Ким по предмету "россия в мире". Конспект лекций по культурологии для студентов всех специальностей

Современный мир многим обязан древней Греции . Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире – о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции. Это государство было расположено на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. Соответственно, на такой сравнительно небольшой территории размещалось небольшое количество населения, но, как говорил Александр Македонский «Один грек стоит тысячи варваров». Греция выделялась среди других государств – Вавилонии, Египта и Персии – и не без оснований.

Карта древней Греции

Древнейшие времена Древней Греции

Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины – главный город Греции – находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.

О населении Древней Греции можно судить по многочисленным примерам искусства, которые сохранились практически в первозданном виде – это скульптуры, фрески и элементы живописи. В любом музее мира Вы найдете зал древнегреческого искусства, где Вы увидите множество изображений высоких, стройных людей с идеальным телосложением, со светлой кожей и темными вьющимися волосами. Античные историки называют их пеласгами – народом, населявшим острова Эгейского моря в III тысячелетии до н.э. Несмотря на то, что их занятия ничем не отличались от занятий других древних народов и включали в себя скотоводство и земледелие, нужно отметить, что их земля была сложной для обработки и требовала использования особых навыков.

Народы Греции и их развитие

Населявшие Грецию почти пять тысяч лет назад, были изгнаны из своих земель ровно в том же тысячелетии, в котором появились. Причиной тому стали вторгнувшиеся с севера ахейцы, чье государство было также расположено на острове Пелопонесс со столицей в Микенах. Это завоевание носило эпохальный характер, так как ознаменовало начало ахейской цивилизации, которую, постигла та же печальная судьба – в конце XIII века до н.э., так же, как в свое время вторглись в греческие земли ахейцы, на эту территорию пришли дорийцы. К сожалению, завоеватели уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации. Этот факт не мог не отразиться на культуре Древней Греции. Была забыта древнейшая письменность, созданная еще пеласгами, не говоря уже о том, что прекратилось строительство и развитие орудий труда. Этот период, который принято заслуженно называть «темным» продлился ни много, ни мало с XII по IX вв н.э. Среди городов все так же выделялись Афины и Спарта, где находились два антагонистических общества.

Так, в Лаконике (Спарте) наместниками были два царя, которые правили, передавая свою власть по наследству. Тем не менее, несмотря на это, реальная власть была в руках старейшин, которые принимали законы и занимались судейством. Любовь к роскоши в Спарте сурово преследовалась, а главной задачей старейшин было не допустить классового расслоения общества, для чего каждая греческая семья получала от государства надел земли, который должна была обрабатывать без права получения дополнительных территорий. Вскоре спартанцам было запрещено заниматься торговлей, земледелием и ремеслами, был провозглашен лозунг, что «занятием каждого спартанца является война», которая и должна была полностью обеспечивать население Лаконики всем необходимым для жизни. О нравах спартанцев красноречиво говорит тот факт, что воинов могли изгнать из отрядов только потому, что он не до конца съел свою порцию еды на общей трапезе, что говорило о том, что он пообедал на стороне. Более того, раненный спартанец должен был умирать на поле боя молча, не показывая нестерпимой боли.

Главным соперником Спарты была нынешняя столица Греции – Афины . Этот город был центром искусств, а люди, населявшие его, были полной противоположностью грубых и жестких спартанцев. Тем не менее, несмотря на легкость и беззаботность жизни, именно здесь появилось слово «тиран». Изначально оно имело значение «властитель», но когда власти Афин начали заниматься откровенным грабежом населения, это слово приобрело тот оттенок, которое имеет по сей день. Мир в разоренный город внес царь Солон – мудрый и добрый правитель, который сделал очень много для улучшения жизни горожан.

VI век принес жителям Греции новые испытания – опасность исходила от персов, которые достаточно быстро покорили Египет, Мидию и Вавилонию. Перед лицом Персидской державы народы Греции объединились, позабыв о вековых распрях. Конечно, центр армии составляли спартанцы, посвятившие свои жизни военному делу. Афиняне же, в свою очередь, занялись строительством флотилии. Дарий недооценил мощь греков и проиграв первое же сражение, которые увековечено в истории тем, что радостный гонец пробежал из Марафона в Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе, и, преодолев 40 км, упал замертво. Именно памятуя о том событии, спортсмены бегут «марафонскую дистанцию». Ксеркс, сын Дария, заручившись поддержкой и помощью завоеванных государств, тем не менее, проиграл ряд важнейших сражений, и отказался от любых попыток завоевать Грецию. Таким образом, Греция стала самым влиятельным государством, что дало ей ряд привилегий, особенно Афинам, которые стали столицей торговли в Восточной Средиземноморье.

Объединилась Спарта с Афинами в следующий раз перед лицом македонского завоевателя Филиппа II, который, в отличие от Дария, быстро сломил сопротивление греков, установив власть над всеми областями государства, кроме Спарты, которая отказалась подчиняться. Таким образом, закончился Классический периода развития эллинских государств и начался расцвет Греции в составе Македонии. Благодаря Александру Македонскому, греки и македоняне к 400 году до н.э. стали полновластными хозяевами всей Передней Азии. Эллинистическая эпоха закончилась в 168 г до н.э., когда начались масштабные завоевания Римской Империи.

Роль греческой цивилизации в истории развития мира

Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция . Именно здесь были заложены те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется современная наука. Первые философские понятия были сформулированы именно здесь, определив основу развития духовных ценностей всего человечества. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире, греческие спортсмены стали первыми чемпионами первых Олимпийских Игр. Любая наука или сфера искусства так или иначе связана с этим великим Древний государством – будь то театр, литература, живопись или скульптура. «Илиада» - главное произведение, дошедшее до наших дней, очень ярко и красочно рассказывает об исторических событий тех времен, об укладе жизни древних элейцев, и, что более важно, посвящено реальным событиям. Вклад в развитие истории внес известный греческий мыслитель Геродот, чьи труды были посвящены греко-персидским войнам. Вклад Пифагора и Архимеда в развитие математики невозможно переоценить. Более того, древние греки были авторами многочисленных изобретений, которые использовались, в первую очередь, в ходе военных действий.

Отдельного внимания заслуживает греческий театр, который представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для артистов. Такая архитектура предполагала создание отличной акустики, а зрители, сидящие даже на дальних рядах, могли слышать все реплики. Примечательно, что актеры скрывали свои лица под масками, которые делились на комические и трагические. Трепетно почитая своих богов, греки создавали их статуи и скульптуры, которые до сих пор удивляют своей красотой и совершенством.

Особое место Древней Греции в мировой античной истории делает ее одним из самых загадочных и удивительных государств в древнем мире. Прародительница наук и искусства Греция по сей день приковывает в себя внимание всех, кто увлекается мировой историей.

Периоды древней Греции. История развития

Ранний период (1050-750 год до н. э.)

Вслед за окончательной , знавшей письменность, - последней из славных цивилизаций эгейского бронзового века, материковая Греция и острова у ее побережья вступили в эпоху, именуемую некоторыми историками «Темный век» . Однако, строго говоря, данный термин скорее характеризует перерыв в исторических сведениях, которые касаются временного интервала, начавшегося около 1050 года до н. э., нежели отсутствие знаний или исторического опыта у тогдашнего населения Эллады, хотя письменность и была утрачена. В действительности как раз в это время, время перехода в железный век, начали появляться политические, эстетические и литературные черты, присущие затем классической Элладе. Местные вожди, называвшие себя парями, управляли небольшими, тесно между собой связанными сообществами - предтечами древне-греческих городов-государсгв. Очевиден следующий этап в развитии расписной керамики, которая стала проще по форме, но вместе с тем прочнее; ее внешний вид, как свидетельствует показанный справа сосуд , приобрел новое изящество, гармоничность н соразмерность, ставшие отличительными чертами позднейшего греческого искусства.

Пользуясь смутными воспоминаниями , троянцев и других , странствующие певцы слагали повествования о богах и простых смертных, придавая поэтическую образность греческой мифологии. К концу этого периода грекоговорящие племена заимствовали у алфавит и приспособили его к своему языку, что позволило записать многие сказания, долго хранившиеся в устной традиции: лучшие среди них из дошедших до нас - гомеровские эпосы «776 год до н. э. , принято считать началом последующего непрерывного подъема греческой культуры.

Период Архаики (Архаический) (750-500 год до н. э.)

В VIII веке побуждаемые ростом населения и благосостояния эмигранты из древней Греции в поисках новых сельскохозяйственных угодий и торговых возможностей растеклись но всему Средиземноморью. Греческие поселенцы в чужих странах, однако, стали не просто подданными городов, основывавших колонии, а отдельными, автономными политическими образованиями. Дух независимости, владевший поселенцами, а так же потребность в совместных действиях для поддержания каждого сообщества породили такую политическую единицу, как полис. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 подобных городов-государств . Иностранные культуры, с которыми в этот период экспансии Эллада вступала в контакт, воздействовали на греков самым различным образом.

Геометрическая роспись керамики уступила место изображениям животных и растительным рисункам в восточном стиле, а также детализированным мифологическим сценам нового чернофигурното стиля вазописи (см. ниже в галерее фото ниже). Художники, работавшие с камнем, глиной, деревом и бронзой, начали создавать монументальные скульптуры человека Типичная для архаики статуя Куроса (фото слева) несет явные следы египетского влияния, но в то же время демонстрирует зарождающееся стремление к симметрии, легкости и реализму. В седьмом столетии появляются первые подлинно греческие храмы, украшенные протяженными фризами и колоннами дорического ордера (см. ниже в галерее фото). Лирическая и элегическая поэзия, глубоко личная и эмоционально насыщенная, приходит на смену высокопарным стихам прошлого. Развитие торговли способствует широкому распространению изобретенной лидийцами чеканки монет. На материке в это же время Спарта вводит у себя такую политическую систему, в которой особое значение придается жесткому управлению и дисциплине, и становится в результате крупнейшим и наиболее могущественным городом-государством того периода. Афины , напротив, меняют и кодифицируют законы, заботясь о справедливости и равенстве, открывают доступ в правящие органы все большему числу граждан и закладывают основы демократии.

Классический период (500-323 год до н. э.)

Классический период в античной Греции, когда здесь невероятно быстро расцвели искусства, литература, философия и политика, ограничен временем войн с двумя иностранными державами - Персией и Македонией. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами и Афинами, чей флот сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои и без того значительные богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества. Показанная, например, справа бронзовая статуя Зевса высотой 213 сантиметров дает в концентрированном виде представление о мастерстве художников классической Эллады (древней Греции), которые воспроизводили в своих произведениях человеческое тело с необыкновенным динамизмом. Греческие философы, историки и специалисты в области естественных наук оставили образцы рационального теоретического анализа.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в войну, продлившуюся почти 30 лет и закончившуюся поражением афинян. Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи, он был убит, и на трон взошел его сын Александр . Всего 12 лет спустя Александр Великий (Македонский) умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии (см. ниже в галерее фото).

Эллинистичекий период (323-31 год до н. э.)

На развалинах империи Александра после почти 50-летней ожесточенной борьбы за его наследство возникли три крупные державы: Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов , простиравшееся от современной Турции до Афганистана. Поражает то , что от македонской столицы Пеллы на западе и до Ай-Ханума на востоке язык, литература, политические институты, изобразительное искусство, архитектура и философия в городах и поселениях, возникших в результате походов Александра, после его смерти остались безусловно греческими. Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром: на рисунке слева показана фракийская серебряная монета , на которой он изображен с бараньими рогами Зевса-Амона - бога, имеющего корни и на Востоке, и на Западе. Обладая обшим языком, находка, под влиянием постоянных торговых контактов, сохраняя письменные тексты и привлекая к себе многочисленных путешественников, эллинистический мир делался все более и более космополитичным.

Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки - среди них была и Великая Александрийская библиотека , где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных, и обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н. э. попала под господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления. Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного населения), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Однако хотя и удалось подчинить все Средиземноморье, господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния: римляне впитали культуру древней Греции и увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.

Главная > Конспект

В эпоху архаики складываются основные черты этике древнегреческого общества. Её отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонического (состязательного) начала, что было связано с формированием особого типа государственного устройства в Греции – полиса, гражданской общины с республиканской, в отличие от стран Древнего Востока, формой правления. Полис – это город-государство, в котором все граждане обладали определенными правилами и обязанностями. Соответствующей была и полисная идеология, его система ценностей: высшей ценностью была сама община и ее блага, обеспечивающие благо каждого гражданина. Полисная мораль были коллективистской в своей основе, поскольку существование индивида вне полиса была невозможно. полисный строй воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил их ценить реальные способности и возможности человека – гражданина. Именно они были возведены в высший художественный принцип, в эстетический идеал Древней Греции. Демократия и гуманизм – вот главные идеи, лежащие в основе древне-греческой культуры и цивилизации. Игры Отличительной особенностью древних греков был агон, т.е.состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, и победа в этих соревнованиях может принести лишь славу, а не материальные блага. Постепенно в греческом обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер. Древнейшими и самыми важными были игры, устроенные впервые в 776 г. до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года. Они продолжались пять дней, и на это время по всей Греции провозглашался священный мир. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх(«олимпионик»), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, беге на колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) – наградой победителю служил лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, и Немейские игры (в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх, зато прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства. Письменность и литература Одним их наиболее важных факторов греческой культуры VIII – VI вв. до н.э. по праву считается новая система письменности. Через посредство финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавитное письмо было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков. Греческий алфавит имел ряд вариантов, наиболее распространенным из низ был ионийский, принятый, в частности, в Аттике (Афинах). В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе. Эпоха греков ушла вместе с Гомером; теперь внимание поэтов привлекают не героические деяния прошлых веков, а сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получает название лирики. Появление и развитие лирической поэзии связано с именем Архилоха с о. Парос (VI в. до н.э.). С невиданной прежде силой он передал в своих стихах и порывы страсти, и оскорбленное самолюбие, и желание мести, и готовность стойко переносить превратности судьбы. Вместо гекзаметра Архилох ввел в литературу новые размеры – ямб и трохей. Еще один иониец, Анакреонт с о. Теос (VI в. до н.э.), остался в памяти человечества как певец дружеских пиров и любви, имевший в более поздние века немало последователей и подражателей. Именно лирика Анакреонта создала известный всем образ веселых, радостно и безмятежно пирующих греков. Лучших своих представителей архаическая лирика обрела на о. Лесбос на рубеже VII-VI вв. до н.э. Этот поэт Алкей и поэтесса тончайшего лирического дарования Сафо, известная как автор любовных стихов и эпиталам (свадебных песен). Древняя Спарта стала центром развития хоровой лирики, одной из наиболее часто встречающихся форм которой был дифирамб – песнь в честь бога Диониса. Во всем греческом мире распространилась слава о поэте Пиндаре (VI-V вв. до н.э.), воспевавшем высшую добродетель – арете – врожденное свойство аристократа, означавшее доблесть, физическое совершенство, благородство и достоинство. Гекзаметр – стихотворный размер, характерный для гомеровских поэм и других эпических произведений. Ионией в Древней Греции называлось западное побережье Малой Азии, а так же некоторые острова Эгейского моря. Архитектура В эпоху архаики уже возникли основные типы и формы греческого искусства, которые затем получат развитие в классический период. Все достижения греческой архитектуры того времени, и конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. В VII в. до н.э. возникла система ордеров, т.е. особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-стоечной конструкции. Определились художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического и ионического. Дорический ордер, распространенный главным образом в южной Греции, отличался тяжеловесностью и массивностью колонн, простой и строгой капителью, стремлением к монументальности, мужественности, совершенству пропорций. В ионическом ордере ценились, напротив, легкость, изящество, прихотливость линий, капитель имела характерную форму, похожую на рога барана. Немного позднее, в V в. до н.э., в Греции появляется коринфский ордер – пышные, зрелищный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину. Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Об ионических храмов этой эпохи мы знаем больше из античной литературы: значительная их часть была уничтожена. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в г. Эфесе в Малой Азии (одно из чудес света) храм Геры на о. Самос, Аполлона в Дидимах (Малая Азия). Особенностью архаических храмом была богатая полихромная роспись. Древняя Греция была родиной мраморных сооружений, но отнюдь не только сверкающих белизной, как иногда думают. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок: красной, синей, золотой, зеленой на фоне сияющего солнца и лучезарного неба. Скульптура Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы («юноши»), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная – мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для скульптуры той поры условная «архаическая улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены так называемыми корами («девушками») в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу VI в. до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать Название «дорический » связано с дорийцами, завоевателями архейских городов. Дорический ордер греки считали воплощением силы и мужества. Капитель – верхняя часть колонны. Капитель поддерживала горизонтальную часть здания – антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза. Архитрав представлял собой гладкую балку; на фризе, как правило, размещались скульптурные композиции; карниз образовывал двускатную крышу. Пестум – греческая колония в Южной Италии. первоначально свойственную их статуям статичность. Керамика Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство вазовой росписи VII-VI вв. до н.э., ярко свидетельствующее о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Наряду с кратерами для смешения вина, пифосами и амфорами для хранения оливкового масла, вина и зерна, изготовлялись и маленькие флакончики для благовоний, тарелки, большие блюда. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителю на играх, стройные лекифы ставили на могилы. Керамика сопровождала человека на всем его жизненном пути. Стиль искусства вазовой росписи VII в. до н.э. часто называют ориентализирующим, т.е. близким к восточному. В следующем, VI в. до н.э., греческая вазовая живопись начинает освобождаться от восточных влияний, и красочный, причудливый живописный декор, напоминающий рисунки на восточных коврах или тканях, уступает место сценам, взятым из жизни. Наибольшего развития новой, чернофигурный стиль достиг в Халкиде и в Афинах. Так, широко известны вазы, расписанные талантливым афинским мастером Эксекием на мифологические сюжеты: «Ахилл и Аякс, играющие в кости» украшают собой великолепную амфору Эксекия, справедливо названную жемчужиной архаического искусства. Приблизительно к середине VI в. до н.э. была открыта техника краснофигурной росписи. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне – это дало простор для более тщательной разработке деталей. Из известных мастеров краснофигурной живописи стоит упомянуть Эвтимида и Эвфрония. Помимо сцен из мифологии и гомеровского эпоса на вазах краснофигурного стиля запечатлены повседневные занятия и развлечения древних эллинов. Мы видим юношей, упражняющихся в палестре, флейтисток и танцовщиц, мастерскую ремесленника, школу. Стремление к реализму в изображении, к гармонии между изображенными фигурами и формой сосуда делает керамику именно этого периода особенно ценной в глазах знатоков искусства. Высокая классика (V в. до н.э.) Высшей точки экономического, политического и культурного подъема Греция достигла в середине V в. до н.э. В начале века центр тяжести политической и культурной жизни греческого мира переместился из Ионии (Малая Азия) и с островов Эгейского моря в Грецию континентальную, особенно в Афины – центр Аттики. Неповторимое своеобразие греческой культуре классической эпохи придали Афины, а само Афинское государство стало источником политических и культурных влияний и своеобразным законодателем моды. Правители Афин (прежде всего Перикл) стремились сделать родной город крупнейшим культурным центром Эллады, средоточием всего ценного и прекрасного в греческом мире. Кипучая общественная жизнь отличала Афины середины V в. до н.э. Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании – экклесии, обладавшей высшей властью. Афинское государство заботилось и о культурном досуге своих граждан, давая им возможность участвовать в празднествах, посещать театр. Малоимущем из казны выплачивали театральные деньги – теорикон – два обола на посещение театра. В Афинах существовала и развитая система образования: дети с семи до шестнадцати лет получали образование в частных платных школах: преподавались грамота, литература, музыка, математика. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятие спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина. Целью образования было всестороннее развитие личности. Здесь греки определили других народы не только древности, но и более поздних эпох. В Афинах, где существовали наилучшие тогда условия для свободного творчества, стремились ученые и художники из других греческих городов. Архитектура В классический период греческая культура и искусство переживают эпоху наивысшего расцвета, причем главным центром художественного творчества были Афины. В архитектуре окончательно оформляется классический тип периптерального храма. Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах. В Афинах был воздвигнут великолепный архитектурный ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции. Строительными работами и украшениями Афинского Акрополя руководил замечательный скульптор Фидий, друг Перикла. Гордо возвышаются здесь колонны самого большого храма Акрополя – Парфенона, посвященного богини Афине-Деве. История сохранила имена его создателей – Иктин и Калликрат. Построенный из светлого мрамора, окруженный 46-ю колоннами дорического ордера и обрамленный ионическим фризом, Парфенон был воплощен гармонии и строгости. Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.) Эллинистической цивилизацией принято называть новую ступень в развитии материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальной жизни народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Литература Литература эллинистической эпохи необычайно богата по количеству произведений и многообразию жанров. При дворах эллинистических царей процветала пышная, утонченная, полная учености придворная поэзия, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского и др. Поэзия стала искусством для избранных, ее весьма изысканный и часто вычурный стиль был далек от п др.ония Родоскогоирены, эпическая поэма идиллии и енная, полная учетности Обол – греческая мера веса, самая мелкая серебряная ил медная монета. Афинский серебряный обол весил 0,73 г и соответствовал среднему древнему заработку афинского ремесленника. проблем, волновавших общество в целом. Наиболее распространены были малые литературные формы – элегии и эпиллии, в которых преобладали мифологические и любовные сюжеты. Интересные и вкусы горожан выражали комедии и мим (бытовая сценка). Особенно славились мимы Герода, реалистически изображающие городской быт. Архитектура Искусства эпохи переживало период бурного расцвета. Оно приобретало более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Велось активное строительство, в том числе и новых городов: сам Александр Македонский, по преданию, основал 70 городов, названых Александриями в его честь. Новые эллинистические города имели прямоугольную форму и весьма рациональную планировку. Улицы в Пергаме были вдвое шире улиц старых греческих городов, а эллинистическая Приена наличием удобств превосходила средневековый Париж. Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство общественных зданий и сооружений. Монументальность городскому ансамблю придавали обязательные портики, которые укрывали и от дождя, и от солнца. В последствии римляне заимствовали этот тип конструкции. Постройки эллинистического времени часто отличала тяга к колоссальному, своего рода гигантомания. Это относится прежде всего к монументальным алтарям – алтарю Гиерона II в Сиракузах и особенно – алтарю Зевса Пергаме. Последний знаменит главным образом своим грандиозным фризом, опоясывающим цоколь здания (его размеры 36*34*5,6м). Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности, так называемого слогового письма. Эпос – особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера – шедевры античной культуры. Бурный расцвет поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, оказавший серьезное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства, характеризует культуру Древней Греции.

Полисная система

Особенностью политического развития Эллады (Греции) было то, что она никогда не знала деспотической власти царей. На скудных землях материковой Греции бессмысленно было создавать крупные царские хозяйства, основанные на труде тысяч подневольных людей, как это происходило в Египте и Междуречье. Государство не стало у греков сложным и хорошо отлаженным хозяйственным механизмом – напротив, оно сохранило все основные черты общинной организации, простой и основанной на равенстве её членов. Сохранение общинного строя избавило элменов от необходимости «подгонять» свои верования под требования сильной централизованной деспотии; полис, или община – полис был силён единством своих интересов. Община – полис включала в себя не только сельское, но и городское население. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности; если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины – свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной. Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имея собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов. Полис (т.е. коллектив граждан) имел право верховной собственности на землю. Кроме частных участков земли он распоряжался также неподелённой, свободной землёй, и это укрепляло позиции полиса как политического образования. Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии. Создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны, процветание полиса во многом зависило от его граждан, которые почитали древние традиции, осуждали стяжательство, высоко ценили крестьянский труд и самое главное, ощущали себя полноправными и свободными людьми. Это составляло предмет особой гордости. Но тем не менее, внутри полисов постепенно созревали конфликты, которые к 7 в. до н.э. достигли особенно большого размаха. Бывшая родовая знать – аристократы ущемляют права демоса (народа к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники.) Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто вставала угроза лишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. У аристократов был и другой противник - большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати. Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании – единовластия, благодаря которой обуздывался произвол знати. Потребность в тирании после того, как позиции аристократии были ослаблены быстро от пала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других-демократическим, но в любом случае большую роль играло народное собрание, которому принадлежало право окончательного решение всех важнейших вопросов. Греческие полисы обычно были небольшими. Например на острове Родос (его площадь составляет около 1404 кв. км.) находилось три самостоятельных полиса, а на острове Крит (8500кв. км.) – нескольео десятков. Самым большим полисом была Спарта: его территория охватывала 8400кв. км. Общество в полисах. Среди населения полисов привилегированное положение занимали его граждане. Другие свободные люди, не являющиеся гражданами полиса, считать неполноправными. К ним относились прежде всего зависимые крестьяне, потерявши право собственности на свои участки земли, и иноземцы (метеки). На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. Экономическая жизнь полиса. Чтобы избавиться от угрозы голода, Греция была вынуждена довольно рано перейти к экспорту некоторых видов сельскохозяйственных продуктов и изделий ремесла. Самым крупным торговым центром к 5 в. до н.э. стали Афины, которые активно торговали с колониями и странами Востока. Росло денежное обращение, кредитные и ростовщические операции. Поскольку каждый город – государство в Греции чеканили свою монету, развивался валютный обмен. Сухопутная торговля была развита гораздо хуже по сравнению с морской. Товарно-денежные отношения в одних полисах были развиты сильнее, а в других слабее, распространялись неравномерно и существовали в рамках натурального хозяйства. Именно в полисе закладывались основы древней демократии, товарно-денежных отношений, складывался особый тип личности-свободной, честолюбивой, безгранично преданной своему государству. Особенности полиса накладывали отпечаток на древнегреческую цивилизацию в целом. Полисы достигли своего расцвета на рубеже 6-5 в. до н.э. К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов – государств, которые то воевали между собой, то заключали союзы. На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить её были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса – Афины и Спарта, образовавшие два центра древнегреческой цивилизации, причём каждый из них развивался особым путём. История Афин – это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту прянято считать милитариским, даже «полицейским» крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам, разрушившим изнутри древнегреческую цивилизацию. Длительные кровопролитные Пелопонесские войны ослабили не только Спарту, но и победившие полисы, а в итоге и всю Грецию. Прежние цивилизационные структуры стали разрушаться. Наиболее ярко это проявилось в афинском полисе, где сильно развиты товарно-денежные отношения. Законы, по которым жил полис, возникший как «закрытая» община граждан – земледельцев, не давали возможности богатым, но неполноправным людям вести предпринимательскую деятельность. Старая форма собственности, объединившая и государственный, и частный принципы, изжила себя, теперь требовался переход к полной частной собственности. Изменения происходили и в политической жизни. Борьба между сторонниками олигархии и демократии сменилось противоборством группировок, разделённых имущественным положением. Платон, великий философ Древней Греции, писал, что внутри полиса образованились «два враждебных между собой государства: одно- бедняков, другое- богачей». В Афинах эти конфликты выливались в яростные дебаты в народном собрании, после которых политические противники нередко изгонялись. В других полисах дело доходило и до гражданских войн. Индивидуализм, раньше сочетавшийся с идеей «общей пользы», теперь несомненно вопрос: коллетивистская мораль, сдерживающая его, стала разрушаться, а вместе с ней разрушался и сам полис в его традиционной форме, который долгое время был основой и опорой древнегреческой цивилизации.

Греческая демократия

Древнюю Грецию можно считать колыбелью демократии – именно там зародились первые демократические государства. Не стоит забывать, что эллины жили в государствах, порядок в которых удерживался сам собой, а не за счет гипертрофированного бюрократического аппарата. Законы на Пелопоннесе опирались на элементарные жизненные нормы, понятные всем и каждому. В современном же мире многие не знают до конца как своих прав, так и своих обязанностей. Правители в основном были из аристократических кругов (это совсем не указывает на олигархию, наоборот, это объясняется тем, что они могли получить хорошее образование и всегда были на виду), но правитель вполне мог быть и выходцем из народа. Был интересный случай с назначением Софокла на место афинского военначальника в сражении с восставшими самосцами за то, что его последняя драма имела потрясающий успех в народе (кстати, афиняне тогда были разбиты). Выборы проводились каждый год. Так что никто не мог твердо укрепиться у власти, и народ мог на законных основаниях поменять неугодного ему правителя. Даже в том случае, когда правителю удавалось завоевать доверие населения путем ли многочисленных побед на полях сражений или же собственно самим правлением, ему грозило изгнание, как бы нелепо это ни звучало. Кроме совета был суд, и он тоже участвовал в политической жизни. В свое время знаменитый законодатель Солон издал закон: “кто видит обиду, может жаловаться в суд”. Когда гражданин видел в действиях другого ущерб для государства, он, если даже не был сам затронут, подавал в суд. Нельзя было привлекать к ответственности только должностных лиц при исполнении обязанностей, но кончался его срок и…все недовольные его действиями на посту тут же шли с жалобами в суд. Каждый помнил: если он не заступится за государство, то никто другой этого не сделает.
  1. Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей и направлений Санкт-Петербург

    Планы семинарских занятий

    Познакомить студента с сущностью (основными разделами, проблемами) философии, ее ролью в жизни человека и общества, важнейшими этапами развития философской мысли,

  2. Культурология методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009 удк 008. 001 (075) ббк 71 я 73 к 90

    Методические указания

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  3. Рабочая программа
  4. Рабочая программа

    Культурология: рабочая программа, метод. указания и контр. задания для студентов всех специальностей ИДО / Сост. Т. А. Чухно, Н. А. Никитенкова. – Томск: Изд.

  5. Планы семинарских занятий и методические рекомендации по их подготовке для студентов всех специальностей Бийск

    Планы семинарских занятий

Контрольная работа №1

«Цивилизации древности».

Вариант 1.

Часть1

1. Человек современного вида появился
а) 2-1,5 млрд лет назад б) 4-3 млн лет назад
в) 100-40 тыс. лет назад г) 6-5 тыс. лет назад
2. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи
а) буддизма б) даосизма
в) ведизма г) конфуцианства
3. Древневосточный правитель
а) имел неограниченную власть над подданными
б) выбирался высшей знатью
в) имел лишь религиозные функции
г) не имел никакой собственности

4. Для древневосточной деспотии характерно
а) участие народа в управлении государством
б) всеохватывающее господство государства над подданными
в) отсутствие налоговой системы
г) отсутствие письменных законов

5. Началом Античности историки считают
а) рубеж IV-III тыс. до н. э. б) рубеж III-II тыс. до н. э.
в) середину II тыс. до н. э. г) начало I тыс. до н. э.
6. Для греческой религии и мифологии были характерны
а) систематизированный характер мифологии
б) единобожие
в) оформление единого греческого пантеона
г) отсутствие храмов и культа
д) существование в каждом полисе своего пантеона богов
7. В римском праве было сформулировано
а) понятие собственности, в том числе частной
б) право только римских граждан
в) обоснование обязательности рабства
г) право на свободу слова
8. Факторы, способствующие созданию особой формы государства – деспотии:

А) иерархическая система

Б) необходимость организации коллективного труда

В) разветвленная административная система

Г) необходимость жесткой организации, сильной центральной власти

9. Религиозно-философское учение буддизм зародилось:

А) в Китае б) в Индии

В) в Вавилоне г) в Египте

10. Особенность древнеиндийского общества:

А) социальное неравенство б) кастовый строй

В) имущественное расслоение г) патриархальная семья

11. Для греческой цивилизации характерна:

А) колонизация б) традиционность

В) иерархичность г) кастовость

12. В древнегреческом обществе ценились:

А) культ личности

Б) умение подчинять свои интересы государственным

В) принцип соревновательности

Г) чувство коллективизма

13. Историки называют Римскую республику:

А) демократической б) аристократической

В) олигархической г) имперской

14. К пантеону богов Древнего Рима относятся:

А) Зевс и Гера б) Юпитер и Юнона

В) Афина и Аполлон г) Марс и Венера

Часть 2

Неолитическая революция, деспотия, античное рабство, эллинизм, миф.

2. Расположите в хронологической последовательности основные этапы становления человека.

  1. появление человека умелого

Б) появление австралопитека

  1. появление человека разумного

Г) появление человека прямоходящего

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А) матриархат

Б) полис

В) военная деспотия

Г) социогенез

Д) археология

  1. процесс возникновения социальных отношений между людьми и форм организации общественной жизни
  2. специальная историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества
  3. самостоятельное государство, включавшее в се город и прилегающие земельные угодья, и обладавшее самоуправлением горожан
  4. государственное образование, главной задачей которого было обеспечение защиты общинам, городам и торговцам от внешних врагов
  5. строй, при котором господствующее положение занимали женщины (материнское право, материнский род)

4. Прочитайте отрывок из документа и выполните задания

  1. Перечислите особенности императорской власти в Византии.
  2. Чем она отличалась от власти монархов Западной Европы?
  3. Какими качествами должен был обладать император?
  4. Почему византийцы ценили именно эти качества императора?

Контрольная работа №1

«Цивилизации древности».

Вариант 2.

Часть 1

1. Признаки неолитической революции
а) возделывание злаков и выращивание животных
б) отсутствие частной собственности
в) преимущественно кочевой образ жизни
г) существование соседской общины
д) возникновение племенных богов
е) преобладание собирательства

2. На рубеже IV-III тыс. до н. э.
а) возникли первые цивилизации
б) началась неолитическая революция
в) появился человек современного вида
г) зародилась религия

3. Переход человечества от первобытности к цивилизации свершился
а) 40 тыс. лет назад б) в IX тыс. до н. э.
в) во II тыс. до н. э. г) на рубеже IV-III тыс. до н. э.

4. Древнейший очаг греческой цивилизации
а) Афины б) Спарта
в) Иония г) Крит
5. Гражданин греческого полиса имел право
а) заниматься ремеслом и торговлей
б) продать своего сына в рабство
в) участвовать в управлении государством
г) отказаться от участия в военном походе
д) защищать свой полис от врага
6. Октавиан Август
а) стал первым римским императором
б) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
в) был знаменитым римским поэтом
г) прославился созданием кодекса римского права

7. Особенностью восточных обществ была их строгая:

А) иерархичность б) кастовость

В) религиозность г) замкнутость

8. Основной производственной ячейкой в древних обществах являлась:

А) патриархальная семья б) сельская община

В) корпорация торговцев г) соседская община

9. Самые привилегированные слои населения восточного общества:

А) родовая и военная аристократия

Б) ремесленники и купцы

В) цари и жрецы

Г) чиновники и солдаты

10. В древних восточных государствах сложилась особая форма государства:

А) деспотия б) монархия

В) тирания г) диктатура

11. Главный орган Римской республики:

А) Форум б) Консульство

В) Сенат г) Капитолий

12. Греческий полис называется:

А) гражданской общиной б) сельской общиной

В) патриархальной общиной г) городской общиной

А) патриции

Б) демос

В) аристократы

Г) плебеи

14. К пантеону богов Древней Греции относятся:

А) Зевс и Гера

Б) Юпитер и Юнона

В) Афина и Аполлон

Г) Марс и Венера

Часть 2

1. Дайте определения понятиям:

Цивилизация, метрополия, тирания, республика, полис.

2 . Отметьте знаком «+» верные высказывания.

1. Кроманьонцы являются прямыми потомками неандертальцев

2. Возраст древнейших костных останков предков человека превышает 3 млн. лет

3. Древний человек расселялся с территории Америки в Азию

4. Кочевое скотоводство развивалось в степной зоне

5. Первым металлом, который освоил человек, была медь

6. Зонами самого раннего земледелия и скотоводства являются Южная Африка и Австралия

7. Зарождение искусства произошло в эпоху неолита

8. Первые крупные земледельческие поселения возникли на территории современной Турции и в Палестине

3. Соотнесите термин и его определение.

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А) патриархат

Б) неолитическая революция

В) антропогенез

Г) племя

Д) рабство

  1. переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности
  2. наука о происхождении и эволюции человека
  3. общность людей, объединенных родственными связями, общим хозяйством, языком и традициями.
  4. социально-экономический строй, при котором некоторые люди являлись собственностью власти, знати, храмов, ремесленников.
  5. строй, при котором господствующее положение занимал мужчина (отцовское право, отцовский род)

4. Прочитайте отрывок из биографии пророка Мухаммеда и укажите событие, о котором в нем говорится.

Напишите, что составляет пять столпов ислама?

В чем отличие ислама от других мировых религий?

Ответы.

Вариант 1. Вариант 2.

  1. а 1. а,б,д
  2. г 2. а
  3. а 3. 3
  4. б 4. г
  5. в 5. в
  6. а,д 6. а
  7. а 7. а
  8. а,б 8. б
  9. б 9. в
  10. б 10. а
  11. а 11. в
  12. б 12. а
  13. б 13. а,г
  14. б,г 14. а,в

СТРУКТУРА ГРЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. КЛАССИЧЕСКОЕ РАБСТВО

Темпы развития античных государств да и сами пути, по которым оно шло, значительно отличались друг от друга. Соответственно свою специфику имела и структура общества в каждом греческом полисе. Наиболее полное и всестороннее представление о структуре античного общества можно получить на примере Афин – крупного демократического полиса с развитой экономикой.

Гражданский коллектив афинского полиса, объединявшего всю Аттику, в 432 г. до н. э. составлял 35-45 тысяч мужчин – полноправных граждан. Вместе с женщинами и детьми в полисе насчитывалось до 172 тысяч человек. В?в. до н. э. в обществе еще сохранялось введенное Солоном деление на четыре имущественных разряда, хотя теперь оно уже не имело большого значения для политической жизни. К первым двум разрядам – пентакосиомедимнам и всадникам – относились в основном представители «старой» знати. Аристократов в Афинах было довольно много. По закону они не имели каких-либо привилегий. Тем не менее высокий статус и авторитет выходцев из знатных семей, хорошее образование, значительное богатство, сохранившееся у многих из них от предшествующих эпох, позволяли аристократам играть видную роль в общественной жизни. Именно представители знати чаще всего избирались на высшие должности, возглавляли военные экспедиции.

Помимо аристократов, к первым двум разрядам относились также весьма зажиточные граждане незнатного происхождения, составившие свое состояние на торговле и ремесленном производстве (крупные торговцы, владельцы мастерских). В греческих полисах сказочных богатств никто не нажил. Даже самые крупные состояния были, по современным меркам, довольно скромными. Так, в V в. до н. э. богатейшим человеком в Афинах (а по некоторым сведениям – и во всей Греции) считался дипломат Каллий (заключивший мир с Персией), имевший состояние в 200 талантов серебром. Страна была бедной, и богатство в ней было понятием относительным.

В целом рядовой демос воспринимал богачей с долей подозрения. Считалось, что они самим своим существованием как бы нарушают принцип всеобщего равенства. Для восстановления «справедливости» власти демократического полиса налагали на состоятельных граждан литургии – различного рода повинности. Одной из распространенных литургий была триерархия : афинянин должен был за свой счет оснастить и укомплектовать экипажем военный корабль. Гимнасиархия подразумевала организацию богатым горожанином спортивных состязаний, устройство гимнасиев – помещений для занятий спортом. Хорегия обязывала гражданина оплачивать набор и подготовку хора и актеров для праздничных представлений. Таким образом, государство перекладывало значительную часть своих расходов на частных лиц, что было необходимо, так как граждане не платили регулярных прямых налогов, лишь в экстренных ситуациях взималась эйсфора – разовый чрезвычайный налог.

Литургии, заменяя собой налогообложение, позволяли гражданскому коллективу в известной степени сдерживать имущественное расслоение среди граждан. Надо сказать, что в Vв. до н. э. сами богачи, заботясь как о благе полиса, так и о собственном престиже, отнюдь не пытались уклониться от литургий, а, напротив, стремились перещеголять друг друга щедростью трат на благо общества. Это давало почет, обеспечивало рост политического влияния, что считалось более весомым, чем накопление материальных ценностей.

К третьему разряду, зевг итам, относились среднезажиточные крестьяне. Наиболее многочисленный, этот разряд вначале составлял главную социальную опору демократии.

Но постепенно все большую роль начинают играть феты – четвертый разряд, объединявший беднейших крестьян и ремесленников, рабочих-поденщиков, а также лиц неопределенных занятий. Роль фетов в жизни полисов особенно повысилась, когда в ходе греко-персидских войн они впервые были включены в состав экипажей триер. В отношении этих людей государство проводило определенную социальную политику: охраняло их от окончательного разорения, старалось обеспечить земельным наделом (хотя бы за пределами Аттики, на землях полисов – членов Делосского союза), организовывало для них хорошо оплачиваемые общественные работы, чаще всего строительные. В интересах бедняков была введена плата за участие в работе общественных органов, а в IV в. до н. э. – даже за посещение народного собрания.

Помимо граждан, в Афинах жили метеки – еще одна довольно многочисленная категория населения (их было примерно 25-35 тысяч человек). Статус метека имели лица, переселившиеся на постоянное жительство в Афины из других городов, а также их потомки. Метеки не пользовались гражданскими правами, не могли участвовать в управлении государством, не могли владеть землей на правах частной собственности, но, в отличие от граждан, платили налоги. Источником существования для метеков, как правило, было занятие ремеслом и торговлей. Впрочем, в условиях экономически развитого афинского полиса эти виды деятельности приносили значительные доходы. Многие метеки стали весьма зажиточными людьми и, несмотря на низкий правовой статус, были вполне удовлетворены своим положением.

Наконец, самой низшей в социальной иерархии была одна из наиболее многочисленных групп населения – рабы. Некоторые античные авторы (впрочем, «поздние», чьи свидетельства не слишком достоверны) утверждают, что в Афинах V в. до н. э. было 400 тысяч рабов. По более осторожным оценкам, в афинском полисе классической эпохи было 80-115 тысяч рабов. Точную цифру вряд ли удастся установить: в отличие от граждан и метеков рабы не учитывались ни в каких переписях. Во всяком случае, рабы составляли около трети всего населения афинского государства.

В V в. до н. э. в развитых греческих полисах, к числу которых относились и Афины, окончательно утвердилось классическое рабство, характеризовавшееся максимальным противопоставлением правовых статусов раба и свободного человека, отношением к рабу как к вещи. Одним из важнейших факторов развития рабовладельческих отношений стали греко-персидские войны, в ходе которых взятые в плен варвары порабощались. Например, после разгрома персов при Евримедонте было продано в рабство 20 тысяч пленных. Собственно, в этот период именно иноплеменники составляли подавляющее большинство рабов. Кстати, это сыграло свою роль в складывании у греков представления о варварах как «рабах по природе».

Другим источником рабов был захват свободных людей пиратами. Пополнялся рабский контингент и за счет детей, рожденных рабынями. Причем такие рабы пользовались обычно большим доверием со стороны своих господ. Развитие рабства неизбежно вело к появлению рынков рабов. Крупнейшие из них существовали в Эфесе, а также на островах Хиос, Самос и Делос.

Труд рабов использовался в самых разных сферах производства. В ремесленных мастерских, строительных артелях рабы зачастую работали наравне со свободными людьми. Рабский труд преобладал там, где условия труда были особенно тяжелыми, например в рудниках. В сельском хозяйстве рабов использовали мало, но и там даже не очень богатому крестьянину в работе зачастую помогали один-два раба, а в поместье богача их могло трудиться до нескольких десятков во главе с управляющим, который тоже нередко был рабом. В городских домах аристократов рабы выполняли обязанности домашних слуг, поваров, привратников и т. п. Существовали также государственные рабы, которые могли занимать низшие должности, считавшиеся унизительными для свободных граждан. Так, в Афинах отряд вооруженных луками рабов-скифов исполнял обязанности полицейской стражи.

Однако не следует представлять себе греческое общество упрощенно, как состоящее из горстки рабовладельцев и противостоящей им в яростной непримиримости огромной массы беспощадно эксплуатируемых рабов. Во-первых, исключительно важную роль играла многочисленная группа мелких производителей-собственников – людей свободных. А рабы ни в одном из греческих полисов никогда не составляли большинства населения.

Во-вторых, древнегреческое рабство не основывалось на жесточайшей эксплуатации рабов с целью выжать из них все что можно. В Древней Греции раб, бесспорно, воспринимался как вещь, но вещь дорогая и нужная в хозяйстве, поэтому к нему, как и ко всякой вещи, старались относиться бережно. Условия существования рабов были довольно сносными и порой мало отличались от условий жизни бедных свободных крестьян. Это позволяло наиболее рационально использовать труд раба с оптимальной выгодой для владельца. Необходимо подчеркнуть, что тяжесть положения раба заключалась не в жестоком обращении с ним, а в его полном бесправии. Государство порой вмешивалось во взаимоотношения рабовладельцев и рабов. Так, в некоторых полисах (в том числе в Афинах) было запрещено беспричинно убивать или истязать рабов.

В античной Греции практиковался и отпуск рабов на волю, хотя это и не было широко распространено. Если раб был связан с торговлей или ремеслом, он мог выкупиться на волю на свои сбережения. Рабы нередко получали свободу по завещанию после смерти хозяина. Существовал и такой способ отпуска раба на волю, как дарение или продажа божеству. При этом в специальном документе оговаривалось, что деньги от продажи целиком идут хозяину, а богу вверяется защита свободы раба. Вольноотпущенник пополнял ряды метеков и продолжал сохранять определенную зависимость от своего прежнего хозяина.

Хотя история Греции классической эпохи практически не знала крупных вооруженных восстаний рабов, однако недовольство рабов своим статусом выплескивалось в различные формы протеста. Самой распространенной из них было бегство (так, во время Пелопоннесской войны из Афин бежали 20 тысяч рабов). Были случаи, когда доведенные до отчаяния рабы убивали своих хозяев. За это преступление раба казнили на могиле его хозяина.

Источники

Весьма ценным источником по истории Греции V в. до н. э., и особенно Афин, являются драматические произведения. Великие драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан были афинскими гражданами. Аттическая трагедия была весьма сложным литературным жанром, в котором мифологический сюжет позволял поднимать важнейшие религиозно-философские, этические, политические вопросы. Правда, использование «театральных» памятников для реконструкции событий политической жизни древности осложнено тем, что в трагедиях мы находим не прямые упоминания об этих событиях, а скорее аллюзии и реминисценции, подчас не во всем понятные людям позднейших эпох.

Греческая комедия V в. до н. э. имела характер злободневной политической сатиры. Аристофан смело изображал в своих пьесах современных ему политических деятелей и полководцев, зачастую выводя на сцену Клеона, Никия, Ламаха, Демосфена и др. под их собственными именами. Персонажами его произведений оказывались и другие известные афиняне: философ Сократ, драматург Еврипид. В комедиях Аристофана множество упоминаний о событиях афинской истории времен Пелопоннесской войны, причем о некоторых из них можно узнать только из сочинений этого автора.

В исследовательской литературе комедии Аристофана нередко называют «зеркалом» афинской действительности; однако необходимо помнить, что зеркало это – кривое. Дело в том, что, согласно законам жанра, в комедиях история Афин представала перед зрителями в гротескном, гиперболизированном преломлении. У Аристофана то простой крестьянин заключает сепаратный мир со Спартой и наслаждается благами мирной жизни, то два афинянина основывают птичий город между землей и небом, а потом одерживают верх над самими богами, то женщины совершают государственный переворот, отстранив мужчин от управления полисом. Это не отражение реальных событий, а скорее чаяния тех или иных слоев населения.

Произведения греческих поэтов могут служить источником по религиозным представлениям и культам древних греков, их идеологии, менталитету, нравственным воззрениям.

Из книги История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2 автора Ляшенко Леонид Михайлович

§ 70. Социальная структура российского общества Хотя социальная жизнь России оставалась достаточно традиционной, в ней появились новые моменты, свидетельствующие о грядущих переменах. Повышение товарности сельского хозяйства, увеличившиеся в связи с этим требования

Из книги От рабства к рабству [От Древнего Рима к современному Капитализму] автора Катасонов Валентин Юрьевич

7.1. Социальная структура рабовладельческого общества Мы уже в предыдущих главах делали немало сравнений Древнего Рима и современного мира. Вот еще некоторые сравнения и размышления на эту тему.Тенденция к формированию социальной структуры общества, подобной структуре

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Структура раннеегипетского общества Высокая степень централизации управления, возникшая на очень раннем этапе развития общества и государства, сместила многие привычные акценты и сыграла немалую роль в формировании специфических черт древнеегипетской структуры,

автора Андреев Юрий Викторович

2. Социальная структура греческого общества Ускоренное развитие греческой экономики в VIII–VI вв. до н. э., включение всех слоев населения в те или иные отрасли производства создавали условия для формирования разных классов и социальных групп со своими экономическими и

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава XII. Социальная структура греческого общества Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и Греции в целом, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов, количество и удельный вес которых в греческом обществе V–IV вв. до н. э.

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ИЗМЕНЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ГРЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Греко-персидские войны продолжались почти полвека. Когда же они завершились, стало очевидно, что греческий мир уже во многом не тот, каким он был до этого вооруженного столкновения двух великих цивилизаций. Если в эпоху архаики

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Структура кельтского общества Семья и род.Основными единицами кельтского общества были семья и род (по–ирландски «finе»). По свидетельству Цезаря, отец обладал неограниченной властью над членами семьи (в юридическом смысле), правом жизни и смерти (роtеstаs vitае necisque). Если

автора Бадак Александр Николаевич

Структура общества. Процесс расслоения Одновременно ослабление пресса поборов и податей вело к активизации частной инициативы на местах. Этот процесс слабо отражен в документах эпохи Среднего царства, в которых наибольшее внимание уделяется, естественно, внешне более

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Социальная структура общества Нет сомнения в том, что Законы Хаммурапи отстаивали интересы рабовладельцев, защищали их от «строптивого» раба. В средней древневавилонской семье могло быть от двух до пяти рабов. Значительно реже их число доходило до нескольких десятков.

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Структура среднеассирийского общества Городская община в Ассирии объединяла как правило целый ряд сельских общин, которые являлись собствениками всего земельного фонда. Фонд состоял, во-первых, из обрабатываемой земли, поделенной на участки, которые находились в

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Структура общества В государстве Шан (Инь) существовали рабы, рабовладельцы и земледельцы-общинники. Рабовладельческую подструктуру общества составляли иньская рабовладельческая светская аристократия, жреческая аристократия (они же и рабовладельцы) и

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура автора Тодд Малькольм

Глава 2. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Древние германские народы (сivitates, как называли их древние римляне) состояли из отдельных групп населения, которые обычно называли племенами (раgi) и которые, в свою очередь, объединяли многочисленные кланы или роды. Роды

Из книги История времен римских императоров от Августа до Константина. Том 1. автора Крист Карл

Структура общества Римской империи Общая оценка общественной системы Римской империи, учитывающая взаимосвязь между политической системой и обществом, не может строиться ни на современной категории классов, ни на римском понятии сословий. Модель римского общества, не

Из книги Новое открытие древней Африки автора Дэвидсон Бэзил

Структура общества Когда в 1856 году Ливингстон продвигался по неисследованным районам в бассейне Замбези на восток, попадая от одного племени к другому, до него донеслись последние печальные отзвуки исчезнувшей империи Мономотапа. Путешественнику довелось встретить

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

4. Социальная структура позднесредневекового общества Венгрия, в том числе и территория Словакии, в XV веке все еще была типично средневековым королевством; политические, экономические, социальные структуры, несмотря на некоторые новые элементы, оставались неизменными.

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

Структура общества Общество – довольно сложный социальный организм. Организм предполагает наличие структуры. Структура, помноженная на индивидуальные особенности каждой личности, порождает иерархию. Иерархии бывают разные: властные, культурные, спортивные и мн. др. Но

Древнегреческая цивилизация возникла во 2 тыс. до н.э. Древняя Греция дает нам уникальный образец демократического устройства. Древнегреческие города представляли собой - полисы. Полис-это город государство, который имел самостоятельное политическое и экономическое развитие. У каждого была собственная армия, законодательная система.

Спарта – это город-государство, который возник в середине 2 тыс. до н.э. на Пелопоннесе. Спартанских воинов готовили с раннего детства. Если дети рождались слабыми, немощными, то их сбрасывали со скалы. Сначала ребенок воспитывался в семье, а затем попадал на попечение государства. В школах дети обучались риторике, навыкам общения с публикой, аудиторией, борьбе и владению оружием.

В спартанском обществе не поощрялось искусство, наука. Спарта порождала из своих рядов военачальников, людей, которые должны управлять государством, которые могли держать в подчинении большие массы людей. Эти навыки ценились в спартанском государстве и получили свое развитие.

Большое внимание уделялось религии, поскольку культы постоянно сопровождали спартанского воина и перед тем как отправиться в бой, снарядить отряд на сражение обязательно совершался обряд, жертвоприношение греческим богам. Спартанские граждане ценили религиозные культы, почитали греческих богов.

В целом тип государственного устройства, который сформировался в Спарте, будет правильнее назвать военной олигархией, когда во главе государства стоялилюди, принадлежащие к высшей знати, и именно они определяли, каким будет экономическое и политическое развитие. Такой тип политических отношений делал культуру Спарты достаточно зависимой от политических процессов.

Примером наивысшего демократического развития в Древней Греции являются Афины. Афинская демократия давала огромный простор для развития афинского общества и для развития культуры. Афинская демократия позволила создать суды, на которых можно было надеяться на честное решение вопроса. Афинская демократия способствовала тому, что граждане были заинтересованы во многих культурных процессах.

Именно в Афинах широко применялся принцип калогатии – это воспитание, которое предполагало, что в человеке нужно сформировать и физическую культуру, развить интеллект и привить эстетический вкус. Если сравнить афинскую и спартанскую культуры, мы увидим существенные различия. Афинская культура была более светской. Здесь не уделялось большого внимания культам и обрядам, религиозным и мифологическим как это было в Спарте. Спартанская культура не уделяла внимания искусству, в то время как афинская, в художественном отношении, была очень развита. Афинская культура была более рациональна, чем спартанская. В культуре Афин огромное внимание уделяется отдельной личности. Здесь и процесс образования, культура в целом были ориентированы на отдельного человека. В то время как в Спарте человек рассматривался как часть государства, он должен был служить государству, он рассматривался как часть армии, как представитель общества, но его личные качества не очень высоко ценились. Демократические принципы Афин приводят к созданию демократической республики, и именно на базе демократической республики активно развивается культура.