Рассказчик в рассказе после бала. Cочинение «Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

Цель: обогатить знания учащихся о давно прошедшей эпохе, а в теоретико-художественном плане – о композиции художественного произведения (антитеза как способ построения произведения и, следовательно, способ раскрытия жизненных противоречий и позиции писателя);

формировать ряд читательских умений (определение значения элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристика героев в разных ситуациях и др.);

помочь учащимся правильно постигнуть и правильно оценить людей, конфликты, общественные отношения, нарисованные писателем;

добиваться, чтобы учащиеся задумывались над нравственной проблемой ответственности каждого за жизнь всех.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.

1. Л.Н. Толстой – великий русский писатель XIX века.

Выдающиеся современники Льва Николаевича Толстова – Чехов, Горький, Репин, Чайковский, Короленко и многие другие, знавшие писателя, восхищались грандиозностью личности этого человека.

Его секретарь рассказывал, что себя Лев Николаевич расценивал невысоко, но зато всем, кто сталкивался с ним, было ясно, что перед ними не только великий писатель, мыслитель, но и высокий, чистый духом человек.

2. Чтение высказываний о Толстом.

3. Рассказ о портрете Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884г.)

«Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни… Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».

III. Работа над темой урока.

1.

У рассказа своеобразное вступление. Оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Интересно, что повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутой экспозиции. И завершается оно тоже безо всяких выводов.

Вопросы, которые мучают Ивана Васильевича и интересуют его собеседников:

· Какова роль общественных условий в изменении взглядов и поведения человека?

· Всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть?

Эмоциональный фон рассказа.

· Раздумья и внутренняя полемика в первых словах Ивана Васильевича.

· Сентиментально-восторженное чувство рассказчика в описании бала.

· Мотив нарастающей тревоги в картине позднего рассвета.

· Интонация ужаса в сцене наказания солдата.

2. Слово учителя.

Подобно «Капитанской дочке», «Песне про купца Калашникова», «Мцыри», рассказ «После бала» рисует картины давно минувшего. Но, в отличие от Пушкина и Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов.

Несмотря на кажущуюся ясность и прозрачность, рассказ «После бала» далеко не прост для восприятия. Вы уже знакомы с такой композицией (строением) произведения, когда повествование ведется от первого лица. В этом случае судить о позиции автора помогают внесюжетные элементы, например в «Капитанской дочке» - эпиграфы ко всей повести и отдельным главам.

В рассказе «После бала» - два рассказчика: один тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Перед нами, по существу, своеобразный рассказ в рассказе. Нельзя признать самого Толстого ни в одном из рассказчиков. Следовательно, о позиции автора следует судить лишь на основании вдумчивого анализа рассказа.

3. Выделение частей рассказа.

4.

1. Первая часть рассказа:

· зала у предводителя;

· хозяева бала;

· Варенька;

· полковник;

· Иван Васильевич.

2. Вторая часть рассказа:

· описание улицы;

· солдаты;

· наказываемый;

· полковник;

· Иван Васильевич.

5.

6.

7.

8.

· контрастное сопоставление событий;

· описание бала и экзекуции;

· поведение полковника на балу и после бала;

· настроение Ивана Васильевича в тех же сценах.

IV. Беседа по вопросам.

1. Почему рассказ называется: «После бала»? (очевидно, вторая сцена – расправа с солдатом, имеет особое значение).

2. Разговор об иллюстрациях к рассказу.

3. Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

4. Наблюдения над языковыми средствами (по плану к частям рассказа)

I часть:

1) Праздник у предводителя обрисован эпитетами: бал чудесный, зала прекрасная, будет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит почти беспрерывно.

2) Варенька - в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее – «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза».

3) Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

4) Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр; смотрит на танцующих с восторженным умилением, чувством.

II часть:

В этой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив.

1) Улица в весеннем мокром тумане и т.д.

2) Солдаты в черных мундирах.

3) Окровавленная, истерзанная жертва экзекуции.

4) Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Но теперь. Но теперь, в сопоставлении с наказываемым, его красота и военная выправка выглядят почти кощунственно.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Письменное сочинение на одну из тем:

· «Чем отличаются люди одного круга: Иван Васильевич и полковник? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)».

· «Утро, изменившее жизнь».

· «Что я узнал о жизни России первой половины XIX века из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Никитский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования округ Ялта Республики Крым

УРОК

литературы в 8 классе

« Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении ».

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ХАЛФИНА РЕБИЯ АДЖИМЕТОВНА

ЯЛТА, 2014

Тема. Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении.

Цель: обогатить знания учащихся о давно прошедшей эпохе, а в теоретико-художественном плане – о композиции художественного произведения (антитеза как способ построения произведения и, следовательно, способ раскрытия жизненных противоречий и позиции писателя);

формировать ряд читательских умений (определение значения элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристика героев в разных ситуациях и др.);

помочь учащимся правильно постигнуть и правильно оценить людей, конфликты, общественные отношения, нарисованные писателем;

добиваться, чтобы учащиеся задумывались над нравственной проблемой ответственности каждого за жизнь всех.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Краткое слово-вступление учителя.
  1. Л.Н. Толстой – великий русский писатель XIX века.

Выдающиеся современники Льва Николаевича Толстова – Чехов, Горький, Репин, Чайковский, Короленко и многие другие, знавшие писателя, восхищались грандиозностью личности этого человека.

Его секретарь рассказывал, что себя Лев Николаевич расценивал невысоко, но зато всем, кто сталкивался с ним, было ясно, что перед ними не только великий писатель, мыслитель, но и высокий, чистый духом человек.

  1. Чтение высказываний о Толстом.
  2. Рассказ о портрете Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884г.)

«Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни… Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».

  1. Работа над темой урока.
  1. Выборочное чтение и комментирование рассказа.

У рассказа своеобразное вступление. Оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Интересно, что повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутой экспозиции. И завершается оно тоже безо всяких выводов.

Вопросы, которые мучают Ивана Васильевича и интересуют его собеседников:

  • Какова роль общественных условий в изменении взглядов и поведения человека?
  • Всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть?

Эмоциональный фон рассказа.

  • Раздумья и внутренняя полемика в первых словах Ивана Васильевича.
  • Сентиментально-восторженное чувство рассказчика в описании бала.
  • Мотив нарастающей тревоги в картине позднего рассвета.
  • Интонация ужаса в сцене наказания солдата.
  1. Слово учителя.

Подобно «Капитанской дочке», «Песне про купца Калашникова», «Мцыри», рассказ «После бала» рисует картины давно минувшего. Но, в отличие от Пушкина и Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов.

Несмотря на кажущуюся ясность и прозрачность, рассказ «После бала» далеко не прост для восприятия. Вы уже знакомы с такой композицией (строением) произведения, когда повествование ведется от первого лица. В этом случае судить о позиции автора помогают внесюжетные элементы, например в «Капитанской дочке» - эпиграфы ко всей повести и отдельным главам.

В рассказе «После бала» - два рассказчика: один тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Перед нами, по существу, своеобразный рассказ в рассказе. Нельзя признать самого Толстого ни в одном из рассказчиков. Следовательно, о позиции автора следует судить лишь на основании вдумчивого анализа рассказа.

  1. Выделение частей рассказа.
  2. Составление плана каждой части.
  1. Первая часть рассказа:
  • зала у предводителя;
  • хозяева бала;
  • Варенька;
  • полковник;
  • Иван Васильевич.
  1. Вторая часть рассказа:
  • описание улицы;
  • солдаты;
  • наказываемый;
  • полковник;
  • Иван Васильевич.
  1. Пересказ соответствующих друг другу контрастных эпизодов и описаний.
  2. Характеристика героев (полковника и Ивана Васильевича)
  3. Выполнение стилистических упражнений (языковое выражение антитезы)
  4. Наблюдение над композицией рассказа:
  • контрастное сопоставление событий;
  • описание бала и экзекуции;
  • поведение полковника на балу и после бала;
  • настроение Ивана Васильевича в тех же сценах.
  1. Беседа по вопросам.
  1. Почему рассказ называется: «После бала»? (очевидно, вторая сцена – расправа с солдатом, имеет особое значение).
  2. Разговор об иллюстрациях к рассказу.
  3. Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.
  4. Наблюдения над языковыми средствами (по плану к частям рассказа)

I часть:

  1. Праздник у предводителя обрисован эпитетами: бал чудесный, зала прекрасная, будет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит почти беспрерывно.
  2. Варенька - в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее – «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза».
  3. Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.
  4. Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр; смотрит на танцующих с восторженным умилением, чувством.

II часть:

В этой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив.

  1. Улица в весеннем мокром тумане и т.д.
  2. Солдаты в черных мундирах.
  3. Окровавленная, истерзанная жертва экзекуции.
  4. Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Но теперь. Но теперь, в сопоставлении с наказываемым, его красота и военная выправка выглядят почти кощунственно.
  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание.

Письменное сочинение на одну из тем:

  • «Чем отличаются люди одного круга: Иван Васильевич и полковник? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)».
  • «Утро, изменившее жизнь».
  • «Что я узнал о жизни России первой половины XIX века из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?

АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА» В основе рассказа Л.Н. Толстого «После бала» лежит действительное событие, о котором писа­тель узнал от своего брата. В середине 80-х годов, описывая эпоху Николая I, Толстой вспоминал о знакомом полковом командире, который «нака­нуне с красавицей дочерью танцевал мазурку на балу и уехал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата-татарина, засекал это­го солдата до смерти и возвращался обедать в се­мью». Сюжет рассказа «После бала» дублирует это событие. При этом писатель акцентирует вни­мание не столько на самом факте, сколько на пе­реживаниях и размышлениях человека, ставше­го невольным свидетелем произошедшего. Оче­видно, писателю были чрезвычайно близки и по­нятны переживания и духовные поиски, изобра­женные в рассказе. Лев Толстой считал, что как ни многообразны людские характеры, все они присущи каждому человеку. «Различные харак­теры, выражаемые искусством, - утверждал писатель, - только потому и трогают нас, что в каждом из нас есть возможности всех возможных характеров». Это предположение подтверждают и некото­рые данные биографии самого писателя. Молодо­му Толстому хотелось увидеть войну своими гла­зами и проверить, храбрый ли он человек. С этой целью он едет на Кавказ, а с началом Крымской войны переводится в Дунайскую армию, действо­вавшую против турок. Затем переводится в Сева­стополь, где, командуя батареей на 4-м бастио­не, проявил редкое бесстрашие. Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом, но у высшего начальства он находился на плохом счету. Толстой пишет проект о перереформировании всей русской армии, где подчер­кивает тяжелые условия солдатской службы. Вскоре он вышел в отставку, записав в свой днев­ник: «Военная карьера - не моя…» Эту же мысль писатель вкладывает в уста рассказчика, пере­жившего один из драматичнейших периодов сво­ей молодости: «…не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как ви­дите, не годился». Толстой считал, что заложенное в человеке «нравственное чувство» развивается под влияни­ем природы, тогда как порочные чувства связа­ны с условиями общества, условиями света. Но не только природа противостоит «порокам» и «условиям света». Им противостоит заложенное в душе человека влечение к добру. «Цель жиз­ни есть добро. Это чувство присуще душе на­шей», - отмечает Толстой в дневнике от 30 июня 1852 года. «Влечение души есть добро ближ­них», - говорится в его дневниковой записи от 3 сентября 1852 года. Об этом же он говорит и в рассказе «После бала», написанном почти через пятьдесят лет после этих дневниковых записей, т. е. в 1903 году. Добро присуще душе главного героя-рассказчика. По ходу развития действия в рассказе «Пос­ле бала» выясняется, что это существующее в потенциале добро герой ощутил в момент влюб­ленности. Все чувства его оголены: «я был счаст­лив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Герой не понимает источник сво­его добра, объясняет свои эмоции всепоглощаю­щей любовью, способной перевернуть мир: «как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутыл­ки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви». Он настолько глубоко погружается в свои внутренние чувства, что, кажется, готов по­верить в добро всеобщее. Не потому ли у него воз­никает убеждение, что все, так же как и он, лю­буются его возлюбленной, «несмотря на то, что она затмила их всех»? Не потому ли его восхи­щает отец возлюбленной, безусловно, красивый и, безусловно, добрый. Как он заботится о доче­ри! Экономит даже на сапогах ради того, чтобы Варенька, милая красивая Варенька, могла по­явиться на этом балу во всей своей красе. В свете любви, счастья герою прекрасным представляет­ся весь мир: и хозяйка бала в фероньерке, и ее муж, и ее лакеи. Но, тем не менее, в монологе влюбленного героя присутствует некая логика и связность. Писателю интересно наблюдать, как одни чув­ства и мысли развиваются из других; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается все дальше и дальше, слива­ет грезы с действительными ощущениями. Влюб­ленный герой не может уснуть, он бродит пустын­ными переулками, возвращаясь мысленно к собы­тиям прошедшей ночи. В его воображении еще танцует возлюбленная с отцом, еще звучит мотив мазурки. Но звучащую в душе мелодию внезапно прерывает «другая, жесткая, нехорошая музы­ка», а грациозная пара превращается во «что-то большое, черное». Он становится свидетелем ужасной экзекуции, превращающей человека во «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неесте­ственное». И если раньше герой мог определить свои чувства, то сейчас эта определенность сменя­ется замешательством. Герой не испытывает жа­лости, но «на сердце была почти физическая, до­ходившая до тошноты тоска». Он продолжает раз­мышлять над увиденным, пытаясь пояснить про­исходящее всеобщим благом, тайным знанием. Но все эти усилия оказываются тщетными. Хотя по­ток переживаний героя все время меняется, где- то в глубине его души существует постоянная мо­ральная опора, нравственный инстинкт, подлин­ная искренность, личная правда. Постепенно этот голос непосредственной искренности, голос лич­ной правды прорывается сквозь стену всеобщей тайной правды, которая на поверку оказывается обыкновенной жестокостью.

История создания произведения Толстого «После бала»

Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».
Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах.
Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения
«После бала» — прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала) и текст небольшой по объёму. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа.
В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменялось. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Рассказ «После бала», как и все творчество Л.Н. Толстого, связан с реализмом в русской литературе.

Тематика произведения

Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания. Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой). В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.

Идея рассказа раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции. Основные герои — Иван Васильевич и полковник, отец девушки, в которую был влюблен рассказчик, — через образы которых решается главная проблема. Автор показывает, что социум и его структура, а не случай влияют на личность.
В образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
Идейное содержание раскрывается через изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
В рассказе Л.Н. Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания. Изучение общего построения рассказа становится средством раскрытия его идейного содержания.

Характер конфликта

Анализ произведения показывает, что основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании Ивана Васильевича.
Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий. Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: «И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле — вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

Основные герои

Основные герои рассказа — юноша Иван Васильевич, влюбленный в Вареньку, и отец девушки полковник Петр Владиславович.
Полковник, красивый и крепкий человек лет пятидесяти, внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто преступил закон. Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю... Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».
Иван Васильевич, скромный и порядочный молодой человек, потрясенный сценой избиения солдат, не в состоянии понять, почему это возможно, почему существуют порядки, для охраны которых нужны палки. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, перевернуло его представления о сословной нравственности: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

Сюжет и композиция

В ходе анализа произведения мы приходим к выводу, что сюжет рассказа незамысловат. Иван Васильевич, убежденный, что среда не влияет на образ мыслей человека, а все дело в случае, рассказывает историю своей юношеской влюбленности в красавицу Вареньку Б. На балу герой знакомится с отцом Вареньки, очень красивым, статным, высоким и «свежим стариком» с румяным лицом и роскошными усами, полковником. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью. Во время танца пара привлекает всеобщее внимание. После мазурки отец подводит Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди проводят вместе.
Иван Васильевич возвращается домой под утро, но не может уснуть и отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Издалека он слышит звуки флейты и барабана, которые без конца повторяют одну и ту же визгливую мелодию. На поле перед домом Б. он видит, как прогоняют через строй солдат какого-то татарина за побег. Командует экзекуцией отец Вареньки, красивый, статный полковник Б. Татарин умоляет солдат «помилосердствовать», но полковник строго следит, чтобы солдаты не давали ему ни малейшей поблажки. Один из солдат «мажет». Б. бьет его по лицу. Иван Васильевич видит красную, пеструю, мокрую от крови спину татарина и ужасается. Заметив Ивана Васильевича, Б. делает вид, что незнаком с ним, и отворачивается.
Иван Васильевич думает, что, вероятно, полковник прав, раз все признают, что он поступает нормально. Однако он не может понять причин, которые заставляли Б. жестоко бить человека, а не поняв, решает не поступать на военную службу. Любовь его идет на убыль. Так один случай переменил его жизнь и взгляды.
Весь рассказ — это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет. Композиция рассказа четкая и ясная, в ней логично выделяются четыре части: большой диалог в начале рассказа, подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзекуции и заключительная реплика.
«После бала» построен как «рассказ в рассказе»: начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор, искренний и правдивый человек — Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается так или иначе вовсе не от влияния среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, как он сам признается, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герои которого — Варенька Б., ее отец и сам Иван Васильевич. Таким образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале повествования узнаем о том, что эпизод, о котором пойдет речь, имел огромное значение в жизни человека. Форма устного рассказа придает событиям особую реалистичность. Тому же служит упоминание об искренности рассказчика. Он рассказывает о случившемся с ним в молодости; этим повествованию придается некий «налет старины», как и упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у нее дочери замужем».

Художественное своеобразие

Толстой-художник всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал контраст. Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Так контрастная композиция рассказа и соответствующий язык помогают раскрыть идею произведения, сорвать маску добродушия с лица полковника, показать его подлинную сущность.
Контраст используется писателем и при выборе языковых средств. Так, при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки» (такой художественный прием называется цветопись). Связано это с тем, что белый цвет — олицетворение чистоты, света, радости, Толстой с помощью этого слова подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика. О празднике в душе Ивана Васильевича говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.
В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «...я увидал... что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана.... это была... жесткая, нехорошая музыка».

Значение произведения

Значение рассказа огромно. Толстой ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.
В 2008 г. исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. О нём написаны сотни книг и статей, его произведения известны во всём мире, имя его чтут во всех странах, герои его романов и повестей живут на экранах, на сценах театров. Слово его звучит по радио и телевидению. «Не зная Толстого, — писал М. Горький, — нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».
Гуманизм Толстого, его проникновение во внутренний мир человека, протест против социальной несправедливости не устаревают, а живут и воздействуют на умы и сердца людей и в наши дни.
С именем Толстого связана целая эпоха в развитии русской классической художественной литературы.
Наследие Толстого имеет большое значение для формирования мировоззрения и эстетических вкусов читателей. Знакомство с его произведениями, исполненными высоких гуманистических и нравственных идеалов, несомненно, способствует духовному обогащению.
В русской литературе нет другого писателя, творчество которого было бы столь многообразно и сложно, как творчество Л.Н. Толстого. Великий писатель развил русский литературный язык, обогатил литературу новыми средствами изображения жизни.
Мировое значение творчества Толстого определяется постановкой великих, волнующих общественно-политических, философских и моральных проблем, непревзойдённым реализмом изображения жизни и высоким художественным мастерством.
Его произведения — романы, повести, рассказы, пьесы читают с неослабевающим интересом всё новые и новые поколения людей на всём земном шаре. Об этом свидетельствует тот факт, что десятилетие с 2000 по 2010 г. было объявлено ЮНЕСКО десятилетием Л.Н. Толстого.

Это интересно

Эпизод, описывающий наказание солдат, имел предысторию. Впервые он появился в статье Л.Н. Толстого «Николай Палкин», написанной в 1886 г.
О подробностях жестокого наказания шпицрутенами писатель узнал, когда вместе с Н.Н. Ге-младшим и М.А. Стаховичем шел пешком из Москвы в Ясную Поляну. На ночлег остановились у 9 5-летнего солдата, который и рассказал им эту историю. Хотя сам Толстой никогда не был свидетелем такого наказания, рассказ произвел на него огромное впечатление. Лев Николаевич в тот же день сделал наброски статьи в своей записной книжке.
Статья «Николай Палкин» представляет собой диалог между автором и солдатом, который постепенно переходит в размышления лирического героя о событиях тех лет.
Каждое слово у Толстого обладает необычайной выразительностью и емкостью. Так, в рассказе есть чрезвычайно знаменательный по своему смыслу эпитет: «гибкая палка такой высочайше утвержденной толщины...». Он включен Толстым с определенной целью — указать, что деспотизм и жестокость идут от самого царя, определяются самодержавной системой. Указание, что толщина шпицрутенов была утверждена самим царем, основано на документальных данных.
Известно, что Толстой был знаком с запиской Николая I, в которой со всеми подробностями был предначертан царем обряд казни декабристов. По поводу этой записки Толстой с возмущением писал, что «это какое-то утонченное убийство».
В своей статье «Николай Палкин» автор упоминает о знакомом полковом командире, который «накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на балу и уехал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата-татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью».
Эта сцена представляет собой как бы промежуточный этап между статьей «Николай Палкин» и рассказом «За что?», приближаясь больше к последнему.
Эмоциональное воздействие этой сцены на читателя усиливается от произведения к произведению («Николай Палкин» — «После бала» — «За что?»). Здесь Толстому удается наиболее ярко передать чувства, мысли, переживания героев во время экзекуции, их душевные и физические страдания.
Советуем прочитать
Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. — М., 1981.
Кузина Л.Н. Художественное завещание Льва Толстого. Поэтика Л.Н. Толстого конца XIX - начала XX века. — М., 1993.
Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х томах. М.: Художественная литература, 1978.
Ломунов КН. Лев Толстой в современном мире. — М., 1975.
Храпченко М.Б. Л. Толстой как художник. — М., 1975.
Фортунатов Н.М. Творческая лаборатория Л. Толстого: Наблюдения и раздумья. — М., 1983.


Рассказ Л.Н. Толстого показывает глубину нравов дворянского общества того времени. Образ и характеристика Ивана Васильевича в рассказе «После бала» поможет в полной мере оценить душевные качества главного персонажа. Столкнувшись с вопиющей несправедливостью, совершенной по отношению к другому человеку, ему пришлось резко изменить жизненный путь, о чем он ни разу не пожалел.

Иван Васильевич – главный герой произведения. Рассказчик. История, рассказанная им, унесет читателя в 1840 годы, когда он был молод, беспечен, умел жить и радоваться каждому дню.

Внешность

Во времена молодости Иван Васильевич был отличной партией для любой девушки. Красив. «…Был не безобразен…». Строен. Одет с иголочки. Студенческий мундир идеально отутюжен. На руках перчатки. Видно, что парень следит за внешностью. Не забывает вовремя посещать парикмахера. Обеспечен. Не каждый юноша в то время мог позволить себе содержать лошадь. У Ивана был иноходец. Дорогая лошадь, требующая вложений.

«…Был у меня иноходец лихой…».

Образование. Времяпровождение

На тот момент Иван Васильевич являлся студентом университета. Как вся молодежь его возраста, любил он покутить и потанцевать на балу с прекрасными дамами.

«…Главное же мое удовольствие составляли вечера и балы…»

Недостатка в поклонницах парень не испытывал. Любая сочла бы за честь, если бы он обратил на нее внимание. Танцы были его страстью. Танцевал он хорошо и с удовольствием. Неважно, какой танец был полька, танго или вальс. На танцполе он чувствовал себя словно рыба в воде.

Характер. Добрый, романтичный юноша. Впечатлительный по натуре. Временами восторженный. Робкий и влюбчивый. «…Влюблялся я много раз…».

Первая любовь

Первой любовью стала Варенька, дочь полковника. Они познакомились на балу. Девушка казалась неземным созданием, до которого страшно дотронуться. Протанцевав с ней всю ночь, он понял, что влюбился первый раз, по-настоящему. Словно крылья за спиной выросли. Настолько он чувствовал себя счастливым. Надежда на взаимность согревала душу. Иван был готов обнять весь мир, за то, что тот подарил ему возможность любить и быть любимым. Все закончилось так же быстро, как началось. Молодым не суждено было быть вместе.

После бала

Пребывая в состоянии эйфории, Иван Васильевич вернулся домой. Сон не шел. Решив прогуляться по ночному городу, он пошел к дому невесты. Там он увидел, как отец возлюбленной, полковник Б, истязает до полусмерти рядового солдата.

У Ивана не укладывалось в голове, как человек мог так притворяться на балу, изображая из себя милого, учтивого старика. Власть превратила его в зверя, не оставив в сердце ни капли жалости. Эта сцена так повлияла на Ивана, что он решил никогда не связывать жизнь со службой. Вместе с разочарованием в полковнике, чувства к Варе пошли на спад. Они перестали встречаться.

Эпилог

Иван Васильевич кардинально изменил жизненный путь. Так сильно на него повлиял случай истязания над солдатом. Свою жизнь он решил посвятить не службе в армии, а помогая другим людям, оказавшимся в беде.

Толстой - это целый мир.
А. М. Горький
Не перестаешь восхищаться талантом великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Каждый раз, перечитывая его произведения, приходишь к мысли - какой великий дар, какое гигантское чувство слова было заложено в этом человеке. Образы, созданные Толстым, до сих пор живут и волнуют наше воображение. Наверное, ни один писатель не оставил такой яркий след в культуре конца XIX века. Его произведения по праву вошли в сокровищницу русской литературы. Одно из таких произведений - рассказ “После бала”. Он основан на реальных событиях того времени: все это происходило с братом писателя - Сергеем Николаевичем Толстым.
Интересно, что писатель использует в своем произведении повествование как от первого лица, так и от третьего. Каждая из этих форм имеет свои идейно-художественные задачи. Повествование от первого лица создает иллюзию восприятия живого голоса рассказчика, обладает доверительной интонацией. Эта форма позволяет особенно сильно выразить состояние человека, его настроение, переживания. В повествовании от третьего лица рассказчик выступает как человек, который знает больше, чем повествователь от первого лица. Он наблюдает героя произведения как бы со стороны. Но все же в основном рассказ ведется от первого лица - Ивана Васильевича.
Иван Васильевич - один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия жизни людей: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”. И в доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь...
События разворачиваются в 40-е годы XIX века. В то время он был студентом в провинциальном университете, жил, как свойственно молодости, учился и веселился. Был бойким малым, катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Но главное его удовольствие составляли вечера и балы, так как танцевал он хорошо и был не безобразен.
Об одном из таких вечеров и рассказывает герой Л. Н. Толстого. Это был бал у “губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера”. Все было просто чудесно: “Зала прекрасная, с хорами, музыкантами - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского”. В то время Иван Васильевич был пьян от любви к Вареньке Б. Она же была прелестна: “Высокая, стройная, грациозная и величественная”. Держалась она всегда необыкновенно прямо, “как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, ка кой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка”. В этот вечер герой рассказа не замечал других девушек, перед его глазами всегда стояло ее “сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза”. Он был по-настоящему счастлив. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: и кадрили, и пол
ьки, и вальсы; танцевал до упаду.
Герой наслаждался обществом Вареньки и очень боялся, что она его покинет, что отец ее увезет. Но родитель девушки, “очень красивый, статный, высокий и свежий старик”, этого не сделал. Он понравился Ивану Васильевичу. И это чувство еще более усилилось; когда герой увидел, как танцует отец Вареньки со своей дочерью.
Мы видим счастье человека, причем это счастье настоящее. Сам Иван Васильевич так описывает свое душевное состояние в тот момент: “Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро”. Он обнимал в то время весь мир своей любовью и боялся только одного - чтобы что-нибудь не испортило его счастья. Таков главный герой рассказа на балу.
На балу Иван Васильевич даже не задумывался, что может существовать совсем другой мир: злой и жестокий. В прекрасном настроении пришел он домой и долго не мог уснуть - от счастья. Он вышел прогуляться и пошел по направлению к дому Варень-_ки. Все ему было особенно мило: и лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома, казавшиеся в тумане очень высокими.
В душе Ивана Васильевича все пело и изредка слышался мотив мазурки, но он услышал в то утро и какую-то другую, жестокую, нехорошую музыку, став при этом свидетелем ужасного зрелища. Он увидел, как солдаты прогоняли через строй за побег татарина, который был привязан к ружьям двух солдат и на которого с обеих сторон сыпались удары. При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страданий лицо в ту сторону, с которой падал удар, и не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. Но его голос не был услышан. Спина татарина представляла собой “что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное”, что Иван Васильевич не поверил, чтобы это могло быть тело человека.
Увиденное произвело на него сильное впечатление, но особенно он был потрясен тем, что высоким военным, возглавлявшим отряд солдат, оказался отец Вареньки. Ивану Васильевичу стало до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто он был уличен в самом постыдном поступке, он опустил глаза и поторопился уйти домой. “А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять все и вскочил”.
После этого случая желание поступить на военную службу у Ивана Васильевича исчезло, он решил не только не поступать на службу, но и вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью. Герой меняется нравственно. Происходит как бы прозрение, появляется другой взгляд на мир.
“А любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно... И любовь так и сошла на нет”.
На образе главного героя рассказа “После бала” Л. Н. Толстой показал пробуждение в человеке совести, чувства ответственности за ближнего и любви к нему. В этом рассказе особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В нем есть элементы притчи, а идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования. Такой взгляд на жизнь характерен для поздних произведений писателя. На мой взгляд, этот рассказ очень хорошо раскрывает нам человеколюбие Толстого, его настоящее отношение к жизни.