История написания на дне горький. Урок литературы на тему "М.Горький. Пьеса «На дне» как философская драма. Острая критика действительности в пьесе, трагические судьбы «дна»"

2.1 История создания и судьба пьесы «На дне»

Расцвет русской драмы XIX в. связан с именем А. Н. Островского. После его смерти критика заговорила об упадке современной драматургии, но в конце 90‑х – начале 1900‑х гг. драматическое искусство и его сценическое истолкование получают новый общепризнанный взлет. Знаменем нового театра становится драматургия Чехова, творчески прочтенная режиссерами‑новаторами, основателями Московского художественного театра. В сущности, только с этого времени режиссер приобретает в русском театре большое значение.

Новизна режиссерской трактовки пьес и необычайная для старой сцены игра актеров принесла Художественному театру огромный успех и привлекла к нему внимание молодых литераторов. М. Горький писал, что не любить этот театр «невозможно, не работать для него – преступление». Первые пьесы Горького были написаны для Художественного театра. Увлечение работой над драмой было столь сильным, что Горький в течение нескольких лет почти перестал писать прозу. Театр для него – трибуна, с которой может громко прозвучать призыв к борьбе со всем, что ведет к порабощению человека; писатель дорожил возможностью использовать эту трибуну.

В своей поэтике Горький‑драматург близок поэтике Чехова, но для его пьес характерны иная проблематика, иные герои, иное восприятие жизни – и его драматургия зазвучала по-новому. Характерно, что придирчивые современники почти не обратили внимания на типологическую родственность драматургии того и другого писателя. На первое место выступало индивидуальное горьковское начало.

В пьесах Горького звучат обвинение, вызов, протест. В отличие от Чехова, тяготевшего к раскрытию жизненных конфликтов при помощи полутонов и подтекста, Горький прибегал обычно к обнаженной заостренности, к подчеркнутому противопоставлению мировоззрений и общественных позиций героев. Это пьесы‑диспуты, пьесы идейного противоборства.

Одной из таких пьес является «На дне». Впервые она напечатана отдельной книгой, под заглавием «На дне жизни», издательством Мархлевского в Мюнхене, без указания года, и под заглавием «На дне», издательством товарищества «Знание», СПб. 1903. Мюнхенское издание поступило в продажу в конце декабря 1902 г., петербургское - 31 января 1903 г. Спрос на книгу был необыкновенно велик: весь тираж первого петербургского издания, в количестве 40 000 экземпляров, разошёлся в течение двух недель; к концу 1903 г. было продано более 75 000 экземпляров - подобным успехом до того времени не пользовалось ни одно литературное произведение.

Творческий замысел пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 г. Весной этого года, в Крыму, М.Горький рассказал К.С.Станиславскому содержание задуманной пьесы. «В первой редакции главная роль была роль лакея из хорошего дома, который больше всего берёг воротничок от фрачной рубашки - единственное, что связывало его с прежней жизнью. В ночлежке было тесно, обитатели её ругались, атмосфера была отравлена ненавистью. Второй акт кончался внезапным обходом ночлежки полицией. При вести об этом весь муравейник начинал копошиться, спешили спрятать награбленное; а в третьем акте наступала весна, солнце, природа оживала, ночлежники из смрадной атмосферы выходили на чистый воздух, на земляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе, забывали о ненависти друг к другу,» - вспоминал Станиславский.

В середине октября 1901 г. Горький сообщил К.П.Пятницкому, основателю и руководителю товарищества «Знание», что им задуман «цикл драм» из четырёх пьес, каждая из которых будет посвящена изображению определённого слоя русского общества. О последней из них в письме сказано: «Ещё одну: босяки. Татарин, еврей, актёр, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу - лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий - ясны, всё ясно!..».

Писать «На дне» М.Горький начал в конце 1901 г., в Крыму. В воспоминаниях о Л.Н.Толстом М.Горький рассказывает, что он читал в Крыму написанные части пьесы Л.Толстому.

В Арзамасе, куда М.Горький прибыл 5 мая 1902 г., он напряжённо продолжал работу над пьесой. 15 июня пьеса была закончена и беловая рукопись её выслана в Петербург, К.П.Пятницкому. Получив из Петербурга машинописные копии вместе с рукописью, М.Горький исправил текст пьесы и внёс в него ряд существенных дополнений. 25 июля один экземпляр пьесы был снова отправлен в Петербург, в издательство «Знание». Другой экземпляр М.Горький послал А.П.Чехову. После этого драма ни разу не подвергалась авторской правке.

Заглавие в процессе работы над пьесой менялось несколько раз. В рукописи она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Последнее заглавие сохранилось даже в беловой машинописи, правленой автором, и в печатном мюнхенском издании. Окончательное заглавие - «На дне» - впервые появилось только на афишах Московского Художественного театра.

Постановка пьесы на сцене русских театров встретила большие препятствия со стороны театральной цензуры. Сначала пьеса была категорически запрещена. Чтобы уничтожить или хотя бы ослабить революционную направленность пьесы, театральная цензура сделала в пьесе большие купюры и некоторые изменения.

Впервые пьеса поставлена на сцене 18/31 декабря 1902 г. Художественным театром в Москве. Художественный театр создал спектакль огромной впечатляющей силы, спектакль, легший в основу многочисленных копий в постановках других театров как русских, так и зарубежных. Пьеса «На дне» была переведена на многие иностранные языки и, начиная с 1903 г., с огромным успехом обошла сцены всех крупных городов мира. В Софии, в 1903 г., спектакль вызвал бурную уличную демонстрацию.

Так же пьесу ставили Вятский городский театр, Нижегородский театр, петербургские театры: Василеостровский театр, Ростовский-на-Дону театр, Товарищество Новой драмы в Херсоне (реж. и исполнитель роли Актера – Мейерхольд).

В последующие годы пьесу ставили многие провинциальные театры и столичные театры, среди них: Екатеринодарский и Харьковский театры (1910),Общедоступный театр, Петроград (1912), Московский Военный театр (1918), Народный театр драмы в Петрозаводске (1918), Харьковский театр рус. драмы (1936), Ленинградский театр драмы им. Пушкина (1956).

В 1936 пьеса была экранизирована французским режиссёром Ж. Ренуаром (Барон - Жуве, Пепел – Габен).

В наше время постановку пьесы «На дне» можно увидеть во многих театрах: МХАТ им.М. Горького, театр-студия Олега Табакова, Московский театр на Юго-западе, Небольшой драматический театр под руководством Льва Эренбурга.

2.2 «На дне» - пьесы об обездоленных людях

Пьесы «На дне» явилась обвинительным приговором социальному строю, превращавшему людей в отбросы общества. В то же время мир «дна», ночлежки, в которой ютятся люди трагических судеб, уравненные полным бесправием, нищетою и отсутствием какой-либо надежды выбраться отсюда, показывался как мир, отмеченный родимыми пятнами породившего его буржуазного общества. Беспощадной картиной быта деклассированных элементов, изображением «дна», являющегося изнанкой современного буржуазного обновления строя Горький утверждал мысль о необходимости решительного обновления этого строя во имя освобождения человека. Художественно-революционная задача писателя связывала прямым образом его пьесу с освободительным движением рабочих масс и позволяла широко использовать образы, созданные художником в развертывающейся политической борьбе.

Социальная направленность пьесы вытекает не только из показа большого числа деклассированных лиц общественного дна, обличительным укором противостоящего благополучию буржуазного общественного строя, не только из наличия в пьесе намеков на возможность индивидуального протеста против этого строя, но и в прямом или косвенном, открытом или замаскированном суждении о человеке, о его правах и поведении в обществе, о его истинном назначении. Основная тема пьесы – вопрос об отношении к живому человеку во имя подлинной человечности.

Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. Драматизм произведения определяется наличием в нем острого конфликта, затрагивающего отношения человека со средой, с обществом. Кроме того, драма, как правило, характеризуется завуалированностью авторской позиции. Хотя может показаться, что материал пьесы слишком тяжел для восприятия, однако реализм конфликта, отсутствие нравоучения и являются достоинствами истинно драматического произведения. В горьковской пьесе присутствует все вышеперечисленное. Интересно, что «На дне», пожалуй, единственная книга Горького, где нет открытого дидактизма, где читателю самому предлагается сделать выбор между двумя «правдами жизни» – позициями Луки и Сатина.

Одной из ярких особенностей пьесы является наличие в ней сразу нескольких в разной степени выраженных конфликтов. Так, присутствие среди героев людей разных слоев общества обусловливает развитие социального конфликта. Однако он малодинамичен, так как у хозяев ночлежки Костылевых социальное положение не намного выше, чем у ее обитателей. Но у социального конфликта в пьесе существует еще одна грань: каждый из ночлежников несет в себе массу противоречий, связанных с их местом в обществе, внутри каждого героя есть свой социальный конфликт, выбросивший их на «дно» жизни.

Развитие любовного конфликта связано с отношениями между Васькой Пеплом и Наташей, в которые вмешиваются притязания на любовь Василисы и ее мужа. Васька Пепел без малейших сомнений оставляет изменявшую с ним мужу Василису ради по-настоящему высокого чувства к Наташе. Героиня словно возвращает вора Ваську к истинным жизненным ценностям, отношения с ней, безусловно, обогащают его внутренний мир и пробуждают мечты о честной жизни. Но зависть старшей сестры мешает благополучному исходу этой любовной истории. Кульминацией становится грязная и жестокая месть Василисы, а развязкой – убийство Костылева. Таким образом, любовный конфликт разрешается триумфом отвратительной Василисы и поражением двух влюбленных сердец. Автор показывает, что на «дне» нет места истинным чувствам.

Философский конфликт в драме является основным, он в той или иной мере затрагивает всех героев произведения. Его развитие провоцирует появление в ночлежке странника Луки, который приносит новый взгляд на мир обитателям «дна»:

«А всё – люди! Как ни притворяйся, как ни выхваляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…».

В противоречие вступают две жизненные позиции: ложь во спасение и правда без прикрас. Что же оказывается нужнее людям? Лука проповедует жалость и сострадание, он вселяет надежду на возможность иной, лучшей жизни. Те герои, которые ему поверили, опять стали мечтать, строить планы, у них появился стимул жить дальше. Вот только не рассказал им старик о трудностях, которые неизбежны на пути к светлому будущему. Он как бы дает толчок к началу новой жизни, но дальше человек должен идти сам, а вот хватит ли ему для этого сил? Герой-антипод Сатин считает, что жалость унижает человека, для жизни человеку нужна правда, какой бы жестокой она ни казалась.

Все философские мысли в пьесе высказываются героями в прямых диалогах и монологах. Из уст Луки звучит:

«Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…».

Сатин же изрекает:

«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!».

Авторская позиция в драматическом скрыта. Горький не дает прямой оценки слов своих героев. В финале драмы происходит одно убийство и одно самоубийство. Но автор не выносит приговор ни одной из жизненных философий, лежащих в основе пьесы. Скорее, можно почувствовать общее сожаление о пассивности и слабости людей, оказавшихся на «дне», увидеть их собственную вину в случившемся и осознать тщетность помощи тому, кто сам к ней не готов.

Действие пьесы "На дне" происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев – грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам - нары.

Здесь собрались воры, шулеры, нищие, калеки - все, кто выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший ителлигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь. Все обитатели ночлежки вытолкнуты "хозяевами" на дно жизни, но в них не растоптано все человеческое. В этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства. Васька Пепел, сильная и широкая натура, страстно мечтает об иной жизни; Настя, наивная, трогательная и беспомощная, стремится в иллюзиях о чистой и преданной любви спрятаться от окружающей ее грязи; Актер - безвольный алкоголик, за ненужностью потерявший не только место в жизни, но даже свое имя, в то же время - мягкий, лирически настроенный романтик и поэт в душе. Судьба сделала Клеща озлобленным и жестоким, но все-таки он упорно, мучительно, честным трудом старается выбиться со "дна". Татарина Асана отличает честность, Наташу - душевная чистота и нежность. И только Бубнов и Барон - предел падения человеческой личности. Они не проявляют каких бы то ни было стремлений изменить свою жизнь.

Бубнов ко всему равнодушен, он не любит людей и ни во что не верит:

«На что совесть? Я не богатый…».

«Все хотят порядка, да разума не хватка».

В ночлежке раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве "человека на личную свободу и человеческое достоинство":

"Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Чело-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!".

Эти слова выражали самые высокие мечты предреволюционного периода и получили реальное воплощение лишь в нашу эпоху.

Горький понимал, что в устах спившегося босяка Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора. Своей пьесой

"На дне" Горький, опровергая все идеи реакционно-идеалистического порядка: идеи непротивления, всепрощения, смирения, давая понять, за какими силами будущее. Вся пьеса проникнута верой в человека. Пьеса принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала.

Пьесой «На дне» Горький прямым образом связал себя с движением рабочих масс, включился художественным своим мастерством в политическую борьбу кануна революции 1905 года. Читатель и зритель сумели почувствовать за образами пьесы огромной идейное ее содержание, борьбу за нового, свободного человека, за новые социальные условия, верно восприняли идейную направленность и пафос автора.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проследив пути развития русской реалистической литературы и в частности творчества Максима Горького, можно сделать вывод, пьеса «На дне» открывает читателям незнакомый им мир отверженных. Тема обездоленных людей, лишенных примитивных социальных прав и влачащих свое существование без надежды на лучшее будущее, определяет характер и особенности пьесы. Через обнаженный бытовой план пьесы Горький изображает остро социальный. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Эта пьеса, как отмечал Горький, явилась итогом его почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей». Драматургия пьесы "На дне" имеет несколько характерных черт. В пьесе три главных элемента: 1) сила судьбы, 2) душа бывшего человека и 3) человек иного порядка, который своим появлением вызывает болезненное для бывших людей столкновение двух первых стихий и сильную реакцию со стороны судьбы. Центр действия не остается все время один и тот же, как в старых драмах, а постоянно перемещается: точнее, внимание наше последовательно захватывается минутным героем: сначала это Анна и Клещ, потом Лука, Пепел, Василиса, Настя, Барон, Наташа, Сатин, Бубнов и наконец Актер. Личные драмы то тлеют, то вспыхивают из-под пепла, а по временам огни их очень затейливо сплетаются друг с другом.

Проблемы, поднятые в пьесы, остаются актуальными и в наше время, т.к. при прочтении хоть и невольно, но все же читатель задумывается о выборе жизненного пути. Жизненность пьесы «На дне» обуславливается ее правдивостью и реалистичностью.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. И. Ф. Анненский. Драма на дне

2. Балухатый С.Д. История русской литературы. Том X. – М.: Академия наук СССР, 1954

3. Басинский П.В. Максим Горький/ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.,2002

4. Бялик Б.Я. М.Горький – драматург. – М., 1962

5.Горький М. Полн. собр. соч., т. 11. - М., 1971

6.Дементьев А.Г. История русской советской литературы. Том I. – М.: Наука, 1967

7. М.Горький. Пьесы. – М.: Детская литература, 1985

8. К. Д. Муратова. История русской литературы в четырех томах. Том IV. – М.: Академия наук СССР, 1983

9. http://ru.wikipedia.org

10. http://gorkiy.lit-info.ru


Жизни самого Александра Блока будет трагичным, так как он, как и его лирический герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизни и новой России. Сочинение-рецензия по рассказу И.А. Бунина «Чистый понедельник». Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, ...

Политика, наука, технология, культура, искусство. Новая эпоха историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и острейшим драматизмом. Переход от классической литературы к новому литературному направлению сопровождался далеко не мирными процессами в общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных...

Типические черты и,пусть косвенно, указывает на то за кем, по мнению автора,будущие России. (6-8) Тема человеческой судьбы в одном из произведений русскойлитературы В январском номере за 2001 год опубликован рассказ В.Астафьева "Пионер - всему пример". Дата написания рассказаобозначена автором как "конец 50 - август 2000 года". Как и вомногих последних произведениях известного...

Европейского Возрождения. В восприятии последующих поколений складывается образ Шекспира как всеобъемлющего гения, который у истоков Нового времени создал галерею его человеческих типов и жизненных ситуаций. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократно экранизировано для кино- и телеэкрана. "РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА" Трагедия...

Несомненно, мечтой любого драматурга является создание нетленного произведения: такого, которое не просто заденет чувства и эмоции современников, но которым будет восхищаться еще много поколений людей после смерти автора. Произведение будет актуальным десятки лет, только если его цель – это отражение социальных проблем, каких-то неприятных, но имеющих место быть сторон общества. «На дне» можно с уверенностью отнести к таким, всегда актуальным произведениям.

В начале двадцатого столетия на людской суд вышло известная и по сей день драма. Произведение было написано не просто так, а для постановки в одном Московском театре. Этому произведению судьба досталась нелегкая: она смогла пережить всевозможные запреты, уже больше века длятся споры о своеобразии произведения, его идее. Критики драмой восхищались и отвергали ее, но никто в стороне не остался. Писателю сложно досталось написание пьесы, он трудился над ней практически два года – работа началась в 1900 году, а свет пьеса увидела лишь в 1902 году.

В начале двадцатого века Горький обратился к драматургии. В разговоре со Станиславским автор упомянул, что хотел бы написать пьесу о босяках, в которой было бы примерно двадцать действующих лиц. Самому автору его произведение казалось слабым, устаревшим, в общем, неудавшимся. Горький не рассчитывал на оглушительный успех, сам не ожидал такого восприятия пьесы критиками и читателями.

Например, Бубнова сочетал в себе черты характеров знакомого бедняка Горького и его учителя из интеллигенции. Образ актера тоже был списан – с актера Колосовского-Соколовского, а образ Насти взят из произведений Клавдии Гросс.

Получение согласия на постановку стало для автора довольно трудоемким делом. Горькому пришлось отстаивать своих героев практически по репликам, а свое произведение – по строчкам. Наконец, разрешение дано, однако поставить пьесу разрешили только в Художественном театре. История создания драмы не была простой, даже автор не рассчитывал на успех, власти тоже разрешили постановку в надежде на оглушительный провал. Однако все случилось наоборот: драму ждал успех, про нее не раз писали в газетах, а автора множество раз звали на сцену и зрители вставали со своих мест, аплодируя.

История создания произведения примечательна еще и тем, что автору не сразу удалось определиться с названием. Автор не смог выбрать название для драмы, даже после того, как произведение было написано. Самыми распространенными вариантами были «Без солнца», «Ночлежка», «Дно». Но в девяностых годах двадцатого века в театре Москвы драма была поставлена под названием «На дне». Отличительной чертой является то, что пьесу хорошо приняли не только в России, но и за ее пределами. В Берлине премьера пьесы состоялась в 1903 году. Произведение было поставлено триста раз подряд, а что, как не это, свидетельство небывалого успеха произведения.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Если бы я был волшебником 5, 6 класс

    Если бы я был волшебником, то я бы прекратил на земле все войны и установил мир во всём мире. Чтобы дети не гибли и не становились инвалидами. Если бы я был волшебником, то я придумал лекарство от рака

  • Сочинение по картине Маковского В.Е. В сельской школе (описание)
  • Сочинение по Повести о Петре и Февронии Муромских анализ

    В России очень много святых, чьи имена известны пожалуй не только в нашей стране. Не станут исключением и знаменитые русские святые Пётр и Феврония Муромские.

  • Княжна Алина в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

    Княжна – титул, который может носить только незамужняя женщина, так как супруга князя именуется кузиной. Как мы узнаем из романа, Алина является старой девой, которая приходится кузиной (двоюродная сестра) для старшей Лариной

  • Анализ сказки Алиса в стране чудес

    По жанровой направленности произведение является сказкой в стиле абсурда, автором которой становится английский математик, увлекающийся поэзией и литературой, по имени Чарльз Лютвидж Доджсон

Меню статьи:

Произведение, принадлежащее перу русского писателя Максима Горького, не просто вошло в историю литературы, но и стало лауреатом Грибоедовской премии. Пьеса «На дне», краткое содержание по действиям бессмертного произведения – цель нашей статьи. Любопытно, что изначально Горький выбирал между несколькими вариантами названий для пьесы: «Без солнца», «На дне жизни», также писатель думал назвать текст «Ночлежкой» или «Дном». По совету представителя Серебряного века, писателя Леонида Андреева Горький остановился на названии «На дне».

Дорогие книголюбы! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести “Детство” Максима Горького, где автор обнажает суровую действительность минувших веков.

Широкой аудитории пьеса была представлена в 1902 году. Жанр произведения Горького – новаторский. Например, здесь отсутствует традиционный, привычный для драмы сюжет, а действие представляется через диалоги героев. Местом действия писатель избрал ночлежку, где ютились люди – представители социального дна.

Центральная идея «На дне» сосредотачивается в попытке ответить на вопрос о том, что лучше выбрать: истину или страдание. Кроме того, Горький задается вопросом, в чем человек больше нуждается. Писатель выносит множество тем, над которыми вынуждает поразмыслить читателя. Среди них: онтологическая неприкаянность человека и поиск места в жизни, проблема веры в людей, ложь во благо, умение человека самостоятельно менять условия своей жизни.

Главные герои «На дне»

Среди центральных персонажей, которые действуют в пьесе, Горький выделяет, в частности:

  • Михаила Костылева – 54-летнего мужчину, который держит ночлежный дом.
  • Василису – жену Михаила, которая также изменяла мужу с Васькой Пеплом; 26-летняя девушка.
  • Наташу – 20-летнюю сестру Василисы, которая часто терпела от нее побои; однажды, когда Василиса в очередной раз избила Наташу, та попала в больничную палату; с Наташей читатель прощается, когда после больницы героиня пропадает – неизвестно куда.
  • Ваську Пепла – 28-летнего юношу, промышлявшего воровством; однажды Васька задумывается над жизнью, стремясь измениться к лучшему; мать парня родила сына в тюрьме; Васька искренне желает стать мужем Наташи, избавиться от давления Василисы, ведь супруга хозяина ночлежки хотела, чтобы Пепел убил ее мужа.
  • Луку – 60-летнего путника, проповедующего ложь во благо (как говорит Горький, Лука – это приверженец «утешительной лжи»); герой мало говорит о себе.
  • Андрея Митрича Клеща – воплощение образа «рабочего человека»; это 40-летний мужчина, работающий слесарем, который мечтает, что когда-то вернется к нормальной жизни, которую когда-то вел; утратив работу, Клещ попадает в ночлежный дом; пожалуй, Андрей Митрич – это единственный персонаж пьесы, который не принял обстоятельства жизни; мужчина считает, что после смерти супруги вырвется из ночлежки и вернется к прежней жизни; Клещ не считает, что ему место среди других обитателей дома;
  • Бубнов – 45-летний картузника; мужчина убежден, что ни один человек на этой планете не способен иметь свое место; Бубнов не скрывает, что любит азартные игры и алкоголь; в ночлежный дом попадает после измены супруги, чтобы не натворить «греха».
  • Барон – 33-летний мужчины, который некогда вел жизнь аристократа; бывший дворянин, Барон распрощался с прежней жизнью; теперь мужчина живет с Настей.
  • Сатин – 40-летнего постоялец ночлежного дома; основная идея, которую «исповедует» Сатин, – убеждение в необходимости духовной свободы для каждого человека; в «прошлой», нормальной жизни Сатин – телеграфист; однажды Сатин отстоял честь сестры, но убил при этом человека: за этот проступок мужчину посадили в тюрьму, где тот провел почти 5 лет.
  • Актер – образа, который воплощает разнузданную жизнь творческой богемы; Актер злоупотребляет спиртным, придерживается пессимистического мировоззрения, считая, что жизнь невозможно изменить; в результате, Актер сводит счеты с жизнью; псевдоним Актера – Сверчков-Заволжский; нынешняя жизнь персонажа погружена в воспоминания о былом, о высоком; Актер – герой с тонкой душевной организацией; читателю известно также, что Актер утратил имя и репутацию.

Этот список демонстрирует центральный персонажей произведения Максима Горького.

Герои второго плана

  • Абрама Медведева – 50-летнего полицейского, который приходится Наташе и Василисе дядей;
  • Абрам – приверженец дисциплины и нормативного поведения человека, считающий, что людям надлежит выбирать смирное поведение.
  • Анны – супруги Андрея Митрича; это 30-летняя женщина, которая отличается добросердечностью, спокойствием; в итоге, несчастная Анна умирает в ночлежном доме.
  • Алешки – 20-летнего паренька, работающего сапожником.
  • Кривого Зоба и его приятеля по кличке «Татарин» – мужчин-крючников (наемных рабочих, которые исполняли работу по перемещению грузов).
  • Настя – сожительницы Барона; 24-летней девушки, занимающейся проституцией, которая, между тем, лелеет мечты об истинной и чистой любви. Профессия, которую выбрала для себя девушка, мало соответствует натуре самой Насти. Проститутка привыкла быть утехой для огромного количества совершенно незнакомых ей мужчин. При этом Настя не «слилась» со своей профессией и не разочаровалась в представителях сильного пола. Девушка мечтает о большой чистой любви.
  • Квашни – 40-летней женщины, промышляющей торговлей пельменями.

Также в пьесе присутствуют фигуры босяков, нищих, которым принадлежат несущественные реплики.

Краткое изложение событий пьесы «На дне» по действиям

Первый акт

Ранняя весна. Воображение читателя сконцентрировано на месте действия – ночлежном доме. Горький описывает ночлежку местом, имеющим сходство с пещерой. На сцене – Клещ, который занят подбором ключей, подходящих дряхлым замкам. Около мужчины лежат небольшая наковальня и тиски – инструменты, которыми герой зарабатывает на жизнь. По центру сцены располагается стол, неопрятный и грязный. За столом сидят Квашня и обедающий Барон. Также рядом с героями расположилась Настя, читающая старую, ветхую книгу.

Дорогие любители творчества Максима Горького. Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести “Старуха Изергиль”

Импровизированную «столовую» от других помещений ночлежки отделяет такая же грязная занавеска. За этой перегородкой находится кровать. Из «комнаты» с кроватью слышен кашель Анны.

Также в ночлежном доме расположена печь, которую занял Актер, и нары, где Бубнов занят шитьем кепки.

Свобода дорога женщине. Поэтому героиня причитает, что ухажеры только докучают ей. С Квашней не согласен Клещ, утверждающий, что героиня лжет. На самом деле, уверен Андрей Митрич, Квашня, не думая, согласится стать супругой Медведева, только тот не предлагает этого. Между тем, Квашня замечает, что Медведев жестоко обращается с женой, избивая женщину до полусмерти.

Читатель и зритель узнают, что за книгу читает Настя: выхватив из рук девушки книгу, Барон демонстрирует обложку – «Роковая любовь». Название смешит мужчину. Анна – больная женщина, находящаяся на пороге смерти, – жалуется на крики и ругань. Героиня просит спокойной смерти. Впрочем, Андрея Митрича злит умирающая жена. У Квашни, напротив, Анна вызывает сочувствие: героиня даже угощает женщину горячими пельменями. Анна же не есть пельмени, отдавая угощение супругу. Лука, который единственный успокаивает больную женщину, кажется Анне добрым и мягким, походим на отца.

Диалог продолжается, только теперь беседа ведется между Сатиным, Бубновым, Актером, а также Клещом. Герои рассказывают о том, какой была их прошлая жизнь. Сатин, например, считает, что прежде вел жизнь культурного человека. Бывшая профессия Бубнова – мастер по выделке шкур. Оказывается, когда-то мужчина владел собственной конторой, где и работал скорняком. Для Актера главной ценностью в жизни является обладание талантом, а не получение образования.

На сцену выходит Костылев: мужчина ищет супругу. В попытке разыскать жену, герой идет к комнате Пепла. Комнаты в ночлежном доме отделены тонкими перегородками, похожими на фанеру. Однако Пепел не помогает Костылеву, прогоняя героя. Здесь читатель понимает, что Василиса – жена Михаила Костылева, изменяет мужу с Пеплом. Михаил уверен, что между Василисой и Пеплом существует связь, что они совершают прелюбодеяние. Но доказать Костылев этого не может, потому что никогда не видел жену и Ваську вдвоем в спальне.

Пепел занимает денег Сатину. Это становится для писателя предлогом для философского размышления о роли и значении денег. Это размышление Горький вложил в уста Сатина. Героя интересует проблема работы и призвания, денег и свободы. Жизнь доставляет удовольствие в том случае, если труд приходится человеку по душе. Если же трудиться приходиться из обязанности, то жизнь похожа на каторгу или рабство.

Сатин с Актером оставляют сцену, куда выходит Наташа. Девушку сопровождает новенький, пришедший в ночлежный дом. Мужчину зовут Лука. Пепел выказывает к Наташе симпатию: видно, что герой влюблен в девушку и демонстрирует чувства, заигрывая с Наташей. Однако та не принимает знаков внимания Пепла.

Алешка, который уже выпил, появляется на сцене. Юноша выказывает недоумение, почему его не принимает ни одна компания. Алешка не считает, что он хуже, чем другие, поэтому удивляется и расстраивается из-за одиночества.

Клещ уверен, что вскоре покинет ночлежный дом. Здесь мужчину держит только умирающая жена: как только скончается Анна, Клещ уйдет. Пепел считает, что надежды приятеля тщетны. Андрей Митрич явно отделяет себя от остальных «постояльцев» ночлежки. Пепел же не согласен с таким разделением, считая, что Клещ не лучше и не хуже любого другого человека в ночлежном доме. Барон вместе с Пеплом покидают сцену.

Появившаяся на сцене Василиса бранится на Алешку, который уже довольно сильно пьян. Остальные «постояльцы» ночлежки тоже вызывают недовольство девушки. Василиса спрашивает, общалась ли Наташа с Пеплом, после чего покидает сцену.

Из сеней слышатся крики и шум: Василиса избивает младшую сестру. Драку стараются прекратить Бубнов, а также дядя девушек и прибежавшая Квашня.

Второй акт

Место действия не изменилось. Кое-кто из персонажей играет в карты за столом. Внимание на игре также сосредоточили Актер вместе с Клещом. Партия в шашки разыгрывается Медведевым и Бубновым. Лука проводит время, около Анны. Женщина сетует на обстоятельства жизни, жалуясь на то, что приходится переживать. Лука старается успокоить Анну. Муж обходился с женщиной жестоко, унижая и избивая Анну. Клещ – жадный человек. Супругу Андрей Митрич морил голодом и заставлял ходить в лохмотьях. Старый мужчина говорит Анне, что после смерти ее ожидает лучшая жизнь, отдых, покой, отсутствие болезней.

Актер желает вспомнить профессию и прочесть несколько стихов для Луки, однако забывает слова стихов. Тогда герой отчаивается, понимая, что все хорошее и значительное в его жизни уже произошло. Талант же Актер пропил. Лука обнадеживает Актера, объясняя, что существуют специальные больницы, в которых излечивают от пьянства. Вот только город, где находятся эти лечебницы Лука не помнит. Старец советует Актеру отказаться от алкоголя, перетерпеть «ломку». По мнению Луки, человек способен на все: то, что человек получает, зависит только от вкладываемых усилий.

На сцене появляется Пепел. Герой угрюм и меланхоличен. Пепел заводит разговор с дядей Василисы и Наташи – Медведевым, интересуясь, насколько сильно пострадала Наташа от рук сестры. Медведев, между тем, медлит с ответом, считая, что это внутрисемейные дела. Тогда Василий грозится доложить в полицейское управление о проделках хозяина ночлежки с супругой. Костылев уговорил Пепла украсть некоторые вещи и после – продать ворованное.

Лука старается разнять спорщиков. Василий говорит, что Лука лжет, что все будет хорошо, интересуясь о причинах этой лжи. Старец считает, что поиски правды – напрасное занятие. Вместо этого пустого дела Пеплу следует пойти на золотые прииски в Сибирь, потому что там Василий сможет начать жизнь заново.

На сцену выходит Василиса, которая вступает в беседу с Пеплом. Юноша говорит, что не любит девушку, что та надоела ему, потому что пуста изнутри. Василиса желает мужу смерти, подбивая Ваську убить Костылева. Плата за убийство – Наташа, на которой Пепел давно мечтал жениться. Однако Лука рекомендует Пеплу не принимать предложение Василисы, а просто уйти отсюда вместе с Наташей. Здесь на сцене появляется хозяин ночлежки, стремясь подраться с Василием. Лука не дает мужчинам ссориться.

Один из постояльцев ночлежки заглядывает за занавеску, отделяющую «комнатку» Анны: женщина мертва. Присутствующие идут к ложу несчастной. Смерть Анны не вызвала никаких эмоций. Бубнов цинично заявил: смерть Анны – к лучшему, так как теперь кашель женщины не будет тревожить ночью.

Третий акт

Читатель и зритель попадают на «пустырь». Пустырем автор называет двор ночлежного дома, который порос зарослями и кустарником. Здесь читатель становится свидетелем истории любви Насти. Девушку любил студент. История девушки смешит Барона и Бубнова, которые не верят в то, что Настя действительно переживала настоящие, глубокие чувства. Барон замечает, что имя студента каждый раз меняется в истории Насти. Издевки мужчин приводят девушку в отчаянье, Настя расстраивается и плачет.

Лука снова приходит на помощь. Старец говорит Насте, что та и правда ощущала чувства любви, если верит в это. То, что Барон издевается над девушкой, по мнению Луки, свидетельствует лишь о том, что мужчина не знал настоящей любви, а потому сомневается в том, что такие чувства существуют.

Позиция Луки вынуждает «постояльцев» ночлежного дома подумать о том, что такое правда и ложь. Наташа высказывает мнение, что люди создают образы, придумывают жизнь, о которой мечтают. Также придумываются люди, особенные ситуации, события, которые хочется пережить. Между тем, девушка не знает, чего хочет и чего конкретно ждет. Корень этого выдумывания желанной жизни – несчастье, царящее в обществе.

Позиция Бубнова отличается от мнения Наташи. Герой считает, что не стоит тешить себя иллюзиями. Правильный путь – это путь правды, не важно, насколько при этом эта правда жестока. К мыслям Бубнова близок и Андрей Митрич, которому свойственна ненависть к людям. Высказав свои мысли о правде и лжи, Клещ уходит со сцены.

Затем к беседе присоединяется Пепел. Герой интересуется у Луки, для чего тот говорить людям неправду. Лука обнадеживает всех «постояльцев» ночлежки, убеждая людей в том, что существует некое светлое будущее. Василию интересно, для чего мужчина говорит так, ведь, скорее всего, никакого светлого будущего нет. Лука же говорит, что правда не всегда является лекарством для души, поэтому порой стоит прибегнуть ко лжи во благо. Ложь утешает человека в тяжелых ситуациях. Старец также собирается уходить из ночлежного дома.

Василий признается в любви к Наташе, упрашивая девушку бежать вместе из ночлежного дома. Пепел говорит, что если Наташа согласиться, то он больше не станет заниматься воровством. Пепел стремится оставить эту жизнь, желая начать все с чистого листа. Цель юноши – достичь уважения к себе. Наташа думает и сомневается. Причина – в недоверии Пеплу. Однако, после некоторых колебаний, девушка все же доверяется Ваське.

На сцене появляются Костылев и Василиса, которая знала о беседе Василия и Наташи. Василиса стремиться затеять ссору, вовлекая Пепла и супруга в распри. Луке снова удается спасти ситуацию: старец сумел удержать Пепла от драки.

Хозяин ночлежки и Пепел разговаривают. Костылев убежден, что существуют некие правила, которые человеку следует соблюдать. Добропорядочные люди, например, ходят с паспортами. Лука не скрывает своих мыслей и открыто высказывается в беседе с Костылевым. Старец уверен, что мужчине следует подумать над взглядами на жизнь, чтобы изменить себя к лучшему. Но Костылев не сможет этого сделать, так как для любых изменений нужна почва, а Михаил уже слишком испорчен для перемен. После этого разговора «постояльцы» гонят Луку прочь из ночлежного дома. Старик говорит, что ночью покинет ночлежку.

Совет Бубнова: главное – подобрать правильное время для того, чтобы уйти. С этим принципом связана история героя. Когда жена изменила Бубнову, тот ушел в ночлежку, чтобы не убить супругу от злости и ревности.

Сатин с Актером, в порыве спора, оказываются в подвале. Сатин высказывает сомнения по поводу того, что Актер когда-нибудь сможет вырваться из «дна». Мужчина интересуется словами, которые Актер услышал от Луки. Здесь читатель узнает также об истории Сатина. Оказывается, что герой попал на «дно», защищая сестру. Когда честь сестры оказалась задетой, Сатин в порыве гнева убил обидчика. За убийство герой сел в тюрьму, которая закрыла для мужчины двери в приличное общество.

Похороны Анны вытащили из кармана Андрея Митрича последние средства: Клещ даже продал весь инструментарий. Теперь герой не знает, как зарабатывать на жизнь.

Из помещения, занимаемого Костылевым, слышатся крики. «Постояльцы» бегут на звуки драки: Василиса снова зверски избивает Наташу. Сатин вместе с Актером пытаются разобраться в ситуации. В шуме и суете слышны лишь оборванные реплики и возгласы, которые дают понять, что жители ночлежного дома разнимают драку сестер.

Наташа сильно искалечена сестрой: Василиса облила ноги девушки кипятком и избила. С помощью Квашни и Насти раненая Наташа попадает в больницу. За девушками следуют «постояльцы» ночлежного дома, а также Василиса с супругом. Васька, увидевший возлюбленную, бьет хозяина ночлежки. Костылев от неожиданности и силы удара падает на землю. Слышны крики Василисы о том, что супруг убит. При этом Василий, на которого указала девушка – как на убийцу мужа, признается, что Василиса предлагала убить мужа в обмен на сестру.

Наташа, охваченная истерикой, называет Пепла предателем и считает, что юноша сговорился с сестрой. Почти без чувств, девушка желает быть увезенной в тюремную камеру.

Четвертый акт

Итак – снова начало весны. Действие происходит в подвале ночлежного дома. На сцене находится стол, за которым расположились Андрей Митрич, Настя с Бароном, и Сатин. Угол, который раньше занимал Василий Пепел (теперь комната не огорожена, так как дощечки-перегородки убраны), теперь занимает Татарин.

«Постояльцы» охвачены воспоминаниями о Луке: старец незаметно покинул ночлежку, когда Пепел случайно убил Костылева, а Наташу увезли в больницу. Настя уверена, что только Лука осознавал и понимал происходящее, видя людей насквозь. «Постояльцев» ночлежки Лука не зря окрестил «ржавчиной». Андрей Митрич поддерживает позицию девушки, считая Луку добродушным, сострадательным, хорошим стариком. По мнению Татарина, Лука придерживался «золотого правила морали» в жизни.

Сатин, напротив, не питал симпатии к Луке. Герой считает, что старец только потчевал «постояльцев» ночлежного дома иллюзиями, и к тому же отличался бесхарактерностью и мягкотелостью. С Сатиным соглашается Барон, для которого Лука – пройдоха, лжец, шарлатан.


Насте не нравится находится в компании Барона, Сатина и других «постояльцев» ночлежки. Девушка желает покинуть «дно», противных ей людей, жизнь, которая вынуждает зарабатывать на жизнь проституцией. Настю привлекает «край света» как символ жизни с чистого листа. Барон издевается и смеется над любовницей, подначивая девушку предложениями уехать на «край света» вместе с Актером, который тоже постоянно порывается покинуть «дно».

Андрей Митрич, продолжая размышления о Луке, подчеркнул, что старец указал на цель, но не показал путь к этой цели. Лука, признает Клещ, был сторонником скорее лжи, чем правды, что логично, потому что жизнь и без правды невыносима, а с правдой – подавно.

Сатина раздражают беседы о Луке. Мужчина злится и просит прекратить разговаривать о старце. Сатина привлекает правда, а ложь вызывает у героя гнев. Мужчина считает, что Лука жалел людей, потому и говорил и ложь, вводя в иллюзию. По мнению Сатина, ложь и жалость – не самые лучшие друзья человека. Однако позиция Сатина исходила из специфики влияния рассуждений Луки на образ мира героя: этот образ из-за речей Луки рассыпался в прах. Сатину это не нравилось.

В поле внимания «постояльцев» попадает и смерть Костылева. Наташа, которая была свидетельницей убийства хозяина ночлежного двора, пропала, выйдя из больницы. Василиса же – проворная и хитрая девушка – сумеет выйти сухой из воды. Пепел же, без сомнений, попадет или в тюрьму, или и вовсе на каторжные работы.

Разговор заходит в размышления о смысле жизни. Сатин убежден, что люди достойны уважения. Каким бы ни был человек, нельзя оскорблять, унижать достоинство человека, обижать или жалеть. Жалость и уважение – не совместимы. Барон, который когда-то вел жизнь аристократа, признается, что все хорошее он уже пережил, а нынешняя жизнь для него больше похожа на сон, чем на реальность. Смысла жизни Барон давно не видит. Спрыгнув с печи, Актер внезапно покидает подвал.

На сцене появляются Бубнов в компании Медведева. За героями следуют и остальные «постояльцы» «дна». Обитатели ночлежного дома обустраиваю место для сна, другие – поют песни. Вдруг в подвале раздается крик Барона: Актер покончил с собой – повесился. Сатин жалуется, что из-за криков Барона песня испорчена.

Пьеса Горького – неоднозначна. «На дне» угнетает социальными проблемами, которые оголяет произведение. Пьесу некоторое время запрещали ставить на сцене, а если и разрешали играть, то с купюрами.

Таким образом, краткая характеристика содержания пьесы «На дне» по действиям, персонажам, помогает лучше понять замысел автора, раскрыть глубинный смысл произведения Горького.

В начале ХХ века Российская империя переживала непростое время. Вера в старые ценности постепенно угасала. Люди не искали правды ни у царя, ни у Бога. И светская, и церковная власть неуклонно теряла свой авторитет в глазах народа. Трагедия же заключалась в том, что на смену старым идеалам новые ценности ещё не пришли. Жители империи уже успели понять, что прошлое не способно удовлетворить их потребности. Что же должно стать новым ориентиром, никто не понимает.

Именно такое отчаявшееся общество изобразил Горький. Герои пьесы представляют, своего рода, Россию в миниатюре. Здесь читатель видит и разорившегося дворянина, которого все называют Бароном, и Актёра, погубившего свою жизнь алкоголем. Есть в ночлежке и труженики, наподобие Клеща, не утратившие веру в лучшее и надежду на то, что своим трудом можно выбраться даже с такого дна. Старец Лука становится символом людской надежды.

Тем не менее, в конце пьесы вера в грядущее счастье рушится окончательно. После ухода Луки всё возвращается на круги своя, а затем становится ещё хуже. Обитатели «дна» по-прежнему на своём месте. В выигрыше остаётся только Василиса Карповна. Вполне очевидно, что автор хотел донести до читателя мысль о том, что время кардинальных перемен ещё не настало. Кровавое воскресенье 1905 года полностью подтвердило эту мысль.

Пьеса Горького “На дне”: краткое содержание

5 (100%) 3 votes

У пьесы. М.Горького "На дне" (1902) трудная, но счастливая судьба - судьба, которой только и может пожелать самый честолюбивый автор своему детищу: более века она не сходит с театральных подмостков. Ее ставили лучшие режиссеры мира, играли самые блистательные артисты. С момента первой постановки "На дне" во МХАТе среди критиков не смолкают жаркие споры о художественном своеобразии и героях пьесы, особенностях авторской позиции, неоднозначности идейного содержания. О пьесе "На дне" писали выдающиеся деятели отечественной культуры: Л.Толстой, Чехов, И.Анненский, Блок, Бунин, Замятин, Розанов, Ремизов... Драму (и ее автора) хвалили и ругали, превозносили и поносили, но равнодушных не было и нет. Не было однозначного отношения к собственному детищу и у автора. Даже в самый пик популярности "На дне" он выражал свое недовольство не только критиками и "рецензиями", "не раскусившими" пьесу, но и самим собой -- будто не сумевшим справиться с реализацией творческого замысла (впрочем, он нередко признавался, что не владеет искусством драматургии). На склоне лет М.Горький даже утверждал, что его пьеса "неудачна", "слаба сюжетно", называл ее "устаревшей и, возможно, даже вредной в наши дни" (1933 г.). И все же прав был Л.Андреев, указывая на глубинный смысл пьесы, который невозможно до конца выразить аналитическим, рациональным словом: "Ни одна статья, ни один разговор не мог охватить драмы во всей ее ширине и глубине; всякий раз остается что-то неуловленное, какой-то остаток, в котором и заключается самая суть".

Драма "На дне" возникла как результат широких жизненных наблюдений и интенсивных философских исканий М.Горького, итог почти двадцатилетних наблюдений над миром "бывших людей", к числу которых писатель относил не только странников, обитателей ночлежек, но и часть интеллигенции - "размагниченных", разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. "Я очень рано почувствовал и понял, - вспоминал писатель, - что люди эти - неизлечимы. Коноваловы способны восхищаться героизмом, но сами они - не герои, и лишь в редких случаях "рыцари на час"" (1933 г.).

Об истоках замысла "На дне" сохранилось такое свидетельство М.Горького: "Конец восьмидесятых и начало девяностых годов можно назвать годами оправдания бессилия и утешения обреченных на гибель. Литература выбрала героем своим "не-героя"... Лозунг времени был оформлен такими словами: "Наше время - не время великих задач"-- "не-герои" красноречиво доказывали друг другу правильность этого лозунга и утешались стихами: "Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат! / Кто б ты ни был -- не падай душой! / Верь: настанет пора, и погибнет Ваал!"

Пьеса "На дне" впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. 10 января 1903 года состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд; весной 1905 года отмечалось уже 500-е представление пьесы. В России "На дне" вышла в издательстве "Знание" в 1903 году.

Пьеса поступила в цензуру 27 августа 1902 года, а 25 сентября о ней было дано заключение, согласно которому "во всей пьесе должны быть исключены отдельные фразы и резкие, грубые выражения...". Так, цензор С.Трубачев требовал "городового Медведева превратить в простого отставного солдата, так как участие "полицейского чина" во многих проделках ночлежников недопустимо на сцене". Запрещена была и получившая впоследствии широчайшую популярность песня "Солнце всходит и заходит...". Цензура настаивала и на изъятии из текста рассуждений ночлежников на религиозные темы. В частности, показателен следующий пример. Короткий диалог между Актером и Татарином в конце IV акта:

Актер. Татарин! Князь! За меня... помолись...

Татарин. Чего?

Актер. Помолись... за меня!..

Татарин. Сам молись... - был вычеркнут. Позже стараниями В.И. Немировича-Данченко он был восстановлен, однако с замечанием: "Можно, но чтоб Татарин не молился!".

Текст пьесы был настолько исковеркан цензурой, что в таком виде автор запретил ее ставить на театре. "Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрепя сердце делать уступки и в конце концов добиться разрешения только для одного Художественного театра, - вспоминал В.И. Немирович-Данченко - первый режиссер-постановщик горьковской драмы. - От ряда бесед с тогдашним начальников Главного управления по делам печати, профессором Зверевым, у меня осталось впечатление, что "На дне" была разрешена только потому, что власти рассчитывали на решительный провал пьесы". Более того, до постановки пьесы на сцене МХАТа особым циркуляром Главного управления по делам печати было запрещено делать анонсы о ней, пока антрепренеры не предъявят цензурованные экземпляры, - постановка была разрешена голыш МХТ (первоначально, в течение нескольких месяцев, пьесы М.Горького вовсе были запрещены к постановке). В письме от 23 ноября 1902 года М.Горький отмечал: "Часть купюр цензура восстановила, и хотя это большая часть, но я недоволен". 29 ноября Немирович-Данченко подал прошение о разрешении постановки "На дне" на сцене МХАТа.

Премьера прошла на сцене МХАТа в Москве 18 декабря 1902 года. "Первое представление этой пьесы было сплошным триумфом, - вспоминала актриса МХАТа М.Ф.Андреева. - Публика неистовствовала". На премьере автора вызывали более 15 раз. "Нечто неподдающееся описанию произошло, когда М.Горький, наконец, вышел на вызовы один, -- отмечал корреспондент газеты "Русское слово". -- Такого успеха драматурга мы не запомним..."

На дне. - М. Горький долго искал для драмы подходящее название. В начале работы над пьесой (декабрь 1900 года) Горький сообщал Станиславскому: "Плету потихоньку четырехэтажный драматический чулок со стихами, но не в стихах. <...> Чувствую, что одна сцена мне удалась - благодаря тому, что в ней главным действующим лицом является солнце..." В следующем письме тому же адресату М.Горький признавался: "Мне очень хочется написать хорошо, хочется написать с радостью. <...> Мне хочется солнышка пустить на сцену, веселого солнышка, русского эдакого - не очень яркого, но любящего все, все обнимающего..." Этому замыслу соответствовало первоначальное название пьесы "Без солнца" (интересно, что именно под этим названием осуществлена постановка "На дне" в московском театре "Сопричастность" в конце 90-х годов XX века). Известны следующие варианты заглавия пьесы: "Ночлежка", "В ночлежном доме", "Дно", "На дне жизни". Название "На дне" впервые появилось лишь на афишах Художественного театра.

Столь длительные поиски подходящего названия для уже написанной пьесы свидетельствуют о том огромном и, безусловно, символическом значении, которое ему придавал автор. Стоит вспомнить слова героя неоконченной повести М.Горького "Мужик" (писавшейся практически параллельно с пьесой - в 1900 году): "...я пришел снизу, со дна жизни, оттуда, где грязь и тьма, где человек - еще полузверь, где вся жизнь - только труд ради хлеба". Он же, рассказывая о случайных встречах с бывшими товарищами, отмечает, что их приветствия ему кажутся чем-то "вроде голоса с того света". Заметим, что дно жизни и тот свет фактически выступают как синонимы. Описывая адские мучения, святой Дмитрий Ростовский указывает на такие признаки преисподней: "Будет же тамо и тоска велия, такова лютая, яко аще бы возможно было умрети, то в сладость бы ее (смерть) со тщанием ради были восприяти, но никогда не умрут"

Каждый драматург мечтает создать такую пьесу, которая бы понравилась не только современникам, но и будущим поколениям. Оставаться актуальным на протяжении многих десятилетий может только то произведение, которое несет в себе какой-то смысл, учит чему-то, вскрывает нелицеприятные стороны общества, решает социальные проблемы. Именно к таким работам относится пьеса “На дне”.

История написания драмы

Произведение Максима Горького “На дне” увидело свет в 1902 году. Оно было написано специально для труппы Московского художественного общедоступного театра. Данная пьеса имеет очень непростую судьбу: она пережила запреты и цензуру, на протяжении стольких лет не умолкают споры о ее идейном содержании, художественном своеобразии. Драму восхваляли и критиковали, но равнодушно к ней не относился никто. Создание пьесы “На дне” было трудоемким, работу над ней писатель начал в 1900 году, а закончил только спустя два года.

На драматургию Горький обратил внимание в начале ХХ столетия. Именно тогда он поделился со Станиславским своей задумкой создать босяцкую пьесу, в которой было бы около двух десятков действующих лиц. Автор и сам не знал, что из этого выйдет, на громкий успех он не рассчитывал, характеризовал свою работу как неудавшуюся, со слабым сюжетом, устаревшую.

Главные герои драмы

История создания пьесы “На дне” вполне прозаична. Максим Горький хотел в ней рассказать о своих наблюдениях за миром низов. К “бывшим людям” писатель относил не только обитателей ночлежек, пролетариев и странников, но и представителей интеллигенции, разочаровавшихся в жизни, потерпевших неудачи. Существовали и реальные прототипы главных героев.

Так, история создания пьесы “На дне” повествует, что образ Бубнова писатель создал, объединив характеры знакомого босяка и своего учителя-интеллигента. Актера Горький списал с артиста Колосовского-Соколовского, а из рассказов Клавдии Гросс был позаимствован образ Насти.

Борьба с цензурой

Немало времени пришлось потратить на получение разрешения на постановку пьесы. Автор отстаивал каждую реплику героев, каждую строчку своего творения. В конце концов было дано разрешение, но только для Художественного театра. История создания пьесы “На дне” была непростой, сам Горький не верил в свой успех, да и власти допустили постановку, надеясь на громкий провал. Но получилось все с точностью до наоборот: пьеса имела оглушительный успех, ей посвятили огромное количество публикаций в газетах, автора неоднократно вызывали на сцену, аплодируя ему стоя.

История создания пьесы “На дне” примечательна тем, что Горький не сразу определился с ее названием. Драма уже была написана, а как назвать, ее автор не решил. Среди известных вариантов фигурировали следующие: “Без солнца”, “В ночлежном доме”, “На дне жизни”, “Ночлежка”, “Дно”. Лишь в 90-х годах ХХ столетия в одном из Московских театров была осуществлена постановка пьесы под названием “На дне”. Как бы там ни было, но драма была хорошо принята зрителем не только в России, но и за рубежом. В 1903 году в Берлине состоялась премьера пьесы. Драма была сыграна 300 раз подряд, а это свидетельствует о небывалом успехе.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Можно сказать, что поэма “Мертвые души” была делом жизни Н. В. Гоголя. Ведь из двадцати трех лет своей писательской биографии...
  2. Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) принадлежит к числу писателей, внесших наиболее значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века....