Государство как социальный институт. Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность

Государство является одним их главных не только политических, но и социальных институтов общества. Именно благодаря государству предобщество из примитивного, естественного состояния переходит к упорядоченным способам и формам существования. Формально, будучи исторически более поздним, чем экономика, семья, религия, мораль, воспитание, образование, государство, тем не менее, стало центральным звеном всей общественной жизни и оказало решающее влияние на глубокую трансформацию всех без исключения социальных институтов, разумную организацию жизни людей. Оно выступило главным органом общественной солидарности, связало индивидов, различные этнические, религиозные и другие общности в одно целое, стало социальным фактом, определённым типом юридически регулируемого социального поведения людей. Пожалуй, нельзя сомневаться в том, что государство - гениальнейшее изобретение человеческого ума, ставшее важнейшим инструментом общественного прогресса. «Народ, не имеющий своего государства, не имеет своей истории», - утверждал в своё время Г. Гегель, и это в значительной степени правильно! Действительно, ни одно общество не возможно без государства. Если внимательно изучить историю различных обществ, то мы увидим, что, когда наступает кризис государственности, то и общество находится в глубочайшем кризисе, на гране развала. Так было не раз в российской истории и в истории других стран. Развал общества не обязателен, но в подобной ситуации перестают нормально функционировать другие социальные институты - суд, полиция, армия, образование, экономика, мораль и др. Соответственно, на общество обрушивается град неприятностей - обман, преступность, беззащитность индивида, развал экономики, кризис образования, внешние угрозы.

В главе «Общество» мы писали о том, что, в сущности, государственность возникает одновременно с формированием общества. Может быть даже чуть раньше. Сколько-нибудь усложнённое, масштабное общество без государства не может появиться. То, что называют примитивным, первобытным обществом в строгом смысле этого слова обществом не является. Оно есть предобщест- во, результат естественной эволюции человека. Общество же - результат целенаправленной социальной деятельности большой массы людей, во главе с государством. Можно даже сказать, что государство выступает субъектом, а общество объектом его власти. Так что, общество и государство возникают одновременно, параллельно в результате договорённости одних с другими, завоевания одних другими, постепенной интеграции, стечения различных обстоятельств.

Подтверждением этого являются события нашего времени, когда развалились старые общества и государства (СССР, Югославия, Чехословакия), то на их месте туг же появились одновременно новые общества и государства. Государства даже раньше, нежели оформились общества. Подобное даёт нам право утверждать, что возникновение общества и государства это не одноразовый, а многократный акт, имевший, имеющий и будущий иметь место в истории человеческой цивилизации. Причин же для данных процессов есть немало: интеграция небольших сообществ людей в более крупные, желание объединить ресурсы, войны, кризисы, желание обособиться и т.д.

В любом случае государство возникает (потому-то оно собственно и возникает) для благих целей. Как писал русский философ Владимир Соловьёв: «Государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не способствовать её окончательному превращению в ад». Как бы там ни было, но государство явление объективное, закономерное и общество без него существовать не может.

Так что же такое государство?

Очень непросто сформулировать четкое и точное его определение. В литературе за два с лишним тысячелетия даны сотни дефиниций того, что следует понимать под государством. Его определяли как умственное и нравственное сосредоточие интересов всех граждан (Аристотель) и как начало общей пользы, справедливости и правовых интересов (Цицерон), и как нравственное начало (Кант), и как обман большинства народа (Мор, Руссо), и как выражение интересов экономически господствующего класса (Маркс), и как институт для защиты благоденствия граждан и т.д. и т.п. Т. Гоббс, и того более, называл государство смертным Богом.

Большого преувеличения в этом нет. Государство, государственная власть в обществе действительно выступает чем-то вроде Бога. Вспомним слова Ф.М. Достоевского, говорившего о том, что если Бога нет, то всё позволено. Так вот, если даже Бога нет, или он не вмешивается в дела человеческие, то его заменяет государство, причём вполне успешно, если власть в нём нормальная, власть институциональная.

Итальянский мыслитель и революционер А. Грамши сравнил государство со рвом перед крепостными стенами и казематами гражданского общества. Проще говоря, с чем только не сравнивали государство. И надо сказать, что многовековой опыт в той или иной степени подтвердил правоту сказанного выше. Тем не менее, этот же опыт свидетельствует о том, что при всем многообразии подходов к пониманию государства в современной науке вырисовываются, по большому счету, две его трактовки.

1. Широкая, когда под государством понимаются объединенные в единое целое народы, проживающие на определенной территории, имеющие единые структуры управления и право.

В этом смысле государство фактически является синонимом общества. Такое представление о государстве бытовало в Античности (Платон, Аристотель, Цицерон). По большому счёту - это философский подход к пониманию государства.

2. Узкая трактовка, когда под государством понимаются собственно сами структуры власти (аппарат), которые наделены обществом правовыми полномочиями для решения важнейших (наиболее значимых) управленческих задач общественной жизни. В таком плане государство - это король, президент, законодательные, исполнительные, судебные органы. Здесь преимущественно проявляется социологический, политологический и юридический подходы.

На наш взгляд, наиболее приемлемым, можно сказать рабочим, является следующее определение государства.

Государство - это политическая, юридическая и территориальная организация граждан, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, придающая своим решениям обязательную силу для населения всей страны. Это высшая законная форма власти в обществе, которую оно признает и, разумеется, которой обязаны подчиняться все. Конечно, подобное определение далеко от совершенства и не может передать всю ту огромную палитру свойств, качеств, присущих государству.

Нельзя не заметить, что государство противоречивое явление. Оно содержит практически все стороны, аспекты и тенденции, имеющие место в человеческой жизни. Оно выражает и классовые и общенациональные, и общечеловеческие интересы. Государство бывает и бездушной машиной, и инструментом нравственного здоровья: оно созидает и разрушает, помогает и забирает, лечит и калечит, радует и огорчает. Будем откровенны, государство мало кто любил, но все или большинство понимали, что общественная жизнь без него невозможна. Многие реагировали на него как на костёр - держались на таком расстоянии, чтобы нельзя было замёрзнуть, но и чтобы не сгореть.

Как говорил когда-то автору в его студенческую бытность старый мудрый крестьянин: «Я от государства ничего хорошего не жду и ничего у него не прошу, кроме одного, чтобы оно оставило меня в покое. Но я прекрасно понимаю, что без меня государство может обойтись, а вот я без него - нет». Что ж, пожалуй, это правда. Без государства не может быть ни личности, ни общества, ни нормальной человеческой жизни.

  • 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
  • 5. Характеристика философии эпохи возрождения. Социально-исторические и научные предпосылки ее становления. Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
  • 6. Характеристика философии нового времени (XVI-хviii). Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм).
  • 7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.
  • 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
  • 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  • 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
  • 11. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
  • 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии.
  • 13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители.
  • 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.
  • 15. Аналитическая философия хх столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
  • 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии.
  • 17. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (н.Г. Чернышевский, д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции.
  • 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (в. Соловьев, н. Бердяев, с. Булгаков, п. Флоренский, с. И е. Трубецкие).
  • 19. «Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (в.С. Соловьев, н.А. Бердяев, и.А. Ильин).
  • 20. Космизм в русской философии (н.Ф. Федоров, к.Э. Циолковский, а.О. Чижевский, в.И. Вернадский). Его основные положения
  • 21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (п.Б. Струве, м.И. Туган-Барановский, г.В. Плеханов, в.И.Ленин).
  • 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие.
  • 23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
  • 1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
  • 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.
  • 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность.
  • 26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.
  • 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.
  • 28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы.
  • 29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии.
  • 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей.
  • 31. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания.
  • 32. Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи.
  • 33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории.
  • 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.
  • 35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности.
  • 36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества.
  • 37. Социальная структура общества и этнические общности. Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
  • 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
  • 40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе.
  • 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание.
  • 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
  • 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.
  • 44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.
  • 45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности.
  • 46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.
  • 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.
  • Алфавитный Указатель Терминов
  • 38.Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность.

    Социальная практика общественной жизниесть закрепление некоторых типов социальных отношений в качестве обязательных для каждого индивида . Без подобных правил общество вообще не могло бы эффективно производить материальные блага, воспроизводить население, социализировать подрастающее поколение, защищать престарелых, развиваться и обеспечивать накопление социально-культурных достижений и т.д.

    Таким образом, в обществе для обеспечения его жизнедеятельности вырабатываются определенные правила игры для всех его членов, и эти правила закрепляют и регулируют все формы социальных отношений.

    Функциональность общества, следовательно, тем эффективнее практически, чем чётче в нём прописаны правила социальных отношений, чем чётче в нем распределена система ролей и статусов, предписывающая модели поведения индивидов, и чем чётче в нем определены санкции против тех, кто пытается нарушать правила социальных отношения и модели поведения.

    Таким образом, эффективность общества определяется тем, насколько оно способно обеспечивать свои СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, что является важнейшим назначением общества вообще.

    Социальная функция общества – это его задача по обеспечению той или иной жизненно важной общественной потребности. Учитывая, что социальные функции общества являются задачами сложными, полиструктурными, взаимоувязанными во всех своих элементах, то для их обеспечения необходимы масштабные усилия специальных организаций и целенаправленные мероприятия множества учреждений и людей.

    Эта задача в обществе решается так называемыми СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ, то есть, узко нацеленными на обеспечение той или иной социальной функции общества системами учреждений, организаций и отдельных групп людей. Это: экономические, военные и политические институты, институты права, образования, здравоохранения, науки, культуры, морали, искусства, спорта, идеологии, семьи, и т.д.

    Жизнь общества сопровождается периодическим возникновением в нём того или иного процесса институционализации, то есть процесса образования того или иного социального института.

    ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ состоит из нескольких последовательныхэтапов :

    1. Обострение некоторой важной общественной потребности и осознание её обществом в качестве проблемы , требующей совместных усилий для своего решения.

    2. Формирование массово преобладающего в данном обществе теоретическогоконцепта для решения возникшей проблемы.

    3. Стихийное формирование в ходе социальной практики практических норм и правил решения возникшей проблемы методом проб и ошибок.

    4. Появление на основе этих норм и правил определенных процедур решения проблемы , и закрепление тех из них, которые наиболее оптимально проявили себя практически.

    5. Формирование на базе закрепленных процедур некоего общего, системногометода решения проблемы, благодаря которому она из статуса проблемы переходит в статус социальной функции, которая надежно обеспечивается общими усилиями.

    6. Институционализация норм, правил, процедур и общего системного метода обеспечения этой социальной функции, то есть передача и вменение всего этого в обязанность некоей общественно назначенной совокупности учреждений, организаций и групп людей;

    7. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, обеспечивающих данную социальную функцию.

    Социальные институты разделяют на основные и не основные . Поскольку каждый социальный институт решает проблему обеспечения той или иной жизненно важной потребности, то

    К ОСНОВНЫМ социальным институтам относятся :

    1. Экономические институты , организующие хозяйственную деятельность.Удовлетворяют потребность в обеспечении средствами существования .

    2. Политические институты , организующие и поддерживающие систему государственной власти. Обеспечиваютпотребность в обеспечении внутренней безопасности и социального порядка .

    3. Семейные институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей. Обеспечиваютпотребность в обеспечении воспроизводства населения.

    4. Военные институты, защищающие общество от физических угроз и потери независимости. Удовлетворяютпотребность во внешней безопасности и в сохранении суверенитета .

    5. Религиозные институты, организующие исполнение религиозных обрядов и религиозного поклонения. Обеспечиваютпотребность в решении духовных проблем смысла жизни, приобщения к Высшему, обретения духовной гармонии.

    НЕ ОСНОВНЫЕ институты являются так называемыми общественными практиками, с помощью которых обеспечивается функциональность основных институтов .

    Так, например, основной институт экономики обеспечивается такими не основными институтами, как конвертирование валюты, маркетинг, рынок, биржа, подготовка и переподготовка кадров, банки, защита собственности и т.д. Основной институт семьи и брака поддерживается не основными институтами: наследования, регистрации актов, наречения имени, родительской ответственности, отцовства, материнства и т.д. Основной институт права поддерживается не основными институтами адвокатуры, судебной экспертизы, прописки, регистрации, судопроизводства, исполнения наказаний и т.д.

    ГОСУДАРСТВО по этой классификации можно назвать важнейшим социальным институтом, который осуществляет наиважнейшую социальную функцию – создает механизм контроля за полным обеспечением всех социальных функций общества и управляет работой этого механизма.

    Таким образом, государство отвечает за исполнение всех социальных функций общества, и, если говорить о сущности государства, то в социальном плане сущность государства состоит в том, что государство наделено всеми социальными функциямикак верховный социальный институт .

    Эти функции для государства делятся на внешние и на внутренние:

    1. Внутренние функции в глобальной формулировке сводятся к сохранению общественного порядка, политической стабильности и экономической обеспеченности общества.

    Для этого государство создает правоохранительную систему, регулирует экономические, имущественные и производственные отношения, занимается социально-экономическим планированием; обеспечивает здравоохранение, пенсии, социальную защиту, образование, судопроизводство и т.д.

    2. Внешние функции государства сводятся к задачам обороны страны и отстаивания ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами.

    Несмотря на очевидность назначения государства и, несмотря на его функциональность в социальном плане, в философии нет единой теории, как происхождения государства, так и его сущности.

    Существует несколько точек зрения на происхождение и сущность государства:

    1. Теория естественного государства (берет своё начало в античной мысли, затем развита в теории органического государства Краузе, Аренса и др.):

    согласно этой теории, государство является естественной формой завершающего этапа формирования социальных отношений. Человек – существо общительное, стремящееся к совместному бытию и к совместной деятельности. В результате этого само собой, естественным образом, складываются большие союзы людей, объединенные совместным проживанием, совместной производственной деятельностью, близкими коренными интересами, этническим фактором, общей духовностью и образом жизни.

    Государство, таким образом, само собой возникло из социальной практики в череде различных стихийных людских объединений – род, племя, союзы племен и, непосредственно, государство.

    Следовательно,

    происхождение государства проистекает из естественной общительности человека («человек – существо по своей природе политическое», Аристотель),а также из естественных предпосылок социального развития, а

    сущность государства состоит в естественной разумности его формирования, аналогичной разумности формирования вообще любого естественного организма.

    2. Государство, как Божье установление для земной жизни (идея сформирована религиозными мыслителями древнейших времен, закрепилась в качестве господствующей в средневековой философии):

    государство – это власть, а власть – это сущностный атрибут Бога. Следовательно, если и существует земная власть человека, то она имеет божественный источник, поскольку возникает не из земного, а проистекает из сущностного атрибута Бога.

    Таким образом, если кто-то из земных получает власть, то она законна, как власть от Бога, ибо только у Бога власть, и только Богом она может быть кому-либо ниспослана, иначе Бог лишил бы любого его власти. И это есть божий промысел, и все должны его принимать, и подчиняться власти земной, как власти божественной.

    Таким образом,

    происхождение государственной власти – это Божий промысел, это забота Бога о человеке,это освященный небесами и данный Божьей мудростью порядок человеческой жизни , без которого человек оставался бы диким и раздробленным. А

    сущность государства состоит в наделении властью от Бога определенных людей для заботы и охранения своих подданных .

    3. Теория вотчинного государства (возникла в позднее средневековье):

    вотчина – это право полной собственностью на землю. По этой теории государство сложилось, как следствие укрупнения вотчинных землевладений. Крупные вотчинники, землевладельцы, обладали полным правом собственности не только на свою землю, но и на всё то, что на ней находилось, и на всё то, что на ней происходило.

    В итоге естественно-объединительных или насильственных действий, сложились крупные территории, на которых господствовало право одного человека, одной семьи, одного рода, или племени, и т.д. На этих территориях устанавливались единые порядки, неукоснительные для всех, которые стали прототипом государственного устройства.

    Затем очевидная эффективность такого правления привела к дальнейшему развитию государственных форм правления, в которые органически перетекли вотчинные модели правления. Таким образом,

    происхождение государства состоит в частной собственности на землю, а

    сущность государства состоит в произрастании из права на земельную собственность всех остальных властных прав, а потом и обязанностей по поддержанию и защите данной территории.

    4. Договорная теория государства (основатели Гроций, Гоббс, Локк):

    поскольку ни один человек никогда естественным образом не признает над собой власти другого человека, то возникновение власти можно считать возможным только в результате некогда происшедшей договоренности между людьми.

    Стимулом для подобной договоренности было ясное осознание человеком, что наличие собственных естественных прав без их надежного обеспечения приравнивается к их полному отсутствию.

    Таким образом, человек понял, что лучше добровольно передать свои естественные права в распоряжение другому, более сильному человеку, в обмен на их обеспечение с его стороны. Так, например, передается имущество или земля в пользование человеку, способному лучше ими распорядиться, в обмен на долю от результатов.

    Таким образом, все люди, там или здесь, некогда добровольно передавали свои естественные права (собственности, свободы, различного рода личного выбора и т.д.) одному достойному и сильному лицу с тем, чтобы тот обеспечивал действие этих прав и распространял их в определенной доле на всех остальных.

    Так появились представители верховной власти и их подданные, чьи взаимоотношения образовали государственную систему жесткой, вертикально организованной власти. Таким образом,

    происхождение государства искусственно, оно в разумности человеческого общества, а

    сущность государства состоит в добровольной передаче естественных прав большинства меньшинству.

    5. Теория общественного договора (разработчик Руссо):

    аналогична договорной теории практически во всём, кроме того, что добровольное соглашение людей о государственной власти было ими заключено по своему смыслу не как передача власти от большинства к отдельным лицам, а как договорной акт, в котором властью была наделена общественная, коллективная воля большинства, принявшая подобное решение. То есть

    государство возникло договорным способом, но не как власть отдельного человека, а как власть всеобще осознанного выбора большинства и, тем самым, является всеобще разработанной и коллективно принятой системой права.

    6. Государство, как аппарат насилия (марксизм ):

    государство – это инструмент подчинения господствующими классами эксплуатируемых классов.

    Происхождение государства проистекает из необходимости принуждения эксплуатируемых классов к труду, а

    сущность государства состоит в обеспечении сложившихся классовых отношений.

    С исчезновением классов (при коммунизме) исчезнет и государство.

    Существует также множество воззрений, объясняющих происхождение и сущность государства с других позиций: с чисто философских позиций отвлеченно от исторической практики; или с чисто географических позиций, или с чисто социальных позиций, или с юридических, с нравственных, с рациональных, с культурологических и т.д. позиций.

    Однако, несмотря на разность всех этих течений, можно сказать, что в общем смысле

    сущность государства состоит в верховенстве его прав над правами всех остальных элементов его структуры или отдельных индивидов, а

    происхождение государства можно само по себе, как таковое, назвать социальным законом организации общественной жизни, потому что исходя из онтологического факта обязательного и повсеместного возникновения государства в исторической практике всех народов, государство есть проявление действия закона, потому что только закон обеспечивает эти две характеристики любого явления – повсеместность и обязательность.

    Основные термины

    ВЛАСТЬ – способность или возможность к принудительному подчинению кого-либо своей воле.

    ГОСУДАРСТВО – система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

    ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО – свод принципов, правил, прав и ценностей, вытекающих из естественной природы человека независимо от социальных условий.

    ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ – процесс образования того или иного социального института.

    ОБЩЕСТВО – система взаимоотношений и условий, объединяющая людей в устойчивое совместное сосуществование.

    СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕСТВА – задача общества по обеспечению той или иной жизненно важной социальной потребности.

    СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – узко нацеленная на обеспечение той или иной социальной функции общества система учреждений, организаций и отдельных групп людей.

    ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – охраняемое законом право физического или юридического лица на какое-либо конкретное имущество.

    Центральным политическим институтом явл. институт государства. Госуд-во – это подструктура общества, к-рая осуществляет публичную власть на основе концентрации силы. Публичная власть – власть открытая. На основе концентрации силы означает, что любое общество h внутри себя какие-либо силовые механизмы. Государство представляет собой результат обособления силы, концентрацию этого силового начала внутри обособленного социального института. Гос-во – явление историческое. Существовали догосударственные механизмы социальной регуляции, к-рые были эффективны до поры до времени. Это были: 1) традиции – это слово может быть недостаточно для раскрытия этих механизмов, т.к. за традицией всегда стояло ее освящение, сокрализация: Бог, боги или потусторонние силы, к-рые из того мира контролируют поведение людей здесь, в этом мире. Вера в тот мир была непререкаема. (В 18в. на территории южного Зауралья существовала традиция: если совершена кража, и на ч-ка падает подозрение, то он держит над головой икону и говорит: “Да покарай меня, Божья матерь”. Если ч-к виновен, он даже не будет это делать).

    2) механизм авторитета ч-ка (вождей, старейшин). Традиции, исходящие от богов – это некий аналог законодательной ветви власти. А авторитет вождей – это аналог исполнительной власти. До поры до времени этих механизмов было достаточно.



    Затем возникает государство. Выделяют 3 концепции происхождения гос-ва:

    1. Классовая концепция связывает возникновение гос-ва с имущественной дифференциацией. Возникает частная собственность, и у разных людей оказывается разный объем собственности. Появляется класс имущих и неимущих. Когда сущ-ет класс имущих, обязательно должен быть некто Шариков, к-рый захочет все забрать и перераспределить. Поэтому класс имущих должен обеспечить сохранность своего имущества; стихийно возникает специализированный институт, защищающий их права – государство. С д. точки зрения гос-во есть выражение воли экономически господствующего класса. Эта концепция идет в русле экономического детерминизма.

    1. Связывает возникновение гос-ва с необходимостью выполнения ряда экономических функций. Опирается на историю Др.Востока (ирригационные сооружения). Это очень специфическая логика, к-рая обусловлена географической спецификой.

    2. В рамках примитивных обществ м/д различными единицами социальной организации (племенами) h место конкуренция, к-рая доходила до силовых столкновений. Когда 1 племя побеждало, оно концентрировало силу в своих руках и оружие и не позволяло пользоваться этим побежденным племенам.

    Все эти концепции имели место в реальном историческом процессе. При всем многообразии позиций по поводу происхождения гос-ва можно сформулировать более общие положения: когда общество достигает некоторой ступени развития, прежние механизмы регуляции оказываются недостаточными. Система начинает давать сбои по мере усложнения общества, по мере увеличения его масштабов, роста социальной дифференциации общества.

    Что такое исполнительная власть, базирующаяся на авторитете? Авторитет – это некий конкретный ч-к. Это межличностное отношение. Я могу прислушиваться к др. ч-ку как к авторитету, если я его лично знаю. А в масштабах общества кто он такой? Институт авторитета не может регулировать общество.

    Возникает социальная дифференциация, разделение труда. А что касается сокрального, то каждый интерпретирует богов в своих интересах. Боги находятся там. Следоват-но, данный механизм регуляции оказывается недостаточно эффективным.

    Механизм государственного регулирования общественных отношений, госуд-ой организации общественной жизни возникает не как альтернатива, а как дополнение к прежним механизмам регуляции.

    Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает гос-во от организации власти в первобытном обществе. К ним относятся следующие признаки:

    1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним;

    2. Государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), к-рый состоит из людей, специально для данной цели организованных и располагающих материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций;

    3. Территориальная организация власти и населения. Если при родовом строе люди были объединены кровнородственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку. Государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного гос-ва, разделяется по административно-территориальным единицам, по к-рым и осуществляется управление обществом;

    4. Налоги. Ни одно гос-во не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие какие-то доходы, получаемые на территории гос-ва. Налоги необходимы гос-ву для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

    Вторая группа признаков отличает гос-во от иных политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.).

    1. Суверенитет – верховенство госуд-ой власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет характеризуется двумя сторонами: верховенством и независимостью. Верховенство означает способность гос-ва самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность гос-ва на международной арене.

    2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право гос-ва издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.

    Сущность и назначение гос-ва проявляется в его функциях . Функциями гос-ва называются основные направления его деятельности, выражающие сущность гос-ва и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции гос-ва могут быть разделены на внутренние и внешние. Внутренние функции – это основные направления деятельности гос-ва внутри страны:

    1. функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан гос-ва;

    2. функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;

    3. экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием госуд-го бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т.д.);

    4. социальная функция (система социальной защиты населения, здравоохранение и образование, пенсионное обеспечение);

    5. экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

    6. идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения).

    Внешние функции – это основные направления деятельности гос-ва, проявляющиеся преимущественно вне гос-ва и общества, во взаимоотношениях с другими государствами. К внешним функциям относятся:

    1. защита общества, гос-ва от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность пограничных войск и т.д.);

    2. функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в различных международных организациях, в военно-политических блоках, союзах и т.д.).

    Вторым основанием для классификации функций гос-ва явл. характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные. Охранительные функции –это деятельность гос-ва, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита гос-ва от внешней угрозы). Регулятивные функции – это деятельность гос-ва, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).

    Третьим основанием классификации служит продолжительность их существования. В соответствии с этим функции могут быть постоянными и временными. И, наконец, по важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К последним относится, н-р, организация статистического учета.

    В настоящее время в России весьма остро стоит вопрос о совершенствовании деятельности органов гос-ой власти. Требуется повысить уровень компетентности и профессионализма работников гос-го аппарата, преодолеть бюрократические методы руководства и управления делами общества на всех его уровнях. Стоит задача – совершенствовать взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей, демократизировать, т.е.подчинить интересам народа, деятельность СМИ. Н/о постоянно улучшать работу правоохранительных органов. Все это направлено на развитие правового гос-ва, в к-ром высшая власть принадлежит Закону.

    Понятие «социальный институт»

    Одним из исходных понятий, которое используется при рассмотрении ключевых процессов и явлений современности, является понятие «социальный институт». Многие исследователи не только указывают на его значимость и уникальность, но и называют исходной клеткой социологического анализа.

    Определение 1

    Несмотря на востребованность, понятие «социальный институт» до сих пор не имеет однозначного определения в рамках социологической науки. В связи с этим, авторы использую многообразие определений, которое представлено в различных словарях. Например, в «Кратком словаре по социологии», который был опубликован в 1988 году, предлагается следующее определение понятие «социальный институт»: это устойчивая и исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей в четко обозначенных условиях.

    Социальные институт достаточно неоднородны и структурированы, соответственно и разнообразна их видовая составляющая. К фундаментальным социальным институтам относятся такие, как:

    • Собственность;
    • Государство;
    • Семья;
    • Научная сфера;
    • Средства массовой информации;
    • Образование;
    • Право.

    Конечно, это узкая разновидность, так как наше общество постоянно развивается и нуждается в создании новых форм организации совместной деятельности. Более того, современные социальные институты неразрывно связаны друг с другом, а их деятельность зачастую подчиняется одним и тем же правилам, законам и нормам, что делает их еще более связанными друг с другом, а деятельность человека более организованной и регламентированной.

    Определение 2

    Еще одно определение понятию «социальный институт» закреплено в современном социологическом справочнике (1990 год). Там социальный институт определяется в качестве формы закрепления а также способа дальнейшего осуществления деятельности человека, которая далее обеспечивает стабильное существование и функционирование общественных отношений. Все действия, отношения и результат подчинены социальным нормам и санкциям.

    Государство как социальный институт

    Государство является основным и самым главным носителем политической власти в обществе. по сути, это – сосредоточение всех правил, решений, законов и указов, которые могут изменить жизнь отдельного человека или огромной группы людей.

    Современные государства по праву считаются настоящими социальными институтами, поскольку они выполняют несколько ключевых функций. Опираясь на право, а также на закон как высший орган, в котором сосредоточены все права и свободы граждан, государство может осуществлять как добровольное, так и принудительного регулирование социальных процессов, контролирует их.

    Основная цель – обеспечение стабильного, соответствующего общемировым нормам и ценностям функционирования общества, его развитие и соответствие глобальным идеалам во всех сферах: экономической, политической, социальной и духовной.

    Если говорить о функциях государства, как социального института, то многие авторы отмечают следующие: обеспечение устойчивости и стабильности, безопасности и социального контроля, регулирование и регламентация деятельности. Обладая всеми возможностями, государство может предписывать действия социальных групп и контролировать их, назначая или наказания, или поощрения, в зависимости от реакции на изменения в обществе.

    Признаки государства как социального института

    Государство как социальный институт обладает своими ключевыми признаками, которые присущи только ему. Эти признаки подчеркивают уникальность государства и его преимущества перед другими социальными институтами.

    Во-первых, у государства есть все властные полномочия, которыми оно и его представители могут пользоваться на законных основаниях. Данные властные полномочия существуют в виде системы государственных органов, учреждений и организаций, которые ответственны за поддержание правопорядка, а также усиления роли государства в жизни каждого человека.

    Во-вторых, в ходе реализации социальных функций государства действуют некоторые особые механизмы вышеописанной власти. Они многообразны, но должны обязательно соответствовать всем законам толерантности и гуманности.

    В-третьих, политическая власть в праве санкционировать, устанавливать и закреплять систему правовых норм. Также государство может изменять их или вовсе отменять.

    В-четвертых, государство как социальный институт ограничено по территории. Это значит, что распространение власти происходит только в рамках определенного пространства и не может выходить за пределы, иначе это будет расцениваться как захват чужой территории и призыв к военным действиям.

    Если анализировать государство как социальный институт в рамках России, то здесь отмечается достаточно сложная структура, поскольку в рамках единого государственного института существуют также несколько институтов, которые выполняют свои уникальные функции. Среди них авторы и исследователи в области политологии и социологии выделяют следующие:

    • Института государственного управления, к которым относятся правительство, местные органы управления, администрации, а также учреждения, которые представляют правительство и администрацию;
    • Институты юстиции, а также институты правосудия, которые связаны с правовой и законодательной системами. Любой человек, проживая на территории России, знаком со своими правами и свободами, которые предписаны в Конституции Российской Федерации. Зная об этом, россиянин неукоснительно подчиняется им, так как знает, что за несоблюдение основных правил и норм он может подвергнуться административному или уголовному наказанию;
    • Института, которые охватывают вооруженные силы. Они отвечают за государственную безопасность и неприкосновенность. Сюда также относятся органы охраны общественного порядка и карательные учреждения (колонии, тюрьмы, специальные лечебные и медицинские учреждения).

    38. Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность

    Социальная практика общественной жизни есть закрепление некоторых типов социальных отношений в качестве обязательных для каждого индивида . Без подобных правил общество вообще не могло бы эффективно производить материальные блага, воспроизводить население, социализировать подрастающее поколение, защищать престарелых, развиваться и обеспечивать накопление социально-культурных достижений и т. д.

    Таким образом, в обществе для обеспечения его жизнедеятельности вырабатываются определенные правила игры для всех его членов, и эти правила закрепляют и регулируют все формы социальных отношений.

    Функциональность общества, следовательно, тем эффективнее практически, чем чётче в нём прописаны правила социальных отношений, чем чётче в нем распределена система ролей и статусов, предписывающая модели поведения индивидов, и чем чётче в нем определены санкции против тех, кто пытается нарушать правила социальных отношения и модели поведения.

    Таким образом, эффективность общества определяется тем, насколько оно способно обеспечивать свои СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ , что является важнейшим назначением общества вообще.

    Социальная функция общества - это его задача по обеспечению той или иной жизненно важной общественной потребности. Учитывая, что социальные функции общества являются задачами сложными, полиструктурными, взаимоувязанными во всех своих элементах, то для их обеспечения необходимы масштабные усилия специальных организаций и целенаправленные мероприятия множества учреждений и людей.

    Эта задача в обществе решается так называемыми СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ, то есть, узко нацеленными на обеспечение той или иной социальной функции общества системами учреждений, организаций и отдельных групп людей. Это: экономические, военные и политические институты, институты права, образования, здравоохранения, науки, культуры, морали, искусства, спорта, идеологии, семьи, и т. д.

    Жизнь общества сопровождается периодическим возникновением в нём того или иного процесса институционализации, то есть процесса образования того или иного социального института.

    ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ состоит из нескольких последовательных этапов :

    1. Обострение некоторой важной общественной потребности и осознание её обществом в качестве проблемы , требующей совместных усилий для своего решения.

    2. Формирование массово преобладающего в данном обществе теоретического концепта для решения возникшей проблемы.

    3. Стихийное формирование в ходе социальной практики практических норм и правил решения возникшей проблемы методом проб и ошибок.

    4. Появление на основе этих норм и правил определенных процедур решения проблемы , и закрепление тех из них, которые наиболее оптимально проявили себя практически.

    5. Формирование на базе закрепленных процедур некоего общего, системного метода решения проблемы , благодаря которому она из статуса проблемы переходит в статус социальной функции, которая надежно обеспечивается общими усилиями.

    6. Институционализация норм, правил, процедур и общего системного метода обеспечения этой социальной функции, то есть передача и вменение всего этого в обязанность некоей общественно назначенной совокупности учреждений, организаций и групп людей;

    7. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, обеспечивающих данную социальную функцию.

    Социальные институты разделяют на основные и не основные . Поскольку каждый социальный институт решает проблему обеспечения той или иной жизненно важной потребности, то

    К ОСНОВНЫМ социальным институтам относятся :

    1. Экономические институты , организующие хозяйственную деятельность. Удовлетворяют потребность в обеспечении средствами существования .

    2. Политические институты , организующие и поддерживающие систему государственной власти. Обеспечивают потребность в обеспечении внутренней безопасности и социального порядка .

    3. Семейные институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей. Обеспечивают потребность в обеспечении воспроизводства населения.

    4. Военные институты, защищающие общество от физических угроз и потери независимости. Удовлетворяют потребность во внешней безопасности и в сохранении суверенитета .

    5. Религиозные институты, организующие исполнение религиозных обрядов и религиозного поклонения. Обеспечивают потребность в решении духовных проблем смысла жизни, приобщения к Высшему, обретения духовной гармонии.

    НЕ ОСНОВНЫЕ институты являются так называемыми общественными практиками, с помощью которых обеспечивается функциональность основных институтов .

    Так, например, основной институт экономики обеспечивается такими не основными институтами, как конвертирование валюты, маркетинг, рынок, биржа, подготовка и переподготовка кадров, банки, защита собственности и т. д. Основной институт семьи и брака поддерживается не основными институтами: наследования, регистрации актов, наречения имени, родительской ответственности, отцовства, материнства и т. д. Основной институт права поддерживается не основными институтами адвокатуры, судебной экспертизы, прописки, регистрации, судопроизводства, исполнения наказаний и т. д.

    ГОСУДАРСТВО по этой классификации можно назвать важнейшим социальным институтом , который осуществляет наиважнейшую социальную функцию - создает механизм контроля за полным обеспечением всех социальных функций общества и управляет работой этого механизма.

    Таким образом, государство отвечает за исполнение всех социальных функций общества , и, если говорить о сущности государства, то в социальном плане сущность государства состоит в том, что государство наделено всеми социальными функциями как верховный социальный институт .

    Эти функции для государства делятся на внешние и на внутренние:

    1. Внутренние функции в глобальной формулировке сводятся к сохранению общественного порядка, политической стабильности и экономической обеспеченности общества.

    Для этого государство создает правоохранительную систему, регулирует экономические, имущественные и производственные отношения, занимается социально-экономическим планированием; обеспечивает здравоохранение, пенсии, социальную защиту, образование, судопроизводство и т. д.

    2. Внешние функции государства сводятся к задачам обороны страны и отстаивания ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами.

    Несмотря на очевидность назначения государства и, несмотря на его функциональность в социальном плане, в философии нет единой теории, как происхождения государства, так и его сущности.

    Существует несколько точек зрения на происхождение и сущность государства:

    1. Теория естественного государства (берет своё начало в античной мысли, затем развита в теории органического государства Краузе, Аренса и др.):

    согласно этой теории, государство является естественной формой завершающего этапа формирования социальных отношений. Человек - существо общительное, стремящееся к совместному бытию и к совместной деятельности. В результате этого само собой, естественным образом, складываются большие союзы людей, объединенные совместным проживанием, совместной производственной деятельностью, близкими коренными интересами, этническим фактором, общей духовностью и образом жизни.

    Государство, таким образом, само собой возникло из социальной практики в череде различных стихийных людских объединений - род, племя, союзы племен и, непосредственно, государство.

    Следовательно,

    происхождение государства проистекает из естественной общительности человека («человек - существо по своей природе политическое», Аристотель), а также из естественных предпосылок социального развития, а

    сущность государства состоит в естественной разумности его формирования, аналогичной разумности формирования вообще любого естественного организма.

    2. Государство, как Божье установление для земной жизни (идея сформирована религиозными мыслителями древнейших времен, закрепилась в качестве господствующей в средневековой философии):

    государство - это власть, а власть - это сущностный атрибут Бога. Следовательно, если и существует земная власть человека, то она имеет божественный источник, поскольку возникает не из земного, а проистекает из сущностного атрибута Бога.

    Таким образом, если кто-то из земных получает власть, то она законна, как власть от Бога, ибо только у Бога власть, и только Богом она может быть кому-либо ниспослана, иначе Бог лишил бы любого его власти. И это есть божий промысел, и все должны его принимать, и подчиняться власти земной, как власти божественной.

    Таким образом,

    происхождение государственной власти - это Божий промысел, это забота Бога о человеке, это освященный небесами и данный Божьей мудростью порядок человеческой жизни , без которого человек оставался бы диким и раздробленным. А

    сущность государства состоит в наделении властью от Бога определенных людей для заботы и охранения своих подданных .

    3. Теория вотчинного государства (возникла в позднее средневековье):

    вотчина - это право полной собственностью на землю. По этой теории государство сложилось, как следствие укрупнения вотчинных землевладений. Крупные вотчинники, землевладельцы, обладали полным правом собственности не только на свою землю, но и на всё то, что на ней находилось, и на всё то, что на ней происходило.

    В итоге естественно-объединительных или насильственных действий, сложились крупные территории, на которых господствовало право одного человека, одной семьи, одного рода, или племени, и т. д. На этих территориях устанавливались единые порядки, неукоснительные для всех, которые стали прототипом государственного устройства.

    Затем очевидная эффективность такого правления привела к дальнейшему развитию государственных форм правления, в которые органически перетекли вотчинные модели правления. Таким образом,

    происхождение государства состоит в частной собственности на землю, а

    сущность государства состоит в произрастании из права на земельную собственность всех остальных властных прав, а потом и обязанностей по поддержанию и защите данной территории.

    4. Договорная теория государства (основатели Гроций, Гоббс, Локк):

    поскольку ни один человек никогда естественным образом не признает над собой власти другого человека, то возникновение власти можно считать возможным только в результате некогда происшедшей договоренности между людьми.

    Стимулом для подобной договоренности было ясное осознание человеком, что наличие собственных естественных прав без их надежного обеспечения приравнивается к их полному отсутствию.

    Таким образом, человек понял, что лучше добровольно передать свои естественные права в распоряжение другому, более сильному человеку, в обмен на их обеспечение с его стороны. Так, например, передается имущество или земля в пользование человеку, способному лучше ими распорядиться, в обмен на долю от результатов.

    Таким образом, все люди, там или здесь, некогда добровольно передавали свои естественные права (собственности, свободы, различного рода личного выбора и т. д.) одному достойному и сильному лицу с тем, чтобы тот обеспечивал действие этих прав и распространял их в определенной доле на всех остальных.

    Так появились представители верховной власти и их подданные, чьи взаимоотношения образовали государственную систему жесткой, вертикально организованной власти. Таким образом,

    происхождение государства искусственно, оно в разумности человеческого общества, а

    сущность государства состоит в добровольной передаче естественных прав большинства меньшинству.

    5. Теория общественного договора (разработчик Руссо):

    аналогична договорной теории практически во всём, кроме того, что добровольное соглашение людей о государственной власти было ими заключено по своему смыслу не как передача власти от большинства к отдельным лицам, а как договорной акт, в котором властью была наделена общественная, коллективная воля большинства, принявшая подобное решение. То есть

    государство возникло договорным способом, но не как власть отдельного человека, а как власть всеобще осознанного выбора большинства и, тем самым, является всеобще разработанной и коллективно принятой системой права.

    6. Государство, как аппарат насилия (марксизм ):

    государство - это инструмент подчинения господствующими классами эксплуатируемых классов.

    Происхождение государства проистекает из необходимости принуждения эксплуатируемых классов к труду, а

    сущность государства состоит в обеспечении сложившихся классовых отношений.

    С исчезновением классов (при коммунизме) исчезнет и государство.

    Существует также множество воззрений, объясняющих происхождение и сущность государства с других позиций: с чисто философских позиций отвлеченно от исторической практики; или с чисто географических позиций, или с чисто социальных позиций, или с юридических, с нравственных, с рациональных, с культурологических и т. д. позиций.

    Однако, несмотря на разность всех этих течений, можно сказать, что в общем смысле

    сущность государства состоит в верховенстве его прав над правами всех остальных элементов его структуры или отдельных индивидов, а

    происхождение государства можно само по себе, как таковое, назвать социальным законом организации общественной жизни , потому что исходя из онтологического факта обязательного и повсеместного возникновения государства в исторической практике всех народов, государство есть проявление действия закона, потому что только закон обеспечивает эти две характеристики любого явления - повсеместность и обязательность.

    Основные термины

    ВЛАСТЬ - способность или возможность к принудительному подчинению кого-либо своей воле.

    ГОСУДАРСТВО - система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

    ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - свод принципов, правил, прав и ценностей, вытекающих из естественной природы человека независимо от социальных условий.

    ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ - процесс образования того или иного социального института.

    ОБЩЕСТВО - система взаимоотношений и условий, объединяющая людей в устойчивое совместное сосуществование.

    СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕСТВА - задача общества по обеспечению той или иной жизненно важной социальной потребности.

    СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - узко нацеленная на обеспечение той или иной социальной функции общества система учреждений, организаций и отдельных групп людей.

    ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - охраняемое законом право физического или юридического лица на какое-либо конкретное имущество.

    Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

    1. Понятие культуры, ее сущность и основные функции Культура – фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и

    Из книги Монизм как принцип диалектической логики автора Науменко Л К

    2. Научное понятие и «банальные реальности».Индивидуальный объект и универсальная сущность Противопоставление изменчивых вещей устойчивым сущностям, понимание всеобщего как иной логической сферы, чем единичность, размещение этих предметов в различных плоскостях –

    Из книги Философия науки и техники: конспект лекций автора Тонконогов А В

    Тема 7. Наука как социальный институт 7.1. Институционализация науки и ее философские проблемы В широком смысле социальный институт трактуется как элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни – совокупность

    Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

    5.1. Сущность социального отклонения Термин «девиация» (лат. deviacia - отклонение) означает отличное от нормы поведения человека или социальной группы.Социологи по-разному объясняют сущность девиантного

    Из книги Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие автора Волков Вячеслав Викторович

    11.1. Религия как социальный институт Определение религии. Религия - один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, института семьи, государства, институтов социальной защиты. Первые религиозные системы возникали из необходимости объяснять

    Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

    ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Антропосоциогенез: это одновременное возникновение человека и общества как единый процесс.Антропогенез - это процесс формирования человека от антропоида (исходного предкового вида) к человеку разумному.Видимым результатом

    Из книги Избранные произведения автора Вебер Макс

    Происхождение и сущность морали С появлением классового общества мораль принимает во многих своих проявлениях классовый характер не только по своему содержанию, но и по своему субъекту: можно совершенно точно говорить о морали классов господствующих и о морали классов

    Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

    3. Наука как социальный институт Структура науки Формирование науки как социального института - исторический процесс. Это относится и к науке в целом, и к каждому ее структурному подразделению (комплексу научных знаний).Чтобы лучше понять, о чем идет речь, восстановим в

    Из книги 4. Диалектика общественного развития. автора

    I. Понятие социологии и «смысла» социального действия Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и

    Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

    2. Понятие социального действия 1. Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем

    Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

    § 22. Упрек в Платоновом реализме. Сущность и понятие Особым камнем преткновения вновь и вновь служило то, что мы - будучи «платонствующими реалистами» - выставляем в качестве предметов идеи, или сущности, и приписываем им, как и прочим предметам, действительное

    Из книги Философия как духовное делание (сборник) автора Ильин Иван Александрович

    Из книги Советский кишлак [Между колониализмом и модернизацией] автора Абашин Сергей

    Глава VI. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА Принцип детерминизма является важнейшим принципом марксистско-ленинской философии. Он означает, что все события, совершающиеся в действительности, вызываются при данных условиях определенными причинами,

    Из книги автора

    96. Почему лицемерие есть сущность «человека социального»? Именно потому, что человек есть нравственное существо в своей исконной чисто человеческой природе. Нравственное начало настолько сильно и глубоко в человеке, что это поистине его фундаментальная характеристика.

    Из книги автора

    [Лекция 9], часы 17, 18 Понятие цели. Сущность методологической дифференциации 7) Нам остается, наконец, установить идею цели.Всякая цель вообще есть объект сознательного человеческого хотения, стремления к осуществлению этого объекта в реальной действительности. Целью