Производство материальных благ и услуг. Продукт и характер труда. Производство материальных благ – основа жизни человеческого общества

общество материальный производительный благо

Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что способ материального производства выступает основанием всего многообразия истории: определяет социальную, политическую и духовную жизнь, отношение людей к природе, вплетен в единую человеко-эколого-экономическую систему, выражает логику развития общественного бытия. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений .

Производительные силы выражают активное отношение людей к природе. Производительная сила общества опирается на естественную силу и включает ее в себя. Понятие "производительные силы" впервые ввели в науку классики английской политической экономии, характеризуя производство как сочетание рабочей силы и орудий труда. В диалектико-материалистическом понимании первой производительной силой является человек, который творит науку и технику и применяет их в процессе общественного производства. Производительные силы и общественные отношения, по утверждению К. Маркса, являются различными сторонами развития общественного индивида . Производительные силы - это система вещественного фактора - средств производства (средств труда и предметов труда) - и личностного фактора производства (обладающего физической силой, трудовыми навыками, производственным опытом, интеллектом и морально-волевыми качествами), в процессе функционирования которых осуществляется обмен веществ между природой и обществом. Материальное производство невозможно без обработки информации.

Человек, не удовлетворенный стихийным формированием веществ, прорывает узкий для него горизонт природы и организует технологический процесс, позволяющий ему к естественным свойствам веществ добавлять искусственные, делая природный материал социально полезным. Прежде чем сформироваться как производительная сила, человек должен стать личностью, пройти школу обучения и воспитания. Поэтому работа педагога, врача, художника, журналиста, актера, всякая деятельность (не только непосредственная материально-производственная), формирующая личность, должна рассматриваться как опосредованная производительная сила. Термин "материальное производство" подразумевает, прежде всего, обработку вещества и производство материальных благ (материю люди обрабатывают, а не производят). Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения: а) собственности; б) распределения; в) обмена (натурального или товарно-денежного); г) потребления.

Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс, вписывающийся в цивилизационную и формационную динамику. Первая революция в производительных силах произошла тогда, когда стали производить не только орудия труда, но и средства существования. Это было в эпоху появления шлифованных каменных орудий (неолитическая, или аграрная, революция). Когда человек изобрел метательное оружие, он извел для употребления в пищу за несколько тысячелетий мамонтов и крупных копытных. В результате возник экологический кризис. На основе неолитической революции человечество преодолело этот кризис. Вся история биосферы пошла по новому руслу: человек начал создавать искусственный кругооборот веществ. Переход к производящей экономике был обусловлен оскудением запасов природы в местах обитания человека и ростом численности населения. (Последнее - причина и одновременно следствие перехода к производящей экономике.) На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт. Тем самым были созданы материальные предпосылки для систематического обмена, развития торговли, концентрации прибавочного продукта в руках части общества. Прежняя ориентация на коллективный труд и равенство в распределении изжила себя. В коллективные начала внедрялись индивидуальная деятельность и частная собственность. Общество качественно изменилось - стало сложно структурированным, возросли и усложнились потребности, изменилась шкала ценностей, увеличилась нагрузка на биосферу. Итогом изменения экономических условий, общественных отношений было становление эксплуататорского классового общества.

На основе эксплуатации труд стал более напряженным. Возникла материальная база для освобождения от труда в материальном производстве части общества. Произошло отделение умственного труда от физического, создавшее необходимую основу прогресса духовной жизни. Другим видом общественного разделения труда было отделение ремесла от земледелия, города от деревни. Города становились центрами ремесла, торговли, политической и духовной жизни.

Революции в производительных силах связаны с существенными изменениями в технике. Техника - искусственное образование, созданное человеком; инструмент, т.е. средство, орудие для удовлетворения человеческих потребностей; самостоятельная реальность, противостоящая природе и человеку; специфический способ использования сил и энергии природы; явление, не отделимое от технологии. Техника эволюционировала от домашинной, или орудийной (инструментальной), к машинной и автоматической.

Третья революция в производительных силах, НТР, начавшаяся в 40-50-х годах XX в., знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному. К прежним трем звеньям машины добавляется управляющее устройство. Развитие такого производства связано с совершенствованием ЭВМ, с появлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Помимо материало- и энергоемкости возрастает значение наукоемкости производства. Качественное преобразование производительных сил на основе перехода к автоматизированному производству, превращение научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства составляет производственно - технический аспект сущности НТР. Но этого недостаточно: важно также учитывать социально - экономическую и мировоззренческую стороны сущности НТР.

Социально-экономический аспект НТР выражается в гуманизации производства. Технические средства по сложности приближаются к свойствам и природе человека, учитывая его физические, умственные и психологические возможности. Если этого нет, то происходит отчуждение человека от машины. Оно возможно не только в силу социальных причин, но и тогда, когда логика развития техники не опирается на логику развития человека. В таком случае не срабатывает антропоморфный принцип и не обеспечивается целостность труда. Революция в науке и технике должна сопрягаться с культурной, изменяющей человека. Формируется качественно новый тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося работника.

Создавая условия для технологической свободы человека, его самовыражения, НТР выступает как величайшее благо. Вместе с тем НТР является большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов.

Изменения в производительных силах сопровождаются соответствующими процессами в производственных отношениях. Это осуществляется как путем постепенной трансформации одной формы собственности в другую (например, отмена крепостного права в России в 1861 г.), так и революционной ломкой устаревших производственных отношений и заменой их принципиально новыми (пример: буржуазная французская революция 1789-1794 гг. ликвидировала господство феодальной собственности и утвердила буржуазную). Проявляется также обратное активное воздействие производственных отношений на производительные силы. Товарно-денежные отношения отсекают бесполезный и некачественный (по результатам) труд.

Рынок, конечно, не панацея от всех бед. Рынок - средство, но не цель. Он может быть эффективен: а) если согласуется с научно-технологическими преобразованиями; б) при создании равноправных условий развития различных социальных типов хозяйства и форм собственности; в) при наличии массовых социальных сил, заинтересованных во внедрении нового хозяйственного механизма; г) если имеются квалифицированные кадры, способные умело действовать в цивилизованных рыночных условиях хозяйствования, т.е. при синхронизации экономической и культурно-технической революций; д) при соответствующей инфраструктуре товарных и фондовых бирж, информационно-коммерческих центров и т.д.; е) при наличии достаточных экономических условий и правовых регуляторов (демонополизации, разгосударствлении форм собственности, введении в действие антиинфляционных механизмов, способов социальной защиты населения и пр.); ж) при системности и синхронности осуществления рыночных мероприятий.

На основе развития рынка формируется рыночное экономическое мышление, которому присущи такие черты, как инициативность, прагматизм, динамизм, адаптивность, индивидуализм. Усиление в постиндустриальном обществе социальной направленности рынка порождает в экономическом мышлении ориентиры на социальную защиту населения, выполнение государством важных управленческих функций на рынке, что не исключает опору на инициативность и гибкость.

Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути разрешения своих социальных проблем, к примеру создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени. Первоначальная хаотическая основа, присущая запуску рыночных механизмов, не является гарантом выхода на структуры самоорганизации социальной среды. Развитие естественных экономических процессов не отрицает роли порядка, экономической дисциплины и организованности. Рыночная система отношений предполагает открытость экономики, ее органическое вхождение в систему мирохозяйственных связей. В ходе осуществления НТР экономика интернационализируется и вместе с тем производство индивидуализируется, децентрализуется, что позволяет более гибко и быстрее реагировать на изменяющиеся потребности населения и внедрять новшества.

Мировоззренческий аспект НТР раскрывает проблему общей стратегии отношения человека к миру. Позиция человека-временщика и конъюнктурщика, озабоченного сиюминутной выгодой, заменяется рачительным хозяйственным отношением к материальным, природным и трудовым ресурсам, к среде обитания и жизнедеятельности человека. Стоит задача не только сохранения, но и улучшения и гуманизации среды, учета долговременных и широкомасштабных последствий использования науки и техники. В свое время великие географические открытия расширили горизонт видения человеком мира. Современное освоение космоса, проникновение в тайны глубин материи, возможность быстрых перемещений в пространстве, интернационализация связей, науки и техники, "стандартов" рынка и демократии, широкая информатизация общества делают стиль мышления человека еще более масштабным, универсальным и вместе с тем профессионально углубленным. Повысилась роль не только специальных профессиональных знаний, но и общей культуры, философской подготовки, знания иностранных языков. Необходимость учета последствий НТР в глобальном плане, с позиций экологических критериев и "человеческих" измерений делает мышление современного человека глобальным, экологическим и гуманистически ориентированным.

Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и социально-политических закономерностей, открывается простор для универсального расцвета личности. В целом современный прогресс общества осуществим на основе достижения гармонии научно-технологической перестройки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологически ориентированных науки, техники, людей и рынка.

Движение от неолитической к промышленной и научно-технической революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обществу в большей степени характеризует динамику народов - лидеров исторического процесса. Это тот вектор, на который равняется все население Земли.

1. Понятие производства и его факторы. Производительные силы.

2. Общественное производство. Общественный продукт и его формы.

3. Производственный потенциал общества и предел производственных возможностей.

Понятие производства и его факторы. Производительные силы

Процесс обмена веществ между человеком и природой, как это уже было отмечено в первой главе, осуществляется путем приспособления элементов природы к человеческому потребления. В процессе труда, а в общем определении - в процессе производства, происходит создание необходимых человеку материальных благ. Следовательно, производство - это процесс создания материальных благ, необходимых для обеспечения обмена веществ между человеком и природой для самого существования человека.

Производство, независимо от уровня его развития, всегда включает определенные факторы или компоненты. К этим факторам относятся: рабочая сила, предметы труда и средства труда.

Рабочая сила - это способность человека к труду. Это, другими словами, совокупность физических, умственных и интеллектуальных способностей, которыми обладает человек и которые она использует каждый раз, когда создает необходимые для своего существования блага. С развитием общества происходит и развитие рабочей силы. Человек формирует и развивает все новые и новые свои способности. Каждый новую ступень развития производства формирует и усложняет требования к человеку. В современных условиях человек имеет способность к управлению сложными технологическими процессами, самолетами, космическими аппаратами и т.

Но следует подчеркнуть, что развитие способностей, а значит, и развитие рабочей силы, обусловливается не только развитием вещественных факторов производства. Общественная форма организации последнего тоже способствует таким изменениям в рабочей силе. Скажем, рыночная экономика ставит на повестку дня и делает очень актуальным формирование у человека совокупности умений, которые реализуются в предпринимательских способностях. Огромное значение наличия данной способности, ее уровня и массового проявления в функционировании всего общественного производства даже подталкивает некоторых исследователей к выделению предпринимательской способности как особого фактора производства. Однако это, несомненно, является преувеличением, потому что такая здибнисть- лишь одна из форм проявления человеческих способностей, хотя и играет в рыночной экономике огромную роль.

Каждый человек является носителем рабочей силы, но если взрослый человек имеет, как правило, в полной мере развиты способности к труду, то ребенок или пожилой человек имеют ограниченные способности. В первом случае они еще недостаточно развиты, потенциальные, во втором - уже в значительной степени исчерпаны. Для того чтобы иметь определенные ориентиры в процессе использования рабочей силы, общество в законодательном порядке устанавливает возрастные границы человека, когда он полностью готовой, способной к труду. В нашей стране этот срок установлен от 18 лет до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин.

Рабочую силу еще называют личным фактором производства, подчеркивая, что именно человек, конкретное лицо является носителем способности к труду, то есть носителем рабочей силы. Довольно часто, особенно в трудах западных исследователей, рабочую силу называют еще человеческим ресурсом.

Этот ресурс, как и любой другой ресурс, тоже всегда ограничен. При этом с развитием человечества происходят определенные как положительные, так и отрицательные изменения этого ресурса. Они обусловлены многими причинами как планетарного, так и локального характера. Так, постепенно растет численность населения и в целом повышается его способность к труду через рост квалификации, образования, умений и тому подобное. Однако имеют место и такие негативные факты, как ухудшение общих условий существования человека (загрязнение окружающей среды, перенаселенность отдельных территорий и т.д.). Еще более заметным могут быть эти изменения на локальном уровне, где общепланетарные процессы усиливаются действием тех факторов, которые присущи конкретному обществу.

Рабочая сила является главным движущим элементом производства. Именно она в процессе своей реализации обеспечивает развитие всего общественного производства.

Предметы труда - это все то, на что направлена деятельность человека в процессе создания материальных благ. К предметам труда относятся как те элементы природы, которые человек впервые включает в процесс производства, так и те, которые уже были косвенные человеческим трудом. Примером последних может быть уголь, потребляющих для отримайня тепла, электроэнергии и т. Таким примером может быть металл, который используют во многих отраслях хозяйства для создания определенных материальных благ. Такие предметы труда называются сырье.

В целом же предметы труда или, как часто говорят, природные ресурсы постепенно исчерпываются. Уже в прошлом веке человечество столкнулось с нехваткой многих из них. Так, сегодня население многих стран страдает от недостатка воды, все чаще ученые говорят об ограниченности и не очень отдаленную для человечества перспективу исчерпания нефти, газа, угля и других энергоносителей. Все это ставит перед человечеством на повестку дня вопрос о рациональном использовании всех природным ресурсам.

Средства труда - это все то, что человек размещает между собой и предметом труда, или все то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда в процессе создания материальных благ. К средствам труда можно отнести, например, инструмент, станки, оборудование и т. др. К общим средствам труда относятся также производственные помещения, дороги, железные дороги и т.

В совокупности тех предметов, которые принадлежат к средствам труда, как правило, выделяют особую их группу, а именно орудия труда. Они представляют ту часть средств труда, с помощью которых человек непосредственно воздействует на предметы труда. Именно они играют решающую роль в создании материальных благ и именно от них зависит эффективность человеческого труда. От уровня развития орудий труда зависит уровень взаимоотношений между человеком и природой. Именно эта их особая роль позволила К. Марксу высказать мнение о том, что экономические эпохи отличаются между собой не тем, что производится, а тем, как, какими орудиями труда производятся материальные блага.

Особым средством труда является земля. В сельскохозяйственном производстве она выступает и главным объектом, по поводу которых возникают производственные отношения.

Земля, как всеобщее средство производства, имеет не искусственное, а естественное происхождение. За очень редким исключением (например, создание польдеров в Голландии), она не является продуктом человеческого труда и к тому же всегда количественно ограничено. Часть земли используется человечеством в сельскохозяйственном производстве, которое без земли, по сути, невозможно. Земель, пригодных для сельскохозяйственного производства, не так уж и много на земном шаре. Более того, с увеличением численности населения земного шара антропогенное давление на землю растет и ее определенная часть навсегда выходит из сельскохозяйственного оборота.

С этой точки зрения наша Родина щедро одаренная Божьей милостью, потому что мы имеем большую территорию (в Европе Украина самая большая по территории государство), значительная часть которой представлена равниной с благодатными условиями для сельскохозяйственного производства. При этом в Украине земли сельскохозяйственного назначения - это в основном черноземы, плодородные земли в мире. Этот дар следует хранить и очень экономно и бережно использовать.

Предметы труда, если их объединить со средствами труда, образуют средства производства. Это один из базовых и очень распространенных терминов политической экономии и экономической науки в целом. Но наряду с этим средства производства часто называют еще материальным, или вещественным, фактором производства. В западной литературе этот фактор еще часто определяют как материальные ресурсы. Отметим, что понятие или термин ресурсы все-таки более приемлем, чем факторы, ибо он указывает на их ограниченность.

Средства производства в сочетании с человеком, с его знаниями, умениями, навыками и т.д. образуют производительные силы. В этой совокупности рабочий, как носитель рабочей силы, является главным элементом. Именно он создает средства труда, открывает все новые и новые предметы труда, совершенствует процесс производства и, вообще, ведет себя как определяющий творческий и движущий элемент производительных сил.

Все составляющие производительных сил находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействия, а следствием функционирования производительных сил выступает все многообразие материальных благ, необходимых отдельному человеку и обществу в целом для обеспечения их нормального существования. Схематично составляющие элементы производительных сил представлены на рис.1.

Элементы, которые входят в структуру производительных сил, имеют определенный компенсирующий характер по отношению друг к другу, и это очень важный момент их взаимодействия. Скажем, та или иная страна, которая не имеет больших природных ресурсов, а следовательно, будет ограничена в предметах труда, может иметь высокоразвитые производительные силы. Такой их состояние обеспечивается тем, что средства труда и человеческий фактор могут быть очень развитыми, а это компенсирует определенную ограниченность такой составляющей производительных сил, как предмет труда. Ярким примером ситуации может быть современная Япония. Эта страна имеет очень небольшие природные ресурсы, но, обладая передовыми средствами производства (современные станки, оборудование, средства коммуникации, передовые технологии и т.д.) и высокоразвитым человеческим фактором, "производственные" характеристики которого (уровень образования, квалификации, дисциплины труда, мотивация к труду и т.д.) очень высокие, зато имеет высокоразвитые производительные силы, которые обеспечивают ей одно из ведущих мест среди самых могущественных государств мира.

Другим и, в определенной степени, противоположным примером может быть наша Родина. По сравнению с Японией, и с многими странами Европы, Украина является одной из самых богатых по своим природным ресурсами стран мира. В нашем государстве существует также высокоразвитый человеческий фактор. Его признаками выступают высокий уровень образования, высокий уровень квалификации и другие показатели. Однако средства труда, прежде всего, орудия труда и технологии, преимущественно устаревшие и еще и очень изношены. В большинстве ведущих отраслей износ оборудования достигает 60-70%. Такое положение этого элемента приводит к довольно невысокого уровня производительных сил. Низкий уровень развития производительных сил в Украине является следствием и действия других факторов. К ним, например, можно отнести то, что взаимосвязь и взаимодействие всех элементов производительных сил через неустойчивость и начальный характер развития рыночных отношений еще не отлажены в оптимальном для общественного производства варианте.

Производительные силы входят в перечень важнейших категорий политической экономии. Это обусловлено тем, что прогресс общества всегда связан с развитием производительных сил. Только они создают базу для увеличения производства количества материальных благ, необходимых для существования человека, открывают возможности для решения тех проблем, которые возникают в процессе развития человечества.

Жизнедеятельность человека изучается самыми различными науками, представляющими отдельные отрасли знания, каждая из которых может быть полным хозяином в ограниченной сфере, в точно отмежеванных ей пределах исследования.

Экономическая теория изучает хозяйственную деятельность людей.

Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, т.е. усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение разного рода их потребностей.

Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в трате энергии, ресурсов и т. д., а с другой - в соответствующем пополнении жизненного расхода, при этом экономический субъект (т. е. человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально, т. е. путем сопоставления затрат и выгод (что не исключает ошибок в принятии хозяйственных решений). И объясняется такое поведение следующим.

Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и в такой форме, что пользование ими оказывается для человека доступным всюду, во все времена. Удовлетворение потребностей в них не требует никаких усилий и пожертвований. Это свободные и даровые блага. Пока сохраняются такие условия, эти блага и потребности в них не являются заботами и расчетами человека.

Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода "редкости"). Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в доступном количестве, необходимы усилия на добывание и приспособление их к потребностям. Эти блага называются хозяйственными. Именно они интересуют практика-хозяйственника и экономиста- теоретика. Утрата этих благ составляет потерю, ущерб, возмещение которых требует новых усилий, затрат, пожертвований. От них зависит благосостояние людей, поэтому хозяйственник обращается с ними бережно, экономно, расчетливо.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором экономическая теория выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление. Производство - это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека. Распределение - это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий человек принимает участие в произведенном продукте. Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ. Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии (рис. 2.1.1).

Но прежде чем охарактеризовать взаимосвязь данных четырех стадий, важно отметить, что всякое производство есть процесс общественный и непрерывный; постоянно повторяясь, оно исторически развивается - идет от простейших форм (добычи первобытным человеком пищи с помощью первобытных средств) до современного автоматизированного высокопроизводительного производства. При всей несхожести этих типов производства (и с точки зрения материальной основы, и с точки зрения общественной формы) можно выделить общие моменты, присущие производству как таковому.

Производство вообще есть процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей.

Хотя производство вообще - это абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно выделяет общее, фиксирует его и потому избавляет нас от повторений.

Всякое производство характеризуется взаимодействием трех простых элементов: труда, предметов труда и средств труда.

Труд человека играет решающую роль в процессе производства. Он является основополагающим условием жизни общества. Именно труду принадлежит активная, творческая, созидательная роль. Труд - источник богатства. Все материальные блага и услуги являются результатом труда человека. Еще древние понимали особую роль труда. Например, известны слова Горация: "Смертным ничего не дается без большого труда" (рис. 2.1.2).

Взаимодействие рабочей силы и средств производства реализуется посредством технологии и организации производства. Технология отражает техническую сторону производства и представляет собой способ воздействия человека на предметы труда, основанный на использовании механических, физических, химических свойств средств производства. Организация производства обеспечивает единство, взаимодействие всех работников, участвующих в производстве, связанных между собой разделением труда, а также организацию использования рабочей силы и средств производства. Через такие формы, как специализация, комбинирование, кооперация, концентрация производства и т. д. развивается взаимосвязь производства по отраслевому и территориальному направлениям. Совершенствование сложной и гибкой системы организационных связей является важным условием экономического роста.

Общественный характер производства, что дает основание для существования понятия "общественное производство", объясняется тем, что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства, а в обществе в системе общественного разделения труда и специализации.

Общественное разделение труда означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, что означает специализацию в производстве тех или иных благ.

Именно в силу организации, кооперирования и разделения труда производство носит общественный характер. Поскольку производство всегда носит общественный характер, люди независимо от их воли и сознания вступают в нем в определенные отношения друг с другом и не только по системной организации факторов производства, но и по общественной форме участия в нем и характеру присвоения его результатов.

Сегодня серьезно возрастает значение энергии и информации. До недавнего времени основной двигательной силой и главным источником энергии, применяемой в производстве, были механические и особенно электрические двигатели. В 1924 г. в Лондоне на Международной энергетической конференции немецкий физик О. Винер подсчитал, что механические двигатели всего мира в то время, когда на земле проживало не более 2 млрд, человек, заменяли труд приблизительно 12 млрд, человек. C тех пор мощность механических двигателей на земном шаре значительно возросла, стали использоваться более мощные источники энергии, такие как атомная, внутриядерная, лазерная, энергия химических процессов и др. Подсчитано, что к концу XXI в.

атомные электростанции будут давать до 45% всей электроэнергии мира. Огромное значение сегодня играет информация, которая выступает условием работы современной системы машин, включающей в свой состав управляющее устройство, и условиям повышения качества, квалификации рабочей силы, а также необходимой предпосылкой успешной организации самого процесса производства.

Соотношение и взаимосвязь четырех стадий хозяйственной деятельности человека выражается в следующем.

Производство - исходный пункт хозяйственной деятельности, потребление - конечный пункт, распределение и обмен, опосредствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Хотя производство является первичной стадией, оно служит потреблению. Потребление образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт уничтожается, оно диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Развитие потребностей является движущей силой развития производства. Но возникновение самих потребностей обусловлено производством - появление новых продуктов вызывает соответствующую потребность в этом продукте и его потреблении.

Распределение и обмен продукта зависят от производства, ибо распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но, в свою очередь, они не пассивны по отношению к производству, а оказывают активное обратное воздействие на производство. В самом общем виде, согласно принятым методам учета, структура общественного производства может быть представлена следующим образом (рис. 2.1.3).

В материальное производство, согласно официальной статистике, входят отрасли и предприятия, где производятся материальные блага: это промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, а также отрасли, оказывающие материальные услуги: транспорт, связь, коммунальное и личное подсобное хозяйство. Такое решение вопроса далеко не бесспорно, и в экономической литературе высказываются позиции, отрицающие правомерность отнесения отраслей народного хозяйства, представляющих сферу обращения (т. е. торговлю, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки) к материальному производству на том основании, что их главная функция - купля-продажа не создает нового продукта и не увеличивает стоимость товара.

От сферы материального производства следует отличать непроизводственную сферу, или сферу нематериального производства. К ней относятся: здравоохранение, просвещение, наука (дискуссионно), культура, искусство, жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию, спорт и т. д.

Труд, затрачиваемый в сфере материального производства и создающий материальные блага, выступает как труд производительный.

Непроизводительный труд - это труд, не участвующий в создании материальных благ.

Производительный и непроизводительный труд является общественно полезным трудом, необходимым для развития общества, воздействующим на повышение эффективности совокупного общественного продукта труда.

Общественно полезными могут быть не только вещи, материальные блага, но и услуги материального (ремонт, транспорт, хранение) и нематериального характера (услуги образования, здравоохранения, культуры, быта). Производственные потребности удовлетворяются научными, информационными, транспортными и другими услугами. Совокупность всех услуг образует сферу услуг.

Производственные и личные услуги - это составная часть общественного продукта, а труд, затрачиваемый на их производство, выступает как часть производительного, общественно полезного труда.

HTP обусловила быстрое развитие сферы обслуживания, которая не создает самостоятельного материального продукта, но выполняет важные общественные функции. К этой сфере относятся производственная и социальная инфраструктуры.

Для современного воспроизводства существенную роль играет также сфера военной техники. Кроме того, в некоторых странах (с моноспециализацией - например, нефть) выделяют и нулевое подразделение - добычу нефти.

Минимально допустимым для общественного воспроизводства является наличие в воспроизводстве двух подразделений: Iu II. I - это производство средств производства, II - производство предметов потребления. Такое деление обусловлено тем, что средства производства и предметы потребления выполняют существенно различные функции в процессе воспроизводства. Если первые служат для воспроизводства преимущественно вещественных, материальных элементов производительных сил, то вторые - для воспроизводства личного фактора производства.

Все вышеизложенные процессы осуществляются при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде.

Учение о среде человеческого хозяйства различает естественную и социальную среду. Это объясняется тем, что в своей хозяйственной деятельности люди ограничены и обусловлены: во-первых, природой; во-вторых, общественной организацией.

Естественная среда определяет естественные условия хозяйствования. Сюда относятся климатические и почвенные условия, условия наследственности, количество населения, качество питания, жилища, одежды и т. д. Мы уже знаем, что человек осуществляет свою деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов. Так, известно, что площадь земного шара равна 510,2 млн. кв. км, причем большая часть (3/4) приходится на моря. При этом различны почвенные условия земной коры, ограничен объем полезных ископаемых, разнообразна флора и фауна (леса, пушнина и т. д.) - все это обусловливает определенные условия хозяйствования.

Разнообразны и климатические условия жизнедеятельности людей. Так, жаркий пояс земной поверхности составляет 49,3%, умеренный - 38,5, холодный - 12,2%.Климат обусловливает продолжительность и результативность сельскохозяйственных работ. Так, продолжительность сельхозработ в Европе колеблется от 11 до 4 месяцев (в России - 4 месяца, в Германии - 7, Южной Англии - 11 месяцев). Продолжительность определяет и время замерзания судоходных рек, что непременно сказывается на результатах хозяйственной деятельности (Волга замерзает на 150 дней, Рейн - на 26 дней, а реки Архангельской области - на 200 дней). По расчетам Гумбольта, поле бананов, произрастающих в южных широтах, может прокормить в 133 раза больше людей, чем равное по размерам поле пшеницы. На урожайность влияет и количество осадков. Так, в Тульской области сравнительно сухой климат (не более 200 мм дождей), в дождливые годы урожайность повышается почти в 1,5 раза. Наиболее благоприятными для хозяйственной деятельности считаются регионы со средними осадками (от 250 до 1000 мм), к ним относятся: Центральная и Западная Европа, Восточный Китай, восточная половина США.

Весьма существенную роль при достижении определенных хозяйственных результатов играет наследственность. В древней Спарте убивали детей слабого телосложения, а на острове Кон- дии существовал закон, по которому отбирались молодые люди обоего пола, отличавшиеся красотой и силой. Их принуждали вступать в брак с тем, чтобы улучшить "породу" людей. Наука сегодня, безусловно, признает закон наследственности. Дети наследуют не только внешнее сходство, но и психические качества, не только здоровье, но и болезни (диабет, артрит, рак, склероз, эпилепсия, истерия и др.). Бедность, сопряженная с плохим питанием, дурные гигиенические условия отражаются не только на росте смертности и заболеваний настоящего, но и будущего поколения. Очень важно помнить, что все реформы по улучшению положения населения оказывают свое благотворное влияние не сразу, а постепенно.

C позиции современной науки о жизнедеятельности людей в естественной среде необходимо учитывать и связь человека с космосом. Мысль о жизни и жизнедеятельности людей как космическом явлении существовала уже давно. В конце XVII в. голландский ученый X. Гюйгенс в своей работе "Космотеорос" отмечал, что жизнь это космическое явление. Эта идея получила всестороннее развитие в работах русского ученого В. И. Вернадского о ноосфере. Ноосфера -это новое явление на Земле. В ней человек впервые становится крупнейшей геологической силой, ибо он своим трудом и мыслью может коренным образом перестраивать свою жизнь, менять условия жизнедеятельности по сравнению с прошлым. Мощь человека на Земле, согласно этому учению, связана не с его материей, а с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом - его трудом.

Отделить человека от природы можно только мысленно. Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все они неразрывно и непрерывно связаны, прежде всего, питанием и дыханием с окружающей их материально - энергетической средой. Вне нее в природных условиях они существовать и тем более заниматься хозяйственной деятельностью не могут. Материально Земля и другие планеты не уединены, а находятся в общении. Космическое вещество попадает на Землю и оказывает влияние на жизнедеятельность людей, а земное (результаты этой жизнедеятельности) уходит в космическое пространство, так называемое "дыхание Земли". Состояние биосферы всецело зависит от жизнедеятельности на Земле. Усиление сознания, мысли в хозяйственной деятельности людей, создание форм, все более усиливающих влияние жизни на окружающую среду, ведут к новому состоянию биосферы - ноосфере (царству человеческого разума).

Биологическое единство и равенство всех людей - это закон природы. Отсюда осуществление идеала равенства, а хозяйственной жизни - принципа социальной несправедливости закономерно и неизбежно. Идти же безнаказанно против выводов науки нельзя. Именно это и обусловливает неизбежность реформ в хозяйственной деятельности.

В XXI в. человечество своей жизнедеятельностью становится единым целым, ибо сегодня нет ни одного уголка Земли, где бы человек не мог бы жить и работать, возросла связь, сообщение с помощью радио, телевидения, ЭВМ, информации и т. д. Все это благодаря технике, созданной умом человека. В этих условиях на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, и в развитии мировой экономики главными проблемами являются глобальные общечеловеческие.

Важность и значение естественней среды хозяйственной деятельности безусловны, но не следует преувеличивать их влияние, ибо человек так хитро создан, что его организм приспосабливается к тем или иным условиям, развиваются знания людей о свойствах материалов, умение ими пользоваться на основе развития науки и техники, роста уровня социальной культуры, которые могут облегчать или затруднять их борьбу с природой.

Хозяйственная деятельность людей осуществляется в рамках определенных правил игры, основным из которых являются отношения собственности. Именно эти отношения и определяют социальную среду хозяйственной деятельности, что находит свое отражение на результативности хозяйствования. Адам Смит писал, что "человек, который не в состоянии приобретать никакой собственности, не может иметь никаких интересов, как есть побольше и работать поменьше". Мотивация к труду здесь или чрезвычайно слабая, или совсем отсутствует. Это теоретическое положение подтверждается практикой хозяйствования "посткоммунистических" стран, где до недавнего времени преобладала "ничейная" общественная собственность. Частная собственность создает условия свободной конкуренции и побуждает к инициативному, творческому и более результативному труду.

Существенное влияние на условия хозяйственной деятельности оказывают различного рода государственные организации, устанавливающие законы, правила хозяйствования, регламентирующие условия трудовой деятельности, а также общества, товарищества, партии и профсоюзы, требующие улучшения условий труда. Замена абсолютно бюрократической системы хозяйствования свободными учреждениями как бы "очищает" социальную атмосферу, освобождая хозяйственников от гнетущего чувства связанности и подчинения, пробуждая в них личную инициативу, деловой размах, а у наемных рабочих поднимает чувство собственного достоинства, приучает к последовательному и настойчивому, хотя и более спокойному и корректному, отстаиванию своих интересов.

Отношения собственности порождают дифференциацию производителей, появляются бедные и богатые. Воспитание, образование и средняя продолжительность жизни в этих социальных группах различны. Воспитание же и образование, содействуя физическому и умственному развитию, улучшают организм человека, делают его более способным к труду и отражаются на наследственности. Поэтому, учась в вузах, Вы, уважаемые студенты, приносите пользу не только себе, но и своим детям, внукам, потомкам! Французский физиолог Флоренс утверждал, что при благоприятных условиях человек в конце XIX в. мог прожить 100 лет, средняя же продолжительность жизни тогда составляла 40 лет (для сравнения: сегодня во Франции - 76 лет, в России - 69,5 лет). Французский доктор Дипсон показал, что средняя продолжительность жизни богатых в конце XIX в. составляла 57 лет, а бедных - 37 лет.

Отношения собственности во многом определяют и условия труда. Еще древние понимали, что человек не может трудиться без отдыха. Заповедь Моисея гласит, что седьмой день недели должен посвящаться отдыху: "Не делай в оный день никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих". У евреев кроме дня субботнего был еще и субботний год (каждый седьмой и юбилейный 50-летний). В это время повелевалось прощать долги под страхом великих наказаний.

В период появления капитализма рабочий день составлял 15, 16, 17 и более часов в сутки. Сегодня наши фермеры трудятся столько же.

Стремление к "неразумному" увеличению рабочего дня вызвано ошибочной уверенностью, что прибыль зависит от длины рабочего дня. Несомненно то, что человек может и должен работать без ущерба для своего организма только известное, определенное количество часов в день. Предполагается, что в течение суток человек должен работать 8 часов, спать 8 часов, отдыхать 8 часов. Если эти границы превышаются, то человек сокращает жизненный период, в течение которого он будет способен к труду, и сделается жертвой преждевременной смерти. Чрезмерное физическое напряжение вызывает расширение легочной ткани, большие вены придавливаются, к сердцу поступает меньше крови, увеличивается кровяное давление, сильные сердцебиения, расстройство печени, селезенки. Продолжительное сидячее положение с наклоном туловища вперед ведет к расстройству кровообращения в груди, брюшной полости, вызывает затруднение дыхания, неправильность пищеварения, геморрой, судороги, боли в желудке и т. д., не менее вредно и постоянное стояние во время работы.

Таким образом, поведение "экономического человека" определяется не только естественными, но и социальными условиями, а следовательно, не только общественными законами, но и законами биологии, космосом и всей системой законов естествознания. Отличие же экономических законов в том, что первые проявляются через деятельность людей, которые определяются сознанием, проявляются обычно в среднем как тенденции и носят (большинство из них) исторически переходящий характер.

Данная глава посвящена исследованию основных объектов современного рыночного хозяйства, а именно товара и денег . Отдельные экономические школы уделяли большое внимание этим категориям рыночной экономики , рассматривая их с разных сторон и по-разному трактуя их сущность.

Понятия "благо", "товар" и "услуги"

Деньги как развитая форма товарных отношений

Самый простой ответ на вопрос, что такое деньги , будет таким: деньги — это все то, что обычно принимается в обмен на товары и услуги.

Действительно, в прошлом многие вещи использовались как деньги — ракушки, слоновая кость, соль и др. Но такой ответ — не научный.

Существуют различные научные концепции возникновения и сущности денег, в том числе рационалистическая и эволюционная.

Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в обмене товаров необходимы специальные инструменты. Эта идея о деньгах как договоре безраздельно господствовала вплоть до конца XVIII в. Субъективный психологический подход к происхождению денег присутствует во взглядах и многих современных буржуазных экономистов.

Так, П.Самуэльсон определяет деньги как искусственную социальную условность. Американский экономист Дж.К.Гэлбрейт считает, что закрепление денежных функций за благородными металлами и другими предметами — продукт соглашения между людьми. Таким образом, деньги — это продукт соглашения между людьми.

Согласно эволюционной концепции происхождения денег, они возникли как результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства. Исследовав исторический процесс развития обмена и форм стоимости, можно понять, как из общей массы товаров выделился один товар, который выполняет роль денег и специальной функцией которого является выполнение роли всеобщего эквивалента. Такую концепцию разделяют и неоклассическая, и марксистская школы.

Согласно марксизму, чтобы понять сущность денег, необходимо проследить историческое развитие форм стоимости. Известны четыре формы: простая, или случайная; полная или развернутая, всеобщая и денежная.

На ранней стадии развития человеческого общества товарный обмен носил случайный, эпизодический характер. Ему соответствовала простая или случайная форма стоимости: товар А равен товару В этом примере товар А выражает свою стоимость в другом товаре, следовательно находится в относительной форме стоимости. Товар Б служит эквивалентом (равноценностью) стоимости товара А, следовательно, он находится в эквивалентной форме стоимости.

Полная, или развернутая, форма стоимости отражает более высокую ступень развития обмена, когда к одному какому-либо товару приравниваются другие товары.

Здесь присутствует множество эквивалентов. Эта форма стоимости показывает, что все товары соизмеримы между собой.

Дальнейшее развитие товарного производства и обмена приводит к постепенному исчезновению непосредственного обмена одного товара на другой и появлению всеобщей формы стоимости, при которой

Всеобщая форма стоимости характеризуется тем, что все товары начинают обмениваться на один товар, который играет роль всеобщего эквивалента — средства выражения стоимости всего товарного мира. В разных местах роль всеобщего эквивалента выполняли разные товары: и скот, и меха (в России — куны), и соль, и янтарь, и ракушки и т.п.

С развитием товарного производства обилие различных товаров, играющих роль всеобщего эквивалента, вступило в противоречие с потребителями растущего рынка . Последний требовал перехода к одному эквиваленту. Роль всеобщего эквивалента закрепляется за одним товаром, возникает денежная форма стоимости, которая закрепляется за драгоценными металлами (золотом и серебром) и может быть представлена формулой:

Золото стало деньгами в процессе исторического развития форм стоимости потому, что обладало совокупностью качеств, позволяющих ему лучше, чем другие товары выполнять функцию всеобщего эквивалента. К ним относятся:

  1. длительная сохраняемость;
  2. легкая делимость и соединимость без потери стоимости;
  3. высокая стоимость в небольшом количестве;
  4. относительная редкость золота в природе;
  5. качественная однородность всех частей при делении.

Из функции денег как средства платежа возникают кредитные деньги — векселя , банкноты, чеки . К кредитным деньгам относят также депозитные деньги (как систему межбанковских расчетов), а также электронные деньги (система расчетов с помощью ЭВМ, система СВИФТ), "пластиковые деньги", "кредитные карточки" "Америкен экспресс", "Юнион" и др.

В обращении использовались доденежные эквиваленты различного рода, а также билонные, металлические деньги, номинальная стоимость которых превышала стоимость содержащегося в них металла. Удельный вес расчетов с наличными деньгами значительно ниже безналичных с помощью кредитных денег.

В качестве средства платежа используются реальные деньги: золото, монеты, бумажные деньги, кредитные деньги.

Мировые деньги. Деньги функционируют не только внутри страны, но и в обороте между странами. Здесь они выполняют функцию мировых денег. Выходя за пределы внутреннего обращения, деньги сбрасывают с себя национальные мундиры, стирают местные масштабы цен и выступают в своей первоначальной форме — форме слитков золота.

Они выступают как:

  • мировые деньги;
  • общая мера стоимости;
  • всеобщее средство платежа;
  • всеобщее покупательное средство;
  • всеобщее воплощение общественного богатства.

Все функции денег органически связаны между собой. Сущность денег проявляется не в какой-либо одной функции, а во всех функциях.

Изучение происхождения денег, их сущности и эволюции — важнейшее условие познания природы современных денег и их эффективного использования в рыночной экономике .

Эволюция денег в денежной системе индустриального общества

Излишние затраты на средства обращения, которые осуществляют лишь смену форм стоимости и обусловливают замену денежных единиц в виде золота кредитно-бумажными деньгами, что повышает эффективность средств обращения и скорость обращения денег, не рациональны.

Вытеснение золота кредитными деньгами происходит путем использования кредитных карточек. Первая кредитная карточка появилась в США в 1915 г. в виде долговой карточки. Она сочетает платежно-расчетную и кредитную функции и является своеобразным именным заменителем чека . Карточка сделана из пластика в виде прямоугольника размером 86 х 54 мм, выдается клиентам специальными компаниями и банками, на ней должна быть фамилия и подпись владельца. В момент приобретения товара вместо его оплаты наличными деньгами или выписки чека предъявителя подается кредитная карточка. Продавец вписывает в счет номер карточки и после подписи клиентом товар считается купленным. Счет посылается банку, который оплачивает его и записывает соответствующую сумму на счет задолженности по карточке. Запись вносится раз в месяц, поэтому владелец иногда фактически пользуется беспроцентным кредитом 30 дней. В обращении функционируют различного вида кредитные карточки: возобновляемые (карточки имеют лимит, после погашение задолженности по лимиту она возобновляется) — это "Виза", "Экспресс" и др.; одномесячные — например, "Америкен экспресс", "Дайнерс клаб"; в которых указан срок погашения задолженности — конец месяца; фирменные — "Америкен экспресс", "Трасткард", которые оплачивают различные служебные расходы ; премиальные или "золотые" — "Алекс гоулд кард", "Гоулд Мастеркард", "Премьер кард Виза", эти карточки не имеют лимита, дают право на кредит по льготной ставке, обеспечивают солидную страховку от несчастных случаев и бронирование мест в отелях.

В середине 80-х годов во всем мире насчитывалось приблизительно 137 млн держателей карточек "Виза", а годовой оборот составил 107 млрд дол. К концу 80-х годов оборот удвоился. В России первые кредитные карточки были выпущены в 1993 г.

Следующим этапом процесса эволюции денег стал выпуск дебет-карточек, которые получили широкое распространение благодаря системе автоматической выдачи наличных. Эта система расчетов с помощью ЭВМ получила название "электронных денег". Большое распространение получает сегодня в мире "смарт-карточка", в которую вмонтирован микрокалькулятор, работающий на полупроводниках с интегральной схемой, имеет собственную память, по сути она представляет собой электронную чековую книжку.

Банковские карточки прошли эволюцию от фирменных к местным, региональным, затем общенациональным и теперь уже международным расчетам. Так, сейчас рекламируется "еврокарточка", выпущенная ведущими банками Западной Европы. Широко известная система СВИФТ (в переводе с английского — "общество международных межбанковских телекоммуникаций") — это система электронной передачи информации по международным банковским расчетам через спутниковую связь.

На мировом рынке функцию мировых денег сегодня выполняет не золото, а валюта — денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товара.

Понятие "валюта" применяется в трех значениях: денежная единица данной страны; денежные знаки иностранных государств , а также кредитные и платежные средства в международных расчетах, выраженные в иностранной денежной единице — денежная валюта; международная денежная расчетная единица и платежное средство (ЭКЮ). Важным условием функционирования мировых денег является разнокачественность денежного товара, его конвертируемость.

Итак, если золото заменяется повсеместно бумажно-кредитными деньгами, то встает вопрос: каковы же природа и сущность современных денег?

В западной экономической литературе этот вопрос дискутируется уже второе столетие, точек зрения высказано великое множество, сходятся в большинстве случаев они в одном — отрицают товарную природу современных денег. Основное различие этих позиций в том, что одни экономисты определяют природу денег как ликвидность, а другие рассматривают сущность денег как декретные деньги.

Современную бумажно-кредитную денежную систему называют "фидуциарной" (в переводе с латинского — "сделка , основанная на доверии").

Устойчивость современных денег определяется сегодня не золотым запасом, а количеством бумажных денег, необходимых для обращения.

Согласно марксистской теории, количество денег, необходимых для обращения, определяется по формуле:

Где КД — количество денег в обращении; СцТ — сумма цен товаров, подлежащих реализации; К — сумма цен товаров, проданных в кредит; П — сумма платежей по кредитам, срок оплаты которых наступил; В — сумма взаимопогашающихся платежей; СО — скорость оборота денежной единицы, выраженная средним числом ее оборотов.

Большинство экономистов Запада пользуются математической формулой, предложенной американским экономистом И.Фишером (которая известна как "уравнение обмена"), показывающим зависимость уровня цен от денежной массы:

Где M — денежная масса; V — скорость обращения денег; Р — уровень товарных цен; Q — количество обращающихся товаров.

В соответствии с данной формулой объем денежной массы можно определить по формуле:

а уровень товарных цен определяется по формуле:

Формула И.Фишера позволяет в первом приближении объяснить феномен инфляции . Инфляция — это нарушение закона денежного обращения, проявляющееся в избытке денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями в них оборота, или обесценивание денег, сопровождаемых ростом товарных цен.

И действительно, мировой опыт показывает, что прирост денежной массы обязательно вызывает через 2—3 месяца рост инфляции. Так, за 1988—1992 гг. среднегодовые темпы прироста денежной массы в США равнялась 5,41%, а среднегодовые темпы инфляции составляли 4,9%, во Франции соответственно 10,6 и 2,9%, в Японии — 5,6 и 2,2%. Быстрый экономический рост в Германии и Японии сказался на уменьшении темпов инфляции в этих странах. В России при значительном сокращении производства среднемесячные темпы прироста денег в 1993 г. в 17,3% вызвали инфляцию с темпом роста 20—25% в месяц.

С обесцениванием бумажных денег тесно связаны такие экономические явления, как девальвация и деноминация.

Девальвация означает понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, серебру или какой-либо другой валюте. В большинстве случаев это сопровождается появлением большого числа нулей на купюрах.

Деноминация — явление, противоположное девальвации, это укрупнение денежной единицы страны.

Деноминация — чисто техническая процедура, в результате которой денежная масса, находящаяся в обращении, не увеличивается, количество выводимых из обращения старых купюр будет равно количеству новых вводимых в обращение денежных знаков. В большинстве случаев коэффициентом укрупнения является единица с одним или несколькими нулями (10, 100, 1000 и более). По этому коэффициенту ранее выпущенные денежные знаки обмениваются на новые. Одновременно по этому же коэффициенту пересчитываются товарные цены, тарифы за услуги, заработная плата и др.

В бывшем СССР деноминация проводилась несколько раз. В 1922 г. 1 руб. новыми деньгами приравнивали к 10 тыс. руб. на старые деньги. В 1923 г. 1 руб. приравнивали к 100 руб. выпуска 1922 г. или к 1 млн руб. денежных знаков всех прежних выпусков. Затем в СССР в 1924 г. произошла еще одна деноминация, при которой 1 новый рубль был равен 20 тыс. руб. в советских знаках образца 1923 г. или 50 млрд руб., выпущенных в обращение до 1922 г., причем обмен был ограничен сроком до 30 апреля 1924 г., когда 1 новый рубль равнялся 10 старым. С 1 января 1998 г. произошла последняя в XX в. деноминация рубля в России и замена обращающихся рублей на новые в соотношении 1000 руб. старого образца к 1 руб. в новых деньгах. При этом в течение всего 1998 г. параллельно обращались и старые и новые денежные знаки. К 1 января 1999 г. все денежные знаки старого образца в основном изъяты Банком России из оборота и прекратили обслуживать денежное обращение. Но они будут обязательны к обмену учреждениями Банка России до 31 декабря 2002 г.

Эволюция денег нашла отражение в изменении их функций. Так, функция средства обращения перестала выполнять роль стихийного регулятора денежной массы в обращении. Это можно объяснить тем, что при обращении неразменных денежных знаков золото не может автоматически перейти из сокровища в обращение и обратно, что было возможно при золотом стандарте. Сегодня золото продолжает выполнять функцию сокровища, но в ограниченных масштабах.

В условиях неустойчивости экономической, политической, валютной золото выступает в качестве сокровищ, как своеобразный страховой фонд государства и частных лиц.

Золотые резервы гарантируют государствам, частным лицам относительную экономическую независимость. Государственные и частные золотые запасы выступают в качестве всеобщего богатства. На рынках золота происходит размен кредитных денег на золото. Огромные масштабы накопления золота — подтверждение роли золота как средства образования сокровищ.

Кредитные и бумажные деньги не могут выполнять функцию средства образования сокровищ, так как не имеют собственной стоимости. Но они обладают представительной стоимостью и выступают в роли функции средства накопления. В условиях товарного производства накопление происходит в денежной форме. Деньги в функции накопления обслуживают процесс воспроизводства (производство, распределение, обмен, потребление).

Что касается мировых денег, в современных условиях в них произошли изменения:

  1. в качестве функциональных форм мировых денег широко используются конвертируемые (обмениваемые на иностранные валюты) национальные кредитные деньги и международные счетные денежные единицы (СДР) и ЭКЮ;
  2. золото используется лишь в крайних случаях для погашения сальдо платежного баланса и опосредованно путем предварительной продажи на национальные валюты, в которых выражены международные обязательства .

Существовавшая еще в XVI и XVII вв. металлическая теория денег отождествляла деньги с благородными металлами, рассматривая золото и серебро как единственный вид денег, и признавала лишь те функции, для выполнения которых требовались лишь металлические деньги (мера стоимости, средство накопления, мировые деньги). Сторонники современной металлической теории отстаивают необходимость золотого стандарта, доказывая, что и сегодня роль золота как денежного товара якобы не падает, о чем свидетельствует стремление центральных банков собрать в своих запасниках как можно больше золота. Эта идея возврата к золотому стандарту нереальна, ибо развитие экономики немыслимо без широкой системы государственного регулирования сферы денежного обращения и кредита. Последнее не совместимо с системой золотого стандарта.

Таким образом, несмотря на огромный поток исследований во всей многовековой истории человеческой мысли, вопросы природы, сущности и эффективности использования денег продолжают оставаться невыясненными до конца. Известный английский экономист У. Джевонс по этому поводу образно выразился так: "Деньги для экономической науки — это то же, что квадратура круга в геометрии".

Анализом денег мы завершаем исследование основных экономических форм (товарной и денежной) товарного богатства в рыночной экономике.

Благо - это все то, что люди хотели бы присвоить, что представляет для них ценность, имеет полезность - реальную или мнимую, что человек считает важным или нужным для себя.

Примеры благ - продукты питания (хлеб, масло, мясо, молоко и т.д.), другие предметы потребления (одежда, автомобили и т.п.), определенные явления или процессы в природе (солнечный свет, вода из родника, воздух).

С учетом приведенного нами определения в особую категорию выделяются антиблага, или блага со знаком «минус». Антиблаго - это то, что люди (в нормальном состоянии) не хотели бы присвоить, что они считают вредным.

Примеры антиблаг - выхлопные газы, кислотные дожди, ураганы, шумы двигателей, магнитные бури, снежные заносы и т.д.

Как можно заметить, термин «благо» является универсальным в том смысле, что охватывает как предметы, к которым приложил руку человек (рукотворные блага), так и естественные явления и процессы в окружающем мире, не связанные с деятельностью людей.

При определении категории «благо» необходимо принять во внимание два следующих аспекта.

1. Иногда приходится выбирать не среди благ, а среди антиблаг («из двух зол выбирать меньшее»). В нашей стране людям именно так нередко приходится поступать при проведении всевозможных выборов (непростая задача - отобрать из числа недостойных более достойных).

2. Нет и не может быть единого мерила (что такое «хорошо» и что такое «плохо»). То, что один человек воспринимает как благо, другой может считать антиблагом. Как известно, изделия, содержащие никотин, алкоголь, наркотические и иные вещества, воздействующие на психику человека, их потребителями обычно воспринимаются как благо, а окружающими - часто как зло. В современной экономике разнообразие обращающихся в ней благ чрезвычайно велико. Поэтому блага целесообразно классифицировать по различным критериям.

На основе объектной классификации благ можно выделить следующие их виды (группы).

Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты хозяйственной (производственной) деятельности людей (продукты питания, здания и сооружения, машины и оборудование и т.п.).

Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека или определяющие его статус (в частности, социальный). Одна (видимо, основная) их часть создается в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, искусство, кино, театр и т.д.), другая - связана преимущественно с образом (условиями) жизни конкретного человека.


С учетом этого можно выделить две подгруппы нематериальных благ: внутренние и внешние. Внутренние блага - это способности, данные данному человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, музыкальный слух, склонность к научной деятельности и т.д.). Внешние блага - это все то, что дает внешний мир для развития человека и удовлетворения его потребностей (репутация, деловые связи, определенное социальное положение в обществе и т.п.).

О благах первой группы обычно говорится, что они потребляются, исчезают, а о благах второй группы - что они используются и при этом постепенно изнашиваются.

Для получения недостающих потребительских благ (предметов потребления), как правило, нужны косвенные блага (ресурсы).

Косвенные блага (ресурсы), в свою очередь, делятся на реальные (физические) и финансовые (в денежной форме).

Смысл хозяйствования часто заключается в том, чтобы ресурсы, существующие в настоящем, применить для создания благ в будущем.

Степень хранимости зависит от конкретных благ. Так, абсолютно нехранимыми являются услуги, поскольку они потребляются непосредственно в момент производства. Малохранимыми являются скоропортящиеся продукты питания (например, свежая рыба, парное мясо, молоко). Близкими к абсолютно хранимым благам являются так называемые благородные металлы (например, золото, серебро). Большая часть реальных (физических) благ обладает неполной хранимостью во времени, подвержена негативным воздействиям внешней среды. Существуют также блага, абсолютно хранимые и даже способные количественно прирастать во времени (например, деньги, ценные бумаги и другие финансовые активы).

Для многих благ существует естественный предел делимости - единичное благо, штука (одна книга, одна кассета и т.п.). Некоторые блага делимы почти абсолютно: «хлеба краюху - и ту пополам». Существуют также блага, которые крайне трудно отнести к делимым (например, пути сообщения, магистральные нефте- и газопроводы, линии электропередачи). Достаточно изъять любую его часть, разрезать «поперек» - и все благо исчезает как предмет потребления (использования). В зависимости от характера (способа) получения блага субъектами различают две их категории (группы) - экономические и неэкономические.

1. Экономические блага - это блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности людей, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Иначе говоря, по отношению к экономическим благам в той или иной степени существует проблема редкости, обусловливающая соответствующее поведение человека - выбор в условиях ограниченных ресурсов (кондиционированный воздух, электрическое освещение, водопроводная вода).

2. Неэкономические (даровые или свободные) блага - это блага, которые предоставляются внешней средой (природой) без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно» в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (атмосферный воздух, солнечный свет, вода в открытых водоемах и т.д.).

В зависимости от степени доступности (собственности) благ и характера их использования экономическими агентами различают следующие их виды.

1. Частные блага - это такие блага, которые доступны только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления его другими субъектами. Примеры - зубная щетка, пара обуви, находящиеся в чьей-либо собственности. Маловероятно, чтобы кто-либо еще покусился (помимо их владельца) на их использование (потребление).

2. Общественные блага - это такие блага, доступ к которым не может быть ограничен, а их потребление может осуществляться одновременно многими субъектами. Примеры - знания, национальная безопасность. Блага «общие ресурсы» - это специфические блага, которые доступны (принадлежат) всем, но потребляются они только одним субъектом. Примеры - грибы в лесу, птицы в небе, рыба в реке. Блага «естественные монополии» - это специфические блага, доступные (принадлежащие) одному субъекту, а пользоваться им могут одновременно многие. Примеры - система кабельной сети, трубопроводные системы.

Побудительным мотивом для организации общественного производства являются потребности людей. В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей. Наиболее распространен следующий подход: потребности человека - это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения - это осознанные запросы или нужды в чем-либо, это объективно необходимые условия жизни и др. Поскольку человеческие потребности разнообразны, постольку необходима их классификация по определенным признакам.

Можно выделить следующие критерии классификации:

По значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);

По субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);

По объектам (материальные, духовные, этические, эстетические);

По возможности реализации (реальные, идеальные);

По сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и т.п.);

По характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.).

Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский социолог российского происхождения А. Маслоу . Ее наглядная интерпретация - в виде «пирамиды Маслоу» - имеет пять уровней. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.