Знаешь ли ты традиции своего народа? Что значит для меня быть работником культуры

Говоря о современной народной культуре, поневоле переходишь на вопросительные интонации: а существует ли она сегодня? если существует, то какая она? и что такое сегодня народ – единая нация или просто рассыпанное по территории население? На подобные вопросы не всегда и не так скоро находятся успокаивающие ответы.

По общему признанию, «мы сейчас переживаем смутное время», когда потеряны смыслонесущие мировоззренческие ориентиры, когда обостряется отчаяние от все увеличивающегося экзистенциального вакуума, когда тоска по Правде заполняет человеческую душу» (25, 195). Причины этого кризиса глубоки и неоднозначны, назовем лишь главные, на которые указывают многие публицисты и писатели: усталость народа от войн и социальных катаклизмов ХХ века, крушение одних идеалов и навязывание других, противоречащих традиционным эстетическим и нравственным ценностям народа. К тому же в результате гонений и запретов, многолетнего «организованного упрощения культуры» произошли кардинальные изменения в самой ее структуре: развенчаны и умерли многие обряды и обычаи, жанры фольклора, архаизировались формы одежды и предметы быта, прикладное искусство, пришел всемогущий упроститель всего и вся – стандарт.

В широком смысле культура – «это все, созданное рукой и духом человека», однако»только хорошо сделанное дело можно назвать культурой» (4,36). То есть, созданное в творческом порыве, во вдохновении, с готовностью всячески соответствовать своим образом

жизни воплощенным ценностям. Золотой век русской литературы, во многом образовавший наш духовный состав и наши нравственные идеалы, взошел на плечах русской народной культуры. Каждый из нас помнит пушкинское «что за прелесть эти сказки!», гоголевские восторги русским словом – удалым и метким, горьковские гимны фольклору. Не случайно именно в пору расцвета русской классики интенсивно собирается, изучается и издается русская народная классика: пословицы и поговорки, песни, былины, сказки. Высшим проявлением этого процесса можно назвать «Пословицы русского народа» и «Толковый словарь живого великорусского языка» В.Даля, «Русские народные сказки» и

«Поэтические воззрения славян на А.Н.Афанасьева, нашего выдающегося земляка.

природу»

Можем ли мы говорить о каком-то духовном, творческом порыве народа сегодня? Отовсюду слышатся буквально отходные, панихидные песни не только литературе (в особенности поэзии), не только фольклору, но и самому русскому народу: дескать, исчерпал он себя, выдохся и должен вообще сойти с исторической сцены. «Погиб ли русский народ?», «Исчерпала ли Россия свою миссию?» и т.п. вопросы часто и кричаще залетают на газетные и журнальные страницы (да и на книжные тоже). Конечно, они не остаются без утешительных ответов, но само их появление говорит о предельной фазе духовного кризиса, который не настигал нас даже в годы военных поражений. «Сегодня родина в беде, – пишет известный философ А.Гульга... – Народ бедствует, страна расчленена и подавлена иноземцами и мнимыми русскими.<...> Живем. Как в условиях оккупации. Чего фашисты не добились силой оружия, навязано нам силой денег и антинациональной политикой. Люди озлоблены и развращены» (4, 439-440). Впрочем, сто пятьдесят лет

назад великий «печальник горя народного» Некрасов задавал те же вопросы.

Сердечный! бесконечный?

Где народ, там и стон... Эх, Что же значит твой стон

Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, – Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?.. (10-а; I,

304).
Но тогда эта пророческая тревога была, наверно,

преувеличенной: многим казалось, что достаточно освободить народ от крепостных цепей, и он явит миру золотые запасы души и всю свою творческую энергию. Ныне цепи иные, часто невидимые, но сбросить их ещё труднее. Где же выход? Спасение видится только в национальном единении и вере, в осознании себя народом, нацией, достойной других.

Какие-то намеки на оптимизм можно расслышать в трактовке самого типа русской культуры – парадоксальной, противоречивой, взрывчатой. А.Андреев и А. Селиванов определяют ее как «дионисическую»: «Культура, устроенная дионисически, на пульсирующем духе, имеет прерывистый характер. Это культура постоянного возникновения, вечного рождения и гибели, развивающаяся как последовательность вспышек творения, нового рождения, по типу постоянного воскрешения» (1, 206). В такой культуре, по природе своей эсхатологической, «эпохи духовного подъема, творческого взлета сменяются периодами апатии, усталости, которые могут быть длительными и мучительными, но вновь и вновь сменяются подъемами, взрывами» (1, 207). Мы

сейчас в нижней точке этой амплитуды, где утвердилось не «царство духа», а «царство кесаря» – суета обустройства земной жизни, потеря смысла существования, утрата общей идеи, угасание творческих импульсов. «Действительная история всей русской культуры, – подтверждает М.Маслин, – вомногом история потерь и последующих попыток вернуть утерянное» (17,4). Однако равноценны ли взлеты провалам? Все ли утраченное удается вернуть или хотя бы сохранить в памяти? Об этом может сказать только очередной взлет, на который надлежит надеяться.

Исходя из динамики мирового художественного развития, а также из «дионисической» природы русской культуры (да и вся мировая культура вряд ли развивается непрерывно вверх), можно говорить о культуре восходящей и нисходящей. Первая зарекомендовала себя как общепризнанная традиционная народная культура, вторая – как культура промежуточная, ситуативная, массовая, вызывающая довольно противоречивые оценки. Традиционная культура складывалась как эстетическое, этическое и речевое самовыражение народа, как духовное и художественное самообслуживание трудящихся. На этапе всеобщей грамотности, развернутой сети учреждений культуры, информационного насыщения эти функции народной культуры отпали, она стала расслаиваться и дробиться, обретая преимущественно демонстрационный, сувенирно-выставочный характер, будто в музее. Видные фольклористы признают, что у фольклора осталась одна действенная функция – эстетическая.

Традиционная народная культура формировалась на базе высоких нравственных ценностей и представлений о добре и социальной справедливости, ее воодушевляющим запевом всегда был народный идеал, реализующий в себе

все мечтания и ожидания. «Культура, – полагает Г.Федотов, – имеет отношение не к счастью человека, а к его достоинству или призванию. Не в удовлетворении потребностей, а в творчестве, в познании, в служении высшему творится культура» (17, 403). Массовая культура профанирует высокие ценности и представления, нейтрализует их пародийной игрой и чрезмерными преувеличениями, отдающими пошлостью. И толпа не восстает, ибо уже успела отречься от этих ценностей ради выгод и удовольствий. Именно в кризисную эпоху (первая мировая война и революция0 «с необычайной мощью заявили о себе низшие, элементарные стихи культуры» (17, 403), даже самые утонченные умы «возжаждали грубости и простоты». С утратой веры в Бога и его наместника на земле – царя начинается неотвратимое обмирщение и рационализация народного сознания, оно все более зависит от злобы дня вопреки глубинной связи с вечностью, с космосом. С горечью наблюдает издалека это «усыхание» человека Г.Федотов: «Могучий процесс рационализации убивает безжалостно все подсознательно-стихийное, засыпает все глубокие колодцы, делает русского человека поверхностным и прозрачным» (17, 395). Нынешнее массовое отрезвление от былых легенд и утопий, доходящее порой до цинизма, беспринципности и продажности, отпугивает всякие поэтические воззрения на природу и общество, всякие творческие бескорыстные порывы, а без этого невозможна культура в прежнем ее значении. Способен ли усталый, сбитый с толку, духовно обезоруженный человек противостоять ширпотребу и пошлости, всему низкопробному и ложнокрасивому, всему, что несет в себе массовая культура? Хотя она, быть может, остается последним прибежищем ото всего отпавшего постсоветского индивида.

Промышленность, конвейерное производство вещей и предметов быта поглотили сегодня ремесла, прикладное искусство, те виды труда, которые были питательной базой народной культуры, ее стимулом и реализацией, а СМИ буквально заглушили народную речь слэнгом и штампами. Жизнь четко разделилась на производство и досуг, труд и развлечение; ранее это было не столь заметно, одно переходило в другое: человек дело делал и песню пел, что- то мастерил и одновременно красоту творил. Более того, произошло невиданное обесценивание самого труда, утрачена любовь к нему – все сместилось в сторону праздности и ловли удовольствий. Ушло любование сделанным, самим процессом работы (вспомним косаря Кольцова или булочника Горького). Надо всем, что выходит за пределы усредненного, нередко смеются, ненавидят отличников и мастеров своего дела, хотя и втайне завидуют им.

Школа, печать, книга, телевидение, компьютер – вот откуда, а не из живых человеческих уст получает теперь информацию каждый. Но записанное (на пленке ли, на бумаге или на диске) – не мое, а чье-то, ни принимать его к сердцу, ни запоминать, ни передавать кому-то по эстафете не обязательно. А тем более следовать ему как мудрому совету и жизненному уроку. Иначе было, когда изустно исполняемое воспринималось слушателями как истинное и неоспоримое, а многочисленные табу внушали, что нарушение заветов и правил грозит бедой и наказанием. Не пережитое лично, не задевшее всех струн души быстро формализуется и вылетает из памяти, количество не переходит в качество, то есть не прибавляет культурных накоплений.

Распад коллектива, кризис роевого, соборного начала, выход на сцену из кельи анонимности, преодоление властных заповедей, традиции – все это означало

завершение этапа культурного самообслуживания народа и приход на смену ему культуры классической и массовой. Последняя зиждется прежде всего не на создании художественных ценностей, а на их адаптации и исполнительстве, пытаясь присвоить себе то, что ей не принадлежит. Массовая культура постоянно переходит за черту дозволенного, игнорирует должное, завещанное традицией и игриво разрушает высокий и серьезный настрой народной культуры. Наблюдается резкая переакцентировка с духовных ценностей на телесно- материальные (порой даже грубо животные), культура сужается до внешних проявлений

Акаткин В.М. (ВГУ)

\ Документы \ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Тесты по литературе

10 класс Прочитайте текст и выполните задания А1 - А6; B1 - B8,

Зачем нужна литература в школе?

(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (З)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.(5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика, (6)Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.(7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… (8)А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду!(9)Русская литература - это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству, (10)Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие от стилистических красот». (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.

(13)Полная жизнь русской классики в школе ~ это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. (14)Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ.

(15)Да что там «народ»! (16)Нас и так уже иначе как «населением» не называют.

(17)Так должны же мы как-то отстаивать себя...

(В. Непомнящий)

À1. 1 Какое высказывание не соответствует точке зрения автора текста?

1) Феномен «русских мозгов» объясняется в известной мере широким гуманитарным

образованием, основу которого составляет литература; без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе.

2) Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять и победить в войне.

3) Основное назначение литературы - быть источником информации, «Евгений Онегин» в школе - это прежде всего «энциклопедия русской жизни».

4) Не читая Пушкина, Гончарова. Достоевского и других русских писателей, мы. наш народ в целом, были бы другими.

1) В том, чтобы развить творческие способности школьников.

2) Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах.

3) Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус.

4) Сформировать у школьников систему нравственных ценностей -основу национального самосознания.

А3. Определите стиль и тип речи текста,

1) научно-популярный стиль, повествование

2) художественный стиль, описание

3) публицистический стиль, рассуждение

4) научный стиль, рассуждение

1) 2, 3 2) 4, 5 3) 10, 11 4) 15,16

À5. В каких предложениях в качестве средства связи используется синтаксический параллелизм?

1) 1 и 2 2) 5 и 6 3) 7 и 8 4) 9 и 10

А6. Какие средства выразительности не используются в этом тексте?

1) вопросительные и восклицательные предложения

2) ряды однородных членов

3) развернутые сравнения

4) оценочная лексика, слова в переносном значении

Ответы к заданиям В1-В4 запишите словом(-ами).

В1. В первых двух абзацах найдите предложение, в одной из частей которого повелительное наклонение глагола употребляется в значении условного. Укажите его номер.

В2. Из предложения 7 выпишите частицу.

В3. Из предложений 9 - 12 выпишите слово, в котором приставка имеет значение присоединения.

В4. Из предложения 17 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.Ответы к заданиям В5-В8 запишите цифрами.

В5. Среди предложений 7-12 найдите простое распространенное предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи. Напишите его номер.

В6. Найдите в тексте предложение, в котором тире используется для выделения вводной конструкции. Напишите его номер.

В7. В 2-х последних абзацах найдите простое предложение с двумя обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Напишите его номер.

В8. Среди предложений 5-12 найдите сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением придаточных, в котором в главной части используется безличное предложение. Напишите его номер.

С1. Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Согласны ли вы с позицией автора, доктора филологических наук Валентина Непомнящего? Выразите свое отношение к поднятым проблемам. Какова, по-вашему, роль классической русской литературы в обществе и в школе?

Тесты по литературе

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Культура

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера , компетентностей , навыков , умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.

Различные определения культуры

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации : Культура понимается как…

История термина

Античность

В Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя , которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души».

В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) - самом раннем памятнике латинской прозы.

Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т. е. не будет культуры .

Марк Туллий Цицерон

В латинском языке слово имеет несколько значений:

Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» - выработка правил поведения, «culture lingual» - совершенствование языка и т. д.

В Европе в XVII-XVIII веках

Иоганн Готфрид Гердер

В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе , в противоположность человеку «естественному», необразованному .

В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг , выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением , тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли.

В России в XVIII-XIX веках

В XVIII веке и в первой четверти XIX лексема «культура» в составе русского языка отсутствовала, о чём свидетельствует, например, составленный Н. М. Яновским «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту» (СПб., 1804. Ч. II. От К до Н. С. 454). Двуязычные словари предлагали возможные варианты перевода слова на русский. Двум немецким словам, предложенным Гердером в качестве синонимов для обозначения нового понятия, в русском языке соответствовало только одно - просвещение .

Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов» . Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность».

За год до выхода в свет словаря Ренофанца, из определений которого явствует, что слово культура ещё не вошло в сознание общества как научный термин, как философская категория, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию культура , но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского (1774-1847) «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира». Именно с данного натурфилософского труда ученого-медика и философа-шеллингианца следует вести отсчет не только введению в научный обиход термина «культура», но и становлению собственно культурно-философских идей в России.

Природа - возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. - Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования.

Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений.

В России в XIX-XX веках

Бердяев, Николай Александрович

Противопоставление-сопоставление природы и культуры в труде Велланского не есть классическое противопоставление природы и «второй природы» (рукотворной), но соотнесение реального мира и его идеального образа. Культура - это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение, и воплощение идеальное - в отвлеченных понятиях (объективных и субъективных, судя по предмету, на который направлено познание) .

Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль - все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур - Культура Египта началась в храме, и первыми её творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

Рерих, Николай Константинович

Расширил и углубил толкование слова культура , его современник, русский художник , философ , публицист , археолог , путешественник и общественный деятель - Николай Константинович Рерих (1874-1947), посвятивший большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры. Он не раз называл Культуру «почитанием Света», а в статье «Синтез » даже разложил лексему на части: «Культ» и «Ур»:

Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь.

В этой же статье он пишет:

…Теперь же хотелось бы уточнить определение двух понятий, с которыми ежедневно приходится сталкиваться в обиходе нашем. Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации . К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией . При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное , общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности , то есть цивилизации , которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль.

Каждый производитель стандартных изделий, каждый фабрикант, конечно, является уже цивилизованным человеком, но никто не будет настаивать на том, что каждый владелец фабрики уже непременно есть культурный человек. И очень может оказаться, что низший работник фабрики может быть носителем несомненной Культуры, тогда как владелец её окажется лишь в пределах цивилизации. Можно легко себе представить «Дом Культуры», но будет очень неуклюже звучать: «Дом Цивилизации». Вполне определительно звучит название «культурный работник», но совсем иное будет обозначать - «цивилизованный работник». Каждый профессор университета вполне удовлетворится названием культурного работника, но попробуйте сказать почтенному профессору, что он работник цивилизованный; за такое прозвище каждый ученый, каждый творец почувствует внутреннюю неловкость, если не обиду. Мы знаем выражения «цивилизация Греции», «цивилизация Египта», «цивилизация Франции», но они нисколько не исключают следующего, высшего в своей нерушимости, выражения, когда говорим о великой Культуре Египта, Греции, Рима, Франции…

Периодизация истории культуры

В современной культурологии принята следующая периодизация истории европейской культуры:

  • Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.);
  • Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. - V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности ;
  • Культура Средних веков (V-XIV вв.);
  • Культура Возрождения или Ренессанса (XIV-XVI вв.);
  • Культура Нового Времени (к. XVI-XIX вв.);

Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.

Культура и природа

Не трудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многочисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов.

Современное понимание культуры

На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства и классической музыки . С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители рэпа из рабочих кварталов или аборигены Австралии .

Однако в рамках такого мировоззрения, существует своё течение - где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века . Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской . Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» - «благородные дикари», не испорченные капитализмом Запада.

Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают как концепцию «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто их культура выражается другими способами. Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой » культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах оба вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся просто к различным субкультурам .

Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

Примеры.

Таким образом, культура (оцениваемое как опыт и знания) при ассимиляции в сферу архитектуры становится элементом материальной культуры - строением. Строение, как объект материального мира, влияет на человека через его органы чувств.

При ассимиляции опыта и знания народа одним человеком (изучение математики, истории, политики и т. п.) мы получаем человека имеющего математическую культуру, политическую культуру и т. д.

Понятие субкультуры

Субкультура имеет следующее объяснение. Так как распределение знания и опыта в обществе не равномерно (у людей разные умственные способности), а опыт, актуальный для одного социального слоя, не будет актуальным для другого (богатому нет нужды экономить на продуктах, выбирая что подешевле), в связи с этим культура будет иметь дробление.

Изменения в культуре

Развитие, изменения и прогресс в культуре практически тождественно равны динамике, оно выступает как более общее понятие. Динамика - упорядоченное множество разнонаправленных процессов и трансформаций в культуре, взятых в рамках определённого периода

  • любые изменения в культуре причинно-обусловлены многими факторами
  • зависимость развития любой культуры от меры инновационности (соотношение стабильных элементов культуры и сферы экспериментов)
  • природные ресурсы
  • коммуникационный
  • культурная диффузия (взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте)
  • хозяйственные технологии
  • социальные институты и организации
  • ценностно-смысловой
  • рационально-познавательный

Изучение культуры

Культура выступает предметом изучения и рефлексии в рамках целого ряда академических дисциплин. В числе основных - культурология , культурные исследования, культурная антропология , философия культуры , социология культуры и другие. В России основной наукой о культуре считается культурология, в то время как в западных, преимущественно англоговорящих, странах, термин культурология обычно понимается в более узком смысле как изучение культуры как культурной системы . Общей междисциплинарной областью исследования культурных процессов в этих странах выступают культурные исследования (англ. cultural studies ) . Культурная антропология занимается изучением многообразия человеческой культуры и общества, и одной из основных её задач является объяснение причин существования этого многообразия. Исследованием культуры и её феноменов при помощи методологических средств социологии и установлением зависимостей между культурой и обществом занимается социология культуры . Философия культуры представляет собой специфически-философское исследование сущности, значения и статуса культуры .

Примечания

  1. *Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я.Левит. - СПб. : Университетская книга, 1998. - 640 с. - 10 000 экз, экз. - ISBN 5-7914-0022-5
  2. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. - СПб.: СПбГУ. - С.66
  3. Пелипенко А. А. , Яковенко И. Г. Культура как система . - М .: Языки русской культуры, 1998.
  4. Этимология слова «культура» - Архив рассылки по культурологии
  5. «cultura» в переводных словарях - Яндекс. Словари
  6. Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века//Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры.-М.:ГАСК, 2000.-с.39-53
  7. Гулыга А.В. Кант сегодня // И. Кант. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 26
  8. Ренофанц И. Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов. СПб., 1837. С. 139.
  9. Черных П.Я Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993. Т. I. С. 453.
  10. Велланский Д.М Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира. СПб., 1836. С. 196-197.
  11. Велланский Д.М Основные начертания обшей и частной физиологии или физики органического мира. СПб., 1836. С 209.
  12. Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века//Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры.-М.:ГАСК, 2000.-с.39-53.
  13. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990 °C. 166.
  14. Рерих Н.К Культура и цивилизация М., 1994. С. 109.
  15. Николай Рерих. Синтез
  16. Белый А Символизм как миропонимание С 18
  17. Белый А Символизм как миропонимание С 308
  18. Статья «Боль планеты» из сборника «Твердыня пламенная» http://magister.msk.ru/library/roerich/roer252.htm
  19. Новая философская энциклопедия. М., 2001.
  20. White, Leslie «The Evolution of Culture: The Development of Civilization to the Fall of Rome». McGraw-Hill, New York (1959)
  21. White, Leslie, (1975) "The Concept of Cultural Systems: A Key to Understanding Tribes and Nations, Columbia University, New York
  22. Усманова А. Р. «Культурные исследования» // Постмодернизм: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с. - (Мир энциклопедий)
  23. Абушенко В. Л. Социология культуры // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий)
  24. Давыдов Ю. Н. Философия культуры // Большая советская энциклопедия

Литература

  • Georg Schwarz, Kulturexperimente im Altertum , Berlin 2010.
  • Этимология слова «культура»
  • Ионин Л. Г. История слова «культура». Социология культуры. -М.: Логос, 1998. - с.9-12.
  • Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века//Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры.-М.:ГАСК, 2000.-с.39-53.
  • Чучин-Русов А. Е. Конвергенция культур.- М.:Магистр, 1997.
  • Асоян Ю., Малафеев А. Историография концепта «cultura» (Античность - Ренессанс - Новое время) // Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины XIX - начала XX веков. М. 2000, с. 29-61.
  • Зенкин С. Культурный релятивизм: К истории идеи // Зенкин С. Н. Французский романтизм и идея культуры. М.: РГГУ, 2001, с. 21-31.
  • Коротаев А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Луков Вл. А. История культуры Европы XVIII–XIX веков . - М. : ГИТР, 2011. - 80 с. - 100 экз. - ISBN 978-5-94237-038-1
  • Лич Эдмунд. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в антропологии. Пер. с англ. - М.: Издательство «Восточная литература». РАН, 2001. - 142 с.
  • Маркарян Э. С. Очерки истории культуры. - Ереван: Изд. АрмССР, 1968.
  • Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983.
  • Флиер А. Я. История культуры как смена доминантных типов идентичности // Личность. Культура. Общество. 2012. Том 14. Вып. 1 (69-70). С. 108-122.
  • Флиер А. Я. Вектор культурной эволюции // Обсерватория культуры. 2011. № 5. С. 4-16.
  • Шендрик А. И. Теория культуры. - М.: Издательство политической литературы «Единство», 2002. - 519 с.

См. также

  • Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития

Ссылки

  • Вавилин Е. А., Фофанов В. П.

Знаешь ли ты традиции своего народа?

Социологическое исследование о традициях народа предполагалось сделать несколько шире и приурочить его к масштабным программам (в частности, «Год национальных сказок»). Однако пока мы решили ограничиться пилотным исследованием, разведкой почвы, так сказать.

Данная тема весьма интересна в любом ключе и ракурсе. Особенно для полиэтнического Северного Кавказа, где веками проживали сотни разных народов и где сплетена не одна культурная ветвь. В регионе, в котором проживают рядом сотни больших и малых народов, у каждого есть свои традиции, передаваемые от родителей к детям.Узнать, к какой культуре себя относят читатели детской библиотеки и как выстраивать комплектование в соответствии с запросами – не менее важная задача.

Анкета была разработана по нескольким блокам и ключевым позициям: знание о традициях и обычаях своей культуры; отношение к культуре и традициям другого народа; интересы в отношении своей и чужой культуры. Всего в анкете было 26 вопросов, не считая вопросов о возрасте и поле («паспортичка»).

Всего было опрошен 31 человек. Из них 23 девочки и 8 мальчиков. Средний возраст опрошенных – 13 лет.

Большинство опрошенных читателей библиотеки являются русскими по национальности, двое назвали себя славянами, один – армянином, один – осетином. Это несколько сузило рамки данного исследования и позволило говорить в большинстве своем лишь о русских традициях и культуре. Хотя они столь разнообразны, что включают в себя богатый сплав обычаев.

Под словом «традиция» респонденты понимают следующее:

· «традиция» объединяет в себе всё перечисленное – 11 чел.

· то, что переходит или перешло от одного поколения к другому – 10 чел.

· определённые нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. – 5 чел.

· обычай, укоренившийся порядок в чем-нибудь (в поведении, быту и т.д.) – 3 чел.

· определённый уклад жизни, идущий из глубокой древности – 3 чел.

Таким образом, треть респондентов считает, что традиция вмещает в себя всё многообразие понятий, треть – что это нечто переходящее от поколения к поколению. Часть голосов было отдано другим ответам.

Читатели библиотеки считают, что традицией того или иного народа является:

· национальные праздники, обряды и обычаи – 14 чел.

· всё вместе – 14 чел.

· национальная кухня, язык – 2 чел.

· национальные костюмы, танцы, песни, сказки – 1 чел.

Таким образом, часть респондентов склоны считать традицией народа праздники, обряды и обычаи, часть – всё вместе взятое. Несколько человек выбрали другие варианты ответа.

Респонденты считают, что изучение традиций и обычаев ведет к:

· знанию и пониманию культуры своего народа – 21 чел.

· любви к своей Родине – 6 чел.

· культурному развитию – 7 чел.

· ни к чему не ведёт – 0 чел.

Большая часть опрошенных считает, что знакомство с традициями и обычаями народа может привести к пониманию культуры своего народа. Часть считает, что таким образом формируется любовь к Родине и расширяются рамки культурного развития человека.

Что такое традиции народа – музейная редкость или спящая реальность, которая может снова стать актуальной, зримой, действенной? Народная мудрость гласит: «Плох и невежественен тот народ, который не помнит и не чтит своих обычаев и традиций». Именно традиции – своеобразный мостик между нашим прошлым и будущим. И сегодня важно сохранять те очаги культурной жизни, которые ещё живы у народа.

Один из ключевых вопросов анкеты: знают ли респонденты традиции своего народа:

· да, знаю хорошо – 8 чел.

· немного знаю – 18 чел.

· не знаю – 5 чел.

Большая часть опрошенных знакомы с традициями своего народа, но не настолько хорошо, чтобы быть в этом гуру. 5 человек вовсе не знакомы со своей культурой. Лишь восемь человек хорошо знают традиции своей культуры. Это может говорить о недостаточных знаниях, получаемых и усваиваемых детьми в семье, школе, библиотеке – важнейших социальных институтах, призванных знакомить подрастающее поколение с культурой страны.

Из традиций своего народа дети вспоминали следующие:

· Масленица (блины, сжигание чучела) – 6 чел.

· Пасха – 5 чел.

· Рождество – 4 чел.

· Новый год – 3 чел.

· песни – 3 чел.

· колядки – 3 чел.

· кухня, рецепты – 3 чел.

· разные праздники – 3 чел.

· танцы, пляски, хороводы – 3 чел.

· обряд «хлеб да соль» – 2 чел.

· сказки – 2 чел.

· Ивана Купала – 1 чел.

· варить борщ – 1 чел.

· христианские праздники – 1 чел.

· религиозные праздники – 1 чел.

· воспитательные праздники – 1 чел.

· ярмарки – 1 чел.

· гостеприимство – 1 чел.

· святцы – 1 чел.

· костюмы – 1 чел.

· обряды – 1 чел.

· вешать подкову над дверью – 1 чел.

· не ответили – 10 чел.

Таким образом, несколько детей назвали Масленицу, Пасху, Рождество и Новый год – наиболее известные у русского народа праздники, сохранившиеся в том или ином виде с давних времен. Впрочем, к традициям народа можно отнести не только праздники, и дети вспоминали также о песнях, костюмах, обычаях, культах, ярмарках, гостеприимстве. Также были упомянуты традиционные современные праздники – 8 марта и 23 февраля – хотя их нельзя в полной мере отнести к культуре нашего народа. А вот праздник Иван Купала, обряд «хлеб да соль», такое блюдо национальной кухни как борщ имеют прямое отношение к нашей культуре и приятно, что молодое поколение об этом не забывает.

Конечно, хотелось бы, чтобы дети лучше знали лучше свои традиции. Но, к сожалению, это общероссийская традиция, подтверждающаяся другими исследованиями: из двух десятков русских традиций подрастающее поколение способно вспомнить и назвать от силы две-три (в частности, Масленицу, коляды, Иван Купалу). И ещё, к сожалению: традиции остаются в основном в литературе, в книгах, без них традиции и обряды в народе воспроизводятся слабо.

Стоит немного рассказать об упомянутом обряде вешания подковы над дверью. Считать подкову символом счастья было принято еще в Древнем Египте. Причем объяснение этому было весьма простое: все лошади, запряженные в колесницу фараона, имели на копытах золотые подковы. При передвижении экипажа фараона по улицам подковы иногда терялись, и находившие их люди становились если не счастливыми, то богатыми уж точно. С тех пор традиция хранить дома подкову перешла ко многим народам. Чаще всего считалось, что ее необходимо прибить у входа в жилище: или над дверью, или к порогу.

Особо почитаемыми традициями респонденты посчитали следующие:

· семейные традиции (гостеприимство, хлебосольство, уважение старших и др.) – 14 чел.

· религиозные традиции (Рождество, Пасха, Рамадан, Курбан-байрам, Ураза-байрам, Песах и др.) – 16 чел.

· культурные традиции (народные песни, праздники, пословицы, рецепты, сказки, колядки, хороводы, ярмарки и др.) – 11 чел.

· образовательные (быт, ремёсла, профессии и др.) – 5 чел.

· воспитательные (уважение к предкам, нравственные и моральные идеалы – патриотизм, коллективизм, честность, добросердечность) – 8 чел.

Наблюдается примерно равное распределение ответов, с небольшим уклоном в пользу религиозных праздников, которые можно считать наиболее устойчивыми в традициях того или иного народа.

Ответы на вопрос о том, в каких праздниках принимали участие респонденты, показали:

· Масленица – 10 чел.

· Пасха – 5 чел.

· Рождество – 4 чел.

· Новый год – 3 чел.

· Коляда – 1 чел.

· на свадьбе – 2 чел.

· во многих – 2 чел.

· на дне рождения – 1 чел.

· в религиозных праздниках – 1 чел.

· ни в каких – 1 чел.

· не ответили – 10 чел.

Треть респондентов ответили, что участвовали в Масленице, часть – праздновали Рождество и Пасху. Несколько человек запомнили празднование Нового года. Другие ответы не так популярны. Треть респондентов не дали ответа.

Национальный язык – важнейшая часть культуры народа. Процессы, происходящие с ним, влияют на весь спектр народных традиций, их устойчивость и развитие.

По мнению опрошенных, язык того народа, который они представляют (а это чаще всего русский):

· развивается – 15 чел.

· деградирует – 15 чел.

· его уже нет – 1 чел.

Таким образом, мнения о судьбе языка разделились – половина считает, что он развивается, половина – что деградирует. Лишь один человек выбился из общей массы и сказал, что не о том идет спор – языка уже давно нет в живых.

Респонденты отмечали, что особенно им нравится в своей национальной культуре:

· сказки – 19 чел.

· пословицы, поговорки, загадки – 12 чел.

· игры – 5 чел.

· другое (сказки, гостеприимство) – 2 чел.

Гордость за традиции своего народа – хорошее качество. Когда есть и кем гордиться, это усиливает национальное самосознание, позволяет говорить о силе традиций. На вопрос «Гордишься ли ты традициями своего народа?» респонденты ответили так:

· очень горжусь – 16 чел.

· отношусь с уважением, но не более – 13 чел.

Таких, кто не гордится своими традициями, не выявлено, есть те, кто относится к ним с разной степенью любви и уважения. До фанатизма здесь, наверное, тоже не стоит доходить.

Традиции народа отражены не только в песнях, сказаниях, верованиях и обычаях. Культура в разных ее проявлениях, входит в наш дом и в нашу жизнь с колыбелью мамы, с бабушкиных сказок. Традиции устойчивым образом закреплены в национальной литературе, которая должна быть широко представлена в библиотеках. Респонденты, отвечая на вопрос про прочитанные ими книги о своем народе, отметили, что читали:

· сказки – 9 чел.

· былины – 4 чел.

· о войне – 2 чел.

· мне всё рассказывала моя бабушка – 2 чел.

· "Слово о полку Игореве" – 1 чел.

· "Давид Сасунский" – 1 чел.

· "История древней Руси" – 1 чел.

· "Культура и обычаи на Руси" – 1 чел.

· "Древняя Россия" – 1 чел.

· фольклор – 1 чел.

· рассказы – 1 чел.

· учебник истории – 1 чел.

· никакие – 1 чел.

Большинство читали сказки, а также былины, в которых, наверное, наиболее выпукло и доступно показаны традиции народа. Остальные отмечали как общие рассказы, так и конкретные книги – например, "Культура и обычаи на Руси" , "Слово о полку Игореве", "Давид Сасунский". Последняя книга представляет собойсредневековый армянский эпос, повествующий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении , ныне в Турции ) против арабских захватчиков.

При этом те книги, которые хотелось бы прочитать, назвали немногие:

· не знаю 3 чел.

· многие 2 чел.

· древние традиции 2 чел.

· история России – 2 чел.

· сказки – 1 чел.

· как развивался наш народ – 1 чел.

· любые (увлекаюсь историей) – 1 чел.

· "Великие русские полководцы" – 1 чел.

· о верности, любви, уважении – 1 чел.

· книги о старорусских племенах – 1 чел.

· все, которые существуют – 1 чел.

Таким образом, видна заинтересованность в исторической литературе, с которой хотели бы ознакомиться читатели. Например, ребята хотели бы подробнее узнать о русских племенах и великих полководцах. Однако есть потребность у подрастающего поколения и в иной литературе: о любви, верности, уважении, сказках.

На вопрос, поддерживается ли в твоей семье интерес к историческому прошлому твоего народа, респонденты ответили следующим образом:

· да, мы по мере сил сохраняем свои традиции – 18 чел.

· в нашей семье об этом часто забывают – 5 чел.

· мы давно потеряли связь с прошлым – 1 чел.

· затрудняюсь ответить – 7 чел.

Ответы свидетельствуют, что по мере сил в семьях опрошенных сохраняются традиции, часть опрошенных заявила, что в их семьях об этом иногда забывают, часть – затруднилась ответить.

С данным вопросом коррелирует и следующий, о том, можно ли забыть свои традиции? Респонденты считают, что:

· да, иногда так происходит – 17 чел.

· сильные традиции всё равно переживут тяжёлые времена – 11 чел.

· затрудняюсь ответить – 3 чел.

Опрошенные считают, что иногда традиции могут оставаться лишь в прошлом, предаваться забвению. Однако довольно весомая часть наших читателей считает по-другому, отмечая, что сильные традиции, несмотря на все катаклизмы, идеологию и общественное мнение, переживут века и останутся в культуре народа.

На вопрос стоит ли знать и следовать традициям своего народа, респонденты ответили:

· да, это поможет моему народу сохраниться и пережить века – 19 чел.

· нет, это совсем не обязательно – 6 чел.

· затрудняюсь ответить – 6 чел.

По мнению большинства респондентов, людям стоит сохранять традиции своего народа, поскольку это будет способствовать сохранению культуры во времени и укрепит корни народа. В то же время, часть опрошенных высказала мнение, что сохранять традиции совсем не обязательно, часть – затруднилась с ответом.

Следующий вопрос: «Как ты считаешь, могут ли старые, устоявшиеся традиции твоего народа входить в противоречие с твоими современными взглядами на жизнь?»

· да – 18 чел.

· нет – 5 чел.

· затрудняюсь ответить – 8 чел.

Большинство опрошенных считает, что традиции, своим происхождением обязанные прошлому, вполне могут противоречить взглядам на жизнь современных людей. И этому есть немало примеров (достаточно вспомнить ношение в Европе и др.). Значительно меньше респондентов считает иначе.

На вопрос о том, могут ли у народа появляться новые традиции, респонденты ответили следующим образом:

· да – 24 чел.

· нет – 4 чел.

· затрудняюсь ответить – 4 чел.

Таким образом, подавляющее большинство опрошенных считают, что с течением времени у того или иного народа могут появляться новые традиции.

В вопросе о том, можно ли отнести к традициям присущие народу качества, респонденты высказались следующим образом:

· да, можно так утверждать – 14 чел.

· нет, это не совсем верно – 11 чел.

· затрудняюсь ответить – 6 чел.

В целом мнение по этому поводу можно разделить на положительное и отрицательное, однако чуть больше тех, кто относит к традициям присущие народу качества: лень, хлебосольство, гостеприимство, педантичность и т.д.

В следующем вопросе была возможность согласиться или поспорить с мнением писателя Евгения Кулькина о том, что «Умрет традиция – умрет народ». Опрошенные высказались так:

· да – 18 чел.

· нет – 8 чел.

· затрудняюсь ответить – 4 чел.

Таким образом, большинство респондентов поддержали позицию писателя про опору народа на свои традиции. Менее трети не согласились с данным мнением.

В конце анкеты мы попросили респондентов высказать свое мнение в отношении культуры и традиций других народов – аккуратно, взвешенно, чтобы никого не оскорбить и не задеть.

Один из вопросов – о знакомстве читателей библиотеки с традициями других народов, в том числе кавказских. Опрошенные ответили так:

· да, немного знаю – 16 чел.

· нет, но хочу знать – 10 чел.

· мне бы со своими традициями разобраться… – 5 чел.

В мире существует множество стран, культур, традиций. Интересно, что из этого разнообразия знают читатели детской библиотеки. Вот что они отвечали:

· выкуп невесты – 2 чел.

· традиции мусульман – 2 чел.

· Рамадан – 2чел.

· Курбан-Байрам – 1 чел.

· День благодарения – 1 чел.

· поедание блинов на Масленицу – 1 чел.

· смена караула в Лондоне – 1 чел.

· бразильские карнавалы – 1 чел.

· танец с корзиной на армянской свадьбе – 1 чел.

Таким образом, из традиций других народов наиболее известными являются мусульманские традиции и обычаи. Из других традиций респонденты вспомнили День благодарения – государственный праздник в и отмечает начало Великого поста , а также армянскую свадьбу , где несколько женщин с красиво оформленными белыми свадебными корзинами начинают танцевать прямо во дворе и образуют танцевальный хоровод, в ходе которого каждая свадебная корзина в танце обменивается на красивый подарок.

Также была отмечена красивая церемония смены караула в Лондоне (эта традиция начинается в 1660 году). Это красивейшее театрализованное действо можно наблюдать не только у Букингемского дворца (хотя именно эту церемонию чаще всего показывают по телевизору), но и еще в нескольких местах Лондона. Денег за лицезрение старинного ритуала, как и за многое другое в Лондоне, платить не нужно. Главное прийти пораньше и занять лучшие места. Суть церемонии состоит в замене старой охраны на новую. Длится церемония 45 минут и проходит под звуки оркестра.

На вопрос о том, хотел бы ты познакомиться с культурой и традициями других народов, респонденты ответили следующим образом:

· да – 24 чел.

· нет – 7 чел.

То есть большая часть опрошенных желает подробнее ознакомиться с культурой и традициями других народов, узнать про обычаи других стран.

На вопрос, с какой именно культурой ты хотел бы познакомиться, опрошенные ответили так:

· русской культурой – 5 чел.

· культурой и традициями народов Кавказа – 7 чел.

· европейской культурой – 19 чел.

· другой – 3 чел.

Большинство хотело бы познакомиться с культурой европейских стран, поскольку, видимо, считает ее близкой к русской. С русской культурой и традициями народов Кавказа хотело бы познакомиться значительно меньше читателей библиотеки. Среди других вариантов: египетская, американская и китайская культура.

Следующий вопрос: могут ли традиции одного народа входить в противоречие с традициями другого народа? Ответы респондентов показали следующее:

· да – 22 чел.

· нет – 6 чел.

· затрудняюсь ответить – 3 чел.

Большинство респондентов считает, что одни традиции могут противоречить других, если речь идет о разных культурах. И таких примеров также немало, поскольку в мире великое множество культурных традиций, обычаев, которые могут поняты и восприняты иначе.

Последний вопрос: как ты относишься к обычаям народов, проживающих рядом с тобой? Распределение ответов:

· хорошо, если они не входят в противоречие с традициями моего народа – 14 чел.

· уважаю, но отношусь равнодушно – 15 чел.

· не принимаю – 2 чел.

Мнения на этот счет разделились, однако лишь двое из опрошенных не принимают традиции другого народа, остальные относятся к другим традициям либо хорошо, либо равнодушно.

В целом исследование показало, что основную этническую группу читателей детской библиотеки составляют русскоязычные граждане, относящие себя к русской культуре и в той или иной степени знакомые с русскими традициями. Однако есть представители и других культур, в том числе народов Кавказа.

Читатели неплохо знают основные русские традиции (во всяком случае, основные – те, которые известны, разрекламированы, поддерживаются в семьях). В то же время, у ребят есть определенный недостаток знаний о своей культуре, в связи с чем читатели хотели бы ближе познакомиться с книгами по истории, культуре России и других стран. Привлекает внимание читателей культура других стран, в особенности европейских.

Библиотеке стоит обратить внимание на подобные тенденции, организовать соответствующие выставки, сделать закупки интересных книг по данной тематике, чтобы удовлетворить интерес подрастающего поколения в изучении традиций различных народов мира и помочь ребятам лучше узнать о людях, живущих вместе с нами в нашем общем Доме – на планете Земля.

Для того чтобы для маленького ребенка понятия «Родина» и «Россия» не стали абстрактными, основной упор необходимо делать на знакомство детей с историческим и культурным прошлым малой родины. Это должно происходить в процессе приобщения детей ко всем видам народного искусства, в том числе и к фольклору, бытовавшему на территории родного края.

Что значит для меня быть работником культуры?

Дом, дарующий творчество

Сегодня меняется понимание культурного досуга. И современные клубы вынуждены искать новые формы общения с аудиторией, переосмысливать накопленный опыт, использовать новые механизмы и принципы работы для привлечения зрителей, для организации самодеятельного творчества, для создания комфортного культурного пространства.
Для меня дом культуры - это место, где я проработала более 38 лет. На протяжении их я стараюсь запечатлеть интересные моменты тех или иных мероприятий, праздников, событий, чтобы отразить в памяти чувства людей, когда они раскрывают свои таланты, демонстрируя радость, грусть и другие эмоции, например, в песне, танце….
Признаться, я и сама на протяжении многих лет воплощала мечту своей юности - пение в ансамбле народной песни.
Дом культуры, я считаю, это место, где можно отдохнуть душой, пообщаться, встретиться с друзьями, побывать в роли артиста или посмотреть творчество своих детей на сцене. А кто-то просто приходит отдохнуть от повседневного быта.
В наше время, когда жизнь наполнена бесконечными трудностями, проблемами и заботой, хочется чего-то особенного - светлого и доброго.
В преддверии профессионального праздника работников культуры хочу пожелать коллегам идти в ногу со временем, здоровья, творческих успехов во всех начинаниях, вдохновения и счастья.

Любовь Кайгородова, ведущий методист по социо-культурной деятельности МБУК КРДКиД.

Дарим людям радость

Для меня работник культуры - это настоящее призвание, трудное, но захватывающее, творческое и всепоглощающее. Главное предназначение нашей профессии - дарить людям радость.
Профессия сложная, но прекрасная, которой я отдала более 20 лет. Кто работает в культуре, тот знает, какой это тяжелый труд. Ежедневно быть у всех на виду, общаться и находить контакт с людьми всех возрастов, взглядов и убеждений. Вечерами, в выходные и праздничные дни находиться на работе, даже дома на отдыхе, в гостях, просто, когда идешь по улице, придумывать что-то новое и интересное.
Своим творчеством и любовью к своей профессии мы зажигаем сердца, дарим людям радость и хорошее настроение, создаем праздник, открывая заветные двери в мир прекрасного. А наша любовь к зрителю эхом отзывается в сердцах слушателей.
Нам не дарят песни и сонеты,
Не слагают оды в нашу честь.
Может быть не слышали поэты
Что на свете культработник есть!
Не встают артисты на катурны,
Чтоб воспеть великие дела
Скромного работника культуры,
Славного работника села!
Впрочем, не за строчку же в куплете
И не в благодарность от лица.
Делаем мы дело, мы в ответе
За людские души и сердца.

Татьяна Кулакова, заведующая
методическим отделом МБУК КРДКиД.

Пусть сияют глаза зрителей

Как показывает практика, очень важными для клубного работника оказываются организаторские способности, умение налаживать и поддерживать контакты с людьми. Клубный работник должен иметь «психологическое чутье»: быстро и правильно понимать людей, находить к ним индивидуальный подход, быть тактичным и проявлять педагогическую находчивость.
Во всем этом мне помогает мое педагогическое образование и образование психолога, а также многолетний управленческий опыт. В наше время не просто наладить работу трех домов культуры и вызвать у людей желание идти в клубы. В этом мне помогают наши специалисты-стажисты: Николай Васильевич Черемных и Татьяна Ивановна Баранова. Очень ценю позитив и желание работать наших молодых девушек, которые только-только начинают делать первые шаги в нашей сфере, а работают в ней только самоотверженные и преданные своему делу люди, а другие просто не выдерживают. А ведь временные трудности ничто по сравнению с тем ощущением удовлетворенности, которое ты испытываешь после удачно проведенного мероприятия и сияющих глаз своих односельчан.
В профессиональный праздник желаю всем коллегам оптимизма, терпения, творческих задумок и полные залы благодарных зрителей.

Нина Норова, директор Рождественского
центрального дома культуры.

Ради этого следует жить

Всемирно известный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери считает, что культура - это внутреннее содержание человека, которое открывается ему через упорный труд, верования, обычаи и знания, накопленные веками. И я разделяю его точку зрения.
Для меня культура - это внутренняя, душевная составляющая, при которой человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, осознает свою значимость. Такому человеку для счастья достаточно лишь заниматься любимым делом.
Если человек делает что-то от чистого сердца, с вдохновением, то это не может оставить равнодушным, это завораживает.
Именно такой принцип лежит в основе моей работы - с полной самоотдачей служить культуре. Это то, ради чего следует жить.

Галина Пендюр, заведующая отделом
по культурно-досуговой
деятельности МБУК КРДКиД.

Гореть самим - зажечь других

Быть работником культуры - это настоящее призвание, профессия - не из легких: попробуйте каждый день зажигать других оптимизмом, добротой, любовью и надеждами!
Моя профессия захватывающая, творческая и звездная. Работник культуры на селе - это самый публичный человек. Если он идет на выборы, его обязательно изберут жители, и он будет депутатом. Это очень универсальный человек, потому что найдет подход ко всем. Это очень чуткий человек, который может достучаться до каждого, и его все знают. А если настоящий профессионал возглавляет учреждение культуры, то такому учреждению обеспечен успех. В 2014 году, в Год культуры, мы получили Диплом лучшего учреждения культуры РФ, находящегося на территории сельского поселения, и вошли в 100 лучших учреждений культуры РФ.
Для меня работа директора учреждения культуры - это постоянный творческий поиск, в этом году я отмечаю 30-летний стаж работы в отрасли.
Поздравляю с праздником своих коллег - ярких звездочек. И желаю гореть самим - зажечь других!

Марина Иванова, директор МБУ
«Культурно-спортивный комплекс»
Менделеевского сельского поселения.

Жить работой, дышать творчеством

Быть работником культуры - это значит успешно заниматься любимым и понятным для себя делом. Жить работой, дышать творчеством, отдыхать задумками!
Это значит быть в центре самых интересных, увлекательных дел и ярких событий! Общаться с людьми разного возраста: идти в ногу с активной и творческой молодёжью, набираться мудрости и опыта от людей старшего поколения, зажигать маленькие звёздочки таланта в детях и помогать разгореться всем ярким пламенем творчества перед любознательным и взыскательным зрителем.
Быть работником культуры - значит опираться в своей работе на сплочённый круг единомышленников и почти 30 лет быть руководителем хорового коллектива, где каждая участница-певунья по-особенному дорога тебе и незаменима!
Быть работником культуры - это значит увлекать и вести за собой всех к намеченной цели, невзирая на усталость или домашние заботы. Это значит, что вся твоя семья живёт клубными проблемами и нуждами. Это значит - твои родные дети с самых малых лет находятся в гуще культурной жизни и всегда на сцене рядом! Это значит, что все праздничные мероприятия дома культуры - это, по сути, твои семейные праздники!
Быть работником культуры, значит стараться всегда находить что-то новое, необычное, чтобы в очередной раз дарить людям бурю положительных эмоций, впечатлений, удивлять и радовать всех окружающих!
Это значит, на протяжении стольких лет быть коллегой самых активных и позитивных людей, знающих и умеющих сделать жизнь простого человека разнообразной и незабываемой!
Дорогие мои коллеги-клубники! От всей души искренне поздравляю вас с Днём культуры! Желаю вам здоровья, благополучия, семейного тепла и уюта! Пусть каждый день приносит вам улыбки, радость и любовь!