.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - личное понимание и ощущение произведения постановщиком или исполнителем, взгляд с другой стороны, тоже, что и ТРАКТОВКА.

ИНТРИГА - срок, который может означать основную ситуацию сюжета, злоумышление действия, коварные намерения одних действующих лиц относительно других, схему событий, которые отображают борьбу персонажей между собой.

КАБАРЕ - разновидность зрелищного искусства, небольшой ресторан или бар, где выступают актеры разных развлекательных жанров, то же, что и ВАРЬЕТЕ.

КАРНАВАЛ - массовый праздник, гуляние с переодетыми персонажами, развлечениями, конкурсами, с уличными процессиями, танцами и тому подобное.

КАРТИНА - единица пьесы, закончена самостоятельная часть акта.

КАТАРСИС - обязательный элемент трагедии, эмоциональная очистка через сочувствие, жалость и страх в момент их возникновения у зрителя.

КАТАСТРОФА - одна из частей античной трагедии, конец действия, гибель героя, трагическая развязка.

КВІПРОКВО - недоразумение, благодаря которому одного персонажа принимают за другого.

КОМЕДИЯ - один из главных жанров драматургии, в котором сюжет строится на смешных, комедийных ситуациях.

КОМЕДИЯ МАСОК (COMEDIA DELL"ARTE) - известная разновидность театрального зрелища в Италии 16-17 века, построенный на импровизации и буффонаде с использованием образов персонажей - "масок", характеры которых не изменяются.

КОМЕДИЯ ЕРУДІТА (COMEDIA ERUDITA) - ученая комедия, комедия интриги в Италии в эпоху возрождения, написанная гуманистами.

КОМПОЗИЦИЯ - средство, с помощью которого строится драматическое произведение, в частности текст, структура произведения, взаимосвязь отдельных ее частей.

КОНФЛИКТ - обязательный элемент структуры драматического произведения, столкновения противоположных идей и взглядов, обострения противоречий, которое имеет форму драматической борьбы.

КОРИФЕЙ - руководитель хора в античной трагедии, в дальнейшей истории - ведущий театральный деятель, классик театрального искусства, мастер своего дела.

КОТУРНЫ - в античном театре особенная актерская обувь с толстой подошвой для увеличения роста исполнителя, в переносном смысле "стоять на котурнах" - вести себя слишком надменно, пренебрежительно относиться к окружению.

ЛАЦИ - термин commedia dell "arte, разнообразные трюки, смешные номера и импровизации, которые никак не связаны с сюжетом.

ЛИБРЕТТО - сжатый перевод сюжета оперы или балета, любого представления.

ЛОА - в испанском театре пролог для акта-мистерии или комедии.

МАРИОНЕТКА - театральная кукла, которая управляется сверху с помощью нитей или металлического прута актером-кукловодом.

МАСКА - специальная накладка с каким-либо изображением (лица, звериной морды, голова мифологического существа и тому подобное), которая одевается чаще всего на лицо.

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ - чтение вслух стихов или прозы в музыкальном сопровождении.

МЕЛОДРАМА - разновидность драмы с сюжетом бытового характера, с преувеличенными эмоциями, неожиданными случайностями и обязательной победой добра над злом; пьеса, в которой наиболее острые драматические моменты сопровождаются музыкой для

выражения эмоций персонажа, который молчит.

МЕТАТЕАТР - театр, проблематика которого обращена к самому театру и который, соответственно, "говорит" сам о себе.

МЕТАФОРА - образное воплощение понятия, то же, что аллегория.

МИЗАНСЦЕНА - расположение актеров на сцене в соответствующих соотношениях друг к другу и с окружающей вещественной средой в тот или другой момент представления.

МИМ - особенный вид зрелища в античном театре, короткие сценки бытового и сатирического содержания; актер или актриса - исполнители пантомимы.

МИМЕСИС - имитация или изображение чего-нибудь.

МИМИКА - передача определенных чувств, с помощью мышц лица.

МИМОДРАМА - пьеса, в которой используется только пластичный язык тела.

МИРАКЛЬ - жанр средневековой религиозной стихотворной драмы морализаторского характера, сюжет которой базируется на "чуде", которое творят святые или Богоматерь.

МИСТЕРИЯ - религиозная средневековая драма на сюжеты из Библии и Евангелия или на темы из жизни святых. Имеет массовый, глобальный характер.

МОНОЛОГ - речь персонажа, не обращенная непосредственно к собеседнику с целью получить от него ответ.

МОНТАЖ - процесс соединения частей в единое целое; драматургическая форма, в которой фрагменты текста и сценические фрагменты смонтированы в виде последовательных самостоятельных единиц.

МОРАЛИТЕ - средневековое драматургическое произведение с аллегорическими персонажами, которое имеет дидактично-поучительный характер.

МОТИВ - неделимая составная часть интриги, которая является автономной единицей действия.

МЮЗИКЛ - пьеса и театральное представление, что построенно на использовании разных зрелищных жанров: оперы, оперетты, балета, эстрады, драмы и тому подобное. Может быть построено не только на комедийном, но и на драматическом сюжете.

МЮЗИК-ХОЛЛ - вид театров, которые дают концертные представления с несложным сюжетом (ревю, обзор).

СВЕРХМАРИОНЕТКА - определение, которое было использовано Э.Г. Крегом для определения актера, которого он желает видеть в распоряжении режиссера.

НАРАТОР - ведущий, пересказчик, человек от театра, чтец, чаще всего встречается в эпической, романтичной драматургии, инсценировках, посредник между действующими лицами и зрителями.

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ - сумма поступков действующих лиц театрального представления на пути к определенной цели, тоже именно, что и единственное действие в драматургии.

ОБРАЗ - художественное представление о каком-то явлении или ситуации, средство и форма показа действительности в искусстве.

ОПЕРЕТТА – театральное преставление лирико-комедийного характера, где разговоры персонажей сочетают с пением и танцами.

ПАНТОМИМА - представление, в котором передача информации происходит без слов,с помощью движений и мимики, то же что и МИМОДРАМА.

ПАРАБАЗИС - часть древнегреческой трагедии, когда хор выходит на авансцену, чтобы через своего корифея передать зрителям точку зрения автора, его несогласие с происходящим.

ПАУЗА - перерыв в разговоре, молчание.

ПЕРСОНАЖ - действующее лицо художественного произведения.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ - воплощение определенной идеи в конкретный сценический образ персонажу, представление об абстрактном явлении в конкретном образе.

ПЕРФОМАНС - театр визуальных искусств, зрелище в котором художественным объектом становится тело исполнителей (боди-арт), окружающие бытовые вещи, как равноправные сочетают разные визуальные искусства (театр, танец, музыка, видео, поэзия и кино), происходит непосредственное общение с зрителями. Действие П. происходит не в театре, а в музеях или художественных галереях.

ПЬЕСА - литературное произведение, которое имеет драматургическую форму, которую можно читать и ставить в театре

ПОДТЕКСТ - содержание, которое не выражено в разговоре, но имеется в виду.

ПРЕМЬЕР - актер, который исполняет главные, важнейшие роли.

ПРЕМЬЕРА - первое театральное представление, первый показ.

ПРОЛОГ - часть, которая идет перед тектом пьесы, предисловие к пьесе.

ПРОТАГОНИСТ - в древнегреческом театре актер, который исполняет главную роль.

ПРОСЦЕНИУМ - ближайшая к зрителям часть сцены перед завесой, АВАНСЦЕНА.

ПСИХОДРАМА - техника психологического и психоаналитического исследования, с помощью которого делается попытка анализировать внутренние конфликты путем разыгрывания несколькими протагонистами импровизационного сценария с учетом некоторых правил.

РАМПА - край сцены, линия распределения театрального пространства на сцену и зал, в переносном смысле - сцена или театр вообще.

РЕВЮ - эстрадный обзор, представление, которое состоит из отдельных сцен и номеров, которые иногда соединены общей темой или легким сюжетом.

РЕЖИССЕР – специалист, в обязанности которого входит поставновка пьесы.

РЕКВИЗИТ - вещи сценической обстановки (за исключением декорации и костюмов), которыми пользуются актеры или манипулируют в ходе действия пьесы.

РЕПЕРТУАР - перечень произведений, которые выполняются в театре или с которым выступает отдельный исполнитель или творческий коллектив.

РЕПЕТИЦИЯ - работа с изучением текста и сценической игры, которую выполняют актеры под руководством режиссера, подготовка представления.

РЕПЛИКА - один из элементов сценического диалога, отрицания, ответ одного действующего лица другого.

РЕТРОСПЕКТИВА - сцена или мотив в пьесе, который предупреждает эпизод, который разыгрывается.

РЕЧИТАТИВ - напевная декламация, сочетание чтения вслух и пению.

РИТМ - последовательная и равномерная смена разнообразных элементов, которые составляют произведение.

РИТУАЛ - сформированный через обычай и установленный традицией порядок проведения какого-то действия, церемониал.

РАЗВЯЗКА - эпизод драматического произведения, который окончательно решает все конфликты и противоречия.

РОЛЬ - часть текста драматургического произведения, которая изображает определенного человека, совокупность текста и игры актера.

СИНКРЕТИЗМ - смесь разнообразных за материалами элементов сценария или представления, их соединённость.

СКЕТЧ - короткая сценка, обычно комедийного характера.

СКОМОРОХ - путешествующий актер Древней Руси.

СОБЫТИЕ - в драме поступок персонажа, который приводит к важным изменениям в судьбе действующих лиц, который является следствием предыдущих событий и готовит следующие.

СОЛИЛОКВИЙ - язык, обращенный к самому себе, то же, что и МОНОЛОГ.

СТАТИСТ - актер, который исполняет второстепенные роли, участник массовой сцены.

СТРУКТУРА - взаимосвязь составных частей единого целого, внутреннее построение, то, которое имеет определенную организацию.

СЦЕНА - площадка, фундаменты, на которых происходит действие театрального представления, а также часть драматургического акта или действия, еще зрелище или событие, а также театр вообще.

СОТИ - средневековая комичная пьеса, пьеса "дураков".

СЦЕНОГРАФИЯ - искусство художественного оформления сцены, представления, зрелища.

СЮЖЕТ - постепенный ряд событий, которые связаны между собой и складывают содержание произведения.

ТЕАТР - особенный вид зрелищного искусства, в котором жизнь отображается с помощью драматического действия, а также сооружение, где происходят представления.

ТЕАТР В ТЕАТРЕ - вид представления, сюжетом которого является постановка театральной пьесы.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ - приспособление литературного материала к требованиям театрального искусства, перевода его в действенное зрелище, использование в показе различных технических средств и элементов оформления.

ТЕАТРОН - в древнегреческом театре, место, из которого зрители смотрят представление.

ТЕМА - самая главная проблема и определенный круг конкретных явлений художественного произведения, в котором происходит действие.

ТИП - литературный образ, в котором обобщаются отдельные черты внешности или характера персонажа, его социальной, национальной и профессиональной принадлежности.

ТРАГЕДИЯ - жанр драматургии, который имеет в основе очень обостренный конфликт, непримиримую борьбу, гибель главных героев.

ТРАГИКОМЕДИЯ - пьеса, которая имеет признаки как комедии, так и трагедии.

ТРИТАГОНІСТ - в древнегреческом театре актер, который исполняет третью роль.

ТРАКТОВКА - свое личное понимание чего-то, свой вариант, то же, что и ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

ФАБУЛА - сжатый перевод самых главных событий, которые складывают сюжет художественного произведения в их логической последовательности.

ФАРС - средневековая форма гротесковой драматургии, по содержанию и настроением иногда грубая и неприличная, сначала демонстрировалась как междудействие, впоследствии приобретает самостоятельное значение.

ФИГЛЯР - артист из народа, который выступал на городских площадях, показывал фокусы, акробатические номера, импровизированные представления.

ФИЕРИЯ - пьеса, основанная на эффектах магии, чуда, яркой зрелищности, в том числе с вымышленными персонажами, которые наделены сверхчеловеческой силой (феи, демоны, силы природы, мифологические существа и тому подобное).

ФРАГМЕНТ - мелкая часть целого, кусок какого-то произведения.

ХАРАКТЕР - совокупность черт и особенностей, присущие определённому человеку или явлению.

ХЕППЕНИНГ - форма современного театрализованного зрелища, когда не используются текст или заранее заданная программа, с использованием разнообразных технических средств и окружающей среды.

ХОР - коллективный персонаж античного театра.

ХОРЕВТ - участник древнегреческого хора.

ХРОНИКА - пьеса, построенная на основе исторических событий, иногда упомянутых в исторической хронике.

ЧЕТВЕРТАЯ СТЕНА - мнимая стена, которая отделяет сцену от зрительного зала.