XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основными идеями, свойственными литературе этого времени, является рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.

Отличие от предыдущего столетия

Давая общую характеристику русской литературе 19 века, можно отметить, что предшествующий век отличался очень спокойным развитием. На протяжении всего предшествующего столетия поэты и писатели воспевали достоинство человека, старались привить высокие морально-нравственные идеалы. И лишь в конце столетия начали появляться более дерзкие и смелые произведения - авторы начали акцентировать внимание на психологии человека, его переживаниях и чувствах.

Причины расцвета

В процессе работы над домашним заданием или докладом на тему «Общая характеристика русской литературы 19 века» у учащегося может возникнуть закономерный вопрос: а чем же были обусловлены эти перемены, почему литература смогла достичь такого высокого уровня развития? Причиной тому послужили общественные события - это и война с Турцией, и вторжение наполеоновских войск, и отмена крепостного права, и прилюдная расправа над оппозиционерами. Все это послужило тому, что в литературе начали применяться совершенно новые стилистические приемы. Работая над общей характеристикой русской литературы 19 века, стоит обязательно упомянуть, что эта эпоха по праву вошла в историю как «Золотой век».

Направленность литературы

Русская литература того времени отличалась очень смелой постановкой вопросов о смысле человеческого бытия, о самых актуальных общественно-политических, нравственных и этических проблемах. Значение этих вопросов она выводит далеко за пределы своей исторической эпохи. Готовя общую характеристику русской литературе 19 века, нужно помнить о том, что она стала одним из мощнейших средств воздействия как на русских читателей, так и на иностранных, приобретя славу влиятельной силы в развитии просвещения.

Феномен эпохи

Если нужно дать общую характеристику русской литературе 19 века кратко, можно отметить, что общей чертой данной эпохи было такое явление, как «литературоцентризм». Это означает, что литература стала способом передачи идей и мнений в политических спорах. Она превратилась в мощный инструмент выражения идеологии, определяла ценностные ориентиры и идеалы.

Нельзя сказать однозначно, хорошо это или плохо. Конечно, давая общую характеристику русской литературы XIX века, можно упрекать литературу того времени в том, что она была слишком «проповеднической», «наставнической». Ведь нередко говорят о том, что стремление стать пророком может привести к неуместному опекунству. А это чревато развитием нетерпимости к инакомыслию любого рода. Конечно, в таких рассуждениях есть доля истины, однако, давая общую характеристику русской литературе 19 века, необходимо учитывать исторические реалии, в которых жили тогдашние писатели, поэты, критики. А. И. Герцен, когда оказался в эмиграции, описывал этот феномен так: "У народа, которого лишили свободы слова и самовыражения, литература остается чуть ли не единственной отдушиной".

Роль литературы в обществе

Практически то же самое говорил и Н. Г. Чернышевский: «Литература у нас пока сосредоточивает всю умственную жизнь народа». Здесь стоит обратить внимание на слово «пока». Чернышевский, который утверждал, что литература является учебником жизни, все равно признавал, что умственная жизнь народа не должна в ней сосредотачиваться постоянно. Однако «пока», в тех условиях русской действительности, именно она взяла на себя эту функцию.

Современное общество должно быть благодарно тем писателям и поэтам, которые в тяжелейших социальных условиях, несмотря на преследования (стоит вспомнить о том же Н. Г. Чернышевском, Ф. М. Достоевском и других), с помощью своих трудов содействовали пробуждению в человеке светлого, духовного начала, принципиальности, активного противостояния злу, честности и милосердия. Учитывая все это, можно согласиться с тем мнением, которое выражает Н. А. Некрасов в своем послании ко Льву Толстому в 1856 г.: «Роль писателя у нас прежде всего - это роль учителя».

Общее и отличное в представителях «Золотого века»

Готовя материалы по теме «Общая характеристика русской классической литературы 19 века», стоит сказать о том, что все представители «Золотого века» были разными, их мир был неповторим и своеобразен. Писателей того времени сложно подвести под какой-то один общий образ. Ведь каждый истинный художник (под этим словом понимается и поэт, и композитор, и живописец) создает собственный мир, руководствуясь личными принципами. К примеру, мир Льва Толстого не похож на мир Достоевского. Иначе воспринимал и преобразовывал действительность Салтыков-Щедрин, чем, к примеру, Гончаров. Однако есть у представителей «Золотого века» и общая черта - это ответственность перед читателем, талант, высокое представление о той роли, которую литература играет в жизни человека.

Общая характеристика русской литературы 19 века: таблица

«Золотой век» - это время писателей совершенно разных литературных направлений. Для начала рассмотрим их в сводной таблице, после чего каждое из направлений будет рассмотрено подробнее.

Жанр Когда и где возник

Типы произведений

Представители Основные черты

Классицизм

XVII век, Франция

Ода, трагедия, эпопея

Г. Р. Державин («Анакреотические песни»), Херсаков («Бахариана», «Поэт»).

Преобладает национально-историческая тематика.

Преимущественно развит жанр оды.

Присутствует сатирическая направленность

Сентиментализм Во второй половине XVIII в. в Западной Европе и России , наиболее полно оформился в Англии Повесть, роман, элегия, мемуары, путешествия Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»), раннее творчество В. А. Жуковского («Славянка», «Море», «Вечер»)

Субъективность в оценке событий мира.

На первое место поставлены чувства, переживания.

Немаловажную роль играет природа.

Выражается протест против испорченности высшего общества.

Культ духовной чистоты и нравственности.

Утверждается богатый внутренний мир низших социальных слоев.

Романтизм

Конец XVIII — первая половина XIX века , Европа, Америка

Рассказ, поэма, повесть, роман

А. С. Пушкин («Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), М. Ю. Лермонтов («Мцыри», «Демон»),

Ф. И. Тютчев («Бессонница», «В деревне», «Весна»), К. Н. Батюшков.

Субъективное преобладает над объективным.

Взгляд на реальность через «призму сердца».

Склонность к отражению бессознательного и интуитивного в человеке.

Тяготение к фантастике, условности всяких норм.

Склонность к необычному и возвышенному, смешение высокого и низкого, комичного и трагичного.

Личность в произведениях романтизма устремляется к абсолютной свободе, нравственному совершенству, к идеалу в условиях несовершенного мира.

Реализм XIX в., Франция, Англия. Повесть, роман, поэма

Поздний А. С. Пушкин («Дубровский», «Повести Белкина»), Н. В. Гоголь («Мертвые души»), И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов («Горе от ума»), Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»), Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»), Н. Г. Чернышевский («Что делать?»), И. С. Тургенев («Ася», «Рудин»), М. Е. Салтыков-Щедрин («Пошехонские рассказы», «Господа Гоголевы»),

Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо?»).

В центре литературного произведения - объективная реальность.

Реалисты стремятся выявить причинно-следственные связи в событиях.

Используется принцип типического: описываются типические герои, обстоятельства, конкретное время.

Обычно реалисты обращаются к проблемам настоящей эпохи.

Идеалом является сама действительность.

Повышенное внимание к общественной стороне жизни.

Русская литература этой эпохи стала отражением того скачка, который был сделан в предшествующем столетии. Начался «Золотой век» главным образом с расцвета двух течений - сентиментализма и романтизма. С середины столетия все большую мощь обретает направление реализма. Такова общая характеристика русской литературы 19 века. Табличка поможет учащемуся сориентироваться в основных течениях и представителях «Золотого века». В процессе подготовки к уроку нужно упомянуть, что дальнейшая социально-политическая обстановка в стране становится все более напряженной, растут противоречия между угнетенными классами и простым народом. Это приводит к тому, что в середине века несколько затихает развитие поэзии. А завершение эпохи сопровождается революционными настроениями.

Классицизм

Данное направление стоит упомянуть, давая общую характеристику русской литературы начала 19 века. Ведь классицизм, возникший столетие назад до начала «Золотого века», в первую очередь относится к его началу. Этот термин в переводе с латинского языка означает «образцовый» и непосредственно связан с подражанием классическим образам. Возникло это направление во Франции в XVII веке. По своей сути оно было связано с абсолютной монархией и утверждением дворянства. Для него характерны идеи высокой гражданской тематики, строгое соблюдение норм творчества, установленных правил. Классицизм отражает реальную жизнь в идеальных образах, которые тяготеют к определенному образцу. Данное направление строго придерживается иерархии жанров - высшее место среди них занимают трагедия, ода и эпопея. Именно они освещают самые важные проблемы для общества, призваны отображать наивысшие, героические проявления человеческой натуры. Как правило, «высоким» жанрам противопоставлялись «низкие» - басни, комедии, сатирические и другие произведения, которые также отражали действительность.

Сентиментализм

Давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, нельзя не упомянуть и о таком направлении, как сентиментализм. В нем большую роль играет голос рассказчика. Данное направление, как было указано в таблице, отличается повышенным вниманием к переживаниям человека, к его внутреннему миру. В этом и состоит новаторство сентиментализма. В русской литературе особое место среди произведений сентиментализма занимает «Бедная Лиза» Карамзина.

Примечательны слова писателя, которые могут охарактеризовать данное направление: «И крестьянки любить умеют». Многие утверждали, что обычный человек, простолюдин и крестьянин, в нравственном отношении во многом превосходит дворянина или представителя высшего общества. Немаловажную роль в сентиментализме играет пейзаж. Это не просто описание природы, а отображение внутренних переживаний героев.

Романтизм

Это одно из самых противоречивых явлений русской литературы «Золотого века». Уже более полутора столетий ведутся споры о том, что же лежит в его основе, и сколько-нибудь признанного определения этому течению пока никто не дал. Сами представители данного направления делали акцент на своеобразии литературы каждого отдельно взятого народа. С этим мнением нельзя не согласиться - в каждой стране романтизм приобретает свои черты. Также, давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, стоит отметить, что практически все представители романтизма ратовали за общественные идеалы, однако делали это по-разному.

Представители этого течения мечтали не о том, чтобы улучшить жизнь в ее частных проявлениях, а о полном разрешении всех противоречий. У многих романтиков в произведениях преобладает настроение борьбы со злом, протеста против царящей в мире несправедливости. Также романтикам свойственно обращение к мифологическому, фантастике, народным сказаниям. В противовес направлению классицизма серьезное влияние уделяется внутреннему миру человека.

Реализм

Целью этого направления является правдивое описание окружающей действительности. Именно реализм созревает на почве напряженной политической обстановки. Писатели начинают обращаться к социальным проблемам, к объективной действительности. Тремя главными реалистами этой эпохи считаются Достоевский, Толстой и Тургенев. Основная тема данного направления - быт, нравы, события из жизни простых людей из низших сословий.

Тема «маленького человека» традиционна для русской литературы 19 века. Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А. С. Пушкин. В повести «Станционный смотритель» он «выводит» своего героя — «маленького человека» Самсона Вырина, служащего станционным смотрителем. Сразу же Пушкин обращает внимание на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении этим человеком своих обязанностей кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, аведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя. Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да его красавица дочка Дуня. Жена Самсона умерла, и он жил только ради Дуни. В четырнадцать лет дочка была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило. В первой части рассказа Самсон Вырин выглядел «свежим и бодрым», несмотря на нелегкую работу и грубое, несправедливое обращение с ним проезжающих. Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет рассказчик, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, прозябающего в своем заброшенном жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он, как мог, оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души. На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…» Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер. Повесть Н. В. Гоголя «Шинель» преемственно связана с повестью Пушкина, написанной десятилетием раньше. Но, раскрывая трагедию «маленького человека», Гоголь внес в свою повесть одну очень важную черту. Он столкнул «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина с государственной машиной и показал, насколько она враждебна его интересам. У Гоголя сильнее, чем у Пушкина, звучат общественные, социальные мотивы. Что же собой представляет «маленький человек», по Гоголю? Речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник с мизерной зарплатой. Но «маленьким» этот человек является еще и потому, что его внутренний мир очень ограничен. Гоголевский герой незначителен и незаметен. Даже имя его переводится с греческого языка как «смиреннейший». Акакий Акакиевич очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин так разуверился в себе, что даже не пытается измениться, совершенствоваться. Он лишь снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». Единственным смыслом жизни героя становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания. Неудивительно, что кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил и смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем после. Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича в эпилоге повести. Теперь этот герой якобы блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя. Продолжателем литературных традиций Пушкина и Гоголя является Ф. М. Достоевский. Тема «бедных людей», «униженных и оскорбленных» становится главной в его творчестве. Писатель говорит нам, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял на социальной лестнице, имеет право на сочувствие и сострадание. Уже в первом своем романе «Бедные люди» Достоевский обращается к теме «маленького человека». Главный герой произведения — Макар Девушкин — полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и его возлюбленная, Варенька, — девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. Как и Гоголь в повести «Шинель», Ф. М. Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного «маленького человека», живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Сам Достоевский писал: «Все мы вышли из „Шинели“ Гоголя». Таким образом, тема «маленького» человека является сквозной в русской литературе 19 века. Крупнейшие писатели обращались к этой теме, по-своему трактуя и разрабатывая ее. Пушкин делал акцент на личной смиренности своего героя, Гоголь — на равнодушие социума, Достоевский возводил этот вопрос к высшему, духовному аспекту. Но все эти художники, следуя гуманистической традиции русской классической литературы, акцентировали внимание на душе своих героев, на их внутреннем мире. Все писатели призывали увидеть в «маленьком человеке» личность, достойную если не уважения, то сочувствия и понимания.

В переходное время проявление героического в «обыкновенном» для писателей, желавших сохранить традиции Чернышевского, не потерять «колею», имело довольно устойчивые формы. Организация бесплатных школ и в особенности воскресных школ для взрослых, устройство трудовых ассоциаций и товариществ, пропагандистская деятельность среди рабочих и ремесленников, «хождение в народ» в качестве фельдшера или сельской учительницы — вот те немногие варианты общественно полезной деятельности, которые предлагались литературой в это время.

Конечно, пройдет немного времени, и некоторые из этих «малых дел» перестанутбыть идеалом общественной жизни. Исторически перспективным станет участие «новых людей» в организационной и пропагандистской работе с фабричными и заводскими рабочими (Г. Успенский, «Разоренье»; И. Омулевский, «Шаг за Шагом»; К. Станюкович, «Без исхода»; В. Берви-Флеровский, «На жизнь и смерть», и др.).

Несомненной заслугой демократической беллетристики было разоблачение политического предательства буржузано-либеральных деятелей, логическим следствием которого стало наступление эпохи «белого террора» (Н. Благовещенский, «Перед рассветом»; И. Кущевский, «Николай Негорев, или Благополучный россиянин», и др.). На рубеже 60—70-х гг. некоторых писателей настораживали авантюристские действия бакунистов — «вспышкопускателей», не подкрепленные кропотливой черновой деятельностью среди крестьянства (Н. Бажин, «Зовет»).

В условиях сложнейшей литературно-общественной обстановки, сложившейся на рубеже 60—70-х гг., своевременной и актуальной была работа сосланного в Сибирь Н. Г. Чернышевского над романом «Пролог».

Новое произведение писателя-революционера учитывало смену общественно-политической ситуации в стране и за рубежом, опасность тайных бакунинских призывов возбудить неподготовленные крестьянские выступления и нацеливало внимание молодого поколения борцов на политические аспекты борьбы с царизмом.

Сюжетно-композиционная структура романа состоит из двух частей, из которых вторая часть, выдвинутая «наружу из своего обрамления, из первой части», «непосредственно обращена к современности» 70-х гг. (из наблюдений А. В. Карякиной над композицией «Пролога»).

Впрочем, ориентирует читателя на поиски «шансов будущего» не только «Дневник Левицкого». Вообще весь роман, ретроспективно осмысливающий опыт крушения надежд на социальные перемены в России во времена первой революционной ситуации, был программным для наступающего десятилетия.

Этим обстоятельством обусловлены и жанровая структура «Пролога», и новые конфликтные ситуации в его сюжете, и отличные от «Что делать?» типологические решения образа революционера, предусматривающие иные акценты в художественной трактовке «особенного» и «обыкновенного».

Разные творческие замыслы писателя, обусловленные историческими обстоятельствами деятельности русских революционеров, привели к созданию двух романов, не схожих в жанровом отношении. В условиях созревания революционной ситуации начала 60-х гг.

Чернышевский обращается к жанру социально-философского романа («Что делать?»), а в период крушения революционной ситуации, когда возможностей для осуществления социальной революции уже не было, когда, невзирая на это, в среде народнической молодежи продолжал проводиться курс на немедленную крестьянскую революцию («бунт»), он сознательно переставляет идейно-художественные акценты, создавая роман несколько иного жанра — роман историко-политический.

Используя исторический опыт десятилетней давности, писатель на этот раз — в романе «Пролог» — на первый план выдвигает события политической борьбы, отказываясь от художественной разработки социально-экономических конфликтов и идеи немедленной социальной революции.

Этим объясняются принципиальные различия между революционером-подпольщиком Рахметовым, подготовляющим революцию в нелегальных условиях (при которых встречи и идейные столкновения с «просвещенными мужами» исключены), и общественным деятелем Волгиным, ведущим в легальных условиях открытую политическую борьбу с сановными противниками.

Все это в конечном итоге обусловило и идейно-художественную самобытность Рахметова и Волгина, внешнюю несхожесть «исключительности» «особенного человека» и «обыкновенности» журналиста-семьянина, наделенного «простыми человеческими качествами».

Путь политической деятельности Волгина, оказавшийся наиболее подходящим во времена, когда нет открытого революционного выступления народных масс, однако, нельзя канонизировать в качестве единственного и обязательного при всех быстро меняющихся обстоятельствах освободительной борьбы.

Чернышевский и в «Прологе» не упускает из виду рахметовского варианта. Он предвидит приход новой революционной ситуации, когда потребность в профессиональных революционерах-подпольщиках типа Рахметова будет вновь острой.

Правильное уяснение воззрений Волгина на перспективы общественного движения проливает дополнительный свет на несколько загадочную фигуру Левицкого, революционера рахметовского типа, видимо, потерпевшего неудачу в попытке возглавить стихийный крестьянский бунт (что доказывало дальновидность Волгина в их спорах). Взаимоотношения Волгина с Левицким развиваются в направлении воплощения революционной программы первого из них, предусматривающего единство политических и социальных действий.

Скептицизм Волгина в отношении перспектив революционного движения в России носит временный и локальный характер. Он восходит непосредственно лишь к очередному, а не завершающему этапу политической борьбы по крестьянскому вопросу.

Дворянству, либералам пока удалось отодвинуть угрозу крестьянской революции на какой-то срок, до тех пор, пока народ не убедится в том, что его обманывают. Следовательно, политическая борьба, направленная на разоблачение грабительской сущности царской реформы, приобретает первоочередное значение. Новое «разочарование общества» — один из «шансов будущего».

При определении объективных исторических закономерностей нового революционного подъема в России Волгин, помимо учета политической обстановки в русском обществе, имеет в виду и революционные события в Западной Европе. Укрепление революционных связей с Европой — второй «шанс будущего».

Эта программа взаимосвязи передовой России с западноевропейским революционным движением, выдвинутая на рубеже 60—70-х гг., вносит качественно новый момент в эволюцию образа революционера от Рахметова к Волгину. Она исторически оправдывалась подъемом пролетарского движения в Западной Европе (в частности, во Франции), деятельностью Первого Интернационала и тем интересом ко всем этим событиям, который проявили ученики Чернышевского из Русской секции Интернационала.

Рассматривая ее с учетом тех новых задач, которые встали перед «новыми людьми» на рубеже 60—70-х гг., мы увидим в этой эволюции не выражение кризиса революционно-демократической идеологии Чернышевского, а, наоборот, стремление автора «Пролога» поднять ее на новую ступень, наметить перспективу общественного подъема в стране.

Ориентировка Чернышевского на усиление и расширение политических форм борьбы с царизмом, на укрепление связей с революционным Западом как раз явилась творческим развитием революционно-демократической идеологии шестидесятников на рубеже 60—70-х гг.

Эволюция образа революционера от Рахметова к Волгину имеет относительный характер. Она не означает отказа от идейно-художественных завоеваний романа «Что делать?». В идеале революционер нового типа должен сочетать рахметовское и волгинское начала.

Однако в русском революционном движении социальные и политические действия длительное время проводились в отрыве друг от друга, и это не давало жизненных предпосылок для создания такого синтетического образа. И все-таки тенденции художественного воплощения героического, «исключительного» в «обыкновенном» (с разным сочетанием «рахметовских» и «волгинских» типологических разновидностей) в демократической литературе 70—80-х гг. были весьма заметными.

Поиски героя нового времени в период расцвета революционного народничества шли в сложных общественно-литературных условиях. После неудач, вызванных «хождением в народ» (1873—1875), передовой демократической беллетристике пришлось преодолевать две тенденции, далекие от художественных традиций Чернышевского: с одной стороны, идеализации общинных деревенских порядков и возведения в ранг настоящих героев людей с «золотыми сердцами», опростившихся мечтателей-романтиков;с другой стороны, — возрождения тургеневского типа интеллигента с рудинским красноречием и гамлетовской раздвоенностью.

Писатели-демократы в своих произведениях отразили крушение иллюзий, навеянных лавристами и бакунистами (П. Засодимский, «Хроника села Смурина»; А. Осипович-Новодворский, «Эпизод из жизни ни павы, ни вороны»; В. Берви-Флеровский, «На жизнь и смерть» — третья часть книги). Диалектическое осмысление «исторических иллюзий» позволило новым героям освободиться, от растерянности и уныния, состояний, характерных для людей типа «ни павы, ни вороны», искать действенные пути борьбы.

В этом процессе преодоления кризисного состояния, навеянного неудачей «хождения в народ», спасительным оказался художественный метод Чернышевского. Идеал человека рахметовского типа вдохновляет на борьбу и лишения Веру Неладову (В. Л., «По разным дорогам», 1880) и «невесту» революционера Женичку (А. Осипович-Новодворский, «Тетушка», 1880). В революционное подполье идут герои А. Осиповича-Новодворского, Ив. Ивановича (Сведенцова), С. Смирновой, О. Шапир, К. Станюковича, П. Засодимского.

Рахметов продолжал оставаться литературно-художественным ориентиром для многих писателей-«семидесятников» периода второй революционной ситуации. И это соответствовало революционной практике «землевольцев» и «народовольцев», среди которых выделялись организаторы рахметовского склада — Дмитрий Лизогуб, Александр Михайлов, Степан Халтурин, Софья Перовская, Андрей Желябов, — художественно запечатленные С. Степняком-Кравчинским в «Подпольной России» именно в рахметовском варианте.

«В романе, претендующем на современное значение, положительный герой должен быть героичным, вернее — он непременно будет таким», — утверждает революционер Алексей Иванович у А. Осиповича-Новодворского.

Вместе с тем в воплощении героического характера демократическая (народническая) беллетристика на рубеже 70—80-х гг. усилила «чувство жертвенности, обреченности и одиночества».30 Героическое соединялось с трагическим, усилилось романтическое начало в передаче неравного поединка героев-одиночек с самодержавием («Андрей Кожухов» С. Степняка-Кравчинского).

Эстетическая переоценка понятий о героическом социально и психологически обоснована революционной практикой «народовольцев», оторванной от массового народного движения.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

ВЕКА
Развитие русской
литературы и
культуры
во второй
половине XIX

В начале XIX века завершился процесс
образования русской национальной
литературы и создания русского
литературного языка.
Огромную роль в этом процессе сыграл
А. С. Пушкин, он явился родоначальником
нового направления в русской литературе
‒ реалистического.
Дальнейшее развитие словесности
привело к появлению критического
реализма.
Его возникновение связано с именем
Н. В. Гоголя, а расцвет приходится на
вторую половину XIX века.

60-е годы XIX века вошли в
историю России как период
величайшего подъема
общественной мысли и
общественной борьбы.
Поражение России в Крымской
войне, рост крестьянских бунтов
заставили императора
Александра II признать, что «лучше
освободить сверху, чем ждать,
пока свергнут снизу».
Отмена крепостного права и
становление капитализма ‒
основные социальноэкономические события
рассматриваемого времени.

Общественный подъем пореформенного периода явился источником невероятного расцвета русской науки и искусства.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОДЪЕМ ПОРЕФОРМЕННОГО
ПЕРИОДА ЯВИЛСЯ ИСТОЧНИКОМ НЕВЕРОЯТНОГО
РАСЦВЕТА РУССКОЙ НАУКИ И ИСКУССТВА.
В хронологической таблице этого периода вы увидите
созвездие талантов:
художники ‒ Г. Г. Мясоедов, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге,
В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. Е.
Репин, В. А.Серов и др.;
композиторы ‒ М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А.
Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и
др.;
писатели и поэты ‒ А. Н. Островский, И. С. Тургенев,
Н. А. Некрасов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, Л. Н. Толстой,
Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, А. В. Дружинин,
П. В. Анненков, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.

«Новые люди» в русской литературе

«НОВЫЕ ЛЮДИ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Характеризуя 60‒70-е годы
XIX века, Л. Н. Толстой
подчеркивал:
«Всё
это
переворотилось
и
только
укладывается».
В
пореформенную эпоху на
арену общественной борьбы
вышли
«новые
люди»

разночинская
интеллигенция,
нигилисты.

по словарю С. И. Ожегова:

ПО СЛОВАРЮ С. И. ОЖЕГОВА:
Нигилист ‒ «свободомыслящий
человек, интеллигент-разночинец,
резко
отрицательно
относившийся
к
буржуазнодворянским
традициям
и
обычаям, к крепостнической
идеологии».
Разночинец ‒ «в XIX веке в
России:
интеллигент,
не
принадлежавший к дворянству,
выходец из других классов,
сословий».

Итак, «новые люди» являлись
выходцами из небогатых семей,
были неплохо образованы и
занимались
интеллектуальным
трудом, но главное, что их
роднило,

неприятие
существующего
в
России
порядка.
Они верили в силу разума,
смотрели на естественные науки
как на основу всех знаний.
Этот тип героев изображен в
романе Н. Г.Чернышевского «Что
делать?» и в романе И. С.
Тургенева «Отцы и дети».

При первом знакомстве с главным героем романа «Отцы и дети» Базаровым И. С. Тургенев рисует портрет разночинца.

ПРИ ПЕРВОМ ЗНАКОМСТВЕ С ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ РОМАНА
«ОТЦЫ И ДЕТИ» БАЗАРОВЫМ И. С. ТУРГЕНЕВ РИСУЕТ
ПОРТРЕТ РАЗНОЧИНЦА.
Базаров ‒ типичный представитель
«новых
людей»,
которые
до
минимума упрощали поведение,
повседневный
быт,
уход
за
внешностью.
По
словам
современника,
разночинец
«...должен
был
одеваться как можно проще, иметь
простую обстановку, наиболее
грязную
работу
делать
по
возможности самому ‒ одним
словом,
порвать
со
всеми
разорительными
привычками,
привитыми
богатым
чиновничеством и барством».

Во второй половине XIX века их заменили
разнообразные
профессиональные
объединения разночинцев; собрания у
редакторов журналов и газет; у театральных
деятелей; различные студенческие кружки по
интересам, а также кружки специалистов в
определенной области науки.
В кружках, группах, на вечеринках спорили о
дальнейшей судьбе России, требовали
уважения к личности, ее человеческому
достоинству, отстаивали свободу слова.

10.

Новым героем литературы начиная с 1860-х гг.
стал герой действующий.
В отличие от «лишних людей» (таких, как Онегин и
Печорин: умных, талантливых, но не нашедших
себе места в жизни) герои Н. Г. Чернышевского,
И. С. Тургенева, И. А. Гончарова (Штольц)
трудолюбивы, их волнуют не столько личные,
сколько общественные проблемы.
Однако эти герои так и не нашли ответов на
волнующие современников вопросы. Русская
литература не создала образа человека
деятельного,
энергичного
и
занятого
конкретным полезным делом.

11. Проблематика художественных произведений

ПРОБЛЕМАТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ
В эти же годы шла острая борьба между:
славянофилами,
которые не считали возможным
подражать Западу, так как Россия
имеет свою историю, культуру, идеалы
западниками
(сторонниками использовать
опыт Европы)
и
В. Г. Белинский,
А. И. Герцен,
И. С. Тургенев
А. И. Хомяков,
К. С. Аксаков
А. Н. Островский,
Ф. И. Тютчев,
Н. С. Лесков

12.

Демократизация
литературы
привела
к
обострению крестьянской темы, возникшей в
произведениях Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева
и др.
Литература 1860-х годов поднимала и женскую
тему, причем положение русской женщины
рассматривалось разноаспектно ‒ в семье, в
общественной жизни.
Писателей интересовала жизнь и крестьянок
(Н. А. Некрасов), и купчих (А. Н. Островский, Н. С.
Лесков), и дворянок (Л. Н. Толстой, И. С.
Тургенев) и т. д.

13.

Русская литература 1860-х годов
усиленно пыталась найти ответ на
вопрос «что делать?».
Первым на него в одноименном
романе попытался ответить Н. Г.
Чернышевский.
Произведение
получило
подзаголовок «Из рассказов о
новых людях», в котором автор
заявил его главную тему.
Чернышевский осветил основные
проблемы
общественной,
политической
и
нравственной
жизни России.

14. Роман в русской литературе

РОМАН В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Роман ‒ литературный
жанр
эпического
произведения
большой
формы,
в
котором
повествование
сосредоточено на судьбах
отдельных личностей в их
отношении
к
окружающему миру, на
становлении, развитии их
характеров
и
самосознания.

15.

Если говорить о жанровой специфике литературы
второй половины XIX века, то были представлены и
монументальные романы:
социально-бытовые,
психологические,
философские (И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н.
Толстого, Ф. М. Достоевского),
Повести,
рассказы (Н. С. Лескова и А. П.Чехова),
драматургические произведения (А. Н. Островского и
А. П. Чехова).
Однако в первую очередь это время расцвета
«русского романа».
В I860‒1970-е годы были созданы лучшие образцы
этого жанра.

16.

И. С. Тургенев ‒ «Рудин» (1855), «Дворянское гнездо»
(1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862),
«Дым» (1867), «Новь» (1877);
И. А. Гончаров ‒ «Обломов» (1859), «Обрыв» (1869);
Ф. М. Достоевский ‒ «Униженные и оскорбленные»
(1861), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот»
(1869), «Бесы» (1871), «Подросток» (1875), «Братья
Карамазовы» (1880);
Н. С. Лесков ‒ «Некуда» (1864), «Соборяне» (1872);
Л. Н. Толстой ‒ «Война и мир» (1869), «Анна
Каренина» (1877).

17.

В романах И. С. Тургенева отражено духовное
настроение времени. Он один из первых
изобразил нового героя ‒ разночинцадемократа, нигилиста, и в его произведениях
появился идеал активного борца.
Тургенев создал целую галерею образов
русских женщин ‒ передовых взглядов,
глубоко нравственных высоких порывов,
готовых к подвигу.

18.

Открытием в мировой художественной культуре
стало
изображение
Л.
Н.
Толстым
психологического портрета в движении и
противоречиях.
Толстой при помощи психологического анализа
впервые в русской литературе показал, что
личность изменчива, как изменчива и жизнь.
Человек
умный, образованный способен
попасть в глупое положение; добрый может
проявить жестокость, бессердечие.
Творчество Л. Н. Толстого ‒ попытка уловить
«текучее вещество» душевной жизни героев.

19.

Огромный вклад в развитие нового
русского романа внес Ф. М.
Достоевский.
Изучая
характер
«частного»
человека, который живет в узком
мирке,
Федор
Михайлович
изобразил, какая титаническая
борьба
происходит
в
душе
человека, совершающего выбор
между добром и злом.
Герои Достоевского ищут Истину, за
ее постижение расплачиваются
страданиями.

20. Развитие драматургии

РАЗВИТИЕ ДРАМАТУРГИИ
Развитие русской драматургии второй половины XIX века связано в
первую очередь с именем А. Н.Островского.
Продолжая традиции Д. И. Фонвизина, А. С.
Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н.Островский
создал национальную драматургию, открыл
новых героев и новые конфликты, которые
отражают события русской действительности
того времени.
Им написаны комедии («Не все коту
масленица», «Правда ‒ хорошо, а счастье
лучше»), психологические драмы («Последняя
жертва»,
«Бесприданница»),
социальнобытовые драмы («Бедность не порок»,
«Гроза»), сатирические комедии («Лес»,
«Волки и овцы»), исторические драмы
(«Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Сон на
Волге»), сказка («Снегурочка»).

21.

Неоценимый вклад в развитие русской драмы
внес А. П. Чехов (конец XIX ‒ начало XX века).
Чехов ставил себе основной целью приблизить
драматургию к реальности.
В жизни не бывает злодеев и праведников, там
характеры людей мельче, но сложнее, поэтому и
нет такого явного деления.
Именно поэтому разгадать героя достаточно
сложно.
Он проявляется не в поступках (просто нет
крупных поступков), действия нет как такового,
нет цели к которой двигается герой, чего он
хочет достичь.
Речь
героев
практически
не
индивидуализирована.
Здесь нет индивидуальностей, здесь всё
сглажено, размыто, как в реальности.
Чехов говорил, что в жизни всё проще внешне,
но гораздо сложнее внутренне

22. Споры об искусстве

СПОРЫ ОБ ИСКУССТВЕ
Во второй половине XIX века в русской литературе шла борьба
пушкинского и гоголевского направлений.
Писатели ‒ наследники Пушкина требовали независимости
литературы от власти и народа, творца представляли богом. Это
движение литераторов второй половины XIX века называлось
чистым искусством.
Писатели этого направления считали для себя программным
стихотворение А. С. Пушкина «Поэт и толпа», особенно
заключительные его строки:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Идеологами «чистою искусства» были В. В. Дружинин, П. В.
Анненков, В. В. Боткин; поэты А. Н. Майков, А. К. Толстой, А. А.
Плещеев и др.

23.

Противоположную
точку
зрения
высказывали последователи Гоголя.
В поэме «Мертвые души» (начало первого
тома) Н. В. Гоголь сопоставил два типа
писателей: творца искусства для искусства
и писателя-обличителя, относя себя ко
второму типу.
Его идеи поддерживал В. Г. Белинский,
считавший, что «отнимать у искусства
право служить общественным интересам
‒ значит не возвышать, а унижать его,
потому что это значит лишать его самой
живой силы, т. е. мысли, делать его
предметом
какого-то
сибаристского
(сибарит – праздный, избалованный
роскошью
человек)
наслаждения,
игрушкою праздных ленивцев...».

24. Журналистика

ЖУРНАЛИСТИКА
Во второй половине XIX века в России
начала активно развиваться журналистика.
Журналы
«Современник»,
«Колокол»,
«Русское
слово»,
«Искра»,
«Русский
вестник», «Вестник Европы» и другие
сыграли огромную роль в развитии русской
литературы и искусства.
«Современник»
под
руководством
Н. А.Некрасова стал печатным органом
революционных демократов.
Политическим и критическим отделами в
этом
журнале
руководил
Н. Г.Чернышевский, он выступал как критик
и публицист.

25.

В 1856 году Н. Г. Чернышевский ввел в
редакцию
«Современника»
Н.А.Добролюбова.
Статьи
Чернышевского и Добролюбова сделали
журнал «Современник» популярным в
среде передовых людей России.
В
статьях
Добролюбова
разрабатывались
и
многие
теоретические вопросы эстетики и
литературоведения.
В 1866 году журнал был запрещен
цензурой.
Идеи «Современника» Н. А.Некрасов
продолжил в журнале «Отечественные
записки» (1868).

26.

Оппозиционными по отношению к
этим журналам были журналы «Русский
вестник», «Русское слово» и др.
Усиление
роли
литературы
в
общественной жизни повлекло за
собой развитие критики.
Литературная критика второй половины
XIX века была представлена именами
Н.
Г.
Чернышевского,
Н.
А.
Добролюбова, А. А. Григорьева, А. В.
Дружинина, Н. Н. Страхова, Д. И.
Писарева, И. А. Антоновича и др. и
оказала огромное влияние на развитие
литературы.

27. Поэзия второй половины XIX века

ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Из противоречий между «гоголевским» и
«пушкинским» направлениями в русской
литературе второй половины XIX века
возникло противостояние двух поэтических
лагерей:
«чистого искусства» и гражданской литературы.

28.

Под условным определением «чистое искусство» или
«искусство для искусства» может быть объединено
творчество целого ряда самобытных русских поэтов.
Считается, что во главе этого направления в русской
поэзии стояли Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, к представителям
«чистого искусства» относят Я. П.Полонского, А. Н.
Апухтина, А. Н. Майкова, Л. А. Мея, Н. Ф. Щербину.
Этих
поэтов
объединяло
общее
традиционное
представление о поэзии, которая выше обыденной жизни,
сиюминутных проблем, социальных и политических
вопросов. Однако было бы неверно считать, что поэзия
«чистого искусства» была далека от жизни. Ее сфера ‒
душевный мир человека, мир чувств, философских и
эстетических исканий, поиск ответов на вечные вопросы
бытия.

29.

Представители «чистого искусства» видели себя в
роли защитников подлинного творчества,
независимого от моды, сиюминутных идей и
политических страстей, утверждали, что поэзия
не может не обладать духовной красотой и
нравственным совершенством, потому что она
божественна по своей природе, а поэт несет
ответственность перед самим Всевышним.

30.

Представители «чистого искусства» пытались
осмыслить серьезные философские аспекты
бытия; создали великолепные стихотворения о
любви; способствовали развитию русской
лирики.
Замечательные, высокопатриотичные строки о
России Ф. И. Тютчева до сего времени являются
яркой характеристикой русского самобытного
характера:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать ‒
В Россию можно только верить.

31.

Сторонники лагеря революционных демократов
объявляли себя решительными противниками так
называемого «чистого искусства».
Гражданская поэзия в русской литературе второй
половины XIX века представлена прежде всего
творчеством Н. А. Некрасова, а также В. С.Курочкина,
Д. Д. Минаева, Н. П. Огарева, А. Н. Плещеева, А. М.
Жемчужникова, которые были
сознательными
выразителями современных им политических и
социальных настроений.
Так же как прозаики, представители «натуральной
школы», они пользовались в поэзии материалом
современной действительности.

32.

В области поэзии Некрасов совершил то же, что Гоголь в
прозе, ‒ расширил национальную специфику
произведений, приблизил литературу к народу, сделал
русских крестьян героями своей поэзии.
Демократизация лирики Некрасова
повлияла
на
стиль,
язык,
метроритмические особенности его
поэзии.
Поэт создал разновидности жанров:
элегию на общественные темы,
пародийный романс и оду; ввел в
литературу
остросоциальную
стихотворную повесть и лирическую
поэму, поэму-обозрение, крестьянскую
эпопею. В его произведениях часто
сочетается несколько традиционных
жанров.

33.

Особое место в полемике между
представителями «чистого искусства» и
гражданской
поэзии
принадлежит
А.А.Григорьеву, который считал, что
существование и борьба этих двух
направлений – закономерный процесс
развития литературы послепушкинского
периода.
«Поэты истинные, все равно, говорили
ли они: “Я не поэт – я гражданин”, или:
“Мы рождены для вдохновений, для
звуков сладких и молитв”, – служили и
служат одному: идеалу, разнясь только в
формах выражения своего служения.

34. Итог

ИТОГ
Русская поэзия второй половины XIX века при
всем разнообразии тем, идей, направлений
стала явлением духа русского народа.
Таким образом, развитие литературы во
второй половине XIX века шло по разным
направлениям, и выдвинуло целую плеяду
величайших русских поэтов и писателей, чьи
имена обрели всемирную известность.

В литературе 1850-1860 годов обозначилась целая серия романов, получивших название романов о «новых людях».
По каким же критериям происходит отнесение человека к «новым людям»? Прежде всего появление «новых людей» обусловлено политической и исторической обстановкой общества. Они представители новой эпохи, следовательно, у них новое восприятие времени, пространства, новые задачи, новые отношения. Отсюда и перспектива развития этих людей в будущем. Итак, в литературе «новые люди» «начинаются» с романов Тургенева «Рудин» (1856), «Накануне» (1859), «Отцы и дети» (1962).
На рубеже 30-40-х годов, после поражения декабристов, в Русском обществе произошло брожение. Одну его часть охватило отчаяние и пессимизм, другую - скрупулезная деятельность, выраженная в попытках продолжать начатое дело декабристов. Вскоре общественная мысль принимает более оформленное направление - направление пропагандистское. Вот эту-то идею общества Тургенев и выразил в типе Рудина. Поначалу роман назывался «Гениальная натура». Под «гениальностью» в данном случае подразумевается озаренность, стремление к истине (задача этого героя, действительно, скорее нравственная, нежели социальная), его задача посеять «разумное, доброе, вечное», и он с честью исполняет это, но ему не хватает натуры, не хватает сил преодолевать препятствия.
Тургенев затрагивает и такой болезненный для русских вопрос, как выбор деятельности, деятельности плодотворной и полезной. Да, у каждого времени свЬи герои и задачи. Для общества того времени энтузиасты, пропагандисты Рудины были нужны. Но как бы потомки сурово ни обвинили своих отцов в «пошлости и в доктринерстве», Рудины - это люди минуты, конкретной ситуации, это погремушки. Но когда человек вырастает, то в погремушках отпадает надобность...
Роман «Накануне» (1859) несколько иной, его даже можно назвать «промежуточным». Это время между Рудиным и Базаровым (опять вопрос времени!). Название книги говорит само за себя. Накануне... чего?.. Елена Стахова - в центре романа. Она кого-то ждет.., кого-то должна полюбить... Кого? Внутреннее состояние Елены отражает обстановку времени, она охватывает собой всю Россию. Что же необходимо России? Почему ни Шубины, ни Берсе- ньевы, люди вроде бы достойные, не привлекли ее внимание? А случилось это потому, что им не хватило деятельной любви к Родине, полной отдачи себя ей. Вот почему привлек Елену Инсаров, борющийся за освобождение своей земли от турецкого гнета. Пример Инсарова - пример классический, человек на все времена. Ведь в нем нет ничего нового (ибо безотказное служение Родине вовсе не ново!), но именно этого хорошо забытого старого и не хватило русскому обществу...
В 1862 году вышел самый противоречивый, самый острый роман Тургенева «Отцы и дети». Безусловно, все три романа политические, романы-диспуты, романы-споры. Но в романе «Отцы и дети» это особенно хорошо замечено, ибо проявляется конкретно в «схватках» Базарова с Кирсановым. «Схватки» оказываются такими непримиримыми, потому что в них представлен конфликт двух эпох - дворянской и разночинской.
Острая политичность романа показана еще и в конкретной социальной обусловленности типа «нового человека». Евгений Базаров - нигилист, тип собирательный. Его прототипами были и Добролюбов, и Преображенский, и Писарев.
Также известно, что нигилизм был очень моден среди молодежи 50-60-х годов XIX века. Конечно, отрицание - это путь к самоуничтожению. Но чем оно было вызвано, это безусловное отрицание всей живой жизни, Базаров дает на это очень хороший ответ:
«А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и к доктринерству; мы увидели, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором.., когда дело идет о насущном хлебе...» Вот добыванием «насущного хлеба» и занялся Базаров. Не зря он не связывает свою
профессию с политикой, а становится лекарем и «возится с людьми». В Рудине не было дельности, в Базарове эта дельность появилась. Вот почему он на голову выше всех в романе. Потому что он нашел себя, поднял себя сам, а не прожил жизнь пустоцвета, как Павел Петрович, и уж, тем более, не «провожал день за днем», как Анна Сергеевна.
По-новому ставится вопрос времени и пространства. Базаров молвит: «Пусть оно (время) зависит от меня». Таким образом, этот суровый человек обращается к такой общечеловеческой идее: «Все от человека зависит!»
Идея пространства показана через внутреннее освобождение личности. Ведь свобода личности - это прежде всего выход за рамки своего собственного «я», а это может произойти лишь при отдаче себя чему-то. Базаров отдает себя делу, Родине («Я нужен России...»), чувству.
Силы он чувствует огромные, а сделать что-то так, как хочет, не может. Вот поэтому он уходит в себя, становится желчным, раздраженным, угрюмым.
Работая над этим произведением, Тургенев дал большую подвижку этому образу и роман приобрел философский смысл.
Чего не хватило этому «железному человеку»? Не хватило не только общего образования, Базаров не хотел примириться с жизнью, не хотел принять ее такой, какая она есть. Он не признал в себе человеческих порывов. Вот его трагедия. Он разбился об людей - вот трагедия этого образа. Но недаром у романа такой примиряющий конец, недаром могила Евгения Базарова святая. Было же что-то естественное и глубоко искреннее в его поступках. Это то, что доносится до Базарова. Направление же нигилизма не оправдало себя в истории. Оно легло в основу социализма... Романом-продолжением, романом-ответом на тургеневское произведение стал роман «Что делать?» Н. Г. Чернышевского.
Если Тургенев создал собирательные типы, порожденные общественными катаклизмами, показал их развитие в этом обществе, то Чернышевский не только продолжил их, но и дал развернутый ответ, создав программное произведение «Что делать?».
Если Тургенев не обозначил предысторию Базарова, то Чернышевский дал полный рассказ жизни своих героев.
Что же отличает «новых людей» Чернышевского?
Во-первых, это демократы-разночинцы. А они, как известно, представляют период буржуазного развития общества. Нарождающийся класс создает свое новое, создает исторический фундамент, следовательно - новые отношения, новое восприятие. Теория «разумного эгоизма» и явилась выражением этих историконравствен- ных задач.
Чернышевский создает два типа «новых людей». Это люди «особенные» (Рахметов) и «обыкновенные» (Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов). Таким образом, автор решает проблему переустройства общества. Лопухов, Кирсанов, Родальская переустраивают его творческим, созидательным, гармоничным трудом, путем самовоспитания и самообразования. Рахметов - «революционным», хотя этот путь проявлен туманно. Вот почему сразу встает вопрос времени. Вот почему Рахметов - человек будущего, а Лопухов, Кирса- нов, Вера Павловна - люди настоящего. У «новых людей» Черны- шевского на первом месте внутренняя свобода личности. «Новые люди» создают свою этику, решают нравственно-психологические вопросы. Самоанализ (в отличие от Базарова) - то главное, что их отличает. Они верят, что сила разума воспитает-таки в человеке «доброе и вечное». Автор просматривает этот вопрос в формировании героя от начальных форм борьбы с семейным деспотизмом до подготовки и «перемены декораций».
Чернышевский утверждает, что человек должен быть гармоничной личностью. Так, например, Вера Павловна (вопрос эмансипации), будучи женой, матерью, имеет возможность общественной жизни, возможность учиться, а главное, она воспитала в себе желание труда.
«Новые люди» Чернышевского «по-новому» и относятся друг к другу, то есть автор говорит, что это вполне нормальные отношения, но в условиях того времени они считались особенными и новыми. Герои романа относятся друг к другу с уважением, деликатно, даже если приходится переступать через себя. Они выше своего «эго». А та «теория разумного эгоизма», которую они создали, является лишь глубоким самоанализом. Их эгоизм общественный, а не личный.
Рудин, Базаров, Лопухов, Кирсановы. Были - и нет. Пусть каждый из них имеет свои недостатки, свои теории, которые не оправдало время. Но эти люди отдавали себя Родине, России, они болели за нее, страдали, поэтому они - «новые люди».