Западноевропейская культура XIX века. Смотреть что такое "Натурализм (живопись)" в других словарях Сравнение с предыдущим направлением

Модернизм (modeгnism ) - единое название многих стилей и направлений в живописи и литературе конца 19-20 века. Модернизм охватывает такие жанры, как , дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, функционализм и т. п. С точной датой возникновения модернизма споры ведутся до сих пор. Самой значимой датой, которую относят к его возникновению, считается 1863 г - год открытия “Салона отверженных”, где выставлялись работы художников, забракованные официальным салоном. Салон был сделан специально для того, что бы поместить туда работы модернистов для осмеяния. Однако вскоре в салон отверженных стало приходить людей намного больше, чем в другие и вовсе не для того, что бы поиздеваться. Так появилось новое течение, которое захватило умы художников и ценителей живописи. Такие художники, как , Мунк, опровергли мнение, что скульптура и картина должна отражать только реальные вещи и появились новые жанры - импрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм и т.д. Все новые течения, которые превозносили мир фантазии, стали называться модернизмом.

Мягкий стиль

Мягкий стиль - течение в искусстве 1380-1430 гг. Мягкий стиль был распространён в западноевропейском искусстве (германском и чешском). Мягкий стиль проникнут оккультными учениями, отличается лиричностью и чувственными образами, что говорит о развитии средневекового искусства. Яркими фигурами мягкого стиля были Мастер Тршебоньского алтаря, Конрад из Зёста, Верхнерейнский мастер.

Натурализм в живописи

Натурализм (франц. natuгalisme , от лат. natuгalis — природный, естественный, natuгa — природа). Направление в искусстве в Европейских странах и США сколько стоит в дубай тур , которое стремилось к точному воспроизведению наблюдаемой действительности. Художниками, которые использовали этот вид живописи, были: Э. Дега, Т. Стейнлен, К. Менье, М. Либерман, Х. Бартельса, В. Велу и другие. В последствие натурализм перерос в поверхностное изображение видимого мира, копирование подробностей и стал сочетаться с , порождая многочисленные разновидности. Ещё одна сторона натурализма - это страсть к фотографическому изображению мрачных, тёмных сторон жизни, жестокость, насилие, агрессия - отразилось в искусстве фашистских режимов и некоторых течениях современного модерна, например - сюрреализма. Преувеличенная, фотографическая точность деталей свойственная не только натурализму, но и гиперреализму.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 12.08.2014 15:02 Просмотров: 3894

Этот термин нам знаком и кажется вполне понятным. Но если говорить о нём применительно к художественному творчеству, то здесь его значение становится несколько противоречивым и даже многовариантным.

Но обо всем по порядку.
Ещё со школьной скамьи мы помним, что реалистическое изображение – это объективное изображение действительности такой, какой она есть на самом деле. Но поскольку автор художественного произведения действительность изображает субъективно, т.е. так, как он видит и понимает её, то здесь можно говорить о том, что под реализмом в узком смысле понимают позитивизм – философское учение о том, что единственным источником истинного, действительного знания являются эмпирические исследования. Эмпиризм признаёт источником знания не разум, а чувственный опыт. Итак, получается, что художник-реалист изображает действительность такой, какой он её видит. Но согласитесь, что если несколько человек видят одну и ту же картину или ситуацию, то опишут (или нарисуют) они её по-разному. Вот в этом и заключается неопределённость границ реализма.
Может возникнуть вопрос: является ли в таком случае реализмом импрессионизм ? Ведь художники-импрессионисты изображали природу такой, какой они её видели, во всём разнообразии игры красок и светотеней? Мы ответим на этот вопрос положительно: конечно, является.
Термин «реализм» принадлежит французскому литературному критику Ж. Шанфлёри, он первым употребил его в 50-х годах XIX в. для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму).

Считается, что реализм продолжил своё существование в двух направлениях: натурализме и импрессионизме и проявился в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке. Мы рассмотрим его на примере живописи.

Натурализм (от лат. nаturа – природа)

Ж. Бастьен-Лепаж «Дети рыбака»
Натуралисты стремились как можно более точно запечатлеть современную действительность, в частности, повседневную жизнь крестьянства и рабочего класса. В настоящее время это возможно сделать с помощью фотоаппарата. Натуралистам и была свойственна фотографичность. Французский художник Гюстав Курбе (1819-1877) открыл в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», его и считают одним из основателей реализма в живописи.

Г. Курбе «Веяльщицы» (1853)
Впоследствии социально-критическая и сатирическая составляющие в произведениях натуралистов отошли на второй план, т.к. бесстрастно фиксировать реальность стала фотография, а чуть позже всё большее признание стал получать импрессионизм.

Импрессионизм (от фр. impression – впечатление)

Более подробно мы рассказываем об импрессионизме в отдельной статье. Сейчас дадим лишь общую характеристику.
Представители этого направления стремились наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Термин «импрессионизм» имел вначале пренебрежительный оттенок – критик Луи Леруа написал фельетон «Выставка импрессионистов». На этой выставке находилась картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» («Impression, soleil levant»). Это название картины и стало в дальнейшем термином.

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872). Музей Мармоттан-Моне, Париж
Импрессионизм сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения. Он не ставит своей задачей изображение социальных проблем или сатиру. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно, как изображено.
Итак, реализм проявил себя по-разному и в различных странах: в России – в творчестве передвижников , в Италии – веризм, маккьяйоли, в Австралии – гейдельбергская школа, в США – школа мусорного ведра, во Франции – барбизонская школа.

Веризм (от ит. vero – истинный, правдивый)

Ещё в XVII в. этот термин употреблялся в изобразительном искусстве для обозначения реалистического направления в живописи барокко . Во второй половине XIX в. термин возродился как обозначение реалистического и натуралистического направления в итальянском искусстве. В области литературы наиболее яркое и законченное выражение веризм получил в романе и новелле.

Телемако Сигнорини «Уличная сценка» (1881)
Отражением веризма в музыке являются оперы Масканьи, Пуччини и Леонкавалло.

Маккьяйоли (от ит. macchia – пятно)

Маккьяйоли - группа итальянских художников, сформировавшаяся во Флоренции к началу 1860-х гг. Почти все представители маккьяйоли в прошлом были участниками национально-освободительного движения под руководством Гарибальди. Они считали академизм застывшим явлением в искусстве и противопоставляли ему непосредственную связь своего искусства с современностью. Тематика их работ – эпизоды войны за независимость, портреты её участников, жанровые сцены, пейзажи.

Джованни Фаттори «Стога сена»

Они часто работали на пленэре (на воздухе). Для произведений маккьяйоли характерны жизненность, лаконизм, свободное сочетание сочных цветовых пятен. Маккьяйоли оказали большое влияние на всю итальянскую живопись конца XIX в. К 1880-м гг. движение распалось, некоторые художники обратились к импрессионизму.

Барбизонская школа

Тройон «Отправление на рынок»
Так называли группу французских художников-пейзажистов. Своё имя школа получила по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, где длительное время жили Руссо, Милле и некоторые другие представители группы. Художники школы опирались на традиции, заложенные голландскими и французскими пейзажистами. Влияние на творчество барбизонцев оказывали также их современники, не принадлежавшие к группе: Коро, Курбе, Делакруа.

Диаз «Старая мельница около Барбизона»
В чём же отличие пейзажей последователей Барбизонской школы от пейзажей художников других направлений? Дело в том, что пейзажу придавали различное значение. Например, в академической живописи пейзаж существовал в основном как фон, на котором разворачивался сюжет картины. А у романтиков пейзаж был приукрашен. Барбизонцы же выступали за реалистический пейзаж своей родины с обыденными мотивами, с участием простых людей, занятых трудом. Представители барбизонской школы: Руссо, Дюпре, Диаз, Милле, Добиньи, Тройон и др., точно очертить их круг невозможно. Интерес к творчеству барбизонцев проявляли знаменитый русские пейзажисты Ф. Васильев, И. Левитан, А. Саврасов.

Гейдельбергская школа (австралийское арт-движение конца XIX в.)

Фредерик McCubbin «Письмо» (1884)
По-другому эту школу называют австралийским импрессионизмом. Движение основано художниками Артуром Стритоном и Вальтером Холке. Участники этого движения писали на пленэре в импрессионистской манере. Название школа получила по имени района восточнее Мельбурна, который назывался Гейдельберг.
Насчитывают более 20 художников этой школы. Они находились под влиянием движения импрессионистов и позаимствовали у них многие концепции: изображение повседневной жизни на фоне природы, умение схватить мгновение и передать его при помощи краски, уловить эффект освещения, контраст и т.д. Но не следует воспринимать этих художников как только копировальщиков западного искусства. Они умело и с любовью изображали свой австралийский пейзаж, показывая его отличительные особенности.

Вальтер Холке «После знойного дня» (1891)

Школа мусорных вёдер

Художественное направление, возникшее в США в начале XX в. Больша́я часть работ представителей школы посвящена реалистичному изображению повседневной жизни бедных и рабочих кварталов Нью-Йорка. Основоположниками и крупнейшими представителями школы считаются Роберт Генри, Джон Слоан, Эдвард Хоппер и др. В то время фотоаппараты ещё не использовались для оперативной съёмки происшествий. Поэтому газеты нанимали художников, которые зарисовывали иллюстрации для заметок.

Джон Слоан «Бар Максорлис» (1912)

В основном они изображали неприглядные стороны городской жизни. Это и дало толчок к появлению и развитию американского реализма. Основными объектами их зарисовок были улицы с их типичными тогдашними представителями: беспризорниками, уличными музыкантами и актёрами, иммигрантами и т.д.
Как обычно, у любого метода есть свои сторонники и свои противники. Одни видят в творчестве реалистов правду жизни и объективную оценку действительности; другие считают, что нет ничего ценного в том, чтобы точно фиксировать реальные события и называть это художественным творчеством.

Натурализм (по-французски naturalisme, от латинского слова «natura» - - «природа»):

1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США. В программе натурализма были полемически заострены стремление уподобить художественное познание мира научному его изучению, стремление к объективному, бесстрастному изображению реальности, прежде всего человеческих характеров, их обусловленности физиологической природой человека и окружающей его общественной средой. Натурализм зародился во французской литературе и литературной критике под влиянием успехов экспериментальных естественных наук, особенно физиологии и медицины. Философской основой натурализма был позитивизм французского философа Огюста Конта и его преломление в эстетической теории Ипполита Тэна, в теории эволюции английского социолога Херберта Спенсера.

Теория натурализма как литературной школы была подробно разработана Эмилем Золя, возглавившим школу писателей-натуралистов. При всей ограниченности творческого метода писателей-натуралистов, отказавшихся от обобщения и анализа социально-экономических проблем в ЖИЗНИ общества, натурализм способствовал резкому расширению круга тем и образов, становлению критического реализма XIX в.; расширился интерес к изображению «социального дна», к функционированию разнообразных «социальных организмов» (шахты, предприятия, рынки, прачечные, публичные дома), к взаимодействию личности и толпы. Это породило новые средства художественного изображения действительности. Сходные направления существовали в художественной культуре многих стран («веризм» в Италии, «областничество» в США). Позитивистский пересмотр реалистической традиции формирования художественного образа, проявившийся в литературе и искусстве натурализма, привел к росту черт импрессионизма, символизма и декадентства в творчестве таких писателей, как Ги де Мопассан, Жорж Гюисманс. Натурализм оказал сильнейшее воздействие на творчество таких художников последней трети XIX в. и начала XX в., как Эдуар Мане , Эдгар Дега , Жюль Бастьен-Лепаж, Анри де Тулуз-Лотрек , Теофиль Стейнлен во Франции, Константен Менье в Бельгии, Макс Либерман, Кете Кольвиц в Германии, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела в Италии. Однако натурализм в изобразительном искусстве не оформился в цельное, последовательное направление;

2) в советской эстетике и критике 30 ых - 70 годов двадцатого века натурализм объяснялся как художественный метод, типологически противопоставлявшийся реализму как его антипод (также как и формализм). Главной особенностью натурализма провозглашался внесоциальный, биологический взгляд на человека, чему соответствовала пассивная регистрация жизненных явлений и фактов без их критического отбора, идейно-философского осмысления и анализа; натурализм отождествлялся с бесстрастным копированием жизни без художественного ее обобщения, с повышенным интересом к темным (даже патологическим) ее сторонам. В таком понимании признаки натурализма обнаруживались в академическом салонном искусстве (Поль Деларош, Эрнест Месонье), в «риджиоиализме» живописи США, в таких авангардистских течениях, как дадаизм,

Натурализм (от лат. nаturа - природа) - это творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней трети XIX века в Европе и Америке под влиянием философии позитивизма и его главных представителей - француза Огюста Конта (1798-1857), англичанина Герберта Спенсера (1820-1903) и др.

Натурализм в литературе.

Натурализм - это поздняя стадия развития реализма (или позитивизма) в литературе конца XIX-начала XX века.

Не следует путать натурализм с «натуральной школой» в русской словесности 1840-х годов.

Натурализмом называют также художественный метод, для которого характерно стремление к внешнему правдоподобию деталей, к изображению единичных явлений - без обобщений и типизации.

Термин «натурализм» в применении к литературе использовался ещё на рубеже XVIII—XIX веков, как обозначение стилевой тенденции, характерной для многих образцов так называемой «мещанской драмы», получившей широкое распространение во II половине XVIII века. Так, Фридрих Шиллер под натурализмом понимал «подражательное воспроизведение действительности» - интерес к мелким бытовым подробностям (в частности, в драмах А. В. Иффланда), призванным создать на театральных подмостках «иллюзию действительности». «Мещанская драма», в свою очередь, была тесно связана с философским натурализмом эпохи Просвещения. В самостоятельное художественное направление натурализм оформился лишь во II половине XIX века.

Писатели натуралисты стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в «человеческий документ» о состоянии общества в определённом месте и времени. Текст был призван представлять собой столь же точный «сколок» действительности, как и фотография. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, так как натуралисты не стеснялись откровенно отображать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей - тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято. Человек и его поступки понимались натуралистами как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой, социальными условиями, бытовым и материальным окружением.

Натурализм возник под влиянием бурного развития естественных наук и может рассматриваться как перенесение научных методов наблюдения и анализа в область художественного творчества. Писатели-натуралисты в создании своих произведений опирались на тщательное изучение быта, условий труда и самой работы своих героев, технологий и инструментов, клинических отчетов, медицинских трудов. Естественнонаучное объяснение любых человеческих поступков действием «крови и нервов» (выражение Золя) приводило натуралистов к сомнениям в наличии у человека свободной воли. Детерминизм зачастую переходил у них в фатализм и крайний пессимизм.

Ключевое отличие натурализма от классического реализма в том, что герои натуралистических произведений не несут ответственности за свою жизнь, у них просто нет выбора. Многие персонажи натуралистов - беспомощные продукты окружающей среды и плохой наследственности, которых двигают по жизни животные инстинкты, удовлетворению же этих инстинктов мешают непреодолимые социально-экономические реалии.

Натурализм в живописи.

Натурализм (от лат. naturа - «природа») - поздний этап развития французской реалистической живописи, пришедшийся на 1870-е годы.

Натуралистами называли бывших художников-академистов, которые стремились как можно более точно, фотографично запечатлеть современную действительность, в частности, повседневную жизнь крестьянства и рабочего класса.

До появления термина «импрессионизм» его представителей тоже причисляли к натуралистам. Так, например, поступает Золя в очерке 1868 года «Натуралисты». По мере того, как импрессионисты получали всё большее признание, интерес к натурализму сходил на нет. Задачи бесстрастного фиксирования реальности, которые ставили перед собой художники этого направления, с успехом стала выполнять фотография.

В живописи, как и в литературе, натурализм нашел отображение в откровенной демонстрации всех физиологических особенностей человека и его патологий. Многие старинные картины мастеров-натуралистов представляют сцены жестокости и насилия, изображавшиеся художниками абсолютно бесстрастно.

Художники-натуралисты в своем творчестве отказывались от анализа и обобщения социальных и экономических проблем общественной жизни, а также были последователями ограниченного творческого метода. При этом данный стиль способствовал введению новых тем в искусство, появлению интереса к изображению так называемого «социального дна». Последователи натурализма использовали новые средства для отображения действительности, что способствовало формированию и становлению в девятнадцатом столетии критического реализма.

Среди мастеров натурализма, получивших всемирное признание, выделяются К. Менье, Т. Стейлен, М. Либерман, Ф. Перлстайн, Л. Фрейд, В. Вела, К. Кольвиц, Ф. П. Микетти.

Натурализм в сценическом искусстве.

Натуралистическая драма - это фокусное преломление эстетики натурализма в европейском театре конца XIX и начала XX веков. Представители натурализма (к числу которых можно отнести и Станиславского) видели свою задачу в как можно более достоверном и правдоподобном отражении повседневной реальности на театральных подмостках.

Теоретики натуралистической драмы - Эмиль Золя во Франции и Вильгельм Бельше в Германии - подчеркивали связь нового литературного направления с эволюционной теорией Дарвина и требовали применения экспериментального метода естествознания в литературе.

Принцип документального изучения отображаемой среды из натуралистического романа переносится натуралистами и в драму.

Рассматривая как бы под микроскопом современное общество, среду, формирующую человека, натуралист не может не увидеть социальной несправедливости этого общества. Следствием веры в естествознание стало и широкое применение биологической теории Дарвина для объяснения человеческих поступков, а зачастую и его общественного положения.

В противовес аристократическому культу личности в романтической драме натуралистическая все меньшее место уделяет отдельному герою, все персонажи равноправны, героем становится или какая-нибудь проблема или целая семья, как в «Selicke Familie» Шляфа и «Счастье в уголке» Зудермана.

Натуралистическая драма, совершившая целую революцию как в области тематики, так и в области формы, прогремевшая на сценах всех европейских театров, уже к началу 1890-х годов начинает переживать глубокий кризис. Расслоение общества создает все новые и новые кадры интеллигентных пролетариев, которые не всегда находят себе применение. Всё больше и больше проникает в их среду разочарование в силе науки. Надежда на скорое разрешение социальной проблемы в рамках капитала терпит крушение.

Вследствие, тема социальной жалости, которой проникнуты почти все драмы раннего натурализма, теряет свою остроту и постепенно уступает место полному пессимизму. Также иссякает и социально-обличительная струя, столь сильная в первых натуралистических драмах Ибсена («Нора», «Столпы общества», «Союз молодежи» и др.).

В тематике натуралистической драмы начинают преобладать вопросы нравственного усовершенствования личности. Ради него герой драмы подчас отказывается от роли вождя масс, стремящихся к социально-политическому освобождению («Иоанн Креститель» Зудермана).

В драме позднего натурализма всё большее место уделяется настроению - моменту, ставшему особенно важным еще позднее - в импрессионистской и символистской драме. В то время как в натуралистической драме раннего периода был ещё возможен благоприятный конец, трагическая развязка неизбежно завершает каждую драма позднего натурализма.

Интеллигенцию, разочаровавшуюся в возможности преобразовать существующий общественный строй, охватывает ужас жизни, и она уже готова уйти от действительности в мир голого вымысла. Характерно, что почти ни один драматург-натуралист не остался им до конца. Даже такие корифеи натурализма, как Ибсен, Гауптман, Шляф, стали провозвестниками символизма.

Другие статьи этого раздела:

  • Языковые системы общения! Языки как основной фактор в системе развития знаний!
  • Традиции. Что такое традиция? Традиция в диалектическом развитие общества.
  • Пространство и время. Законы пространства. Открытое пространство. Движение. Пространство миров.
  • Эволюция и коэволюция. Эволюция и коэволюция в системе современных знаний. Принципы эволюции и коэволюции. Биологическая эволюция и коэволюция живой природы.
  • Синергетика и законы природы. Синергетика как наука. Синергетика как научный подход и метод. Универсальная теория эволюции - синергетика.
  • Можно или нельзя! Калейдоскоп событий и поступков через призму нельзя и можно!
  • Мир религии! Религия как форма человеческого сознания в осознании окружающего мира!
  • Искусство - Art! Искусство - это умение, которое способно вызвать восхищение!
  • Реализм! Реализм в искусстве! Реалистическое искусство!
  • Абстрактное искусство! Абстракция в искусстве! Абстрактная живопись! Абстракционизм!
  • Неофициальное искусство! Неофициальное искусство СССР!
  • Трэш - Thrash! Трэш в искусстве! Трэш в творчестве! Трэш в литературе! Кино трэш! Кибертрэш! Трэш-метал! Телетрэш!

Вопрос "что такое натурализм" - один из самых сложных в науке, так как довольно часто данное направление путают с реализмом вообще и искусством фотографии в частности. Поэтому необходимо четко представлять себе различия между этими двумя течениями и четко их разграничивать, ведь от этого зависит понимание особенностей развития культуры второй половины 19 века. В первую очередь следует помнить об обстоятельствах и предпосылках возникновения новых представлений о задачах художника, писателя и режиссера.

Условия появления

Понимание того, что такое натурализм, невозможно без учета общественной ситуации второй половины указанного столетия. В рассматриваемое время произошли принципиальные изменения в науке, которые сильно повлияли на творческую интеллигенцию Европы и Америки. В это время господствующим направлением был позитивизм, который предполагал изучение природы и общества не на основе отвлеченных умственных построений, а с помощью конкретных фактов. Поэтому многие ученые отказались от теоретических исследований и перешли к детальному анализу конкретных явлений. Этот принцип был быстро подхвачен рядом деятелей культуры, в частности, его активно развивал в своих произведениях известный писатель Э. Золя. Согласно новой концепции, художник отныне должен был изображать действительность такой, какая она есть, без прикрас и условностей, следуя правилам чистой, позитивной, экспериментальной науки.

Тематика

Изучение проблемы «Что такое натурализм» следует продолжить анализом новых идей, которые стали проводить представители нового направления. Они стали описывать и объяснять психологию и характер человека особенностями его физиологии, расовой принадлежности, а также внешними условиями существования. Раскрытие его сложной противоречивой натуры, нравственных исканий перестало интересовать приверженцев нового течения. Гораздо больше их интересовали человеческие патологии, социальные конфликты, грубая борьба за выживание. На некоторое время указанные идеи заняли ведущее место в живописи и литературе. Отличительной чертой натурализма является удовлетворенность жизнью и нежеланием что-либо менять. Если романтизм ищет решение проблем в бегстве от реальности, реализм предлагает более или менее конкретные меры для улучшения человеческого общежития, то новый жанр останавливается на том, что изображает, в чем заключается его недостаток. Тем не менее авторы-натуралисты проводят мысль о том, что при всем своем несовершенстве мир все-таки более или менее устойчив, и поэтому все в нем заслуживает внимания, даже самые неприглядные детали.

Особенности

Чтобы лучше понять, что такое натурализм, нужно помнить условия того времени, в которое он возник. уже не интересовали творческую интеллигенцию, которая искала новые формы выражения своих мыслей. Революции, социальные потрясения, войны, отличавшиеся особенной жестокостью, которыми ознаменовалась вторая половина 19 столетия, не могли не сказаться на Представители нового течения отказались от всяких условностей, часто стали изображать грубые сцены из жизни. Характерной чертой направления стала деэстетизация искусства. Художники и писатели описывали и воспроизводили отрицательные стороны человеческого существования, считая, что таким образом демонстрируют объективную реальность. К сожалению, данная тенденция часто приводила к появлению произведений, которых трудно отнести к сфере искусства, так как они отличались особенной грубостью и неприглядностью сюжета и форм. Большое значение придавалось изображению человека в вещественном мире. Художники обращали внимание на его внешний облик, а писатели - на физиологию и инстинкты.

Идейная основа

Новое течение в искусстве и культуре возникло не на пустом месте. У него была своя философия, которая вдохновляла его сторонников. Показателен тот факт, что первые ее проявления относятся еще к античным временам, когда некоторые мыслители объясняли все явления действительности, в том числе и саму личность человека, окружающей его природой (Эпикур, представители стоицизма). В новое время данная идеология получила свое развитие в труде ряда философов и авторов просветительской литературы. Они указывали на то, что суть натурализма сводится к выведению всего происходящего из конкретных фактов природы. Некоторые авторы даже пытались рассматривать этические понятия сквозь призму борьбы человека за существование. Эти мыслители обращали внимание на природные инстинкты, борьбу людей за выживание.

В прозе

Натурализм в литературе ставит объектом изображения человеческий характер в связи с описанием бытовых и материальных условий существования. Писатели были склонны объяснять поведение личности ее наследственностью и физиологическими особенностями. Отличительной чертой творчества ряда авторов стало подражание научным методам, что, к сожалению, вело к обеднению и возможностей. Еще одним недостатком этого жанра стало отсутствие идейности и критическое отношение к любого рода идеологиям в любых проявлениях, что, как известно, составляло костяк романтизма и реализма.

Натурализм в литературе связан в первую очередь с именем французского автора Золя. Главной темой его творчества стало изображение разладившегося мещанского быта. Он акцентировал внимание на бытовой стороне существования своих героев. Однако в его произведениях, несмотря на видимую грубость образов и сюжетов, присутствует своя философия, которая и выделяет этого писателя среди коллег по цеху.

Примеры в литературе

Представители натурализма внесли значительный вклад в развитие мировой литературы. Ги де Мопассан был виднейшим представителем этого течения. Он был мастером короткой прозы и создателем целого цикла известных новелл. Показателен тот факт, что этот писатель отвергал чистый натурализм, но в то же время сам стремился добиться чуть ли не документальной точности в изображении событий. Он отказался от анализа психологии человека и ограничился лишь перечислением фактов из жизни героев. В то же время он отличался чрезвычайно восприимчивостью ко всему окружающему, что отразилось в его произведениях, за счет чего последние приобрели всеевропейскую известность.

В живописи

В 1870 годах в изобразительном искусстве оформился натурализм. Фото стало как бы некоторым образцом для художников, которые добивались наиболее достоверной картины. При этом они старались максимально абстрагироваться от изображаемого предмета, пытались избежать передачи эмоций, что, разумеется, не всегда получалось. Пейзажисты и портретисты пытались максимально объективно донести до зрителя то или иное явление без прикрас и эстетических условностей. Одним из видных представителей живописи нового направления был французский художник

Его принято считать родоначальником импрессионизма, который быстро вытеснил рассматриваемое направление в культуре, однако начинал он с того, что с фотографической точностью воспроизводил изображаемый объект. Одна из самых его известных картин, на которой изображена работница бара, поражает своей конкретикой и детальностью.

Это было именно то, к чему стремился натурализм. Фото стало для его приверженцев настоящим эталоном работы.

Другие представители

Одним из недостатков рассматриваемого направления было отсутствие художественно-идейных обобщений. Сюжеты не подвергались философскому осмыслению, а также критической оценке и обработке, что было характерно для реализма. Однако новое течение имело ряд достоинств: достоверное воспроизведение действительности, точная передача деталей и подробностей.

Помимо указанного художника, в данном стиле работал Э. Дега. Его картины проникнуты простотой и гармонией, которая выгодно отличает полотна автора от работ тех, кто предпочитал изображать грубые сцены из простой жизни. Дега предпочитал работать пастелью, чем заметно выделялся среди своих современников. Черты натурализма особенно ярко проявились в творчестве А. Лотрека.

В кинематографе

Натурализм 19 века повлиял на создание фильмов. Уже первые режиссеры только зародившегося кинематографа стали применять его приемы в своей практике. Одной из первой таких картин стала экранизация романа Золя «Человек-зверь». В современных кинолентах можно довольно часто встретить элементы данного стиля, особенно в боевиках и фильмах ужаса. В качестве примера можно привести кино «Бойцовский клуб», в котором очень много сцен насилия и жестокости. Последние премьеры показывают, что это направление до сих пор интересует режиссеров.

Например, совсем недавно вышедший на экраны военный фильм «По соображениям совести», изобилующий жестокими сценами. Итак, рассматриваемое течение сильно повлияло на мировой кинематограф.

Сравнение с предыдущим направлением

Вопрос о том, в чем суть отличия натурализма от реализма, как правило, вызывает серьезные затруднения у школьников, поскольку оба течения на первый взгляд имеют много общего. Их цель - воспроизвести явления жизни с объективной достоверностью и точностью. Приверженцы направлений стремились дать правдивую картину окружающей действительности, но добивались своей цели разными способами. Реалисты искали в изображаемом предмете типичные черты, которые они осмысливали, обобщали и представляли в индивидуальных образах. Натуралисты же изначально задавались целью копировать наблюдаемое явление и намеренно отказывались от философии. Пожалуй, именно в этом заключается принципиальное отличие натурализма от реализма.

Различия в тематике

Оба направления добиваются правдивости воспроизведения явлений социальной действительности. В этом отношении их можно противопоставить романтизму, который, напротив, уводит читателя в красивый мир мечты и фантазии. Однако приверженцы обоих течений в культуре по-разному видели эту самую реальность. Реалисты при изображении быта делали упор на духовный мир человека, их интересовала борьба личности с мещанским бытом. Они акцентировали внимание на том, как люди в непростых условиях сохраняли духовность. Натуралисты, напротив, интересовались исключительно физиологией и социальными условиями, которые, по их мнению, определяли существование человека. В связи с указанными различиями реализм и натурализм пользуются разными художественно-изобразительными средствами. Те, кто являлся приверженцем первого течения, использовали множество приемов при воссоздании интересующего их объекта, в то время как представители нового направления сами себя ограничивали в языковом плане, избегая метафор, эпитетов, поскольку считали, что они отвлекают читателей от конкретных фактов.

Новые черты

Когда речь заходит о том, что такое критический натурализм, на ум, как правило, приходит аналогия с реализмом. Это направление не только стремилось достоверно изображать действительность, но и критиковать ее недостатки. Авторы часто поднимали острые социальные вопросы, затрагивали актуальные темы современности. При этом они часто высмеивали пороки общества, используя для этого приемы сатиры. То же самое можно сказать и относительно натурализма. Однако если писатели-реалисты пытались осмыслить причины социально-экономических проблем и даже предлагали решения, то авторы, которые ограничивались лишь перечислением недостатков изображаемого предмета, просто констатировали конкретные факты, чего, конечно, оказывалось не всегда достаточно для полного и объективного изображения того или иного сюжета. Следует помнить, что натурализм - направление, которое не претендует на философские осмысления и обобщения. Он лишь с фотографической, почти документальной точностью воспроизводит интересующий его объект. Возможно, именно поэтому данное направление является одним из самых спорных в культуре, которое продержалось не слишком долго.

В отечественном искусстве

В нашей стране прошли те же стадии развития Натурализм, напротив, не получил в России большого распространения. Некоторые авторы объясняют это особенностями русской культуры и менталитета, указывая на патриархальность и высокую степень духовности. Тем не менее некоторые черты рассматриваемого течения все-таки нашли отражение в ряде произведений литературы и некоторых фильмах. Так, книги писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка написаны под явным влиянием этого стиля. Автор изображал жизнь населения Урала, описывая, как пореформенное время привело к изменению общественного сознания, ломке привычных устоев и морали.

Другой прозаик - П. Д. Бобрыкин - был явным подражателем творчества Золя. В одном из своих самых известных произведений он почти с научной точностью воспроизвел детали купеческого быта, жизни дворян, описал их жилье. В советское время натурализм рассматривался как противоположность реализму, поэтому многие критики отрицательно относились к приемам и методам его представителей. По их мнению, авторы делали акцент на темных сторонах человеческого существования, в то время как советская пропаганда культивировала идею о конструктивной деятельности людей при построении коммунизма.

Но, несмотря на негативное отношение к натурализму, рассматриваемое направление нашло отражение в советском кинематографе. Например, картина-эпопея А. Кончаловского «Сибириада» снята под сильным влияние натурализма. Эта лента получила признание на Западе. В этой картине режиссер показал не очень приглядные стороны жизни людей в далекой глухой сибирской деревне на переломе эпохи.

Значение

Натурализм в искусстве сыграл большую роль в развитии культуры второй половины 19 - начала 20 века. Стремление писателей и художников отойти от некоторых формальных условностей и правил, соединенное с активным поиском новых форм выражения идей и желанием максимально точно воспроизвести явления окружающей действительности, привело к новым оригинальным решениям в художественном слове и средствах изобразительности. Некоторые представители течения все-таки сохранили некоторую философию в своих произведениях, что в сочетании с убедительным описанием жизни простых людей позволило им создать запоминающиеся произведения в литературе, живописи и кинематографе.