М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Дружба и любовь в жизни Печорина. (с использованием программы Activstudio). Урок «Вернер и Печорин. Отношение Печорина к дружбе

Урок развития речи в 9 классе (подготовка к написанию сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»). Цель урока - попытка найти ответ на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?», который является темой классного сочинения;подобрать эпиграф, составить план будущего сочинения и собрать рабочие материалы.

Просмотр содержимого документа
«урок Смольниковой»

МБОУ «СОШ №112»

Г.Трёхгорный

Урок развития речи в 9 классе

Печорин в системе мужских образов романа.

(Подготовка к написанию сочинения

по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Урок разработан

учителем русского языка и литературы

Смольниковой Ириной Александровной

2013 год

Тема урока: Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

(Подготовка к написанию сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Цель урока: подготовка учащихся к написанию сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Задачи: 1. Дать ответ на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?»

2. В процессе работы составить план будущего сочинения, собрать рабочие материалы.

3. Развивать коммуникативную компетенцию, навыки работы с текстом.

4. Воспитывать в обучающихся бережное и осознанное отношение к понятию «дружба».

Оборудование:

    Текст произведения.

    Домашние заготовки.

    Презентация.

Ход урока.

Этап урока

Оборудование

    Орг.момент

Создание положительного настроя на работу.

    Проверка домашнего задания

    Вспомните, в чём состоит отличие системы образов романа «Герой нашего времени» от системы образов романа в стихах «Евгений Онегин»? (этот роман моногеройный)

    Что значит «моногеройный»? (в центре только характер Печорина)

    Для чего нужны остальные персонажи? ( В се образы подчинены раскрытию центрального)

    Перечислите мужские образы романа, с которыми тесно взаимодействует главный герой. (Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, Вулич)

    Тема урока, целеполагание

    Дома вы рассмотрели систему мужских образов и попытались ответить на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?»

Ответу на этот вопрос и будет посвящён сегодняшний урок. Кроме того, эта тема является одной из тем сочинения по роману Лермонтова, поэтому нам предстоит сегодня разработать план вашего будущего сочинения и собрать рабочие материалы.

    Всё, что я буду записывать на доске и что вам понадобится для вашего сочинения, обязательно фиксируйте в тетради.

Записи в тетради «Дружба в жизни Печорина»

    Подбор эпиграфа.

    Как вы считаете, какую цитату из романа мы можем взять в качестве эпиграфа к нашему сочинению? (…Я к дружбе не способен:из двух друзей всегда один раб другого,хотя часто ни один из них себе в этом не признаётся.)

    Какие ещё эпиграфы вы бы предложили? (обсуждение)

Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба - никогда. Руссо Ж.

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света. Цицерон

То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого - обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами; самая бескорыстная дружба не что иное, как сделка, при которой наше самолюбие всегда рассчитывает что-нибудь выиграть.

Ларошфуко

    Казалось бы, что в высказывании Печорина уже можно найти ответ на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?», но мы с вами всё-таки попробуем разобраться. Неужели не было хотя бы одного человека, с которым Печорин дружил?

Записи в тетради

Я к дружбе не способен:из двух друзей всегда один раб другого,хотя часто ни один из них себе в этом не признаётся.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

    Составление плана, подбор материалов, работа с текстом

1 часть сочинения

    Из каких частей должно состоять сочинение? (1 – вступление, 2 – основная часть, 3- вывод)

    Как вы считаете, с чего можно начать сочинение по этой теме? (с размышления о том,что такое дружба; актуально ли это понятие в современном мире; какими качествами должен обладать настоящий друг)

    К каким источникам информации вы можете обратиться?

Записи в тетради

I .Что такое дружба? (учитель дублирует запись на доске)

2 часть сочинения

    Как озаглавить 2 часть сочинения?

    На примере каких образов вы будете рассматривать понятие «дружба»? Можно ли включить сюда женские образы? Почему?

    В каком порядке вы будете выстраивать этих персонажей?

Записи в тетради

Печорин и Максим Максимыч.

    В каких частях романа мы встречаемся с этим персонажем?

    Какие качества присущи этому человеку? Как он относится к Печорину?

    Что Печорин даёт в ответ М.М.? Как проявилось отношение П. к М.М. в сцене их последней встречи? Какими способами автор передаёт взволнованность М.М. и равнодушие П.? (работа с текстом)

    Какова роль М.М. в раскрытии образа Печорина? (описывая поступки и не пытаясь даже объяснить их причин, способствует созданию тайны характера главного героя)

    Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин?

    (противопоставлен Печорину. Проще относится к жизни; не анализирует ни своих чувств и поступков, ни чужих; не размышляет.)

    Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения между этими героями?

    Можно ли эти взаимоотношения назвать дружбой?

Записи в тетради

1.Печорин и Максим Максимыч.

Слайд №4-5

(проектор ставится на тёмный экран)

    Когда мы встречаемся с этим героем?

    Какие качества присущи этому человеку? Как он относится к Печорину? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5,12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

    Как П. относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11,16 мая, 5,6 июня)

    Какова художественная задача образа? (Грушницкий - своеобразная пародия и на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, у Грушницкого -поза, рассчитанная на то, чтобы произвести впечатление на окружающих.)

)Записи в тетради

(проектор ставится на тёмный экран)

Печорин и Вернер.

    (- Сходство: 1) отношения с обществом: ...его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных,- больные взбеленились, почти все ему отказали. 2) остроумие: У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком... 3) скептицизм: ..Я убежден только в одном... В том... что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру.)

    В чём состоит различие? (1) Печорин «бешено гоняется за жизнью»; Вернер же пассивен: Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу...2) Вернер - натура менее глубокая и менее сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание.)

    Какова роль Вернера в понимании характера Печорина? (приятель и «двойник» Печорина)

    Можно ли взаимоотношения между этими героями назвать дружбой?( Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»)

Записи в тетради

2. Печорин и Вернер.

Слайд №10

(проектор ставится на тёмный экран)

Слайд №11

Печорин и Вулич.

    В какой части романа мы встречаемся с этим персонажем?

    Какова роль Вулича в романе?

    Можно ли взаимоотношения между этими героями назвать дружбой?

Слайд №12

(проектор ставится на тёмный экран)

3 часть сочинения.

III . Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?

Слайд №13-14

(проектор ставится на тёмный экран)

Итог урока. Рефлексия.

    Так что же такое дружба в жизни Печорина? Составьте синквейн.

работа в парах// группах//индивидуальная (по желанию)

Задание на дом

  1. П. и девушка-ундина

Слайд №15

Список использованной литературы

    Азарова Н.М. Текст: Пособие по русской литературе XIX века. Ч. 1. - М.: Издательство МПГУ «Прометей», 2000.

Просмотр содержимого презентации
«урок Смольниковой»


  • «Герой нашего времени» - моногеройный роман.
  • В центре характер Печорина.
  • Все другие характеры группируются вокруг главного героя.
  • Образная система подчинена задачам раскрытия проблемы личности.

Дружба в жизни Печорина .


Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени


Печорин и Максим Максимыч

В. Г. Белинский: «...вы от души полюбите простого, доброго, грубого в своих манерах, лаконического в словах Максима Максимыча.»

1.- Доброта, простота:

Мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста,- к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке.

(Максим Максимыч Печорину).

- Очень предан своему делу, что типично для «маленького человека»

В. Г. Белинский: « Для него «жить» значит «служить», и служить на Кавказе...»

(«Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова»)

- Прекрасное знание кавказской жизни и местных нравов:

Ужасные бестии эти азиаты!.. Ужасные плуты! Любят деньги драть с проезжающих... Избаловали мошенников!.. Уж я их знаю, меня не проведут.


Печорин и Максим Максимыч

- Некоторая сентиментальность:

Поверите ли, я, стоя за дверью, также заплакал...

(объяснение Бэлы и Печорина)

- А... ты... а вы? - пробормотал со слезами на глазах старик.

(встреча с Печориным)

- Ощущение своей незначительности:

И вправду молвить: что же я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью? Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться!.. Вы молодежь светская, гордая...


Дружба поневоле, отеческая забота

МАКСИМ МАКСИМЫЧ

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

РАВНОДУШИЕ

«..из двух друзей

Всегда один раб


  • Как П. относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11,16 мая, 5,6 июня) .
  • Какие чувства вызвал П. у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5,12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

соперничество

ГРУШНИЦКИЙ

Зависть, соперничество, неискренность, злоба, тщеславие

«..из двух друзей

Всегда один раб


Печорин и Вернер

  • Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у П. и В. ? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая)

- Сходство:

1) отношения с обществом:

...его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих бо льных,- больные взбеленились, почти все ему отказали.

2) остроумие:

У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком...

3) скептицизм:

..Я убежден только в одном... В том... что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру.


Печорин и Вернер

- Различия:

1) Печорин «бешено гоняется за жизнью»; Вернер же пассивен:

Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу...

2) Вернер - натура менее глубокая и менее сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание.


Взаимоотношения интеллектуалов

Интерес, тяга к интеллектуальному общению


Печорин и Вулич

Отношения противоположностей, ситуативное общение

Чужд сомнений, храбр, но не верит в силу воли и разум

«…из двух друзей всегда один раб другого»



Мужские образы романа- двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души,слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу. Но именно благодаря им образ Печорина раскрывается перед читателем наиболее ярко и полно.


  • П. и Бэла
  • П. и девушка-ундина
  • П. и Мери
  • П и Вера

Буралкина Раш Абаевна

Учитель русского языка и литературы

КГУ № 41

Средняя школа №41

«Что за прелесть эти сказки!»

5 класс

Караганда

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

«Иван - царевич и Серый волк»

Эпиграф: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Цели:

●рассказать об одном из видов устного народного творчества;

● показать ребятам (на примере народной сказки) прелесть чтения;

● формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия, адресного влияния на формирование чтения учащихся;

● развивать речь, мышление, внимание, память;

●обогащать словарный запас;

●воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Тип: изучение нового материала

Наглядности: интерактивная доска,выставка книг, сказка «Иван – царевич и Серый волк», аудиозапись.

Ход урока:

I . Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

III. Вступительное слово учителя

Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок! Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки, потому что деревья там самые причудливые, горы – самые высокие, терема – самые прекрасные, а чудовища – самые ужасные.

Страница 3

I V . Опережающее задание:

1.Какие жанры сказок вы знаете?

Страница 4 ↓





Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов. Действуют реальные герои. Бытовые сказки кратки. Основными героями бытовых сказок являются бедные люди, солдаты.

В волшебных сказках перед читателем возникает особый таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. В ней обыкновенный ковер превращается в ковер-самолет, Баба-Яга летает на ступе. Сказки о животных считаются самым древними. Действующими героями являются дикие звери или домашние животные: лиса, волк, медведь, собака и даже насекомые. В сказках они обладают такими же качествами, что и люди.

Страница 5

Схема с закрытыми окнами

2. В чем сходство и различие народных и литературных сказок?

Страница 6 ↓

Вендиаграмма

V. Чтение первой главы сказки

Страницы 7,8,9

Вопросы к I главе:

1. Как стерегли сад старший и средний сыновья?
2. Что удалось сделать Ивану-царевичу?

3.Какую характеристику можно дать всем сыновьям по первой части сказки?

Страница 10

использование пера

VI. Чтение второй главы сказки

Страницы 11, 12 ↓

Аудиозапись сказки « Иван-царевич и Серый волк»

Вопросы ко II главе:

1. Прочитайте разговор Серого волка и Ивана-царевича в лицах

2.Почему Ивана-царевича схватила стража царя Афрона?

3. Почему Иван-царевич не смог забрать коня златогривого?

VII. Чтение третьей главы сказки

Страницы 14, 15, 16↓

Аудиозапись сказки « Иван-царевич и Серый волк»

Вопросы к III главе:

1.Что случилось с Иваном-царевичем на путидомой?

2.Как вы относитесь к поступку братьев Ивана?

Страница 17 ↓

использование пера

VIII. Чтение четвертой главы

Страница 18↓

Аудиозапись сказки « Иван-царевич и Серый волк»

I X . Сказочные слова и выражения:

Страница 19 ↓

использование пера

Долго ли, коротко ли – …

Откуда ни возьмись – …

Мамушки-нянюшки – …

Живая и мертвая вода – …

Жить-поживать да горя не знать - …

X. Работа по картине (опережающее задание):

Страница 20 ↓

Картина И. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Картина написана по сюжету русской народной сказки «Иван – царевич и Серый волк». На картине изображен побег Иван – царевича с Еленой Прекрасной от царя Далмата к царю Берендею. Васнецов использовал темные цвета, так как всадники мчались по темному ночному лесу, их преследуют. Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело.

XI. Решение кроссворда

Страница 21 ↓

вопросы кроссворда и ответы с закрытыми окнами

XII. Домашнее задание:

1.Выпишите в тетрадь имена главных героев и персонажей сказки. Попробуйте сделать рисунки к сказке.

2.Озаглавьте каждую часть сказки. Подготовьте пересказ, используя сказочные слова и выражения.

XIII. Рефлексия

1.Какую роль хотелось бы вам сыграть, если бы участвовали в школьном спектакле?

2.Понравился ли вам урок?

3.Что вам больше всего запомнилось?

Средняя школа №41

М.Ю. Лермонтов

«Герой нашего времени»

Дружба и любовь в жизни Печорина.

Учитель русского языка и литературы: Буралкина Р.А.

Караганда

Тема: М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Дружба и любовь в жизни Печорина.

Эпиграф : « Герой Нашего Времени…это портрет, составленный из

пороков всего нашего поколения»

Цели:

●осмыслить сюжетно-композиционную роль романа «Герой нашего времени»;

●способствовать раскрытию необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина;

●провести социально-психологические параллели образа Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем;

● провести героя через испытание любовью, так как это считается высшей человеческой ценностью;

●содействовать формированию у учащихся умения разбираться в психологии личности (на примере образа Печорина);

●воспитывать взаимопонимание и умение работать в коллективе.

Тип: урок-закрепление

Наглядности: портрет М.Ю. Лермонтова,

роман «Герой нашего времени»,

интерактивная доска.

Ход урока:

Страница 2 ↓

использование прожектора

Любая книга - умный друг:

Чуть утомит, она смолкает;

Она безмолвно поучает,

С ней назидателен досуг.

I. Вступительное слово учителя

Русское общество познакомилось с «длинной цепью повестей» Лермонтова под общим названием «Герой нашего времени» в 1839-1840 годах.

– Как же приняли роман читатели XIX века?

Страница 7 ↓

Портреты, иллюстрация Москвы XIX века

Николай I находил роман « отвратительным», « показывающим большую испорченность автора».

Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нём клевету на русскую действительность.

Профессор С.П. Шевырёв стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.

Раньше других с необычайной верностью оценил «Героя нашего времени» В.Г. Белинский , отметивший в нём «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества».

А что же автор? Ко второму изданию «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова пишет « Предисловие», в котором настаивал на том, что « Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.

Моё отношение к роману (как читателя XX века)

А как же вы, читатели XXI века , восприняли это произведение? Поделитесь своими мыслями, чувствами. Какой эпизод вам больше всего запомнился?

II. Кто рассказывает историю Печорина?

Страница 7

использование пера

1. Максим Максимыч – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своём веку. Добрый человек, но ограниченный. Провёл немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался

в « странностях » своего аристократического сослуживца, человека слишком далёкого от него социального круга.

2.Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нём может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максим Максимыча. Печорина «…видел…только…раз…в жизни на большой дороге». Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет своё мнение о герое, хотя оно не является исчерпывающим.

3. И наконец, повествование переходит в руки самого героя – человека искреннего, «кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки»; человека зрелого ума и нетщеславного.

III. Задания по группам (для анализа ключевых эпизодов класс разделить на 4 группы)

I V . Дружба в жизни Печорина.

Страница 9, 10, 11, 12 ↓

1-ая группа. Печорин и Максим Максимыч.

1.Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов « у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максим Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?

2. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передаётся взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

3.Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максим Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-ая группа. Печорин и Грушницкий.

1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?

2. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?

3. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер.

1.Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?

2. Перечитайте записку Веры к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чём Печорин оказался морально выше Вернера?

3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-ая группа. Печорин и Вулич.

1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов? 2. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич всё-таки погибает, а Печорин остаётся жив? В чём художественный смысл такой авторской позиции?

3. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

V. Заполнение схемы.

Страница 13 ↓

-Умеет ли Печорин дружить?

VI. Любовь в жизни Печорина.

Страница 14, 15, 16, 17 ↓

1-ая группа. Печорин и Бэла.

1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чём своеобразие её чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он её на самом деле?

3.Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

2-ая группа. Печорин и девушка-ундина.

1.Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?

2. Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чём девушка-ундина превосходила Печорина и в чём ему уступала?

3. Какова композиционная роль её образа?

3-я группа. Печорин и Мери.

1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чём нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он всё-таки решился на дуэль из-за Мери?

3. Каков композиционный смысл образа Мери?

4-ая группа. Печорин и Вера.

1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?

2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры?

3.Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

VII. Заполнение схемы.

Страница 18 ↓

-Умеет ли Печорин любить?

VIII. Дайте характеристику Печорина.

В чём трагизм судьбы Печорина?

IX . Выводы.

Трагическая обречённость в том, что Печорин не видит смысла жизни, не может применить свои способности для пользы и вянет без борьбы. Там, где он появляется, он несёт смерть, разрушение. Это была не история одного Печорина, всего поколения Николаевской России.

X.Рефлексия.

Стихотворение «Дума» (отрывок)

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно.

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

XI.Тестирование (20-27 страницы)

XII. Домашнее задание:

1.Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

Средняя школа №41

Рассказ «Бирюк»

(Комплексный анализ прозаического произведения)

Учитель русского языка и литературы: Буралкина Р.А.

Караганда

Тема: И.С. Тургенев «Записки охотника»

Рассказ «Бирюк»

(Комплексный анализ прозаического произведения)

Эпиграф: « В крепостном крестьянине И.С. Тургенев показал человека,

который так же, как и все люди имеет человеческие права».

Цели:

●научиться делать комплексный анализ прозаического произведения;

●помочь учащимся «увидеть» героя, опираясь на различные приёмы, используемые автором;

●показать, что во внешне угрюмом человеке скрыта сильная и благородная натура; уделить внимание формированию определённых умений: вести познавательную деятельность, сравнивать факты, явления, обобщать, делать выводы, пользоваться словарями и справочниками, устанавливать причинно - следственные связи, выделять логически законченные части в прочитанном, выразительно читать;

●способствовать воспитанию личности с активной жизненной позицией и развитию творческого мышления.

Проблема урока:

●как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.

Ход урока

Мы уже познакомились с биографией одного из самых видных писателей середины 40-х годов IX века, коим является И.С. Тургенев, и его рассказом «Хорь и Калиныч», который входит в сборник «Записки охотника».

Проверка домашнего задания :

Страница 4-6 ↓

1. Почему целых 25 рассказов и очерков объединены в одну книгу?

2. Что вы узнали о людях и их жизни в Орловской и Калужской губерниях?

3. Что общего и в чём различие между Хорем и Калинычем?

Страница 7 ↓

Вендиаграмма

4. Какой художественный приём использует автор?

Слово учителя

Сегодня мы рассмотрим ещё один рассказ И.С. Тургенева. Это рассказ « Бирюк». А начнём мы с истории создания рассказа «Бирюк». (сообщение ученика)

Чтобы вспомнить содержание текста, прослушаем запись отдельных моментов.

Страница 8↓

Аудиозапись

Обратимся к сюжету этого рассказа. Для этого вспомним литературные термины: сюжет и фабула.

Страница 9↓

инструмент шторки.

Совпадают ли сюжет и фабула в этом произведении?

Определите основную тему рассказа.

– Как же проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям?

Бирюк - главный герой рассказа. Обратимся к его портрету и попробуем разобраться, для чего автор даёт нам портрет героя.

1 группа. Портрет.

Кто такой бирюк? (по Далю)

1.Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?

2.Найдите в тексте и прочитайте выразительно, что автор выделяет во внешности Бирюка. Устно нарисуйте, каким вы его себе представляете.

(используйте свои рисунки)

3. Что узнали о характере главного героя благодаря портрету?

Портрет. Описание Бирюка по тексту.

Страница 11↓

Для того чтобы понять Бирюка, давайте познакомимся с его жилищем, ведь в литературном произведении описание жилища героя может многое добавить к тексту.

2 группа. Интерьер.

1. Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?

2. Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения.

3. Как это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка?

Страница 13↓

инструмент шторки, использование пера.

3 группа. Пейзаж. 1. Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?

2. Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание природы. Какой образ главный? Как он соотносится с образом главного героя? 3. Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? Какие чувства и как передаёт И.С. Тургенев через описание природы?

Страница 15, 16↓

Чтение отрывков «Перед грозой» и «Гроза»

Аудиозапись

Изобразительно-выразительные средства: олицетворения и эпитеты

Страница 17↓

использование пера

Речь и поведение героя:

1. Что говорят в деревне о Бирюке?

2. Найдите и приготовьте чтение по ролям диалогов: лесник-охотник, лесник – мужик - «вор».

3. Что вы узнали о герое по его речи?

4. Какие поступки совершает Бирюк? Как в этом сказывается его характер?

Вопросы:

Ожидали вы такой развязки?

Почему Бирюк всё-таки отпускает мужика?

Какое чувство вызвал у вас Бирюк при чтении рассказа?

Почему жалкие и униженные просьбы мужика и заступничество барина не тронули Бирюка, тогда как гневный взрыв отчаявшегося мужика достигли цели?

Неотъемлемой частью рассказа является конфликт. Конфликт может внешним и внутренним.

Страница 18↓

использование пера

Что вас удивило? Почему вдруг хороший человек назван таким «злым» словом?

Выводы: И.С. Тургенев показал героя, который в сложной ситуации, ценой собственного благополучия пытается остаться личностью. Может, потому и не принимают его односельчане, что не похож он на них. Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика. В.Г. Белинский писал, что Тургенев « зашёл к русскому мужику с такой стороны, с какой ещё никто не заходил».

Домашнее задание:

1.Какая мысль звучит во всех произведениях сборника « Записки охотника»? 2. Подготовьте выразительное чтение «Стихотворений в прозе».

3.Попытайтесь перевести одно из них на казахский язык.

«Герой нашего времени» - выдающееся произведение русского классика М. Ю. Лермонтова, которое состоит из отдельных повестей, не имеющих последовательного изложения сюжета. Однако все они рассказывают разные истории, связанные с героем Григорием Александрович Печориным, очень таинственным и загадочным человеком, который вызывает разные чувства: привязанность, сострадание, ненависть и любовь. Кстати, любовь и дружба в жизни Печорина в большинстве своем ничего для него не значили. Он не испытывал теплых и искренних чувств к другим, а может, прятал эти чувства глубоко внутри себя.

Дружба в жизни Печорина. Сочинение

В первой главе мы знакомимся с Печориным со слов штабс-капитана Максима Максимыча. Хоть им и пришлось пережить немало трагических событий, но это никак не сблизило их. Максим Максимыч за это время сильно привязался к Печорину, но в духовном плане был чужд ему, может, из-за а может, из-за

Нужно отметить, что в герое Максиме Максимовиче прослеживается образ простого русского человека, характерного для России того времени. Он никогда не сможет понять Печорина, однако симпатизирует ему и называет его «славным малым». Максим Максимыч говорит о нем, что есть «эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».

Неловкая встреча

Почему дружба в жизни Печорина не имела такой важности, как для других? Для эгоистичного Печорина Максим Максимыч и Бэла были лишь маленькими эпизодами в его жизни. Это доказывает момент, когда Максим Максимыч после долгой разлуки, узнав, что в их части остановился Печорин, выбежал чтобы обняться с другом, но Печорин при встрече с ним не показал никаких эмоций и вымолвил лишь: «Мне пора, Максим Максимыч…» Лермонтов не случайно показывает такую несхожесть двух сослуживцев, такая же разница всегда существовала между русским народом и светской аристократией.

Дневник Печорина

Дальше в вопросе о том, что значила дружба в жизни Печорина, лучше разобраться, а также ближе познакомиться с этой личностью помогает личный дневник, постепенно открывающий все причины поступков Печорина и его высокомерного отношения к людям. Дневник помогает понять, что двигало этим человеком, чем он жил. Печорин был человеком из высшего общества, которое, в свою очередь, не требовало от него ничего умного и полезного. От такого безысходного положения и своей никчемности Печорин забавлялся и в некотором роде издевался над людьми. Однако он также мог осуждать себя за свои поступки, а это говорит о том, что не такой уж он хладнокровный и Так, в нем проявляется незаурядная личность, способная на сострадание.

Маска равнодушия

Что значит дружба в жизни Печорина? Он очень сложно сходится с людьми, совсем не умеет дружить и любить по-настоящему. Все, кто попадался на его пути, Бэла, Максим Максимыч, Мери, Вера, Грушницкий, получили от встречи с ним только боль, страдание и разочарование. Он думал, что он умнее всех, и требовал большего. Получая желаемое, он быстро от него отказывался. Кто знает, может, его холодность - лишь маска, которую общество научило надевать на себя, чтобы не показывать свои истинные чувства. Таким образом можно было обезопасить себя от ненужного любопытства и насмешек, чего он так не любил.

Доктор

Но в романе действительно есть такой человек, с которым Печорин особенно дружен, это доктор Вернер. Печорину удается в нем разглядеть свои собственные черты, ему нравится в нем скептицизм, интеллект и то, что он любит поэзию. Печорину импонировало и то, что этот человек по профессии врач.

В теме «Дружба в жизни Печорина» цитаты звучат по-разному. Печорин сам однажды признался Вернеру, что он не способен дружить, что в дружбе «один раб другого». Печорин свободолюбивых нравов, подстраиваться и подчиняться не желает, не нуждается в чужих советах. В любви он тоже себя не видит, его добрая и умная Вера ему уже не принадлежит, она замужем, бороться ему за нее уже поздно.

Дуэль

Нелепая дуэль с Грушницким - это его роковая месть за розыгрыш. Печорин решает довести дело до конца и убивает бедного юнкера, хотя и знает, что Грушницкий в него никогда бы не выстрелил.

В главном герое живут два человека, один постоянно совершает поступки, а другой осуждает его за них. Он не угадал своего предназначения, презирает своих современников и себя самого за никчемность и беспощадно бичует себя за то, что никогда не будет служить высоким идеалам.

Дружба в жизни Печорина. Таблица

Если составить краткую образную таблицу взамоотношений Печорина, то можно выделить интересные детали.

Максим Максимыч

Относится к Григорию Александровичу с искренностью, сочувствием, любовью и в то же время с непониманием. Печорин же к нему абсолютно равнодушен, если не сказать - безразличен, хоть и были они довольно долгое время сослуживцами.

Грушницкий

В нем играло соперничество и зависть, тщеславие и злоба по отношению к Печорину, который ответил безжалостностью, неумением прощать слабости своему сверстнику.

Офицер серб Вулич

Он храбр, фаталист, чуждый сомнениям, верит, что все предопределено в судьбе человека. Печорин же отрицает предопределение и верит в здравый рассудок.

Доктор Вернер

Ироничный философ, созерцатель, боится ответственности. Печорина все это привлекает, ему нравится интеллектуальное общение с ним.

Вот таким он был, Печорин. Читайте великое творение М. Ю. Лермонтова и делайте собственные выводы о том, что значила дружба в жизни Печорина. Сочинение, которое мы представили вашему вниманию, представляет собой лишь субъективное мнение.

27 Март 2015 - Автор Светлана

Вы говорите, что он — эгоист?

Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это?

Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной?

Нет, это не эгоизм…

В.Г. Белинский

Открытый урок

Литература. 9 класс

Цель урока: воспитывать духовно-нравственного человека на примере ценностей и нравственных и безнравственных поступков, изображённых в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Задачи:

1.осуществить метапредметные связи литературы, основ православной культуры, музыки и киноискусства;

2.раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои романа;

3.формировать отношение к событиям и героям романа, их оценку;

4.выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении внутреннего мира героев, раскрытие авторского замысла;

5.развивать речь учащихся за счёт развёрнутых аргументированных ответов, лексический запас слов, умение сопоставлять характеры и поступки героев;

6.воспитывать чувство сострадания, любовь, понимание к ближнему, умение быть внимательным и открытым другим людям.

Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец.
И то и другое будет ложно.
М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени .

Технология урока : проблемное обучение, групповые технологии, компьютерные информационные технологии обучения.

Методы : эвристическая беседа, работа в группах.

Оборудование урока : оформленная магнитная доска, школьная доска, эпизоды из кинофильма, слайд-презентация, художественный текст- роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Библия, высказывания великих о доброте и милосердии, музыка Эдуарда Артемьева.

Это 3 урок по роману.

Ход урока .

1.Приветствие.Слово учителя.

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление» — так заканчивает своё предисловие к «Журналу Печорина» будто бы рассказчик, который узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер, и очень обрадовался этому известию, так как это дало ему право напечатать «сердечные тайны человека, которого он никогда не знал». Это было в 1838-1840 годах, а нас эта «история души человеческой» интересует до сих пор, мало того, кажется, будто написана про многих из нас.

Почему «история души человеческой, даже мелкой» едва не полезнее истории целого народа? Почему Печорин, такой красивый, богатый, успешный несчастлив? Почему никто не помог ему найти счастье в жизни? В чём дело?

По своему типу роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение центростремительное . В центре системы его художественных образов находится один персонаж – Григорий Александрович Печорин , все остальные герои располагаются вокруг него, помогая раскрытию этого характера.
На протяжении всего романа автор сопоставляет Печорина с другими персонажами произведения, формируя из них пары. Это помогает Лермонтову отчетливее и полнее показать характер «героя времени», высветить все нюансы его противоречивой натуры. Так, в романе мы встречаем следующие пары:

  • Печорин — Максим Максимович («антипод»),
  • Печорин — Грушницкий («пародия»),
  • Печорин — Вулич («фаталист»),
  • Печорин-Вернер («друг).

Давайте вместе разберёмся: ПОЧЕМУ????

2.Работа в группах. “Французские мастерские».4 группы по 6 человек .Учащиеся получают задание и начинают работать, читают вопросы, текст романа, отвечают на вопросы коллективно, письменно в тетрадь под диктовку или организатора или генератора идей в группе, готовят защиту, выступление, поднимают руку, если нужна консультация учителя или готовы к защите.

1-я группа. Печорин и Максим Максимыч

3-я группа. Печорин и Вернер

4-я группа. Печорин и Вулич

4.Защита, выступление групп. Ребята делают выводы по своим двойникам.

Кем являлся Максим Максимыч для Печорина?

Зачем введён образ Грушницкого? Кто он по отношению к Григорию Печорину?

Вернер был ли другом для Печорина?

Что восхищало Печорина в Вуличе? Что оттеняет в Печорине Вулич?

5.Выводы в виде кластера изображены на доске.

Перерисовываем в тетрадь и обсуждаем.

В результате сочетания в романе многих новаторских приемов:

нехронологической композиции,

приема исповеди,

«парного сравнения» героев

перед нами встает фигура трагическая, страдающая, живущая сложной духовной жизнью, страстно жаждущая обновления: «я чувствую в душе моей силы необъятные…»; «…а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!»
Однако мы видим, что всеми обстоятельствами жизни (социально-историческими и личными) Печорин обречен на бездействие. Безусловно, этот персонаж — герой своего времени, времени сомнений и скептицизма. Лермонтов показывает нам, что в условиях 30-40-ых годов 19 века любые усилия личности на пути к самореализации оказывались бесполезными, а отношения личности и общества — антагонистическими.
Конфликт Печорина с аристократической средой, к которой он принадлежал, очевиден с первых страниц романа, как очевидно его глубокое презрение к обществу, превращающему человека в нравственного калеку. «И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой…» — говорит Григорий Александрович княжне Мери, слагая эпитафию своей полумертвой душе.
Духовное и интеллектуальное превосходство героя над миром, в котором он вынужден жить, выливается в форму неприятия этого мира, а самой главной чертой характера Печорина становится индивидуализм и эгоизм: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».
Эти качества, как мы убеждаемся на протяжении всего романа, не приносят герою ни счастья, ни удовлетворения. Печорин честно осознает свои пороки , и его самый суровый нравственный суд обращен на себя самого: «Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая…»
Вообще, в «Герое нашего времени» впервые в русской литературе появляется персонаж, сознательно ставящий перед собой главные вопросы человеческого бытия — о смысле жизни человека и о своем назначении на земле. Так, в ночь перед дуэлью с Грушницким Печорин рассуждает: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Но что же это? Ответ на вопрос дает нам сам Печорин: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли…» Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который «из жизненной бури… вынес только несколько идей — и ни одного чувства». Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым.

Отсутствие цели в жизни — в этом один из главных источников трагедии Печорина, поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна его кипучая деятельность. Тоскуя по гармонии человеческих отношений, душа этого героя жаждет света и добра, но не находит себе приюта в мире дисгармонии, социального и духовного рабства. Единственно возможная форма самореализации, которая доступна Печорину, — это неприятие обстоятельств, противостояние им и самопознание. Очень верно отметил В.Г. Белинский, что в герое Лермонтова «есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется…».
Считается, что Печорин — один из вариантов русского «лишнего человека», уже известного по роману Пушкина «Евгений Онегин». Но в отличие от этого персонажа, в Печорине отразилось другое время и другие, принципиально важные, черты – развитие личностного и общественного самосознания, рефлексия, желание понять причины своих несчастий, чтобы оставить потомкам хотя бы этот «горестный анализ».

Григорий Александрович Печорин — человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе «силы необъятные», но на совести его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», «необходимого действующего лица всякого пятого акта». Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!»

Выводы урока могут быть оформлены в виде опорной схемы.

5.Заключение урока. Рефлексия . Почти все время, на протяжении урока, звучит музыка Эдуарда Артемьева из кинофильмов:«Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви».

На что наталкивает нас музыка, куда она проникает, как она помогает?

На какие заповеди мы должны сегодня обратить внимание? На какие ценности в жизни? На магнитной доске вывешены заповеди блаженства, на столе лежит Библия.

6.Домашнее задание Напишите сочинение –размышление на тему «Печорин –герой своего времени или он вне времени?»

1-я группа. Печорин и Максим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  1. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  2. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-я группа. Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  1. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  2. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  1. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  2. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-я группа. Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  1. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вуличвсе-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
  2. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

1-я группа. Печорин и Максим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  1. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  2. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-я группа. Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  1. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  2. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  1. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  2. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-я группа. Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  1. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вуличвсе-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?

Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

В романе Михаила Юрьевича Лермонтова показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, - Печорин.Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело, как остальные молодые светские люди. Но мы не можем не видеть, что Печорин «на голову выше» окружающих его людей, что он умён, образован, храбр, энергичен. Но нас отталкивает его равнодушие к людям, отношение к настоящей любви, дружбе, его эгоизм. Но способен ли Печорин быть другом?
В романе есть человек, с которым, кажется, главный герой дружен, - это доктор Вернер. В докторе Печорина привлекает скептицизм и материализм, а также то, что тот в душе поэт. Конечно, Печорину нравятся эти качества, ведь они по сути являются лучшими чертами его собственного характера. Однако у доктора есть и отличие от молодого человека: у него есть профессия, дело, он – врач. У Печорина-то дел не было.
Возможна ли дружба между такими умными, понимающими друг друга людьми, которые «читают в душе друг друга»? Оказывается, что нет. Во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он неспособен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого» (с моей точки зрения это не так, ведь настоящие друзья равны). Кроме того, люди часто перенимают у друзей какие-то черты, привычки, манеры. Именно поэтому два друга часто похожи. Печорин же считает себя единственным и неповторимым, не нуждающемся в чужих привычках, он хочет лишь «подчинять своей воле всё, что его окружает». Во-вторых, по словам молодого человека, он (как и доктор Вернер) относится к людям, которые «по правде… ко всему довольно равнодушно, кроме самих себя». А также люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы, они увлечены собой.
Все нуждаются в друзьях, но не все их находят. Часто из-за того, что к людям у них слишком большие требования. Возможно, Печорин хотел, чтобы друг хоть в чём-то был лучше его, а это достаточно сложно: ведь у Печорина высокая самооценка, да и на самом деле он умён, хотя растрачивает свой ум на мелочи: он разрушает чужие судьбы вместо того, чтобы заняться устройством своей.
К тому же, Печорин необычен: он очень хорошо знает людей. Его увлечение – изучать их. Но он использует это не для сближения с ними, а для своеобразных экспериментов. Примером может служить его дуэль с Грушницким, где Печорин стоит под дулом пистолета, рискуя жизнью, но всё же полагая, что Грушницкий не законченный подлец и стрелять не станет. Возможно, эта необычность притягивает людей, но не может служить основой для долгих дружеских отношений.
К тому же, в дружбе между людьми подразумеваются откровенные отношения, а Печорин способен снять маску или стереть грим лишь перед самим собой. Всё это в совокупности и его нежелание измениться приводят к тому, что у Печорина не друзей. Он обречён на одиночество, которое рано или поздно станет для него тягостным, и, может, именно это является его трагелией.