Основные темы направления золотой век. Золотой век русской культуры

Общие замечания

«Золотым веком» русской культуры называют культуру $XIX$ века. Столько гениев, сколько творило в этот период, не было ни до, ни после. Причем общественно-политические условия этого периода были очень тяжелыми – это была самая мрачная эпоха николаевской реакции, а этом проявилась высокая адаптивность русской культуры.

Замечание 1

После высокого расцвета, считают ученые, в истории наступают глобальные изменения. В России «Золотой век» закончился стачками, волнениями народа, отречением царя от престола и революцией.

На культуру России, на формирование русского менталитета огромное влияние оказали такие исторические события, как:

  • война с Наполеоном,
  • реформы Александра II,
  • отмена крепостного права,
  • английские и французские революции,
  • продвижение марксизма.

Культурная ситуация в России XIX века

В первую очередь, следует отметить подъем российского просвещения , а также увлечение дворянской интеллигенция идеями французской революции о свободе, братстве и равенстве. Безусловно, сказался и рост городов, промышленности, и, как следствие, образование новых капиталистических предприятий.

Формирование русской классической культуры начинается лишь на рубеже $XVIII$ и $XIX$ веков, и первые русские классики – Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин – заложили две тенденции в культуре России:

  1. нацеленность на сохранение национального своеобразия;
  2. тенденция на размывание национальной специфики.

Эти два направления обусловили разделение русской интеллигенции на западников и славянофилов.

В основу славянофильства была положена «русская идея» (Н. Бердяев, Вл. Соловьев), которая для характеристики менталитета русского народа $XIX$ века имела особое значение. Понимание исторического особого пути России между Востоком и Западом стало основным для славянофильства. Но эта же идея по отношению в политике была консервативной, так как не давала человеку свободы.

В основу западничества легла идея радикально-модернистская, в основе которой лежала мысль о том, что Россия органически включена в европейскую цивилизацию. Эту идею поддерживали П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин, В.Г. Белинский, А. И. Герцен и др.

Эта бинарность пронизывала все аспекты культуры и была ведущей в русской культуре $XIX$ века.

Особенности культуры России XIX века

Литература выполняла особую функцию, выступая в качестве универсальной формы общественного самосознания. Это выражалось в том, что представители русского просвещенного общества свои жизненные позиции ориентировали на высокие образы литературы.

Замечание 2

С именем А.С. Пушкина связано начало золотого века в литературе, который был основоположником русского реализма.

Произведения русских великих писателей, таких, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, И.А. Гончаров И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.А. Фет, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов входит в сокровищницу мировой литературы.

В музыке М.И. Глинка заложил основы русской классической музыки, а во второй половине XIX века достижения в музыкальной культуре связаны с коллективом русских композиторов, которую называли «Могучей кучкой». Она связана с именами А.П. Бородина, М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова. Эти композиторы в своем творчестве развили традиции классической музыки М. Глинки и раздвинули границы жанров и обогатили новыми формами симфонической, оперной, инструментальной музыки.

Начало расцвета русской живописи этого периода связано с именем К.П. Брюллова и его картиной «Последний день Помпеи», которая является примером академической школы. Реализм в живописи связан с именами художников-передвижников И.Е. Репиным, В.И. Суриковым, А.М. Васнецовым, И.И. Левитаном В.Г. Перовым, А.К. Саврасовым, И.И. Шишкиным, К.Е. Маковским, А.И. Куинджи, К.А. Савицким. Они организовывали передвижные выставки для просвещения народа.

Русские ученые в этот период сделали многие научные открытия, которые стали мировым достоянием.

Замечание 3

Эти достижения связаны с именами естествоиспытателей А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеева, И.М. Сеченова, К.А. Тимирязева, В.В. Докучаева; математику прославили Н.И. Лобачевский и П.Л. Чебышев, а П.Л. Шиллинг, Б.С. Якоби, А.С. Попов, Н.Е. Жуковский, С.А Чаплыгин были великими изобретателями.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ 4
2. КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. 6
3. КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

ВВЕДЕНИЕ
XIX век вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в русской культуре в Петровскую и послепетровскую эпо¬хи, однако все еще остались неразрешенными главные проблемы про¬шлого столетия - государственное переуостройство общества, выбор между западным и славянским путями дальнейшего развития, положе¬ние крестьянства. Вероятно, именно поэтому ни один век русской исто¬рии не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и «спасения» России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные обществен¬ные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, на-родники, марксисты...
Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей. Начатые в XVIII в. реформы и преобразования также продолжались, и Россия ускоренно изменялась, обретая свое законное место среди ведущих держав мира.
В сфере культуры XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. По богатству литера¬туры, изобразительного искусства, музыки этот век несравним ни с каким другим периодом истории не только русской, но и мировой культуры. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из са¬мых почетных мест. Это произошло благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Именно в XIX в. российская культура, став классической, созда¬ла совершенные образы и произведения, на которые ориентировались многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве.
Все это позволяет назвать XIX век золотым веком русской культуры.

1. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Восстание декабристов оказало огромное воздействие на дальней-шую эволюцию русской культуры. Последовал мощный подъем общест-венной и философской мысли - центральной стала проблема выбора пу¬ти развития, будущего России. Этот вопрос был не нов для страны, но те¬перь он оформился в виде двух важнейших течений духовной культуры - западничества и славянофильства. Оба течения отвергали режим само-державия и крепостничества, но занимали противоположные позиции в понимании путей переустройства России.
Западники стояли на позициях культурного универсализма и рацио¬нализма. Они высоко ценили петровские реформы, выступали за разви¬тие России по западному пути, считая его общим и неизбежным для всех народов. Западники были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, буржуазных преобразований, которые могли пре¬творяться в жизнь, по их мнению, только путем реформ.
Славянофилы, напротив, стояли на позициях культурного релятивиз¬ма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразо¬вания, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России. Они выступали за принципиально иной путь развития России, нежели запад¬ноевропейский. Славянофилы настаивали на самобытном развитии Рос¬сии, делая акцент на ее религиозно-историческом и культурно-нацио¬нальном своеобразии, опираясь на формы, способы и традиции, источни¬ками которых были русская община, артель и православие.
Идеи славянофилов получили широкий общественный резонанс и положили начало развитию оригинального и самобытного направления в русской философии, основу, которого составил не западный рациона¬лизм, а православная религиозность. В познании истины западная фило¬софия отдает предпочтение разуму. Славянофилы разрабатывали кон¬цепцию целостности духа, согласно которой в познании участвовали все способности человека - чувства, разум, вера, воля и любовь.
Истина может принадлежать не отдельному человеку, а только кол-лективу людей, объединенному единой верой, надеждой и любовью, из чего рождается соборное сознание. Соборность, таким образом, проти-востоит индивидуализму и разобщенности. Главным регулятором отно-шений между людьми должна выступать истинная вера, носителем кото-рой является православная церковь. Славянофилы были убеждены, что именно русское православие со всей возможной полнотой воплощает в себе подлинно христианские начала, тогда как католицизм и протестан-тизм отошли от истинной веры. В связи с этим они выдвинули идею о мессианской роли России в спасении человечества и мировой культуры.
К середине столетия «брожение умов» достигло своего апогея. Писа¬тели, художники, композиторы той эпохи не остались в стороне от жгу¬чих проблем современности. Общественно-политическая мысль и художественное творчество развивались в тесной взаимосвязи, порой пере-кликаясь и дополняя друг друга. Культура стала ярким и непосредствен-ным отражением общественных проблем своего времени.
Наконец, культурно-исторический процесс в России XIX в. имел еще одну важную особенность, которая в немалой степени обусловила его ре¬зультаты. Дело в том, что на протяжении столетия основными творцами и носителями русской культуры были два общественных слоя: в первой половине века дворянская интеллигенция, а во второй половине - раз-ночинцы, т.е. образованные представители всех сословий буржуазии. Этот слой состоял в основном из выходцев из чиновнического, мещан¬ского, купеческого и крестьянского сословий. Они привнесли в художест¬венную культуру новое мироощущение, идеи и образы, увеличили число писателей, поэтов, художников и тем самым во второй половине столе¬тия существенно изменили ее лицо. На этом основании культуру России XIX в. принято разделять на два основных этапа, временная граница ме¬жду которыми проходит как раз по середине столетия, т.е. на рубеже 50-60-х гг.
2. КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Культура первой половины XIX в. характеризовалась быстрой сменой направлений. В общественном сознании происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе сти¬ля классицизма. И как следствие, усилилось внимание к человеку, его внутреннему миру, где чувство, а не долг выступало важным побудитель-ным мотивом его поступков.
Широкое распространение и влияние в русской культуре начала века имел романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечествен¬ной войны 1812 г. Сутью романтического стиля было стремление проти¬вопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладыва¬лись в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Лич¬ность находится в противоречии с окружающей ее реальностью - таково исходное положение романтизма. Дело в том, что романское искусство создавалось художниками, которые зачастую сами находились в сложном разладе с «враждебной действительностью». Они искали умиротворения в идеализированном прошлом, в народных преданиях, в тишине и покое природы. На почве увлеченности «вечной красотой» народного творчества возрождается интерес к самобытным истокам культуры.
Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но при этом обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к оте-чественной истории было характерно для всей культуры в целом. К исто-рической проблематике обращались многие писатели, поэты, компози-торы. Но русская художественная интеллигенция, в соответствии со сво¬ей миссией глашатая свободы и либерализма, не испытывала привержен¬ности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действи¬тельности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками XIX в. как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реа¬листической образности, которая сочеталась с романтическими средст¬вами выразительности. Историки русской культуры справедливо полага¬ют, что романтизм стал важным звеном в общем процессе развития культуры от классицизма к реализму. Именно это одновременное пере¬плетение стилей и способствовало рождению выдающихся произведе¬ний русского искусства.
В культуре «золотого века» литература сыграла главную стабилизи¬рующую и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Писатели-классики всегда тяготели к объемному, много¬мерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образ¬ность. Классическая литература XIX в. была больше чем литература. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась, по сути, уни¬версальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.
На характер и содержание русской культуры существенное влияние оказало движение декабристов, которое придало ей особые черты граж-данственности и политического вольнолюбия. Это влияние послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действитель-ности, получившего впоследствии название критического реализма, од-ного из основных методов в русской литературе XIX в. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве передовых рус¬ских писателей Пушкина, Гоголя, Лермонтова.
Начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели и поэты - И.С. Турге¬нев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др. постоянно стремились воплотить в своем творчестве высокий социально-гуманистический нравственный идеал.
В первые десятилетия столетия архитектура, развиваясь в формах позднего классицизма - ампира, обретает особую торжественность. В от-личие от дворцовых и храмовых построек предшествующей эпохи зодчие трудятся в основном над проектами зданий общественного и утилитарно¬го характера: театров, министерств, казарм и т. д. Иными словами, облик архитектуры определяли постройки общегородского предназначения.
Первыми в русле позднего классицизма (ампира) в русской архитек¬туре творили А.Н. Воронихин и А.А- Захаров.
К началу 30-х гг. классицизм как ведущий стиль русской архитекту-ры совершенно исчерпал себя: подъем национального чувства, гражданский пафос служения отчизне, бывшие духовной основой классицизма первой четверти столетия, после поражения декабристов практически утратили свое значение. Именно в этом заключалась основная причина кризиса в архитектуре во второй трети XIX в. Внешне кризис проявился в утрате гармонии архитектурных форм, их чрезмерной геометричности, переусложненности декоративных деталей. Примером тому могут слу¬жить здания, вошедшие в ансамбль Исаакиевской площади в Петербур¬ге, и главное из них - Исаакиевский собор, возведенный по проекту Огюста Монферрана.
В 30-х гг. в связи с упадком классицизма на смену ампиру пришли различные эклектические формы, в том числе получил распространение русско-византийский (или псевдорусский) стиль. Одним из ведущих ар-хитекторов этого стиля был К.А. Тон - автор проектов храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.
С первых лет XIX в. в художественных вкусах российского общества заметны очевидные изменения в связи с отказом от художественных ка¬нонов классицизма. В русской живописи растет интерес к человеческой личности, жизни простых людей. Как и в литературе, в живописи мир ро¬мантических чувств соединился с реальными образами, вызвав к жизни новые имена художников и творческие открытия.
Развитие романтизма, а затем и реализма в изобразительном искус-стве повлекло за собой серьезные перемены в академической живописи. В 30-50-х гг. идейные основы академизма, основанные на иерархиче¬ской ценности жанров, все более устаревали. Художественные установки академизма вступали в противоречие с требованиями жизни и общест-венными задачами искусства. Все очевиднее становилась потребность в новых выразительных средствах в живописи. В этих условиях еще сохра-нялся приоритет исторического жанра, в то время как бытовой жанр в качестве самостоятельного еще не получил признания. Утверждение ро-мантических идей предопределило тогда быстрое развитие портретного жанра в живописи.
В первой половине XIX в. русская музыкальная культура вступила в качественно новую эпоху своего развития. Под влиянием исторических событий 1812 г. композиторы все чаще обращались к героико-патриотическим и национальным сюжетам. На этой волне уже в первое десятиле¬тие XIX в. многие композиторы тяготели к романтизму. Ведущим жан¬ром того времени стал романс, а видными приверженцами этого жанра были А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, Я.Н. Верстовский, П.П. Булахов, А.А. Турилев. Именно этими композиторами были написаны романсы, которые и поныне пользуются большой гяопулярностью: «Соловей» (Алябьев), «Тройка» (Булахов), «Вдоль по улице метелица метет», «На за¬ре ты ее не буди» (Варламов), «Колокольчик;» (Гурилев).
Русская культура первой половины XIX в., отразив плодотворный диалог разных направлений, сделала важный шаг вперед. В творчестве ху-дожников всех видов искусства воплотилась идея русской национальной самобытности. Плодотворность этой идеи подтвердилась в еще более вы-соких достижениях литературы, живописи и музыки второй половины столетия.

3. КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.
Столичное дворянство было основным носителем культуры пример¬но до середины столетия, когда в России выдвинулись новые обществен¬но-политические силы - разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция. Эти силы видели свою историческую миссию в решении двух основных проблем - образ России и судьба человека. Способы решения этих проблем получили раз¬нообразное социально-политическое, нравственное, религиозное и ду¬ховное выражение. В творчестве писателей, композиторов, художников, архитекторов решение этих проблем и соответствующее их выражение обрели черты новой картины мира, сквозь призму которой произошла переоценка общественной роли и значимости культуры.
Кроме того, разночинцы сделали русскую культуру более социальной по проблематике и в значительно большей мере демократичной по на¬правленности и формам. Отныне гораздо активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Никогда ранее культура так непосредственно не участвовала в крупных общественных движениях. Отсюда ее характерными чертами стали гра¬жданственность, высокая нравственность и демократическая направлен¬ность.
Стиль реализма все более принимает критический характер и в этом качестве становится основным художественным направлением. Крити-ческий реализм существенно изменил общественные функции искусст¬ва, которое должно было не только воспроизводить и объяснять жизнь, но и выносить «приговор о явлениях ее».
Русская литература пореформенного времени подарила миру «яркое созвездие великих имен». Новое поколение писателей-реалистов пришло в литературу в 60-70-х гг. и предложило обществу новые темы, жанры, идейно-художественные принципы. Переосмысление и переработка старых принципов и форм изображения жизни привели к развитию жанра социально-бытового романа и повести. Выдающиеся достиже¬ния в этом жанре принадлежали И.С. Тургеневу, Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому.
Начало творческой деятельности Ивана Сергеевича Тургенева отно-сится к 40-м гг., когда писатель увлекался философией романтизма. Под ее влиянием сформировалось жизненное кредо Тургенева - он был про-тивником насильственных мер решения любых проблем, в том числе и социальных. Однако увлечение романтизмом прошло довольно быстро, и уже с середины 40-х гг. Тургенев становится писателем-реалистом.
На рубеже 40-50-х гг. в общественной жизни России все явственнее за¬являло о себе новое поколение интеллигенции, отличавшееся резким ради¬кализмом, неприятием крепостнических порядков. Тургенев первым из рус¬ских писателей вывел в своих романах «Накануне» и «Отцы и дети» героев, выражавших взгляды «новых людей». В этих романах он отразил конфликт поколений в форме антагонизма двух мировоззрений - дворянских либера¬лов и революционеров-разночинцев. Взгляды новых героев эпохи писатель представил разрушительной силой, которая ломает привычные устои обще¬ственной жизни. При этом сам автор не одобряет их радикализма, но с симпатией и уважением относится к их нравственным устоям, смелости, само¬отверженности, подвижничеству. Писатель (будучи сам дворянином) счита¬ет дворянство носителем высших духовных ценностей русской культуры. Вместе с тем он понимает, что «время» дворянства истекает и оно уже не способно активно противостоять экстремизму «новых людей». В своих рома¬нах писатель раскрывает лучшие черты русской дворянской интеллигенции, ее любовь к народу, преданность интересам страны. Эти качества служат оп¬равданием того романтического пессимизма, которым проникнуты многие образы лучших людей дворянского сословия.
Совсем иную роль в русской культуре сыграл Федор Михайлович Дос¬тоевский, который внес неоценимый вклад в мировую культуру. Обладая уникальным даром пророчества и способностью к анализу человеческой души, писатель исповедовал идеи, выходящие за пределы представлений конкретного исторического времени в сферу «вечных» интересов людей.
Достоевский вошел в русскую литературу как сложившийся мастер. Уже в своих первых романах («Бедные люди») писатель обратился к про-блеме «маленького человека». Однако, в отличие от своих предшественни-ков, он не идеализирует бедность. Стремление показать реализм жизни за-ставило Достоевского отказаться от романтизации образов «простого на-рода». Он изображает их в соответствии с логикой характеров и правдой жизни.
60-70-е гг. стали самым важным этапом в творчестве Достоевского - им были написаны знаменитые романы - «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». В этих романах он обосновал и раз¬вил целый ряд глубоких философских идей. Выражая свое несогласие с суще¬ствующим миропорядком, писатель в то же время отрицает насильственные меры переустройства мира. Он считает, что особый исторический путь Рос¬сии и сближение народа с интеллигенцией помогут разрешить социальные проблемы без революционных потрясений. Достоевский предостерегал, что революционная практика способна взять на вооружение принцип «цель оп¬равдывает средства». При этом писатель был убежден, что только одних со¬циальных средств борьбы со злом недостаточно. Он считал, что человеку обя¬зательно необходима нравственная опора, вера в Бога.
Лев Николаевич Толстой вошел в историю русской и мировой культуры не только как писатель-реалист, но и как основоположник русского нигилизма, создатель своеобразной философии и педагогики. Толстой ви¬дел свое предназначение в критике общественно-исторического опыта, а также философских, религиозных, этических учений. Писатель считал источником своих суждений мнение народа. Тема поисков нравственно¬го идеала, соответствующего «естественной жизни» простых крестьян, проходит через все его сочинения (романы «Война и мир», «Анна Каре¬нина», «Воскресенье», повести и драмы).
Творчество Толстого было посвящено изображению пореформенной Рос¬сии. В своих произведениях он поставил множество великих вопросов, передал настроение широких масс, их возмущение и протест против существующих порядков. Широкий охват действительности, глубочайшее проникновение в психологию человека, отражение истории народа через частную жизнь от¬дельного человека, неустанный поиск духовного идеала - все это делает фено¬мен Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы.
Изобразительное искусство пореформенного периода, так же как и литература, было тесно связано с бурными процессами общественной жизни. В нем отразились споры о путях преобразования России, жесткая оценка социальной действительности, народнические взгляды на кресть-янство, извечный поиск нравственного идеала. Общественная функция живописи коренным образом изменилась. Если искусство классицизма подчинялось идее украшения жизни, то в искусстве 60-70-х гг. эстети-ческая сторона уже не считается главной. Художникам казалось гораздо более важным правдиво отразить социальные проблемы, мысли и чувст¬ва людей разных сословий. Стремление отразить, передать главное, отли-чающее свое время, просветительские убеждения и иллюзии породили критическую живопись.
Важнейшую роль в русском искусстве живописи того времени сыг-рали художники-передвижники, выступившие против официального академического классицизма с его устаревшими канонами.
По мере развития русской реалистической живописи у художников все чаще пробуждался интерес не к сиюминутным, а к «вечным» вопро¬сам общественного бытия, ответить на которые помогала история. Та-лантливым выразителем жанра русской исторической живописи стал Василий Иванович Суриков.
К началу 80-х гг. радикализм, господствовавший в предыдущие 20 лет, утратил свой боевой характер, на смену ему пришло более спо¬койное восприятие действительности. В этой обстановке живопись получи¬ла возможность освободиться от диктата публицистики. В русском искусст¬ве совершенно особое значение приобрел пейзаж. На художественных выставках 80-х гг. выставлялись преимущественно пейзажи. Замечатель-ными мастерами, сумевшими раскрыть удивительную красоту, задушев-ность русской природы, стали A. И. Куинджи («Лунная ночь на Днепре»), И. Шишкин («Рожь»), И. Левитан («Над вечным покоем»), К. Сав¬расов («Грачи прилетели»), В.Д. Поленов («Заросший пруд») и др.
В русской музыке второй половины столетия отчетливо проступила тенденция к усвоению лучших достижений других видов художествен¬ной культуры, в особенности литературы. И это был не простой перевод с языка литературы на язык музыкальных образов; взаимодействуя с дости-жениями других искусств, музыка одновременно формировала свою кар-тину мира и свои способы осмысления жизни и истории отечества. Поэто-му музыкальное искусство этих лет отличается широким жанровым раз-нообразием. Совершенства достигло оперное искусство, которое использовало сюжеты русской истории, культуры, быта и раскрывало пси-хологию национального характера.
Появилась целая плеяда композиторов, в сочинениях которых цен-тральное место занимали человек с его сложным душевным миром и на-род, угнетенный, страдающий, но обладающий огромной нравственной силой. Назовем здесь А.П. Бородина («Князь Игорь»), МП. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римского-Корсакова («Пскови-тянка», «Царская невеста»).
Однако особую роль в музыкальной культуре пореформенного пе-риода сыграл кружок петербургских композиторов, организованный М.А. Балакиревым и вошедший в историю под названием «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа». Этот коллектив, творче¬ское содружество единомышленников, состоял из пяти русских компо¬зиторов - М.А. Балакирева, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что в истории практически нет эпох, которые не оказали бы сильнейшего влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать самым ярким ее этапом. Это период роста национального самосознания, сформировавшегося в процессе борьбы против французского нашествия. Но одновременно с этим складывается и развивается резко критический взгляд на социальное устройство российской действительности. Результатом становится декабристское восстание, продемонстрировавшее появление нового менталитета русской интеллигенции и в определенной мере ознаменовавшее выделение этого слоя общества.
Общественная мысль этого периода пытается найти разрешение главных проблем времени: государственного переустройства, крестьянской реформы и самого человека. Так ищется путь, по которому должно идти российское общество. Взгляды мыслителей кардинально разделяются: не только славянофилы и западники, но и петрашевцы, народники, социалисты и т. д. предлагают свои кардинальные способы разрешения российских проблем.
Особого расцвета достигает в XIX веке русское искусство, во всех своих видах и формах явившее миру соцветие великих имен гениев мирового масштаба. В искусстве всего за одно столетие осуществился процесс развития самых различных стилей и направлений от классицизма до реализма.
Таким образом, русская культура второй половины XIX столетия вправе гордиться великими именами. Классического совершенства дос-тигли литература, живопись и музыка. Произведения гениев русского ис-кусства позволили раскрыть необъятный мир человеческой личности. Метод реализма был первой попыткой в познании этого мира. В русской культуре XIX века сформировались все предпосылки современной культуры России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров В.Н. История русской культуры. Минск, 2004.
2. Балакина Т.И. История отечественной культуры. М., 1994. Ч. 2.
3. Георгиева Т.О. История русской культуры. М., 1998.
4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
5. Лапшина Н.П. «Мир искусства». М, 1997.
6. Мир русской культуры. М., 2004.
7. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2007.
8. Серебряный век русской поэзии. М., 1993.
9. Серебряный век. Л., 1991.
10. Ценностный мир русской культуры. СПб., 1995.

XIX век вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в русской культуре в Петровскую и послепетровскую эпохи, однако все еще остались неразрешенными главные проблемы прошлого столетия -- государственное переуостройство общества, выбор между западным и славянским путями дальнейшего развития, положение крестьянства. Вероятно, именно поэтому ни один век русской истории не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и «спасения» России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, народники, марксисты...

Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей. Начатые в XVIII в. реформы и преобразования также продолжались, и Россия ускоренно изменялась, обретая свое законное место среди ведущих держав мира. В сфере культуры XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. По богатству литературы, изобразительного искусства, музыки этот век несравним ни с каким другим периодом истории не только русской, но и мировой культуры. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых почетных мест. Это произошло благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Именно в XIX в. российская культура, став классической, создала совершенные образы и произведения, на которые ориентировались многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве. Все это позволяет назвать XIX век золотым веком русской культуры.

Восстание декабристов оказало огромное воздействие на дальнейшую эволюцию русской культуры. Последовал мощный подъем общественной и философской мысли -- центральной стала проблема выбора пути развития, будущего России. Этот вопрос был не нов для страны, но теперь он оформился в виде двух важнейших течений духовной культуры -- западничества и славянофильства. Оба течения отвергали режим самодержавия и крепостничества, но занимали противоположные позиции в понимании путей переустройства России.

Западники стояли на позициях культурного универсализма и рационализма. Они высоко ценили петровские реформы, выступали за развитие России по западному пути, считая его общим и неизбежным для всех народов. Западники были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, буржуазных преобразований, которые могли претворяться в жизнь, по их мнению, только путем реформ.

Славянофилы, напротив, стояли на позициях культурного релятивизма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России. Они выступали за принципиально иной путь развития России, нежели западноевропейский. Славянофилы настаивали на самобытном развитии России, делая акцент на ее религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии, опираясь на формы, способы и традиции, источниками которых были русская община, артель и православие.

Идеи славянофилов получили широкий общественный резонанс и положили начало развитию оригинального и самобытного направления в русской философии, основу которого составил не западный рационализм, а православная религиозность. В познании истины западная философия отдает предпочтение разуму. Славянофилы разрабатывали концепцию целостности духа, согласно которой в познании участвовали все способности человека -- чувства, разум, вера, воля и любовь.

Истина может принадлежать не отдельному человеку, а только коллективу людей, объединенному единой верой, надеждой и любовью, из чего рождается соборное сознание. Соборность, таким образом, противостоит индивидуализму и разобщенности. Главным регулятором отношений между людьми должна выступать истинная вера, носителем которой является православная церковь. Славянофилы были убеждены, что именно русское православие со всей возможной полнотой воплощает в себе подлинно христианские начала, тогда как католицизм и протестантизм отошли от истинной веры. В связи с этим они выдвинули идею о мессианской роли России в спасении человечества и мировой культуры.

К середине столетия «брожение умов» достигло своего апогея. Писатели, художники, композиторы той эпохи не остались в стороне от жгучих проблем современности. Общественно-политическая мысль и художественное творчество развивались в тесной взаимосвязи, порой перекликаясь и дополняя друг друга. Культура стала ярким и непосредственным отражением общественных проблем своего времени.

Наконец, культурно-исторический процесс в России XIX в. имел еще одну важную особенность, которая в немалой степени обусловила его результаты. Дело в том, что на протяжении столетия основными творцами и носителями русской культуры были два общественных слоя: в первой половине века дворянская интеллигенция, а во второй половине -- разночинцы, т.е. образованные представители всех сословий буржуазии. Этот слой состоял в основном из выходцев из чиновнического, мещанского, купеческого и крестьянского сословий. Они привнесли в художественную культуру новое мироощущение, идеи и образы, увеличили число писателей, поэтов, художников и тем самым во второй половине столетия существенно изменили ее лицо. На этом основании культуру России XIX в. принято разделять на два основных этапа, временная граница между которыми проходит как раз по середине столетия, т.е. на рубеже 50--60-х гг.

Небывалый расцвет всех видов искусства был обусловлен подъемом патриотических чувств русского народа в войне с Наполеоном, отказом от слепого подражания французской культуре, развитием освободительных идей декабристов.

Ведущим направлением в развитии культуры первой половины ХIХ века становится , для которого характерно внимание к внутреннему миру личности, ярким характерам и исключительным обстоятельствам. В то же время появляются первые выдающиеся произведения реалистической литературы.

Архитектура и живопись

В начале ХIХ века завершается создание классического архитектурного ансамбля Петербурга. Сооружается новое здание Биржи на Стрелке Васильевского острова, перестраивается здание Адмиралтейства, возводится Казанский собор, создаются Михайловский дворец и Александринский театр.

Русские художники достигают того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Ведущим жанром русской живописи, как и в ХVIII веке, остается портрет. При этом героями картин прославленных художников нередко становятся столь же прославленные поэты. Орест Кипренский пишет портреты Жуковского и Пушкина. Еще один портрет Пушкина создает Василий Тропинин.

Самым выдающимся явлением «золотого века» русской живописи становится творчества Карла Брюллова, еще в студенческие годы прозванного «Великим Карлом». Ему удается стать новатором в искусстве портрета, показывая своих персонажей не в привычных статичных позах, а в движении, как это сделано в знаменитой картине «Всадница». Лучшее произведение Брюллова – грандиозное историческое полотно «Последний день Помпеи», исполненное в лучших традициях европейского романтизма.

Литература и музыка

Основоположником романтизма в русской поэзии становится Василий Андреевич Жуковский. Вслед за ним в литературу приходят Александр Сергеевич Пушкин, чье творчество признано символом «золотого века», и Михаил Юрьевич Лермонтов. Александр Сергеевич Грибоедов создает первую русскую реалистическую комедию «Горе от ума». Самобытным, ни на кого не похожим автором становится Николай Васильевич Гоголь.

В то же время создаются и первые русские классические оперы – «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки.

«Золотой век» русской культуры получил свое название не напрасно. Именно в этот период она обретает подлинную славу и в дальнейшем стремится к достижению все новых и новых вершин.

XIX век в общем историко-культурном процессе занимает особое место. Это столетие, включавшее в себя Золотой век русской культуры, характеризуется яркими проявлениями национальной самобытности, достижениями, которые признаются классическими, то есть эталонными для данной культуры и определяющими её лицо в масштабе мировой культуры. В отличие от многих культур Западной Европы, где формирование национальной классики было связано с эпохой Возрождения или Просвещения, в России классическая культура начала формироваться вместе с процессом активного развития самосознания русского народа на рубеже XVIII-XIX веков. Одной из значимых фигур здесь явился Н.М. Карамзин с его «Письмами русского путешественника», а затем «Историей государства Российского», сделавший современную ему историю и культуру России предметом художественного, публицистического, научного и культурного сознания читающей русской публики.

Каждый новый период в истории культуры органично связан с предшествующим временем, и вместе с тем в нём наблюдаются качественно новые явления. В этом проявляется преемственность культуры как основа формирования культурного на­следия. В первые десятилетия XIX в. сохранялось понимание просвещения как силы, способной преобразовывать жизнь. Уже в конце XVIII в. определилась тесная связь художественной культуры с идейными исканиями, начался про­цесс формирования национальных школ в живописи, музыке, архитектуре, а также современного русского литературного языка. «Мы зреем не веками, а десятилетиями», - писал Н.М. Карамзин. Важными этапами в становлении самосознания на­ции явились Отече­ственная война 1812 г. и движение декабристов. Идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала в стране небывалый патриотический подъём. А.И. Герцен отмечал, что декабристы в 1825 г. «пробудили душу у нового по­коления». Стремление осмыслить идеи дворянских революци­онеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации интеллектуальных исканий в русском обществе. Распространёнными формами проявления обществен­ной деятельности в XIX в. были легальные и тайные общества, кружки, салонные собрания. Реформы середины и второй половины XIX в. были рубежом в социально-экономической и культурной жизни России. Отмена крепостного права в 1861 г. сняла юридические препятствия для свободного передвиже­ния населения, более интенсивно стало развиваться отходни­чество. Эти факторы способствовали углублению культурных интеграционных процессов в обществе, демократизации образования.



Деятельность в области просвещения была наиболее подвержена колебаниям внутриполитического курса правительства. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук - первый в исто­рии России орган, осуществлявший централизованное руководст­во системой образования. В основе реформ Александра I начала XIX в. в области образования лежал приоритет общего образования, идеи светскости и гуманного отношения к ученикам. Вторая же четверть века отмечена усилением контроля государства над всеми формами обучения, а принцип сословности образования стал главным в политике правительства Николая I. Первая половина XIX в. – это период формирования системы университетского образования. Университеты оснащались лабораториями, библиотеками, имели ботанические сады, обсерватории, становились центрами интеллектуального потенциала страны. Начальная школа развивалась значительно медленнее, подавляющее большинство училищ было сосредоточено в городах. К середине XIX в. в губернских промышленно развитых городах грамотные составляли 3-5% жителей. В пореформенную эпоху при ак­тивном участии российской интеллигенции была создана народная школа, появи­лась система технических училищ, учительские семинарии. Рост востребованности людей умственного труда для госу­дарственной, военной, общественно-культурной сферы способст­вовал распространению профессии врача, адвоката, учителя, журналиста.

Система просвещения наряду со школой включает библиотеки, выставки, музеи, которые являются важным элементом культурной среды. Современники подчёркивали большую роль журналов в культуре России XIX в. Позиции журна­лов в целом совпадали с направлениями обществен­но-политической мысли. Консервативно-охранительной журналистике («Москвитянин», «Северная пче­ла») противостояла демократическая («Московский телеграф», «Телескоп», «Современ­ник», «Отечественные записки»). В XIX в. возникает идея создания пуб­личного художественного музея. В начале 1830-х гг. значительную коллекцию отечест­венной живописи имел «Русский музеум» П.П. Свиньина. В дворянской и купеческой среде получает распространение коллекционирование предметов старины, книг, живописных по­лотен, которые впоследствии составили основу фондов многих музеев России (коллекции Ф.П. Прянишникова, В.А. Кокорева, К.Т. Солдатенкова). В 1852 г. статус публичного музея получил Эрмитаж, который по широте и ценности коллекций является одним из крупнейших художественных музеев мира. В залах музея представле­ны картины да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Рембрандта, скульптуры Микеланджело, Кановы, Фальконе и др. Эрмитаж обладает ценнейшей нумизматической коллекцией, включающей в себя монеты почти всех стран мира. С 1856 г. начал собирать коллекцию русской живописи П.М. Третьяков. Интерес к отечественной живописи со стороны многих коллекционеров был одним из проявлений общих процес­сов, которые происходили в русской национальной культуре в этот период.

Научная мысль в России XIX века в своем раз­витии опиралась на достижения науки предшествую­щего времени. С одной стороны, развивались прикладные от­расли научных знаний, связанные с потребностями промышлен­ности, транспортных и информационных средств, а с другой - пробуждался инте­рес к отечественной истории, изучению русского языка.

Настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства совершил Н.И. Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, полу­чившую название «неевклидова геометрия» (1826 г.). В химии с именем Д.И. Менделеева связано открытие в 1869 г. одного из основных законов естествознания - периодического за­кона химических элементов. Учёный предсказал существова­ние элементов, которые были ещё неизвестны в то время и кото­рые действительно были открыты впоследствии. В области электротехники В.В. Петров, демонстрировавший в 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул идею о её практическом применении для сварки и плавления металла. С именами П.Л. Шиллинга и Б.С. Якоби связано изобретение и усовершенствование электромагнитного телеграфа, полу­чившее практическое применение уже с 1850-х гг., что считается од­ним из важнейших научно-технических изобретений XIX столетия. Во второй половине XIX в. П.Н. Яблочков изобрёл первую практически пригодную дуговую электрическую лам­пу без регулятора («свеча Яблочкова»), а А.Н. Лодыгин создал лампу накаливания. Изобретение радиотелеграфа А.С. Поповым относится к числу выдающихся мировых откры­тий. Основоположником современной аэродинамики был Н.Е. Жу­ковский. В 1870 - 1880-е гг. над созданием первого русского самолёта ра­ботал А.Ф. Можайский. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики К.Э. Циолков­ского.

Наряду с Академией наук, научными центрами становятся университеты, получившие право создавать учёные общества – Общество испытателей природы, Мос­ковское общество истории древностей российских, Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др. Последнее объединяло не только учёных, но и многих русских писателей, и среди них - А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.А. Горький.

Интерес к отечественной истории, усилившийся в это вре­мя, был тесно связан с ростом национального самосознания. Учёных-гуманитариев, публицистов, деятелей культуры интересовали проблемы развития русского языка, его ис­тория и будущее. Становлениесовременного литературного язы­ка, закрепление его норм происходит в эпоху А.С. Пушкина. Важными общественно-культурными центрами были литератур­ные салоны. Например, в салоне А.П. Елагиной происходили знаменитые споры славяно­филов и западников. Западники связывали социальные преобразования с освоением достижений стран Западной Европы (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и др.). Они были сторонниками конституционной монархии, выступали против революционных методов борьбы, за мирный путь преобразований, прежде всего связанный с отменой крепостного права. Славянофилы же отстаивали самобытные начала в историческом развитии России (А.С. Хомяков, И.С. и К.С. Аксаковы, братья Киреевские, Ю.Ф. Самарин и др.).

Интеллектуальные искания тесно переплетались с художественной культурой XIX в., в которой наблюдалась постепенная смена художественных стилей: классицизм - романтизм - реализм. В первые десятилетия проис­ходил отход от нормативности просветительского мировоззрения, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были, прежде всего, гражданский долг и общественное служение. Каноны классицизма, признававшие иерархию жанров, приоритет исторической живописи (один из представителей – К.П. Брюл­лов), нега­тивно относившиеся к бытовому жанру как низкому виду ис­кусства, уже не могли полностью удовлетворять творческие по­требности худож­ников. Сущностью романтического искусства было противобор­ство идеального героя с реальной действительностью. Внимание к внутреннему миру человека, интерес к национальной само­бытности и истории отечества были характерны для русского романтизма. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников). Поэты-романтики (В.А. Жуковский, Н.И. Гнедич, А.Н. Струговщиков и др.) впервые познакомили русского чита­теля с произведениями Гомера, Байрона, Шиллера, Гёте. Видным представителем ро­мантизма в музыке был А.Н. Верстовский. Растущий интерес к жизни простых людей получил наибольшее выражение в роман­тическом портрете (О.А. Кипренский). Одним из ярких художников XIX в. был А.А. Иванов – предста­витель монументально-героического направления в русском ис­кусстве. Это направление в литературе свя­зано с «Борисом Годуновым» А.С. Пушкина, в музыке - с операми М.П. Мусоргского, продолжено в исторических полотнах В.И. Сурикова, в творчестве М.А. Врубеля.

Новые реалистические тенденции в живописи развивались наиболее плодотворно вне стен Академии художеств. Появление жанровых картин П.А. Федотова на художествен­ной выставке в 1849 г. произвело настоящую сенса­цию. Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где критиковались отдельные стороны обще­ственной жизни («Свежий кавалер», «Сватовство майора» и др.). Возникновение в 1871 г. Товарищества передвижных художественных выставок обеспечивало каждому свое­му участнику право выставлять и продавать картины и получать дохо­ды от выставок. От симпатий публики зависели и благосос­тояние художника, и его известность. Для творчества передвижников были характерны гражданствен­ность, осознание общественных проблем своего времени, психологизм, интерес к облику современника, разнообразие жанров – пейзаж, портрет, историческая живо­пись, бытовой жанр (Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.И. Суриков и др.).

Золотой век русской культуры неразрывно связан с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. «Пушкин есть явление чрезвы­чайное и, может быть, единственное явление русского духа», - го­ворил Н.В. Гоголь. «Пушкин - это наше всё»,- эти слова принадле­жат А.А. Григорьеву. В развитии национальной литературы и культуры в це­лом роль А.С. Пушкина огромна. С его творчеством связаны утверждение современного литератур­ного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. Творчество М.Ю. Лермонтова отразило трудное время и разочарование, наступившее после восстания декабристов в 1825 г. Его роман «Герой нашего времени» (1840 г.), сохраняя романтиче­ские черты, заложил основы русского реалистического романа XIX в. Значима роль Н.В. Гоголя в русской литературе. «Мертвые ду­ши» - одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени. Предметом пристального внимания русской литературы XIX века стано­вилась судьба крепостного крестьянина (повести Д.В. Григорови­ча, очерки В.И. Даля, «Записки охотника» И.С. Тургенева). А.Н. Островский открыл читателю мир русского купечества. В эти годы созда­вали свои лучшие произведения выдающиеся русские писатели Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, Н.А. Некра­сов, Н.С. Лесков, Н.Г. Чернышевский, А.П. Чехов и др. Одним из открытий литературы этого периода был «маленький человек» с его нелёгкой житей­ской судьбой. Пореформенные десятилетия были от­мечены также расцветом лирической поэзии, которая стала связующим звеном между пушкинской эпохой и Серебряным веком рубежа столетий (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет).

Культурную среду российского города во многом формировал театр. Он был не только формой культурного досуга, но и неотъемлемой частью светской жизни. На протяжении почти всего столетия в Петербурге были открыты только императорские театры: Большой, Мариинский, Александрийский и Михайловский. Только в 1882 г. была разрешена свобода частной антрепризы в столицах, и в конце века появляются частные театры, такие как "Аквариум", Суворинский и др., зрителями которых становится также городской средний класс, интеллигенция, учащаяся молодежь. На сцене ставились комедия, трагедия, романтический балет и высокая опера. Популярностью в свете с 1877 г. пользовался цирк Чинизелли. Распространенным явлением были крепостные театры, известные ещё в XVIII в. Театр XIX века воспитал плеяду замечательных актёров, которыми до сих пор по праву гордится русская сцена (Е.С. Семёнова, А.С. Яковлев, А.И. Истомина, М.С. Щепкин и др.).

Музыка этого времени, как и многие другие области художест­венной культуры, испытала воздействие событий 1812 года. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим национальным сюжетам (например, опера К.A. Кавоса «Иван Сусанин», 1815 г.). Появились романсы на слова русских поэтов, некоторые на­родные песни становились популярными романсами. В обществе стали чаще устраиваться публичные концерты. В залах Филармонического об­щества в Петербурге выступали многие евро­пейские знаменитости (Ф. Лист, П. Виардо, Г. Берлиоз и др.). С именем М.И. Глинки связано возникновение русской му­зыкальной классики, национальной школы в музыке. Его современником был А.С. Даргомыжский – создатель народно-бытовой музыкальной драмы (опера «Ру­салка», 1856 г.), драматических и сатирических песен («Ти­тулярный советник», «Червяк» и др.). Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии отечест­венной музыкальной культуры сыграло содружество композиторов, известное как Балакиревский кружок (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков). В 1867 г. В.В. Стасов, музыкальный критик, идейный руководитель молодых композиторов, дал кружку название «Могучая кучка». Одной из основных черт их творчества было стремление передать в музыке «правду жизни», националь­ный характер. Они широко использовали фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам. Выдающиеся достижения русской культуры свя­заны с именем П.И. Чайковского – мастера раскрытия душевного мира человека, певца рус­ской природы, который оставил творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического музы­кального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая да­ма»).

Культура XIX века представляла собой сочетание культур, порождённых деятельностью различных социальных групп. Особое место занимала русская интеллигенция, которая, по характеристике философа Н.А. Бердяева, яв­лялась не социальной, экономической или профессиональной груп­пой, а идеологической, которая зачастую переносила по­литику «в мысль и литературу». Это в значительной мере предопределило литературоцентризмрусской культуры XIX в., т.е. влияние литературы и литературной критики на смежные явления культуры - философию и обществен­но-политическую мысль, живопись и музыку, нравственные и ре­лигиозные искания. Литература проникала в мировоззрение и повседневную жизнь представителей различных сословий.

Важнейшими социокультурными пластами были город, деревня, усадьба, составлявшие во взаимодействии культурное пространство. В XIX в. формируется мещанская культура – специфическое явление городской культуры, одной из характерных форм которой являлись народные гулянья. Они не только собирали весь город, но и показывали собранные воедино традицию и новацию, искусство "своё" и "чужое", простонародное и барское. Подобные гулянья вбирали в себя зрелищно-развлекательные формы календарных праздников, черты европейского ярмарочного карнавала и великосветских развлечений. Одним из знаковых обозначений появлявшихся в быту горожан новаций была одежда, хотя и здесь приверженность традициям сохранялась: «Многие женщины из купеческого и мещанского сословия одевались, как и везде - в длинные платья, носят шляпки и чепчики; у мужчин есть нововведение - некоторые носят галстуки и подстригают бороды […] Большая половина жителей ходит в русском платье; волосы обстригают в кружок».

Город являлся центром сосредоточения культуры в различных областях (просвещение, наука, искусство, религия), здесь находились основные культурно-просветительские институты и учреждения, связанные с развитием профессиональной культуры, формировалась информационная система, способствующая интеграции культурных процессов города и деревни. Именно город обеспечил возможность деятельности интеллигенции через салон, университет, кружок, издание журналов. Среди городских жителей можно было встретить все сословия тогдашней России. В 1850-е гг. дворяне и чиновники составляли 5,5%, купцы - 4,5%, духовенство - 1,4%, мещане - около 60%, разночинцы, солдаты, крестьяне - 38,5%. Дворянство, а в пореформенное время и зажиточное купечество, являлись городской элитой и оказывали влияние на культурную ситуацию. Известно их участие в общественно-благотворительных делах, поддержке театров, музеев, содержании школ, приютов и т.п. Но культурная среда города изобиловала контрастами. Для подавляющей части населения жизнь доставляла больше тягот, чем комфорта: огромные расстояния при слабом развитии городского транспорта, теснота жилища, отсутствие водопровода и канализации, высокая преступность.

Социальный динамизм XIX в. проявился и в развитии российской провинции. При сохранении доли традиционности в культуре, она также была подвержена воздействию новаций. Мир загородной усадьбы стал той сферой, где активно происходили интеллектуальные и художественный искания. Превращаясь в соперницу городского салона, она объединяла поэтов, писателей, философов, художников, композиторов своего времени. В XIX в. факторы новейшей цивилизации устраняли обособленность сельского населения. Железные дороги, периодическая пресса, свобода передвижения содействовали распространению идей, зародившихся в крупных городах, усиливали темпы экономической и общественной деятельности, создавали условия для развития культурных процессов.